Политическое и социально-экономическое развитие России в начале ХХ века - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Реферат Политическое и социально-экономическое развитие Германских... 1 214.68kb.
Экономическое и социально-политическое развитие России в начале XX в. 12 2311.56kb.
I. Россия и мир в начале XX века 1 132.11kb.
1. Социально-экономическое и политическое развитие России в первой... 1 91.74kb.
Тема урока: Социально экономическое развитие России в 20 -50 годы... 1 107.86kb.
«Социально-экономическое развитие России в начале XX в. Реформы Витте... 3 427.41kb.
Социально-экономическое и политическое развитие германии на рубеже... 1 33.3kb.
Урок истории по теме «Социально-экономическое развитие России в конце... 1 179.76kb.
Лекция № Социально-экономическое развитие России в начале 20 в. 1 323.19kb.
Социально-экономическое развитие россии в XVIII в. Крестьянская война... 1 86.41kb.
Тема учебного занятия 1 110.03kb.
Экономическое и социально-политическое развитие России в начале XX в. 12 2311.56kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Политическое и социально-экономическое развитие России в начале ХХ века - страница №1/1

Лекция 8. Тема: Политическое и социально-экономическое развитие России в начале ХХ века.

План

1. Особенности социально-экономического развития России в начале ХХ века.

2. Революция 1905-1907 гг.: причины, характер, этапы, итоги, значение.

3. Деятельность 1-4 Государственной Думы. Реформы П.А. Столыпина.
Процессы, происходившие в России на рубеже XIX-XX веков, отличались крайней противоречивостью. Успехи экономики сочетались с отсталой системой государственного управления и ограничениями свободы предпринимательства: рост вывоза хлеба – с глубоким кризисом крестьянских хозяйств, рост бюджета в значительной части опирался на винную монополию и другие косвенные налоги, понимание реформ сталкивалось с консервативным охранительным курсом.
Основные черты социально-экономического развития России:


  1. Россия начала XX века была аграрно-индустриальной страной. 75% населения жило в сельской местности. Но в процесс индустриального развития все больше вовлекались территории Сибири, Дальнего Востока, Кавказа, Средней Азии.

  2. Противоречивость социально-экономической обстановки была обусловлена многонациональным характером страны, на территории которой проживало более ста народностей. Они отличались по типу цивилизации, религиям, традициям и т.д.

  3. В российском обществе сохранилось деления на сословия. Господствующим сословием оставалось дворянство. Кроме него привилегированным сословием было духовенство. Основу русской буржуазии составляло купечество. Особую категорию образовывало казачество. Главным податным сословием оставалось крестьянство, рабочие.

  4. Особенностью России была высокая доля казенной промышленности, прежде всего в военной сфере, Вмешательство государства в экономику. Военно-промышленный комплекс не знал рынка и получал государственные заказы.

  5. Промышленность представляла собой быстроразвивающуюся отрасль экономики. Развивались новые отрасли: черная металлургия, машиностроение, нефтехимия и т.д.

  6. Создавались первые монополистические союзы – картели, синдикаты, концерны, тресты («Продамет», «Кровля», «Продуголь» и др.).

  7. Реформы министра финансов С.Ю. Витте (1892 –1903 гг.): повышение таможенных тарифов, вмешательство государства в экономику, поддержка отдельных отраслей, денежная реформа 1885-1899 гг. (в качестве валютной единицы был принят золотой рубль) – способствовали успешному развитию экономики страны.

  8. Крупнейшие российские банки образовывали финансово-промышленные группы: Русско-Азиатский, Азово-Донской, Петербургский международный коммерческий банки и др. ширилась сеть взаимного кредита, городских касс и сбербанков. Государственный банк являлся главным орудием экономической политики правительства.

  9. Существенную роль в развитии экономики играл иностранный капитал – французский, английский, германский.


Вывод: основным противоречием социально-экономического развития страны было сохранение феодально-крепостнических пережитков, крупного помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья; высокоразвитая промышленность взаимодействовала с отсталой деревней.

