«Поэты пушкинской поры: творчество Н. М. Языкова» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Блистательный Петербург пушкинской поры. (Невский проспект начала... 1 88.73kb.
Пояснительная записка Спецкурс «Поэты Пушкинской поры» 1 77.3kb.
«Воздух пушкинской поры…» урок внеклассного чтения по повести А. 1 35.65kb.
Жизнь и творчество Николая Языкова 1 233kb.
Литература № п/п Инв номер Название 1 145.31kb.
Дельвиг Антон Антонович (1798 1831) 1 17.81kb.
Урока. Раскрыть тему «Поэзия Серебряного века. Поэты и их творчество» 1 60.09kb.
Примерный материал для подготовки к финальной игре «Умники и умницы» 1 97.48kb.
Саратовского края 1 96.07kb.
Блок а а. Своеобразие любовной лирики а а. блока 1 59.56kb.
Н. М. Солнцева Новокрестьянские поэты 4 730.26kb.
Мастер-талик 1 11.57kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Поэты пушкинской поры: творчество Н. М. Языкова» - страница №1/1

Конспекты уроков по литературе

в 10 классе.

Разработаны учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ №18» г. Балаково

Сыражовой Людмилой Федоровной.

Балаково

2009


Урок 1.

Тема: «Поэты пушкинской поры: творчество Н. М. Языкова».

Цели:

  1. Образовательные: продолжить знакомство с личностью и стихотворениями («Моя Родина», «М. Н. Дириной», «Элегия», «Подражание псалму 136»), определить основные темы творчества Языкова, познакомиться со стилистикой произведений, а также выяснить вклад поэта в развитие русской литературы.

  2. Развивающие: развитие творческого воображения учащихся, навыков вдумчивого чтения, развитие коммуникативно-речевых навыков.

  3. Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, любви к поэтическому слову.

Методы: слово учителя, беседа, работа с текстами стихотворений, работа с учебником.

Наглядность: портрет поэта, книжная выставка, иллюстрации поместья Языковых, дома в Симбирске, современников Николая Михайловича.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование доски:

Тема.


Портрет поэта. Книжная выставка.

Ход урока.

1 Организационный момент.

2 Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель обращает внимание учащихся на тему урока.

Учитель: во-первых, определимся с понятием «поэты пушкинской поры». Оно слишком обширное, всеохватное. Например, можно ли считать поэтами пушкинской поры Батюшкова и Жуковского? С одной стороны, конечно да: оба продолжали писать стихи, когда Пушкин уже вовсю печатался. С другой – они были старше него, их поэтический мир сложился до и помимо Пушкина. Наоборот, это он учился у них и в каком-то смысле был поэтом поры Жуковского и Батюшкова. Но мы уже говорили с вами, что роль Пушкина в развитии русской литературы огромна. Благодаря ему она (русская литература) она не только догнала, но и перегнала западноевропейскую литературу.

Что касается творчества Жуковского и Батюшкова, то, что тоже вам уже известно, Пушкин не только продолжил развитие намеченных ими тем, мотивов, жанров и т. п., но и пошел далеко вперед. Таким образом, целесообразнее говорить о поэтах, писавших и печатавшихся приблизительно в те же годы, или даже ранее, что они творили в пушкинскую эпоху, они поэты пушкинской поры.

(В зависимости от уровня подготовленности класса данную информацию можно обозначить как проблему. В этом случае учащиеся сами приходят к выводу).

Учитель: как вы уже догадались из заявленной темы, мы с вами сегодня будем говорить о таком поэте пушкинской поры, как Н. М. Языков. Как вы думаете, почему именно о нем? Ведь к поэтам пушкинской поры относился не только Языков. Ну скажем, Полежаев, Кольцов, Рылеев и другие. Но мы с вами остановимся подробнее на творчестве Николая Михайловича.

Учащиеся: помимо того, что Языков поэт пушкинской поры, он еще и поэт-симбирянин, наш земляк.

3 Целеполагание.

Учитель: в нашу с вами сегодня задачу не входит знакомство со всем творчеством поэта, этапами формирования его художественного мира и т.п. Нет, наша задача гораздо скромнее. Мы лишь остановимся на некоторых его произведениях, вспомним, что мы уже знаем о Языкове, попытаемся определить основные темы его творчества, а также его вклад в развитие русской литературы.

4 Восприятие материала.

