Петрозаводск 2008 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
А. бергсон и проблемы 7 1591.44kb.
Лесные трансформации 15 3528.56kb.
П. П. Борисков электротехника и электроника. Ч II. Электрические... 9 1192.8kb.
Конкурс исследовательских краеведческих работ «Литературный Петрозаводск»... 1 295.44kb.
«Говорящие» книги, поступившие в фонд крбс за 1-й квартал 2011 г. 1 41.46kb.
Сборник научных статей Петрозаводск Издательство Петрозаводского... 8 1555.28kb.
Методические рекомендации по проведению программы Летних чтений Петрозаводск... 1 188.68kb.
Г. Петрозаводск 16 октября 2013 года 1 42.18kb.
H и я по делам об административных правонарушениях, вынесенные с... 1 123.13kb.
Руководство министерства и иные представители мчс РФ 2 Коммерсантъ-Власть... 7 426.68kb.
Майинская сош им. В. П. Ларионова г Ссылка на список публикаций за... 1 54.8kb.
История дизайна науки и техники 1 104.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Петрозаводск 2008 - страница №1/1




Детско-юношеская библиотека

Республики Карелия




Петрозаводск

2008

УДК 02


ББК 78.39

П 84


Профессия – дизайнер / Детско-юношеская библиотека

Республики Карелия ; авт. - сост. : Л. В. Орфинская. -Петрозаводск : Детско – юношеская библиотека Республики Карелия, 2008.- 27 с.

УДК 02

ББК 78.39



Ответственный за выпуск : В.А. Сакина, директор ДЮБ РК

Составитель: Л.В. Орфинская, ведущий библиотекарь ДЮБ РК

Редактор: С П. Шестакова, зам. директора ДЮБ РК

Компьютерная верстка: Е.Г. Бойцова, библиотекарь НМО ДЮБ РК
Отпечатано в Детско-юношеской библиотеке Республики Карелия:

185035 Республика Карелия, г. Петрозаводск,

пр. Ленина, д.1

Тел./факс: (8 142) 78-32-29

E-mail: dubrk@library.karelia.ru

http: //dubrk.karelia.ru

Тираж 25 экз.

© Детско- юношеская библиотека

Республики Карелия, 2008.

Содержание


  1. От составителя………………………………………..3

  2. Дизайнер. Становление профессии………………....4

3. Профессиограмма ………………………………….17

4. Тесты: ”Могу ли я быть дизайнером?”, ” Станет ли

дизайн вашим призванием?”……………………….18

5. Десять правил хорошего дизайна …………………23

6. Список литературы……………………………........24

7. Приложение 1……………………………………….27




От составителя

Мир профессий велик, многообразен и находится в постоянном движении: одни профессии исчезают, другие меняются, наполняясь новым содержанием, появляются новые и т. д. Однако существует целый ряд профессий, которые были и будут востребованы в любое время и в любой стране.

Это профессии повара, парикмахера, медицинского работника и многие другие. В один ряд с ними можно поставить и профессию дизайнера.

Материал адресован старшеклассникам, студентам-дизайнерам и также может быть использован другими специалистами, занимающимися профессиональной ориентацией учащихся: учителями, школьными психологами, социальными педагогами, школьными библиотекарями, специалистами юношеских библиотек.

Данное пособие поможет принять взвешенное решение при выборе профессии дизайнера. Рекомендуется литература, позволяющая полнее представить специфику данной профессии.

Дизайнер. Становление профессии
Термин дизайн появился в нашей стране сравнительно недавно. В переводе с английского дизайн означает рисование. Это слово породило и производные понятия: дизайнер - художник - конструктор, дизайн - форма- внешняя форма предмета. Раньше проектирование вещей называлось художественным конструированием, а теория создания вещей технической эстетикой.

До сих пор ведутся споры о содержании дизайна, его целях и возможностях.



По мнению одних - целью дизайна является создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы характер нашей цивилизации.