Сохранение самодержавия – российской абсолютной монархии – являлось главным политическим пережитком феодализма. Самодержавие препятствовало каким бы то ни было политическим изменениям и было не способно модернизировать общественный строй России. Николай II ко всем реформам относился недоверчиво. Предложенная С.Ю. Витте аграрная реформа проведена не была, а манифестом 1903 года объявил о сохранении существующего строя, сословий и неотчуждаемых общинных наделов. В результате консервативная политика Николая II обостряла социально-экономические и иные противоречия в стране, что в последствии привело к общенациональным кризисам 1905-1906 гг. и 1907 года.
Революция 1905-1907 гг.: причины, характер, этапы, итоги и значение.
Причины и предпосылки:

  1. Незавершенность политической и социально-экономической модернизации страны, торможение насущных реформ в 1881-1904 гг.

  2. Противоречие между начавшейся в стране капиталистической модернизацией и сохранением докапиталистических форм хозяйства (помещичье землевладение, община, малоземелье, аграрное перенаселение, кустарная промышленность).

  3. Мировой экономический кризис 1900-1903 гг., тяжело сказавшийся на экономике России.

  4. Нерешенность крестьянского и рабочего вопросов.

  5. Бездействие власти, отсутствие перемен «сверху», борьба реформаторской и реакционной линии в правительстве.

  6. Отсутствие конституции. Противоречие между самодержавием и формирующимся гражданским обществом.

  7. Противоречие между царизмом и народами России. Насильственная русификация национальных окраин, полное политическое бесправие и высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций.

  8. Обострение социально-политической обстановки вследствие поражения русской армии в русско-японской войне 1904-1905 гг.

Задачи:

  • свержение самодержавия и установление демократичес­кой республики;

  • ликвидация сословного неравноправия;

  • введение свободы слова, собраний, партий и объеди­нений;

  • уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей;

  • сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов;

  • признание права рабочих на стачки и создание профес­сиональных союзов;

  • установление равенства народов России.

Характер – буржуазно-демократический.

Движущие силы – рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия.

Революция продолжалась 2,5 года (с 9января 1905 г. до 3 июня 1907г.).



В развитии революции можно выделить две линии, восходящую и нисходящую.

  1. Восходящая линия (январь — декабрь 1905 г.) - нарастание революционной волны, радикализация требований, массо­вый характер революционных действий. Спектр сил, высту­пающих за развитие революции, предельно широк — от ли­бералов до радикалов. «Кровавое» воскресенье, всплеск рабочего движения, появление Советов, восстание на броненосце «Потемкин», Всероссийская октябрьская стачка, издание Манифеста 17 октября 1905 г., Московское вооруженное восстание.



  2. Нисходящая линия революции (1906 — 3 июня 1907 г.) - крестьянское и национально-освободительное движения, спад революции в городах, активная опережающая деятельность социалистических партий. Власти берут инициативу в свои руки, принимаются «Основные государственные законы», закрепляющие изменение политической системы, работа I и II Государственной Думы. 3 июня 1907 г., с роспуском Государственной Думы и изданием нового избирательного закона, революция заканчивается.

Итоги:

  1. Ограничение самодержавия.

  2. Учреждение законодательного представительства.

  3. Гражданские и политические свободы. Появление легальных партий и профсоюзов.

  4. Повышение жизненного уровня рабочих.

  5. Отмена выкупных платежей в деревне, начало Столыпинской аграрной реформы.

  6. Размежевание общественного движения на 3 лагеря:

    • традиционно-монархический;

    • либеральный;

    • революционно-социалистический.

  7. Ограничение русификаторской политики: в школах вводилось преподавание на национальных языках, национальные окраины получили представительство в Думе.

Революция осталась незавершенной, т.к. сохранилось самодержавие, помещичье землевладение и другие феодальные пережитки и привилегии, национальные противоречия, не было введено рабочее законодательство.

Значение:

Революция изменила морально-психологическую обстановку в стране: исчезли царистские иллюзии, массы ощутили себя субъектами истории, революционные силы накопили значительный опыт борьбы. С.Ю. Витте писал: «…революция в умах свершилась и сила ее превосходила силу существующего режима».



3. Деятельность 1-4 Государственной Думы в России Реформы П.А. Столыпина.

Особенности возникновения российского парламента:

  • запоздалое складывание системы парламента­ризма по сравнению с таковым в Западной Европе (напри­мер, в Англии в 1265 г., во Франции в 1302 г. и др.);

  • предпосылками складывания парламента в России было развитие земского движения и возникновение так называемого либерального земства;

  • формирование парламента происходит одновременно с началом формирования партийной системы России;

  • развитие революционных событий и неуда­чи во внешней политике (поражение в русско-японской вой­не) заставили самодержавие принимать решения об обновле­нии монархии.

