Построй свою карьеру: строительные специальности Романтика стройки - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ведущие строительные вузы 1 107.28kb.
Ю. А. Иванов начальник кузнецкстроя 1 185.47kb.
Тур "Романтика +" 1 21.91kb.
Класс 25 строительные материалы, строительные конструкции и из элементы. 1 89.95kb.
Санаторно-оздоровительный лагерь "Романтика" Расположение 1 17.97kb.
Роман Глушков Эпоха стального креста 25 6686.72kb.
Jen Mo (г. Москва) (DJ, Mashup Maker, Producer) 1 80.96kb.
Состав комиссии, проводившей самообследование по реализации специальности... 12 3058.62kb.
Рассказы Rogue et noir Башмаки в антракте дороги, которые мы выбираем... 9 1517.68kb.
П. И. Чайковский и лишь тебе, Искусство, суждено Запечатлеть и действие... 1 55.07kb.
Сборник Е4 монтаж сборных и устройство монолитных железобетонных... 36 2002.8kb.
П\п Вид работ архитектурно-строительного проектирования 1 48.22kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Построй свою карьеру: строительные специальности Романтика стройки - страница №1/1

Построй свою карьеру:

строительные специальности
Романтика стройки

В незапамятные времена, когда человек вышел из пещеры и соорудил для себя первое примитивное жилье, зародилась профессия, которая и по сей день абсолютно необходима человечеству. Эта профессия - строитель. Проходили века, строения, возводимые людьми, совершенствовались и усложнялись. Они стали многоэтажными, в них появились электричество и водопровод. Кроме жилья, люди научились строить фабрики и заводы, дороги, плотины и мосты. Появлялись новые строительные материалы и технологии, все более совершенной становилась строительная техника. Строительство требовало от человека все больших знаний и умений. Однако представление о том, какие знания необходимы, чтобы стать строителем-профессионалом, и сегодня часто бывает достаточно примитивным.

Каждая стройка - совершенно особенный мир со своими правилами, задачами, трудностями и радостями. Недаром отдельными строительными специальностями являются промышленное и гражданское строительство, строительство дорог и аэропортов, строительство гидротехнических сооружений и мостов. Настоящие профессионалы гордятся своей профессией, и каждый находит в ней романтическую составляющую. «Когда видишь, как вновь построенная дорога вдохнула в умирающий городок, лесной поселок, деревню новую жизнь, как светятся от радости глаза людей, для которых дорога - это жизнь, сердце наполняется гордостью за дорожных специалистов, за наш общий нелегкий труд», - говорит строитель дорог. «Мостостроение - это, прежде всего, романтичная профессия. Мост - это сооружение, которое связывает то, что когда-то было разъединено природой: две половинки, два берега, надежды людей и их помыслы. Представляете, живут в двух частях города люди, родственники, близкие - по мосту могут ходить в гости; встретились на мосту двое молодых людей - полюбили друг друга; и, наконец, люди по этому мосту спешат друг к другу на помощь. Мосты - это наша надежда на светлое будущее и способ для шага в будущее», - говорит строитель мостов. «Профессия инженера-эколога - профессия XXI века, потому что она ориентирована на будущее и направлена на охрану окружающей среды, чтобы воздух, воду и землю сохранить чистыми и оставить в таком виде потомкам», - говорит инженер по защите окружающей среды.

Современное здание - сложнейшая конструкция, над созданием которой трудятся представители различных строительных профессий. Только рабочих - больше двух десятков, начиная с водителя экскаватора и заканчивая мастером-отделочником. Многим почему-то кажется, что для возведения дома вполне достаточно бригады хороших, крепких ремесленников. Безусловно, рабочие совершенно необходимы на любой стройке. Но силами одних только рабочих, как бы хороши они ни были, невозможно решить все многообразие вопросов, которое возникает при возведении любой современной конструкции. Без «генераторов идей», руководящего звена, возведение объекта вряд ли будет удачным. В строительстве задействовано множество специалистов разного профиля: инженеры-электрики, инженеры систем водоснабжения и канализации, инженеры по системам теплогазоснабжения и вентиляции, инженеры, проектирующие и внедряющие современные системы противопожарной безопасности, телекоммуникационные и охранные системы, сметчики, проектировщики, геодезисты, прорабы, архитекторы, ландшафтные дизайнеры, директора производства, инженеры-экономисты, инженеры систем коммуникаций, гидростроители и мостостроители, инженеры по защите окружающей среды, юристы... Каждый из них отвечает за свою часть общего дела. И практически у всех - специальное высшее образование.


С чего начинается стройка?

Уже на предварительном этапе задействованы самые разнообразные специалисты. Любая стройка начинается с проекта, за которым стоит работа архитектора и проектировщика.



Архитектор воплощает мечту заказчика на бумаге и создает макет будущего жилого дома, офиса или завода.

