Политические аспекты процесса урегулирования государственной границы между таджикистаном и китаем - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проблема урегулирования территориального спора между Японией и Китаем... 6 497.63kb.
Фактор «мягкой силы» в интеграционных процессах между россией и китаем 1 102.99kb.
Организация Объединенных Наций hri/core/kaz/2012 3 592.47kb.
Афганистан. Страна и люди 1 117.8kb.
Закон литовской республики о службе охраны государственной границы... 1 239.68kb.
Фактор «мягкой силы» в интеграционных процессах между россией и китаем 1 82.36kb.
Концепция проекта 1 84.42kb.
№03. C. 76-81. Сша и Китай: есть ли угроза холодной войны? 1 106.42kb.
Управление риском 1 148.48kb.
«İrs наследие». 2011.№6(54). С. 50-55. Определение границ между азербайджаном... 1 127.73kb.
Политические аспекты проблемы ядерной безопасности в странах северной... 1 335.33kb.
Маршрут: «К потомкам Чингисхана. По Монгольскому Алтаю, через Котловину... 1 86.13kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Политические аспекты процесса урегулирования государственной границы между таджикистаном - страница №1/1

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РОССИИ


На правах рукописи


КУРБОНОВА Зульфия Махманабиевна

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА УРЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ ТАДЖИКИСТАНОМ И КИТАЕМ

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
Специальность: 23.00.04 – политические проблемы международных отношений и глобального развития

МОСКВА

2009

Работа выполнена на кафедре политологии Дипломатической академии МИД России
Научный руководитель: ДОЛГОВ

Константин Михайлович

доктор философских наук,

профессор

Официальные оппоненты: КУЛМАТОВ

Кенеш Нурматович

доктор политических наук



СОКОЛЕНКО

Владимир Григорьевич

доктор политических наук



Ведущая организация: МГУ им. Ломоносова
Защита диссертации состоится «____»___________2009 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 209.001.01 в Дипломатической академии МИД России по адресу: г. Москва, Б. Козловский пер., 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД России.

Автореферат разослан «____»__________2009 года.

Ученый секретарь


диссертационного совета,

доктор политических наук С.С.Жильцов


I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Образование границ представляет собой сложный процесс, обусловленный многими факторами – экономическими, политическими, этнографическими, историческими, военными и иными. Границы между территориями обитания различных групп людей являются ровесниками первых человеческих сообществ, объединенных способами добывания средств к существованию и различного рода семейными, родовыми или более высокого уровня связями. Такие естественные препятствия для расширения территорий обитания, как моря, озера, реки и высокие горы, были наиболее очевидными и постоянными географическими пределами, которые во времена роста древних цивилизаций становились готовыми государственными границами. С тех пор прошло много времени, и теперь сложилось определенное понятие о государственных границах, без которых существование государства немыслимо. Каждое государство, где бы оно ни находилось, имеет территорию, ограниченную определенными границами. С точки зрения лимологии, границы – это сравнительно недавние социальные конструкты, создающиеся сначала в социальных представлениях, а затем уже делимитируемые по карте.1

Проблема границ, сохранение территориальной целостности государства являются важным и болезненным вопросом для любой страны и ее народа. После распада Советского Союза, Республика Таджикистан, следуя правопреемству, принятому в международной практике, взяла на себя все обязательства по урегулированию спорных участков на таджикско-китайской государственной границе.

Граница между современным Таджикистаном и Китаем проходит на Памире Горно-Бадахшанской Автономной Области по Сарыкольскому хребту. Памирский горный узел – это грандиозное орогенное поднятие, являющееся центром нескольких южно- и центрально-азиатских хребтов, включающих хребты Гиндукуш и Каракорум, а также горы Куэньлунь и Тянь-Шань. Большая часть этой горной цепочки расположена в пределах Таджикистана, но отдельные его районы принадлежат Афганистану, Пакистану, Китаю и Кыргызстану2.

Проблема формирования границ на Памире (как, впрочем, и в других районах земного шара) имеет много аспектов, не потерявших актуальности в наше время. Географические исследования, картографирование и историко-этнографические работы на Памире в XIX веке проходили в условиях «Большой игры» главных держав (Китая, Великобритании, России и Афганистана), имевших геополитические интересы в этом регионе; их борьба за рынки сбыта и природные ресурсы играла существенную роль в формировании государственных границ. Сами историко-географические исследования и картографирование являлись решающими элементами создания границ на Памире, поскольку влияли на принятие решений стран-соперниц. Китай – единственная страна дальнего зарубежья, с которой Таджикистан имеет общую государственную границу протяженностью 500 км. В этой связи вопрос о делимитации границы между Китаем и Таджикистаном приобрел особую актуальность, где исторически накопилось множество трансграничных вопросов, требующих грамотного разрешения.

