Поэзии живой родник - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Родник начало жизни 1 12.84kb.
Опрос по качеству и употреблению воды из колодцев и родников 1 17.81kb.
Живой родник любимых песен 1 243.05kb.
Пусть тебе снится целебный родник 1 28.84kb.
Проект «Уголок живой природы» Цель: создать уголок живой природы. 1 61.2kb.
Сопоставительный анализ слова «родник» и его синонимов в стихотворениях... 3 362.4kb.
История создания минироботов в цдт "Родник" 1 78.46kb.
Опыты с животными, проводимые в уголке живой природы Опыты и наблюдения... 1 49.74kb.
Биологическими 1 308.61kb.
Когда-то на моего маленького сына большое впечатление произвели известные... 1 35.38kb.
Учитель биологии гбоу гимназии №1591 Германова Ю. Б 1 21.28kb.
Значение скульптурного искусства в театрально-музыкальной деятельности... 1 51.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Поэзии живой родник - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

г. ЗУБЦОВА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Тема: ПОЭЗИИ ЖИВОЙ РОДНИК

(Жизнь и творчество Г.Н.Киселёвой)

(урок внеклассного чтения в 6 классе)

Раджабова Алла Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 г. Зубцова Тверской области

Я настраиваю сердце на любовь

К небу, к солнышку и к вам, шальные люди.

Г.Н.Киселёва

ЦЕЛИ:

  • Знакомство обучающихся с жизнью и творчеством Тверской поэтессы Г.Н.Киселёвой.

  • Развитие чувства слова, творческих способностей.

  • Воспитание любви к малой родине, к поэзии своих земляков.


ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  • Портрет Г.Н.Киселёвой

  • Выставка книг Г.Н.Киселёвой «И стала мне являться Муза»

  • Выставка рисунков обучающихся с видами г.Зубцова «Городок среди волжских полей»

  • Музыкальное оформление: Фрагмент песни «Деревенская дорога» («Золотое кольцо»)

  • Раздаточный материал (Стихотворения Г.Н.Киселёвой, задания для работы в мини группах

  • Презентация к рассказу о биографии поэтессы


ТИП УРОКА: урок-открытие

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок

Скрестим же шпаги наших мнений –

Мы вместе сочиним урок.

Я очень надеюсь, что вы будете моими соавторами, активными и доброжелательными помощниками на уроке. Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла в дар «поэзии живой родник». Эти слова, принадлежащие нашему земляку Тверскому поэту Александру Гевелингу, станут предметом сегодняшнего разговора на уроке. Искренне предлагаю вам окунуться в необычный мир, мир, где царствует дочь греческого бога Зевса – одна из 9 Муз, покровительница лирической поэзии – Евтерпа. Попытаемся же совершить небольшое путешествие в страну Поэзии. Поэзию часто называют магией слова. Она способна завораживать, околдовывать своими волшебными строками, уносить в мир мечты, способна изменять нас, делать духовно богаче, восприимчивее к окружающему миру, одним словом, прекраснее.

Поэзия учит видеть невидимое, мельчайшие оттенки окружающего мира, слышать то, что для многих лишено звучания. А какие необыкновенные слова живут в этой стране! Они самые точные, самые необходимые, они лучше всего выражают наши чувства и мысли, делают речь красивее, точнее, образнее, поэтичнее.

А поэты… Это необыкновенные люди. Они обладают таинственным даром: всё замечать и удивительно точно, красочно об этом рассказывать. Как только не называют поэтов: кто-то – чудаками, кто-то - пилигримами, а кто-то – посланцами небес.

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на Землю с высоты.

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев

Всегда печальны и верны мечте.

И в хаосе проблем их души вечно светят тем

Мирам, что заблудились в темноте.

(Строки из песни Игоря Талькова, посвящённой Виктору Цою)

Сейчас же попытаемся посмотреть на окружающий мир глазами любви и добра. Я прочту вам стихотворения, не называя автора этих поэтических строк, может быть, кто-то из вас назовёт автора.

(Обратите внимание, на партах лежат листы с текстами всех стихотворений, которые будут сегодня звучать на уроке).

УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЯ ПОД МЕДЛЕННУЮ СПОКОЙНУЮ МУЗЫКУ:

ВЕРЮ

Верю в свежесть лесную,

Утро ясного дня,

И в Россию шальную,

Что взрастила меня.

Её нежность и грёзы

У беды на краю,

Её гневные слёзы,

Беспощадность в бою.