Несмотря на отсутствие государственного заказа и, как следствие, кризис большинства бюджетных архитектурных мастерских в начале и середине 90-х годов прошлого века, сегодня архитектурное проектирование переживает фактически второе рождение. Грандиозное строительство, развернувшееся в крупных городах России к концу века, смешение стилей, возможность самовыражения в творческом процессе - все это позволило открыть много новых имен в архитектуре, а также поднять престиж профессии на недосягаемую высоту.

Гармония, четкость и изящество линий классики органично сочетаются с самым смелым авангардом из стекла и бетона - смешение разных стилей стало знаком нашего времени, а имена модных архитекторов теперь известны не только специалистам. Профессионалы сегодня нарасхват, и безбедное существование им гарантировано. Однако что спрятано за столь блестящим фасадом и кем на самом деле в строительстве является архитектор?

Если при слове «архитектор» вы представляете себе пыльную чертежную доску и заваленного бумагой человека с ручкой за ухом и ластиком между пальцами, то вы заблуждаетесь. Многие процессы архитектурного проектирования сегодня компьютеризированы, поэтому специалисты в данной сфере должны досконально знать программы, позволяющие создавать объекты, - AutoCAD, Arcon, ArchiCAD или 3D Studio МАХ. Но это, безусловно, лишь начало. Основой основ знаний архитектора-профессионала считается умение конструировать (на основе пожеланий заказчика) пространство для жизни людей в самых разных ее проявлениях. Мастер ведет проект от момента составления общей его концепции до времени, когда к осуществлению проекта могут приступить строители. Другими словами, задача архитектора — не только показать, как здание должно выглядеть изнутри и снаружи. Необходим тщательный анализ того, из чего здание будет состоять, то есть материалов, на чем оно будет стоять, то есть грунта, а также определение степени устойчивости строения и работа над проблемой безопасности и надежности здания (предотвращение падения дома). Значит, архитектор обязан знать досконально государственные нормативы, касающиеся строительства, способы возведения зданий, последовательность выполнения операций и многое другое. Грамотный специалист должен не только обладать творческим мышлением, но и быть прорабом, инженером, иметь вкус, представлять себе все достоинства и недостатки отделочных материалов и досконально разбираться в художественных стилях прошлого и настоящего. И всегда опираться на девиз профессии: «Польза, прочность, красота», сформулированный еще в I веке римским зодчим Ветрувием.



Кто и как становится архитектором? Как правило, люди, обладающие талантом художника и получившие начальное художественное образование в области изобразительного искусства (специализированная школа). В списке самых известных архитектурных институтов числятся МАРХИ (Московский архитектурный институт) и архитектурный факультет Государственного университета землеустройства. Предметы, которые входят в число обязательных, - рисунок, черчение, математика, русский язык и литература. Соответствующие экзамены абитуриенту предстоит сдавать при поступлении в институт, а рисунок и черчение составляют творческий конкурс - испытание, через которое должен пройти каждый поступающий. В МАРХИ конкурсные дисциплины - это рисунок (гипсовый слепок классической головы античной скульптуры), композиция (рисунок, выявляющий умение выделять конструктивную основу модели, верно строить ее и соблюдать пропорции) и черчение (по заданному аксонометрическому изображению объемно-пространственной композиции нужно начертить в карандаше и обвести тушью три проекции — план, фасад, боковой фасад с нанесением прямоугольного сечения, выполнить все необходимые построения, проставить размеры и требуемые надписи). Общеобразовательные экзаменационные предметы — математика и сочинение. К архитекторам сегодня предъявляют достаточно высокие требования, поэтому приготовьтесь к тому, что количество предметов в программе станет увеличиваться с каждым годом, а нагрузки будут очень серьезными. К примеру, на первом курсе студенты изучают историю отечества, историю и теорию культуры, историю искусств, историю русского искусства, историю архитектуры, высшую математику, теоретическую механику, сопротивление материалов. И это только теория. Помимо нее вам придется выполнять практические работы, то есть делать собственные проекты. Сначала речь пойдет о некрупных объектах - сооружениях без внутреннего пространства, открытых площадках - пристанях, общественных зданиях и т. п. Кроме того, в число ваших приоритетных предметов войдут рисунок, живопись, материаловедение, начертательная геометрия, геодезия и прочие науки. На следующих курсах в программу добавляют статику сооружений, основы экономической теории, архитектурную физику, предметы из области инженерных знаний и основы строительного производства.

Инженер-проектировщик производит необходимые расчеты с учетом физических свойств и сопротивления выбираемых материалов, готовит для строителей детальные планы и чертежи. От точности и корректности его работы зависит, простоит ли здание (мост, тоннель) долгие годы или разрушится при первых же нагрузках. Вот почему квалификации этих специалистов уделяют особое внимание и преподаватели в вузах, и работодатели при найме на работу. Страшно представить, что может натворить троечник с дипломом, если по недосмотру руководителя ему доверят рассчитать мало-мальски серьезный объект, а уж тем более такой, как атомная станция или дамба...

