Политические аспекты проблемы ядерной безопасности в странах северной европы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Резюме магистерской диссертации Румянцевой Дарьи Андреевны «медиатизация... 1 18.3kb.
Проблемы обеспечения безопасности в странах африканского рога (1990-2006) 3 392.34kb.
Вопросы, для развернутого ответа 1 30.82kb.
Политические аспекты процесса урегулирования государственной границы... 1 270.79kb.
Проблемы борьбы с терроризмом в странах СНГ 1 44.15kb.
Правила ядерной безопасности подкритических стендов пбя пкс-2005... 1 318.97kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) «История государства и права... 1 90.16kb.
Отчет о работе кафедры истории стран Северной Европы в 2010-2011... 1 124.76kb.
«Международная жизнь» 1 113.47kb.
Учебно-методический комплекс специальность: 032301. 65 1 222.49kb.
Рабочая встреча а 18 «Национальные и медждународные аспекты лицензирования... 1 100.07kb.
Представитель «Беллоны» Александр Никитин и другие лауреаты премии... 1 16.21kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Политические аспекты проблемы ядерной безопасности в странах северной европы - страница №1/1



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи


ЛОБОВ АНДРЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

Специальность 23.00.04 — Политические проблемы международных отношений и глобального развития



Автореферат

диссертации на соискание ученой степени


кандидата политических наук

Санкт-Петербург,

2009

Работа выполнена на кафедре Международных политических процессов факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета




Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор

Мутагиров Джамал Зейнутдинович



Официальные оппоненты:

доктор политических наук, профессор

Кириллов Виктор Васильевич

кандидат политических наук, доцент

Ланко Дмитрий Александрович



Ведущая организация:

Санкт – Петербургский Государственный Университет Телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича

Защита состоится «25» ноября 2009 года в 18 часов 30 минут по адресу: 191160, г. Санкт-Петербург ул. Смольного, 1/3, под. 7, аудитория- малый зал факультета.


С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.
Автореферат разослан «___»_________2009 г.

Ученый секретарь Диссертационного Совета, доктор политических наук, профессор

И.В. Радиков

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Быстрый рост населения в ХIХ и ХХ веках и экономическое развитие привели к серьезному росту энергопотребления в мире, а ограниченность не возобновляемых ресурсов, желание найти более выгодные источники энергии – к успехам в изучении и освоении атомной энергии. С развитием ядерных технологий мировое сообщество столкнулось с проблемой ядерной безопасности, которая стала привлекать к себе все возрастающее внимание. Понимание ядерной безопасности менялось со временем, также как изменялась трактовка понятия «безопасность».

После окончания «холодной войны», в результате отхода от конфронтации между Востоком и Западом и продолжения процесса разоружения, угроза применения ядерного оружия и начала ядерной войны отошла в международных отношениях на второй план, уступив место более насущным проблемам. Вместе с тем еще во второй половине 80-х годов наметился ряд серьезных проблем ядерной безопасности, связанных, прежде всего, с деятельностью АЭС, вопросами утилизации отработанного ядерного топлива. Кроме того, политические и экономическое ослабление России в начале 90 – х годов вызвало резкое сокращение атомного подводного флота страны, что в свете отсутствия средств на утилизацию списанных субмарин выявило еще одну угрозу ядерной безопасности, в особенности для североевропейских стран.

Общие исторические корни североевропейских стран, климат, ландшафт повлияли на образование этого региона еще в первой половине XX века.



В течение второй половины ХХ века происходило возрастание значимости региона в европейской и мировой экономике и политике. При этом особую роль он начал играть в конце ХХ века. Так в 1999 г. в заключительном докладе на заседании Совета министров иностранных дел ЕС отмечалось, что «безопасность, стабильность и устойчивое развитие Северной Европы важны для ЕС и стран региона»1.

В начале нового тысячелетия наметились качественно новые процессы, как в мировой энергетике, так и в области международной безопасности. С последней связано появление новых угроз, прежде всего относящихся к международному терроризму. В частности, угрозы появления у террористов ядерного оружия либо радиоактивных материалов для создания «грязной» бомбы и возможность их дальнейшего применения. В свете ядерной безопасности в Северной Европе серьезное внимание стало уделяться контрабанде радиоактивных элементов. Для североевропейских стран эта проблема актуальна в свете их территориальной близости к северо-западному региону Российской Федерации, где, по их мнению, существует возможность хищения радиоактивных материалов контрабандистами.

С приходом нового века наметилось постепенное изменение отношения к атомной энергетике, переживавшей состояние спада после Чернобыльской катастрофы. Создание атомных электростанций стало, по сути, единственной альтернативой для удовлетворения спроса на электроэнергию. Таким образом начался процесс «ядерного ренессанса». Одной из первых стран, активно включившихся в этот процесс, стала Финляндия. В то же время Швеция, длительное время проводившая политику постепенного отказа от ядерной энергии, изменила свое отношение к ядерной энергии.

В таких условиях проблемы безопасности АЭС, вопрос об отработанном ядерном топливе стали весьма актуальными для мирового сообщества в целом и североевропейских стран в частности.

Изучение данной проблемы является весьма актуальным еще и по причине наличия у значительной части населения развитых стран серьезной, порой необоснованной, обеспокоенности всем тем, что связано с атомной энергией. Учитывая достаточно высокий уровень демократии в этих странах, подобные ядерные страхи могут привести к нерациональным действиям, которые отрицательным образом скажутся, к примеру, на работе атомных электростанций, и в свою очередь могут привести к негативным последствиям для экономики, внутриполитической ситуации и, наконец, национальной безопасности этих стран.

Исследование проблемы чрезвычайно важно для понимания того, как появилась и трансформировалась проблематика ядерной безопасности в североевропейских странах в зависимости от экономических, культурных, психологических, внешне- и внутриполитических факторов, а также того, как, она влияла на эти факторы. Понимание всех этих особенностей поможет прогнозированию развития проблематики в других странах, а также рассмотрению направлений её будущего развития в мире.

Степень научной разработанности проблемы.

В свете актуальности исследуемой проблемы мы располагаем большим количеством разного рода научных работ по проблеме ядерной безопасности в странах Северной Европы. Вместе с тем стоит отметить ряд особенностей этих работ. Одной из особенностей историографии является относительно небольшое количество монографий, посвященных этой тематике. Это свойственно в целом рассмотрению современных актуальных проблем.