Другие считают, что предмет потребления не может выполнять функции художественного произведения.

Третьи главной задачей дизайна ставят создание вещей, которые могли бы легко продаваться. Таким образом, дизайн ставится в прямую зависимость от потребностей и запросов рынка.

Определить область дизайна не всегда просто. Прелесть работы дизайнера в том, что профессия эта всеохватна: дизайнер может оформлять книги, проектировать интерьеры, придумывать шрифты и многое другое. Это интернациональное ремесло. Чем цивилизованнее и богаче государство, тем сильнее оно нуждается в представителях этой профессии.

Дизайнер - это мастер, который оформляет среду человеческого обитания. Все, что нас окружает - само пространство, предметы, находящиеся в нем, оформление каждого предмета - все в преддверии существования было продумано дизайнером. В этом смысле он опровергает материалистическое учение, доказывая, что сознание первично, а материя организуется так, как того пожелает творец.

Предметы, окружающие нас, редко воспринимаются обособленно. Они образуют группы, комплексы или так называемую предметную среду. И эта среда имеет обычно свою характеристику. И стены, и вещи да и само объединяющее их пространство носят отпечаток человека, времени, места. Описывая комнату Собакевича, Н. В. Гоголь в своей поэме ” Мертвые души” писал:

”Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые. У самого окна висела клетка, из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками, очень похожий на Собакевича. В комнате все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое- то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства, - словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: ”И я тоже Собакевич!” или: ”И я тоже очень похож на Собакевича!’’.

Задача дизайнера - поженить человека и пространство так, чтобы их брак оказался удачным и долговременным.

Дизайн можно считать профессией 21 века. Но нельзя сказать, что в прежние времена люди не придавали значения своему платью или домашнему интерьеру.

На протяжении всей истории развития культуры человек стремился украсить свою жизнь, сделать красивыми все необходимые ему вещи - одежду, жилище, посуду, орудия производства.


В древнем мире, когда производство предметов потребления было делом исключительно ручного труда, ремесло и искусство составляли единое понятие. Ремесленник совмещал в своем лице одновременно и художника, и техника, и изобретателя.

Целый ряд обычных для нас бытовых предметов знаком еще по памятникам Древнего Египта. Эта далекая от нас цивилизация занимает особое место в истории вещей и сегодня, благодаря обычаю древних оставлять в захоронениях вещи, предназначавшиеся для жизни в загробном царстве, представлена разнообразными предметами. Ведь именно в Древнем Египте сформировались многие привычные для нас традиционные вещи - мебель, домашняя утварь, инструменты, одежда. Они составляли предметную среду древнеегипетского дома.

Попробуем мысленно переступить порог дома египетского вельможи. Сделаем несколько шагов и перед нами окажется просторный высокий зал. Стены его от пола до потолка покрывает яркая ковровая роспись. Свет проникает через небольшие окна под самым потолком. Двустворчатые двери или задернутые занавесками проемы ведут в другие помещения.

В жилых комнатах - многие знакомые предметы: ложе для сна, небольшие столики, несколько видов табуретов, стулья и кресла, сундуки. Уже тогда эти предки нашей мебели были как в домах знати, так и у людей среднего достатка; только у одних они выглядели победнее, с отделкой из дешевого материала, у других несравненно богаче.

Несмотря на внешнее сходство бытовых предметов с современными, их назначение и способ использования были иногда иными. У кровати, например, то, что называется изголовьем (вертикальна стенка), устраивалось со стороны ног, а не головы, и вовсе не служило поддержкой для подушки. Подушек у египтян не было вовсе, а под шею подставлялась специальная седловидная опора. Само ложе было слегка приподнято со стороны головы- все это для того, чтобы проснувшись, можно было, не поднимаясь, увидеть восход солнца.

Сиденья только входили в обиход: на древнейших изображениях сидят только божества, фараон и его жена. Все остальные - прямо на полу, покрытом коврами и циновками. Ремесленники иногда изображались сидящими на табурете, который был устроен весьма примитивно: в плоский обрубок дерева вставлялись три выгнутые ножки, которые были, по-видимому, естественными кривыми сучьями.