Геодезист исследует состояние грунта, рельеф местности, выявляет потенциально опасные для любого здания подземные пустоты, образовавшиеся в результате «вымывания» почвы или разрушения старых коммуникаций. Любой, даже самый прочный, фундамент все равно находится в земле и испытывает на себе ее давление. Кстати, по данным Московского центра градостроительства, некоторые новостройки столицы относятся к потенциально опасным объектам именно по причине небрежного отношения заказчиков к геодезическим «противопоказаниям».

Все пригодные для строительства жилых зданий и прочих сооружений участки заносятся в земельный кадастр и находятся в ведении городских властей. Чтобы начать строительство на облюбованном участке в черте города, нужно обойти огромное количество инстанций для получения всевозможных разрешительных документов. А в некоторых случаях - даже выдержать конкурс проектов. На данном этапе к строительству часто подключаются юристы.

Когда предварительная документация собрана и получено «добро!», производится разработка и утверждение подробной сметы. Важную роль начинает играть инженер-экономист, задача которого не только составить смету, но и приложить к ней технико-экономическое обоснование затрат. По ходу строительства он корректирует смету и следит за тем, чтобы не выйти за ее пределы, за соблюдением подрядными организациями нормативов, заложенных в сметы расходов, и составлять акты о выполненных работах. Он должен знать технологию строительных работ, расценки на их производство. Сметчик должен в теории решить все вопросы, которые на практике предстоит решить прорабу.
Главный человек на стройке – прораб

Но самым главным все-таки является прораб, или инженер-строитель. Однако прежде чем закатывать рукава и надевать каску, не лишним будет разобраться в тонкостях профессии.

Важный момент: сразу прорабами не становятся. Нужно поработать на стройке пару лет рабочим и, как минимум, год мастером. И только тогда, если все будет получаться, вас назначат прорабом. Долгий путь к профессии вполне оправдан. Хороший прораб должен уметь и мастерком работать, и цемент замесить, и стену сложить. Тогда он сможет квалифицированно оценить сделанное другими, провести технадзор. Это кстати, одна из его главных обязанностей.

Другая - грамотная организация процесса строительства. В распоряжении прораба находятся не только бригады, но и техника: подъемные краны, грузовики, бульдозеры и т. д. Как опытный полководец, чтобы получить максимальную отдачу, он расставляет рабочих и машины по своим местам. В любую погоду он присутствует на стройке, корректирует действия бригад, не допускает простоя техники, вовремя перебрасывает силы на сложные участки. Обеспечивает рабочих материалами, спецодеждой, оборудованием.

Работа эта напряженная - посменная. Хороший прораб старается создать в коллективе доброжелательную атмосферу, когда каждый чувствует себя на своем месте, ощущает важность того, что он делает. Конечно, управлять большим количеством рабочих в одиночку невозможно. На помощь приходят бригадиры и звеньевые. И вот тут не обойтись без коммуникабельности, умения находить общий язык с разными людьми. Чтобы избежать разногласий, надо обладать непререкаемым авторитетом. А заслужить его может только профессионал, способный разобраться в возникающих проблемах и оперативно их решить.

Профессия требует не только опыта в строительном деле и организаторских способностей, но и глубоких инженерно-технических знаний, которые можно получить лишь в специализированном вузе. Чтобы дать четкое задание бригадам, необходимо уметь читать сложные чертежи. Вся проделанная работа на строительном участке должна строго соответствовать проектно-сметной документации.

Немало работы и с разнообразными документами. Весь ход строительства обязательно «протоколируется». Надо заполнить журналы по технической документации, оформить наряды, зафиксировать объемы работ и определить сроки их выполнения. Чтобы все необходимое оборудование и техника были в наличии - вовремя составить заявку на материалы, конструкции, детали, инструмент, заказать со складов комплектующие. Встречать приходящие машины, организовать разгрузку, проверять сопроводительные документы и сертификаты. Например, если прибыла арматура, она взвешивается, проверяется качество, сравнивается реальное количество с заявленным в накладной. И складировать материал надо уметь так, чтобы потом было удобно его использовать.

Прораб несет ответственность за все происходящее на стройке, контролирует работу каждого, обеспечивает сохранность оборудования и материалов. Он же следит за безопасностью людей. Сначала проводит первичный инструктаж, объясняет правила пользования защитными приспособлениями, предупреждает о возможных последствиях их нарушения. Затем следит за выполнением норм безопасности.

Иногда отдельные виды работ производят субподрядные организации. В этом случае прораб дает задание, контролирует выполнение и оценивает результат. Наконец, он участвует в сдаче готового объекта заказчику.

Прораб, по сути, генеральный менеджер, он управляет всем строительством. Прораб — профессионал, знающий все тонкости строительных работ. Он руководит работой нескольких бригад численностью 150-200 человек самых разных строительных специальностей. Профессия прораба близка к инженерным специальностям и одновременно несет в себе обязанности менеджера проекта: контроль выполнения технологии строительства, субподрядных договоров и расходов, контакты с заказчиками, развод рабочих.