В переводной и отечественной литературе достаточно большое внимание уделялось разным аспектам ядерной безопасности, но в первую очередь рассматривалась проблема военной ядерной безопасности периода «холодной войны». С конца 80-х гг. многие страны начали уделять внимание проблемам «мягкой безопасности», среди которых проблема ядерной безопасности занимает одно из первых мест. В отечественной литературе этим проблемам уделяется достаточно малое внимание, она имеет больше отраслевой характер, во многом из-за того, что в России в значительной степени действует модель «жесткой безопасности».

Важной особенностью историографии является достаточно узкая специализация исследований в гражданской ядерной безопасности, определенная фрагментарность. Если вопросы противостояния США и СССР широко освещаются в отечественной и иностранной литературе, то влияние этого конфликта на страны Северной Европы затрагивается только в небольшом числе работ. При этом существует проблема закрытости ряда документов, в основном касающихся разработок атомного оружия.



Все количество работ по вопросам ядерной безопасности можно разбить на несколько блоков. Первый из них включает в себя работы, посвященные проблематике безопасности государств, в целом. Разного рода аспекты развития и появление новых особенностей безопасности нашли широкое отражение в работах российских и иностранных исследователей. Одни из авторов сосредоточили свое внимание на развитии основных вех и условий развития проблематики безопасности2. Другие занимались изучением новых аспектов понимания безопасности, исследованием концепции «мягкой безопасности». Так особого внимания заслуживают работы зарубежных авторов, и прежде всего Мэтьюз Дж., выявившей в своей работе «Переосмысливая безопасность» новые угрозы для безопасности государств и заложившей формирование новых концепций безопасности3. Также представляют интерес работы Кинга Г., Мюррея Ч. Дж., Нефа Дж., Уевера О. продолжавших исследования по переосмыслению проблематики безопасности4.

Ко второму блоку работ относятся труды, посвященные проблемам ядерного оружия, в том числе его нераспространения. Вследствие того, что ядерная угроза была одной из основных в период Холодной войны, а в современной действительности происходит трансформация режима нераспространения, существует большое количество монографий и научных статей, посвященных данной тематике. Благодаря этим работам удалось выявить основные направления международной политики в области ядерной безопасности, оказывающие влияние на ядерную политику североевропейских стран, рассмотреть взаимодействие военной и гражданской ядерной безопасности. При этом особое внимание уделялось непосредственно России, где возникали угрозы ядерной безопасности Северной Европе. Среди авторов необходимо отметить российских ученых, занимающихся изучением ядерного оружия и атомной энергетики, Арбатова А.Г., Михайлова В.Н., Мясникова Е.В., Слипченко В.С., Яблокова А.В, а также Фененко А.В.5 Кроме того применения нашли и ряд работ зарубежных авторов, изучающих феномен ядерного оружия, Дрелла С.Д., Гудби Д.Ю., Сагана С.Д., Уолтца К.Н., Дейча Дж. и др.6

Как уже отмечалось, одной из угроз ядерной безопасности североевропейских стран являются неутилизированные списанные атомные подводные лодки Северного флота Российской Федерации, временные хранилища радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива. Широкое применение в исследовании нашли научные статьи, связанные с изучением этих угроз. Их условно можно разбить на несколько групп. К первой из них относятся работы, позволившие провести анализ становления подобного типа угроз. Среди авторов можно отметить Дькова А.С. и Мясникова Е.В. 7, изучивших состояние в 90-е годы атомного подводного флота России и особенности утилизации атомных подводных лодок. Вторая часть источников посвящена решению данного аспекта ядерной безопасности на международном уровне. Нашли применения статьи и международные документы, посвященные разного рода двусторонним и многосторонним программам по снижению угроз ядерной безопасности в северо-западном регионе РФ. Из ряда авторов можно выделить Диггеса Ч. 8, сотрудничающего с норвежской экологической организацией «Беллуна» и занимающегося разносторонними вопросами обеспечения ядерной безопасности на северо-западе России. Также нашли применение публикации Пикаева А.А., Карелина А., Квиль Р., Хага А., 9. В нашем исследовании использовались и разного рода статьи, посвященные сотрудничеству России и Норвегии в области обеспечения ядерной безопасности10. Особое место занимают статьи и документы, посвященные североевропейской инициативе Европейского Союза – программе «Северное измерение», в том числе «План действий Северного Измерения во внешней и трансграничной политике Европейского Союза на 2000-2003 годы»11. Среди авторов, исследовавших «Северное измерение» стоит отметить Арбатову Н.К., Антюшину Н., Разумнову Л., Балтенкову О.,Беляева С.С., Юргенса И.Ю.12 Эта программа представляет собой интерес, в связи с особым вниманием, которое уделяется в нем разрешению вопроса утилизации подводных лодок, при участии стран Северной Европы, в том числе это одна из первых многосторонних продуктивных программ, охватывающих страны Северной Европы и уделяющей значительное внимание вопросу ядерной безопасности.

При изучении вопроса ядерных страхов в основном рассматривались иностранные научные работы, поскольку среди российских исследователей этот вопрос широко не исследовался. Среди зарубежных авторов, занимавшихся изучением разного рода ядерной тревожности, стоит отметить Чивиана Е., Гольдеринга Дж. М., Гольдберга С., Уерта С.Р. и других.13

Кроме этого можно выделить следующий блок научных работ, посвященный ядерной безопасности мирных атомных объектов североевропейских стран. В него входят главным образом научные статьи, некоторые из них относятся к концу 70-х годов ХХ века. Этот период был переломным в развитии атомного вопроса в Швеции. И без исследований, сделанных в то время Абрамс Н.Е. и Скоулом Р.14, полноценно изучить вопрос о политизации атомной сферы в этой стране не представляется возможным. Влияние вопроса о создании шведского ядерного оружия на политическую ситуацию в этой стране подробно рассматривается Мулином К. в сборнике «Создавая социальную демократию, посвященному столетию социал-демократической партии Швеции, а также в работе Коула П.М.15 Среди российских исследователей, необходимо отметить Таранову Н. 16, занимающуюся изучением данной проблематики в североевропейском регионе. Изучением вопросов утилизации отработанного ядерного топлива и ядерной безопасности в Финляндии и Швеции занимались Ларссен Л.Г., Бергман К., Салминен П., Эсбьорн С., Флин Д. и др.17 Помимо вышеперечисленных работ были рассмотрены также статистические данные18.