«Булыгинская дума»: июль 1905 г., высокий изби­рательный ценз лишал права участия в выборах рабочих, значительную часть городского населения, безземельных крестьян и батраков. Бойкот Думы со стороны подавляющей части населения России.

Манифест « Об усовершенствовании государственного поряд­ка, 17 октября 1905 г».:

1) дарование свободы слова, совести, собраний и союзов;

2) привлечение к выборам широких слоев населения;

3) обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.

«Манифест» положил начало складыванию парламентариз­ма в России. По «Манифесту» Государ­ственной думе были свойственны определенные черты пар­ламента. Об этом свидетельствует возможность открытого обсуждения государственных вопросов, необходимость на­правлять в Совет министров различные запросы, делать по­пытки объявлять недоверие правительству и т.п.

Закон о выборах от 11 декабря 1905 г.:

Устанавливались четыре избирательные курии, представлявшие одного выборщика от 2 тыс. помещиков, от 7 тыс. городского населения, от 30 тыс. крестьян, от 90 тыс. рабочих. Были лишены прав выбора женщины, солдаты, матросы, учащиеся, безземельные крестьяне, бат­раки и некоторые «инородцы». Члены Государственной думы избирались сроком на 5 лет.

Государственная дума учреж­далась как законодательный орган, Государственный совет преобразовывался в верхнюю палату парламента с правом вето. Дума не могла начинать сессию по своей инициативе, а созывалась указами царя. Император сохранил в своих руках всю полноту власти, правительство было ответ­ственно только перед ним. Именным указом царь мог распу­стить Думу и назначить новые выборы. Он имел право при­нимать решения без ведома Думы. Поэтому форму правления в России нельзя назвать конституционной монархией. Это была «думская» монархия.

Первая Государственная дума(24 апреля – 9 июля 1906 г.): ка­деты - 179 мест, трудовики – 97, автономисты – 63, социал-демократы – 18, беспартийные – 91. Председатель – кадет Муромцев. Цент­ральным вопросом работы первой Государственной думы стал аграрный вопрос. На обсуждение Думы представили свои законопроекты кадеты, трудовики и эсеры.


Проект 104-х (трудовиков)

ликвидацию помещичьего землевладения и передачу земли тем, кто ее обрабатывает, т.е. крестьянам;

уравнительное распределение государственных, удель­ных и помещичьих земель между крестьянами «по трудовой норме» или «по едокам»;

наделение землей должно было осуществляться кресть­янскими общинами;

выкуп земель крестьянами не предполагался.



Проект 42-х (кадетов)

ограничение помещичьего землевладения; в собствен­ности помещиков оставались только «образцовые хозяй­ства»;

передачу государственных, удельных и части помещи­чьих земель крестьянам в частную собственность за выкуп (опе­рация должна была совершаться через Крестьянский позе­мельный банк);

ликвидацию общинных структур как сковывающих кре­стьянскую инициативу;

участие специальных земельных комитетов в передаче земли крестьянам.



Проект 33-х (эсеров)

ликвидацию помещичьего землевладения и «социализа­цию» земли;

уравнительное распределение земли среди крестьян без выкупа;

сохранение общины.

Первая Государственная дума, поставившая вопрос о при­нудительном отчуждении помещичьей земли, превращалась в революционную трибуну. И поэтому 9 июля 1906 г. Госу­дарственная дума была разогнана. Было объявлено о созыве второй Думы.

// Государственная дума (20 февраля – 3 июня 1907 г.): социал-демократы – 222 места, кадеты – 98, октябристы и умеренно-правые – 44, крайне правые – 10, беспартийные – 57. Председатель — Ф.А. Головин. Обсуждаемые темы: аграр­ный вопрос; бюджет государства на 1907 год; репрессивные меры правитель­ства, применяемые для подавления революционного движе­ния. Эта деятельность шла вразрез с интересами власти. Дума была распущена 3 июня 1907 г. Роспуск II Государственной думы и создание нового избирательного законодательства оценивается как государственный переворот.
Реформы П.А. Столыпина.
3 июня 1907 г. II Государственная дума была досрочно распущена, было принято новое «Положение о выборах». Выборы качественно изменили партийный состав Думы, обеспечив победу правых партий. Третья Государственная дума была угодливой и преданной самодержавию. Ее реакционность проявлялась в поддержке правительственной политики, финансировании нужд полиции, жандармерии, в принятии антидемократического рабочего законодательства. Согласно ст. 87 «Основных законов» любая неотложная мера могла быть проведена императорским указом, не дожидаясь одобрения законодательных учреждений. Третьеиюньский политический акт означал государственный переворот, обеспечивший сохранение за правительством подлинной власти в стране и в Думе. Было положено начало политической системе, не являвшейся простой реставрацией старых порядков: сохранился русский парламент, избирательные права были ограничены, но не отменены, легально действовали буржуазные партии и профсоюзы, допускалось существование оппозиционной печати и свободы слова.

