Портфолио исследовательской работы Плакаты Победы» в рамках проекта «Право на память» Участники проекта - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Приложение 1 Портфолио* (папка) проекта I. Паспорт проекта включает 1 60.83kb.
Отчет по реализации проекта 3 «Вахта памяти» в рамках проекта «Вахта... 1 30.42kb.
Пояснительная записка. Вид проекта : творческий Продолжительность... 1 99.52kb.
Название проекта: «Ах, ты Зимушка Зима» 5 755.51kb.
Программа координационного совета в рамках проекта tempus IV 159328-tempus-1-2009-1-fr-tempus-shmes... 1 55.41kb.
Исследовательский проект «Насекомые? А кто это?» Название проекта... 1 102.88kb.
Это не просто проект, это результат долгой работы трех харизматичных... 1 11.28kb.
Проект «Музыка Петра Ильича Чайковского детям» Вид проекта 1 68.96kb.
Отчет об ознакомительной поездке в Украину в рамках проекта 1 347.29kb.
Празднования Великой Победы в спбГУ 1 226.57kb.
Пилотная инициатива в рамках транс-европейского проекта EuroTransBio 1 29.18kb.
Мировой продовольственный кризис и аграрная стратегия россии сегодня... 1 228.32kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Портфолио исследовательской работы Плакаты Победы» в рамках проекта «Право на память» - страница №1/1


Портфолио

исследовательской работы

"Плакаты Победы»
в рамках проекта «Право на память»

Участники проекта:

  • Бильдина Светлана, М - 21

  • Дианова Валерия, М – 21

  • Медведева Кристина, М - 21

  • Андреева Людмила, ПО - 31

  • Беляева Анастасия, ПО - 31

  • Сорокина Наталья, ПО - 31

  • Соченева Светлана, ПО - 31

  • Преснецова Анастасия, ПО - 31

  • Немова Анастасия, ПО - 31

  • Сытар Екатерина, ПО - 31

  • Титова Елена, ПО - 31

  • Орешкина Дарья, ПО - 31

  • Шубенкова Екатерина, ПО - 31

  • Редькина Таисия, ПО - 21

  • Гончар Елена, ПО - 21


Руководители:

  • Астафьева Л.А., преподаватель

  • Костылева И.А., преподаватель

Тольятти, 2010г.



Содержание


Введение

3

1. Война и военная пропаганда времен ВОВ

8

2. Роль политического и агитационного плаката в годы Великой Отечественной войны

21


Заключение

32

Список литературы

35

Приложение 1. Галерея «Художники Победы»

36

Введение
Великая Отечественная война была огромной трагедией для общества. Люди как никогда нуждались в поддержке, в надежде, вере в победу, И кто как ни газеты, радио, плакаты, могли помочь обществу, поддержать, направить. Советская пресса призывала не впадать в отчаяние, не проявлять малодушия, но и не допускать легкомыслия в оценке гитлеровской армии. Журналисты старались подробно освещать все военные события Героический подъем советского народа, его морально-политическое единство стали той основой, на которой взросло советское искусство времени отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи воодушевляли художников-плакатистов, вдохновляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства. Плакат в годы Великой Отечественной войны добился больших успехов. Этот период по масштабам сделанного сопоставим с развитием плакатного искусства времен Октябрьской революции и гражданской войны, но создано плакатных листов было в сотни раз больше, многие плакаты стали классикой советского искусства. По своему духу, по способности мобильного отклика на события сегодняшнего дня, плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств всего населения, для призыва к действию, к защите Родины, для оповещения срочных новостей фронта и тыла. Наиболее важную информацию необходимо было передать при помощи самых простых и действенных средств и при этом в короткие сроки. Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой. Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах. Нужно отметить, что воин Советской Армии расположен в правой части плаката, а Гитлер в левой. Интересно, что на многих советских военных плакатах противостоящие силы изображаются аналогичным образом. Результаты психологических опытов свидетельствуют о том, что зритель, взглянув на картину, газетную страницу или плакат, в первый момент замечает правый верхний квадрат, и уже отсюда его взгляд переходит на остальные части изображения. Таким образом, правый верхний квадрат, и вообще правая сторона картины или плаката с точки зрения психологии зрительного восприятия занимает особое место. На многих военных плакатах именно на этом месте изображаются бойцы Красной Армии, устремляющиеся в атаку на фашистов, фигуры которых помещаются на левой стороне плаката, в нижней части для подсознательного влияния на человека. Во времена войны велась очень мощная пропаганда против немцев. И она не могла пройти бесследно. До сих пор в русском сознании немец ассоциируется с фашистом, то есть врагом. Не утихла ещё боль в сердцах наших бабушек и дедушек, ставших очевидцами этой беспощадной машины, имя которой – война. Огромным подвигом явилась деятельность и военных журналистов, и писателей, и художников-плакатистов.

Данная работа посвящена плакатному искусству периода Великой Отечественной войны.

Цель работы: определить роль политического агитационного плаката в формировании общественного мышления и развитии искусства в годы Великой Отечественной войны.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:



  • Установить, как отражает плакат происходящие в обществе изменения во время Великой Отечественной войны.

  • Проследить какие цели ставились художниками в этот период, какими способами они достигались.

  • Изучить биографические материалы, посвященные творчеству художников-плакатистов 1941-1945 годов.

  • Выявить влияние плаката на жизнь людей в период Великой Отечественной войны.

Объект исследования: политические агитационные плакаты 1941-1945 годов.

В работе рассмотрены плакаты 1941-1945гг, выявлены их основные функции и задачи с политической и социальной точки зрения, изучены биографические материалы, посвященные творчеству советских художников-плакатистов, показано влияние плаката на жизнь людей в период Великой Отечественной войны, определены основные стилевые доминанты авторов наиболее известных плакатов; раскрыта роль плакатного искусства в формировании культуры Советского государства и мира в целом. Акцент в работе поставлен на изучение плакатных изображений в качестве произведений художественного и прикладного искусства.

Гипотеза: политический агитационный плакат имел большое влияние на общественное мышление в годы Великой Отечественной войны и внес огромный вклад в развитие советского и мирового искусства.

Объект исследования: политические агитационные плакаты, созданные в 1941-1945 годах

Предмет исследования: факторы, обусловившие значимость плакатных листов периода Великой Отечественной войны.

Методы исследования:



  • Исследование различныхисточников, посвященной данной теме;

  • Проведение анализа характерных для каждого периода войны плакатов с художественной, социальной и политической точек зрения;

  • Обработка материалов, посвященных плакатному искусству периода Великой Отечественной войны (письма, творческие работы, отзывы, рекомендации).

В результате проведенного исследования:

  • Расположение материала в хронологическом порядке.

  • Изучение биографических материалов, посвященных творчеству советских художников-плакатистов.

  • Раскрытие роли плакатного искусства в формировании культуры Советского государства и мира в целом.