Высшее образование прораб должен иметь обязательно. И не только профильное (строительное). Высоко ценятся соискатели-управленцы, имеющие образование в области менеджмента. Уровень оплаты труда прорабов достаточно высок — $500-600 и выше. Иногда требуются узкие специалисты: для наладки вентиляции, сантехники, электрики, прокладки высоковольтных и низковольтных кабельных линий, монтажа наружного освещения и др. Но в большинстве случаев нужны универсалы, способные вести объект «от» и «до» на любом участке.
Инженеры-строители

Следующая группа строительных специалистов с высшим образованием - инженеры систем коммуникаций здания. В частности, инженеры-электрики проектируют систему электроснабжения всех помещений здания, рассчитывают максимальные нагрузки на электросеть. Инженеры систем водоснабжения и канализации, инженеры по системам теплогазоснабжения и вентиляции отвечают за создание комфортных условий среды обитания. А еще есть инженеры, проектирующие и внедряющие современные системы противопожарной безопасности, телекоммуникационные и охранные системы.

Можно сказать, что эти специалисты во главе с прорабом находятся на «линии фронта» строительного процесса. Есть еще целый ряд профессионалов (инженеры-технологи, инженеры-механики и инженеры-испытатели), которые занимаются разработкой новых материалов и конструкций, их тестированием и испытаниями, стандартизацией и введением в эксплуатацию.

Все, о чем говорилось выше, относится к промышленному и гражданскому строительству (ПГС). Но существуют объекты и с другой спецификой, для которых тоже нужны специалисты с высшим образованием. Например, мосты, путепроводы и тоннели, дороги, атомные электростанции, трубопроводы, железнодорожные линии, метрополитен и т. п. Просто так уж сложилось исторически, что, говоря о строителях с высшим образованием, в первую очередь вспоминают именно инженеров, специализирующихся на ПГС.

Еще один специалист, без которого сегодня невозможно любое строительство, - инженер-эколог. Поскольку такая специальность появилась в российской высшей школе сравнительно недавно, имеет смысл рассказать о ней подробнее. В самом общем виде задача инженера-эколога сводится к тому, чтобы обеспечить равновесие между интересами природы и потребностями научно-технического прогресса. Уже из этой общей формулировки становится понятно, сколь велика его роль в строительстве. Даже постройка одного дома неизбежно влияет на окружающую среду, что уж говорить о таких масштабных проектах, как строительство новых дорог, плотин или промышленных предприятий. Именно поэтому ни одна стройка не может быть начата без обязательного согласования с инженерами-экологами. Инженер-эколог проводит экологическую экспертизу технико-экономических обоснований и проектов будущего объекта, осуществляет контроль за соблюдением действующего экологического законодательства и нормативов по охране окружающей среды, разрабатывает меры снижения вредного влияния производственных факторов на жизнь и здоровье людей. Он должен вовремя выявить действующие и потенциальные источники экологической опасности объекта, определить ее происхождение, характер, степень, масштабы, реальные и прогнозируемые последствия. Первоочередная задача инженера-эколога - предотвратить загрязнение окружающей среды, выброс вредных веществ в атмосферу, способствовать рациональному использованию земельных и водных ресурсов.

Инженер-эколог должен знать экологическое законодательство; системы экологических стандартов и нормативов; порядок проведения экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов; методы экологического мониторинга; основы экономики, организации производства, труда и управления; правила и нормы охраны труда и многое другое.


Где и чему учат строителей

Чтобы стать квалифицированным строителем, необходимо окончить строительный или архитектурно-строительный вуз. Программа обучения здесь весьма обширна и не ограничивается общетехническими и специальными дисциплинами. Конечно, студенты изучают архитектуру, металлические, каменные, железобетонные конструкции, конструкции из дерева и пластмасс, механику грунтов, основания и фундаменты... Но также они получают знания и по циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин, среди которых такие интересные и полезные предметы, как история градостроительства и история архитектуры, психологические аспекты профессионального общения и инженерная психология, менеджмент и маркетинг в строительстве. Некоторые вузы даже предоставляют студентам возможность зарубежных стажировок. Так что современные строительные вузы дают студентам весьма широкое образование. Но главное, они дают профессию, которая пользуется спросом во все времена и во всех странах, профессию, благодаря которой вы и спустя десятилетия сможете гордиться результатом своего труда и показывать его своим внукам.

Выбор учебных заведений есть, хотя и не такой богатый, как у абитуриентов, пожелавших стать экономистами, юристами или психологами. Но прежде чем остановиться на конкретном вузе, необходимо определиться:

1) с общим направлением деятельности (скажем, ПГС или экономика строительства); 2) с будущей специализацией. То есть решить для себя, хотите вы заниматься городским жильем или создавать мосты, прокладывать дороги, тоннели.