При проведении исследования большое внимание уделялось работе с источниками. В исследовании нашли применение разнообразные нормативные документы, устав МАГАТЭ, международные конвенции19, составляющие международно-правовую базу в области ядерной безопасности. Для получения информации о международно-правовой базе в области обеспечения ядерной безопасности и деятельности Международного агентства по атомной энергии широко использовались Интернет-ресурсы, в том числе официальные сайты ООН, МАГАТЭ, Минатома РФ. Так же активно разрабатывалась информация, полученная из электронных источников: американского фонда «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» (NTI), международной экологической организации «Беллуна», ПИР-центра, Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, Межрегионального центра делового сотрудничества, Балтийского исследовательского центра, официальных сайтов ООН, ЕС, Минатома РФ, правительств Норвегии, Швеции, Финляндии и ряда других.

Таким образом политика стран Северной Европы в отношении атомной энергии освещается в основном в иностранных научно-политических, экологических, экономических журналах. В них существует достаточно подробный анализ определенных стадий в развитии атомной политики. Но при этом зачастую не всегда дается анализ взаимозависимости этой политики и интеграционных процессов.

Проблема обеспечения ядерной безопасности на северо-западе России является достаточно новой, а обширное международное сотрудничество началось только в начале ХХI века, но при этом проблеме уделено достаточно большое внимание со стороны отечественных и иностранных исследователей, представителей экологических организаций и государственных чиновников.

Большое количество авторов исследовало разнообразные аспекты проблем ядерной безопасности, в том числе и в Северной Европе, но в итоге тему анализа ядерной безопасности в политике североевропейских стран можно признать разработанной недостаточно.

Территориальными рамками исследования является регион Северной Европы (кроме Исландии) и северо-западный федеральный округ Российской Федерации.

Хронологические рамки работы охватывают период с 40-х годов ХХ века по настоящее время. Первая временная граница выбрана по причине начала использования атомной энергии, а, следовательно, появления в данный период проблемы обеспечения ядерной безопасности. Проблематика остается актуальной и в настоящее время, поэтому выбрана подобная верхняя граница исследования.

Объектом исследования является проблема ядерной безопасности в Северной Европе, как с точки зрения ее обеспечения, так и с точки зрения влияния ядерной безопасности на внутреннюю и внешнюю политику государств региона.

Предметом исследования является политика североевропейских стран в области ядерной безопасности, в контексте эволюции международной безопасности, европейской интеграции и возрождения интереса к ядерной энергии.

Целью является комплексное исследование проблемы ядерной безопасности в регионе Северной Европы в условиях изменений международной ситуации, европейской интеграции, развития энергетики и появления новых угроз ядерной безопасности после окончания «холодной войны».

В рамках заявленной цели можно выделяется несколько уровней задач:

1) определить понятие ядерной безопасности и изучить появление и развитие проблемы ядерной безопасности в мире. Для этого следует подробно остановиться на: а) соперничестве США и СССР в атомной сфере, б) взаимоотношении мирного и военного атома, в) становлении международно-правовой базы обеспечения ядерной безопасности и деятельности МАГАТЭ;

2) рассмотреть на фоне международных событий политику в отношении ядерной безопасности, проводимую в Северной Европе. Для этого следует: а) проанализировать зависимость военной составляющей ядерной безопасности стран Северной Европы от политики нераспространения, проводимой ООН; б) рассмотреть взаимозависимость атомной энергетики и ядерной безопасности, а также в) проследить влияние общественного мнения, международной ситуации и интеграционных процессов на атомную политику стран Северной Европы;

3) проанализировать сотрудничество стран Северной Европы с Россией по вопросу обеспечения ядерной безопасности: а) выявить основные угрозы ядерной безопасности исходящие с северо-запада Российской Федерации, б) определить значимость Арктического региона в современном мире, в) рассмотреть двусторонние и многосторонние, региональные и международные программы по обеспечению ядерной безопасности в обозначенном регионе;

4) изучить причины негативного отношения населения стран к развитию ядерной энергетики и ядерным технологиям в целом;

5) выявить перспективы развития политики в области ядерной безопасности в мире и странах Северной Европы;

Теоретико-методологической основой диссертации является системный подход. При изучении формирования и развития атомной политики североевропейских стран, а также при анализе программ, направленных на обеспечение ядерной безопасности в регионе, применялся метод сравнительного анализа. Также при исследовании эволюции угроз ядерной безопасности нашел применения метод историзма.

Научная новизна диссертации состоит в том, что:

- Раскрыто содержание понятия «ядерная терпимость».

- Комплексно проанализированы основополагающие факторы, определяющие развитие и трансформацию проблем ядерной безопасности в странах Северной Европы в условиях изменения системы международных отношений, европейской интеграции и «ядерного ренессанса».

- Показана политика государств Скандинавии в области мирного использования ядерной энергии и ее эволюция под влиянием изменения климата международных отношений в конце ХХ – начале ХХ1 вв.

- На основе новейших документов проанализированы роль новых международных объединений, созданных с целью локализации и сокращения угроз ядерной безопасности в хранилищах отработанного ядерного топлива.

- Рассмотрены экономические и социально-политические проблемы стран Северной Европы, связанные с ядерной безопасностью.

Научно-практическая значимость. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки общих и специальных лекционных курсов, учебных пособий, монографий, посвященных проблемам ядерного оружия, экологии, атомной энергетики, а также политологической проблематике, связанной с вопросами международной безопасности. Введенный в научный оборот эмпирический материал и выводы исследования могут стать основой для дальнейшего анализа данной проблемы.

Положения, выносимые на защиту.


  1. Феномен ядерной безопасности является более многогранным, чем было принято ранее считать. Существует четыре аспекта ядерной безопасности: военная, гражданская, смешанная, связанная с ядерной терпимостью.

