Поэзия Серебряного века, продолжительность 1 урок (40 минут) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция по литературе в 11 классе «Поэзия серебряного века» 1 56.59kb.
Учебное пособие для учащихся: «Русская литература XX века». 1 81.22kb.
Почитай-ка Что читать? 1 10.77kb.
Урока. Раскрыть тему «Поэзия Серебряного века. Поэты и их творчество» 1 60.09kb.
V международного фестиваля органной музыки 3 ноября 19: 00 Органный... 1 43.44kb.
«Серебряный век» русской поэзии. Поэтические направления «серебряного... 1 126.15kb.
Площадки спортивных игр 1 45.79kb.
Бродячая собака”. Вечер поэзии «серебряного века» Вступительное слово... 1 111.91kb.
«Поэзия Серебряного века» 1 50.31kb.
Сборник : Поэзия Серебряного века 34 5879.36kb.
Продолжительность теста в минутах 4 519.32kb.
Антология поэзии серебряного века – 3 1 153.38kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Поэзия Серебряного века, продолжительность 1 урок (40 минут) - страница №1/1

КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Предмет: литература, урок обобщения и систематизации знаний
Тема: Поэзия Серебряного века, продолжительность 1 урок (40 минут)
Класс: 11
Технологии: презентация Power Point «Серебряный век»
Аннотация:

На изучение темы «Серебряный век» по календарно-тематическому плану отводится 8 часов, последний урок – зачётный. Представленный урок предваряет зачёт и является подготовкой к нему. В ходе урока использованы следующие методы: словесный (беседа, рассуждение) и индуктивный, а также методические приёмы: аналитическая беседа, опрос, цитирование, опережающие задания, слово учителя. Формы работы на уроке: групповая, коллективная, индивидуальная


Отзывы коллег, присутствующих на уроке:

Гордеева Лариса Степановна, заместитель директора по учебной работе:

Урок прошёл на высоком методическом уровне, цели урока достигнуты. Видна чёткая направленность урока, заинтересованность учителя и учащихся в конечном результате. Использованы различные оправданные методы и приёмы работы, задействованы различные формы. На уроке представлены результаты самостоятельной работы. Ребята продемонстрировали умение работать в группах, что говорит о постоянном использовании этой формы работы на уроках. Учащиеся показали хороший уровень знаний по данной теме, а конечный результат покажет зачёт по теме.



Провоторова Ольга Петровна, заведующая методическим объединением учителей гуманитарного цикла:

Серебряный век – одна из наиболее интересных и волнующих тем в литературе. Всегда хочется как можно больше времени посвятить этой теме, но, к сожалению, мы ограничены рамками программы. На этом уроке я увидела один из хороших вариантов заключения работы над темой. Радует, что учащиеся проявили интерес к этой эпохе, нашли хороший материал и адаптировали его для выступлений. Также хочется отметить слаженность работы в группах, что, повторюсь, говорит об использовании этой формы работы постоянно. Ну а концовка урока (я имею в виду исполнение романса) – просто находка для многих учителей. Хочется поблагодарить учителя и ребят за прекрасную работу!



Слепушкина Анна Александровна, учитель английского языка:

Я не раз слышала, что 11 «А» класс – это класс, в котором учатся ребята по большей части с математическим складом ума. Но на этом уроке убедилась, что и увлечение поэзией им под силу! Это так радует, потому что действительно прекрасная эпоха, романтическая, где-то необъяснимая, где-то резкая, но всё-таки такая интересная и захватывающая. Благодарю за полученное удовольствие от урока.


Фотоотчёт урока:


КОНСПЕКТ УРОКА



Тема урока: Поэзия Серебряного века.

Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Серебряный век»

Задачи урока:

Образовательные:

  1. повторить и систематизировать теоретический материал по Серебряному веку

  2. способствовать осознанию текста стихотворений на содержательном уровне

  3. активизировать литературоведческие понятия в аналитической беседе

Развивающие:

  1. развивать память, мышление и общеучебные навыки и умения

  2. развивать познавательную самостоятельность

  3. формировать умение работать с дополнительной литературой

  4. вырабатывать опыт публичного выступления

Воспитательные:

  1. воспитывать культуру чтения

  2. формировать художественный вкус

  3. воспитывать ответственность за качество своих знаний

Задачи учащихся:

  1. подобрать материал для самостоятельной работы

  2. повторить стихотворения наизусть

  3. подготовиться к зачёту

Тип урока: урок обобщения материала

Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная

Методы: словесный (беседа, рассуждение) и индуктивный

Методические приёмы (форма деятельности учащихся и учителя): аналитическая беседа, опрос, цитирование, опережающие задания, слово учителя

ХОД ЗАНЯТИЯ
I Оргмомент.