В Москве существует известный на всю страну и уважаемый вуз - МИСИ им. Куйбышева, ныне Московский государственный строительный университет. Это - главная кузница инженерных кадров для всех сфер строительства. Его факультет ПГС дал старт многим известным людям, добившимся успеха в сфере строительного бизнеса, а также некоторым не менее знаменитым писателям-сатирикам, политикам и государственным деятелям. У данного вуза действительно есть полное право называть себя строительным университетом, так как здесь представлены все направления этой тематики, вплоть до экономики и систем автоматизированного проектирования.

Кроме того, будущих строителей готовят в Московском автодорожном институте (МАДИ), Московском государственном университете путей сообщения (бывшем знаменитом МИИТе), Московском институте коммунального хозяйства и строительства (МИКХиС).

Есть в столице России также ряд военных строительных институтов и академий, к примеру, Военно-инженерный университет. Документы в них подаются через военкомат.

Вступительные экзамены во всех вузах этого профиля достаточно серьезные. Необходимо сдать математику, физику, а на некоторые факультеты - и химию. Строительство требует основательного знания точных наук. При этом сочинения или диктанта тоже не миновать.

Чтобы стать настоящим асом строительства, придется не просто провести над учебниками несколько лет, а сделать это с большой отдачей. Иначе подтвердить свою квалификацию при устройстве на работу будет чрезвычайно сложно.

Схема подготовки инженеров включает три ступени - от бакалавра, со сроком обучения 4 года, до магистра (не менее 6 лет).

Под руководством старших по должности специалистов бакалавр занимается научными исследованиями, разработкой проектной, изыскательской и сметной документации.

Если бакалавр-строитель проучится еще 1 год, а бакалавр-архитектор - 1,5, каждому из них будет присвоена квалификация «инженер». Это уже дипломированный специалист с высшим образованием. Он может профессионально выполнять проектно-конструкторскую, организационно-управленческую, производственно-технологическую и экспериментально-исследовательскую работу в области строительства и других отраслях, непосредственно связанных со строительством.

Следом за инженером следует «магистр» - третья ступень высшего образования, требующая углубленной подготовки. Главным образом к научно-исследовательской и педагогической деятельности, поступлению в аспирантуру. Магистры редко впоследствии занимаются практикой строительства.

С 3-го курса студенты в обязательном порядке начинают знакомиться с разными гранями профессии на практике. Это может быть работа в архитектурных бюро и проектных отделах строительной компании или на комбинатах по производству строительных материалов, металлоконструкций, стеновых панелей. А некоторые учащиеся во время летних каникул устраиваются простыми строителями на различные объекты, узнавая процесс изнутри и получая за свой, пока еще низкоквалифицированный, труд зарплату.

Многие после практики остаются на том же месте в качестве постоянных сотрудников, одновременно продолжая учиться в институте. Но даже если кому-то не удается самостоятельно найти работу, можно обратиться в вузовские отделы по трудоустройству.

Если же говорить о престиже и финансовых возможностях, то инженерная деятельность, по оценке экспертов рынка труда, уже сейчас занимает в рейтинге профессий, привлекательных для молодежи, место в первой десятке. В некоторых регионах - в первой пятерке. Прогнозируется, что зарплаты инженеров-строителей скоро должны подтянуться до уровня заработков юристов и менеджеров среднего звена.

В профессии инженера-строителя, особенно закончившего факультет ПГС, есть и еще одна очевидная выгода. Это возможность на льготных условиях, практически по себестоимости, приобрести собственное жилье.
Строительные ремесла

Каменщики выкладывают стены из кирпичей или блоков и занимаются устройством фундамента здания. Они должны уметь заделывать швы между различными частями строительных конструкций, ремонтировать кирпичные стены и фундаменты, устанавливать оконные и дверные коробки. Для того чтобы стать квалифицированным каменщиком и легко справляться со своей работой, недостаточно быть просто сильным, выносливым и гибким. Прежде всего, стоит подняться на крышу вашего (или соседнего) многоэтажного дома, посмотреть вниз и подумать, сможете ли вы работать на такой высоте и на свежем воздухе в течение нескольких часов в день. Кроме того, нужно знать, что профессия каменщика противопоказана людям, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и склонным к простудным заболеваниям. Проверьте также, достаточно ли у вас развиты глазомер и чувство равновесия - они пригодятся вам при кладке стен на высоте птичьего полета. Если же вы здоровы и считаете, что романтика этой работы - для вас, дерзайте!

В школе нужно обратить особое внимание на изучение физики, химии, математики и черчения - эти предметы особенно понадобятся вам в освоении специальности. Поступить в профессиональное училище (ПУ) на каменщика совсем не сложно - в большинстве ПУ нет никаких вступительных экзаменов. Единственным необходимым условием для зачисления являются законченные вами 7, 8 или 9 классов. Учиться придется два или три года, в зависимости оттого, после какого класса вы поступили в училище. По окончании обучения вам выдадут аттестат либо об основном образовании и приобретенной специальности, либо о среднем полном образовании и полученной профессии.