Синьцзяно-Уйгурский Автономный район (СУАР) считается стратегически важным регионом для Китая, как в политическом, так и в экономическом плане. До перехода данного района под юрисдикцию Китая, он в географическом плане был неотъемлемой частью Центральной Азии со своей историей, языком, религией, этническими и другими традициями. Подавляющее большинство населения этого района является мусульманами, и в географическом плане его территория составляет ¼ часть от общей погрантерритории Китая. В связи с этим, всякие беспорядки, которые произойдут в Центральной Азии, могут непосредственно повлиять на СУАР. Вот почему этот географический район имеет огромное значение для политической безопасности Китая. Исходя из этого, СУАР выступает в качестве стабилизатора политической безопасности Китая. Потеря СУАР ставит под угрозу не только стратегический план Пекина по транспортировке энергоресурсов из Центрально-азиатского региона (ЦАР) в свою страну, но и всю собственную национальную безопасность.

Из-за своеобразного геополитического расположения, центрально-азиатский регион столкнулся с противостоянием региональных и нерегиональных сил и проблем, возникших в результате вооруженных действий радикальных исламских сил, широкой контрабандой наркотиков и оружия. Территориально-пограничные проблемы являются одним из главных факторов, оказывающих прямое воздействие на общее состояние безопасности и стабильности, и имеют ключевое политическое значение во взаимоотношениях с сопредельными государствами. Наличие территориально-пограничных проблем с Китайской Народной Республикой (КНР) может привести к обострению ситуации и возникновению межэтнических конфликтов в ЦАР с непредсказуемыми последствиями. Восстановление Великого Шелкового пути, открытие автодороги Куляб-Мургаб-Кульма дает возможность Таджикистану и Китаю более тесно развивать взаимовыгодное сотрудничество.



Степень научной разработанности проблемы. Избранный автором диссертации научный аспект исследования непосредственно ставит или косвенно затрагивает несколько групп вопросов, степень разработанности которых различна. В ХХ в. пограничная проблема между СССР и КНР, между Таджикистаном и Китаем носила закрытый характер, и в связи с этим наработок в данном направлении мало. В новых условиях постсоветского периода, после политического урегулирования основных пограничных споров в Центральной Азии многие исследователи получили возможность обнародовать основные результаты своих трудов, проводившихся в советское время и не предназначавшихся для публикации.

Однако до сих пор не имеется обобщающего труда по исследуемой теме. Диссертантом сделана попытка обобщить имеющиеся официальные, печатные и другие материалы, на основе которых выявить формирование и разрешение пограничного вопроса между Таджикистаном и Китаем.



Цель и задачи работы. Исходя из научной и общественно-политической актуальности и значимости избранной проблемы, учитывая степень ее разработанности, автором диссертации поставлена цель – исследовать проблемы зарождения и формирования пограничного вопроса между Таджикистаном и Китаем, показать основные пути и способы их решения.

На пути к достижению поставленной цели представлялись целесообразными решение нижеследующих задач:



  • показать пограничный вопрос в царский период;

  • выявить основные политические аспекты эволюции пограничного вопроса в Советский период;

  • рассмотреть формы и методы урегулирования пограничного вопроса в современных условиях;

  • определить политическое значение урегулирования пограничных проблем для Таджикистана и Китая.

Объектом исследования являются политические аспекты урегулирования государственной границы между Таджикистаном и Китаем.

Предметом исследования выступают пограничные проблемы между Таджикистаном и Китаем, их исторические, политические и современные аспекты, а также формы и методы их урегулирования.

Источниковедческая база исследования. Изучение проблематики, связанной с пограничным урегулированием, потребовало освоения широкого массива источников и литературы – теоретических и прикладных работ, официальных документов, научных статей таджикской и зарубежной периодики, а также материалов, почерпанных из Интернет-источников.

В советское время опубликованы все официальные документы по русско-китайским отношениям периода с 1689 по 1916 г., а также специальный сборник официальных актов и материалов по истории международных отношений в Центральной Азии. Под редакцией академика С.Л.Тихвинского были выпущены сборники статей, посвященных историографии внешней политики России и проблемам истории международных отношений Цинской империи с окружающими ее государствами.3

Вопросы зарождения и становления русско-китайских дипломатических отношений, детали формирования границ двух империй с XVII до начала XX века, а также подлинные официальные акты, которыми устанавливалось прохождение этих границ на местности, детально исследованы в многочисленных трудах академика В.С.Мясникова, в том числе в книге «Договорными статьями утвердили: дипломатическая история русско-китайской границы XVII-XX вв.». Труды В.С.Мясникова базируются на громадном массиве подлинных маньчжурских и русских документов, многие из которых впервые выявлены автором в архивных фондах России и Китая. Значительное внимание в этих работах уделено анализу причин возникновения различных трактовок прохождения на местности отдельных участков государственной границы России и Китая. Разработки В.С.Мясникова во многом определили теоретико-методологические подходы при анализе истории государственного размежевания на Памире.4

