Понятие о словосочетании - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок русского языка в 8 классе Тема. Синтаксис и пунктуация. 1 66.32kb.
Синтаксис. Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании 1 36.57kb.
Урок по русскому языку в 4-ом классе. Тема урока: «Словосочетание... 1 63.47kb.
Связь слов в словосочетании управление 1 125.52kb.
1. Найдите вид связи в словосочетании управление 1 96.16kb.
Общие понятия и термины по теме: ? Краткий план ответа 1 34.92kb.
Вегетарианство: путь к высшей цели Слово «вегетарианец» 1 34.79kb.
Конспект урока в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» 1 82.45kb.
Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Синонимическая... 1 31.69kb.
«Словосочетание». 5 класс 1 25.28kb.
Урок русского языка в 4 а классе. Тема урока «Словосочетание». 1 34.47kb.
Владимир Бушин Неизвестный Солженицын 40 5866.11kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Понятие о словосочетании - страница №1/7

Содержание
От составителя.
1. Понятие о словосочетании (урок-путешествие).
2. Понятие о предложении (семинар).
3. Порядок слов в предложении (лекция, практикум).
4. Главные члены предложения (лекция, практическая работа).
5. Однородные члены предложения (урок-путешествие).
6. Стилистические функции однородных членов предложения (лекция с элементами эвристической беседы, практикум).
7. Обособление определений, выраженных причастным оборотом (урок-викторина).
8. Стилистические функции обособленных членов предложения (лекция с элементами эвристической беседы, практикум).
9. Сравнительный оборот (практическая работа, лекция).
10. Своеобразие поэтической речи древнерусской летописной литературы (интегрированный урок).
11. Своеобразие поэтической речи древнерусской житийной (агио-графической) литературы (интегрированный урок).
12. Синтаксическое и стилистическое своеобразие речи автора, рас-сказчика и героя в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (интегрированный урок).
13. Реальные события пугачевщины и их художественное во-площение в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (ин-тегрированный урок).
14. Идеи и образы современной поэзии (интегрированный урок).
15. Приложение 1.
16. Приложение 2.
17. Приложение 3.
Литература.
От составителя
Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, изучение которой требует большого труда. Воспитать любовь к русскому языку – значит, воспитать интерес. Доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не-редко становятся лишь мертвым грузом.

«Корень учения горек», – говорили древние римляне. И вколачи-вали школьные премудрости розгами.

Древние истины мудры... Но меняются времена, меняются нра-вы, и мы вместе с ними.

Не только плод учения, но и сам процесс постижения нового должен быть для каждого увлекательным, принося радость приобще-ния к неведомым ранее тайнам, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи.

Данное пособие адресовано учителям-словесникам, работающим в 8-м классе. Мы стремились к тому, чтобы наше пособие пригоди-лось вам непосредственно на уроке, при организации внеклассных мероприятий, на консультациях и во время репетиторских занятий. Пособие содержит обширный справочный материал, занимательные и творческие задания, направленные на лучшее усвоение программного материала по русскому языку, развитие логического мышления уча-щихся.

Желаем успеха!


Удивительное путешествие в страну Синтаксис

«Динь-ди-линь», – прозвенел звонок на урок. Привычный каби-нет русского языка в этом году выглядел странно. Здесь почему-то пахло морем, а с потолка свешивались лианы. Где-то наверху запела птица, ей отозвалась другая. Всегда шумные ученики 8 «Б» на этот раз просто потеряли дар речи.

– Смотрите! – заорал вдруг Пашка и ринулся к окну. И все увидели, что прямо в окно плещут морские волны, на которых покачи-вается красавец-фрегат.

– Ой, хочу туда! Хочу путешествовать! – заныла Настя.

– Что же, нет ничего проще! – улыбнулась Наталья Николаевна.

Через минуту они уже были в открытом море. Мальчишки вопи-ли от счастья, сидя на мачтах, Настя, блаженно закрыв глаза, вдыхала соленый морской воздух, а Ксюша спросила:

– Куда же мы плывем?

– У этой страны совершенно экзотическое название, – ответила Наталья Николаевна, – Синтаксис.

Она достала из сумочки компас и карту. Вскоре фрегат при-чалил к берегу, и наши путешественники выбрались на сушу. Красота вокруг была необычайная: диковинные развесистые деревья, цветы редкостных видов. Небо синее-синее. Птицы с разноцветным опере-нием распевали на все голоса.

