Понятие о географии как системе географических наук - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Планы семинарских занятий «Теория социально-экономической географии»... 1 86.2kb.
«Полис».–2012.№2(128)-С. 31-46. Феномен неконтролируемых территорий... 1 291.91kb.
Учебная программа для специальности: 1-31 02 01 География (по направлениям) 1 144.43kb.
Учебная программа для специальности 1-31 80 02 География магистратура... 1 114.44kb.
Вопросы к зачету по курсу «Криминология» 1 37.39kb.
Методическое пособие для студентов специальности «Туризм» дисциплина... 1 325.17kb.
Программа по географии для абитуриентов факультета географии и геоэкологии 1 301.98kb.
Вопросы к экзамену по физической географии России и сопредельных... 1 27.18kb.
Вклад отдельных ученых в развитие экономической географии и теории 1 221.19kb.
Пояснительная записка «Начальный курс географии» 1 217.98kb.
Программа «Философия права» Раздел I. Общие проблемы философии права. 1 34.34kb.
Сокровенный человек 6 728.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Понятие о географии как системе географических наук - страница №1/2


Общее землеведение


Учреждение образования

«Брестский государственный
университет имени А.С. Пушкина»



Кафедра физической географии

Методические указания

по курсу

Общее землеведение

для студентов специальности «География»

Брест, 2008

Содержание

Литература 27


Занятие 1

Тема: Понятие о географии как системе географических наук

Знакомство с атласами и картами, определение географических координат пункта и пункта по географическим координатам
Оборудование: атлас офицера, атлас учителя, атлас Мира, учебный атлас, иллюстрированный атлас, линейки, циркули-измерители.
Вопросы для собеседования:

  1. Специфика научного географического знания. Определение географии.

  2. Объект и предмет изучения физической географии.

  3. Задачи географии.

  4. Методы географических исследований.

    • общенаучные

    • междисциплинарные

    • специфические

  5. Структура географической науки

  6. Место общего землеведения в структуре географических наук

  7. Основные этапы развития географической науки

    • географические познания первобытных народов

    • географические сведения древних культурных народов

    • география в античное время

    • география средневековья

    • эпоха Великих географических открытий

    • развитие теоретической мысли в XVII-XIX вв.

    • основные направления развития современной географии.


Задание 1. Познакомиться с географическими картами и атласами и найти с помощью указателей атласов следующие пункты: Чимкент, Пржевальск, Андижан, Белфаст, Мекка, Вальпараисо, Милуоки.
Задание 2. Определить географические координаты методом интерполяции координат следующих пунктов:

  1. г. Брест

  1. м. Дежнева

  1. м. Челюскин

  1. м. Эль-Аб’яд

  1. м. Игольный

  1. м. Альмади

  1. м. Рас-Хафун

  1. Архангельск

  1. Баку

  1. Берлин

  1. Париж

  1. Рига

Широта и долгота пунктов, расположенных между нанесенными на карте параллелями и меридианами, определяются методом интерполяции.



Пример. Найти координаты пункта М (рис. 1). Для вычисления широты места этого пункта измеряется линейкой расстояние АВ и АМ. Расстоянию АВ на чертеже соответствует 10° широты

АВ – 10°, АМ – х, х = АМ 10°/АВ.

Подставив значения АВ и АМ и решив простое уравнение с одним неизвестным определим количество градусов, соответствующее расстоянию АМ. Затем эту величину прибавляем к 40° и получаем широту точки М.

В
Рисунок 1 – Определение координат пункта методом интерполяции
место расстояния АМ можно измерить расстояние ВМ. Но в этом случае для определения широты полученную величину нужно отнять от 50 .

Методом интерполяции находим и долготу точки М. Измеряем расстояние СД и СМ. Затем решаем уравнение



СД – 10°, СМ – х, х=СМ 10°/СД. Прибавив величину СМ (в град) к 60°, находим долготу точки М.
Задание 3. По данным географических координат найти города:

п/п

φ

λ

п/п

φ

λ



56°13' с. ш

43°49' в. д



39°54' с. ш.

116°28' в. д.



50°35' с.ш.

137°05' в. д.



06°08' ю. ш

106°48' в. д.



50°05' с. ш.

14°25' в. д.



37°50' ю. ш

144°58' в. д.