Ранняя история народов Памира представлена в монографии Б.А.Литвинского «Древние кочевники «Крыши Мира»5, а проблемы истории памирских княжеств и их взаимоотношений с соседями детально рассмотрены в трудах таджикского историка Б.И.Искандарова6. Основанные на широком использовании источников, работы Б.И.Искандарова убедительно показывают, что памирские земли практически непрерывно находились в состоянии феодальных междоусобиц, отдельные княжества попадали на довольно значительные периоды в разной степени номинальную зависимость от Бухары, Коканда и Бадахшана, но в то же время фактически они были независимы на протяжении большей части XIX века. В статье «Изучение Памира в связи с историей сопредельных стран во второй половине XIX в.» Б.И.Искандаров вполне объективно отражает ход вторжения цинских войск на территорию Памира и победу китайцев у озера Яшилькуль, не приведшую, однако, к формальному включению Памира в границы Цинского государства. Трудами Искандарова также пользовались зарубежные авторы при создании исторических обзоров возникновения русско-китайских противоречий по вопросу о принадлежности памирских территорий. Одной из работ такого рода является статья Энн Шинх «Россия и Китай на Памирах: XVIII и XIX столетия»7, которая практически является кратким рефератом трудов таджикского историка.

Изучению народов Центральной Азии уделялось значительное внимание таджикскими учеными, в ряду таких исследований важное значение имели классические труды академика Б.Г.Гафурова, посвященные

таджикам, которые составляют большинство оседлого населения Памира8.

В 1960-1980 гг. было опубликовано множество работ, посвященных развитию в этот период острого пограничного конфликта между СССР и КНР. В работе А.Прохорова « К вопросу о советско-китайской границе» автор дает исторические обзоры возникновения пограничного вопроса и причины развития советско-китайского пограничного конфликта.9

Научное исследование концепций русско-китайских отношений и погранично-территориальных проблем в 1980-1990-х гг. также проведено А.Д.Воскресенским.10

Особый интерес представляют собой новые публикации, такие, как «Сборник Материалов и документов о кыргызско-китайской государственной границе»11, работа Г.В. Киреева «Россия – Китай. Неизвестные страницы пограничных переговоров»12, научные труды казахских исследователей К.Токаева «Преодоление»13, коллективный труд Аманжоловой З.А., Атанова М.М., Турарбекова Б.Ш. «Правда о государственной границе Республики Казахстан»14, а также труды Бажанова Е.П. «Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века», «Китай и внешний мир», «Актуальные проблемы международных отношений»15.

Можно выделить труд Постникова А.В. «Схватка на «Крыше Мира»: политики, разведчики, географы в борьбе за Памир в ХIХ веке». Несмотря на то, что данная книга посвящена сугубо исторической теме, сама по себе проблема формирования границ имеет много аспектов. Географические исследования, картографирование и историко-этнографические работы на Памире в XIX веке проходили в условиях «Большой (или Великой) игры» главных держав (Афганистана, Китая, Британии и России), имевших геополитические интересы в этом регионе; их борьба за рынки сбыта и природные ресурсы играла существенную роль в формировании государственных границ. Сами историко-географические исследования и картографирование являлись решающими элементами создания границ на Памире, поскольку влияли на принятие решений стран-соперниц. В то же время ожесточенная борьба этих стран не могла не сказаться на методах научно-прикладных исследований, проводимых для обоснования территориальных притязаний сторон. Данная книга дополнена исследованиями по истории формирования границ на Памире материалами, не имевшими прямого отношения к русско-китайскому пограничному спору, но которые важны в научном отношении, особенно для выявления исторических корней в современной сложной ситуации в этой высокогорной стране.16

Существенным вкладом в научном исследовании явились материалы текущего архива МИД РТ с 1992-2008 гг., коллективная работа таджикских и китайских политологов Р.Алимова, М.Халифаева, У Сицзюй и Яо Шаочуня «Таджикистан-Китай». Сборник основных документов (1992 – 2007 гг.)»17, в котором впервые помещены тексты всех межгосударственных и межправительственных документов, подписанных между Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой, начиная с 1992 – с момента установления дипломатических отношений между двумя соседними государствами.

Немаловажное значение имеют статистические данные официальных структур Китая, среди которых можно выделить, такие, как «Национальная оборона Китая в 2000 г.»18, изданные Прессс-Канцелярией Госсовета КНР, а также материалы, представленные на официальных сайтах Посольства КНР в РТ, Посольства РТ в КНР, МИД и др.19

Зарубежные исследователи также уделяли значительное внимание общей истории государственной территории России. О.Эдмунд Клабб в книге «Китай и Россия: «Большая игра»»20, рассматривает весьма конспективно историю формирования русско-китайской границы, и наибольшее внимание уделяет развитию советско-китайского пограничного конфликта. Более популярные и в то же время оригинальные исследования по истории «Большой игры» выполнены Геральдом Морганом21 и Питером Хопкерком22.

Исследованием геополитических и дипломатических аспектов истории российско-китайского пограничного конфликта является изданная в 1996 г. работа С.К.М.Пэйна «Имперские соперники: Китай, Россия и их спорная граница»23.