  2. Понятие «ядерная терпимость» является новым аспектом ядерной безопасности, появившимся в начале нового тысячелетия и имеющего серьезное влияние экономическую, социальную, внутреннюю и внешнюю политику.

  3. Североевропейские страны участвуют в развитии феномена ядерной безопасности фактически с момента его появления.

  4. Атомная политика Швеции и Финляндии способна оказать серьезное влияние на развитие процесса ядерного ренессанса в Европе.

  5. Опыт Швеции и Финляндии в области обеспечения ядерной безопасности, в том числе относительно ядерной терпимости, является значимым для всего мирового сообщества и способен положительно повлиять на укрепление данного вида безопасности в мире.

  6. Угрозы ядерной безопасности являются трансграничными. Основные угрозы североевропейским странам исходят с территории Российской Федерации и могут быть решены в ходе планомерного международного сотрудничества.

Апробация результатов исследования.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры международных политических процессов факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета. Отдельные теоретические положения и выводы данного научного исследования отражены в четырех научных публикациях автора, выступлениях на научно-практических конференциях, в том числе международных, в Санкт-Петербурге и на Международном Молодежном Ядерном Конгрессе 2008 в Интерлакене (Швейцария), в составе российской делегации.

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

II ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, охарактеризована степень ее научной разработанности, сформулированы основные цели и задач диссертации, показана научная новизна и практическая значимость, охарактеризованы методология и источники исследования, показана структура работы.

Первая глава диссертации «Глава 1. Ядерная безопасность: формирование и развитие в биполярном мире» состоит из четырех параграфов. В первом из них рассматривается эволюция понятия ядерной безопасности, а также разные его составляющие. Проблема обеспечения ядерной безопасности возникла в середине XX века вместе с развитием ядерных технологий и, в первую очередь, с изобретением и использованием атомного оружия. Во время «холодной войны» в центре внимания находились военно-стратегические аспекты, после ее окончания больше внимание стало уделяться большее внимание решению проблем ядерной безопасности в сфере атомной энергетики.

отметить, что внимание к новым концепциям безопасности возросло, начиная с конца 80-х годов. Таким образом, более ярко выделился второй аспект ядерной безопасности связанный с безопасностью объектов мирного применения атомной энергии. Гражданский аспект ядерной безопасности связан, прежде всего, с развитием атомной промышленности и атомного судоходства, и разного рода аварий и катастроф на ядерных объектах.

Понятие «ядерная безопасность» включает в себя, во-первых, военный аспект ядерной безопасности, во-вторых, определение ядерной безопасности относительно мирного использования атомной энергии, в-третьих, проблему защиты от незаконного получения и использования ядерных технологий, и, в-четвертых, обеспечение социальной стабильности и экономического развития в связи с «ядерными страхами» и «ядерной терпимостью». Для региона Северной Европы более характерны первые три составляющие.

Во втором параграфе рассмотрены основные угрозы гражданской ядерной безопасности: а) разработка, испытание, применение или угроза применения ядерного оружия; б) незаконное перемещение ядерных материалов; в) отсутствие квалифицированного и мотивированного персонала в ядерной области; г) несоблюдение правил эксплуатации ядерных объектов (как мирного, так и военного назначения), в том числе хранилищ ядерных отходов, заводов по их переработке, объектов, где находиться отработанное ядерное топливо (ОЯТ); д) аварии на подобных объектах; е) наличие «ядерных страхов» и низкий уровень «ядерной терпимости».

Также проанализирована эволюция основных угроз ядерной безопасности Северной Европы, исходящих с территории Российской Федерации.

Безусловно, для улучшения уровня ядерной безопасности как в гражданской так и в военной сфере необходимо международное сотрудничество и прежде всего определенная международно-правовая база, которая рассмотрена в третьем параграфе. В нем также рассмотрена эволюция международного законодательства в области ядерной безопасности, начиная с 40 – годов ХХ века. Первые из международных документов касались именно вопросов ядерного оружия. И только начиная с конца 70-х годов началась более активная деятельность по созданию международного законодательства в области обеспечения гражданской ядерной безопасности. Также в параграфе рассматривается договор о нераспространении ядерного оружия и деятельность МАГАТЭ, оказавших определенное влияние на развитие атомной политики стран Северной Европы.

В четвертом параграфе внимание уделяется новой составляющей ядерной безопасности – ядерной терпимости. Параграф посвящен изучению ее появления, становления, а также влияния на политическую, экономическую и социальную ситуацию в североевропейских странах. Ядерная терпимость - это такое отношение населения к ядерным вопросам, при котором ядерные страхи в обществе отсутствуют или имеют не высокий уровень, а также существует либо положительная оценка развития и применения на практике в мирной сфере исследований в области деления ядра, либо нейтральная оценка, а также готовность примирения с возможными отрицательными факторами развития ядерной отрасли (наличие ОЯТ и РАО, возможность радиоактивного загрязнения местности, и пр.)

Особое влияние на экономическую и политическую ситуацию, в том числе в странах Северной Европы, ядерная терпимость начала оказывать с началом периода «ядерного ренессанса», который подробно рассмотрен во втором подпараграфе. Таким образом, окончательно проблема ядерной терпимости проявилась вследствие возрождения атомной энергетики. Вопрос ядерной терпимости является важным и с той точки зрения, что от её наличия или отсутствия зависит общественное мнение по вопросам развития атомного строительства, а также возможность психологического влияния на население.

Наличие большого количества ядерных страхов среди населения, низкий уровень ядерной терпимости представляют собой угрозу для социальной, экономической, политической безопасности государства, поскольку позволяют определенным образом манипулировать населением в интересах тех или иных групп.

Явление ядерной терпимости может иметь не только положительное, но отрицательное значение для ядерной безопасности. И зависит это в большей степени от внутриполитической и экономической ситуации в стране

Большой вклад в усиление ядерной безопасности и в решении проблемы ядерной терпимости вносят страны Северной Европы, прежде всего Финляндия и Швеция. Опыт Североевропейских стран в области разных составляющих ядерной безопасности, их роль как на субрегиональном, региональном, так и глобальном уровне в данной сфере являются значительными, а также имеют научный интерес с точки зрения анализа современной ситуации, так и с точки зрения решений для укрепления ядерной безопасности в России, странах ЕС и всего мира.

