Подвиг святых Бориса и Глеба. Исследовательский проект по истории. (Для учащихся 7-8 классов). Задачи - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
15 мая 2013 года день святых страстотерпцев Бориса и Глеба 1 18.04kb.
Святые благоверные князья Борис и Глеб 1 99.22kb.
Лекция №4 Методические рекомендации к занятию «Жития святых особый... 1 14.31kb.
Историческая справка Казанской церкви г. Ворсма 1 19.55kb.
Исследовательский интерактивный проект по русскому языку и обществознанию... 1 214.55kb.
Внеклассное мероприятие для 6-11 классов Цель : ознакомление учащихся... 1 71.76kb.
Урок в 5 классе икона «бориса и глеба в житии» 1 55.79kb.
О походе игоря святославича на половцев 1 130.16kb.
Борис. Здравствуйте! 1 65.47kb.
1. Заключение о равноапостольном великом князе Владимире. Служение... 1 102.59kb.
Программа математического кружка для учащихся 5-6 классов «Занимательная... 1 182.35kb.
Святые борис и глеб 1 126.35kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Подвиг святых Бориса и Глеба. Исследовательский проект по истории. (Для учащихся - страница №1/1

Подвиг святых Бориса и Глеба.

Исследовательский проект по истории.

(Для учащихся 7-8 классов).
Задачи: (воспитательная, образовательная, развивающая):

–на примере святых великомучеников Бориса и Глеба показать нормы благочестивого образа жизни, донести до учеников идеалы христианского поведения;

– на основе анализа заранее прочитанных текстов помочь ученикам определить свое отношение к событиям;

– способствовать развитию мышления учащихся, коммуникативных и дискуссионных навыков.



Форма: урок-конференция.

Подготовка к уроку. Ученикам заранее дается список рекомендуемой литературы по теме, распределяются роли и объясняются задачи каждого участника урока-конференции.

Возможно также подготовить реквизит для инсценировки заседания, оформить класс. При этом можно использовать изобразительный ряд, дающий представление об эпохе (силуэты древнерусских храмов, рисунки со старинных миниатюр и т.д.).

Список литературы для подготовки к занятию:
1. Головко А. Кто убил Бориса и Глеба? // Наука и религия. 1988. № 2

2. Данилевский И. Святополк Окаянный. Убийство Бориса и Глеба // Знание – сила. 1992. № 8

3. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Мысль, 1989. Т. 2

4. Карпов А. Борис и Глеб. Детская роман-газета. 1996. № 1

5. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1. М.: Мысль, 1988

6. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 1. М.: Книга, 1990

7. Миронов К.С. История России в поэзии и прозе. Библиографический указатель. М., 1985

8. Окунев С.Д. Борис и Глеб // Народное творчество. 1991. № 2

9. Рапов О.Г. Обвиняются в убийстве? О событиях, связанных с убийством Бориса и Глеба // Родина. 1994. № 5

10. Серова Н. Борис и Глеб // Север. 1990. № 7

11. Соловьев С.М. Об истории древней России. М.: Просвещение, 1992
Ход урока
1. Учитель произносит небольшое вводное слово.

Учитель: События, о которых пойдет речь, относятся к началу XI века – ко времени второй междоусобной войны за Киевский престол. С этими событиями связана одна из загадочных трагедий – гибель двух сыновей киевского князя Владимира Святославича, Бориса и Глеба, позднее причисленных к лику святых.

Борису и Глебу посвящены три древнейших русских житийных произведения: «Сказание и страсть и похвала святым мученикам Борису и Глебу» неизвестного автора, «Летописная повесть» под 6523 (1015) годом в «Повести временных лет» и «Чтение о Борисе и Глебе», написанное святым летописцем Нестором.

Первые святые, прославленные Русской Православной Церковью, Борис и Глеб стали небесными помощниками русских князей, дружины и всего отечественного воинства. Святые братья являлись чудесным образом и разили смертным боем неприятельские войска и на Чудском озере, и на Куликовом поле, и во многих других сражениях.

Далее предлагается задание для учащихся. Чтобы начало конференции было полезно всем учащимя, данное задание желательно выполнять в форме дискуссии или диалога, что дает возможность познакомить с темой слабо подготовленных учеников.



Задание для учащихся:

Учитель: Прочтите отрывок из статьи А.Макарова «Нравственные воззрения Иллариона Киевского». В чем суть этого отрывка?

Ученик первый: О прочности родовых отношений и родственных связей свидетельствуют древнерусские летописи, в которых видна разветвленная генеалогия князей. Особый смысл в этом ряду принадлежит подвигу Бориса и Глеба, первым святым Русской Православной Церкви, признанным Византией. Ребята, кто из вас помнит, в чем заключался этот подвиг?

Ученик второй: Борис и Глеб даже в защиту своей жизни не подняли руку на своего старшего брата Святополка...

Ученик первый: Они решили принять смерть от руки брата, но не нарушать заповеди родового старшинства.

Учитель: Да, действительно, это так! Идея родовых отношений, занимающая столь важное место в древнерусском мировоззрении, освещается здесь великим подвигом смирения. Подвиг Бориса и Глеба олицетворял идею родового старшинства в системе русской жизни, князья, не нарушившие этой заповеди, стали святыми. Этот фактор стал определяющим для русской православной жизни на последующие столетия.

Учитель: А теперь ребята переходим к нашей научно-познавательной конференции. Подробнее об этом нам расскажут учащиеся, которые готовили выступления. Прошу ребята.

Ученик третий: Велико значение дивного подвига святых князей Бориса и Глеба. Их короткая жизнь и мужественная кончина показывают, как быстро поднялась на Руси Православная вера.