40°25' с. ш

03°41' з. д.



33°56' ю. ш

18°25' в. д.



48°50' с. ш.

02°20' в. д.



00°15' ю. ш.

78°30' з. д.


Литература:

      1. Геренчук К.И., Боков В.А., Черванев И.Г. Общее землеведение. – М.: Высш. шк., 1984. – С. 3–19.

      2. Жекулин В.С. Введение в географию. – Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1989. – С. 6–103.

      3. Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – 4–5.

      4. Мильков Ф. Н. Общее землеведение. – М.: Высш. шк., 1990. – С. 5-19.

      5. Неклюкова Н. П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1967. – С. 3-46.

      6. Половинкин А.А. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1958. – С. 3-45.

      7. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. География. – Мн.: Высшая школа, 1966.

      8. Савцова Т.М.Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 5-11.

      9. Селиверстов Ю. П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 5-11.

      10. Шубаев Л. П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1969. – С. 3-27.


Домашнее задание: Земля во Вселенной. Номенклатура «Европа: моря, заливы, проливы»

подготовить рефераты и презентации о планетах Солнечной системы:

  • Меркурий,

  • Венера,

  • Марс,

  • Юпитер,

  • Сатурн,

  • Уран,

  • Нептун.



Занятие 2

Тема: Солнечная система. ЗЕМЛЯ во вселенной
Оборудование: мультимедийная установка, физическая карта Европы.
Вопросы для собеседования:

  1. Понятие «Солнечная система». Солнечная система как часть нашей Галактики.

  2. Строение Солнечной системы (законы Кеплера, Ньютона).

  3. Теории происхождения Солнечной системы.

  4. Происхождение, состав и физические свойства Солнца.

  5. Краткая характеристика планет Солнечной системы

    • общие закономерности характерные для планет;

    • планеты земной группы;

    • планеты-гиганты.

  6. Тела Солнечной системы.


Задание 1. Составить таблицу характеристик планет Солнечной системы. Дать сравнительный анализ.

Таблица 1 – Некоторые характеристики планет Солнечной системы и их орбит




Экваториальный радиус

Объем (в единицах объема Земли)

Масса (в единицах массы Земли)

Средняя плотность в г/см3

Ускорение силы тяжести на экваторе

Период осевого вращения

Наклонение экватора к плоскости орбиты

Расстояние от Солнца

Освещенность Солнцем (в сравнении с Землей)

Период обращения в годах (в земных сутках)

Средняя скорость движения по орбите (км/с

Наклонение орбиты к эклиптике

Количество спутников

в км

в радиусах Земли

Звездные сутки

Солнечные сутки

млн. км

а.е

Меркурий

















































Венера

















































Земля*

















































Марс*

















































Юпитер*

















































Сатурн*

















































Уран

















































Нептун

















































Нептун – наличие атмосферы

* – смена времен года


Литература:

  1. Богомолов Л.Н., Судакова С.С. Общее землеведение. – М.: Недра, 1971.

  2. Боков В.А., Селиверстов Ю.П., Черванев И.Г. Общее землеведение. – СПб., 1999.

  3. Геренчук К.И., Боков В.А., Черванев И.Г. Общее землеведение. – М.: Высш. шк., 1984. – С. 19–22.

  4. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение. – М.: Владос, 2002. – С. 12–24.

  5. Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 5–16.

  6. Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 15–34.

  7. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 4–16.

  8. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. География. – Мн.: Высшая школа, 1966. – С. 9–19.

  9. Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 12–45.

  10. Селиверстов Ю.П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 31–51.

  11. Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 7–18.


Домашнее задание: Форма и размеры Земли, географические следствия шарообразности Земли. Номенклатура «Европа: острова, полуострова, мысы».

Занятие 3

Тема: ФОРМА И размеры ЗЕМЛИ
Оборудование: атлас учителя, учебный атлас мира, атлас офицера, миллиметровая бумага, линейки, географические глобусы, нитки, физическая карта Европы.
Вопросы для собеседования:

  1. Форма и размеры Земли.

  2. Доказательства шарообразности Земли.

  3. Географическое значение формы и размеров Земли.