Таким образом, в первой главе были определены понятия, которые будут использоваться в дальнейшем – это ядерная безопасность и ядерная терпимость. Были рассмотрены ряд событий, таких как противостояние СССР и США в ядерной сфере, формирование международно-правовой базы, ядерный ренессанс и другие, контексте которых развивалась политика в области ядерной безопасности Североевропейских государств.

Возрождение атомной энергетики, появление проблемы ядерной терпимости являются глобальными процессами, но наиболее наглядно их развитие можно проследить на региональном уровне, среди стран Северной Европы. В первую очередь, интересен пример Швеции и Финляндии, имеющих разную историю применения ядерной энергетики, и играющих важную роль в процессе «ядерного ренессанса» и изучении проблемы ядерной терпимости.

Вторая глава посвящена вопросу ядерной и радиационной безопасности в регионе Северной Европы. В ней рассмотрено отношение североевропейских стран к ядерному оружию, а также к атомной энергетике, которое формировалось в результате изменения международной ситуации, европейской интеграции, а также социокультурных особенностей, изучаемых стран.

В первом параграфе рассматривается становление атомной политики стран в исторической ретроспективе.

Отношение к проблеме ядерного оружия, атомной энергетики и обеспечению ядерной и радиационной безопасности, в этих странах складывалось постепенно и в период «холодной войны» во многом определялось политической ситуацией в мире. Здесь, как уже говорилось ранее, также происходит взаимодействие мирного и военного атома.

Страны Северной Европы всегда оказывали влияние на ядерные исследования, на обеспечение разных аспектов ядерной безопасности, и исторически тем или иным образом были связаны с развитием событий в ядерной сфере, хотя их участие не было столь значительным как двух сверхдержав.

Важной особенность североевропейских государств является то, что они из первых стран в мире перешли к концепции мягкой безопасности, а также к концепции человеческой безопасности.

После подписания ДНЯО страны Северной Европы в основном стала интересовать ядерная безопасность гражданских объектов. То есть можно говорить о постепенной эволюции понятия и перехода его в следующую стадию, гражданской (мирной) ядерной безопасности.

Норвегия и Дания отказались полностью от применения атомной энергии, как в военных, так и в мирных целях. Швеция долгое время активные исследования в области создания атомного оружия, которые вызывали серьезные противоречия внутри правящей социал-демократической партии. Финляндия стала одной из первых стран, вступивших в процесс ядерного ренессанса и по сути ставшей одной из ведущих стран при возрождении атомной энергетики.

Во втором параграфе рассматривается атомная политика Швеции, которую можно разделить на две составляющие. Первая из них касается атомного оружия, вторая развития атомной энергетики. После длительного противостояния внутри правящей партии Швеции в 1972 году было принято решение полностью отказаться от создания ядерного оружия. Швеция сделала большую ставку на атомную энергетику в 70-е годы. За достаточно непродолжительный период времени страна стала очень сильно зависеть от АЭС. Причем эта зависимость, если судить по выступлениям политических лидеров и по принимаемым законам, была осознана не сразу. Государственная власть была вынуждена официально признать ее только в 1997 году.

В параграфе уделяется особое внимание исследованию внутриполитической борьбы в Швеции по вопросу использования атомной энергии в мирных целях. Эта борьба в конце 70-х годов привела к потери большинства мест в парламенте социал-демократической партией, которая находилась у власти более 40 лет.



Третий параграф, посвящен атомной политике Финляндии. Обеспечение ядерной безопасности в Финляндии является основным критерием работы АЭС. Строительство нового реактора способствует совершенствованию технологий обеспечения ядерной безопасности. Возможно, эта инициатива будет помогать инвестированию больших финансовых средств в исследования по утилизации ОЯТ и РАО во всем Евросоюзе, что скажется положительно на радиационной безопасности даже тех стран, которые постепенно отказываются от атомной промышленности, поскольку полностью проблема утилизации ОЯТ и РАО до сих пор не решена.

Таким образом, ядерная политика Финляндии, проводимая в контексте политики Евросоюза, во многом будет влиять на развитие «ядерного ренессанса» в Европе. Также она может способствовать определенному повышению международного уровня Финляндии. Кроме того, при любом течении событий, работа нового реактора серьезно отразится на ядерной политике Северной Европы. Но при этом всегда основным сходством этой политики в регионе было и будет оставаться привлечение особого внимания вопросам ядерной и радиационной безопасности.

Третья глава называется «Сотрудничество стран Северной Европы и России по вопросам обеспечения ядерной и радиационной безопасности». И она посвящена изучению взаимодействия Норвегии, Швеции и Финляндии с Россией по вопросам ликвидации ядерных угроз. Подобное сотрудничество носило изначально двусторонний, затем многосторонний характер. По типу и характеру сотрудничества глава поделена на параграфы. В первом из них более детально отмечаются угрозы ядерной безопасности на северо-западе Российской Федерации. Рассматривается вопрос о «ядерном наследии» России и ответственности за его ликвидацию. Основные угрозы касаются неутилизированных реакторов атомных подводных лодок, хранения, переработки и утилизации ОЯТ и РАО.

Кроме того вопрос ядерной безопасности в регионе является значимым с точки зрения важного экономического, энергетического и политического значения Арктики.

Во втором параграфе рассматривается сотрудничество по обеспечению ядерной безопасности в регионе Баренцева моря. Подпараграфы включают в себя исследование сотрудничества США и России, Норвегии и России.

Подробно рассмотрены важнейшие этапы помощи в особенности со стороны Норвегии, позволившие создать качественную инфраструктуры и подготовить правовую почву для дальнейшего сотрудничества с другими странами.

Кроме того отдельно рассмотрены взаимоотношения России и стран Северной Европы по вопросам хищения и контрабанды ядерных материалов. В целом и другие страны Северной Европы проявили заинтересованность в обеспечении этого аспекта ядерной безопасности. При этом проводились как меры внутри самих стран, так и оказывалась поддержка России, как источнику потенциальной угрозы контрабанды. Взаимное сотрудничество способствовало сохранению режима нераспространения и защиты территорий государств от ядерного транзита, угрожающего ядерной и радиационной безопасности, как этих стран, так и международного сообщества.

