Политико-административные преобразования в контексте глобальных вызовов: отечественный и зарубежный опыт, проблемы и тенденции разви - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проблемы и перспективы традиционных переписей населения: отечественный... 1 51.74kb.
Международный, зарубежный и отечественный, в том числе региональный... 8 1661.14kb.
Отечественный и зарубежный опыт работы по привлечению молодёжи к... 1 258.06kb.
1. Основные концепции управления персоналом История развития науки... 1 18.17kb.
Зарубежный и отечественный опыт образовательных инноваций зарубежный... 1 181.25kb.
Догоняющая модернизация: отечественный и зарубежный опыт 1 139.79kb.
«современные тенденции развития мировой экономики и формы интеграции... 1 38.23kb.
Зарубежный опыт оценки дозы фликера в действующих сетях 1 34kb.
Образцов В. А., Богомолова С. Н. Криминалистическая психология 47 6098.94kb.
Г. Екатеринбург Реализация антикризисной политики муниципального... 1 126.69kb.
Зарубежный опыт Государство и бизнес в инновационной экономике: зарубежный... 1 147.85kb.
Рэймонд Чандлер Человек, который любил собак Рассказы – 00 4 691.17kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Политико-административные преобразования в контексте глобальных вызовов: отечественный - страница №1/4




На правах рукописи

ЕВСТИФЕЕВ РОМАН ВЛАДИМИРОВИЧ


ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ:

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Специальность 23.00.02 – политические институты,

процессы и технологии



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

МОСКВА – 2011


      1. Диссертация выполнена на кафедре политологии и политического управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».




        Научный консультант: доктор политических наук, профессор

      1. Морозова Елена Георгиевна



Официальные оппоненты: доктор политических наук, профессор

Соловьев Александр Иванович
доктор исторических наук, профессор

Омельченко Николай Алексеевич
доктор политических наук, профессор

Буренко Владимир Иванович
      1. Ведущая организация: Санкт-Петербургский университет государственный


            1. Защита состоится 20 октября 2011 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 504.001.12 в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по адресу: 119606, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 84, учебный корпус 2, аудитория № .

  1. С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки РАНХиГС (1 учебный корпус).

  2. Сведения о защите и текст автореферата размещены на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ (www.vak.ed.gov.ru).



  3. Автореферат разослан «13» июля 2011 года.





  4. Учёный секретарь

  5. диссертационного совета А. С. Фалина


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена активными и глубокими изменениями, происходящими сегодня в системе государственного управления. Растущая взаимозависимость государств, особенно ярко проявившаяся в ходе мирового экономического кризиса 2008-2010 гг., только усиливает жесткую конкуренцию между ними. В ре­зультате усилия, направленные на достижение большей эффективности государственного управления и прове­дение целенаправленных преобразо­ва­ний в этой сфере, становятся неотъ­емлемой частью политики современ­ных государств. При этом важнейшим элементом проводимых преобразо­ваний становится организация взаимодействия госу­дарства и общества, вовлечение граждан в процессы управления. На рубеже XX – XXI вв. именно эти ориентиры обозначили приоритетность административного реформирования и в России.

Необходимость пре­образований в системе государственного управле­ния провозглашалась в нашей стране, начиная с середины 90-х гг. Однако ни один из принимавшихся Правительством РФ планов административной реформы не был до конца реализован. В последнее десятилетие задачи на­ведения порядка в органах исполнительной власти, модер­низации принци­пов и технологий администрирования вышли на одно из первых мест в по­литических программах российского руководства. Содержание проводимой ныне административной реформы предусмат­ри­вает преобразование сис­темы исполнительной власти, внедрение эффек­тив­ной и четкой технологии разработки, принятия и исполнения решений, тщательный анализ госу­дар­ственных функций и сохранение только самых необ­ходимых из них. Резуль­татом должно стать государство, адекват­ное целям и задачам, которые стоят перед Россией, российским социумом в целом.

Несмотря на значительный объем подготовленных нормативно-пра­вовых документов и проделанной работы1, итоги реформы достаточно скромны. Результаты массовых и элитных опросов, проведенных Левада-центром в 2007-2011 гг., показывают, что 49% граждан и 46% представите­лей элиты разделяют мнение о том, что реформа «по-настоя­щему в России еще и не проводилась»1. Согласно опросу, проведенному в марте 2010 г., более 30% респондентов считают, что ни власть, ни граж­дане друг друга не контролируют. При этом 24% респондентов полагают, что граждане и власть обманывают друг друга. 47% ответивших уверены, что «чиновники интересуются только мнением вышестоящего начальства и иг­норируют мнения и нужды рядовых граждан»2. Ухудшение экономиче­ской ситуации в связи с мировым экономическим кризисом усилило кри­тический настрой граждан: за последние два года доля рес­пондентов, счи­тающих, что правительство хорошо справляется с задачами по борьбе с финансовым кризисом, существенно снизилась3.