1.Война и военная пропаганда времен Великой Отечественной войны


Война – это не просто вооруженное противоборство сражающихся сторон. Основной целью боевых действий является выполнение комплекса задач, которые невозможно ограничить просто физическим уничтожением армии противника. Потому стремление повлиять на противника средствами пропаганды, дезинформации, запугивания и т.д. с древнейших времен является неизменным спутником всех войн. Военные теоретики почти единодушно признают, что пропаганда является составной частью военного искусства. Выражая их точку зрения, один из специалистов психологической войны англичанин П.Г. Уорбертон писал следующее: "В современное время основной задачей в войне является не уничтожение вооруженных сил противника, как это было раньше, а подрыв морального состояния населения вражеской страны в целом и до такого уровня, чтобы оно заставило свое правительство пойти на мир. Вооруженное столкновение армий – это лишь одно из средств к достижению этой же цели". Особое значение в противоборстве враждующих сторон является психологическое воздействие на противника, стремление так или иначе поколебать его веру в правоту защищаемых им идей, веру в будущую победу.

Военная пропаганда – это использование информационных каналов в интересах политической поддержки ведущихся военных действий и общих целей, поставленных перед собою воюющими сторонами. Умелая организация работы по воздействию на морально-психологический потенциал противника во время Великой Отечественной войны имела достаточно высокую эффективность. Начав формироваться в качестве средства устрашения, информационно-психологическое воздействие в ходе войны стало неотъемлемой частью военного искусства. Информационно-психологическое воздействие имело цель оказать и деморализующее воздействие, направленное на ослабление психики человека, обострения его чувства самосохранения с целью снижения морально-боевых качеств вплоть до отказа от участия в боевых действиях, а также на формирование положительных установок у противника по отношению к сдаче в плен как единственно разумному и безопасному выходу из сложившейся обстановки.

Основными формами психологического воздействия в ходе Великой Отечественной войны явились печатная и радиопропаганда. В меньших масштабах были представлены устная пропаганда и наглядная агитация. Основными органами, отвечавшими за оказание информационно-психологического воздействия на войска и население противника явились: в СССР – Бюро военно-политической пропаганды, в Германии – Министерство народного просвещения и пропаганды. В министерстве пропаганды Германии, которым руководил Йозеф Пауль Геббельс, были собраны лучшие пропагандистские кадры нацистов. К апрелю 1941 г. в нем было занято 1902 человека, сотрудники были убеждёнными нацистами, многие имели золотой партийный значок. Средний возраст составлял 40 лет, большинство из них принадлежало к верхнему слою среднего класса, половина имела университетские дипломы. Главная заслуга в пропаганде ужасов большевизма принадлежит ближайшему сотруднику Геббельса доктору Тауберту. Параллельно действовала система пропаганды в ведомстве А. Розенберга, имперского министра восточных территорий. При генеральном штабе германской армии работало специальное управление по ведению пропаганды среди войск противника и населения оккупированных территорий.

Немецкое пропагандистское воздействие. С феврале 1941 г. в связи с подготовкой вторжения на территорию СССР отдел пропаганды вермахта начал разрабатывать план пропагандистского обеспечения военной кампании. К моменту вторжения на советскую территорию в немецких войсках, предназначенных к войне на Восточном фронте, было сформировано 19 рот пропаганды и 6 взводов военных корреспондентов СС. В их состав входили военные журналисты, переводчики, персонал по обслуживанию пропагандистских радиоавтомобилей, сотрудники полевых типографий, специалисты по изданию и распространению антисоветской литературы, плакатов, листовок. Несмотря на то, что уже после сражений под Сталинградом и на Курской дуге стало ясно, что Германия проиграла войну, Третий рейх не прекращал пропагандистскую деятельность до последнего дня войны. Внутренняя структура министерства пропаганды постоянно менялась, росло число отделов. Под контролем министерства пропаганды находилось все немецкое радиовещание. В 1943 г. зарубежное вещание велось на 53 языках. Большое внимание в годы Второй мировой войны уделялось "черной пропаганде" с секретных радиостанций, расположенных на территории Германии. Так против СССР работало три радиостанции. Одна из них носила троцкистский характер, вторая – сепаратистский, третья – выдавала себя за "национально-русскую".

Основными целями немецкого пропагандистского воздействия на красноармейцев и командиров РККА, а также гражданское население в прифронтовой полосе являлось: устрашение противника; усиление пораженческих настроений; создание позитивного представления о плене; подрыв авторитета государственного и военно-политического руководства СССР; побуждение к добровольной сдаче в плен и к дезертирству; подрыв авторитета командиров и начальников, неповиновение им; усиление недовольства гражданского населения положением в стране; побуждение населения к лояльному отношению к военнослужащим вермахта; усиление тревоги за судьбу родных. С 1938 г. в вермахте началось формирование специальных рот пропаганды.

Согласно установкам специальной директивы по вопросам пропаганды немецким войскам предписывалось всячески подчеркивать, что противником Германии являются не народы Советского Союза. Более того, что германские вооруженные силы пришли в страну не как враги, а, напротив, как "освободители", стремящиеся "избавить людей от советской тирании". Кроме того, немецкая пропаганда должна была способствовать распаду Советского Союза на отдельные государства. Ожесточенное сопротивление Красной армии уже через два месяца после начала войны потребовало от отдела пропаганды вермахта внести коррективы в свою работу. К этому времени немцы уже изготовили и распространили 200 миллионов листовок. Это были главным образом краткие призывы переходить на сторону немцев, уничтожать командиров и комиссаров (в некоторых листовках за сдачу комиссара обещали 100 рублей) или просто маленькие книжечки с пропусками для целого подразделения в виде отрывных талонов. Они получили название "Для тебя и твоих друзей".

Были и более сложные материалы, например, многостраничные фотоколлажи, иллюстрировавшие прелести немецкого плена. Такой фотоальбом, отпечатанный тиражом около 2 миллионов экземпляров, был распространен за линией фронта в течение первых недель войны. В "Предложениях по составлению листовок для войск противника" Геббельс напоминал своим подчиненным, что для пропагандиста в его работе все средства хороши, если они способствуют достижению цели: "Пропаганда разложения – грязное дело, не имеющее ничего общего с верой или мировоззрением. В этом деле решающим является только сам результат. Если нам удастся завоевать доверие противника… и если нам удастся проникнуть в души солдат противника, заронить в них разлагающие их лозунги, – совершенно безразлично, будут ли это марксистские, еврейские или интеллигентские лозунги, лишь бы они были действенны!" И ещё: "Обыкновенные люди обычно гораздо более примитивны, чем мы воображаем. Поэтому пропаганда, по существу, всегда должна быть простой и без конца повторяющейся. В конечном счете, самых существенных результатов во влиянии на общественное мнение достигнет только тот, кто способен свести проблемы к простейшим выражениям и у кого хватит смелости постоянно повторять их в этой упрощенной форме, несмотря на возражения интеллектуалов".