– Как здорово, Наталья Николаевна! – восхитилась Катя.

Отличник Женька первым заметил указатель: «Добро пожало-вать в государство Словосочетание!»




Страна Синтаксис

Урок 1. Понятие о словосочетании

( урок-путешествие)
Цель урока: ознакомить учеников со словосочетанием как номи-нативной единицей синтаксиса, дать представление о синтаксических отношениях и видах подчинительной связи в словосочетаниях, про-должить формирование навыка пользования лексическими и грамма-тическими нормами построения словосочетаний и предложений.
Ход урока

1. Пограничный контроль.

Найдите словосочетания, поясните свой выбор.



Я коня водой пою,

Песню солнышку пою:

Ты свети, свети, светило,

Я хочу, чтоб ты светило.


Кто без кисти и белил

Крыши города белил?


На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.
Снежное покрывало все поле покры-вало.

Медведь в лесу, не зная правил,

Однажды мотоциклом правил.
В углу раздался детский плач,

И кто-то вдруг сказал: «Не плачь!»


Стою на нашем берегу,

Покой границы берегу.




Словосочетание – такая синтаксическая единица, которая со-стоит из двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически:

по морям и океанам;

снег да ветер;

необыкновенно добрая;

уйти из дома;

спросить у прохожего.

Предложение формируется из словосочетаний. При этом подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются. Так, в пред-ложении «Тяжёлые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор» (М. Лермонтов) пять словосочетаний: тяжёлые тучи, холодные тучи, лежали на вершинах, на вершинах гор, окрестных гор, – и одна грамматическая основа: тучи лежали.

В словосочетаниях одно слово подчиняется другому и от него можно поставить вопрос: дрессировать тигров – дрессировать (кого?) тигров.

В этом словосочетании главное слово – дрессировать, зависимое – тигров.

Словосочетания с различными типами синтаксической связи могут выступать по отношению друг к другу как синонимичные: брас-лет из серебра – серебряный браслет; костюм для пляжа – пляжный костюм; тростник у берега – прибрежный тростник.


Благополучно преодолев пограничный контроль, наши путе-шественники отправились осматривать достопримечательности.

2. Определите «строительный материал», использованный мастерами страны Словосочетание (учащиеся определяют строение и грамматическое значение словосочетаний, способ связи слов в слово-сочетаниях).


Асфальтовое, новое

Через леса сосновые,

Через луга медовые,

Через поля пшеничные,

Полянки земляничные,

Во всей своей красе,

Дождем умыто, росами,

Укатано колесами,



Раскинулось шоссе!

Веселые, печальные,

То ближние, то дальние

И легкие, и торные,

Прямые пешеходные,

Воздушные и водные

Железные пути.


– Посмотрите, – закричал Кирилл. – Там драка возле магазина!

– Это очень плохо, мы должны вмешаться и помочь людям! – сказала Наталья Николаевна.


3. Разберитесь, кому какие предметы принадлежат. Можно ли определить, кому принадлежат в каждом словосочетании названные предметы?

  • Дедова шинель,

  • бабушкин сарафан,

  • дядин дом,




  • сестрино платье,

  • олений рог.




4. Вставьте пропущенные буквы.

Зимн…м вечер…м, осени…м днем, пр...шлогодн...м з...пас...м, вчерашн...ми об...щани...ми, о зимн...м вечер..., об осенн...м дне, в весен…м воздух…, в тих.. .м омут...,тих...м мор...м, бе...крайн...ми пр...стор...ми, весенн...ми пр...гулк...ми.
Определите способ связи слов в словосочетаниях (задание 3, 4). Можно ли заменить эти словосочетания синонимичными? Как изме-нится способ связи слов?
Послышался крик мальчишки-газетчика. «Внимание! Внима-ние! Цельные словосочетания требуют свободы и независимости! Сло-ва, входящие в них, желают выступать самостоятельными членами предложения. Правительство вступило в переговоры!»

– Наталья Николаевна, а какие словосочетания называются цель-ными? – спросил Саша.

