Повесть А. С. Пушкина «Дубровский» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Класс: 7 Зачёт №1 «Творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. 1 65.11kb.
Мотив псовой охоты в прозе а. С. Пушкина 1 143.05kb.
Закона в новелле Г. фон Клейста «Михаэль Кольхаас» иповести А. 1 36.98kb.
Викторина по повести А. С. Пушкина «Дубровский» 1 8.5kb.
Выполните задания 1 64.37kb.
Эпитет в художественном произведении 1 97.26kb.
Литературная игра по роману А. С. Пушкина «Дубровский» 1 87.84kb.
Конспект урока литературы 1 77kb.
Путешествие по барским усадьбам романа А. С. Пушкина Дубровский 1 88.61kb.
Уроке литературы романа А. С. Пушкина «Дубровский» 1 175.03kb.
Викторина по повести А. С. Пушкина «Дубровский» 1 14.46kb.
Суд и его последствия 1 71.92kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Повесть А. С. Пушкина «Дубровский» - страница №1/1

Тема: Повесть А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели: ознакомить уч-ся с романом «Дубровский» и его проблематикой, формировать навыки выразительного чтения и анализа произведения, развивать мышление, коммуникативные умения уч-ся, воспитывать лучшие моральне качества. Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести «Дубровский», выставка книг А.С.Пушкина.

«.. он рожден был для иного назначения...»

Ход урока

1.Слово учителя:

Имя А.С.Пушкина известно нам из детства. Когда берёшь какую-нибудь книгу с его произведениями, так и хочется сказать : « Здравствуйте, дорогой Александр Сергеевич!» И сразу в памяти всплывут яркие образы героев сказок: царь Салтан, Балда, царевна и богатыри, Руслан и Людмила, говорящая голова, Черномор и ,конечно, ученый кот, рассказывающий сказки. Каждая встреча с замечательным поэтом-это радость,восторг,удивление. А чтобы вспомнить сказки Пушкина, мы проведём небольшую литературную викторину.

Литературная викторина ( учитель зачитывает отрывки из сказки, а учащиеся называют её)

« Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года» (Сказка о рыбаке и золотой рыбке)

«Жил-был славный царь Дадон, Смолоду был грозен он…» ( Сказка о золотом петушке)

«Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару» (Сказка о попе и работнике его Балде)

«Царь с царицею простился, И в дорогу снарядился, А царица у окна Села ждать его одна…» (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

« Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» ( Сказка о царе Салтане)

Сегодня мы познакомимся с новым для нас Пушкиным- мастером прозы. Вы прочитали произведение Пушкина «Дубровский».При жизни автора оно не было напечатано. Великий поэт в свой «жестокий век» восславивший свободу, протестовавший против гнета самодержавия, в своих произведениях размышлял о судьбе людей, о проблемах Добра и Зла, о значении человека в судьбе государства. 2.Сообщение темы и целей урока.Запись темы в тетрадь.

3. Сообщение учеников – историков:

- Экскурс в историю России; - история написания произведения.

(Над романом «Дубровский» А. С. Пушкин работал с 21 октября 1832 г. по 6 февраля 1833 г. Он не был завершен. При жизни поэта роман не был опубликован. Издатели назвали рукопись по имени главного героя. Известно, что в основу романа легло сообщение Нащокина Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский... который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить...» (П. И.Бартенев). Известно также, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е гг.

В романе представлены два поколения. История жизни отцов, во многом принадлежащих екатерининской эпохе, сопоставлена с судьбами детей. Роман выявляет отношение человека и общества, взаимодействие человеческих желаний и законов среды. В романе социальный закон вмешивается в отношения людей, нарушает человеческие связи и привязанности. История жизни отцов оказывается в этом смысле прелюдией трагедии детей. Ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы. Самые сильные человеческие чувства не способны победить предрассудки общества. Троекуров оказывается виновником разорения и смерти друга, а Владимир Дубровский и Маша Троекурова не могут соединиться, хотя любят друг друга.

4.Беседа с учащимися. Анализ произведения.

Учитель: В романе «Дубровский» А.С.Пушкин с беспощадной силой обнажил произвол, самодурство дворян в лице Троекурова и князя Верейского, подлость и низость их прихлебателей Шабашкина и Спицына, готовых совершить любое клятвопреступление. Резко противостоит этому миру всевластия, жестокости, духовного оскудения иной мир- это люди из народа, дворяне Дубровские (отец и сын). Они описаны в романе с глубоким авторским сочувствием.)

-Давайте найдем в тексте, что рассказывает о молодом Дубровском А.С.

Пушкин.

Обратимся к 3 главе романа. («Владимир Дубровский воспитывался в



кадетском корпусе...)

- Что мы узнали о нем? Какие черты характера проявились в Дубровском в


Петербурге?
-Отправимся вместе с молодым Дубровским в Кистеневку. Какие чувства испытывает он? Подтвердите текстом.

  • Кто встретил в Кистеневке Владимира Дубровского?

  • Почему дворня высыпала, когда он приехал?

  • Какова авторская оценка?

- Обратимся к тексту 5 главы. Где мы видим Владимира Дубровского после похорон отца?

  • Зачитать текст. Эпизод «В Кистеневской роще».

  • Какие чувства его волновали?

  • Каково его душевное состояние?

  • Что помогает более точно понять это?

  • Заметили ли вы какую-нибудь связь между тем, что переживает Владимир, и окружающей его природой?

  • Какие чувства он вызывает у вас?