Складной табурет на X- образной опоре, известный в наше время как складной туристический стул, сформировался за 2000 лет до нашей эры. На одном из сохранившихся изображений охоты сидящий на таком табурете Фараон Нового царства Тутанхамон стреляет в диких уток.

Если присмотреться к стульям и креслам древних египтян и мысленно отбросить украшавшую их резьбу и накладки из листовой бронзы и золота, то нетрудно заметить, что строение их аналогично обычным стульям и креслам, на которых мы сидим. Те же четыре ножки, спинка, немного отклоненная назад для опоры корпуса.

Особенный интерес представляли собой туалетные шкатулки. Они имели форму параллелепипеда или полуцилиндра и примечательны своим сложным и в то же время остроумным внутренним устройством. Если приоткрыть крышку такой коробочки, то можно увидеть искусное разделение внутреннего пространства на специальные вместилища: в неглубокой верхней части лежало зеркало, по бокам его узкой ручки были расположены отделения для инструментов. Нижняя часть была занята выдвигающимся ящиком, плотно уставленным сосудиками с мазями, гримом. Весь внутренний объем был разделен в высшей степени эффективно, да и пользоваться такой коробочкой было удобно. Не это ли прародительницы современных косметичек?

Наследие египетской цивилизации трудно переоценить. После нее остались неповторимые шедевры и, что для нас особенно важно, сформировались и приобрели свой облик основные предметы, окружающие человека. Почти все, созданное в эпоху этой удивительной цивилизации, распространилось на соседние страны, вошло в их культурный обиход и традиции.

К V веку до нашей эры начинается расцвет другой великой цивилизации прошлого - античной Греции.

Предметы, в основном заимствованные у египтян, сохранили сходство со своими предками только в самых ранних образцах: кресла на архаических рельефах иногда напоминают троны египетских правителей. Изменились не только сами предметы, но и их назначение, роль, отношение к ним.

Ложа покрывались мешком, набитым шерстью, а сверху укладывались еще подушки. Несколько туго набитых подушек служили опорой, чтобы сохранять полулежачее положение. Во время трапезы слуги ставили перед ложами низкие столики, уставленные яствами. Эти столики были скорее подносами на тоненьких опорах, чем столами в обычном понимании.

Особого внимания заслуживает греческий стул (клисмос), очень напоминающий наши современные стулья. Он был необычайно изящен, и все его строение и детали не только имели определенный конструктивный смысл, но и подчеркивали этот смысл, эстетизировали его.

Эстетику целесообразности нетрудно проследить и в других формах. Очень показательна в этом смысле знаменитая греческая керамика. Любой вид греческой вазы или посуды имел свое предназначение, и это было выявлено не только в форме предмета, но и определялось в зримых эстетических качествах.

Все предметы были внутренне соотнесены с человеком. Мебель и посуда, туалетные принадлежности и музыкальные инструменты - каждый из этих предметов в своей основе был утилитарен и полон здравого смысла. Ремесло от художества было неотделимо: наверно, не было ни одного предмета на греческой земле, который был бы только утилитарным или служившим только для украшения.



В VI веке до нашей эры начало свое существование Римское государство.

Завоевание римлянами Центральной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока принесло с собой влияние различных народов, их быта, культов, искусств. В организации общественного быта Древнего Рима впервые встречается то, что называется функциональным решением среды. Для этого некоторое ограниченное пространство рассчитывается и оборудуется. Так выглядела мастерская сапожника со специальным шкафом- витриной для показа товара и удобным выступом, чтобы можно было померить обновку. Закрыв створки, хозяин превращал свой шкаф- витрину в закрытую емкость, хранилище товара. Это было устроено хоть и не очень хитро, но можно рассматривать как пример организации трудовых процессов, и недооценивать этого нельзя.