Вновь над ней жадно вьётся

Всех мастей вороньё,

Боль её отзовётся –

Всяк получит своё.

В моём сердце тревога,

Но, свободу любя,

Словно в Господа Бога,

Русь, я верю в тебя.
РОДИНЕ

На твоих ромашках белопенных

Отсвет дальних зоревых костров.

Знаю, ждёшь ты самых сокровенных,

Словно зёрна, выношенных слов.

Я ищу их в поле на рассвете,

В сенокосный полдень и в пургу.

Много лет живу на белом свете,

А найти пока что не могу.

Ночью выйду к Волге огородами,

Ночь светла от матовых лугов.

Залюбуюсь. Сердце стукнет – Родина!

И других уже не нужно слов.
***

Поиссякли родники живые

На тверской былинной стороне.

И берёз огни сторожевые

Догорают в тусклой тишине.

Ночь придёт, приблизит расстоянья,

Замерцают звёзды веселей.

Заструится тихое сиянье

С куполов порушенных церквей.

Я молитв не знаю ни словечка,

Но коль с Богом сердце говорит,

Я шепчу бессвязно, словно речка,

Всё, что сердце прошептать велит.

И текут, текут слова живые,

Я сгораю в ласковом огне.

Звёзды, словно очи молодые,

Вздрогнут и приблизятся ко мне.
? Как вы думаете, какими чертами характера может обладать автор этих строк? Найдите в текстах слова, строки, подтверждающие вашу правоту.

? Какой предстаёт в вашем воображении поэтесса? Попытайтесь создать её словесный портрет.

? Кто же она, эта таинственная незнакомка? Что вы о ней знаете?

(Галина Николаевна Киселёва, родилась в городе Зубцове, её брат жил в этом городе, она часто приезжала в родные места. Многие стихотворения впервые печатаются в местной газете «Зубцовская жизнь»)

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ЧТЕНИЕ ЭПИГРАФА, ЦЕЛЕЙ УРОКА:

Сегодня вы познакомитесь с творчеством Г.Н.Киселёвой, узнаете, какой видит поэтесса свою землю, её жителей, родную природу.
ЗКАКОМСТВО С БИОГРАФИЕЙ И ОТДЕЛЬНЫМИ СТРАНИЦАМИ ТВОРЧЕСТВА Г.Н.КИСЕЛЁВОЙ, РАБОТА В ПОЭТИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ:
Перелистаем страницы биографии Галины Николаевны Киселёвой.

(рассказ учителя сопровождается презентацией)

Родилась Галина Николаевна Киселёва в городе Зубцове Калилинской (Тверской) области 7 января 1047 года. Этот город раскинулся на берегах двух рек – Волги и Вазузы. Он очень красив: летом наш небольшой городок прячется в зелени лип и клёнов, а зимой наряжается в ослепительно белые шубы.

Именно в Зубцов после войны вернулся отец Галины Николаевны Николай Мелентьевич, он работал зоотехником, мать – Августа Александровна – фельдшером Зубцовской районной больницы.

В 1955 году отца перевели главных зоотехником в колхоз «Герой» Зубцовского района, и семья переехала в деревню Синичино. Там, в маленькой деревеньке, среди полей и лесов прошли детство юность будущей поэтессы. «А какая это была деревня?! Выход на закат. Лес подковой. Вся жизнь сплошная природа.» (Из воспоминаний Г.Н.Киселёвой)

И деревенька, словно пароход,

Плывёт в ноябрьские туманы.

Здесь детство бродит,

Юность тут живёт –

И потому всё кажется желанным, - так вспоминает о родных местах поэтесса.

Отец девочки очень боялся леса, поэтому часто брал юную Галю с собой. Мама наоборот очень любила лес, поэтому тоже приглашала дочку по грибы и ягоды, попутно показывала необычные деревья, травы, учила наблюдать за муравьями, букашками, таракашками.

Ещё ребенком Галина начала учиться «рисовать словами», наблюдать и запоминать краски природы, живой язык односельчан, ценить доброту и дружбу.

Поэтические способности Галина Николаевна ощутила в себе лет с десяти. Считает, что это досталось ей в наследство от отца. Отец тоже писал стихи, очень любил произведения запрещенного в те времена поэта Сергея Есенина. От отца «Москву Кабацкую» Галина знала наизусть с детства.

