Политическая социализация: социально-политические основы исследования - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Античная политическая мысль. Учения Платона и Аристотеля. Предпосылки... 1 40.09kb.
Планы семинарских занятий занятие 1 наука о политике (2 часа) 2 496kb.
Политическая социализация 1 173.28kb.
Политическая социализация личности 1 170.29kb.
14. Политическая культура и политическая социализация 1 13.15kb.
Политические партии. Политическая партия 1 36.12kb.
Тема Теоретико-методологические основы политической науки. Понятийный... 1 69.14kb.
Толерантность как категория политической теории 3 440.05kb.
Литература для подготовки к кандидатскому минимуму по специальности 23. 1 36.62kb.
Семинар № «Классический» консерватизм. Политическая реакция или способ... 1 30.72kb.
Политическая социализация в современной россии и проект «коммуникативной... 1 92.02kb.
Политическая социализация российской молодежи в контексте государственной... 1 338.8kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Политическая социализация: социально-политические основы исследования - страница №1/5

На правах рукописи

Щеглов Илья Алексеевич

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Специальность 23.00.02 – политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии (политические науки).


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре политологии Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана


Официальные оппоненты:

- доктор философских наук, профессор Герасимов А.В.

- доктор политических наук Зеленков М.Ю.

- доктор политических наук, профессор Леонова О.Г.

Ведущая организация: Московский авиационный институт


Защита состоится _____ ____________ 2009 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д.212.141.20 в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана по адресу: 105005, г. Москва, Рубцовская набережная, д. 2/18, УЛК, ауд. 720л.

С диссертацией можно ознакомиться в Научно-технической библиотеке Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана.

Автореферат разослан _____ __________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент С.А. Власов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы. Политическая социализация относится к числу проблем, занимающих видное место в социологии и психологии личности, в структуре политической системы, в социокультурной динамике общественного развития. Интерес к политической социализации в рамках политической науки, социологии, психологии свидетельствует о ее значимости.

Политическая социализация связывается, как правило, с политическим акцентированием «общего» процесса социализации. Этот подход недостаточен для того, чтобы раскрыть сущность и содержание политической социализации как социально-исторического явления. Следует рассматривать политическую социализацию как самостоятельную категорию с собственным категориальным аппаратом, со своими историческими корнями, социальными, политическими, психологическими, культурными характеристиками.

Тема политической социализации получает свое становление и развитие в 50-60-е годы 20 века в ответ на протекающие в духе 20 столетия процессы институционализации. Обращение к проблеме политической социализации выступает в качестве одного из показателей развитости корпуса социально-гуманитарных наук, однако разработки в области политической социализации затрагивают лишь то, что лежит в рамках систем отношений «человек-власть», «человек-политика». Категория политической социализации, отсюда, позволяет ограниченно включать представление о человеке, о политической социализации личности, и фактически исключает представления о человеке политическом как исторически складывающемся типе личности.

В качестве базового для нашего исследования мы принимаем понимание политической социализации как социально-исторического феномена, который восходит к истории становления и развития бытия человека политического – огосударствленного, цивилизационного в своем родовом понятии. Без этого решающего условия невозможно и постижение логики и закономерностей развития социально-политических процессов и сущностей, задействованных в сферу политической социализации.

Учет социокультурных, технологических особенностей того временного периода, в рамках которого живет человек, выступает необходимым условием успешного проведения социологических исследований в сфере политической социализации.

Технология организации социально-гуманитарного знания, обращающаяся к проблеме «идеальных» типов, строго классифицируемых сущностей, связана с конечными, завершенными состояниями. Тем не менее, человек и общество представляют собой открытые системы, которые требуют более взвешенного в отношении себя научного подхода. В настоящее время ощущается потребность в выработке научных подходов к изучению личности и общества, которые не ограничивались бы задачей построения адаптивных моделей социализации. Особое значение для понимания содержания процесса социализации имеют представления о целостной, открытой в пространство, личности.

Интерес к изучению политической социализации со стороны ученых в области социологии, политической науки, психологии, педагогики объясняется увеличением роли деструктивных факторов, влияющих на молодого человека, и, соответственно, потребностью в реализации психологической и социальной поддержки подрастающих поколений. Однако предпринимаемые в отношении молодежи антикризисные меры не эффективны, не отвечают необходимому уровню организации и постановки проблемы социализации личности в целом, которая понимается в педагогическом аспекте, как отношения социализатора и социализируемого. Актуальной задачей выступает необходимость раскрытия личностного аспекта социализации.