В четвертом подпараграфе уделяется большое внимание одному из многосторонних проектов, инициированных Норвегией, трехсторонней программы «Экологическое сотрудничество в Арктике в военной сфере» («АМЕК»). В целом реализация АМЕК создала беспрецедентное до этого сотрудничество среди военных ведомств стран-участниц. Хотя существующие бюрократические проблемы и сложная система финансирования замедляют реализацию проектов, подобное сотрудничество военных остается актуальным до сих пор, учитывая его положительный опыт в создании высокого уровня открытости.

В третьем параграфе изучаются многосторонние программы более высоко уровня, появившиеся в новом тысячелетие. Это «Северное измерение» и его «Природоохранное партнерство» (ППСИ) . По сути, ППСИ можно считать одной из самых успешных инициатив на межрегиональном уровне, принятых за все время сотрудничества в обеспечении ядерной безопасности на Севере Европы. Главной ее особенностью стало создание детально проработанного плана, в котором были четко представлены проблемы в области ядерной безопасности и необходимые действия для их разрешения. Свою роль сыграло создание системы эффективной координации многосторонних действий, а также системы контроля финансовых средств. К тому же положительно отразилась на программе открытая политика России по вопросам ядерной безопасности. И это была первая программа, где приоритетность выполняемых проектов определялась, в первую очередь интересами Российской Федерации.

В ближайшем будущем ППСИ будет являться одной из важнейших межрегиональных программ, способствующих обеспечению экологической и ядерной безопасности в регионе Северной Европы.

Во втором подпараграфе изучена самая большая международная инициатива в области обеспечения ядерной безопасности в Российской Федерации, - глобальное партнерство «большой восьмерки». Причем в отличие от описанных ранее программ она является уникальной, как в плане ее возникновения, так и реализации. Страны «большой восьмерки» признали, что из региональных угрозы, списанные АПЛ, ОЯТ и РАО на Кольском полуострове превратились в угрозы ядерной безопасности на международном уровне.

Более того, страны-участницы инициативы смогли заполнить пробелы в существующих программах, и помогли отчасти убрать искусственное разделение между проблемами экологии и нераспространения.

Таким образом, в XXI веке на место многих двух- и трехсторонних проектов в области обеспечения ядерной безопасности в Северной Европе пришли многосторонние. А к субрегиональным и региональным, добавились межрегиональные и глобальные программы. При этом нельзя говорить о вытеснении проектов более низкого уровня проектами более высокого уровня. Во многом их объединяют общие цели и проблемы, что позволяет всем этим программам существовать в определенном симбиозе, дополняя друг друга. С начала 90-х годов XX и в первые годы XXI века в сфере обеспечения ядерной безопасности на северо-западных рубежах России происходила постепенная международная интеграция, высшей точкой которой стало создание Глобального партнерства «большой восьмерки».

В целом, в последнее время наблюдаются положительные тенденции в международном сотрудничестве по вопросам обеспечения ядерной безопасности в России, что может способствовать уменьшению одной из основных угроз безопасности Северной Европы, и одной из важных угроз для мира.

В заключении подводятся итоги исследования и делаются обобщающие выводы.

По теме диссертации опубликованы следующие работы, общим объемом 2,2 п.л.

Статьи. Тезисы



  1. Лобов А.В. Глобальное партнерство «большой восьмерки».С 190-197// Весна науки – 2006. Материалы конференции профессорско-преподавательского состава и студентов. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2007.

  2. Лобов А.В. Усиление нетерпимости в связи с ядерной программой Ирана. С. 205-214 // Ксенофобия и другие формы нетерпимости: природа, причины и пути устранения. Международная научно-теоретическая конференция (Санкт – Петербург. 27-28 сентября 2007 г.) – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007.

  3. Лобов А.В. Взаимодействие России и Норвегии по решению проблемы ядерной и радиационной безопасности в регионе Баренцева моря (90-е гг. ХХ в.) С.121 – 124// Мир в новое время. Сборник материалов одиннадцатой всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых по проблемам мировой истории XVI – XXI вв. – СПб.: Факультет международных отношений СПбГУ, 2008.

  4. Лобов А.В. Эволюция проблемы ядерной терпимости на примере стран Северной Европы. С.303-309 // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. №118: научный журнал – СПб., 2009. – 340 с.




1 Реализация «Северного измерения» в политике ЕС. (Из заключительного доклада заседания Совета министров иностранных дел ЕС, 31 мая 1999 г.), цит. по Разумнова Л., Балтенкова О. Расширение Европейского союза: «Северное измерение».// МЭ и МО, 2000, №12. С. 84-90.


2 См. например: Кулагин В.М. Международная безопасность. – М.: Аспект Пресс, 2007, с. 9-75; Лукин В.Н. Терроризм и проблемы безопасности в глобальном мире // Теоретический журнал CREDO NEW, 2004 - Режим доступа: - http://credonew.ru/content/view/426/29/#_ftnref6; Радиков И. В. О трансформации военной политики постсоветской России. Ч.1 // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. Научный журнал. Том 5. № 1. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.С.56-71;Троицкий М.А. Международная и национальная безопасность / Моск. Гос. Ин-т межд. Отношений (ун-т) МИД России. – М.: МГИМО(У) МИД России, 2006. – С.7-15.

3 Mathews J. Redefining Security // Foreign Affairs. Vol. 68, № 2. Spring 1989. P.162 – 177.

4 King G., Murray Ch. J. Rethinking Human Security // Political Science Quarterly. 2001-02. Vol. 116. N 4. P. 586–590.; Nef J. Human Security and Mutual Vulnerability: The Global Political Economy of Development and Underdevelopment / 2nd ed. Ottawa: International Development Center. 1999; Waever O. Securitization and Desecuritiation // On Security / Ronnie D. Lipschutz (ed.), NY: Columbia University Press, 1998, цит. по Лукин В.Н. Указ. соч.; и др.