Первое стихотворение Галины Киселевой было опубликовано в 1960 году в Зубцовской районной газете и называлось «Коммунизм». Автор училась тогда в шестом классе Бубновской восьмилетней школы. У одноклассников после этого она получила прозвище «поэтесса». А отец, отметив поэтические способности дочери сказал: «Давай работай, дальше меня пойдёшь». Галина испугалась и перестала писать, но долго сдерживаться не смогла.

Галина Николаевна окончила Бубновскую восьмилетнюю школу, затем Лихославльский торфяной техникум. По распределению работала в Брянской области в геолого-изыскательной партии, потом на строительстве Зубцовского гидроузла.

В 1970 году Галина Николаевна была приглашена на работу в редакцию районной газеты «Ленинский путь» (ныне «Зубцовская жизнь»). С тех пор обрела истинную профессию, которой никогда не изменяла.

Серьезно начала работать над стихами с 1968 года, поняв, что поэзия – жизненное предназначение:

Я холм над Волгой назвала Парнасом
И приходила изредка сюда,
Когда перед ночным туманным часом
Взлетела в небо яркая звезда.


Дробилась в волжских струях, и сияла,
И загоралась в росах, как смолье,
И душу дальним зовом волновала.
Поэзией я назвала ее.


Поэзия моя, звезда, проклятье,
Восторг и муки, счастье и беда.
Приходит миг, когда мне сестры, братья –
Лесок и поле, камни и вода.


Но миг проходит, и в туманном свете -
Внизу река загадочно журчит,
А над холмом, победно зеленея,
Звезда, опять далекая – горит.

(В 1970-1991гг. – корреспондент в газетах “Ленинский путь” (Зубцовский р-н), “За коммунизм” (с 1991г. – “Наша жизнь”; Лихославльский р-н). С 1994г. – собкор газеты “Тверские ведомости”.)



Сейчас Галина Николаевна Киселёва живёт в городе Лихославль Тверской области. За годы литературной деятельности Галина Николаевна Киселева выпустила в свет семь поэтических книг: «Деревенька моя», «Тетушка Ольха»; «Созвездие Синичино»; «Бабье счастье»; «Земля обетованная»; «Берег юности моей»; «Уездный городок», а также три книги документальной прозы о делах, событиях и людях Лихославльского края: «Дорогие мои земляки»; «Поклонимся великим тем годам»; «Дети войны».

В составе ведущих литераторов Галина Николаевна исколесила всю Тверскую область с выступлениями в клубах, ДК, библиотеках городов Тверской области. Выступала на поэтических праздниках в Бернове и в Погорелом Городище Зубцовского района, неоднократно печаталась в столичных журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Работница», «Крестьянка», «Волга», «Берегиня», а также в альманахах «Поэзия», «Тверь», коллективных сборниках.

За поэтический сборник «Земля обетованная» Галина Николаевна Киселева была удостоена литературной премии имени Салтыкова-Щедрина. За поэтический  сборник «Уездный городок» получила литературную премию Губернатора Тверской области.

Принимала активное участие в деятельности тверского отделения Союза писателей России, неоднократно была избрана членом правления Тверской писательской организации.

Такова Галина Николаевна Киселёва. Эта ироничная к себе, сдержанная женщина, которая не очень-то пускает гулять в душу.

Если приглядеться, то можно увидеть два лика этой женщины. Первый – это сугубо деловая газетчица, которой под горячую руку и острый язык лучше не попадаться, которая лихо может рулить на мотоцикле. И второй лик. Поэтесса… Она лишь в стихах позволяет себе быть слабой, чтобы тем самым множеству чужих одиночеств, трудных дум протягивать свой выстраданный дар – утешение.
А вместе полистаем поэтический дневник Галины Николаевны Киселёвой, почитаем его лирические странички, ощутим вместе с поэтессой запахи сизого вечера:

***

Сизый вечер. Затихли стрижи.

Зеленеет закат на оконце.

Как дыханье уснувшего солнца,

Над низиной туманец дрожит.

Пахнет сеном и сонной рекой,

И прозрачные светятся дали.

Трактора не рокочут – устали,

Над округой простор и покой.

Лёгкий месяц почистил рога

О глухие лесные отроги,

Как древлянские смутные боги,

На лугу замерцали стога.