Ученик четвертый: Любимые сыновья князя Владимира, Борис и Глеб дольше других оставались при отце. Братья выросли под его благочестивые наставления и всей душой глубоко восприняли христианские добродетели: стремление к правде, чистоту и кротость души. Нежно любимые своим родителем, Борис и Глеб были крепко привязаны к нему, а между собой соединены горячей дружбой.

Ученик пятый: Незадолго до кончины Владимира в Киев пришло известие о том, что печенеги идут на Русь. Будучи сам уже не в силах вести рать в поход, великий князь отрядил на врагов Бориса. Князь Борис уже возвращался в Киев, когда у реки Альты (недалеко от южного Переяславля) получил известие, что его отец скончался, а брат Святополк, скрыв на некоторое время смерть великого князя, тайно схоронил Владимира и завладел престолом. Бояре киевские, ходившие с Борисом в поход, советовали ему: «Иди в Киев и завладей престолом отца. Ведь войско отцово с тобой и поможет тебе». На это князь отвечал: «Не пойду я на старшего брата. Он мне теперь вместо отца». После такого ответа и бояре, и ратные люди ушли от Бориса. Он остался лишь с приближенными и решил идти в Киев, чтобы приветствовать Святополка как «старшего брата и начального князя».

Ученик шестой: Прежде чем они дошли до места Борисовой стоянки, к нему тайно пришел вестник, предупреждая о том, какая опасность грозит князю. Но великодушный князь не поверил: он знал, что ничем не согрешил против брата, и у того нет причин злоумышлять на него. Все же дурная весть смутила Бориса. Полный скорби по отцу, он упал духом и искал утешения в молитве. Была суббота. Князь вошел в свой шатер и с плачем стал молиться Христу и Пресвятой Богородице. Когда убийцы приблизились к шатру, то услышали голос князя. Борису сказали, что убийцы уже здесь. Причастившись и окончив молитву за своих убийц, князь Борис спокойно принял смерть.

Ученик седьмой: По убиении святого Бориса, Святополк замыслил убить и Глеба. Он послал к нему гонца с известием, что их отец тяжело болен и зовет любимого сына к себе. Быстро собрался князь Глеб. Взял с собой малую дружину и поспешил, чтобы застать отца в живых. Глеба нагнал гонец от княжившего в Новгороде брата его Ярослава и рассказал о кончине Владимира и убиении Бориса. Еще плакал князь от ужасных вестей, а его уже настигли посланные Святополком убийцы. Глебовы спутники увидели их и взялись за оружие, но князь Глеб сказал им: «Братцы, если мы не будем драться, они возьмут меня и поведут к брату, а иначе всех нас убьют».

Ученик восьмой: Приблизившись к лодке, убийцы напали на князя. А он воздел руки к небу и стал со слезами молиться. Его повар, схватив Глеба за голову, вонзил нож князю в горло. Как непорочный агнец, пал невинной жертвой юный князь Глеб и соединился навеки в Небесном Царстве с любимым братом.

Ученик девятый: Убийцы, не погребая Глебова тела, бросили его недалеко от берега, между двумя колодами, прикрыв хворостом. С тех пор на этом месте стали являться знамения: иногда загорались огни, иногда слышно было проходящим пастухам ангельское пение.

Ученик десятый: Через несколько лет охотники, случайно проходившие мимо, нашли честное тело. Оно лежало целым: ни зверь, ни птица не коснулись его. Охотники рассказали обо всем этом в Смоленске. Тогда горожане, вместе с духовенством, отправились туда, где нашли тело. В нетленных мощах узнали благоверного князя Глеба. Мощи торжественно перенесли в Смоленск и положили в храме.

Ученик одиннадцатый: Когда, одолев Святополка, Ярослав утвердился Киев, он узнал, что тело св. Глеба находится в Смоленске, и послал за ним священников. По Днепру тело было привезено к Киеву, и все увидели благоверного князя как бы спящим: тело было, как у живого, и источало благоухание. Его положили в Вышгороде в могилу святого Бориса. Это случилось в 1021 году, и тогда же оба князя были причислены к лику святых, как страстотерпцы – претерпевшие страдания за Христа.

Ученик двенадцатый: Впоследствии была сооружена великолепная каменная церковь во имя первых русских чудотворцев, где и находились их честные мощи. Во время нашествия монголо-татар этот храм был разрушен до основания, но мощи благоверных князей были сокрыты в неизвестном месте, где остаются и поныне. Предание гласит, что место это - под святым колодцем, находящимся у алтаря теперешней церкви.

Подведение итогов. Каким отрадным светом сияют лики двух святых братьев! Какой новой для тогдашней Руси красотой они озарены – красотой смиренной и кроткой души! Удивительная высота их нравственного совершенства: презрение к смерти, вера в Бога, стремление к правде, покорность старшим. Преподобный летописец Нестор так рассуждает о кончине и прославлении святых благоверных князей Бориса и Глеба: «Видите ли, как важна покорность старшему брату? Если бы они воспротивились ему, то едва ли бы удостоились такого дара от Бога. Потому что и ныне много юных князей, которые не покоряются старшим, сопротивляются им и бывают убиваемы, но они не удостаиваются благодати, как сии святые братья». Пример святых страстотерпцев во все времена служил важным напоминанием о мире, любви и согласии.

Святой князь Борис, как следует из его жития, отказался идти против Святополка, хотя тот «еще при жизни святого князя Владимира выказал себя с дурной стороны, хотел отложиться от России, сидел в темнице, потом был прощен». Но святой князь думал сначала о жертвах, последствиях и результатах своих действий, а уже потом о «великих целях», которыми у нас часто оправдывают любые средства их достижения.




Сила или слабость нашей веры зависит скорее от мужества, чем от разума. Тот, кто смеется над приметами, не всегда умнее того, кто верит в них. Люк де Вовенарг
ещё >>