- Что говорит этот эпизод об отношении автора к своему герою? (А.С.Пушкин обычно рисует на фоне природы только любимых своих героев, так как для него это знак богатства души, глубокой внутренней красоты. Что еще раз подтверждает, что автор любит своего героя, сочувствует ему.Рисуя своего героя на фоне природы, А.С.Пушкин тем самым подчеркивает его богатый внутренний мир, выражает свое отношение.)

  • Что еще можно дописать к характеристике Владимира Дубровского?

  • Какие же обстоятельства заставили В.Дубровского стать разбойником?

- Дубровский думает о мести, а в доме Троекурова появляется учитель Дефорж. Какой эпизод характеризует Дефоржа?

  • Как повел себя Дефорж в испытании на храбрость?

  • Какие черты характера подчеркивает автор?

  • Сопоставьте Дефоржа и Дубровского. - Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова?

Почему он не стал мстить Троекурову? (Зачитайте текст. Глава 12).

  • Какая история случилась с Анной Савишной Глобовой? Как эта история помогает понять отношение автора к разбойнику Дубровскому? Каково отношение автора к герою?

- Обратите внимание на эпиграф к уроку «.. .он рожден был для иного назначения...».

  • Как вы думаете, о каком назначении идет речь? (семья, покой)

  • А если бы он мстил Троекурову, что бы изменилось?

  • Каким бы он стал?

  • Почему А.С.Пушкин не требует от Дубровского прямой мести Троекурову?

  • Только ли в злой воле Троекурова причина несчастий Дубровского? Почему чиновники на стороне Троекурова?

(Дубровский был рожден для иной жизни. Он мечтал о женитьбе, семье, был ласковым и нежным. Если бы стал мстить Троекурову, то уподобился бы ему. Поэтому Пушкин и не требует от Дубровского прямой мести своему обидчику. Ведь причина несчастий Владимира Дубровского не в злой воле одного Троекурова: закон был на стороне богатого помещика.

-В каких еще сценах мы видим авторскую оценку? Обратимся к сцене последнего свидания с Марьей Кириловной. Зачитаем текст. (Глава 15). Охарактеризуйте Дубровского. - В последней главе мы видим раненого Дубровского. Каким автор рисует отношение разбойников к своему предводителю?



  • Каким изображает автор Дубровского во время боя?

  • Идеализирует ли А.С. Пушкин своего героя?

  • Как характеризует Дубровского его последняя речь перед разбойниками? (Зачитать).

  • Каким рисует А.С.Пушкин предводителя разбойников в сравнении с теми, кто управляет губернией и имеет вес в обществе?

(Запись вывода в тетрадь:

Пушкин не идеализирует своего героя, но разбойник в романе гораздо благороднее тех, кто управляет губернией, кто должен заботиться о своем народе. Владимир Дубровский, по мнению автора, не разбойник, не мститель, а просто несчастный, одинокий человек, который не может противостоять существующим законам. 5. Интервью с главным героем ( ученик- журналист и ученик-актер )

6.Итог урока.

Я думаю, это произведение не оставит Вас равнодушными к судьбам людей, к проблемам общества.Ведь литература не только является отражением действительности, но и пробуждает в читателе желание бороться с негативными явлениями жизни, воспитывает лучшие человеческие качества.

( Выступление ученика-библиотекаря «Презентация произведений А.Пушкина)

Учитель: А.С. Пушкин – выдающийся литератор, мастер художественного слова, он умеет «растревожить сердца» своих читателей. Я думаю вы обязательно прочтёте и другие произведения поэта. И наш урок я хотела бы завершить строками своего стихотворения «Письмо Пушкину»:

Под весенние трели ночные,

Я пишу Вам письмо неспеша.

Я спрошу о мечтах и о жизни,

И скажу душой не кривя:

Ваши строки - отрада моя.

Я люблю Ваши дивные речи

О любви, о природе слова.

Очень часто, скучая под вечер,

Я читаю «К Морфею», «Анчар».

Когда часом в ночи не уснуть мне,

Снова томик Ваш в руки возьму,

Окунусь с головою в поэму «Цыгане».

Под печальные строки я тихо усну.

«Я Вас любил: любовь ещё быть может…»-

Прекрасных чувств густая пелена

И зимним утром, под январской стужей

Признанье Ваше согревает и меня.

Вот «Зимняя дорога», «Узник», «Ангел»,

Стихов любимых целый водопад,

«К вельможе», «Медный всадник» - всё прекрасно,

Вам не страшна чреда преград.

Вы дружбу цените в поэзии глубокой,

Любвеобильны, в чувствах горячи,

Вы искренни в признаньях и советах,

С «гречанкой милой» все Ваши мечты.

Передо мной «Разлука», «Кинжал»,

Посвященье «Приятелям», «Разину»,

Между строчек я вижу печаль.

Ваш мир велик, красив и полон чувств,

Тону я в нём, как эхо в глубине,

И снова «образ милый предо мною»

Закрою книгу, отвернусь к стене.

И завершить осмелюсь свои речи,

Вложу в конверт письмо и буду спать,

Но вдруг в душе заплачет вьюга,

К страницам Вашим возвращусь опять.



7.Оценивание работы на уроке. Домашнее задание: дайте письменный ответ на вопрос: « Какие качества ценит в людях автор произведения «Дубровский?»; *составить интервью с А.С.Пушкиным.




Женщина царствует, но не управляет. Дельфина Жирарден
ещё >>