В конце 1941 г. немцами было выпущено огромного количества пропагандистских материалов, превозносивших достижения национал-социалистической Германии. Например, какие товары можно купить в немецких магазинах, как устроены немецкие школы и т.п. В отличие от пропагандистских плакатов, адресованных населению оккупированных территорий, "окопные" листовки, предназначенные для распространения в зоне боевых действий советских войск, отличались небольшим форматом – размером с почтовую открытку. Такие листовки было удобнее разбрасывать с самолетов над позициями противника, а диверсантам – переносить на себе за линию фронта для распространения в тылу Красной Армии. Наконец, такую листовку любому красноармейцу было проще поднять с земли и незаметно от глаз политкомиссаров положить в карман.

Особые усилия немецкой пропаганды были сосредоточены на фигуре И. Сталина. В одной из листовок привычная аббревиатура СССР расшифровывалась как "Смерть Сталина Спасет Россию". Тут же карикатура: пролетарский молот ударяет Сталина по голове, а крестьянский серп приставлен к его шее. В другой листовке карикатурный Сталин с хищническим оскалом строгает гробы, на гробах – номера погибших дивизий и армий. Подпись под рисунком: "Батюшка Сталин заботится о своих дивизиях…" Ассортимент антисемитских листовок был, пожалуй, самым обильным в арсенале пропагандистов рейха. Здесь использовались различные приемы и средства идеологического разложения советских солдат – от примитивных лозунгов типа "Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!" до пламенных воззваний начать новую, на этот раз – антибольшевистскую-антиеврейскую революцию: "Бойцы, командиры и политработники! Ваш святой долг начать вторую революцию за счастье Родины, Ваших семей. Знайте, что победа за Вами, так как оружие в Ваших руках. Спасайте Отечество от жидовского хама! Долой предателей России – жидовских пособников! Смерть жидовскому большевизму! Вперед, за свободу, за счастье и жизнь!"

Зная, что основную массу красноармейцев составляли выходцы из крестьян – самого обездоленного и обиженного Советской властью сословия, немецкие пропагандисты сделали одним из главных пунктов своей программы обещание ликвидировать колхозы и вернуть крестьянам единоличные хозяйства. Пропагандисты третьего рейха твердили о том, что германский солдат несет в Россию землю и волю. Надо признать, пропагандистский натиск приносил свои результаты: нередко в советских деревнях немцев встречали хлебом-солью, как освободителей от колхозов, налогов и репрессий. Однако суть "нового аграрного порядка" крестьяне оккупированных территорий поняли довольно быстро: колхозы так и не были ликвидированы, немецкие власти их просто переименовали в общинные хозяйства. Крестьяне не получили индивидуальных земельных наделов и обязаны были обрабатывать общинные земли под строгим надзором управляющего, назначаемого оккупационными властями. Уклонистов от общих работ ожидало суровое наказание военного суда. Весь урожай поступал в распоряжение немецких властей, а крестьяне за свою работу получали плату. Размеры и формы оплаты устанавливались по усмотрению местных начальников. В общем, ничего нового по сравнению с большевистской властью немецкий "новый порядок" крестьянам не дал: те же принудительные общественные работы, изъятие излишков, репрессии, голод и нищета. Вековая мечта земледельца о владении личным куском земли так и не осуществилась.

Таким образом, вся нацистская пропаганда была построена на лживых тезисах, многократно повторенных для промывки мозгов. Центральный тезис нацизма – расовое превосходство немцев. Данный тезис является абсолютной ложью, но ложью неопровергаемой, и ложью, в которую самим немцам хотелось верить. Вторым тезисом являлось наличие угрозы Европе от евреев и коммунистов, причем, между первыми и вторыми ставился знак тождества. Данный подход, опять таки, исходит из ложных предпосылок. Для подтверждения лжи используют факты, которые в принципе могут подтверждать исходные тезисы. Например, в пропагандистских брошюрах о расовом превосходстве немцев публиковали фотографии исключительно красивых мужчин и женщин, символизирующих здоровье и силу. А когда говорили о заговоре евреев, приводили фамилии банкиров. Действительно, некоторые банкиры являются евреями. С коммунистами поступали также – приводили фамилии коммунистов-евреев. Из этого делались нелогичные выводы о тождестве коммунизма и еврейства, а также о наличии соответствующего заговора. Использование лжи в немецкой пропаганде соседствует с методом упрощения.



Советская пропаганда. 25 июня было создано советское бюро военно-политической пропаганды во главе с Л.З. Мехлисом и заместителем Д.З. Мануильским. В функции бюро входило ведение пропаганды и контрпропаганды среди войск и населения противника. Немецкая контрразведка признавала, что советская сторона владела всем арсеналом методов идеологической борьбы. Так, в ноябре 1942 г. штаб 2-й немецкой армии отмечал систематичность, продуманность и целеустремленность работы советской пропаганды на немецких солдат и население. Пропагандисты не спекулировали коммунистической риторикой, щадили церковь, не затрагивали крестьянство и среднее сословие Германии.

Основной удар направлялся против фюрера и НСДАП с целью оторвать их от народа, для чего использовались утверждения о привилегиях членам нацистской партии. И. Эренбург точно сформулировал задачу пропагандистов: "Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это – олицетворение ненавистного нам фашизма. Наш долг – разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого". Термин "фашист" стал синонимом "нелюдя", человека-оборотня, порожденного темными силами капитализма, нечеловеческим экономическим политическим строем и идеологией фашистской Германии. Фашисты изображались бездушными автоматами, методичными убийцами, эксплуататорами, насильниками, варварами. Главари рейха представлялись профессиональными неудачниками в мирной жизни, половыми извращенцами, убийцами и эксплуататорами, современными рабовладельцами.

Советская пропаганда рисовала облик советских воинов: простые и скромные люди, очень незлобивые в мирное время, настоящие друзья. Речь шла об "исключительном искусстве нового человека, нашего воина-рыцаря с новыми психотехническими качествами". Это был былинный герой, освобождающий Человечество от Всемирного зла". ( Из кники А Фатеева «Образ врага в советской пропаганде» М., ИРИ РАН, 1999, с. 14-17). Плакаты военного времени были мощнейшим средством информационно-психологического воздействия. Они выполняли две важных функции – информировать и создавать четкий негативный образ врага у населения, а потому способствовали настрою на уничтожение противника и помощь всеми силами своему государству. Одними из самых знаменитых плакатов Великой Отечественной войны были «Окна ТАСС». Плакаты этой серии состояли из нескольких взаимосвязанных рисунков с соответствующими текстами. Тиражировались они вручную при помощи трафарета, а наиболее удачные переиздавались печатным способом. Широкую популярность получили периодические серии: «Слава героям Великой Отечественной Войны», «Боевые эпизоды», «Герои и подвиги», и др. Малой формой плаката явились фронтовые и партизанские листовки.