Задание 1. Построить кривую изменения дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения, используя приведенные ниже данные:

Таблица 2 – Изменение дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения

Высота места наблюдения, м

Дальность видимого горизонта, км

Высота места наблюдения, м

Дальность видимого горизонта, км

1

3,8

1000

121,0

10

12,1

3000

210

50

27,1

5000

271

100

38,3

10000

383

500

85,6







Дальность видимого горизонта можно рассчитать по нижеприведенным формулам:

(для небольших высот)

где D – дальность видимости горизонта (км), H – высота места наблюдения (м).



где D – дальность видимости горизонта (км), H – высота глаза наблюдателя (м), R – радиус планеты (км).

Для построения кривой берется система прямоугольных координат. На оси абсцисс откладывается высота места наблюдения, на оси ординат – дальность видимого горизонта. При построении кривой первые три цифры высоты места наблюдения не принимаются во внимание. Таким образом, на кривой будет показано изменение дальности видимого горизонта с высоты 100 м. Наиболее удобными масштабами при построении являются: горизонтальный 1:100000, вертикальный 1:4 000 000.

Примечание. Выполняя чертежные работы по построению графиков, необходимо помнить следующее:


  1. Все чертежные работы выполняются на миллиметровой бумаге простым карандашом или тушью, но не чернилами. Если на графике несколько кривых, то они могут быть проведены цветными карандашами.

  2. В зависимости от графика масштабы горизонтальный и вертикальный могут быть различными, но могут быть и одинаковыми.

  3. Каждый график должен иметь четкое название, сопровождаться легендой и масштабом. Название графика указывается в верхней части чертежа, легенду и масштаб обычно располагают внизу. Все надписи делаются также либо карандашом, либо тушью.


Задание 2. Произвести анализ кривой. Указать: а) какова закономерность в изменении дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения, б) к какому выводу приводит анализ графика и этих данных в отношении формы Земли, в) можно ли на основании приведенных выше данных и графика утверждать, что Земля имеет форму шара.
Задание 3. По графику определить дальность видимого горизонта с Эльбруса, Роман-Коша, Народной, пика Коммунизма, пика Победы, Белухи. Высоты этих вершин выписываются из географического атласа.
Задание 4. Пользуясь данными, приведенными выше, и графиком, ответить на следующие вопросы:

А. Можно ли с вершин Крымских гор увидеть турецкие берега?

Б. Можно ли с берегов Франции увидеть берега Англии?

В. Можно ли с мыса Дежнева увидеть берега Аляски?

Для ответов на поставленные вопросы необходимо из атласа выписать высоты главной вершины Крымских гор, побережья Франции (определяется по изогипсам у наиболее узкой части пролива Па-де-Кале), побережья у м. Дежнева (максимальная высота прибрежных гор); по графику определить дальность видимого горизонта с этих точек, по карте – расстояние между соответствующими пунктами. Высоты противоположных берегов принимаются за 0 м.



Литература:

  1. Геренчук К.И., Боков В.А., Черванев И.Г. Общее землеведение. – М.: Высш. шк., 1984. – С. 22–24, 32–34.

  2. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение. – М., 2002. – С. 24–29.

  3. Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 16–19.

  4. Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 34–40.

  5. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 16–21.

  6. Половинкин А.А. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1958. – С. 46-49.

  7. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. География. – Мн.: Высшая школа, 1966. – С. 19–25.

  8. Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 54–57.

  9. Селиверстов Ю.П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 51–57.

  10. Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 18–23.


Домашнее задание: Годовое движение Земли: доказательства и географические следствия. Номенклатура «Европа: рельеф»

Занятие 4

Тема: Годовое движение Земли
Оборудование: атласы учителя; школьный учебник 6 кл. Герасимовой Т.П., 1990. – С. 150; циркули; транспортиры; линейки; цветные карандаши; буссоль; физическая карта Европы
Вопросы для собеседования:

  1. Общее понятие о годовом движении Земли (эклиптика, орбита, скорость движения Земли, звездный год, тропический год, високосный год, афелий, перигелий, дни равноденствий, дни солнцестояний).

  2. Явления прецессии и нутации.

  3. Закономерности смены времен года.

  4. Пояса освещения (или астрономические тепловые) пояса.

  5. Календарь.

  6. Раскрыть понятия тропик, полярный круг.