Древний Рим можно считать и родиной самовара. Для подогревания напитков служили различные устройства. Одно из них - аутепс - античный самовар. В высоком, похожем на кувшин сосуде имелись две емкости: одна для угля, другая для жидкости. Через специальное боковое отверстие закладывался раскаленный уголь, жидкость наливалась и выливалась при помощи черпака, крана у аутепса не было.

Хорошо была продумана кухонная посуда. Даже обыкновенное ведро было целесообразно во всех своих деталях: верхняя кромка утолщена, и к этому утолщению шарнирно прикреплена ручка. До сих пор ведро делается подобным образом. Так же рациональны кастрюли с горизонтальной ручкой, сковороды с отогнутыми краями и носиками, чтобы легко можно было вылить содержимое. Для приготовления печений служили специальные формы и противни. Таким набором кухонной посуды можно пользоваться и сейчас.

Самих типов предметов было немного, но облекались они в самые разнообразные художественные одежды. Римляне откровенно украшали свои вещи - мебель, утварь. Иногда тяга к украшательству была чрезмерной. Высеченная из мрамора опора стола могла иметь форму ноги животного; у основания это лапа с когтями, наверху она переходит в цветок с фигурой ребенка среди лепестков. Ножки столов, курильниц, жаровен почти всегда имели форму звериных или птичьих лап.

В Древнем Риме мирно сосуществовали техника и искусство, конструктивное и декоративное. Технически оголенная конструкция металлического канделябра уживалась с богатейшим скульптурным основанием, а геометрическая четкость параллелограмма из бронзовых стержней на шарнирах сочеталась с необычайным скульптурным богатством опор столика.

Однако, предметы небытового назначения еще не имели эстетического содержания.

Римское рабовладельческое государство было последним звеном античной цивилизации. Здесь были заложены основные начала предметного мира и организации материальной среды современности.

С конца V века нашей эры после падения Древнего Рима в Европе наступает эпоха Средневековья, коренным образом изменившая облик предметной среды. Поэзия, искусство, просвещение начинают все более пробуждаться, и в XII- XVI века получают свое невиданное с времен античности развитие. Эту эпоху называют Возрождением или Ренессансом.

Границы человеческого познания раздвигаются, чему способствуют многочисленные изобретения. Самое важное в этой эпохе то, что впервые в истории мир машин и механизмов занял определенное место в кругу художественных проблем. Неразрывность художественно- го и технического творчества выражалась в том, что живопись и скульптура приравнивались к обычным ремеслам.

Наиболее ярким из художников-инженеров был Леонардо да Винчи, чья гениальная мысль на века опередила свое время. Он конструировал текстильные и строительные машины, металлообрабатывающие станки, шлюзы. Иные из его замыслов смогли получить свое практическое воплощение только в наши дни. В его бумагах были найдены наброски, в которых воплощены идеи парашюта, танка и даже вертолета.

Для искусства этого периода характерны простота и ясность. Образ жилого пространства поражает своей безыскусностью. Характерно, что детали архитектуры внутри помещения мало отличались от тех, что украшали фасады зданий, а само пространство интерьера мало отличалось от внешнего. Эти пространства были как бы взаимно связаны.

В комнатах той поры располагалось только самое необходимое: табуреты, скамья или кресло, невысокий шкаф и сундук. Типов мебели было немного, а назначение каждого предмета всегда очевидно.

Примерно с XVI простота и ясность постепенно утрачиваются. Меняется характер внутреннего убранства. Появляются совсем новые типы мебели, изменяются некоторые ранее существовавшие. К началу XVII века создаются грандиозные дворцы и храмы, в отделке которых широко применялась лепнина, скульптура, живопись, самые богатые отделочные материалы, вплоть до золота. Этот период получил название барокко.

Со второй четверти XVIII века на смену ему пришел стиль рококо (от слова рокайль- завиток в виде раковины). Теряются признаки монументальности - стены и потолки превращаются в сплошные декорации.