"В содержание пропаганды входило изображение превосходства союзных сил, обширность русской территории и несправедливый характер войны со стороны Германии". (Там же). Радио также использовалось для целей пропаганды. По радио передавались не только фронтовые новости, но и активно создавались героические образы собственной армии и образ ненавистного врага. С 1941 по 1945 год множество различных листовок создавалось для воздействия на поведение, как собственного населения, военных, партизан, так и войск противника, населения Германии и освобождаемых стран. Листовки были различные по функциям: информирующие и дезинформирующие, призывающие к действиям и вызывающие депрессивное настроение, создающие смысл и лишающие смысла.

В первые месяцы войны командование Красной Армии оказалось не готовым к активной работе против пропаганды нацистов. Более того, некоторые советские политработники вообще не считали нужным этого делать, полагая, что "в провокационном и авантюристическом характере, в лживости вражеской пропаганды – ее главная слабость… Поэтому-то в нашей пропаганде нет необходимости даже опровергать содержание вражеских листовок, ибо их опровергают сами фашисты своими делами: убийствами, грабежами, насилием". Явная недооценка опасности немецкой "пропаганды разложения" позволила сотрудникам Геббельса на начальном этапе войны захватить инициативу. Первые ошеломляющие успехи вермахта подорвали у многих бойцов и командиров Красной Армии веру в возможность победы над Германией.

Однако уже с зимы 1942 г., после разгрома фашистов под Москвой, советская контрпропаганда приняла активный наступательный характер. Командование РККА выпустило ряд директив, предписывающих командирам и политработникам всех уровней всеми способами разоблачать немецкую пропаганду. По мере того, как среди красноармейцев стала распространяться информация об истинном положении советских военнопленных в немецком плену, действенность нацистской "пропаганды разложения" значительно поубавилась, а после 1943 г., с завершением коренного перелома в войне и массовым отступлением частей германской армии по всему фронту, и вовсе стала ничтожной. После операции «Цитадель» немецкие специалисты по психологической войне ушли в глухую оборону. Советская пропаганда навсегда перехватила инициативу. Русским удалось воспользоваться тем, что в течение двух лет немцы вели себя на оккупированных советских землях жестоко и несправедливо. Кроме того, в пропагандистских целях была использована страстная вера части советского народа в то, что после возвращения Красной Армии жить станет гораздо лучше. Кроме того, народу обещалось, что война вот-вот будет закончена.



Операция «Цитадель» и последовавшие за ней события помогли вооружить советскую пропаганду новыми серьезными доводами для тех, кто продолжал бороться с русскими солдатами по другую сторону линии фронта. В конце лета в Советском Союзе был создан комитет "Свободная Германия" и при нем Лига германских офицеров. В комитет "Свободная Германия" входили в основном коммунисты-эмигранты. Лига германских офицеров была провозглашена добровольной некоммунистической организацией. Она объявила своей целью свержение Гитлера и восстановление в Германии традиционного общественно-политического строя. Лигу возглавил генерал В. Зейдлиц-Курцбах; сразу же после ее основания в нее вошли еще три немецких генерала и более 100 офицеров, попавших в плен после Сталинградской битвы. Она издавала свою газету, которую разбрасывали над позициями немецких войск.

Находясь в лагере военнопленных, В. Зейдлиц-Курцбах принял решение пойти на сотрудничество с советскими властями с целью содействия свержения Гитлера, которого он считал виновным в гибели 6-й армии. Полагал, что воинская присяга была принесена им и другими военнослужащими на верность Германии, а не Гитлеру, а сам фюрер нарушил её, предав своих солдат под Сталинградом. В 1943 такие взгляды разделяли лишь несколько немецких генералов, оказавшихся в советском плену – Эдлер Александр фон Даниэльс, Отто Корфес, Мартин Латтман. Генерал В. Зейдлиц время от времени обращался с письмами к командующим немецкими армиями и группами армий, в которых призывал их присоединится к комитету "Свободная Германия". Например, из Корсунь-Шевченковского котла вышли 55 тыс. солдат и офицеров с листовками, призывавшими к сдаче в плен, написанными генералами Зейдлицом и Корфесом.

Неоднократно Зейдлиц обращался к немецким военачальникам с призывом выступить против Гитлера или сложить оружие (в зависимости от ситуации на конкретном участке фронта содержание призывов менялось). Примером такой деятельности Зейдлиц-Курцбаха может служить его письмо командующему 9-й армией генералу Вальтеру Моделю, в котором, в частности, говорилось: "Господин генерал-полковник, действуйте в соответствии с вашим пониманием вещей. Как и все мы, командующие соединениями и частями германского вермахта, вы несёте всю тяжесть ответственности за судьбу Германии. Заставьте Адольфа Гитлера уйти в отставку! Покиньте русскую землю и отведите Восточную армию назад на германские границы! Таким решением вы создали бы политические предпосылки для почётного мира…" Однако деятельность Зейдлиц-Курцбаха и его соратников не имела большого успеха – ни один немецкий военачальник не последовал их призывам.

Из лагерей для советских военнопленных с пропагандистскими целями по приказу Гитлера было выпущено около 800 тысяч человек, главным образом выходцев с Западной Украины, из Западной Белоруссии и Прибалтики. По замыслам германского руководства, выпущенные на свободу военнопленные должны были стать проводниками "миролюбивой" политики Третьего рейха. На первом этапе войны такая пропаганда имела некоторый успех. С целью склонения немецких военнослужащих к сдаче в плен в советской пропагандисткой войне также получил дальнейшее развитие способ информационно-психологического воздействия на противника – обратный отпуск военнопленных. В случае безысходного положения частей противника и низкого боевого духа его войск использование этого способа было весьма эффективным. Так, если в январе 1943 года из состава 96-й немецкой дивизии в район окружения под Сталинградом было заслано 34 пленных, из которых смогли вернуться только пятеро, приведя с собой 312 немецких военнослужащих, то в мае 1945 года все 54 засланных военнопленных вернулись из окруженного гарнизона г. Бреслау, приведя с собой около 1500 солдат и офицеров противника.

Задачей грандиозной немецкой пропагандистской операции – было заставить народы Советского Союза проливать пот и кровь ради победы германского рейха. Именно эту цель преследовала начатая службой пропаганды вермахта акция, ключевой фигурой в которой стал генерал-лейтенант А.А. Власов, взятый в плен в июле 1942 года и давший согласие на предложение капитана службы пропаганды вермахта В. Штрик-Штрикфельдта создать и возглавить армию для борьбы против сталинской диктатуры. Правда миллионам жертв красного террора от времен Гражданской войны до процессов 30-х годов, раскулаченным крестьянам и многим другим не за что было благодарить коммунистический режим и защищать советскую власть, и в пропаганде они не нуждались. Так 22 августа 1941 года 436-й пехотный полк майора Ивана Кононова в полном составе перешел на сторону вермахта. Кононов потерял в результате репрессий отца и трех братьев и считал виновником своих бед главу советского государства И. Сталина. У начальника штаба армии Власова генерала Федора Трухина отец арестовывался в качестве заложника, брата репрессировали.