Детальная история формирования границ китайского государства изложена в труде Люк Т.Чаня «Китайские пограничные договоры и пограничные диспуты».24 Значительное внимание в этой работе уделено советско-китайскому пограничному конфликту, в связи, с чем автор не только приводит тексты между двумя государствами, но публикует также современную официальную дипломатическую переписку, посвященную отдельным спорным участкам, и в том числе Памиру. В работе четко показано, что до принятия какого-либо политического решения граница на Памире между Россией и Китаем в районе южнее перевала Уз-бель не может считаться окончательно установленной. Главным доводом китайской стороны в споре по «Памирскому вопросу» остается «оговорка Медынского», но при этом вспоминаются также «исторические права» Китая на эти земли. В специальной статье Джона У.Гарвера, посвященной советско-китайскому территориальному спору в Памирском горном районе, делается практически аналогичный вывод25.

Традиционные представления китайцев о государственных границах в Центральной Азии изучены в работе Оувена Латтимора «Внутренние азиатские границы Китая»26.

Из работ, непосредственно посвященных «Памирскому вопросу», можно выделить труды Карри Олдера27, а также исследование Дерека Уоллера28 по истории деятельности Большой Тригонометрической Съемки Индии за границами британских колониальных владений, где особое внимание уделено работам местных (мусульманских) топографов и разведчиков (пундитов), обученных англичанами и проводивших обширные исследования на Памире и в примыкающих к нему странах Центральной Азии.

Исходя из цели и поставленных задач исследования, на защиту выносятся следующие положения:



  • Урегулирование проблемных участков на границе с Китаем имеет важное политическое значение. Корректно проведенная делимитация и демаркация границы между двумя соседними странами чрезвычайно важны для обеспечения национальной безопасности, как Таджикистана, так и Китая.

  • Следует отметить, что Таджикистану еще не удалось решить пограничные вопросы с другими соседними государствами, поэтому решение этой проблемы с Китаем приобретает политическую и практическую значимость. В этом смысле работа имеет методологическое значение.

  • Разрешив данную проблему, Таджикистан приступил к осуществлению необходимых для него социально-экономических проектов, непосредственно связанных границами. Эксплуатация автодороги «Карасу-Кульма» резко улучшила социально-экономическую сферу жизни населения, проживавшего на приграничной территории Горно-Бадахшанской Автономной Области – отдаленной от центра Таджикистана и расположенной в высокогорной зоне.

  • Товарооборот между РТ и КНР резко вырос. Увеличился объем инвестирования Китаем важнейших объектов инфраструктуры Таджикистана. После строительства самой высокогорной автомобильной дороги – Каракорумское шоссе, как Китай, так и центрально-азиатские страны получили выход к пакистанскому порту Карачи. Это направление является наиболее коротким для преодоления геоэкономической изоляции Таджикистана. Направление Душанбе-Куляб-Хорог-Мургаб-Кульма-Каракорумское шоссе открывают для Таджикистана выход в порты Индийского океана.

Теоретико-методологическая база исследования. Для критического осмысления и теоретического анализа, поставленных в диссертации проблем, использованы несколько основных политологических методов (подходов).

Основополагающим при этом методом является системно-функциональный и логический, а также метод системного подхода и сравнительного анализа.

Диссертационная работа раскрывает пограничную проблему между двумя соседними государствами и определяет политическую значимость урегулирования данной проблемы для обоих государств.

Научная новизна исследования. Диссертация является комплексным исследованием проблемы пограничного размежевания между Таджикистаном и Китаем, что позволяет говорить о результатах следующего характера:

Во-первых, на конкретном историческом материале показана проблема формирования пограничного вопроса. В XIX веке Россия была сильным государством и сумела провести территориальное разграничение с Китаем на центрально-азиатском участке в свою пользу. Китай, являясь крупнейшей державой региона и пользуясь этим преимуществом, по-своему пересмотрел границы с молодыми и пока недостаточно сильными государствами Центральной Азии. Именно поэтому, представляется необходимым рассмотреть историю образования государственной границы между Таджикистаном и Китаем, обстоятельно проанализировать договорные документы, т.е. правовую основу границы, показать позиции обоих государств по данному вопросу, вскрыть действительные причины, которые привели к обострению положения на советско-китайской границе, остановиться на таджикско-китайских пограничных переговорах и выявить политическое значение урегулирования пограничных проблем для двух государств. В данном исследовании автор выявляет реальное место истории в урегулировании пограничной проблемы.

Во-вторых, выделен ряд важнейших проблем, которые встают перед автором при исследовании пограничного вопроса между Таджикистаном и Китаем после распада Советского Союза. Несмотря на всю актуальность и значимость исследуемой проблемы, в таджикской литературе нет единой обобщающей работы по этой тематике. Диссертационное исследование имеет комплексный характер. Автором дан научный анализ пограничного урегулирования в контексте современных международных отношений, с учетом национальных интересов двух стран.