Во второй половине XVII века под влиянием идей Просвещения возобновляется интерес к античности. Наступает эпоха классицизма, сочетающая строгость и простоту с холодностью и рассудительностью.

В начале XIX века сложился новый стиль - ампир, завершивший собой развитие классицизма. На смену ему в конце XIX века возникло новое стилевое направление - модерн.

К этому периоду относят появление дизайна как особого вида проектно - художественной деятельности. В условиях индустриального производства, товарного наполнения рынка, внимание производителей все больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемых изделий, а также на потребительские качества продукции, удобство ее эксплуатации. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид изделий, отвечающий веяниям моды и запросам потребителей, но и умеющем хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Процесс создания формы предмета непосредственно был связан с его изготовлением. С приходом века индустриализации стали создаваться прототипы изделий в форме чертежей, моделей и опытных образцов, которые затем производились в многочисленных тиражах с помощью машин уже другими людьми. Таким образом, на рубеже столетий в процессе промышленного производства произошло разделение труда, дизайн выделился в обособленную форму проектно-художественной деятельности, и стала формироваться новая профессия - дизайнер.

Именно к этому времени (1907 год) относится создание в Германии производственного союза ВЕРКБУНД, который объединил промышленников, художников, архитекторов- крупнейших представителей творческой интеллигенции Германии. На должность художественного директора был приглашен Петер Беренс, которого многие считают первым дизайнером. Деятельность этого союза была прервана разразившейся в 1914 году первой мировой войной.

В 1919 году в небольшом германском городке Веймаре был создан БАУХАУЗ - строительный дом, первое учебное заведение, призванное готовить художников для работы в промышленности.

Школа должна была выпускать всесторонне развитых людей, которые сочетали бы в себе художественные, духовные и творческие возможности.

Студенты с первого курса занимались по определенной специализации (текстиль, мебель, керамика и т.п.). Обучение разделялось на техническую и художественную подготовку. Занятие ремеслом в мастерской института считалось необходимым для будущего дизайнера, потому что, только изготовляя образец, студент мог ощутить предмет как некую целостность. Студенты овладевали всеми тонкостями восприятия, формообразования и цветосочетания.

Техническая подготовка студентов подкреплялась изучением станков, технологии обработки металла и других материалов. БАУХАУЗ стал подлинной лабораторией архитектуры и проектирования промышлен- ных изделий.

Большую роль сыграл переезд училища из Веймера в город Дессау, где было построено специальное учебное здание, которое вошло в золотой фонд мировой архитектуры и объединило учебные аудитории, мастерские, общежития студентов, квартиры профессоров.

В последние годы существования БАУХАУЗА на смену его первому директору – Гропиусу (ученику Петера Беренса) пришел коммунист Ганнес Майер, и этот период отмечен повышением теоретической подготовки студентов.

Для изучения запросов массового потребителя изучались социология и экономика. Чтобы понять процесс производства, студенты должны были пройти все его этапы. Такой метод обучения позволял им всесторонне освоить воздействие внешней формы предмета, особенности восприятия формы, фактуры, цвета, познакомиться с оптикой, цветоведением, физиологией. Студент формировался как всесторонне развитая творческая личность.

Прогрессивность БАУХАУЗА, передовые взгляды его профессуры, открытая солидарность с Советским Союзом вызывали недовольство местных властей. В 1930году Майер отстраняется от руководства институтом и уезжает в Россию с группой архитекторов. Директором становится замечательный архитектор Мисс Ван дер Роэ.

В 1933 году к власти приходят нацисты, БАУХАУЗ ликвидируется, и большинство его руководителей навсегда уезжают из страны.

Значение БАУХАУЗА трудно переоценить. Он был примером организации обучения дизайнеров, а методические разработки в области художественного восприятия формообразовании, цветоведения не потеряли до сих пор своей научной ценности.