(Стихотворение читает заранее подготовленный ученик)

? Какие картины возникли в вашем воображении, когда вы слушали стихотворение? Что вам представлялось?
Русская берёза! Символ нашей матушки России! Сколько о ней уже стихотворений сложено, сколько песен создано, кажется, ничего нового и не скажешь?!
Выступление ученика с исследовательской работой «Образ берёзы в творчестве Г.Н.Киселёвой»

( примерный ответ ученика (кратко): Галина Николаевна русскую красавицу-берёзу в каких только вариантах не видит. Что ни слово – маленькое открытие.

Вот они, осенние берёзы:

Берёзы – вспышки затяжные

Сырого желтого огня.

А в другом стихотворении читаем:

Утомилась берёза себя по листам раздавать.

Как же необычно рисует поэтесса белоствольных красавиц поздней осенью:

Лохмотьями недавняя обнова

Сползает с плеч ознобленных берёз.

И вот уже перед нашими взорами предстают:

Как потушенные свечи вдалеке березняки.)

Многое помогают нам увидеть стихи Галины Киселёвой. Впрочем, зачем рассказывать о стихах – их лучше читать. Тем более, они прозрачны, как стеклышко, в них всё так близко сердцу…
Осенний мотив

Цепенеет хрусткая тропинка,

Лес прозрачен, невесом и чист,

С высоты, как тихая слезинка,

Медленно стечёт последний лист.

Хрустнет лось валежиной у брода

И уйдёт, сольётся с тишиной.

Вот и приготовилась природа,

Как усталый путник на покой.
? какие слова и выражения этого стихотворения вас удивили, поразили?

?Найдите в стихотворении олицетворения, эпитеты, сравнения. Какую роль играют перечисленные художественно-выразительные средства?

(Олицетворения: цепенеет тропинка, лист стечёт

эпитеты: хрусткая тропинка, лес прозрачен, невесом

сравнения: лист стечёт, как тихая слезинка; природа приготовилась, как усталый путник на покой.

Данные художественно-выразительные средства необходимы для того, чтобы создать поэтический образ осени, наполнить его точными деталями, воздействовать на чувства читателя.)

? Сейчас предлагаю почитать стихотворения поэтессы и объяснить, почему вы остановили свой выбор на нём. (Можно использоваться раздаточный материал и произведения, которые вы приготовили для выразительного чтения наизусть).
В творческой мастерской Киселёвой Г.Н.

Каждое стихотворение – это всегда тайна, тайна, окутанная необъяснимым желанием проникнуть в её недра, приоткрыть вуаль, скрывающую драгоценный алмаз; сделать эту тайну достоянием своей мысли, своего внутреннего мира.

А рождение стихотворения – тайна за семью печатью. И всё-таки, как же появляются на свет стихи.

?Попытаемся, друзья, пройти тропой создания одного стихотворения Галины Киселёвой и проникнуть в тайну его рождения, спустимся в подвалы слов, восстановим стихотворение.

Работа в группах по четыре человека, задание по рядам (3-5 минут):

      1. Составить из отдельных слов четверостишие

      2. Вставить в четверостишие подходящие по смыслу существительные (можно использовать слова для справок)

Вдоль … крутых плывёт

Неторопливо, как …

Средь … , … , … ,

Под тихий … … .

(слова для справок: БЕРЕГА, ГОРОДА, ОТРАДА, БОЛОТА, ЖИЛЬЁ, ЛИСТОПАД, ШЕЛЕСТ)

      1. Сочинить четверостишие по заданным рифмам

красоты

подарила!

цветы,

заслужила.



Проверка выполнения задания.

А теперь давайте сравним, что же получилось у вас со стихотворением Галины Николаевны Киселёвой. Как бы вы озаглавили это стихотворение поэтессы?
Волга

Край лета тронут сединой.

А до морозов ждать нам долго.

Но замерцала синевой

И величавой стала Волга.

Вдоль берегов крутых плывёт

Неторопливо, как отрада.

Средь городов, жилья, болот,

Под тихий шелест листопада.

А сколько светлой красоты

Река волжанам подарила!

И Волге я несу цветы,

Давно она их заслужила.

Слово учителя:

Милый сердцу уголок… В душе каждого человека до самых последних мгновений живёт любовь к тому уголку земли ,где он родился, провёл детство, иными словами, к малой родине.