Учитель: с творчеством Николая Михайловича вы уже знакомились в младших классах. Давайте вспомним, что нам о нем уже известно.

(необходимо вспомнить биографические сведения: годы жизни, некоторые вехи, дружба с Пушкиным и т.п. Если учащиеся забыли, то учитель напоминает. Дети вспоминают, что Языков – певец природы, в частности, певец Волги. Называют такие произведения, как «Тучи», «Буря», «Тригорское» и т.п. Учитель сообщает учащимся, что Пушкин, прочитав стихотворение «Тригорское», сказал: «Если уж завидовать, так вот кому я должен бы завидовать… Он всех нас, стариков, за пояс заткнет»).

Учитель сообщает, что творчество Языкова не сводится к пейзажной лирике. Но, обо всем по порядку.

Учитель: творческое начало Николая Михайловича совпало с расцветом романтизма. Находясь в Симбирске, где родился, он много читал Ломоносова, Державина, Жуковского. В романтизме его привлекало:



  • Героическая возвышенность чувств.

  • Гражданская направленность.

  • Интерес к историческому прошлому и фольклору.

  • Творческая свобода художника, ломающего установившиеся каноны и правила.

Но судьба поэта связана с общественной жизнью, которая находит отражение в его лирике. Отсюда реалистические черты, но они внутри романтического стиля. Следовательно, главными темами в творчестве Языкова являются следующие:

  • Родина, героика, дружба, братство, радость.

Проследим реализацию этих тенденций на практике.

Учитель читает стихотворение «Моя Родина» (все произведения, которые звучат на уроке, были заданы учащимся).

5 Анализ.

Система вопросов по данному стихотворению:

1 О чем стихотворение? (тема)

(О Родине).

2 Как заявлена тема?

(С первой строки).

3 Только ли тема Родины в первой строчке?

(Нет. Здесь еще обращение к певцу, то есть к поэту. Таким образом наметилась и тема поэта и поэзии).

4 Как эти темы сосуществуют в рамках одного произведения?

(Они взаимосвязаны. Тема поэта и поэзии раскрывается через тему Родины. Поэт рассказывает , где его Родина, о чем он пишет и какова же награда за все это).

5 Так где Родина поэта? И как о Родине говорит поэт?

(«Где бились славяне», «где Волга» шумит, «там память героев, край вдохновений». Обо всем этом певец говорит с любовью: ему все там мило, там у него сердце горит).

6 Как уже в этих строках реализованы тенденции, обозначенные нами выше?

(Интерес к прошлому, к героическому прошлому. Певец возвышает, восхваляет это прошлое, потому что есть за что. Оно его вдохновляет).

7 Так какова Родина для певца?

(Родина та, которая может вдохновить. В данном случае это героическое прошлое).

8 Раз есть вдохновение, то певец пишет. О чем пишет?

(Он воспевает прошлое, победы героев, любуется их нравами, воспевает героизм, совершенный во благо Родине).

9 Какова награда певца, каков удел его творчества?

(так как певец причисляет себя к героическому прошлому, считает себя потомком героев, он отказывается от какой-либо награды, а тем более если это похвала света, подкуп. Он творит не для толпы, которая его окружает, для него важно признание потомками его творчества).

10 Как вы думаете, почему поэт не хочет быть признанным современниками?

(Потому что они не могут этого сделать, так как не помнят героического прошлого. В результате певец надеется, что потомки будут лучше).

11 Получается, что в стихотворении намечены три пласта: прошлое, настоящее и будущее. Какова функция каждого из них?

(Прошлое – предмет восхищения, преклонения; настоящее – поколение толпы, не помнящей своих корней; будущее – надежда на лучшее).

12 Подводя итог, ответьте на вопрос: какая из двух тем является основной, а какая вспомогательной?

(Несмотря на то что диалог ведется с певцом и он сообщает о предмете своего творчества, основной является тема Родины. А ключом к пониманию данного стихотворения становится тройное противопоставление прошлого, настоящего и будущего).

Учитель: таким образом, на примере данного стихотворения мы убедились в том, что Языкову близки романтические тенденции: он воодушевлен любовью к Родине, прошлое изображает в романтическом ореоле величия и славы, воспевает народ, тоскует по героическому подвигу, призывает к борьбе, мужеству, отваге.

Это стихотворение относится к раннему творчеству Языкова. Мы с вами проследим, как тема Родины трансформировалась на других этапах творчества.