– Как правило, каждое самостоятельное слово, входящее в сло-восочетание, является отдельным членом предложения. Но в русском языке есть словосочетания, которые рассматриваются как один член предложения. Такие словосочетания называются цельными. Цельные словосочетания – это словосочетания, которые имеют смысловую цельность и в предложении выступают в роли одного члена пред-ложения. В цельных словосочетаниях главное слово не несёт доста-точной для отдельного члена предложения смысловой полноты, так как основная смысловая нагрузка ложится на зависимое слово. Можно выделить несколько групп цельных словосочетаний:


  1. словосочетание с главным словом числительным или сущест-вительным, от него образованным;

  2. словосочетания, части которых связаны посредством пред-лога из с общим значением избирательности;

  3. словосочетания, части которых связаны посредством пред-лога с, имеющего значение совместности;

  4. словосочетания, которые включают формы существитель-ных типа: с глазами, с ростом, с лицом и т.д. – и определяющих их прилагательных.


5. Помогите доказать цельным словосочетаниям, что они должны пойти на переговоры с правительством страны Слово-сочетание (докажите, что главное слово в таких словосочетаниях не несет достаточной смысловой нагрузки, чтобы быть самостоя-тельным членом предложения).

За одного учёного двух неучёных дают, да и то не берут. (По-словица).

Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (А. Пушкин).

Туристы исходили десятки километров в поисках потеряв-шегося мальчика.

Пятеро из нас хорошо знают английский язык.

Мы с братом собираемся поехать летом на Азовское море.

Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой. (И. Тургенев).
Мимо путешественников быстрым шагом прошла с встре-воженным лицом миловидная девушка-медсестра в белом халате.

– Что случилось? – поинтересовалась Наталья Николаевна.

– Из процедурного кабинета убежали несколько предложений, зараженных вирусом речевой ошибки. Они должны были пройти курс лечения, но испугались. Не представляю, как я их всех успею собрать! Если упустить время, может начаться эпидемия...

– А если мы вам поможем? Нас много, – предложил Дима.


– Это было бы просто замечательно!

6. Помогите восьмиклассникам «вылечить» «заболевшие» предложения (объясните, в чем заключаются речевые ошибки, исправьте их).

Гуси готовились к улету.

Слонёнок три раза обежал вокруг себя.

Шопен был единственный ребёнок в многодетной семье.

Он не мог оторвать глаз от бегущего лося.

В комнату вошёл негр в ботинках телесного цвета.

Девушки отрывали от себя последнее и вязали солдатам ва-режки.

Я хотел бы иметь огромный домик...


7. «Гербарий».

Незаметно солнце стало опускаться за горизонт, путешествен-никам надо было возвращаться на борт корабля.

– Подождите! – одноклассников догоняли Маша и Ирина. – Посмотрите, какие красивые словосочетания мы собрали на опушке! Как бы их сохранить на память о нашем путешествии?

– Действительно, это очень интересные и выразительные сло-восочетания. Прилагательные в них называются эпитетами. А сохра-нить их очень просто – давайте составим текст и поместим в него ваши трофеи, – сказала Наталья Николаевна.

Помогите ребятам составить тексты или отдельные предложе-ния (возможна работа в группах) с предложенными словосочетаниями и предложениями.
Ветер.

Сыроватый, мягкий ветерок.

Лёгкое дуновение знойного ветра.

Вой осеннего ветра.

Непрестанно гудит.

Ветер бесился.

Скулит жалобно, скучно и непрерывно.

Поднимает свой голос до жалобного визга и опускает его вниз до звериного рычания.


Вода.

Река

Ручей

Пруд

Море

В общем

Неслась необузданным потоком.

Курлычет мелодично.

Пахло тягуче, тоскливо.

Бледный пруд.

Чёрный, словно раскалённый, пруд с каймой по-лувысохшей грязи.

Блестел зеркальным серебром.

Улыбалось небу тысячью серебряных улыбок.

Солёный аромат воды. Вода, играющая солнцем.

Чёрная маслянистая масса воды.

Вода, играющая солнцем.




Воздух.

Утром

Днём

Вечером

Осенью

Зимой

Летом

Свежо и росисто.

Золотистый воздух. Пропитан душной пылью.

Потемнел, налился синевою.

Вокруг пустеет.

Жжёт и колется.

Лёгкий, горячий, дрожащий от зноя, густеющий вдали сиреневым маревом. Пропитан душной пы-лью.




Времена года.

Осень

Весна


Лето

Доброе и холодное лепетание поздней осени.

Дни ещё по-осеннему ласковы.

