Понятие глобализации и факторы, определяющие ее развитие - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Экономическая интеграция в современном мировом хозяйстве: концептуальные... 5 936.91kb.
Сущность и классификации большой социальной группы в психологии 1 183.77kb.
Контрольные вопросы к занятию по теме: Кислотно-основные свойства... 1 93.7kb.
Федерации профсоюзов беларуси 1 143kb.
Программа дисциплины Мировая политика и международные отношения 1 196.73kb.
Крупнейшие города в территориально-хозяйственной системе юга россии... 3 454.08kb.
Контрольная работа вариант 17 По дисциплине Транспортное обеспечение... 1 135.46kb.
Вопросы для экзаменационного/итогового теста спбГУ, 2010-11 уч год... 1 41.41kb.
Контрольная работа По учебной дисциплине: «Технико-экономическое... 3 377.49kb.
Косарев с. Ю., Ибрагимов с. М. Наркобизнес как важнейший источник... 1 118.65kb.
Факторы, определяющие уровень накопления микроэлементов в мальках... 15 2733.9kb.
Глобализация основная тенденция развития современной мировой экономики 1 261.39kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Понятие глобализации и факторы, определяющие ее развитие - страница №1/1





ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕЕ РАЗВИТИЕ

Глобализация, затрагивающая самые важные сферы жизни – экономику, политику, культуру, экологию и безопасность, безусловно, является важнейшим признаком нашего времени. С экономической точки зрения понятие глобализации означает превращение мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы1.

По мнению современных экономистов, факторами, способствующими развитию процессов глобализации, являются:

Безусловно, особая роль в глобализации экономики принадлежит технологическому прогрессу. Появление таких элементов информационной инфраструктуры как Интернет и электронная почта позволило существенно снизить транспортные расходы, затраты на поиск, обработку и использование информации. Возрастает роль Интернета в торговле, культуре, политической пропаганде.



Либерализация торговли и другие формы экономической либерализации привели к тому, что были значительно снижены тарифные и нетарифные барьеры, препятствующие, свободной торговле товарами и услугами, свободному передвижению капитала, а также других факторов производства. Процесс либерализации экономической деятельности, безусловно, способствует углублению взаимосвязей и взаимозависимости различных государств, а эти тенденции являются главными признаками глобализации.

Еще одним важным фактором, способствующим развитию глобализации, является пока еще незавершенный переход социалистических стран к рыночной экономике. Экономисты называют это установлением «глобального единомыслия». Идеологические противоречия между капиталистическим Западом и социалистическим Востоком, существовавшие на протяжении многих лет, сменились единством взглядов на рыночную экономику. Это способствовало развитию взаимосвязей развитых стран с государствами, образовавшимися в результате распада СССР, странами Центральной и Восточной Европы. Таким образом, переход социалистических стран к рыночной экономике сыграл решающую роль в процессе всеобъемлющей глобализации.

Но еще более важным фактором активизации процессов глобализации является тенденция формирования единых средств массовой информации и использование английского языка как единого средства общения.

Не менее важным фактором, характеризующим процесс глобализации, является появление глобальных компаний, которые осуществляют свою деятельность в различных странах мира и оказывают значительное влияние на формирование международных экономических отношений. Раньше многие компании ориентировались только на местные рынки, а с появлением условий расширения производства и продаж, эти компании вышли на рынки других стран.

Одним из методов развития международной деятельности компаний, оказывающих влияние на процесс глобализации, является франчайзинг. Тот факт, что большинство ведущих мировых франчайзеров имеют свои отделения более чем в 30 странах мира говорит о многом. Только в США и Канаде оперируют 3200 компаний, которые имеют 600 тыс. операторов по всему миру2.

Хорошо это, или плохо? Взгляды различных ученых на процесс глобализации мировой экономики расходятся коренным образом. Не вызывает никаких сомнений как позитивное, так и негативное влияние глобализации. Позитив, прежде всего, заключаются в укреплении взаимосвязей между государствами и усилении конкуренции. Отрицательное влияние, как правило, связывают с возникновением конфликтов и повышением уязвимости различных государств.


КОНЦЕПЦИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА


Франчайзинг представляет собой передачу одним предприятием (далее - франчайзер, головная фирма) в пользу другого предприятия (далее - франчайзи, оператор, партнер) торговой марки, фирменного наименования, ноу-хау, технологий или патентов. При этом франчайзерами являются крупные компании, имеющие «раскрученную» торговую марку и прочное место на рынке, а франчайзи - мелкие предприятия или бизнесмены, начинающие свою предпринимательскую деятельность. Таким образом, франчайзинг представляет собой взаимовыгодные партнерские отношения между крупными и мелкими предприятиями.

Обычно такая форма развития бизнеса используется франчайзером для выхода на рынки других регионов без значительных затрат. Поэтому иногда говорят, что франчайзинг – это неинвестиционная схема развития бизнеса. Это объясняется тем, что для развития деятельности в другом регионе франчайзеру не нужно вкладывать капитал для открытия там своих представительств или филиалов. Достаточно лишь заключить франчайзинговое соглашение, в соответствии с которым франчайзи сам вкладывает капитал в развитие фирмы. Он выплачивает единовременный взнос за использование торговой марки и технологий, а затем на регулярной основе отчисляет франчайзеру денежные вознаграждения в виде установленного процента от объема продаж. Таким образом, франшиза – это контракт, регулирующий условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торговой марки и фирменных технологий франчайзера. Включая в себя такие элементы, как аренда, купля-продажа, подряд, представительство, эта форма договорных отношений является самостоятельной и имеет свои преимущества и недостатки.


ИСТОРИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА


Современный франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя возник он в средние века и претерпел массу изменений. Слово «франчайзинг» происходит от французского слова «franchir», что в переводе означает предоставлять льготу. Большинство экономистов считают, что франчайзинг зародился в XVIII веке в Англии, когда в стране ввели ограничения на продажу пива. Тогда-то и возникла так называемая «система связанных домов», при которой разрешение на торговлю пивом выдавали только постоялым дворам. Их владельцы получали лицензию на продажу пива, в обмен на которую обязались содержать в порядке места торговли – постоялые дворы.

В середине 19 века франчайзинг появился в США. Впервые его применила компания по производству швейных машинок «Зингер». Именно эта компания ввела франчайзинговые контракты, которые являются прообразом современных. В то время денег для реализации швейных машин у компании не было, поэтому возникла проблема создания дилерской системы сбыта. Предприниматель Зингер решил эту проблему так: франчайзи платили производителю 60 долларов за 1 швейную машинку, а продавали ее за 125. Таким способом было реализовано огромное количество швейных машин и бизнес Зингера начал процветать. Завоевав успех на рынке США, компания распространила франчайзинговую сеть на внешние рынки. К началу XX века здание этой компании, расположенное в Нью-Йорке, составляло 48 этажей и считалось самым высоким в городе.

Однако расцвет франчайзинга начался с момента появления на свет компании «Дженерал Моторс» в конце 19 века. Стратегия развития этой компании сводилась к увеличению числа дилеров без вложения инвестиций. При этом дилер не имел права продавать машины других производителей. Сегодня франшизная компания «Дженерал Моторс» состоит из 11 тысяч операторов в разных странах мира.

В начале ХХ века получили распространение известные во всем мире безалкогольные напитки «Пепси», «Кока-Кола» и «Севен-Ап». Производители этих напитков поставляли операторам концентрат или сироп для производства и сбыта полученного напитка в определенном регионе. При этом франчайзер требовал точного соблюдения технологии производства.

Развитие современного франчайзинга экономисты связывают с появлением ресторана быстрого питания «Макдональдс», который был открыт двумя братьями. Предприниматель Рей Крок, который когда-то работал продавцом молочного коктейля на франчайзинговой фирме «Баскин Робинс», выкупил кафе и создал целую империю ресторанов «Макдональдс», применив франчайзинговую форму развития бизнеса. Сегодня гигантская сеть ресторанов по всему миру насчитывает 12 000 предприятий.

Первопроходцем франчайзинга в России можно считать фирму «Кодак», которая в 1988 году открыла в Росси первый фотомагазин. Сегодня их более 500.