Как правило, в училищах не так много времени уделяют основным школьным предметам, зато внимание сосредоточено на изучении теории и приобретении профессиональных навыков.

У вас будет возможность познакомиться с такими разделами строительных наук, как материаловедение, технология возведения и монтажа частей здания, теплотехника, охрана труда. По окончании учебного года вам непременно предоставят шанс пройти практику на стройке.



Штукатур покрывает штукатуркой стены здания: изнутри - чтобы задержать тепло, снаружи — чтобы защитить от дождя, снега и шума. Кроме того, отштукатуренные стены придают зданиям большую привлекательность и выразительность.

Штукатур - одна из немногих строительных профессий, более успешные представители которой - женщины. Дело в том, что эта работа требует чувствительности кистей рук, так как важно добиться ровной поверхности при нанесении и разглаживании раствора. Ремесло штукатура родственно профессиям художник и дизайнер и наверняка подойдет человеку, который любит рисовать. Для оштукатуривания зданий нужно обладать способностью к тонкому восприятию оттенков серых тонов, иметь развитый объемный и плоскостной глазомер. Если вы решили стать штукатуром, следует еще в школе обратить особое внимание на изучение химии: нужно будет не только наносить смеси на стену, но и приготавливать их для различных видов штукатурки - декоративной, гидроизоляционной и т. д. Квалифицированный специалист должен также уметь управлять машинами и механизмами, применяемыми при штукатурных и малярных работах.

В профессии электромонтажник существует несколько специализаций: например, электромонтажник по освещению и осветительным сетям, электромонтер по монтажу оборудования, монтажник связи и т. д. Но в любом случае данная деятельность привлекательна своим разнообразием. Так, электромонтажники, занимающиеся в основном монтажом линий воздушных передач, чаще всего работают на свежем воздухе за пределами города. Им приходится много передвигаться, ездить в командировки, поэтому описываемая профессия вполне подойдет тем, кто любит активный образ жизни. Электромонтажник нередко вынужден трудиться в условиях повышенного риска, в связи с чем он должен обладать чувством ответственности, чтобы не подвергать опасности себя и других людей. Большое значение при обучении в училище придают именно технике безопасности. Для того чтобы успешно справляться со своими профессиональными обязанностями, у электромонтажника должны быть развиты абстрактное мышление, воображение и зрительная память: работать придется с электрическим током - материалом невидимым - и важно уметь мысленно представлять схему, по которой он движется. Если вы намерены овладеть специальностью в совершенстве, то физику нужно выучить на пять. Высококлассный электромонтажник должен быть образованным человеком: уметь читать электрические схемы, разбираться в различных видах соединений, быстро отыскивать и устранять неисправности. Поскольку надо выполнять много ручной работы, требуется хорошая координация движений. А для монтажника связи необходимым качеством является и устойчивость к шумовым помехам, так как, возможно, придется обслуживать телефонную станцию в условиях повышенного уровня шума.

Монтажник стальных и железобетонных конструкций (проще говоря, монтажник-высотник) выполняет работу, во многом близкую каменщику: он также участвует в строительстве зданий, выкладывая стены, только не из кирпичей и маленьких блоков, а из готовых железобетонных конструкций, для чего необходима большая физическая сила и выносливость. Требования к монтажникам-высотникам предъявляют следующие: знание законов физики, особенно ее прикладных разделов - механики, гидравлики, электротехники,- владение приемами сборки и монтажа, а также системой сигнальных знаков, используемых при монтаже.

Монтажник систем вентиляции и кондиционирования ремонтирует вентиляторы и кондиционеры, осматривает, чистит их, устраняет неисправности и заменяет износившиеся детали. Кроме того, он должен разбираться в автоматике, чтобы уметь контролировать приборы автоматического регулирования работы вентиляторов. В настоящее время эта специализация становится все более востребованной, так как в новых домах наличие вентиляторов и кондиционирующих систем является обязательным.

Востребованы ли строители?

Каменщики, штукатуры и монтажники задействованы на государственных и частных стройках и обычно имеют широкий выбор места работы, так как строительные специальности сейчас очень востребованы. Оклад рабочего сегодня колеблется от 8 до 18 тысяч рублей в месяц в зависимости от заказа, территориального признака и категории специалиста. Вышеперечисленные профессии имеют пять разрядов: со второго по шестой включительно. Чем выше разряд, тем сложнее работу доверяют строителю и тем больше его заработок. Училища выпускают рабочих в основном третьего и четвертого разрядов. А вот чтобы найти высокооплачиваемую работу, строителю нужно иметь пятый или хотя бы четвертый разряд, что позволит ему стать звеньевым или бригадиром. Пятый и шестой - присваивают рабочим с опытом, показавшим себя с наилучшей стороны.

Дабы наверняка избежать проблем с трудоустройством выпускника, многие училища на сегодняшний день стараются обучать сразу по нескольким смежным профессиям. Около 70 % учеников ПУ получают две-три, а то и четыре квалификации. Владение большим количеством знаний вкупе с 5-б-м разрядом позволит при желании продолжить образование в строительных техникумах и институтах, по окончании которых выдают диплом техника-технолога.