В-третьих, автором проанализированы особенности политических тенденций урегулирования пограничных вопросов в современных условиях. В работе показаны новые политические и дипломатические методы и подходы в решении пограничного вопроса. Таджикско-китайские пограничные переговоры в новых геополитических условиях основывались на толковании сторонами русско-китайских договорных документах. Это облегчало переговоры, но в то же время и усложняло их, особенно по тем участкам границы, где у сторон имелись разногласия. На границе работали многие специалисты: юристы, дипломаты, топографы, картографы, геологи, китаеведы и пограничники. Был исследован буквально каждый метр границы. Учитывались все факторы, в том числе и размещение населения и наличие полезных ископаемых. В результате долгих дискуссий выяснилось, что граница между двумя государствами должна проходить примерно посередине спорных участков. Надо отметить, что у китайской стороны были в руках сильные аргументы в отношении практически всей площади спорных участков, но и она понимала бесперспективность такого подхода. Таджикская сторона никогда бы не пошла на передачу Китаю всех спорных территорий.

В-четвертых, взаимная неуступчивость ни к чему хорошему привести не могла. Спорные территории могли бы стать «яблоком раздора» между двумя странами и привести к ухудшению положения на границе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таджикистан, конечно, не мог допустить саму возможность конфронтации с могущественным соседом. Тезисы о «территориальных уступках» или «безвозмездной передаче» таджикских земель Китаю категорически неверны. Никаких уступок допущено не было. Этот территориальный спор был разрешен политически и юридически корректно, в строгом соответствии с имеющимися договорными документами. Нельзя передавать или уступать то, что тебе не принадлежит. Новизну представляет анализ политического значения урегулирования пограничных проблем.

Практическая значимость. На базе материалов, изложенных в научном исследовании, автором создана работа, в которой отражается анализ всего процесса становления таджикско-китайской государственной границы, а для более детального изучения проблемы автором привлечены политические, исторические, географические источники.

Несмотря на обширную историографию исследуемой проблемы, сопряженное изучение ее научных, дипломатических и политических аспектов до настоящего времени не проводилось, и автор надеется, что выполненное им исследование будет способствовать более глубокому пониманию научными кругами пограничного размежевания между Таджикистаном и Китаем.

В связи с этим данная диссертационная работа может быть рекомендована для использования в аналитической и организационной деятельности государственным органам и структурам, в первую очередь – соответствующим советам при Президенте РТ, МИД РТ и другими заинтересованным министерствам и ведомствам России и Таджикистана, занимающимися вопросами урегулирования пограничных проблем.

Диссертация послужит подспорьем при проведении исследований и изысканий в политических и аналитических центрах, занимающихся проблемами границ, а также для использования в средствах массовой информации.



Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в пяти опубликованных научных работах автора, а также в ходе научно-практических конференций.

Структура диссертационной работы. В структурном плане диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, а также приложения.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность темы, поставлены цель работы и конкретные задачи, приведены степень ее изученности, научная новизна и практическая значимость диссертации, определены теоретическая, методологическая и источниковедческая базы исследования и показана апробация работы.

Глава I. «Генезис пограничного вопроса между Таджикистаном и Китаем» концентрируется на изучении истории возникновения и формирования пограничного вопроса с царских времен до наших дней.

Процесс пограничного размежевания начался в XVII веке и протекал сообразно тому, как складывались отношения между Россией и Китаем на различных этапах их исторического развития. Первые связи Русского государства с Китаем начали устанавливаться в десятых годах XVII века. В это время, как Россия, так и Китай представляли собой типичные феодальные государства. Как русские феодалы во главе с царем, так и китайские феодалы во главе с богдыханом проводили политику угнетения и порабощения народов. Как в России, так и в Китае в этот период проходил процесс создания многонационального государства: Российской и Цинской империи. Этот исторически сложный процесс включал в себя освоение новых территорий. Так, в процессе освоения территорий в Азии, на которых не было тогда сложившихся государственных образований, и столкнулись интересы Русского государства и Цинской империи.

История формирования современной таджикско-китайской границы восходит ко второй половине XIX века. В XIX в. России и Китаю удалось заключить несколько договоров, сформулировавшие принципы территориального размежевания в Средней Азии. В основе русско-китайского разграничения лежат Пекинский договор 1860 г., Чугучакский протокол 1864 г., а также Петербургский договор 1881 г. и принятые в его исполнение Кашгарский (1882 г.) и Ново-Маргеланский (1884 г.) протоколы.

Переговорный процесс по пограничному урегулированию между СССР и КНР, начавшийся в 1964 г., выявил 25 «спорных участков» площадью более 33 тыс.кв. км, на которые видение двух сторон о договорной линии советско-китайской границы не совпадали, в том числе на таджикской части границы. В пределах Таджикистана имелось три несогласованных участка. Это участок №17 – район реки Маркансу, участок №18 – район перевала Каразак и участок №19 – район Большого Памира, к югу от перевала Уз-Бель. Эти «несогласованные участки» явились следствием несовершенства ранее принятых договоров.