В России социальные предпосылки художественного конструирования были созданы в те годы, когда наша промышленность, как и все народное хозяйство, были разорены империалистической и гражданской войнами. Вопрос о создании предметной среды, отвечающей новым социальным идеалам, и внедрении художественного творчества в производство был поставлен в общегосударственном масштабе уже в 1918 году.

Наши художники – конструктивисты 20-х годов были «впереди планеты всей», но наследие авангарда попало под политический запрет, и само слово ”дизайн” реабилитировали лишь в 60-е годы. Тогда же в Строгановском училище открыли соответствующую кафедру.

Но и это еще не было появлением дизайна. Вплоть до 80-х годов он существовал виртуально.

Советская среда обитания особым изяществом не отличалась, зато спор вокруг того, какой должна быть эта среда шел непрерывно. Работал Всесоюзный институт технической эстетики, проводились творческие конкурсы, велась полемика в печати. Самих творцов называли проектантами.

До появления термина «дизайнер» все гордо именовали себя художниками. Художник по стеклу, по текстилю, художник книги. Ремесла назывались декоративно-прикладным искусством.

Сегодня слово «дизайн» прочно вошло в наш обиход. Парикмахер-дизайнер по прическам и макияжу, портной- дизайнер одежды.

Само определение – дизайнер - от частого применения лишилось своих границ. Сегодня любой верстальщик, любая портниха или садовод могут с гордостью сказать, что они дизайнеры.

В России две столбовые дороги дизайна: художественно-графический дизайн и оформление интерьеров - все, что связано с недвижимостью, СМИ и рекламой. Именно здесь занято наибольшее количество людей.

Профессия дизайнера сочетает в себе художественную одаренность и знание технологии. Дизайнер, придумывающий плакаты, должен хотя бы в общих чертах представлять себе полиграфический процесс, а дизайнер интерьеров - этапы строительства.

Будущему дизайнеру необходимо знать, что ключевой фигурой во всей работе является заказчик. При работе с клиентом придется выяснять, какие у него комплексы, ценности, образ жизни, привычки. Для этого нужно быть хорошим собеседником, психологом и даже психотерапевтом. Для дизайнера важно уметь не только слушать, но и слышать заказчика. Одновременно он должен быть и убедительным оратором, потому как от переговоров зависит судьба контракта и самого проекта. Чем лучше дизайнер ладит с людьми, тем успешнее его карьера.

Поэтому решение стать дизайнером предполагает серьезное обучение, краткосрочные курсы никакого эффекта не дадут. Профессия дизайнера является одной из наиболее интересных на рынке труда, его работа основана на редком сочетании творчества и бизнеса.

Объектами профессиональной деятельности специалистов с квалификацией ”Дизайнер” (графический дизайн), являются образцы промышленной продукции, среди которых: различные виды полиграфических изданий и предметов культурно-бытового назначения, эстетические качества и конкурентоспособность которых обеспечивают- ся процессом дизайн - проектирования.

Большое число профессиональных дизайнеров-графиков задействовано в рекламе товаров, услуг, разработке сувенирной продукции (буклеты, календари и п. д.), газетно-журнальной графике.

Начинающие дизайнеры могут работать в коллективе специалистов или творить в гордом одиночестве. Лучше начинать в дизайнерской фирме. Это не только хорошая школа, но и стабильный заработок. Можно не думать о поиске клиентов, рекламе фирмы, договорах с поставщиками. В коллективе дизайнеров существует специализация или по материалам, или по предметам интерьера, или по их отдельным деталям.

Существует несколько позиций в карьерной лестнице дизайнеров-графиков, это дизайнер-верстальщик, художник-дизайнер, вершиной в карьерном росте в рекламном бизнесе можно считать момент, когда поступит предложение вести отдельный проект. При этом за авторскую идею кроме

зарплаты начисляют еще и гонорар. С таким опытом уже можно создавать свое дизайнерское бюро, являясь его арт-директором (руководителем дизайн-бюро, рекламной фирмы).