5 Арбатов А.Г. Договор дороже денег// Новое Время,1993, N2-3. С. 24-27; Арбатов А.Г. Сокращение ядерного оружия и стратегическая стабильность// Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2004. – Режим доступа: - http://www.armscontrol.ru/course/lectures04b/aga041021.htm; Кириллов В.В. Россия и НАТО: Кого надо опасаться? // Социологические исследования, №12, декабрь 2008, С. 112-116; Михайлов В.Н. Ядерная безопасность// "ВЕК", 08-15 Декабрь 2000, № 49. - Режим доступа: - http://www.iss.niiit.ru/pub/pub-17.htm; Мясников Е.В. Стратегические ядерные силы США и России: ядерные доктрины, состав и программы развития [Электронный ресурс] / Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002. – Режим доступа: - http://www.armscontrol.ru/course/lectures02b/evm021115a.htm; Слипченко В.С. Договор о нераспространении ядерного оружия [Электронный ресурс] / Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2004. - Режим доступа: - http://www.armscontrol.ru/course/lectures04b/vss040923.htm; Стратегическое ядерное вооружение России /под. ред. П.Л. Подвига. – М.: ИздАТ, 1998. - 492 с.; Фененко А.В. Теория и практика контрраспространения во внешнеполитической стратегии США / Отв. ред. А.Д. Богатуров, В.А. Веселов. – М.: Издательство ЛКИ, 2007; Яблоков А.В. Неизбежная связь ядерной энергетики с атомным оружием. Почему режим нераспространения оказывается неэффективным? [Электронный ресурс] / Bellona, 2005. – Режим доступа: - http://www.bellona.no/ru/40437.html; Ядерное разоружение, нераспространение и национальная безопасность [Электронный ресурс] / коллектив авторов под ред. В.Н.Михайлова . – Режим доступа: - http://www.iss.niiit.ru/book-2/index.html;

6 Дрелл С. Д., Гудби Д. Ю. Опасности страшнее нет. Ядерное оружие. – М.: Международные отношения, 2005.; Sagan S. D., Waltz K. N. The spread of nuclear weapons, a debate renewed. W.W. Norton & Company – New York, London. 2003.; Deutch J. A Nuclear Posture for Today.// Foreign Affairs. №1 January/February 2005 Дейч Дж. Ядерный подход к сегодняшней реальности// Россия в глобальной политике. 20.04.2005 Режим доступа: - http://www.globalaffairs.ru/numbers/13/3945.html;

7 Дьяков А.С., Коробов В.К., Мясников Е.В. Утилизация подводных атомоходов// Независимое Военное обозрение Независимой Газеты, 7-13 июня 1997, № 20. С. 6; Мясников Е.В. Будущее морских стратегических сил России// «Море», 1996, №3. С.66.; Мясников Е.В. Морские стратегические ядерные силы России: сокращение или развал?// Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 1996. – Режим доступа: - http://www.armscontrol.ru/subs/snf/rus/sea0215.htm; Мясников Е.В. О роли подводных лодок в конфликтах на море// Независимое Военное обозрение Независимой Газеты, 3-9 июля 1998 г., № 24. С. 4.; Мясников Е.В. Стратегические ядерные силы США и России: ядерные доктрины, состав и программы развития// Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002. – Режим доступа: - http://www.armscontrol.ru/course/lectures02b/evm021115a.htm; Тюрин Б. Развал кораблестроения - гибель флота// Морской Сборник, 1995, N 7. С. 8-15.

8 См., например: Бёмер Н., Диггес Ч. Специалисты обсудили программу «Глобальное партнерство» на международной встрече в Японии [Электронный ресурс] / Bellona, 23.06.2005. Режим доступа: - http://www.bellona.no/ru/international/russia/nuke_industry/co-operation/38388.html; Диггес Ч. Необходимость координации международных проектов по нераспространению и защите окружающей среды [Электронный ресурс] / Bellona, 11.06.2003 Режим доступа: - http://www.bellona.no/ru/international/russia/navy/co-operation/29738.html; Диггес Ч. Споры вокруг программы АМЕК продолжаются [Электронный ресурс] / Bellona, 14.02.2006. Режим доступа: -www.ecosever.ru/nuclear/314.html; Диггес Ч. Экспертная группа МАГАТЭ изучила ход выполнение программ по радиационной безопасности в России [Электронный ресурс] / Bellona, 19.10.2004. Режим доступа: - http://www.bellona.org/ru/international/russia/nuke_industry/co-operation/35586.html; Диггес Ч., Кудрик И., Мосс З. Новый законопроект сенатора Лугара может ускорить темпы утилизации нестратегических АПЛ [Электронный ресурс] / Bellona, 29.01.2003. Режим доступа:- http://www.bellona.no/ru/international/russia/navy/co-operation/ 27397.html.

9 Карелин А. Подписание контрактов по утилизации АПЛ Северного флота между Россией и Новрегией (30 июня 2003 г., Москва) [Электронный ресурс] / Minatom.Ru, Режим доступа: - http://www.minatom.ru/presscenter/document/news /PRINT _news364.htm; Пикаев А.А. Европа и Глобальное партнерство// ИНИОН РАН Центр по изучению европейской безопасности, декабрь 2003, вып.10. С.1-4.; Haga Å. Norway and Russia - a northern connection. (Carnegie Endowment for Peace, Washington) [Электронный ресурс]/ Utenriksdepartementen, 19 October 1998. Режим доступа: - http://www.dep.no/odinarkiv/norsk/ud/1998/taler/032005-090009/dok-bn.html; Haga Å. The current situation in Russia from a Norwegian perspective. (Commonwealth Club, San Francisco) [Электронный ресурс] / Utenriksdepartementen, 23 October 1998. Режим доступа: - http://odin.dep.no/odinarkiv/norsk/bondevikI/ud/taler/032005-090010/dok-bn.html; Kvile R. Safety and Environmental Aspects of the Dismantlement Submarines [Электронный ресурс] / Utenriksdepartementet, Режим доступа: - http://www.MFA.no;

10 Norge og Russland / Norway and Russia [Электронный ресурс]/ Utenriksdepartementen, 10.July 2001., Режим доступа: -http://odin.dep.no/ud/norsk/dok/andre_dok/veiledninger/032091-120059/dok-bn.html; Norway Acts on Nuclear Smuggling Rumors [Электронный ресурс] / Copenhagen Politiken (online edition), 2 December 1998. Режим доступа: - http://nti.org/db/nistraff/1998/19980750.htm; Perspectives on the G-8 Global Partnership Against the Spread of Weapons of Mass Destruction. Testimony of Kenneth N. Luongo, Executive Director, Russian-American Nuclear Security Advisory Council to the Committee on Foreign Relations, United States Senate. [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.ransac.org/new-web-site/whatsnew/100902_sfrc_testimony.html.