Основная сложность в выработке непротиворечивой модели социализации заключается в слабости междисциплинарного подхода, призванного обогащать горизонты осмысления изучаемых в социально-гуманитарных науках явлений и процессов. Источник возникающих между различными научными подходами методологических противоречий в построении теории личности состоит в дефиците открытого научного поиска. Этим во многом объясняется отсутствие конструктивного диалога между подходами, разработанными в рамках общей теории социализации. Выводы, которые обеспечиваются за счет ограничения спектра рассматриваемых явлений общественной жизни, не могут считаться полноценными.

Проблема политической социализации в современной России обретает все большее значение в плане обеспечения сознательного включения молодых людей в общественную жизнь. Формирование программ, ориентированных на поддержание индивидуального жизненного роста новых поколений российских граждан, требует постановки и разрешения не только социальных, но также мировоззренческих проблем.

Центральная задача, стоящая сегодня перед исследователями в области политической социализации, - выявить потенциал политической социализации как научно-тематической категории, и очертить контуры возможной работы с ним.



Степень разработанности проблемы. Рубеж 19-20 веков ознаменовал собой появление и развитие теорий социализации личности, которые являются предметом изучения различных научных школ и направлений в социологии и психологии. Постановка проблемы социализации говорит об определенном уровне развития научной мысли, о зрелости корпуса социально-гуманитарных дисциплин. Интерес исследователей к проблеме политической социализации был вызван в 50-60-е годы 20 столетия, что было связано с происходящими в странах Запада изменениями в социальной, экономической и политической сферах жизни.

Восходящие к трудам Аристотеля, Платона, и позднее развитые в истории западной политической мысли в рамках проблемы «личность и политика» (Т. Гоббс, Г. Спенсер) представления о природе отношений человека, общества и власти во многом повлияли на становление теории политической социализации.

Впервые проблема политической социализации получила свое развитие в США в 50-х годах 20 века, и распространилась на сферу изучения системного анализа политики, политического бихевиоризма, политической социологии, политической герменевтики и политического психоанализа.

С конца 19 столетия в западной социологии доминирует нормативное понимание социализации, которое ставит индивида в прямую зависимость от действующих в обществе традиций и обычаев. Позднее данные представления нашли выражение в институциональных трактовках социализации. При всем отличии подходов к изучению механизма взаимоотношений между человеком и обществом, подчеркивается адаптивный смысл процесса социализации.

Основной методологический принцип изучения процесса социализации в социологии кроется в ориентации на обобщение и систематизацию научных данных, в рассмотрении личности с позиции общества. Значимость процесса социализации как развертывания личностных характеристик подчеркивается в феноменологической социологии, в традиции экзистенциализма, персонализма.

Со времен Античности внимание исследователей сосредотачивается на внешних по отношению к личности факторах социализации, в результате чего взаимоотношения между человеком и обществом обретают либо служебный, либо насильственный характер.

Г. Тард, У.Г. Самнер, Г. Зиммель придерживались нормативного подхода к пониманию социализации, восходящему к положению о том, что основной формой социальных связей выступают установленные в обществе правила и требования.

Начиная с 60-х годов, интенсивное изучение проблемы политической социализации представлено большой группой ученых, и позволяет выделить несколько направлений исследований. Н. Адлер (N. Adler), Г. Бендер (G.J. Bender), И. Гринберг (E.S. Greenberg), Ф.И. Гринстайн (F.I. Greenstein), Р. Даусон (R.E. Dawson), Дж. Деннис (J. Dennis), Д. Джарос (D. Jaros), Д. Истон (D. Easton), Й. Курода (Y. Kuroda), К. Лэнгтон (K.P. Langton), К. Превитт (K. Prewitt), Р. Сигал (R.S. Sigel), Л. Сигул (L.M. Seagull), Д. Смит (D.H. Smith), Дж. Торни (J.V. Tourney), Т. Фарах (T.E. Farah), Л. Фроман (L.A. Froman), Г. Хайман (H.H. Hyman), Р. Хесс (R.D. Hess), Д. Шварц (D.C. Schwartz), С. Шварц (S.K. Schwartz), П. Шидерман (P.M. Shiderman), осуществляющие свои исследования в рамках системного анализа политики, сводят политическую социализацию к системе дисциплинирующего воздействия на индивида агентов - родители, peer groups (сверстники), и институтов социализации (семья, школа, государство, церковь). Политическая социализация интересует этих авторов как механизм поддержания стабильности политической системы, формирования у граждан в отношении нее позитивных установок.

