Понятие и принципы международного воздушного права кулиев ибрагим орудж оглы, заведующий кафедрой «Юриспруденция» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к экзамену по международному праву, III курс миу (юриспруденция) 1 29.44kb.
Лекция -1: Понятие и предмет международного частного права План:... 1 279.23kb.
Учебно-методический комплекс по курсу «Международное право» для студентов... 5 433.31kb.
Программа подготовки 1 82.54kb.
Понятие и виды субъектов международного права Субъект международного... 1 11.67kb.
План Введение Понятие международного публичного права. Соотношение... 1 332.49kb.
Спецсеминара «Международное уголовное право» 18 часов Тема понятие... 1 53.27kb.
Международное частное право Понятие международного частного права 1 131.81kb.
Законченная система права. Место, роль и значение международного... 1 270.67kb.
Марианна Викторовна Ильяшевич Обшие принципы международного права... 1 50.8kb.
1. Международное гуманитарное право: понятие, источники, принципы... 1 117.96kb.
Пилот сверхлегкого летательного аппарата: кто это 1 104.7kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Понятие и принципы международного воздушного права кулиев ибрагим орудж оглы, заведующий - страница №1/1

«Nəqliyyat hüququ».-2012.-№3.-S.51-56.
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
КУЛИЕВ ИБРАГИМ ОРУДЖ оглы, заведующий кафедрой «Юриспруденция» Национальной Академии Авиации, доктор юридических наук, профессор;

КУЛИЗАДЕ ТАИРА ИБРАГИМ кызы;

МАМЕДОВ АРИФ АХМЕД оглы.

kuliev5ll@rambler.ru


Данная статья посвящена раскрытию понятия и принципов международного воздушного права. В меж­дународно-правовой практике сложились основные от­раслевые принципы международного воздушного права: принцип уважения полного и исключительного суверени­тета государства над его воздушным пространством в пределах его территории; принцип обеспечения безопас­ности международной гражданской авиации; принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве.
Ключевые слова: “международное воздушное право», «гражданская авиация», «принципы международного воздушного права», «воздушное пространство».
В международно-правовой ли­тературе существует огромное количество разнообразных опреде­лений понятия "международное воз­душное право", которые порою про­тиворечат друг другу. Так, английские юристы К.Шоукросс и К.Бъюмонт в известном труде "Международное воздуш­ное право" с некоторыми предостережениями отмечали, что международное воздуш­ное право" есть в опре­деленной степени и "пуб­личным", и "частным" [2]. В следующих изданиях они уже более категорически утверждают, что "международное воздуш­ное право содержит элементы публич­ного и частного международного права" [5].

Некоторые юри­сты-международни­ки считали, что международное воз­душное право яв­ляется комплексной отраслью общего международного права, которое состоит из норм и принципов, которые от­носятся к обеим разделам междуна­родного права - международного публичного и международного част­ного права, учитывая что предлага­лось "разделение воздушного права на внутреннее (национальное) воздушное право" и международное воздушное публичное право и международное воздушное частное право". Научную несостоятельность такого подхода к определению понятия меж­дународного воздушного права с точ­ки зрения современной теории меж­дународного права всесторонне об­основал известный русский юрист А.П. Мовчан, который констатировал, что "нормы международного и на­ционального права не могут состав­лять объективно существующую единственную совокупность норм, поскольку по своей социальной и юридической природе - это разные и особенные системы права, объ­единить которые невозможно даже и в том случае, когда они касаются регулирования международных воз­душных соединений" [1,3].

Следовательно, международное воздушное право является самостоя­тельной отраслью международного права.

Международное воздушное право - это система международно-правовых норм, которые регулируют отношения между субъектами между народного права относительно использования воздушного пространства с целью осуществления и ограждения меж­дународных воздушных сообщений.

На международно-правовое регу­лирование воздушных сообщений между государствами распростра­няют свое действие все общепризнанные принципы современного международного права, прежде всего принципы jus cogens (императив­ные).

В международно-правовой прак­тике межгосударственных воздушных сообщений сложились основные от­раслевые принципы международного воздушного права:

а) принцип уважения полного и исключительного суверенитета го­сударства над его воздушным про­странством в пределах его террито­рии;

б) принцип обеспечения безопас­ности международной гражданской авиации;

в) принцип свободы полетов в от­крытом (международном) воздушном пространстве. [4]

Принцип полного и исключитель­ного суверенитета государства над его воздушным пространством в пре­делах его территории. Этому прин­ципу принадлежит центральное ме­сто в международном воздушном праве. Он определяет сущность и содержание многих других принци­пов и норм международного воз­душного права, а также характер и особенности конкретных правоотно­шений, которые касаются использо­вания воздушного пространства с целью осуществления международ­ных воздушных сообщений. Данный принцип считается одним из обще­признанных принципов современного международного воздушного права.