Слово учителя:

Начало 20 столетия вошло в историю под красивым именем «серебряного века». На этот период пришёлся великий взлёт русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. И сегодня у нас обобщающее занятие по поэзии серебряного века.

Наша цель сегодня – вспомнить поэтов, творивших в это время, и их стихотворения, а также повторить, какие литературные течения выделились в этот период. Может быть, сегодня кто-то узнает дополнительные сведения о поэтах или их творениях, а кто-то, окунувшись в атмосферу поэзии, вдруг сам решит стать поэтом. Эпиграфом нашего урока послужат слова Анны Ахматовой: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл».

II Презентация.

По ходу показа слайдов учитель задаёт вопросы на закрепление:

2 слайд – Что означает слово «модернизм»?

- Назовите основные течения модернизма.

- Почему от термина «символизм» идёт стрелка к термину «акмеизм»?

- Какие ещё группы можно выделить в модернизме?

3 слайд – Почему около термина указана фамилия Дмитрия Мережковского?

- Зачитайте тематику произведений.

4 слайд – Помимо Д. Мережковского теоретиком символизма выступил Валерий Брюсов. Слева записаны трактаты символистов.

5,6 слайды – По какому признаку выделились группы символистов? Какие это группы?

7 слайд – Зачитать основные принципы акмеистов.
8 слайд – Откуда взялось название «Цех поэтов»? Почему стоит рядом с термином «акмеизм»?

9 слайд – Почему указан здесь манифест «Пощёчина…»? Прочитайте тезисы этого манифеста. Обратим внимание, какие названия употребляли футуристы.

10 слайд – Даны портреты представителей футуризма в русской поэзии.

11 слайд – Портреты представителей новокрестьянской поэзии. Каково второе название этой поэзи?

12 слайд – В эпоху серебряного века творили поэты, которые не вписывались ни в одно из направлений. Это были…

13 слайд – обобщающая таблица – сравнение течений модернизма.



III Работа в группах

- Итак, мы повторили теоретический блок, а сейчас переходим к следующему этапу работы.

Вы разделены на группы, у каждой группы было дополнительное задание. Для справедливого оценивания работы каждой группы на уроке мы приглашаем поработать пришедших на урок учителей в качестве членов жюри.

Но прежде, чем мы перейдём к работе, давайте попытаемся угадать, имена каких поэтов перечислены в следующих строках стихотворения 1955 года Г.Шенгели



На доске:

Он знал их всех и видел всех почти:

Валерия, Андрея, Константина,

Максимильяна, Осипа, Бориса,

Ивана, Игоря, Сергея, Анну,

Владимира, Марину, Вячеслава

И Александра – небывалый хор,

Четырнадцатизвёздное созвездье!

Перечислены имена: Брюсова, Белого, Бальмонта, Волошина, Мандельштама, Пастернака, Бунина, Северянина, Есенина, Ахматовой, Маяковского, Цветаевой, Иванова, Блока.

1 Блиц-опрос.

Каждый правильный ответ оценивается жюри одним баллом.

  1. Назовите супружескую чету поэтов-символистов, проживших вместе 52 года. (Дм.Мережковский и З.Гиппиус)

  2. Кого из поэтов-футуристов называли «тихим гением»? (В.Хлебникова)

  3. Какой поэт Серебряного века давал «поэзоконцерты»? В чём они заключались? (И.Северянин; читал стихи, лёжа на мостовой, зайдя по горло в пруд…)

  4. Кто называл себя будетлянами? (футуристы)

  5. Какое модернистское течение получило название «неоромантизм»? (символизм)

  6. Назовите второе название акмеизма. (адамизм)

  7. Что означает латинское слово «декаданс»? (упадок)

  8. Назовите литературный псевдоним Бориса Николаевича Бугаёва. (А.Белый)

  9. Как называлась небольшая группа поэтов, объявившая о рождении нового течения - акмеизма? («Цех поэтов»)

  10. Как звали одну из дочерей М.Цветаевой, которая написала книгу воспоминаний о матери «Воспоминания дочери»? (Ариадна)