Переломным моментом в жизни и творчестве Языкова становятся годы перед декабристским восстанием. Николай Михайлович думал о судьбе личности в полицейском государстве, о проблеме: царь – народ. Выражает протест против самодержавия. Он не мог примириться с академическим режимом, подавляющем свободную личность.

Учитель просит учащихся найти в стихотворении «М. Н. Дириной» черты времени, как к этому относится автор?

(Перед нами образ романтического поэта, который во времена цензуры не боится высказывать смелых мыслей, он иронизирует над этим временем. Говорить « в наши времена» «против моды», «мечты, ведущие не к раю», «написанное выше велит мне изъясняться тише» и т. п.).

Учитель: уже в этом стихотворении вырисовывается образ народа, который боится высказывать свои мысли вслух. На примере следующего стихотворения рассмотрим, в чем, по Языкову, причины такого положения.

Учитель читает «Элегию».

Система вопросов:

1 Каким предстает народ?

(Народ не понимает свободы, не ропщет на бесчинства царя, молчит, не восстает; покоряется вечному ярму).

2 А каким представлен царь и его власть?

(«Адская сила самовластья», создает условия для народа, несовместимые с жизнью).

3 К чему приводит покорность народа? Через какой образ реализуется в стихотворении?

(Покорность народа приводит к тому, что Россия, великая, могучая Россия становится «рабской»! Образ народа, изображенный в финале стихотворения приводит в ужас: «перед святыней алтаря, гремя цепьми, склонивши выю, она молилась за царя»).

4 В чем причины такого положения?

(Виновно не только самодержавие во главе с царем, но и рабское существование народа. Автор грустит о народе, одновременно осуждая его. Приводит в ужас несовместимость: царь бесчинствует – народ на него молится).

Учитель: после восстания декабристов Языков остался верен прежним идеям. Тема героя, не сломленного судьбой, сопротивляющего, моральная победа – вот круг его интересов.

В эти годы для Языкова идеалом является Пушкин, его творчество. Как и многие поэты той эпохи, увлекается библейскими мотивами.

Учитель читает «Подражание псалму 136».

Учитель: какова тема данного стихотворения? Как разрешается конфликт?

(Тема поверженных, но внутренне не покорившихся борцов: «Свято нам воспоминанье о славной родине своей; мы не дадим на посмеянье высоких песен прошлых дней!». Здесь появляется мотив возмездия, жестокого отмщения).

6 Синтез.

Учитель: таким образом, на примере нескольких стихотворений мы рассмотрели, как реализуется тема Родины в творчестве Н. М. Языкова. Что такое Родина для Языкова, как он к ней относится?

(Для поэта Родина – героическое прошлое, победы народа и т. п. Настоящее - рабская Россия - не соответствует героическому прошлому. В рабстве повинны как власть, так и сам народ. Но поэт надеется не только на лучшее будущее, но и на возмездие за настоящее).

Учитель: итак, основной особенностью творчества Языкова является лиризм, звучность, яркость, блеск, энергия стиха.

7 Домашнее задание.

1 Можно ли говорить о том, что в творчестве Языкова темы Родины и природы существуют только как самостоятельные? Или же они органично взаимодействуют? Докажите (путем сравнения стихотворений учащиеся приходят к выводу, что эти две темы органично входят одна в другую, так как невозможно говорить о любви Языкова к Родине без любви к природе).

2 Найдите общие мотивы в стихах о родине в творчестве Н. Языкова и А. Пушкина (свободолюбивый характер, неприятие к существующему режиму и т. п.).



Приложение.

Стихотворения.



Моя Родина

«Где твоя родина, певец молодой?

Там ли, где льется лазурная Рона;

Там ли, где пели певцы Альбиона;

Там ли, где бился Арминий-герой?»

- «Не там, где сражался герой Туискона

За счет и свободу отчизны драгой;

Не там, где носился глас барда живой;

Не там, где струится лазурная Рона».

«Где твоя родина, певец молодой?»

- «Где берег уставлен рядами курганов;

Где бились славяне при песнях баянов;

Где Волга, как море, волнами шумит…

Там память героев, там край вдохновений,

Там все, что мне мило, чем сердце горит;

Туда горделивый певец полетит,

И струны пробудят минувшего гений!»

«Кого же прославит певец молодой?»

- «Певца восхищают могучие деды;

Он любит славянских героев победы,

Их нравы простые, их жар боевой;

Он любит долины, где бились народы,

Пылая к отчизне любовью святой;

Где падали силы Орды Золотой;

Где пелися песни войны и свободы».