Однако нарушение воинской присяги и переход на сторону врага справедливо расценивалось советским государством как самое серьезное преступление – предательство. Коллаборационисты, сражаясь со Сталиным, защищали Гитлера, искореняя одни преступления (ГУЛАГ), невольно потворствовали другим (Холокост). Справедливо обвиняя коммунистов в кровавом расстреле польских военнопленных в Катыни, они одновременно врали, что сдавшимся красноармейцам будет хорошо в немецком плену. Рассуждая о порочности колхозной системы, они скрывали, что оккупационной администрации выгодно ее сохранение. В итоге с листовок смотрел кровавый тиран Сталин, а с портретов "Гитлер-освободитель".

Во время оперативной паузы (апрель-май 1943 г.) активность немецких войск на фронте, за исключением рядовых перестрелок на отдельных участках, ограничилась проведением операции "Серебряная полоса", самой крупной немецкой пропагандистской кампанией за все время войны. Эта операция явилась отражением намерения командования немецкой армии сделать русский народ своим союзником в борьбе с советским режимом. В апреле в ОКХ был подготовлен Основной приказ № 13 о политике по отношению к дезертирам из армии противника. Их следовало отделять от остальных пленных и размещать в лучших бараках. После перехода через линию фронта им рекомендовали предоставить "обильный" паек, а затем отправлять в тыл на грузовых автомобилях, не заставляя идти пешком. Офицерам следовало назначать ординарцев. Военнопленные, добровольно перешедшие на немецкую службу, сводились в подразделения в составе одного офицера и двадцати четырех солдат; такие подразделения следовало ввести в состав каждой немецкой дивизии. Их задачей становилось ведение по радио пропагандистских передач для солдат противника; кроме того, они должны были обеспечивать прием новых дезертиров из советских войск.

Операция "Серебряная полоса" проводилась в мае, июне и июле с целью довести Основной приказ № 13 до русских солдат. Результаты были удручающими. В мае и июне в группе армий «Север» было распространено 49 млн. пропагандистских листовок. За это время на сторону немцев перешли 622 советских военнослужащих; при этом только половина из них сделала это в результате пропагандистской кампании в рамках операции "Серебряная полоса". Офицеры отделов пропаганды считали, что данная кампания могла бы быть более успешной, если бы ее проведение, как это первоначально планировалось, было увязано с операцией «Цитадель», то есть если бы она не велась во время затишья на фронте, когда совершить дезертирство гораздо сложнее. В области психологической войны операция «Цитадель» дала Советскому Союзу явную и окончательную победу. Эффективность психологической войны и пропаганды с немецкой стороны, которой к тому же мешали расовая теория Гитлера и его экстремистские цели, начала неуклонно падать еще после зимы 1941-1942 гг. Однако весной 1943 г. "Смоленский манифест" создал для советских властей некоторую почву для беспокойства, а проведение операции "Серебряная полоса", несмотря на то, что она не дала конкретных практических результатов, пробудило у немецкой стороны некоторые надежды.



  1. Роль плаката в годы Великой Отечественной войны


1941 год.

22 июня 1941 года на рассвете фашистская Германия, нарушив Пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. Тысячи самолетов врага проникли в воздушное пространство СССР, сбрасывая бомбы на города, железнодорожные узлы, промышленные объекты. Сотни орудий открыли огонь по пограничным заставам и частям Красной Армии. Танковые и механизированные соединения фашистов хлынули вглубь страны. Советский народ был вынужден взяться за оружие, чтобы отстоять честь своей Родины.

С первых дней острым оружием идейной борьбы стала политическая графика. В 1941 году отчеканился художественный стиль советского военного плакатного искусства. Композиция состояла из одной – двух фигур, их действие подчеркивалось характерным движением. Лучшие плакаты отличались четкостью силуэта центральной группы; применяемые цвета были яркими, экспрессивными, контрастными и в своем сочетании усиливали выразительность изображения. Особое внимание художники уделяли выражению лица изображенного человека, стремясь передать его не только его характер, но психологию в целом.

Первым плакатом Великой Отечественной войны является плакат Кукрыниксов (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Создан он был к вечеру 22 июня 1941 года и опубликован в газете «Правда». Боец Красной армии решительно вонзает штык в хищного Гитлера, который, отбросив маску благодушия, прорывает лист с текстом Пакта о ненападении между СССР и Германией. Через день Кукрыниксы создают окончательный вариант, вошедший в историю советского изобразительного искусства. Теперь боец Красной Армии вонзал штык не в руку, а в голову Гитлера, напоминающего злобного хорька. И хотя в руке зверь держал оружие, было видно: он обречен. Этот плакат поднимал моральный дух советского народа, развенчал миф о непобедимости гитлеровской армии, вдохновлял советских воинов на подвиг. 24 июня 1942 года плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах Москвы и стал неотъемлемой частью по-военному строго облика столицы.

Наиболее известным плакатом Великой Отечественной войны является плакат И.М.Тоидзе «Родина – мать зовет!». Спустя неделю борьбы с фашистами прохожие по улице Горького, мимо центрального телеграфа, останавливались, потрясенные. Поражали размеры плаката и удивительный образ, запечатленный на нем. Седая женщина строго и требовательно смотрит прямо в глаза, одна ее рука вскинута вверх, другая держит текст военной присяги. Интересна история замысла плаката: солнечным утром 22 июня 1941 года художник, как обычно, работал. Вдруг его словно обожгло: радио донесло страшную весть – «Война!». И.М.Тоидзе быстро зашагал по комнате, охваченный чувством тревоги за Родину, ненависти к врагу, посмевшему развязать войну. Лихорадочно работала мысль: он немедленно должен написать женщину-мать, и не просто мать, а Родину-мать. Мастер понимал, что образ должен вобрать в себя черты всех матерей, убеленных сединой, вырастивших для Родины любимых сыновей, которых теперь предстоит благословить на ратный подвиг. Плакат вышел миллионными тиражами на языках всех народов СССР. Его видели и в Берлине, на колонне поверженного рейхстага.

Еще во время революции начинается служение искусству политической графики В.Дени – мастера сатиры, одной из особенностей творчества которого было умение подчинять художественно-изобразительные средства основной задаче плаката – агитационной. Своим содержанием и классовой направленностью плакаты В.Дени отвечали интересам широких масс населения. Художник едко и беспощадно высмеивал бредовые планы гитлеровских захватчиков, задумавших поработить русский народ, завоевать весь мир. В начальный период войны в своих работах В.Дени переосмысливал главным образом художественные образы своих же произведений периода 20-х-30-х годов, но постепенно на смену плакатам, показывающим фашизм в виде косматого чудовища, приходят конкретные, полные сарказма и гнева образы бесноватого фюрера и других «руководителей» третьего рейха. Нередко в плакаты он вводил и конкретный пейзаж, что придавало произведениям еще большую выразительность и убедительность. Отличительной особенностью В.Дени было эмоциональное, психологическое решение образа, единство изобразительного ряда и слова.