Задание 1. Изобразить в форме чертежей положение Земли, занимаемое ею в дни летнего и зимнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий. На чертежах показать направление солнечных лучей, угол, под которым солнечные лучи падают на различные широты земного шара, плоскость эклиптики, земную ось, экватор, Северный и Южный тропики, полярные круги, цветными карандашами провести светоразделительную плоскость. Диаметр Земли взять равным 3–4 см, солнечные лучи изобразить параллельными прямыми, наклон земной оси на всех чертежах сохранить в одну сторону.
Задание 2. Сделать схематический чертеж кажущегося пути Солнца над горизонтом в весенний, зимний и летний периоды для умеренных широт Северного полушария. На чертеже изобразить плоскость горизонта в виде эллипса, небесный свод, указать стороны горизонта (север и юг должны находиться в крайних точках большой оси эллипса, изображающего плоскость горизонта). Пути Солнца наметить пунктирной линией.
Задание 3. Определить продолжительность дня, если известно, что горизонтальный угол по угломеру между точками восхода и захода Солнца составляет 90°; 180°; 136°; 105°30'; 90°15'.
Задание 4. Определить продолжительность дня, время восхода и захода Солнца, если при наблюдении восхода Солнца угломерный прибор показал горизонтальный угол равный: 70°; 93°30'; 135°; 83°30'.

Пример. Горизонтальный угол во время восхода Солнца был равен 80°. Определить время восхода и захода Солнца и продолжительность дня. Следует, прежде всего, вычислить, на сколько градусов сместилась точка восхода от точки востока. На горизонтальном круге угломера точке востока соответствует 90°, точке запада – 270°. Следовательно, точка восхода сместилась от точки востока к северу на 10° (90° – 80° = 10°). Известно, что местный меридиан делит угол между точками восхода и захода пополам. Отсюда ясно, что Солнце зайдет не в точке 270°, а в точке 280° (270° + 10° = 280°). Для определения времени захода и восхода Солнца нужно горизонтальный угол точки восхода и захода разделить на 15 или умножить на 4. В первом случае получим время в часах, во втором– в минутах. В нашем примере время восхода Солнца – 5 ч 20 мин (4 X 80 = 320 мин = 5 ч 20 мин), время захода – 18 ч 40 мин. Продолжительность дня – 13 ч 20 мин.
Задание 5. Построить кривые продолжительности самого длинного и самого короткого дня на разных широтах Северного полушария (табл. 3). На оси абсцисс откладываются градусы широты, на оси ординат – часы суток. Обе кривые строятся на одном графике.

Таблица 3 – Изменение продолжительности дня на разных широтах в течение года в Северном полушарии

широта



10°

20°

30°

40°

50°

60°

66°30’

Самый длинный день

12 ч

12 ч 35 мин

13 ч 13 мин

13 ч 56 мин

14 ч 51 мин

16 ч 09 мин

18 ч 30 мин

24 ч 00 мин

Самый короткий день

12 ч

11 ч 25 мин

10 ч 47 мин

10 ч 04 мин

9 ч 09 мин

7 ч 51 мин

5 ч 30 мин

0 ч


Произвести анализ кривых:

а) какова продолжительность дня и ночи на экваторе;



б) как изменяется продолжительность дня и ночи по направлению от экватора к полюсам.
Литература:

  1. Геренчук К.И., Боков В.А., Черванев И.Г. Общее землеведение. – М.: Высш. шк., 1984. – С. 28–32.

  2. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение. – М., 2002. – С. 47–53.

  3. Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 19–22.

  4. Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 40–57.

  5. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 21–30.

  6. Половинкин А.А. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1958. – С. 54–56.

  7. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. География. – Мн.: Высшая школа, 1966. – С. 31–37.

  8. Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 45–50.

  9. Селиверстов Ю.П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 57–65.

  10. Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 67–77.


Домашнее задание: Орбитальное движение Земли, доказательства и географические следствия. Номенклатура: «Европа: реки и озера»

Занятие 5

Тема: суточное вращение Земли
Оборудование: таблицы Брадиса, карта часовых поясов, глобусы, физическая карта Европы.
Вопросы для собеседования:

  1. Общее понятие о суточном вращение Земли

  2. Доказательства вращения Земли

  1. Опыт Фуко

  2. Отклонение падающих тел

  3. Смена дня и ночи.

  1. Следствия суточного вращения. Географические значения суточного вращения Земли

  1. Вращение Земли (вместе с шарообразной формой) определяет широтное протяжение природных зон.