Во всем мире франчайзинг является одним из самых распространенных способов ведения бизнеса. Например, в США в 1998 году объем продаж компаний, использующих франчайзинговую идеологию, достиг 1 трлн. долларов. В 1999 г. эта цифра выросла более чем на 10 %. В 2000 году на таких предприятиях работало более 7 млн. американцев, создающих около 13 % ВВП США3.

Следует отметить, что несколько десятков лет назад франчайзинг развивался в основном внутри государств, а основными его функциями были увеличение количества продаж внутри региона и сохранение конкурентоспособности.

С выходом на франчайзинговых сетей на международные рынки возникли новые функции франчайзинга – завоевание рынков других стран и расширение производства продуктов и услуг в целях их сбыта в этих странах.

О глобальном размахе франчайзинга говорят такие названия, как: «Макдоналдс», «Холидей Инн», «Хилтон», «Ив Роше», «Баскин-Роббинс», «Кодак», «Венди», «Кока-Кола» и многие другие. «Макдоналдс», например, за последнее десятилетие удвоил количество своих операторов именно за счет международной экспансии.

Международная ассоциация франчайзинга – МАФ (International franchising association) к тенденциям развития франчайзинга на современном этапе относит, в первую очередь, выравнивание темпов роста объемов продаж во франшизных сетях быстрого питания, минимаркетов, отелей, мотелей, аренде автомобилей. В этих отраслях в глобальном масштабе, вероятнее всего, будет преобладать относительно небольшое количество компаний, владеющих известными торговыми марками.

Другой тенденцией развития франчайзинговых сетей, по мнению МАФ, является продолжение стремительного роста и расширение сферы услуг, таких как ремонт жилищ, дизайн интерьеров, уход за газонами, жилищные услуги, образование и воспитание детей и др.

Современной тенденцией развития франчайзинга является также слияние небольших франчайзинговых сетей и их поглощение крупными корпорациями.

В последние годы усилилась тенденция присоединения к франчайзинговым сетям независимых малых предприятий, причем от взаимного сотрудничества выигрывают и те и другие. Важность этой тенденции заключается в том, что франчайзинг, как концепция развития бизнеса, поддерживает малое предпринимательство и создает миллионы рабочих мест, причем значительную часть занимают неквалифицированные рабочие.

Международная ассоциация франчайзинга считает глобализационные процессы фактором, способствующим стремительному развитию франчайзинга. В этой связи интересно разобраться в вопросе: что же на что влияет – глобализация на франчайзинг или франчайзинг на глобализацию?

Очевидно, процессы глобализации влияют на франчайзинг потому, что значительно упрощают торговлю товарами и услугами между различными регионами мира, в том числе с бывшими социалистическими странами и даже с Китаем. Так, не взирая на политические барьеры компании «Холидей Инн» и «Кентуки Фрайд Чикен» открыли свои франчайзинговые филиалы в Пекине.

Франчайзинг оказывает влияние на процессы глобализации, так как насыщение рынков развитых стран вынуждает предпринимателей искать новые возможности реализовать свою продукцию или услуги, результатом чего является экспансия на международные рынки.

Таким образом, можно сделать вывод, что с одной стороны, франчайзинг является необходимым условием развития глобализации, а с другой стороны, сама глобализация создает все условия для успешного развития франчайзинга.



ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА И ИХ СУЩНОСТЬ

Говоря о франчайзинге, необходимо остановиться на характеристике его видов. Специалисты по франчайзингу, как правило, выделяют три вида:


  • Производственный (Processing Franchising);

  • Сбытовой (Product and Trade Name Franchising);


  • Сервисный (Service Franchising).

Сущность производственного франчайзинга заключается в том, что франчайзи делегируется право на производство продукции и ее сбыт под торговым знаком франчайзера. Этот вид франчайзинга достаточно широко распространен в таких отраслях, как общественное питание, производство безалкогольных напитков, производство косметики и др.

При сбытовом франчайзинге, франчайзер предоставляет франчайзи исключительное право реализации выпускаемой франчайзером продукции на определенной территории под своей торговой маркой. Как правило, сбытовой франчайзинг используют при всех видах продаж, начиная с товаров первой необходимости, заканчивая продажей автомобилей.