Пограничные переговоры СССР с Китаем продолжались с перерывами более чем три десятилетия. Состоявшиеся в 1964 г. консультации советско-китайских представителей по пограничным вопросам в Пекине так и не привели к какому-либо конкретному результату. Не было понимания двух сторон и на последующих пограничных переговорах, которые возобновились в 1969 г. после встречи Председателя Совета министров СССР А.Косыгина с Премьером Государственного Совета КНР Чжоу Эньлаем и продолжались до 1979 года. Однако стороны, оставаясь на своих позициях, так и не подошли к конструктивному рассмотрению пограничных вопросов. Между тем обстановка на границе продолжала оставаться нестабильной и напряженной.

Несколько попыток на переговорах в 60-х -70-х годах не дали существенных результатов. И только на переговорах 1987-1991 гг. наметилось продвижение вперед, но распад СССР остановил их.

В Главе II. «Урегулирование пограничного вопроса между Таджикистаном и Китаем в постсоветский период» рассматриваются особенности переговорного процесса и политические условия, а также конкретные успехи, достигнутые в процессе переговоров.

В целях выработки позиций, к ведению переговоров по пограничным вопросам с КНР в составе объединенной делегации распоряжением правительства Таджикистана была создана рабочая группа. В нее вошли представители МИД, пограничных войск, управления геодезии и картографии, органов местной власти приграничных областей, юристы, дипломаты, в качестве экспертов привлекались работники архивов и научных учреждений.

Перед группой была поставлена задача по сбору и анализу материалов, касающихся спорных участков. Был изучен большой объем документов, связанных не только с прохождением линии границы, но и касающихся природных ресурсов, культурного наследия, освоенности участков в сельскохозяйственном и промышленном отношениях.

Трудность заключалась в том, что многие материалы были засекречены и находились в Москве, но в этих случаях помощь оказывали коллеги из российского МИД и других учреждений России.

С 1989 г с целью создания пояса добрососедства и сотрудничества, стабильности и безопасности по периметру границ между бывшим СССР и КНР в рамках совместной делегации параллельно велись переговоры о мерах доверия в военной области.

В апреле 1996 г. в Шанхае главы пяти государств – РФ, Таджикистана Казахстана, Кыргызстана и КНР - подписали соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе границы (вступило в силу 7 мая 1998 г.), а через год, в апреле 1997 г., в Москве – соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (вступило в силу 6 августа 1999 г.).

Эти два документа явились первыми такого рода военно-политическим документами на Азиатском континенте.

В ходе реализации Шанхайского соглашения, изначально призванного способствовать решению пограничных вопросов, была образована «Шанхайская пятерка», которая, в свою очередь, трансформировалась в региональную структуру – Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).

Одним из главных достижений ШОС стало ослабление напряженности вдоль границы с Китаем, включая создание с обеих ее сторон демилитаризованных зон глубиной в 100 км, где проводятся взаимные военные инспекции.

Взаимодействие пяти государств явилось весомым подтверждением способности решать проблемы, касающиеся укрепления доверия и снижения военного противостояния. Соглашения, подписанные в Шанхае и Москве и положившие начало деятельности ШОС, не имеют прецедентов в мировой дипломатии. Они представляют большую практическую ценность хотя бы потому, что служат гарантией стабильности в регионе.

Переговорный процесс между Душанбе и Пекином длился до 2002 г. Двусторонние консультации завершились успехом. Впервые в конструктивном ключе были решены проблемные вопросы прохождения линии границы на двух сложных участках таджикско-китайской границы (№ 17 и 18).

По итогам пятисторонних переговоров и двусторонних консультаций внешнеполитических ведомств Таджикистана и Китая в августе 1999 г. главы двух государств подписали соглашение «О таджикско-китайской государственной границе» (при этом, однако, участок № 19, расположенный «к югу от перевала Уз-Бель», вошел в соглашение с особым статусом, по которому стороны договорились продолжить переговоры).

С подписанием этого документа Таджикистан впервые на международно-правовой основе юридически закрепил свои внешние рубежи с восточным соседом.

Нельзя сказать, что решение по двум несогласованным до этого участкам – № 17 и № 18 – было каким-то неожиданным экспромтом. Варианты обсуждались в рабочем порядке еще в рамках объединенной делегации.

Изученность районов, подлежащих согласованию, была достаточно полной, и решения по регулировке линии прохождения границы на этих участках принимались в Душанбе, исходя из достаточно солидной фактологической и информационной базы.

После подписания соглашения от 1999 г. оставался вопрос об уточнении линии прохождения границы на участке «к югу от перевала Уз-Бель».

Определенное время обе стороны упорно отстаивали свою позицию по «несогласованному участку», но проявляли гибкость, не выходя за рамки принципиальных условий пограничного урегулирования и разделяя мнение о необходимости совместными усилиями ускорить решение этого вопроса.

Переговорный процесс по оставшемуся «несогласованному участку» затянулся. Учитывая сложную в те годы внутриполитическую обстановку в Таджикистане, Пекин не форсировал окончательное решение вопроса о прохождении границы.