11 См., например: Новости ППСИ (информационный бюллетень)// Природоохранное партнерство Северного измерения, март 2006 года, № 9, - 5 с.; Action plan for the Northern Dimension in the external and cross-border policies of the European Union 2000-2003. Brussels: 14 June 2000. - 41 p.; The Northern Dimension First Action Plan 2000-2003. [Электронный ресурс] / European Commission. – Режим доступа:: - http://europa.eu.int/comm/external_relations/north_dim/ ndap/index.htm, и др.

12 Антюшина Н. Стратегия ЕС и судьбы «Северного измерения» (политико-социальные аспекты)// Современная Европа, январь-март 2002, № 1 (9). С.71-77; Беляев С.С. Дискуссии «Северное измерение»: идея и реальность// Комитет «Россия в объединенной Европе», 2002. С.41.; Разумнова Л., Балтенкова О. Расширение Европейского союза: «Северное измерение»// МЭ и МО, 2000, №12. С. 84-90.; «Северное измерение»: идея и реальность/ под ред. Н.К. Арбатовой – М.: Комитет «Россия в объединенной Европе». 2002. - 52 c.; Юргенс И.Ю. Экономическое сотрудничество в рамках инициативы «Северное измерение».// «Северное измерение»: идея и реальность. Комитет «Россия в объединенной Европе». 2002.

13 Chivian E., Mack J. E., Waletzky J. P., Lazaroff C., Doctor R., & Goldenring J. M.. Soviet children and the threat of nuclear war: A preliminary study. American Journal of Orthopsychiatry, 55, 1985, p. 484-502.; Goldberg S., LaCombe S., Levinson D., Ross Parker K. R., Ross C., & Sommers F.. Thinking about the threat of nuclear war: Relevance to mental health. American Journal of Orthopsychiatry, 55, 1985, p. 503-512; Glendinning C. Returning home [Электронный ресурс] / Human Medicine Health Care, Volume10, №2 1994 Режим доступа::- http://www.humanehealthcare.com/Article.asp?art_id=502; Goldenring J. M., & Doctor R. M. (1984). California adolescents' concerns about the threat of nuclear war. In T. Solantaus, Chivian E., Vartanyan M. & Chivian S. (Eds.), Impact of the threat of war on children and adolescents. (Proceedings of an international symposium, Helsinki, Finland, 1984). Boston: International Physician for the Prevention of Nuclear War.; Granberg D., Holmberg S. A Mass-Elite Comparison of Wishful Thinking// Social Science Quarterly, Vol. 83, Issue 4, December 2002. P. 1079-1085.; Sublette C. Nuclear Weapons Frequently Asked Questions. [Электронный ресурс] / The Nuclear Weapons Archive – A Guide to Nuclear Weapon, last modified 3.07.2007, Режим доступа:: - http://www.nuclearweaponarchive.org/Nwfaq/Nfaq7-4.html; Weart S.R.. The Furor Over Fission. The Images and Realities of Nuclear Technologies//Online NewsHour Forum Режим доступа: - http://www.pbs.org/newshour/forum/november96/nuclear_fear6.html - 20.11.1996


14 Abrams N.E. Nuclear politics in Sweden// Environment, vol. 24, Issue 4, 1979. P.6-11, 39-40.; Skole R. Sweden: Cat and mouse with the atom// The Nation, 27 November 1976. P. 549-550.; Skole R. Sweden’s nuclear election// The Nation, 9 October 1976. P. 334-337.

15 Мулин К. Дебаты по вопросу о ядерном оружии / Создавая социальную демократию. Сто лет Социал-демократической рабочей партии Швеции / Пер. с англ. - М.: Издательство «Весь Мир», 2001. – С.482-492.; Cole P.M. Atomic Bombast: Nuclear Weapon Decision-making in Sweden 1945–1972. Occasional Paper No. 26, Washington, DC, The Henry L. Stimson Center, April 1996.

16 Таранова Н. Дискуссия по атомной энергетике в Швеции продолжается: значение для внутренней политики// Балтийская мозаика, зима-весна 2005. С.78-80.; Таранова Н. Политики и энергетики продолжили обсуждение закрытия атомных станций в Швеции?// Балтийская мозаика, зима-весна 2005. С.80-81.

17 См., например: Ларссен Л.Г., Бергман К. Шведская стратегия и опыт обращения с ОЯТ и РАО// Тезисы докладов международного научного семинара «Научные и технические проблемы обеспечения безопасности при обращении с ОЯТ и РАО утилизируемых АПЛ и НК с ЯЭУ», 22-24 сентября 2004; Салминен П. Законодательная и регулирующая инфраструктура по регулированию безопасности в области использования ядерной энергии в Финляндии. (Пер. Рубцов П.М.)// Вестник Госатомнадзора России, 2002, № 3. С.23; Esbjörn S. The cost of the Swedish nuclear waste program// Progress in Nuclear Energy, Vol. 48, Issue 4, 2006. P.314-324.; Flin D. Emerging from the shadows// IEE Power Engineer, June/July 2004. P.14-17; Cole P.M. Atomic Bombast: Nuclear Weapon Decision-making in Sweden 1945–1972. Occasional Paper No. 26, Washington, DC, The Henry L. Stimson Center, April 1996.

18 Например: Норвегия в фактах и цифрах 2005./под ред. С. Хофоссбротен. – Осло: Министерство иностранных дел Норвегии совместно со Статистикой Норвегии, 2005. – 70с.

19 См. например: "Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб"(Вена 21.05.1963)(с изм. и доп. от 12.09.1997); Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена, 26 октября 1979 года); Конвенция о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации (принята Генеральной конференцией МАГАТЭ на ее специальной сессии 26 сентября 1986 года) ; Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии (принята Генеральной конференцией МАГАТЭ на ее специальной сессии 26 сентября 1986 года); и др.






Большинство мужчин любят лесть вследствие скромного мнения о себе, большинство женщин — по противоположной причине. Джонатан Свифт
ещё >>