«Кого же прославит певец молодой?»

- «Отзвука родного, с их бранною славой,

Как звезды блистая красой величавой,

Восстанут герои из мрака теней:

Вы, страшные грекам, и ты, наш Арминий,

Младый, но ужасный средь вражьих мечей,

И ты, сокрушитель татарских цепей,

И ты, победивший врагов и пустыни!»

«Но кто же младого певца наградит?»

- «Пылает он жаждой награды высокой,

Он борется смело с судьбою жестокой

И, гордый, всесильной судьбы не винит…

Так бурей гонимый, средь мрака ночного,

Пловец по ревущим пучинам летит,

На грозное небо спокойно глядит

И взорами ищет светила родного!

«Но кто же младого певца наградит?»

- «Потомок героев, как предки свободный,

Певец не унизит души благородной

От почестей света и пышных даров.

Он славит отчизну – и в гордости смелой

Не занят молвою, не терпит оков:

Он ждет себе славы – за далью веков…

И взоры сверкают надеждой веселой!»

М. Н. Дириной

Моя богиня молодая

Законам света не верна,

И часто говорит она,

Что умолчала бы другая;

А это в наши времена,

Как вам известно, против моды:

Певцу, и особливо мне,

Восторгов пламенной свободы

Любить не должно б и во сне,

А я свой век позабываю

И даже в русские стихи

Рукой небрежною вмещаю

Мечты, ведущие не к раю,

И вольнодумные грехи.

Что делать? Гордыми очами

Поэт не смотрит никогда

С горы божественной туда,

Где быть… но догадайтесь сами!

Клянусь вам славой и стихами,

Что много, много мог бы я

С моею музою счастливой

И перед вами не ленивой,

Как перед ней рука моя,

Вам принести усердной дани

На сих листках воспоминаний.

Вас похвалить не мудрено,

Но похвалы за похвалами

Все будут то же и одно,

Какими б ни было стихами;

А это наскучает вам

(Так слышал я и знаю сам).

Притом: написанное выше

Велит мне изъясняться тише,

Чтоб за болтливость укорять

Мою поэзию не стали.

И мне… позволите ль сказать?

Мне хочется, чтоб вы не знали,

Что я хотел вам написать.

Элегия

Свободы гордой вдохновенье!

Тебя не слушает народ:

Оно молчит, святое мщенье,

И на царя не восстает.

Пред адской силой самовластья,

Покорны вечному ярму,

Сердца не чувствуют несчастья

И ум не верует уму.

Я видел рабскую Россию:

Перед святыней алтаря,

Гремя цепьми, склонивши выю,

Она молилась за царя.

Подражание псалму 136

В дни плена, полные печали,

На Вавилонских берегах,

Среди врагов мы восседали

В молчанье горьком и слезах;

Там вопрошали нас тираны,

Почто мы плачем и грустим.

«Возьмите гусли и тимпаны

И пойте ваш Ерусалим».

Нет! Свято нам воспоминанье

О славной родине своей;

И не даем на посмеянье

Высоких песен прошлых дней!

Твои, Сион, они прекрасны!

В них ум и звук любимых стран!

Порвитесь, струны сладкогласны,

Разбейся, звонкий мой тимпан!

Окаменей, язык лукавый,

Когда забуду грусть мою

И песнь отечественной славы

Ее губителям спою.

А ты, среди огней и грома

Нам даровавший свой закон,

Напомяни сынам Эдома

День, опозоривший Сион,

Когда они в весельи диком

Убийства, шумные вином,

Нас оглушали грозным криком:

«Все истребим, всех поженем!»

Блажен, кто смелою десницей

Оковы плена сокрушит,

Кто плач Израиля сторицей

На притеснителях отмстит!

Кто в дом тирана меч и пламень

И гибель грозную внесет!

И с ярким хохотом о камень

Его младенца разобьет!



Список литературы.

1 А. Архангельский, Ю. Лебедев. Учебник по литературе для 10 класса. – М.: Дрофа, 2002.

2 Н. М. Языков. Стихотворения и поэмы. – Л.: Советский писатель, 1988.

3 Творчество Н. М. Языкова. – М.: Просвещение, 1990.

4 Ж. Трофимов. Поэт-симбирянин Николай Языков. – Ульяновск: Печатный двор, 1998.

Урок 2.