Впервые вопрос суверенитета го­сударства над его воздушным про­странством был поставлен, как от­мечалось выше, французским ученым Полем Фошилем на Невшательской сессии Института международного права в 1900 г., хотя право государства на воздушное пространство провоз­глашалось и раньше. Но общепри­знанным этот принцип стал лишь после Первой мировой войны.

Правда, и в начале Второй мировой войны еще не существовало общего мирового публичного воздушного права и международно-правовой ста­тус воздушного пространства не был окончательно урегулирован.

Вторая мировая война стимули­ровала бурное развитие авиации. Су­щественно изменилось соотношение сил отдельных капиталистических государств, и США возглавили весь капиталистический мир. К США пе­решла также инициатива в борьбе за разные "свободы воздуха" и в сфе­ре международной организации и регламентации воздушных передви­жений.

США так категорически выступали против "неба на замке", "воздушных границ" и против самого принципа "воздушного суверенитета", что на первый взгляд могло показаться, что наступил перелом в пользу отказа от принципа "Суверенитета" и при­знания "свободы воздуха" ("откры­того неба").

Но, невзирая на все попытки мо­нополистических кругов США, им не удалось добиться международно-правового признания "свободы воз­духа" ("открытого неба") на амери­канский строй. Новая международная конвенция о воздушном передвиже­нии, то есть Чикагская конвенция 1944 г., участниками которой яв­ляются большинство государств мира, в том числе и США, опять провозгласила, что "каждое госу­дарство имеет полный и исключи­тельный суверенитет над воздушным пространством в границах своей тер­ритории" (ст. 1). Однако признание международным сообществом за го­сударствами полного и исключитель­ного суверенитета над своим воз­душным пространством не помешало агрессивным кругам США, какие после окончания Второй мировой войны взяли курс на обострение международной напряженности, гру­бо нарушать эту общепризнанную норму международного права.

Суверенитет государства над его воздушным пространством есть об­щепризнанным принципом совре­менного международного права, за которым государство осуществляет права относительно регулирования воздушного передвижения в пределах территории государства и коммер­ческой деятельности воздушно-транс­портных предприятий, которые дей­ствуют на территории и в пределах данного государства, а также свою административную, гражданскую, криминальную и другую юрисдик­цию относительно воздушных судов, их экипажей, пассажиров и багажа, груза и почты, что находятся на таких судах.

В воздушном законодательстве постсоветских государств принцип полного и исключительного сувере­нитета государства над своим воз­душным пространством получил над­лежащее нормативное урегулирова­ние. В частности, Воздушный кодекс Украины в 1993 г. (ВК Украины) в ст. 1 "Суверенитет над воздушным пространством Украины" закрепил, что "Украине принадлежит полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством Украины, которая является частью территории Украины".

Принцип обеспечения безопасно­сти гражданской авиации. Повыше­ние роли гражданской авиации в международных перевозках пасса­жиров, грузов и почты, роста ин­тенсивности движения на международных авиалиниях, быстрое разви­тие авиационной техники и тому по­добное требуют особенного внимания к вопросам международно-правового обеспечения безопасности любых полетов в воздушном пространстве, включая полеты так называемой меж­дународной гражданской авиации. Так, преамбула Чикагской конвенции 1944 г. провозглашает, что государства обязываются принимать все меры, чтобы "международная гражданская авиация могла развиваться безопас­ным и упорядоченным образом" (п. 3), а также "способствовать безопас­ности полетов в международной аэро­навигации" (подпункт "h" ст. 44).

Как уже отмечалось, принцип обес­печения безопасности гражданской авиации имеет статус отраслевого принципа международного воздуш­ного права.