Перечень учебных заведений Чувашии, обучающих строительным специальностям
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова

Строительный факультет
Специальности: «Промышленное и гражданское строительство», «Теплогазоснабжение и вентиляция»

Адрес: 428000, г. Чебоксары, ул. Университетская, 38

Тел.: 45-23-39
Чебоксарский институт (филиал) Московского государственного открытого университета

Механико-технологический факультет
Специальности: «Промышленное и гражданское строительство», «Электроснабжение»

Адрес: 428000, г. Чебоксары, ул. К.Маркса, 54

Тел.: 62-07-97, 62-01-57
Волжский филиал Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета)

Факультет транспортных сооружений
Специальности: «Автомобильные дороги, аэродромы, городские улицы и дороги, дорожно-строительные материалы»

Адрес: 428024, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, д.101,

корп. 30

Тел.: 30-74-51, 30-78-97, 63-49-64


СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Алатырский автомобильно-дорожный техникум

Специальности: «Строительство, эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», «Эксплуатация и ремонт подъемно-транспортных, дорожных машин и оборудования»

Адрес: 429800, г. Алатырь, ул. Ленина, 13

Тел.: 5-08-98, 5-23-13


Чебоксарский техникум строительства

и городского хозяйства

Специальности: «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Водоснабжение и водоотведение», «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования»

Адрес: г. Чебоксары, Московский пр., 35

Тел.: 45-22-20, 62-66-93



Чебоксарский электротехникум связи

Специальности: «Сети связи и коммуникации»

Адрес: 428023, г. Чебоксары, ул. Гражданская, 50А,

Тел.: 43-18-49, 43-18-50, 43-18-51, 43-18-52



Чебоксарский электромеханический колледж

Специальности: «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования»

Адрес: 428024, г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 17

Тел.: 21-01-50, 21-07-32


УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Чебоксарский профессиональный лицей

Специальности: «Монтаж и эксплуатация внутренних санитарно-технических систем и вентиляции», «Электрогазосварщик-монтажник», «Слесарь-сантехник»

Адрес: 428000, г. Чебоксары, пр. Ленина, 9

Тел.: 62-01-68, 62-15-93


Профессиональное училище №2

Специальности: «Электросварщик на автоматических и полуавтоматических сварочных машинах», «Электросварщик ручной сварки», «Газосварщик», «Газорезчик», Штукатур», «Маляр», «Облицовщик-плиточник», «Каменщик», «Мастер отделочных строительных работ»

Адрес: 429300, г. Канаш, ул. Ильича, 15

Тел.: 4-54-12


Профессиональное училище №3

Специальности: «Мастер общестроительных, отделочных работ, (каменщик-штукатур-маляр)», «Электрогазосварщик

Адрес: 429800, г. Алатырь, Стрелка, 37

Тел.: 5-62-80, 5-19-64



Профессиональное училище №4

Специальности: «Мастер отделочных строительных работ», «Мастер общестроительных работ», «Мастер столярно-плиточных работ», «Каменщик-печник», «Газоэлектросварщик», «Монолитчик-бетонщик», «Кровельщик по рулонной кровле», «Сантехник», «Каменщик-плиточник», «Штукатур-маляр-плиточник», «Столяр-плотник»

Адрес: 428000, г. Чебоксары, ул. Кременского, 34,

Тел.:55-44-48, 55-17-94


Профессиональное училище №5

Специальность: «Каменщик-штукатур»

Адрес: 429900, г. Цивильск, ул. Советская, 59

Тел.: 21-3-62


Профессиональное училище №6

Специальности: «Сварщик», «Столяр», «Электромонтер по связи», «Электромонтер», «Каменщик-сварщик, монтажник», «Маляр, штукатур, облицовщик»

Адрес: 429123, г. Шумерля, ул. Францева, 1

Тел.: 5-29-84


Профессиональное училище №8

Специальности: «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» «Мастер отделочных строительных работ», «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования, электрогазосварщик»

Адрес: 428022, г. Чебоксары, пр. Мира, 40

Тел.: 63-39-68, 63-39-35


Профессиональное училище №9

Специальности: «Электросварщик», «Электромонтер», «Штукатур-маляр-плиточник (мастер отделочных работ)»

Адрес: 428900, г. Новочебоксарск, ул. Жени Крутовой, 1

Тел.: 73-11-95, 73-70-90, 73-13-84


Профессиональное училище №11

Специальности: «Мастер отделочных строительных работ

Адрес: 429572, г. Мариинский Посад, ул. Котовского, 36

Тел.: 2-16-61



Профессиональное училище №12

Специальности: «Штукатур-маляр, облицовщик-плиточник», «Каменщик, монтажник», «Столяр-станочник, плотник», «Электрогазосварщик»