Тема: «Любовная лирика Е. З. Мельникова. Опыт анализа стихотворений: «Некрасивые», «Оглянешься – и что же остается?», «Это наша любовь: только мы…», «Нет, не сойдется на тебе весь свет…» и другие».

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с биографическими сведениями о писателе; познакомить со стихотворениями: «Некрасивые», «Оглянешься – и что же остается?», «Это наша любовь: только мы…», «Нет, не сойдется на тебе весь свет…»; рассмотреть основные особенности любовной лирики автора.

Развивающие: развитие творческого воображения, навыков вдумчивого чтения, развитие коммуникативно-речевых навыков, развитие умений анализировать лирические произведения.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к поэтическому слову, воспитание чувства патриотизма через творчество писателя и поэта, нашего земляка, Е. З. Мельникова.



Методы: слово учителя, беседа, работа с текстами стихотворения.

Наглядность: портрет писателя, книжная выставка прозаических произведений Е. З. Мельникова.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование доски.

Тема.


Портрет писателя. Основные особенности любовной лирики Е. Мельникова.

Книжная выставка.



Ход урока.

1 Организационный момент.

2 Подготовка к восприятию нового материала.

Слово учителя о Е. З. Мельникове: биографические сведения (см. реферат), творческое наследие (сборники произведений: «Метеорный дождь», «Второе дыхание» и другие), а также учитель сообщает ребятам, что Евгений Зиновьевич еще и поэт. Если проза Мельникова хоть как-то отражена в критике, то о поэзии нет ни слова. Отсюда, целеполагание).

3 Целеполагание.

Учитель: сегодня мы не только познакомимся с некоторыми стихотворениями, относящимися к любовной лирики, нам предстоит своего рода исследовательская работа: обозначить основные особенности любовной лирики Е. Мельникова, то есть теоретизировать материал

4 Чтение, восприятие материала.

Прежде чем перейти к чтению стихотворений, учитель сообщает, что у Мельникова единственный сборник, который называется «Я вас любил». В него вошли стихотворения, создававшиеся писателем на протяжении аж четверти века. Структура сборника трехчастна, в нем три цикла: «Прости, любимая», «Судьба и песок», «Берега вечности».

Предмет разговора данного урока – первый цикл.

Чтение учителем стихотворения «Некрасивые».

Проверка первичного восприятия:


  • Понравилось ли стихотворение?

  • Какое настроение вы ощутили?

(Возможны разные варианты ответов учащихся, но состояние борьбы лирического героя, его вызова невозможно не ощутить).

5 Анализ стихотворений (опыт анализа).

Чтение стихотворения учащимися.

Система вопросов по данному стихотворению:

1 О чем стихотворение? (тема)

(О некрасивых женщинах)

2 Что же говорит лирический герой о «некрасивых» женщинах?

(Противопоставляет их красивым. В результате чего предпочтение отдает первым: «тушью и крикливой помадой», «что вам до жеманных и комфортных с колдовскою прорезью у глаз». В итоге: «я развею миф о красоте», «… гадкие утята превратились в белых лебедей»).

3 Как говорит герой о «некрасивых», какие чувства при этом испытывает?

(Говорит он о них «с ласковой печалью». Уже в этом сочетании угадывается отношение лирического героя: с лаской говорят о дорогом человеке, близком по духу. С печалью потому, что есть «красивые». На протяжении всего стихотворения состояние героя доходит до бунта: «я восстану, горечью объятый, и вскричу над сплетнями людей..». Бунт в душе героя возникает в результате того, что люди ценят «красивых», они не понимает истинной красоты).

4 Какова истинная красота по Мельникову?

(Важна духовная, душевная красота, а не внешняя, мнимая, видимая).

5 У теме заявлена любовная лирика. Данное стихотворение является таким? Докажите.

(Да. Уже отметили, что герой, а значит и автор, ценят женщин некрасивых внешне, но духовно чистых. Следовательно, и любимая может быть только из данной категории женщин. Это своего рода гимн женщине вообще и любимой женщине в частности как представительнице данного типа женщин).

6 Если подводить итог разговору о данном стихотворении, то что можно сказать о его тематике и реализации темы?

(В стихотворении заявлена тема красоты женщины, истинной, а не мнимой. Таким образом, в основе реализации темы – антитеза «красивые – некрасивые». Но решение, которое выносит автор, относится не только к женской красоте, а к Красоте вообще (как философской категории). Следовательно, стихотворение выходит на философский уровень).