Смысл сервисного франчайзинга заключается в том, что франчайзер предоставляет оператору разработанную схему оказания услуг под своей торговой маркой. Такой франчайзинг используется во многих отраслях сферы услуг, например, при обслуживании автомобилей, кредитных карточек, компьютерных программ, при оказании помощи в организации и ведении бизнеса (бухгалтерия, делопроизводство, реклама и т.п.), в парикмахерских и косметических салонах.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА


По сравнению с другими формами организации бизнеса франчайзинг помогает бизнесменам развиваться гораздо быстрее, т.к. обладает рядом преимуществ. Главными преимуществами франчайзера являются:
  • получение возможности увеличения объема продаж за счет территориального расширения бизнеса;


  • отсутствие необходимости финансирования процессов организации и управления создаваемыми предприятиями, поскольку эти функции берут на себя франчайзи;

  • освобождение от необходимости управления и развития нового предприятия, причем руководитель новой фирмы, являясь ее собственником, заинтересован в успехе развития бизнеса, в увеличении его прибыли и повышении престижа торговой марки;

  • получение дохода от продажи лицензий, а также возможность получить дополнительную прибыль от сдачи в аренду франчайзи недвижимости и оборудования.

Франчайзинг является выгодным как для франчайзера, так и для франчайзи, который получает целый комплекс преимуществ:

  • становится самостоятельным бизнесменом с минимальными издержками и рисками;

  • получает готовую «нишу» на рынке, гарантирующую надежность и конкурентоспособность бизнеса;

  • быстро приобретает репутацию у потребителей т.к. использует признанный товарный знак;

  • имеет возможность пройти обучение эффективным методам ведения бизнеса за счет франчайзера;

  • приобретает комплекс инструкций, содержащих информацию о сырье, материалах, оборудовании, поставщиках, системе сбыта, технологиях работы и стандартах качества;

  • получает разработанную стратегию маркетинга и рекламы;

  • имеет возможность приобретения основных фондов у франчайзера со скидками, по остаточной стоимости, либо путем лизинга;

  • имеет возможность обратиться к головной фирме с просьбой выступить в качестве поручителя по векселям в случае, если деньги заимствуются в банке.

Однако франчайзинг наряду с достоинствами, имеет ряд недостатков. Для франчайзера эти недостатки заключаются в том, что:

  • Он всегда несет определенный риск недобросовестного отношения к развитию бизнеса со стороны франшизополучателя. (В качестве примера, можно привести случай, имевший место в России, когда компания «Дока-пицца», огромным трудом заработавшая репутацию у населения, обнаружила серьезные нарушения технологии и качества выпускаемой продукции. Безусловно, это незамедлительно сказалось на репутации всей франчайзинговой сети в целом);

  • Поскольку отношения между франчайзи и франчайзером являются договорными, процесс прекращения действия договора с недобросовестным партнером, нарушающим правила и стандарты франчайзера, является весьма трудоемким, а иногда и невозможным;

  • Франчайзер несет риск разглашения конфиденциальной информации, касающейся технологии, рецептуры изготовления продукции, ноу-хау и т.д.;

  • При принятии важных решений франчайзеру приходится проводить кропотливую работу с франчайзи, а также учитывать их мнения и рекомендации.

Некоторые недостатки франчайзинга с точки зрения франчайзи можно определить таким образом:

  • Ограничение экономической свободы и предпринимательской инициативы, поскольку франчайзер имеет право вмешиваться во все сферы деятельности предприятия;

  • Зависимость от развития сети в целом и ее репутации среди потребителей;

  • Невозможность выйти из бизнеса, поскольку франчайзинг предусматривает заключение договора на длительный срок.




1 Мировая экономика. Учебник под ред. Проф. А.С.Булатова. Изд.: ЮРИСТ. 2002 г. стр. 98.

2 И.Н.Герчикова. Международное коммерческое дело. Второе издание. М.: ЮНИТИ, 2001 г.

3 Майя Братковская. Статья в газете «Известия». № 226, 30.11.2000 г.





Можно убежать из отечества, но нельзя убежать от самого себя. Гораций
ещё >>