Специалисты по международному воздушному праву (Ю.Н. Малеев, В.И. Рыжий) выражают мнение, что актуальным есть вопрос о признании общим принципом международного воздушного права принцип обес­печения безопасности полетов в воз­душном пространстве. Речь идет о необходимости ликвидации сложив­шегося состояния - отдельного пра­вового регулирования полетов граж­данских и военных воздушных судов, а также космических аппаратов для выведения таких аппаратов на кос­мическую орбиту и их спуска из ор­биты, используется воздушное про­странство. [4]

Бесспорно, сложились все юриди­ческие и другие основания для уста­новления общего международно-пра­вового режима открытого воздушного пространства на основе общепри­знанных принципов и норм совре­менного международного права, в частности для признания за прин­ципом обеспечения безопасности по­летов в воздушном пространстве ста­туса общепризнанного.

Принцип свободы полетов в от­крытом (международному) воздуш­ном пространстве. В соответствии с предписаниями норм современного международного права воздушное пространство над открытым морем, международными морскими проли­вами и каналами и Антарктикой яв­ляется свободным для полетов воз­душных судов всех государств, что дает все основания рассматривать такое воздушное пространство как открытое (международное), в основе правового режима которого лежит принцип свободы полетов.

Свобода полетов над открытым морем является составляющей частью общепризнанного принципа открытого моря. Женевская конвенция об открытом море 1958 г., а также Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. устанавливают, что свобода открытого моря охватывает свободу летать над ним летательным аппаратам (государственным и част­ным).

Однако свобода полетов не являет­ся неограниченной. Государство не может совершать действия, которые нарушают права, принадлежащие на основании этого принципа другим государствам, или такие действия, которые нарушают другие общепри­знанные принципы международного права.

Открытое воздушное пространство выведено из-под власти любого го­сударства. На него не распростра­няется суверенитет одного или не­скольких государств. Такое воздуш­ное пространство не входит в состав государственной территории. Поэто­му любые действия государств, на­правленные на установление своей власти на открытое воздушное про­странство, есть незаконными. Госу­дарства не имеют права препятство­вать друг другу пользоваться свобо­дой полетов в открытом воздушном пространстве и должны придержи­ваться правил полетов, рекомендо­ваны ICAO.
Список использованной литературы


  1. Актуальные вопросы международного пра­ва. М., 1973.

  2. Бьюмот К. Международное воздушное пра­во. М., 1957.

  3. Международное воздушное право: В 2 т. М., 1980.

  4. Малеев Ю.Н. Международное воздушное право. Вопросы теории и практики М., 1986.

  5. Shoucross and Beaumont Air Law. London, 1977.

  6. Marek Zylicz. International Air Transport Law. Dordrecht / Boston / London, 1992, 254 p.

  7. Əliyev E.Ə. Beynəlxalq nəqliyyat hüququ. Dərslik. Bakı, 2009, V fəsil.


BEYNƏLXALQ HAVA HÜQUQUNUN ANLAYIŞI VƏ PRİNSİPLƏRİ
QULİYEV İBRAHİM ORUC oğlu, Milli Aviasiya Akademiyasının “Hüquqşünaslıq ”

kafedrasının müdiri, hüquq elmləri doktoru, professor;



QULUZADƏ TAHİRƏ İBRAHİM qızı;

MƏMMƏDO VARİF ƏHMƏD oğlu.
Məqalə beynəlxalq hava hüququnun anlayışına və prinsiplərinə həsr olunmuşdur. Beynəlxalq-hüquqi təcrübədə beynəlxalq hava hüququnun aşağıdakı əsas sahəvi prinsipləri müəyyən edilmişdir: öz hava məkanı üzərində dövlətin tam və müstəsna suverenliyi, beynəlxalq mülki aviasiyanın təhlükəsizliyinin təmin edilməsi, açıq hava məkanında uçuş azadlığı.

Açar sözlər: “beynəlxalq hava hüququ”, “mülki aviasiya”, “beynəlxalq hava hüququnun prinsipləri”, “hava gəmiləri”, “hava məkanı”.
CONCEPT AND PRINCIPLES OF INTERNATIONAL AIR LAW

GULIYEVIBRAHIM ORUC oglu, head of “Jurisprudence” department of the National

Aviation Academy, doctor of Juridical Science, professor;



GULUZADE TAHIRA IBRAHIM qizi;

MAMMADOV ARIF AHMAD oglu.
This article is devoted the disclosure of the concept and principles of international air law. In in­ternational legal practice formed the main principles of international air law: the principle of complete and exclusive sovereignty of the state over its airspace within its territory, the principle ol ensuring the safety of international civil aviation, the principle of freedom of flight in the open air.

Key words: “international air law”, “civil aviation”, “principles of international air law”, “air­crafts”, “air space”.




Рыбалка — самый трудоемкий способ расслабиться.
ещё >>