Дизайн в процессе развития не только превратился в самостоятельный вид проектно-художественной деятельности, но и сам стал активно влиять на художественное и архитектурное формообразование, все более и более расширяя свои профессиональные сферы.

Сегодня стали привычными такие понятия, как графический, ландшафтный, архитектурный, промышленный дизайн, дизайн средств транспорта, одежды, мебели, фото - фитодизайн и др. Развитие современных технологий привело к появлению еще одного направления в деятельности дизайнеров - Web - дизайна (оформители сайтов) и дизайн - менеждеров, и число дизайнерских направлений и специализаций продолжает расти.

Профессиограмма
Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — это описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку.

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму — портрет идеального или типичного профессионала.


1.Содержание труда:

Занимается эстетизацией, гармонизацией, упорядочением предметного окружения человека, собирает необходимые сведения об изделиях, их конструкции, технологии изготовления, материалах, изучает особенности взаимодействия человека с изделием в процессе эксплуатации, разрабатывает проектно-компановочные схемы, эскизы, формы, рабочие чертежи, отбирает изделия на образцах.



2. Должен знать:

скульптуру, рисунок, живопись, основы композиции, технологию производства изделий, основы социологии, психологии.



3. Профессионально важные качества:

- художественное воображение;

- пространственно-образное мышление;

- коммуникабельность;

- хороший глазомер.

4. Квалификационные требования:

ВУЗы, училища.



5. Медицинские противопоказания:

- нарушение координации движения рук;

- дальтонизм;

- дефекты зрения.



6. Учебные заведения:

Технологический лицей; Карельский государственный педагогический университет; филиал Международного славянского института (см. Приложение1)


Могу ли я быть дизайнером?

Тест

    1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

а) хорошего вознаграждения за мою работу;

б) сознания того, что работа выполнена хорошо;

в) сознание того, что меня окружают хорошие люди.

2. По-моему, лучшим наставником является тот,

кто:

а) старается выявить лучшие стороны каждого;

б) способен вызвать интерес к тому, чему он обучает;

в) создает в группе такую атмосферу, при которой

никто не боится высказать свое мнение.

3. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с кем приятно проводить время;

б) на кого всегда можно положиться;

в) кто может многого достичь в жизни.



4. В детстве мне больше всего нравилось:

а) проводить время с друзьями;

б) рассматривать книжки с картинками;

в) когда меня за что-то хвалили.



5. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

а) добился успеха в жизни;

б) по-настоящему увлечен своим делом;

в) является верхом доброжелательности и обаяния.



6. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я бы использовал его на:

а) общение с друзьями;

б) путешествия;

в) свои любимые дела и самообразование.



7. Для меня нет ничего хуже:

а) оскорбления личного достоинства;

б) неудачи при выполнении важного дела;

в) потери близкого человека.



8. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

а) дирижером;

б) композитором;

в) солистом.



9. Мне хотелось бы:

а) придумать интересный конкурс;

б) победить в конкурсе;

в) организовать конкурс и руководить им.



10. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

а) другие были им довольны;

б) реализовать свои творческие замыслы;

в) достичь гармонии и совершенства.


С помощью ключа отнесите каждый из своих ответов к категории “Я”, “О’’ или “Д” и посчитайте количество баллов по каждой из категорий.

Ключ:

Я О Д

1. А В Б

2. А В Б

3. В А Б

4. В А Б

5. А В Б

6. Б А В

7. А В Б
8. В А Б
9. Б В А

10. Б А В

Если сумма баллов по шкале “Я” равна или превышает 5 , вы вряд ли сможете профессионально заниматься дизайнерскими разработками.

Если вы имеете сумму балов по шкале “Я” ниже 5 , а по шкале “О” в пределах от 4 до 10 , то вы можете стать успешным дизайнером. Ваше природное обаяние и доверие, которое вы вызываете у людей, позволит вам реализовать самые безумные творческие замыслы. Однако вам стоит подумать о самоорганизации. Для успеха вам немного не хватает деловой хватки.