Та необычайная, всегда удивляющая людей осен-няя погода, когда низкое солнце греет жарче, чем весной.

Весёлый, смеющийся трепет весны.

Прилетит на крыльях грачей.

Ручейки под талым снегом тайно сбегают в речки.


Мягкое шушуканье, долгий говор лета.

Вокруг бушевали краски июня.

Знойная мгла.



Ледоход.

Ноздреватые льдины. Река трещала и горбилась.


– Давайте и дальше собирать гербарий в разных частях этой страны на память о нашем путешествии, – предложила Лена, и все с ней согласились.

Приложение к уроку 1.



Урок 2. Понятие о предложении

(семинар)

Цель урока: дать учащимся представление о предложении как предикативной единице языка, строении и грамматическом значении предложений, сформировать навык согласования членов предложения.
Ход урока

Высаживались на берег шумно. Наталья Николаевна пере-считала восьмиклассников. 29 путешественников с рюкзаками за пле-чами стояли на берегу.

– Ну, что же! Территория кажется вполне обжитой и безопасной, а местные жители – дружелюбными. Я предлагаю вам разбиться на группы, отправиться на разведку и разузнать побольше о стране, в которой мы оказались, и о её жителях. Встречаемся здесь через 4 часа, – предложила Наталья Николаевна.

Спустя 4 часа разведчики вернулись с информацией (подго-товленные сообщения в группах):



1. Предложение – это синтаксическая единица, служащая средством формирования, выражения и сообщения мыслей, передачи чувств, эмоций. Предложение формируется из словосочетаний и явля-ется основной единицей общения людей. Предложение всегда является высказыванием о предмете речи, так как содержит в себе либо сооб-щение, либо вопрос, либо побуждение к чему-либо.

Как высказывание, предложение характеризуется интонацион-ной законченностью (интонацией конца предложения), которая отра-жает цель построения предложения.



2. Строение предложения определяется его грамматической основой. Она может состоять из двух главных членов, а может быть представлена только одним членом предложения – подлежащим или сказуемым.

Предложение, грамматическая основа которого состоит из двух членов, называется двусоставным.

Предложение, в котором только один главный член предложе-ния – подлежащее или сказуемое – называется односоставным.

Предложение может иметь одну грамматическую основу (это простое предложение) и несколько (сложное предложение).

По наличию второстепенных членов предложения могут быть распространенные и нераспространенные. Распространённые предло-жения имеют второстепенные члены (хотя бы один), нераспространен-ные предложения состоят только из грамматической основы:

Звезды этой нескончаемой ночи начали блекнуть, исчезать.



(А.Н. Толстой).

Ночь наступила. День угас.

Распространенными и нераспространенными могут быть как односоставные, так и двусоставные предложения:

Соловья баснями не кормят. (Пословица).

Не торопись, не спеши, подождем. (К. Симонов).

Сладко пахнет елками жаркий летний бор. (И. Бунин).

Предложения, включающие однородные подлежащие или одно-родные сказуемые и не имеющие второстепенных членов, являются не-распространенными:

Мал золотник, да дорог. (Пословица).

Полощется, и трепещет, и хлопает парус. (А. Куприн).
3. По цели высказывания предложения (и простые, и сложные) делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Целью повествовательного предложения является сообщение.

Повествовательные предложения – самый распространённый вид предложений.

Целью побудительного предложения является волеизъявление, побуждение адресата к действию.

Значение побуждения часто опирается на формы повелитель-ного наклонения:

Разворачивайтесь в марше! (В. Маяковский).

Побуждение может выражать инфинитив:

Веселей кружитесь, дамы! На носки не наступать!



(А. Твардовский).

Кроме того, значение побуждения могут принимать формы дру-гих наклонений:

– Ты бы ушёл, дед, – просил Ваня. (К. Паустовский).

– Пошёл прочь! – твёрдо сказал Фома. (М. Горький).

Волеизъявление также может быть выражено без специальных глагольных форм, посредством интонации и частиц:

Вам бы, знаете, во флот с вашим аппетитом. (А. Твардовский).

Содержанием вопросительного предложения является вопрос (в том числе и риторический, не требующий ответа):

Чей конь во весь опор по грозной площади несётся?



(А. Пушкин).

Какая в нём гордость может быть? (М. Горький).