  2. Оборот Земли вокруг оси создает благоприятную для жизни смену нагревания и охлаждения земной поверхности Солнцем.

  3. Благодаря вращению Земли вокруг оси объективно определяются две постоянные точки – полюсы. Это дает объективную основу для построения градусной сетки. Определение географических координат.

  4. Создает основную единицу времени – сутки и обуславливает разделение их на две главные части – день и ночь.

  5. Кажущееся отклонение тел от направления их движения – Кориолисова сила (Кориолисово ускорение)

  6. Фигура планеты

  7. Образование приливной волны.



Задание 1. Определить минимальную скорость вращения точки на северном тропике, г. Бресте, северном полярном круге.
Задание 2. Определить величину кажущегося поворота плоскости качания маятника в точке на северном тропике, г. Бресте, северном полярном круге.
Задание 3. Используя таблицу 4 определите сколько времени на 30° з. д., 75° в. д., 28°32’ з. д., 107°56’ в. д., 21°15’ з. д., если на начальном меридиане 16 ч по местному времени.

Таблица 4 – Соотношение долготных и временных единиц

Долгота

Время

15°

1 час



4 мин

15’

1 мин

1’

4 с

1’’

0,07 с


Задание 4. Сколько времени в Лондоне, если: а) на 48°31' з. д. 16 ч 28 мин, б) на 103°04' в. д. 4 ч 21 мин, в) на 32°17' в. д. 23 ч 59 мин, г) на 34°30'45" в. д. 10 ч 20 мин, д) на 27°30'30" в. д. 22 ч 44 мин, е) на 158°32'15" в. д. 0 ч 17 мин?
Задание 5. Какова разница между поясным временем и средним солнечным временем в Москве, в Ленинграде?
Литература:

  1. Геренчук К.И., Боков В.А., Черванев И.Г. Общее землеведение. – М.: Высш. шк., 1984. – С. 28–32.

  2. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение. – М., 2002. – С. 43–47.

  3. Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 22–25.

  4. Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 40–57.

  5. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 21–30.

  6. Половинкин А.А. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1958. – С. 49–54.

  7. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. География. – Мн.: Высшая школа, 1966. – С. 25–31.

  8. Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 50–54.

  9. Селиверстов Ю.П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 57–65.

  10. Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 67–77.


Домашнее задание: Общая характеристика поверхности Земли. Внутреннее строение Земли. Литосфера. Номенклатура «Азия: моря, заливы, проливы»

Занятие 6

Тема: Внутреннее строение Земли. Литосфера
Оборудование: тектоническая карта Мира, миллиметровая бумага, линейки, физическая карта Азии
Вопросы для собеседования:

  1. Внутреннее строение и состав Земли. Физические свойства и химический состав ядра, мантии и земной коры. Дифференциация вещества Земного шара.

  2. Состав и строение литосферы, ее отличительные черты в северном и южном полушариях. Понятие о литосферных плитах.

  3. Теория неомобилизма. Образование материков и океанических впадин, перемещение литосферных плит и значение срединно-океанических хребтов.

  4. Эпейрогенические и орогенические движения литосферы. Геохронология и эпохи горообразования, их влияние на эволюцию географической оболочки. Платформы и геосинклинали.

  5. Современные тектонические процессы. Их причины, географическое распространение.


Задание 1. Дать анализ гипсографической кривой Земли (рис. 2), используя данные таблицы 5. Указать: а) какие площади занимают горы, плоскогорья, низменности, материковая отмель, материковый склон, ложе океана, глубоководные океанические желоба; б) какие ступени высот и глубин на Земле наиболее характерны. Определить среднюю высоту суши и среднюю глубину океана.



Рисунок 2 – Гипсографическая кривая Земли (по Ф.Н. Милькову)

Таблица 5 – Соотношение площадей земной поверхности, лежащих на различных высотах и глубинах (по Пашкангу К.В.)

Суша, высота в м

Площадь ступеней высот, млн. км2

Море, глубина в м

Площадь ступеней глубин, млн.км2

8848–3000

8,4

0–200

27,1

3000–2000

11,2

200–1000

16,0

2000–1000

22,5

1000–2000

15,8

1000–500

28,7

2000–3000

30,8

500–200

39,7

3000–4000

75,8

200–0

37,6

4000–5000

114,7







5000–6000

76,8







Более 6000

5,0


Задание 2. Вычертить столбиковые диаграммы площадей материков их средних и максимальных высот по данным табл. 6.