Петр Аркадьевич Столыпин.

Главным архитектором третьеиюньской политической системы являлся П. А. Столыпин, представитель старинного дворянского рода. В июле 1906 г. он стал председателем совета министров. При Столыпине существовал политический режим, получивший название «столыпинский бонапартизм», лавирующий между основными политическими силами общества и пытающийся на этой основе провести умеренные реформы, обеспечивающие сохранение существующего строя в неприкосновенном виде. Реформистские подвижки сочетались с террористическим преследованием революционеров, запретом и ограничением рабочего движения и профсоюзов, реакционным наступлением на права и свободы граждан в целом.



Аграрная реформа:

9 ноября 1906 г. был издан указ о передаче крестьянину его надела в частную собственность. Этот указ стал законом в 1910г., когда его утвердила III Государственная дума.



Цели аграрной реформы:

  • создание прочной социальной базы самодержавия в лице крепкого зажиточного крестьянина;

  • развитие капиталистических отношений в деревне, разру­шение общины, передача крестьянам земли в частную соб­ственность, создание хуторских и фермерских хозяйств;

  • образование широкого рынка для промышленности;

  • переселение революционно настроенных, малоземельных крестьян из центра на окраины.

Направления реформы:

  1. Разрушение общины, закрепление земли в частную соб­ственность крестьян, их полное уравнение с другими со­словиями;

  2. Помощь крестьянам через Крестьянский банк для покупки казенных или дворянских земель; создание хуторов и отру­бов; возникновение фермерского высокопроизводительно­го, свободного хозяйства; За период с 1907 по 1914 г. вышло из общи­ны и взяло землю 26% крестьянских дворов, т. е. более четвер­ти общинников.

  3. Переселение безземельных или малоземельных крестьян из центра на окраины (Сибирь, Кавказ, Средняя Азия, Даль­ний Восток). Правительство установило многочисленные льготы для желающих переселяться на новые места: прощение всех недоимок, низкие цены на железнодорожные билеты, осво­бождение от налогов на 5 лет, беспроцентные ссуды в размере от 100 до 400 рублей на двор. За 1907—1914 гг. в Сибирь переселилось 3,3 млн. человек, свыше полумиллиона вернулись обратно. В целом же по России в результате семи лет фактического действия реформы посевные площади уве­личились на 10%, на 1/3 возрос экспорт зерна.

Аграрная реформа не была полностью реализована, так как проводилась бюрократическим аппаратом, доказавшим свою способность загубить на корню любую идею. Столыпин заяв­лял, что для успеха преобразований необходимы «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего», но реформа оказалась прерванной начавшейся мировой войной и последовавшими революционными событиями. Сохранилось помещичье землевладение, не была разрушена сельская община, большинство крестьян обрабатывало землю примитивными ору­диями.

Значение аграрной реформы:

  • укрепились позиции богатого крестьянства, которое стало шире использовать наемный труд;

  • было положено начало частной собственности на землю;

  • приток разорившихся крестьян в город увеличил рынок ра­бочей силы, возрос спрос на сельскохозяйственную продукцию. Это способствовало развитию промышленности и торговли.

В целом реформа способствовала развитию капитализма в России.

Другие реформы:

  • реформа местного управления и суда, уравнение в правах крестьян с другими сословиями и создание бессословных ор­ганов местного управления.

  • принятие ряда законов, обеспечивающих неприкос­новенность личности, переход из одного вероисповеда­ния в другое, реформа уголовного законодательства.

  • доступ­ное и обязательное начальное образование.





Любой человек, оставивший 10 000 долларов после своей смерти, — неудачник. Фраза Эррола Флинна, помещен
ещё >>