И все же политическая целесообразность и политическая воля руководителей Таджикистана и Китая придали позитивный импульс урегулированию нерешенной пограничной проблемы.

После неоднократных в течение ряда лет межправительственных консультаций удалось достичь взаимоприемлемого решения о линии прохождения границы на 19-м участке в районе Большого Памира. Был подготовлен проект Дополнительного соглашения между РТ и КНР о таджикско-китайской государственной границе. 17 мая 2002 г. этот документ подписали президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон (именно так – с 22.03.2007 г. - пишется фамилия президента РТ (прежде – Рахмонов)) и председатель КНР Цзян Цзэминь.

Урегулирование последнего "несогласованного участка" между Таджикистаном и Китаем в районе Большого Памира явилось завершающим актом в разрешении более чем 200-летних разногласий по пограничным вопросам между Российской и Китайской империями, СССР и КНР, Таджикистаном и Китаем. Нынешняя линия прохождения государственной границы между Таджикистаном и Китаем, юридически оформленная Дополнительным соглашением от 2002 г., ратифицирована парламентами обеих стран. В 2008 г. на границе были успешно проведены демаркационные работы.

Разрешение пограничных проблем между Таджикистаном и Китаем и принятые решения считаются справедливыми и рациональными, вытекающими из принципа «разумного компромисса», тем не менее, большую выгоду, как представляется, получила Республика Таджикистан, что является бесценной заслугой ее дипломатов.



В заключении приведены полученные в результате исследования оценки и сформулированы основные выводы, сделаны обобщения, прогнозы, внесены рекомендации, обоснована важность дальнейшего изучения и совершенствования таджикско-китайских отношений.

  • Полное разрешение пограничных вопросов отвечает коренным интересам Таджикистана и Китая, повышает уровень доверия между двумя государствами, способствует укреплению безопасности в районе государственной границы.

  • Для Китая урегулирование пограничных проблем с Таджикистаном, как представляется, также является важным. Пекин продемонстрировал мировому сообществу свою способность и готовность решать их в конструктивном, цивилизованном ключе, тем самым разрушая устоявшиеся стереотипы о неприступном азиатском «драконе».

  • Следует отметить, что Таджикистану еще не удалось решить пограничные вопросы со всеми своими соседями, поэтому решение этой проблемы с КНР приобретает политическую и практическую значимость. В условиях, когда мир сотрясают малые и большие конфликты, когда ощущается дефицит доверия к возможностям мирных переговоров, Таджикистан доказал их жизненность и безальтернативность.

  • Разрешение пограничной проблемы стимулирует развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества, что позволило Таджикистану приступить к осуществлению социально-экономических проектов в районе границы.

  • Сегодня таджикско-китайские отношения характеризуются устойчиво высокой динамикой, активными долгосрочными связями практически по всем направлениям и на самых различных уровнях. После урегулирования пограничной проблемы наши страны совместными усилиями смогли выработать новую модель взаимоотношений, позволяющую максимально учитывать национальные интересы народов Таджикистана и Китая. В основе этой модели лежат взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела друг друга, взаимное уважение выбора политического, экономического, социального и культурного развития, сотрудничество в интересах сохранения мира, безопасности и стабильности в Азии и во всем мире. К сегодняшнему дню заключено более 100 межгосударственных и межправительственных соглашений. Они охватывают практически все сферы двустороннего взаимодействия. Таким образом, под таджикско-китайское сотрудничество подведена широкомасштабная правовая основа. Говоря о наших двусторонних отношениях, принципиально важно видеть не только сегодняшнее положение дел, но и тенденции, перспективы, работать на опережение, использовать постоянно открывающиеся все новые и новые возможности.

Теоретические обобщения и выводы, сделанные в работе, изложены в следующих публикациях автора:




  1. Курбонова З.М. Таджикистан – Китай: становление государственной границы // Азия и Африка сегодня. М., 2009. № 4. Издание из списка, рекомендованного ВАК.

  2. Курбонова З.М. Урегулирование пограничных проблем между Таджикистаном и Китаем в системе национальных интересов двух стран // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия философии, социологии, политологии и права. Душанбе, 2009 № 2. Издание из списка, рекомендованного ВАК.

  3. Курбонова З.М. История пограничного вопроса между Таджикистаном и Китаем и его политические аспекты в период существования Советского Союза // Актуальные проблемы международных отношений в начале XXI века: Материалы 10-й научно-практической конференции молодых ученых. М.: Восток-Запад, 2008.

  4. Курбонова З.М. Становление таджикско-китайской государственной границы // Актуальные проблемы международных отношений в начале XXI века: Материалы 11-й научно-практической конференции молодых ученых. М.: Восток-Запад, 2008.

  5. Курбонова З.М. Сафаров С.С. Становление государственной границы между РТ и КНР // Таджикистан и современный мир. Душанбе, 2006. № 3 (12).