В работах раннего Т. Парсонса, в концепциях Р. Мертона социализация осмысливается как процесс усвоения человеком социальных ролей и функций. Со строго функциональных позиций А. Марш и Л. Милбрайт подчеркивали служебный характер выполняемых человеком социально-политических ролей. Э. Дюркгейм, К. Ясперс интерпретировали социализацию в качестве процесса подчинения человека жесткому контролю со стороны общества и государства.

Положенный в основу концепции «социального взаимодействия» принцип функционализма находит свое выражение в бихевиоризме (Б. Скиннер), в техницизме (Д. Белл), символическом интеракционизме (Дж. Мид, Ч. Кули). Адаптивный характер в изучении социализации личности, который выражается в нормативном, институциональном и функциональном понимании природы человека, остается доминирующим.

Б.Д. Парыгин, Л.С. Выготский, И.А. Ильин, И.С. Кон рассматривают социализацию в контексте адаптации человека к ролевым функциям и усвоения им существующих в обществе норм и культурных ценностей. Альтернативные подходы намечаются В.Т. Лисовским, который вводит понятие «жизненного самоопределения» как фактора социализации. Е.А. Ануфриев актуализирует в качестве основного содержания политической социализации проблему прав и свобод личности. Е.Б. Шестопал указывает на неправомерность рассмотрения социализации с точки зрения совокупности внешних воздействий на индивида.

Рассматривая данный процесс в качестве формирования политического поведения в духе политического бихевиоризма, Р. Роуз и Р. Лейн использовали понятие политической социализации для объяснения поведения электората политических партий, лидеров, мотивации поведения рядовых граждан. В их работах политическая социализация понимается как аналог адаптации человека к политической системе в манипулятивном духе скиннеровской социальной инженерии.

Изучение политической социализации в рамках электорального поведения граждан находит свое выражение в экономической теории демократии А. Даунса (A. Downs), теории ретроспективного голосования М. Фиорины (M. Fiorina), теории перспективного голосования Х. Химмельвейта (H. Himmelweit). Понятие политической социализации используется П. Конверс (P.E. Converse), Г. Дюпеукс (G. Dupeux) для объяснения поведения электоральных групп.

Критика жесткого бихевиоризма привела к поискам в рамках данного направления новых методологических подходов. Начиная с 70-х годов 20 века, в западной политической науке стала доминировать трактовка политической социализации, делающая акцент не на внешне наблюдаемом поведении, а на сопутствующих ему формах мышления, на стиле и содержании политического знания. В работах Дж. Адельсона, Р. О’Нейла, Р. Мерельмана развивается общепсихологическая теория Ж. Пиаже применительно к стадиям становления мышления ребенка о политике. Другим аспектом этой теории стала разработка «почерка» политического мышления, в частности, у политических лидеров. Результаты проводимых исследований свидетельствуют, что в ходе первичной политической социализации закладываются такие особенности политического мышления и поведения, как стиль принятия решений, когнитивная сложность, догматизм, стереотипность – работы М. Херманн, Ф. Тетлока.

Изучение механизмов социализации привело к специальному выделению мотивационного блока личности, формирование которого влияет на поведение политика и рядового гражданина. В этом вопросе на концепции политической социализации оказала влияние, с одной стороны, психоаналитическая традиция, акцентирующая бессознательный слой мотивации – Г. Лассуэлл, с другой, идеи «гуманистической психологии» К. Роджерса и А. Маслоу о социализации как «восхождении» личности к самоактуализации, в том числе и в сфере политики – Р. Инглхарт, С. Реншон.

Г. Алмонд (G.A. Almond), М. Дженнингс (M.K. Jennings), Р. ЛеВайн (R.A. LeVine), Р. Найеми (R.G. Niemi), С. Верба (S. Verba) изучают политическую социализацию с точки зрения основного механизма культурной трансмиссии. Политическая социализация обозначается процессом передачи политической культуры от одного (старшего) поколения к другому (младшему), и наоборот, в рамках семьи, школы.

Теория политической социализации обязана позитивному влиянию на нее психокультурного (psychocultural) подхода, находящего отражение в выработке форм (прямая, косвенная), методов политической социализации (Г. Алмонд, С. Верба). Специфика политической социализации субкультур исследуется П. Абрамсон (P.R. Abramson), С. Акингхан (S. Akinghan), Ч. Белл (Ch.G. Bell), Ф. Гарсиа (F.Ch. Garcia), Ч. Девис (Ch.L. Davis), С. Дуглас (S.A. Douglas), С. Лайонс (S.R. Lyons), Г. Маркс (G.N. Marks), Г. Синч (H. Sinch), Б. Стейси (B. Stacey), Р. Уилсон (R.W. Wilson), Г. Хирч (H. Hirsch), В. Шапиро (V. Sapiro).