Итоги, к которым пришли в результате анализа, учащиеся отмечают в тетрадях.

Учитель читает стихотворение «Это наша любовь: только мы…»

Система вопросов:

1 Здесь тема любви заявлена с самого начала. Какова она в представлении лирического героя?

(Герой говорит, что и любовь, и весна, и земля «наша». Все перечисленное – дар небес только им двоим: «только мы так любили», «только нам были вверены тайны творения», «лишь двоим позволялось над ней (землей) возвышаться». Таким образом, чувство возлюбленных возвышало их до божественного, высшего положения).

2 Это состояние постоянное, вечное?

(Нет. Влюбленные все же люди. Они не смогли сохранить своего чувства: «отделили себя от того, что стояло за нами». Поэтому Небеса свой дар забрали, так как люди стали недостойны этого дара. В результате влюбленные теперь не услышат «дыхание трав» и т.п.).

3 Какова идея стихотворения?

(Любить необходимо так, чтобы Небеса сделали подарок. Но просто получить дар мало, надо суметь «удержать» его: остаться верными своим чувствам).

4 Что испытывает лирический герой?

(Угадывается боль героя по невосполнимой потере. Былого чувства не вернешь. Отсюда, все стихотворение пронизано нотками грусти, сожаления).

Следующее стихотворение, к которому обращаемся на уроке,- «Нет, не сойдется на тебе весь свет…».

Система вопросов:

Основным является следующий вопрос: Какой предстает образ возлюбленной, чем она является для героя?

(Хоть в начале герой и говорит, что «не сойдется на тебе весь свет» и т.п., но уже в этих строках угадывается, что смысл, вкладываемый в произнесенные им слова, необходимо понимать в значении, строго противоположном сказанному. Это подтверждается первой строкой второго четверостишия: «но без тебя уже и мир не тот». Об этом же свидетельствует ряд вопросов, которые задает герой: «Так неужель вся жизнь в тебе?», «И все печали мира?», «Все границы?»).

Каково настроение героя?

(Опять печаль чувствуем, страдание от своей любви).

Где в стихотворении кульминация страдания?

(В финале, в противопоставлении самых крайних «крайностей»- дьявольского и святого. Трагизм усиливается тем, что герой не может до конца выбрать между крайностями: «Мне крикнуть бы: «Изыди, сатана!» А я: «Да имя твое вечное святится!»).

С каким стихотворение возникает параллель, читая данное произведение?

(А. С. Пушкин «Я вас любил». Отсылка к названию сборника. Учитель сообщает, что Мельников знал творчество классиков, в том числе и Пушкина, опирался на их традиции).

Учитель читает стихотворение «Оглянешься – и что же остается?»

Система вопросов:

1 О чем стихотворение?

(О любимой, о ее роли в жизни героя).

2 Какова же эта роль?

(Все в жизни проходит: друзья уходят, жизнь утекает. Остается лишь возлюбленная, которая наполняет все смыслом. Даже смерть не страшна с возлюбленной. Таким образом, любимая – средоточие всего в этом мире для лирического героя).

Учитель приводит цитату из другого стихотворения Мельникова, которая является логическим продолжением анализируемого произведения:

Не смерти боюсь, а разлуки –

Когда, перейдя за черту,

Навстречу протянем мы руки,

Но пальцы сожмут пустоту.

Здесь реализуется следующая идея: ничего не боится лирический герой, ничего ему не страшно, если она рядом. Единственная его боязнь, причем паническая боязнь, - разлука с любимой, боязнь не встретится после смерти).

3 Каково настроение данного стихотворения?

(Пожалуй, это единственное стихотворение из прозвучавших на уроке и одно из немногих в сборнике, где нет тоски, печали. Но цитата из «Не смерти боюсь, а разлуки…» вносит драматическое звучание).

6 Обобщение.

Учитель: познакомившись с некоторыми стихотворениями Е. З. Мельникова о любви, какие выводы можно сделать. Какие особенности любовной лирики вы можете выделить?

Учащиеся называют (если затрудняются, учитель помогает) и записывают:



  1. Образ возлюбленной – «некрасивая» женщина. «Некрасивая»: красота определяется внутренними качествами, а не внешностью.

  2. Любовь – дар Небес, который надо заслужить, а заслужив, не разбрасываться им, сохранить свои чувства.