Каждую из трех диаграмм удобнее для наглядности расположить одну под другой так, чтобы все три величины для каждого-материка находились на одной вертикальной прямой. Каждая диаграмма должна иметь свой заголовок с указанием принятых единиц измерений.

Рекомендуемый масштаб:

а) для диаграммы площадей материков: в 1 см – 6 млн. км2;

б) для диаграммы средних высот материков: в 1 см – 200 м;

в) для диаграммы максимальных высот материков: в 1 см – 1000 м.



Основания всех столбиков в каждой диаграмме берутся одинаковыми. Для более наглядного сравнения материков на диаграммах по площадям, средним и максимальным высотам диаграммы раскрашивают. Столбики наибольшей площади, наибольшей, средней и максимальной высоты закрашиваются одним цветом, столбики второй по величине площади, средней и максимальной высоты – другим цветом и т. д. Все цифровые данные таблицы и названия вершин с максимальной высотой надписываются на соответствующих столбиках диаграмм после их раскраски.

Таблица 6 – Площадь материков, их средние и максимальные высоты (по Пашкангу К.В.)

Название материка

Площадь, млн. км2

Средняя высота, м

Наибольшая высота, м

Азия

43,4

950

8848, г. Джомолунгма

Африка

30,3

750

5895, вулкан Килиманджаро

Северная Америка

24,3

700

6193, г. Мак-Кинли

Южная Америка

18,3

580

6960, г. Аконкагуа

Антарктида

14,1

2040

5140, г. Винсон

Европа

10,0

300

4807, г. Монблан

Австралия с Океанией

9,0

350

2230, пик Косцюшко

Литература:

  1. Геренчук К.И., Боков В.А., Черванев И.Г. Общее землеведение. – М.: Высш. шк., 1984. – С. 45–52.

  2. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение. – М., 2002. – С. 59–110.

  3. Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 166–191.

  4. Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 38–40, 65–70.

  5. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 50–68, 106–110.

  6. Половинкин А.А. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1958. – С. 59–75, 290–318.

  7. Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. География. – Мн.: Высшая школа, 1966. – С. 37–42, 47–51.

  8. Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 57–59, 239–255.

  9. Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 23–66.


Домашнее задание: Рельеф Земли. Номенклатура: «Азия: мысы, острова, полуострова»

Занятие 7

Тема: Общие сведения о рельефе. Классификация рельефа
Оборудование: геоморфологические карты (атлас ФГАМ), атласы учителя, тектоническая карты мира, физическая карта Азии
Вопросы для собеседования:

  1. Мегарельеф Земли. Закономерности размещения крупнейших геотекстур и морфоструктур.

  2. Экзогенные процессы в литосфере. Проявления внешних процессов на поверхности литосферы.

  3. На какие группы классифицируются все формы рельефа Земли (по И.П. Герасимову и Ю.А. Мещерякову)? Каковы принципы их выделения?

  4. Рельеф суши.

  5. Рельеф дна океана.


Задание 1. Познакомиться с классификацией рельефа, разработанной И.П. Герасимовым и Ю.А. Мещеряковым, выявить принципы, положенные в ее основу. Используя рис. 5 и 6 приведите примеры различных категорий геотектур, морфоструктур и морфоскульптур.
Задание 2. Дать анализ табл. 7. Указать, какие типы геотектуры и морфоструктуры (равнинно-платформенные или горные) наиболее распространены на поверхности суши, какое соотношение между ними в пределах каждого материка.

Таблица 7 – Площади основных типов геотектуры и морфоструктуры (по Беляковой Г.М.)

Типы геотектуры и морфоструктуры

Площадь по материкам, %

Европа

Азия

Африка

Северная Америка

Южная Америка

Австралия

Суша в целом

Равнинно-платформенные области

70,3

43,0

84,1

61,0

76,6

73,8

64,0

Горные области

29,7

57,0

15,9

39,0

23,4

26,2

36,0

следующая страница >>



Мое мнение всегда совпадает с мнением людей сведущих, если они говорят первыми. Уильям Конгрив
ещё >>