Сведение социализации к процессу формирования активного отношения человека к миру находит свое отражение в концепциях «автономной личности», которые выступают в виде альтернативы подходам, подчиняющим индивида системе институциональных воздействий, то есть установленным в обществе нормам, правилам и предписаниям. Г. Олпорт, Ю. Хабермас, К. Юнг признают за личностью определенную самостоятельность, свободу в процессе реализации собственных стремлений. Э. Фромм вводит понятие «позитивной» свободы как непременного условия эффективной социализации личности. В отечественной литературе концепции автономной личности находят свое отражение в трудах Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева, П.И. Новгородцева. На драматический характер человеческого бытия указывают Ж.-П. Сартр, А. Камю. Э. Эриксон возводит социализацию к процессу самоидентификации индивида.

Активный интерес к изучению процесса политической социализации в отечественной политико-социологической литературе, наблюдаемый в начале-середине 90-х годов 20 столетия, позволяет выделить несколько направлений исследований.

На концептуально-теоретическом уровне Е.А. Ануфриев, К.С. Балюкин, И.В. Васильев, А.Н. Виноградов, В.Г. Волков, Н.А. Головин, О.Н. Гумечук, Г.А. Парахонская, О.Ю. Рыбаков, Т. Сасинська-Клас, Л.М. Семеренко, С.И. Чернышев рассматривают сущность и содержание политической социализации, механизмы вовлечения личности в политику, роль социальных институтов в процессе политической социализации.

Социально-исторический аспект политической социализации освещается в работах И.В. Денисовой, Н.Д. Кравец, Н.Н. Сидяковой, А.Н. Сказецкого.

В рамках социокультурного аспекта О.В. Борисова, А.Н. Гавриленко, Г.М. Доровская, С.О. Лебедева, И.Р. Подсохина, Н.Д. Тотьмянин акцентируют свое внимание на выявлении взаимосвязи политической культуры и политической социализации.

Особенности политической социализации российской молодежи освещены в работах О.В. Амосенко, Г.Х. Аубакировой, И.Н. Гавриловой, В.В. Касьянова, О.С. Коршуновой, М.М. Лисенкова, В.В. Морозова, Е.А. Пелевиной, В.В. Сидоренко, А.П. Скробова, О.В. Смирновой, О.В. Сурововой, А.М. Теневой, В.М. Хомякова, С.Р. Шавриной.

В рамках теорий политического участия, электорального, политического поведения понятие политической социализации выступает в виде основного источника представлений о социально-политической активности субъекта, о формах политической активности. Политическая социализация определяется рассмотрением форм нетипичности, которые служат предметом теоретического анализа и поиска путей социальной, воспитательной и идеологической работы.

С позиции личности политическая социализация употребляется в западной политической науке, прежде всего, для обозначения процесса политического созревания индивида, развертывания политической самости во взаимодействии с социальной средой. С позиций общества и власти политическая социализация представлена механизмом поддержания стабильности политической системы, социального развития, чем и определяются функции агентов и институтов социализации.

Перспектива исследовательской парадигмы теории социализации видится в актуализации идей, положенных в основу феноменологической традиции («горизонт» Э. Гуссерля), экзистенциализма («эк-зистенция» М. Хайдеггера), феноменологической социологии («жизненный мир» А. Шюца), персонализма (Э. Мунье). Л.С. Яковлев рассматривает пространство социализации в виде жизненного пространства общества и личности.

Недостатки феноменологического подхода преодолеваются Н. Бердяевым, указывавшим на тесную взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущим. В современное развитие представлений о социализации включаются положения Б. Вальденфельса, Э. Гидденса, И. Гоффмана, пространство социального мира П. Бергера, П. Бурдье, игровое пространство Й. Хёйзинги, коммуникативно-информационное пространство Н. Лумана, У. Эко. Перспектива в изучении социализации видится в обращении к работам К. фон Клаузевица, технологии познания Э. Тоффлера. В этих работах раскрывается ключевое для понимания социализации структурно-пространственное значение социального бытия.