  3. Любовь – не только небесное, но и дьявольское наваждение.

  4. Возлюбленная – смысл жизни для лирического героя.

  5. Лирический герой страдает, переживает, так как панически боится потерять возлюбленную. Он любит до боли.

7 Домашнее задание.

В первом цикле особняком стоят сонеты. Доказать, что они подчиняются тем же положениям, которые были выделены на уроке.



Приложение.

Стихотворения.



Некрасивые

Есть такие девушки в России,

Что улыбкой и глазами жгут.

Я же про других, про некрасивых,

С ласковой печалью расскажу.

Тушью и крикливой помадой

Оглушая тихие черты,

Не грустите, слышите, не надо,

Падчерицы гордой красоты.

Что вам до жеманных и комфортных

С колдовскою прорезью у глаз –

Коль душа обходится без формы,

Сутью возвеличивая вас.

Материнства час пробьет всесильный,

И когда предельных в чистоте

Будут принимать за некрасивых,

Я развею миф о красоте.

Я восстану, горечью объятый,

И вскричу над сплетнями людей:

Вспомните, как гадкие утята

Превращались в белых лебедей!

Это наша любовь: только мы…

Это наша любовь: только мы

Так любили, смеялись и пели,

Словно взяли у Неба взаймы

То, что взять у людей не хотели.

Это наша весна: только нам

Были вверены тайны творенья,

Словно солнце по нашим глазам

Утверждалось в своем назначеньи.

Это наша земля – лишь двоим

Позволялось над ней возвышаться,

Словно мы притяженьем своим

Не давали ей в бездну сорваться.

Но когда отделили себя

От того, что стояло за нами,-

Где Любовь? Где Весна? Где Земля?

Чем расплачиваться с Небесами?

Не услышать дыхание трав.

Не понять соловья на свободе.

И природа, себя не узнав,

Взгляд от взгляда со страхом отводит.

«Нет, не сойдется на тебе весь свет…»

Нет, не сойдется на тебе весь свет,

Не вместится в глазах твоих все небо,

В слезах – вся соль, вся боль летучих лет,

И в поцелуе жарком сытность хлеба.

Но без тебя уже и мир не тот,

Где я, творец твой, в горькой жажде Песни,

Скрестил тебе и Запад, и Восток,

В одну звезду – все звезды в поднебесье.

И потому, когда смеешься ты,

Бледнеют предсказания пророков,

И все твои манящие черты

Не ведают подобия и сроков.

Так неужель вся жизнь в тебе? До дна?

И все печали мира? Все границы?

Мне крикнуть бы: «Изыди, сатана!».

А я: «Да имя твое вечное святится!».



Оглянешься – и что же остается?

Оглянешься – и что же остается?

Друзья ушли – кто в деньги, кто в себя.

Жизнь утихает, глохнет, как в колодце.

И только ты – со мной.

И только ты – моя.

И только ты все смыслом наполняешь,

Как свет звезды полуночную тьму.

И только ты со смертью примиряешь,

Оправдывая вечность и судьбу.



Список литературы

Справочная литература.

1 Ульяновская-Симбирская энциклопедия в 2 тт. – Ульяновск, 2008.

2Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. – «Ульяновский Дом печати», 1998.

Медийная литература.

1Алексеев Н. Полоса разноса. // Уьяновский комсомолец. – 1987, 26 декабря.

2Благов Н. Ответственность слова.// Ульяновская правда. – 1981, 1 января.

3Дуванова Л. Жизнь при минус двадцати.// Симбирский курьер. – 1992, 1 августа.

4Козлов А. Евгений Мельников. Литература и искусство.// Ульяновская правда. – 1994, 5 ноября.

5Мельников Е. Земля и на ней человек. // Ульяновский комсомолец. – 1981. 9 декабря.

6Мельников Е. Мой Пушкин.// Народная газета. – 1998, 4 сентября.

7Мельников Е. Слово о долге. Заметки публициста.// Ульяновская правда. – 1980, 18 июня.

8Мердеев А. Глубинный поиск//. Ульяновская правда. – 1982, 23 декабря.

9Полотнянко Н. Свое незаемное слово. // Ульяновская правда. -1989, 23 декабря.



10Фаев Ю. Обдумывая свои поступки. //Ульяновская правда. -1981, 6 января.




Женщина не хочет, чтобы говорили о ее амурных делах, но хочет, чтобы все знали, что она любима. Андре Моруа
ещё >>