  11. Назовите настоящую фамилию Анны Ахматовой (Горенко)

  12. Назовите акмеиста, чья интеллектуальная и философская поэзия наиболее сложна для восприятия. (О.Мандельштам)

  13. Назовите группировки, выделившиеся в футуризме (кубофутуристы, эгофутуристы, «Мезонин поэзии», «Центрифуга»)

  14. К какой группе футуристов относился И.Северянин? (эгофутуристы)

  15. Назовите первый сборник Анны Ахматовой («Вечер»)

  16. Назовите настоящую фамилию И.Северянина (Лотарев)

  17. Какого поэта называли «человек-чудак»? (В.Хлебникова)

  18. Как назывался манифест кубофутуристов? («Пощёчина общественному вкусу»)

  19. Кто написал эпиграмму на Сталина, которая послужила причиной сначала ссылки, а потом вторичного ареста и гибели в пересыльном лагере? (О.Мандельштам)

  20. Кто из поэтов взял себе псевдоним Андрей Крайний? (З.Гиппиус)

  21. Кого называли певцом смерти? (Ф.Сологуба)

  22. Назовите настоящую фамилию Ф.Сологуба (Тетерников)

  23. Какой поэт-футурист от слова ЛЮБИТЬ создал 400 новых слов, правда ни одно их них не вошло ни в поэтическую речь, ни в разговорную? (В.Хлебников)

  24. Какой поэт Серебряного века знал 14 иностранных языков? (И.Анненский)

  25. Чьи это слова: «Я умру от декабрита. Это болезнь, от которой умирают в декабре»? (Ф.Сологуб)

  26. Какой поэт набивал наволочку рукописями? (В.Хлебников)

  27. Какой поэт-символист опубликовал 82 стихотворения, посвящённых Пушкину? (В.Брюсов)

  28. Какой поэт был директором Царскосельской гимназии? (И.Анненский)

  29. Как звали единственного сына Анны Ахматовой? (Лев)

  30. Назовите автора сборника «Громокипящий кубок». (И.Северянин)

Жюри указывает, сколько баллов заработала каждая команда в этом конкурсе.

2 Конкурс капитанов = Литературные анекдоты.

Капитаны должны распределить группы поэтов (даны их фотографии) по течениям модернизма и указать фамилии.

Жюри проверяет работы и оценивает каждый правильный ответ одним баллом.

Пока капитаны работают, устраивается своеобразная поэтическая пауза. Ребята рассказывают забавные случаи из жизни поэтов Серебряного века (материал самостоятельно подготовлен учениками, использованы ресурсы Интернета)



3 Конкурс «Угадай, чьё творение».

Каждый из участников группы читает отрывок из стихотворения одного из поэтов Серебряного века, а задача соперников угадать автора (стихи учили все учащиеся).



4 Коллективная словарная работа.

Один представитель от группы выходит к учителю и вытаскивает билет с названием терминов, имеющих отношение к эпохе (каждый по 5 штук). Пока ребята совместно решают, какие значения имеют данные слова, включаю музыку из презентации.

На работу – 5 минут.

4 Экскурс в историю.

У ребят было задание подготовить интересный материал по одному из поэтов и прочитать понравившееся стихотворение.

Ученики рассказывают о Велимире Хлебникове и Фёдоре Сологубе.



5 О представительницах прекрасного пола, творивших в эпоху Серебряного века.

Серебряный век по праву считается веком мужской поэзии. И поэтому тем более мы не можем обойти вниманием поэтесс – Анну Ахматову и Марину Цветаеву. У каждой из них была по-своему интересная, но трагическая судьба, ведь недаром Серебряный век богат историческими событиями. Ребятам было дано задание – подобрать интересный материал об этих поэтессах на своё усмотрение и прочитать понравившееся стихотворения.

Сначала – о поэме «Реквием» А. Ахматовой.

Далее – о трагической судьбе М. Цветаевой.

IV Подведение итогов урока.

Жюри подводит итоги по конкурсам. Выставляются оценки.



Чтобы не заканчивать урок на такой грустной ноте, давайте ещё раз насладимся поэзией Серебряного века. Отрывок из всеми любимого кинофильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Звучит романс на слова М .Цветаевой «Мне нравится, что Вы больны не мной…».







Бог один, да молельщики не одинаковы. В. Даль. «Пословицы русского
ещё >>