Наибольшую разработку в американской политической науке получило изучение этапов, типов, форм политической социализации. Основное внимание уделяется исследованию внешне наблюдаемых форм поведения человека в сфере политики.

Слабо разработанным остается личностный аспект процесса социализации, призванный раскрывать изменения, происходящие в структуре самой личности. Основная проблема заключается в выработке единой направленности научного поиска, который отличался бы открытостью в отношении познания мира как сложного саморазвивающегося социального организма.

Сохраняется понимание человека как существа, изначально включенного в социальную систему, разыгрывающего в ней статусные и ролевые репертуары. Перспектива такого подхода заключается в том, что от него можно идти в различных направлениях. Фактически политическая социализация сводится к социологии процесса политизации.

Решением проблемы выработки авторского подхода к рассмотрению политической социализации определена задача данной работы.

Цель исследования – раскрыть содержание политической социализации как процесса развертывания бытия человека политического.

Достижение поставленной цели потребовало решение следующих исследовательских задач:

 рассмотреть сложившиеся в политической науке теории и подходы к политической социализации, осуществить квалифицированный анализ данных подходов;

 разработать логику построения программы научного исследования, предполагающую выработку соответствующего инструментария, структуры научного анализа, доминант категориально-понятийного аппарата;

 сформулировать авторское понимание процесса социализации личности в контексте представлений о «частичной» личности;

 выдвинуть авторский подход к пониманию политической социализации как научной категории, и разработать авторскую концепцию политической социализации, основывающуюся на социально-исторической интерпретации;

 проследить логику социально-политического развития самости на уровне социально-биологического взросления индивида;

 определить характер развития политической социализации современной российской студенческой молодежи.



Объектом исследования выступает политическая социализация в качестве социально-исторического феномена. Предметом исследования служат системы социальных взаимосвязей, определяющие практики социализации.

Научная новизна работы определяется следующими показателями:

 Выработана авторская программа научного исследования с включением доминант категориального аппарата, раскрывающих генезис индивидуальности и социальности.

 Разработано понимание социализации личности, включенное в понятия личностного и жизненного пространств; представлено понимание личностно-жизненного пространства как опыта развертывания индивидуального бытия.

 Осуществлена разработка понимания политической социализации на основе рассмотрения становления и эволюции бытия человека политического с раскрытием принципов и форм его организации. Очерчивается образ проблемы политической социализации, принципиально отличающийся от сложившегося в политологическом знании понимания данного социального феномена.

 Интерпретирована стадийность развертывания структуры политической самости, которая демонстрирует логику социально-биологического взросления индивида в контексте развития представлений о человеке политическом.

 Разработана логика эмпирического исследования, систематизируемого шкалой ценностных ориентаций и предпочтений, показателями включенности молодых людей в социально-политическую жизнь, характером идеологизации политического сознания молодежи.



На защиту выносятся следующие положения:

 Обоснование технологичности мыслительно-познавательных процедур, отождествляемой с определенно-уровневой организацией процессов научного познания, и, отсюда, объясняющей господство нормативно-институциональных трактовок политической социализации в системе социально-гуманитарного знания.

 Обоснование ключевого значения для непротиворечивого объяснения механизма социализации категории технология, позволяющей осуществлять построение категориальной системы в исследовании, а также логики научного анализа.

 Социализация личности включена в категории личностного пространства и жизненного пространства, разворачивающиеся из человеческого потенциала, который содержит в себе адаптивный и творческий потенциал. Социализация личности в контексте представлений о «частичной» личности определяется процессом организации внутренней структуры личности.

 Изложение авторской концепции политической социализации как формы бытия человека политического, - исторически сложившегося типа личности, рационализированного и идеологизированного в своей основе, который берет свое развитие с формированием признаков государственности. Такой подход ориентирует на неправомерность рассмотрения политической социализации с классических позиций взаимоотношений в системе «человек-власть», «человек-политика».

 Политическая самость – понятие, обозначающее не политизированность индивида, а структурированность бытия человека политического. Стадийность развертывания политической самости содержательно проявляется в переходе от открытия для себя мира к «закрытости» индивида, а технологически – в восхождении самости по мере социального взросления к структуре общества, к идеологизации структуры личности.

 Раскрытие динамики процесса политической социализации российской студенческой молодежи по показателям социально-политической активности, социально-психологических установок, восприятия и установок молодежи в политико-правовом и политико-идеологическом пространствах.


следующая страница >>



Однажды я видел живой символ триумфа человека. Он уже стоял над пропастью и писал в нее. Станислав Ежи Лец
ещё >>