Итак, плакаты начальных месяцев войны призывали советский народ к оружию, к борьбе за честь и независимость отчизны. Они были пронизаны пафосом самоотверженной борьбы со смертельным врагом. Подчеркивая единство партии и народа, его неразрывную связь с армией, воскрешая в графических произведениях славную историю нашей Родины, художники создавали такие произведения, в которых ярко отражался массовый героизм советских людей на фронте и в тылу.
1942год.

После поражения под Москвой гитлеровское командование предприняло широкое наступление на южном крыле советско-германского фронта с целью овладения Кавказом и захвата Сталинграда. Летом 1942 года советские войска вели тяжелые оборонительные бои. Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому не только в Великой Отечественной войне, но и во всей Второй мировой войне, предопределила изгнание ненавистных захватчиков с советской земли.

Чутко и оперативно откликались художники-плакатисты на события в стране. В своих плакатах они выбирали действия, которые правдиво отображали реальность фронтовой жизни и в то же время метафорически раскрывали идею плаката. Будничная красота облика солдата сочетается с ощущением значимости и внутренней силы образа. Общий тон решения плаката этого периода характеризуется сдержанностью, использованием немногих цветов с введением ударных красных пятен. Одной из тем плаката 1942 года стала тема страдания советских людей, особенно детей, на оккупированных территориях.

Плакат В.Б.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» впервые появился на страницах газеты «Правда» 5 августа 1942 года [4]. До наших дней сохранились уникальные, пожелтевшие от времени фотографии, на которых запечатлен плакат «Воин Красной Армии, спаси!» - на передовой позиции артиллерии, в одном из цехов танкового завода на Урале, на улицах осажденного Ленинграда. Рядом с артиллерийской батареей мы видим фанерный лист, а на нем плакат «Воин Красной Армии, спаси!», он вдохновлял советских бойцов вести сокрушительный огонь по врагу, за слезы матерей, за Родину. Работая над эскизами плаката, В.Б. Корецкий концентрировал внимание зрителя на лицах женщины и прижавшегося к ней мальчугана. Необходимо было добиться такой выразительности глаз матери, чтобы зритель мог прочесть в них презрение и ненависть к врагу. Оба смотрят не на штык, а на врага. Призыв, как бы написанный каплями крови, стекающими со штыка, сделал плакат еще более понятным и действенным. Биография плаката «Воин Красной Армии, спаси!» не закончилась с окончанием Великой Отечественной войны. В 50-е годы, во время американской агрессии в Корее, одним из корейских художников был сделан плакат, близкий по решению к плакату В.Б.Корецкого. Таким образом, плакат оказался нужным борющемуся за свободу народу.

Итак, в 1942 году были созданы плакаты, которые художественно передают непреодолимое стремление советских воинов армии к разгрому Германии, исторической неизбежности победоносного исхода войны.
1943 год.

1943 год вошел в историю как год завершения коренного перелома в ходе Второй мировой войны. Важнейшими вехами на пути к успеху были разгром немецкой армии под Сталинградом, победа в битве под Курском, выход советской армии к Днепру.

В плакатах 1943 года преобладают темы и настроения, вызванные началом решительного наступления советских войск. Таков, например, плакат Н.А Долгорукова «Чуден Днепр при тихой погоде…». «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет, ни прогремит». Эти строки о Днепре принадлежат русскому писателю Н.В.Гоголю. Но не был спокоен Днепр в суровые дни сентября 1943 года, когда ударные группировки советских войск вышли к этой крупной водной преграде и начали ее форсировать. Именно в этом контрасте заключается авторский замысел. На листе изображено черное, непроглядное небо, ярко светит луна. По только что наведенному временному понтонному мосту на противоположный берег устремляются советские танки. По лунной дорожке реки плывет перевернутая немецкая каска со свастикой на боку и слова: «Чуден Днепр при тихой погоде…». Река предстала перед зрителем во всем своем величии, в блеске и сиянии подвига советских воинов, в свершившейся победе. Плакат нарисован черной и серой красками. Лишь на мчащихся вперед танках видны красные флажки. Строгая, почти скупая графика, но за всем этим чувствуется всепобеждающая сила. Такая манера исполнения придавала плакату еще большую выразительность и достоверность. Удивительный по лаконизму и силе эмоционального воздействия плакат Н.А.Долгорукова «Чуден Днепр при тихой погоде…» был отмечен премией на Всесоюзном конкурсе плакатов. Его оригинал приобрела Третьяковская галерея.
1943 год.

Н. Н. Жуков вошел в историю советского изобразительного искусства как выдающийся мастер плакатов и рисунков. Художник отображал войну со всех ее сторон. Но, прежде всего, он показывал роль в ней человека. В его произведениях мы видим моменты боя, бытовые сцены из солдатских буден. Карандаш публициста воспевал подвиги советских солдат на Калининском фронте, обличал зверства немецко-фашистских захватчиков в городах и селах, подвергшихся временной оккупации. Уже в первом военного времени плакате Н.Н. Жукова

«Отстоим Москву!», на первый план выдвигается героическая фигура советского воина, самоотверженно вставшего на защиту социалистической Родины.

В суровые незабываемые дни битвы на Волге художник вместе с бойцами и командирами был в окопах Сталинграда [6]. Здесь под грохот разрывающихся бомб и снарядов, под вой пикирующих бомбардировщиков, и лязг танковых гусениц он создает свой знаменитый плакат «Бей насмерть!». Разбитый врагом дом, к пулемету «максим» прильнул советский солдат. Он без устали ведет свинцовый огонь по наседающим врагам. В лице воина – жгучая ненависть к фашистам, неукротимое желание выстоять, выжить, победить. Суровость и реальность обстановки хорошо передает разбитая стена дома, на которой виден плакат В.Б.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!».

Ненависть к врагу и любовь к жизни, к труду, к родной земле наполняли сердце художника и находили выражение в документальных зарисовках и плакатах, которые несли в себе заряд необыкновенной эмоциональной силы. Они взволнованно звали на защиту Родины, сурово клеймили гитлеровцев, бесчинствовавших на советской территории.
1944 год.

В 1944 году В.Дени создает одно из наиболее значительных и острых своих произведений - «Узнал фашистский стервятник, что у нас не ягнятник». Сильная рука красноармейца намертво сжала горло хищной черной фашистской птице. В голове хищника без особого труда узнаются черты лица Гитлера. На крыле у хищника – свастика, на груди – крест за убийство мирных советских граждан. На фоне плаката – разрушенная деревня и труп девушки. Своими когтями хищник вцепился в спину жертвы. За поясом фашистского стервятника – особый меморандум убийцы. Поэтические строки плаката, как и других произведений В.Дени, имеют свое, особое начертание. Их сознательно тревожный характер подчеркивает остроту сатирической направленности рисунка. Вторая строка специально выделена красным цветом, а огромный восклицательный знак словно пригвоздил хищника к месту преступления. Необходимо подчеркнуть, что поэтические строки к своим плакатам В.Дени сочинял сам. Многие графические произведения В.Дени в годы Великой Отечественной войны сыграли важную агитационную роль в деле мобилизации сил советского народа на разгром врага. Они пользовались огромной популярностью на фронте и в тылу, прочно вошли в историю советского изобразительного искусства как произведения большой художественности, выразительности и идейной насыщенности.