Адрес: 428014, г. Чебоксары, ул. Магницкого, 7

Тел.: 56-71-82, 56-79-44, 56-76-75


Профессиональное училище №14

Специальности: «Мастер отделочных строительных работ», «Мастер общестроительных работ», «Мастер столярно-плиточных и паркетных работ», «Сварщик», «Автомеханик», «Повар-кондитер»

Адрес: 428900, г. Новочебоксарск, ул. Коммунистическая, 37

Тел.: 73-73-02



Профессиональное училище №15

Специальности: «Монтажник технологического оборудования и связанных с ними конструкций – электросварщик», «Электрогазосварщик», «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования"

Адрес: 429955, г. Новочебоксарск, ул. Советская, 3

Тел.: 73-87-30, 73-01-58


Профессиональное училище №16

Специальности: «Мастер отделочных строительных работ», «Мастер отделочных работ»

Адрес: 429300, г. Канаш, Восточный район, 27

Тел.: 4-77-21



Профессиональное училище №17

Специальность: «Мастер отделочных строительных работ»,



«Электромонтер по ремонту и эксплуатации электрооборудования»

Адрес: 429300, г. Канаш, ул. Фрунзе, 21

Тел.: 4-23-17

Профессиональное училище №18

Специальности: «Мастер отделочных строительных работ», «Мастер общестроительных работ», «Каменщик», «Бетонщик», «Штукатур», «Маляр строительный», «Машинист дорожных строительных машин», «Облицовщик-плиточник», «Монтажник стальных и железобетонных конструкций», «Арматурщик», «Печник», «Машинист бульдозера», «Машинист экскаватора»

Адрес: г. Чебоксары, ул. Хузангая, 18

Тел.: 56-32-31, 56-42-21


Профессиональное училище №19

Специальности: «Электрогазосварщик, электросварщик на автоматических и полуавтоматических сварочных машинах, слесарь-ремонтник», «Электромонтер по ремонту и эксплуатации электрооборудования», «Мастер общестроительных работ», «Мастер отделочных работ»

Адрес: 428027, г. Чебоксары, пр. И.Яковлева, 20

Тел.: 55-06-00, 55-11-54


Профессиональное училище №24

Специальности: «Электромонтер по ремонту и эксплуатации электрооборудования», «Электросварщик ручной сварки»

Адрес: 429212, с. Калинино Вурнарского р-на, ул.Ленина,50

Тел.: 26-2-41, 26-2-63


Профессиональное училище №25

Специальность: «Мастер общестроительных работ»

Адрес: 429060, г. Ядрин, ул. 50 лет Октября, д.71 «г», корп.1

Тел.: 3-44, 80-42


Профессиональное училище №28

Специальность: «Мастер общестроительных работ», «Каменщик»

Адрес: 429550, г. Мариинский-Посад, ул. Лазо, 76

Тел.: 2-24-35, 2-16-53, 2-16-42



Список рекомендуемой литературы
Бурмистрова И. Дом, который построил… архитектор [Текст] / Ирина Бурмистрова // Обучение и карьера. – 2005. - №6. – С.16.

Вьюгина А. Строительные ремесла: чьи руки возводят наши дома [Текст] / Анна Вьюгина / Обучение и карьера. – 2005. - №8. – С.8-11.

Горяшко А. Строитель: профессия, которая будет всегда [Текст] / Андрей Горяшко // Абитуриент. – 2005. - №1. – С.13-19.

Грибкова Е. Никита Выходцев: «Архитектура – это мистика и шаманство» [Текст] : беседа с известным архитектором /Елена Грибкова // Обучение и карьера. – 2005. - №6. – С.17-19.

Качанова О. «Архи» - значит «главный» [Текст] : профессия – архитектор / Ольга Качанова // Куда пойти учиться. – 2004. - №39. – С.12-13.

Качанова О. Стартовая площадка для творца: высшее образование по профессии «архитектор» [Текст] / Ольга Качанова // Куда пойти учиться. – 2004. - №39. – С.14-15.

Колодин Е. Построй свою карьеру [Текст] : профессия – прораб / Евгений Колодин // Куда пойти учиться. – 2004. - №3. – С.14-15.

Колодин Е. Нервная работа [Текст] : о своей работе рассказывает прораб / Евгений Колодин // Куда пойти учиться. – 2004. - №3. – С.15.

Колодин Е. Что нам стоит дом построить [Текст] : где учиться на профессию «прораб» / Евгений Колодин // Куда пойти учиться. – 2004. - №3. – С.16-17.

Ростов А. Зачем строителю высшее образование [Текст] / Александр Ростов // Куда пойти учиться. – 2002. - №31. – С.12 .



Ростов А. Нужны добровольцы! [Текст] : где можно получить профессию строителя / Александр Ростов // Куда пойти учиться. – 2002. - №31. – С.13 18.




Неизбежность смерти отчасти смягчается тем, что мы не знаем, когда она настигнет нас; в этой неопределенности есть нечто от бесконечности и того, что мы называем вечностью. Жан Лабрюйер
ещё >>