Как много стоит за 2-мя словами?! За ними спрятались отчий дом; нежные руки матери и искрящиеся безмерной любовью её глаза; первый шаг, первое слово, первое предложение, написанное неровным почерком; двор, где неоднократно дрался, отстаивая свою правоту, а потом влюбился. А как можно забыть очаровательные, милые сердцу уголки природы, где провожал закаты и встречал рассветы, где слушал завораживающие трели соловья, вдыхал аромат сирени. Малая родина со своей пусть самой скромной и непритязательной красотой очень дорога!.. для Г.Н. Киселёвой это Зубцовская земля. Обратите внимание на выставку рисунков, на них изображены отдельные уголки города Зубцова, которые дороги вам и Галине Николаевне. «Где бы я ни жила, Зубцов – единственный, куда меня тянет и куда я буду приезжать, пока жива», - говорила Г.Н. Киселёва.

Поэтесса часто приезжает в родной город, бродит по улицам, вспоминает о былом… И вот однажды её взгляд привлёк высокий седоволосый прохожий с гордо поднятой головой и неподвижным взглядом. А рядом с ним шла овчарка, собака-поводырь Алый. Эта случайная встреча и послужила поводом для написания стихотворения «Слепой»:

С утра синеет небо ярко,

Шумит людской водоворот.

Большая серая овчарка

Слепого медленно ведёт.

А он, ссутулившись шагает

И ловит солнца первый жар,

И нервно тросточка взлетает,

Ощупывая тротуар.

Поверх голов глядит куда-то

А взгляд нездешний недвижим.

Я почему-то виновато

Дорогу уступаю им.

Смолкали переливы смеха,

Улыбок таяли следы.

Слепой шагал вперёд, как эхо

Огромной, тягостной беды.

Машины радужно блестели,

Был день прозрачный, как слеза.

И прямо в душу мне смотрели

Собачьи умные глаза.
(Если время урока позволяет, можно поговорить об этом стихотворении.

? Что вы представляли, когда слушали это стихотворение?

?Какие звуки доносились до вас, если не до слуха, то до сердца?

? Какова тема стихотворения? (тема милосердия, сострадания к чужой беде))

Приезжает Галина Николаевна не только в Зубцов, но часто бывает и в Никольском, где жили её учителя, бродит по знакомым дорожкам. Той деревеньки Синичино, где бегала босоногой девчонкой будущая поэтесса, уже нет. Она исчезла с лица земли, как десятки деревень Тверской области. Но листая страницы прошлого, Г.Н. Киселёва мысленно возвращается в тихую деревеньку и ностальгически звучат строки:

Часто, когда неприкаянно станет,

Сквозь суету, неудачи, раздоры

Встанет деревня в рассветном тумане.

Тихая родина. Точка опоры.
ИТОГ УРОКА

?О чём же писала Г.Н. Киселёва? Какова тематика её стихотворений?
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Поэтесса говорила: «Основной темой моих стихов являются люди Тверской земли и природа. Мне повезло, - продолжала она, - детство прошло в деревне, там в размышлениях над природой развились поэтические возможности. Стиль стихотворений намеренно выбрала упрощённый – хочу, чтобы меня понимали и профессор, и простой рабочий».

7 января 2012 года Киселёва Г.Н. отметила своё 65-летие.

Тысячи людей в городе Лихославле и за его пределами знают ее как талантливого поэта-лирика, стихи которого никого не оставляют равнодушным, пользуются неизменной популярностью у самых разных поколений. За долгие годы служения литературе Галина Николаевна добилась признания не только как поэт. Глубокого уважения достойна ее активная гражданская позиция, забота о нравственном воспитании молодого поколения, плодотворная общественная деятельность.

Никогда не кончится Россия,
Если даже в сумерках она,
Как поля ржаные, наливные,
Светом наших душ озарена.


Никогда не кончится Россия
И лугов полуденная лень,
Если золотятся в чистой сини
Крыши наших древних деревень.


Никогда не кончится Россия,
Боль моя и Родина моя,
Если подрастают молодые
Дочери ее и сыновья.


Истинная поэзия – это то, что остается, когда перестают звучать стихи, и ответным эхом и ответным эхом словно кто-то отзывается в тебе. Наш разговор о поэзии подходит к завершению.

Мне хотелось, чтобы вы унесли сегодня в душе маленькие искорки поэзии Г.Н. Киселёвой и запомнили, что где-то в Лихославле живёт не претендующая на славу поэтесса, и помнили, что наша Тверская земля богата поэтами, писателями, художниками. Будем же гордиться тем, что живём на древней и могучей земле.
(звучит первый куплет песни «Деревенская дорога» («Золотое Кольцо»))




Лучший французский поэт? Увы, Гюго. Андре Жид
ещё >>