В.С.Иванов тоже ясно понимал установку плакатов 1944 года: звать воинов к окончательной победе над фашизмом. Одним из выдающихся его произведений этого периода стал плакат «На Запад!». Он предельно прост и лаконичен: советский воин-освободитель прикладом своего автомата сбивает установленную фашистами доску-указатель с надписью «На Восток!». В плакатах времен Великой Отечественной войны В.С.Иванов стремился к созданию обобщенного, типического образа воина-защитника, воина-освободителя. В этих целях он использует большой тематический диапазон, ведет постоянный творческий поиск сюжетов, точно отбирает наиболее характерные и значительные жизненные явления, художнику свойственна выразительность мимики и жеста героя, проникновение в его психологию. Все это помогало придавать героям плакатов глубокий символический смысл.

Еще идет война, а в Нижнем Тагиле создается актив выставки, которая откроется позже, когда придет Победа, чтобы рассказать о подвиге тагильчан в тылу и на фронте. По крупицам начали собирать реликвии войны. Выставку возглавил председатель горисполкома И.А.Непомнящий, членами комитета были директор танкового завода генерал-майор Ю.Е.Максарев, начальник Тагилстроя – Тагиллага генерал-майор М.М.Царевский, редактор газеты «Тагильский рабочий» А.В.Суворов и др. все предприятия города помогали музею – предоставляли экспонаты, создавали макеты, давали фотобумагу, лак, краски, картон и т.п. Пять залов были тщательно отремонтированы. И вот стали поступать первые музейные предметы – будущие экспонаты выставки «Нижний Тагил в годы Великой Отечественной войны». Своеобразным символом военных лет стала картина-плакат «Седой Урал кует победу», написанная мотористом Уралвагонзавода И.И.Воскобойниковым клеевыми красками на фанере. Суровой силой и мужеством веет от этого полотна… Чуть розовеет горизонт. За покрытым мхами Уральским хребтом угадывается рассвет. А на Елани звенит установленная на разлапистый пень массивная наковальня. Старый кузнец без устали, сна и отдыха кует огромный меч. Он спешит как можно скорее изготовить грозное оружие, ведь Родина в опасности. Начиная с XVIII века, тагильские заводы традиционно поставляли оружие для страны, и вот Урал в середине XX века опять готовит оружие для Победы. В реликвиях военных лет – судьба нескольких поколений. Это память о великой жертвенности народа, сумевшего в кровавой схватке с фашизмом отстоять независимость и целостность своей Родины.

Таким образом, в 1944 году в произведениях плакатистов решается новая задача – мобилизация усилий советского народа на восстановление разрушенных врагом городов в освобожденных от немецких оккупантов территорий.
1945 год.

1945 год занимает особое место в летописи героических свершений советского народа и его Вооруженных Сил. Победоносно завершилась Великая Отечественная война. 8 мая представители фашистской Германии подписали акт о полной и безоговорочной капитуляции, а 9 мая Советский народ, все прогрессивные люди мира с огромным ликованием праздновали Победу. 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве состоялся парад Победы. Перед Мавзолеем В.И.Ленина торжественным маршем под боевыми знаменами прошли сводные полки, к подножию Мавзолея были брошены штандарты поверженной фашистской армии.

Решающую роль в разгроме Германии, а затем и империалистической Японии, в спасении мировых цивилизаций сыграл советский народ. Он вынес на своих плечах основную тяжесть войны, избавил человечество от угрозы фашистского порабощения, оказал помощь многим народам Европы. Плакатная живопись Великой Отечественной войны завершается серией ярких и праздничных плакатов, вышедших в 1945 году. Одно из первых мест принадлежит плакату Л.Ф.Голованова «Красной Армии – слава!»

Политической графикой Леонид Федорович Голованов стал заниматься с первых дней Великой Отечественной войны, когда в ряды плакатистов влились многие художники, ранее работавшие в других областях изобразительного искусства.

Придя в художественную мастерскую, которой руководил В.Б.Корецкий, он встретил там таких выдающихся плакатистов, как В.С.Иванов, А.А. Кокорекин, В.С. Климашин и другие. Работа в мастерской оказалась для начинающего плакатиста весьма полезной. Помощь опытных товарищей, участие в совместном обсуждении тем и эскизов многому научили Л.Ф.Голованова и помогли ему овладеть пластическим языком плаката. Работая в мастерской, он подготовил плакат «Обслужим бойцов на марше!». В нем уже просматриваются черты, которые позже легли в основу таких известных работ, как «Дойдем до Берлина!» и «Красной Армии – слава!».

Творческий путь Л.Ф.Голованова тесно связан с событиями на фронте. Вскоре после начала контрнаступления советских войск под Москвой он побывал в освобожденном от врага городе Калинине и его окрестностях, где встречался с партизанами и бойцами, сделал многочисленные зарисовки. Художнику надолго запомнились встречи с воинами-танкистами, которыми командовал полковник П.А.Ротмистров, ставший позже главным маршалом бронетанковых войск. Результатом этой поездки были плакаты и рисунки, которые демонстрировались летом 1942 года на выставке «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны».

Кроме занятий над плакатами, в которых прослеживается оптимистический настрой образов, Л.Ф.Голованов плодотворно работает в жанре малых форм графики, таких, например, как политическая открытка. Особенно широкое распространение в годы войны получили и полюбились воинам его миниатюры: «Танкист и девушка», «Папа, с Новым годом!», «Жди меня, и я вернусь!» и многие другие.

Когда Л.Ф.Голованов призвали в армию и зачислили в студию военных художников имени М.Б.Грекова, он стал чаще выезжать на фронт, где получал огромное творческое вдохновение, делал зарисовки непосредственно в боевой обстановке. Особенно ему запомнились поездки в 25-ю гвардейскую дивизию имени В.И.Чапаева. Там художник подружился со многими бойцами и командирами, сделал массу рисунков и заготовок с натуры.

Во время одной из таких поездок Л.Ф.Голованов познакомился с известным снайпером Голосовым. Уж очень понравился ему этот молодцеватый, веселый воин родом из Рязани, который, как выяснилось позже, был представлен командованием к высокому званию Героя Советского Союза. Художник сделал несколько зарисовок отважного воина. Больше им, к сожалению, не довелось встретиться. Герой Советского Союза лейтенант Голосов пас смертью храбрых, не дожив до счастливых дней Победы.