Критические оценки были актуализированы Президентом РФ Д.А. Медведевым4, неоднократно говорившим о традиционном недове­рии адми­нистративного аппарата к свободному человеку, об абсолютно неэф­фективной бюрократической системе, которая создает коррупцию, тормо­зит развитие инновационной экономики и демократии5. Формируе­мая сего­дня повестка дня административного реформирования в России исхо­дит именно из этих жестких оценок.

Отмеченная выше общемировая тенденция повышения роли и зна­чения государства, предъявления повышенных требований к качеству его функционирования, эффективности государственного управления, под­держания общих для всех стран ценностей в государственно-управленче­ской сфере обозначает ситуацию, когда развитие каждой страны все больше зависит от процессов, происходя­щих за ее пределами. Многие из стран, проводивших в последние 25-30 лет реформы государственного управления, наработали богатый политико-управленческий опыт и этим внесли серьезный вклад в определение общих трендов развития политико-государственных систем. Внимание к такого рода опыту не означает при­знания ведущей роли экзогенных факто­ров в государственном управлении, но требует взвешенного и сба­лансиро­ванного подхода к определению де­терминант и возможностей дальней­шего развития указанной сферы в ус­ловиях быстро меняющихся процес­сов глобального характера. Эта мысль хорошо выражена известным специалистом У. Барчем, отмечающим сход­ство задач, стоящих сегодня в области управления перед Россией и перед другими странами, и в то же время предупреждающим, что « ответы на вызовы вре­мени не могут быть одинаковыми»1.

Противоречивость и неоднозначность результатов административ­ного реформирования в условиях продол­жающейся комплексной транс­формации социально-экономической и политической жизни России, уве­личивающаяся зависимость развития страны от глобальных тенденций, необходимость давать собственные от­веты на вызовы времени рождают запрос на выработку новых подходов к решению данных задач, учиты­вающих не только внутренние, эндогенные факторы, но и включающих в один из классов значимых факторов про­цессы и явления глобального ха­рактера в быстро меняющемся мире.

Именно поэтому, исследование деятельности государственной вла­сти в сфере политико-административных преобразований, испытывающих влияние глобальных процессов, представляется весьма своевремен­ным, необходимым и перспективным, особенно в ситуации продолжающегося поиска наиболее эффективных принципов построения политической сис­темы, изменения политико-административной состав­ляющей этой сис­темы, трансформации ценностей и принципов государст­венного управле­ния. Практика российских политико-административных преобразований нуждается в серьезном осмыс­лении, рефлексии, без которой крайне трудно будет воспользоваться богатыми возможностями этого инструмента государ­ственного управления.

Перечисленные обстоятельства обусловливают политическую и практическую актуальность выбранной темы исследования.



Степень научной разработанности проблемы. Развитие государ­ст­венного управления, его взаимодействия с обществом, находящее свое концентрированное выражение в разнообразных политико-ад­министра­тивных преобразованиях, традиционно привлекает внимание со­циально-гуманитарных наук - политической науки, в частности.

Сделаем несколько предварительных замечаний. Во-первых, сущность и особенности государственного управления, взаимодей­ствие государства и общества попали в фокус интересов исследователей за­долго до институционализации политической науки. В связи с этим сложилась традиция рассмотрения указанных проблем с точки зрения различных па­радигм научно-гуманитарного знания и с раз­личных методологических по­зиций. Во-вторых, конкретизация политоло­гического взгляда на процессы государственного управления происходила, начиная с конца XIX в., и в на­стоящее время можно выделить несколько хорошо разработанных на­прав­лений политической мысли, как за рубежом, так и в России. Речь идет, в частности, о той подотрасли политической науки, которая разра­батывает концепт «политико-ад­министративное управление». В-третьих, большой объем научных исследований, посвященных влиянию глобальных процес­сов на политическое развитие конкретных обществ, который сформиро­вался в последние 10-15 лет, сего­дня активно пополняется, становясь ос­нованием еще одного нового направления современной политической науки.

Говоря о классической традиции научного рассмотрения взаимо­от­ношений государства и общества, нельзя не упомянуть о двух принципи­ально различающихся подходах по этому во­просу. Их родо­начальниками принято считать Платона и Аристо­теля1. Данная проблематика позднее раз­рабатывалась Н.Макиавелли, Т.Гоббсом, Д.Локком, Ш.-Л. Монтескье, Ж.- Ж. Руссо, А. де Токвилем, К. Марксом, Ф. Энгельсом, Д. С. Миллем, Г. Спенсером, Ф. Хайеком2.

В трудах отечественных ученых XIX-XX вв. Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, Н.М. Карамзина Н.О. Лос­ского, В.С. Соловьева, И.Л. Солоневича, Л.А. Тихомирова, Г.П. Федотова, С.Л. Франка1 рассматриваются особенности становления и функционирова­ния российского государства. В работах этих мыслителей сформировались пред­ставления о том, что государство является определяю­щим фактором общественного развития и, что история на­рода накрепко связана с созда­нием государства, которое яв­ляется во­площением исторической воли на­рода.



следующая страница >>



Мы богаче наших внуков на тысячи еще не изобретенных вещей. Лешек Кумор
ещё >>