1 Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М. 2002, стр. 318

2 Постников А.В. Схватка на «Крыше Мира»: Политики, разведчики, географы в борьбе за Памир в ХIХ веке. М.: РИПОЛ классик, 2005. стр. 43-44


3 Тихвинский С.Л. Внешняя политика России (Историография). Сб. статей. М.: Наука, 1977; Тихвинский С.Л. Китай и соседи в новое и новейшее время. М.: Наука, 1982.

4 Мясников В.С. Границы Китая: теоретические и историографические проблемы. Формирование границ Китая. Т.1 (М., 1977) 12-74; Мясников В.С. Об изучении истории внешней политики России. Новая и новейшая история. № 5.1992: 3-22; Мясников В.С. Межгосударственные отношения России с Китаем как форма межцивилизационного контакта. Научный альманах «Цивилизации и культуры». Вып. 2 – Россия и Восток: цивилизационные отношения (М., 1995): 215-233; Мясников В.С. Договорными статьями утвердили: дипломатическая история русско-китайской границы XVII-XIX вв. (М., 1996).

5 Литвинский Б.А. Древние кочевники «Крыши Мира» (М.: Наука, 1972).

6 Искандаров Б.И. Восточная Бухара и Памир во второй половине XIX в. Часть 1 (Душанбе, 1962); Искандаров Б.И. Изучение Памира в связи с историей сопредельных стран во второй половине XIX в. – Известия АН Тад. ССР, Отделение общественных наук, № 4 (46), (1966): 28-39; Искандаров Б.И. Социально-экономические и политические аспекты истории памирских княжеств (Душанбе, Дониш, 1983).

7 Sheenh Ann. «Russia and China in the Pamirs: 18th and 19th centuries». Central Asian Review. № 1 (1968): 4-14.

8 Гафуров Б.Г. История таджикского народа в кратком изложении. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. Т.1-2, изд. 3 (М., 1955); Гафуров Б.Г. Древнейшая, древняя и средневековая история (М.: Наука, 1972).

9 Прохоров А. – К вопросу о советско-китайской границе. – М., 1975.

10 Воскресенский А.Д. Современные концепции русско-китайских отношений и погранично-территориальных проблем в России и Китае (80-90 гг. ХХ в.). М., Российский Научный фонд, 1994.

11 Материалы и документы о кыргызско-китайской государственной границе – Бишкек -2003, МИД КР.

12 Киреев Г.В. Россия – Китай. Неизвестные страницы пограничных переговоров. – М. РОССПЭН, 2006.

13 Токаев К. Преодоление. Дипломатические очерки. Алмааты: ОАО «САК» - НП ПИК «CAUHAR», 2003.

14 Аманжолова З.А., Атанов М.М., Турарбеков Б.Ш. Правда о государственной границе Республики Казахстан. Алматы: Издательский дом «Жибек Жолы», 2006.

15 Бажанов Е.П. Китай: от Срединной империи до сверхдержавы XXI века. М., 2007; Бажанов Е.П. Китай и внешний мир. М., 1990; Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. В трех томах. М., 2001-2002 гг.

16 Постников А.В. Схватка на «Крыше Мира»: Политики, разведчики, географы в борьбе за Памир в ХIХ веке. М.: РИПОЛ классик, 2005.

17 Р.Алимов, М.Халифаева, У Сицзюй и Яо Шаочуня «Таджикистан-Китай». Сборник основных документов (1992 – 2007 гг.) Пекин. «Международная жизнь», 2008 г.

18 Национальная оборона Китая в 2000 г. Пекин: Пресс-Канцелярия Госсовета КНР, 2000 г.

19Использованные Интернет-ресурсы www.china-embassy-tj.org, www.tajikembassychina.com, www.mfa.tj, www.sectsco.org, www.president.tj, www.khovar.tj, www.asiaplus.tj, www.centrasia.ru.

20 Clubb Oliver Edmund. China and Russia: The Great Game. New York, London, 1971: 100.

21 Morgan Gerald. Anglo-russian Rivalry in Central Asia: 1810-1895, London.

22 Hopkirk Peter. Trespassers on the Roof of the World. The Race for Lhasa. London, 1982.; Hopkirk Peter. The great Game: On the Secret Service in High Asia. London, 1990.

23 Paine S.C.M. Imperial Rivals: China, Russia and Their Disputed Frontier, 1858-1924. New York, London: M.E. Sharpe, 1966.

24 Chang Luke T. China’s Boundary Treaties and the frontier Disputes. London: Oceana Publications, 1982.

25 Garver John W. The Sino-Soviet Territorial Dispute in the Pamir Mountains Region. “The China Quarterly”. Issue № 85, 1981: 107-118.

26 Lattimore Owen. Inner Asian Frontiers of China, American Geographical Society. Research Series № 21. New: American Geographical Society, 1940.

27 Alder Carry J. Beyond Bukhara. The life of William Moorcroft. London, 1985.

28 Waller Derek. The Pundits: British exploration of Tibet and Central Asia. Lexington, Kentucky, 1990.





Прощай тех, кто говорит о тебе плохо, но не тех, кто сообщает тебе об этом. Янина Ипохорская
ещё >>