В 1945 году Советская Армия развернула победоносные наступательные операции на всем советско-германском фронте. Она била и гнала врага с нашей земли, не давая ему закрепиться на новых рубежах. В один из таких дней Л.Ф.Голованову позвонили по телефону и попросили сделать плакат на тему: «Дойдем до Берлина!» Тема захватила художника, он сразу же приступил к созданию эскизов. Вот как он пишет об этом в своих воспоминаниях: «Хотелось решить образ на основе конкретной жизненной ситуации, но сделать его запоминающимся, выразительным. Наиболее удачное решение – изобразить солдата на марше. А конкретным героем, прообразом солдата на плакате «Дойдем до Берлина!» стал улыбающийся русский богатырь, в моем представлении олицетворяющий советского воина-снайпера Голосова. Я сделал несколько эскизов карандашом, наконец, остановился на одном из них и приступил к выполнению оригинала… »

Вскоре плакат с фигурой солдата, переобувающего сапоги, и словами: «Дойдем до Берлина!» увидели на всех фронтах, он облетел всю страну. Сотни восторженных откликов поступили на это замечательное произведение.

Советские войска с боями вступили на территорию ненавистного врага. Были дни, когда Москва по нескольку раз в сутки салютовала доблестным воинам, добивавшим врага в его собственной берлоге. Близился день Победы над фашистской Германией. Художник продолжал упорно трудиться, ему хотелось выдающимся произведением отметить это всемирно-историческое событие.

Л.Ф.Голованов чувствовал, понимал, что должен создать образ воина-героя, воина-победителя. В памяти невольно оживал все тот же образ лихого и веселого воина, каким запомнился лейтенант Голосов, но уже возмужавшего, с боевыми наградами на выгоревшей от солнца гимнастерке, с лихо сдвинутой пилоткой, с сознанием выполненного долга.

Этот воин выполнил наказ Родины, дошел до столицы фашистского рейха и, подводя черту своему подвигу, написал слова: «Дошли. Берлин.2.V.45.».

Так родился известный и ныне плакат Л.Ф.Голованова «Красной Армии – слава!».

Заключение

Война слагается из четырёх основных сфер: вооружённой борьбы, политического, экономического и идеологического противостояния воюющих сторон. Основой идеологической борьбы является пропаганда, которая сыграла свою роль в войне между Германией и Советским Союзом. Пропаганда обеих противоборствующих сторон служила для достижения победы каждой из стран.



Какие же качества плаката делают его таким сильным агитационным средством?

  • Большую роль играют контрасты черного и белого, а так же линия и контур, позволяющие передать впечатление объемности формы. Композиционный закон контрастов имеет огромное значение в плакатном искусстве. Без опоры на этот закон невозможно создать плакат, который будет эмоционально воздействовать на зрителя и донесет до него свое содержание.

  • Для плаката характерны контрасты цветовые, силуэтные, тоновые, а также контрасты величины и форм. Художники часто оперируют только двумя тонами при изображении объекта, показывают только свет и тень предмета, без перехода и полутона. Именно граница освещенной и теневой поверхностей предмета и создает его объемность, наиболее эффективно и лаконично передает форму.

  • Цвет в плакате имеет принципиальное значение. В цветовую композицию включается один или 2-3 цвета (редко больше) одной силы тона. Наличие ведущего – также одна из особенностей плакатного искусства. Огромная роль принадлежит символике цвета. Красный, в первую очередь, - Победа, жизнь и главный цвет Советского Союза; черный ассоциируется с фашистской Германией, трагическими событиями и смертью, белый же - равенство, святость, свобода. Средствами колорита художник может добиться равновесия композиции. В цветовое равновесие плакатной композиции включается размер, расположение и рисунок шрифта. В плакатном рисунке обращается внимание на экспрессию фигуры, предмета, детали.

  • Плакатный образ должен сразу восприниматься обобщенным и в то же время многозначным при всей лаконичности плакатных средств. Художник-плакатист освобождает композицию от всего, что замедляет восприятие ее смысла, сводит до минимума число красок и количество деталей. Он сужает арсенал своих средств во имя предельной экспрессии плакатной композиции, оставляя на палитре иногда всего лишь одну краску и белый цвет бумаги.

Таким образом, главными особенностями плаката можно назвать:

  • Лаконичность изображения, мгновенность его восприятия

  • Небольшое количество цветов, наличие среди них ведущих: красный, белый, черный

  • Крайняя выразительность, экспрессивность каждой фигуры, каждой детали

  • Призывность текста

  • Ярко выраженная авторская позиция

  • Убедительность плаката

  • Актуальность выбранной темы.

Как и любой другой вид искусства, плакат неразрывно связан с эпохой, в которой создается. Эта связь выражается не только в выборе авторами тем для своих работ, но и в том, с каким настроением создаются и читаются лозунги, как преподносится зрителю сюжет, какими средствами пользуется художник-плакатист. Плакаты Великой Отечественной войны наполнены бурлящим чувством патриотизма, единения народа в борьбе с врагом. Но вместе с тем политический плакат является силой, формирующей общественное мнение, просвещающей, а значит, в какой-то мере и заставляющей происходить определенные события, приближающей их, влияющей на ход истории.

В ходе исследования:



  • Выявлено влияние плаката на общественное мышление в годы Великой Отечественной.

  • Проанализирована деятельность советских художников плакатистов в 1941-1945 годах.

  • Раскрыта роль плакатного искусства в формировании культуры Советского государства и мира в целом.

  • Показано значение плаката в настоящее время.

Список использованной литературы


  1. Катаян А. «Маяковский - художник». Изд. «Советский художник», 1963г.

  2. Савостюк О. «Перестройка и мы. Всесоюзный конкурс плакатов»,М, «Плакат», 1989г.

  3. Свиридова И.А. «Советский зрелищный плакат». Изд. «Изобразительное искусство»,1975г.

  4. Черемных М. [Альбом], М, «Советский художник», 1970г.

  5. Черемных М. «Мастера советской карикатуры», М, «Советский художник»,1984г.

  6. Шрейберг Л.Д., Цирулис А.Я. «Так мы работаем с плакатом», М, «Плакат», 1983г.

  7. «За мир и социальный прогресс. Альбом работ международного конкурса политического плаката» 1986 г,М, «Плакат»,1989г.

  8. Детская энциклопедия, т.10 (Литература и искусство), М, изд-во Академии наук РСФСР, 1961г.

  9. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 — 90-е гг.): Учебное пособие

  10. Г.И.Поташникова «Публицистика в годы ВОВ», Самара 2005

  11. Летописцы Победы. Печать времен Великой Отечественной войны : сб. - М.: По-литиздат, 1984

  12. Попов Н., Горохов Н. Советская военная печать в годы Великой Отечественной войны. 1941 - 1945 / Н. Попов, Н. Горохов. - М.: Воениздат, 1981

  13. http://juliadrunina.narod.ru/

  14. http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/310.htm .

  15. http://www.davno.ru/posters/artists/kukryniksy/ 8.

  16. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13224

  17. http://petrov.com.ua/GoldCalf/GoldCalf.htm

  18. Электронная библиотека «Кирилла и Мефодия»





Крайне важное сообщение относительно Космического Корабля Земля: к нему не приложено руководство по эксплуатации. Бакминстер Фаллер
ещё >>