Вопрос часто оформляется вопросительными частицами (разве, ли, неужели) и вопросительными местоимениями (кто, что, какой, ко-торый, чей, сколько, где, почему и т.д.). Вопросительные частицы не являются членами предложения, вопросительные местоимения выпол-няют роль членов предложения:

Разве я говорю что-нибудь дурное? (М. Горький).


4. По эмоциональной окраске предложения делятся на воскли-цательные и невосклицательные.

Восклицательное предложение заключает эмоциональное отно-шение, которое выражено синтаксически (порядком слов, употребле-нием междометий и др.) и формальным образом (с помощью восклица-тельного знака). Форма восклицательного предложения включает эмо-ционально окрашенную интонацию, частицы что за, как, какой, вот так, ну и и др., а также междометия. Этими средствами высказыванию со-общается значение положительной или отрицательной оценки, переда-ются чувства радости, восхищения, грусти, негодования, страха, удивле-ния и т.п.

Восклицательному предложению противостоит предложение не-восклицательное, лишённое эмоциональной окрашенности:

Сияла ночь. (А. Фет).

Жил некто человек безродный, одинокий, вдали от города, в глу-ши. (И. Крылов).

По цели высказывания восклицательное предложение не яв-ляется особым типом – оно совмещается с повествовательным, по-будительным или вопросительным.
5. Разновидностью вопросительного предложения с восклица-тельной интонацией является риторический вопрос. Риторический вопрос не требует ответа, так как содержит в себе скрытое утвержде-ние или отрицание:

Разве я когда-нибудь уйду от цветущей яблони в саду, от весны в березовом хмелю, от людей, которых я люблю?



(М. Лисянский).

В конце риторических вопросов ставится вопросительный или восклицательный знак (иногда оба).


6. Порядок слов в русском языке не является постоянным, закрепленным.

Когда подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение – определяемому слову, несогласованное определение идёт вслед за определяемым словом, обстоятельство образа действия стоит перед глаголом, дополнение и все остальные обстоятельства располагаются после глагола, говорят, что в предложении прямой по-рядок слов:

Часто прямой порядок слов нарушается, что придает речи боль-шую выразительность и позволяет усилить смысловую нагрузку от-дельных членов предложения. Изменение прямого порядка слов в пред-ложении называется инверсией:

Редеет облаков летучая гряда. (А. Пушкин).

В тексте инверсия является одним из средств связи его частей, связывая предложения в более крупную синтаксическую единицу – текст.
7. Каждая группа «разведчиков» принесла с собой образцы флоры и фауны, но в суете возвращения все они перемешались. Да-вайте разберём их и охарактеризуем по строению грамматической осно-вы, эмоциональной окраске, цели высказывания...

Прохладный воздух едва качает язычок свечи.



(К. Паустовский).

Тихо пришли в равновесье зыбкого сердца весы. (В. Брюсов).

Пахло дождём и свежим сеном. (А. Чехов).

Кто при звёздах и при луне так поздно едет на коне?



(А. Пушкин).

Как весело играет всё кругом, как воздух свеж, как пахнет зем-ляникой и грибами! (И. Тургенев).

По верхушкам леса потянулся гул от утреннего ветра.

(В. Короленко).

Друзья мои, прекрасен наш союз! (А. Пушкин).

С холмов кремнистых водопады стекают бисерной рекой.

(А. Пушкин).

Не расти траве после осени. (А. Кольцов).

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый. (А. Твардовский).

По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разли-вается. (И. Никитин).

Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звёзды, и звуки понемногу затихли в станице (Л. Толстой).

Каштанка обнюхала углы и двери, заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного (А. Чехов).

Пусть всегда будет солнце!

Ребята! Не Москва ль за нами? (М. Лермонтов).

Да, откровенно говоря, кого не трогает искусство? (А. Чехов).

Куда идём мы с Пятачком?

Ах, как ты горько, до зарезу, попозже, молодость, нужна!



(А. Твардовский).

Что за прелесть эти сказки! (А. Пушкин).

Ах, если бы ты знал, как ты мил, как ты кстати приехал!

(А. Чехов)

Ну же, Таня, говори! (М. Горький)

О, какая ночь! Чудная ночь! (А. Чехов)

Мало ли я добра делал? (К. Федин).

Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу! (П. Гоголь).


следующая страница >>



Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим. Приписывается Ленину
ещё >>