Если по шкале “Я” вы набрали не меньше 5 , а по шкале “Д”– в пределах от 4 до 10, то вы добьетесь больших успехов в своем творчестве. Ваши работоспособность и деловые качества являются залогом вашего успеха. Но не забывайте, что клиенты хотят увидеть в вас человека творческого, нестандартного. Придайте немного экстравагантности своему деловому имиджу.

Если вы не попали ни в одну из категорий, вам лучше отказаться от планов самореализации на творческом поприще.

Станет ли дизайн вашим призванием?
Тест


  1. В детском саду я предпочитал:

а) иметь свободное время для игр;

б) рисовать;

в) заниматься развитием речи.
2. Если у меня выдался свободный выходной, я:

а) пойду в театр;

б) отправлюсь на выставку прикладного искусства;

в) погуляю в парке.


3. Я передвигаю мебель в своей квартире

а) каждые полгода;

б) раз в три года;

в) редко.


4. Я предпочитаю покупать одежду в:

а) в дорогом фирменном магазине;

б) в магазине рядом с домом;

в) на рынке подешевле.


5. При принятии решения о покупке самое главное-

а) чтобы вещь нравилась;

б) чтобы вещь была полезна и функциональна;

в) чтобы вещь была доступна по цене.


6. Я всю жизнь стремился

а) к свободной жизни;

б) к красивой жизни;

в) к богатой жизни.


7. При решении конфликтных ситуаций с людьми вы ориентируетесь

а) на свои интуитивные впечатления о человеке;

б) на то, что он говорит;

в) на анализ его поведения и поступков.


За ответ “ а “ начислите себе 3 балла, за ответ “ б “ - 2 балла, за ответ “ в “ -1 балл.


  • 18-21 балл. Вам суждено создавать интерьеры, от которых захватывает дух. Вы можете угадать желание своего заказчика с полуслова. Вы совершенно уверены в своих силах, для вас нет непосильных задач. На любой каприз клиента вы способны отреагировать потоком творческих идей. Вы гений дизайнерского искусства.

  • 12-17 баллов. Вы можете стать отличным дизайнером. У вас замечательно развита интуиция, вы знаете множество технологий решения самых разных профессиональных задач. Вы всегда точно знаете, чего надо добиться от исполнителей вашего проекта. Вы способны сделать красивым все, что угодно.

  • Ниже 12 баллов. В мире существует огромное количество дизайнеров, которые работают для других. Вам же повезло больше всех. Вам следует создавать красоту в интерьере только для себя. Сколько дизайнеров мира завидуют вам сейчас!


Десять правил хорошего дизайна:

хороший дизайн -



инновативный;

хороший дизайн



делает изделие полезным;

хороший дизайн -



эстетичный;

хороший дизайн -



незаметный;

хороший дизайн



делает изделие легко понятным;

хороший дизайн -



честный;

хороший дизайн -



долговечный;

хороший дизайн



последователен, вплоть до малейших деталей;

хороший дизайн



экологичен;

хороший дизайн -



это, по мере возможности, минимум дизайна.


Дитер Рамс,

дизайнер,”Braun”, Германия.

Список литературы
1. Грожан, Д. В. Практикум начинающего дизайнера: интерьерные подробности / Д. В. Грожан. – 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 348 с. - (Это модно). - Библиогр.: с. 345.
2. Грожан, Д. В. Справочник начинающего дизайнера / Д. В. Грожан. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 318 с. - (Стильные штучки).
3. Мир профессий. Человек – художественный образ. - М. : Молодая гвардия, 1987. – 383 с. - Библиогр.: с. 360-374.
4. Плаксина, Э. Б. Профессии в сфере искусства : учебное пособие / Э. Б. Плаксина, Л. А. Михайловская, М. А. Григорьева. – М.: Академия, 2006. - 207 с. - (Профильное обучение школьников ; твоя профессия). - Библиогр.: с. 202-204.
5. Шалаева, Г. П. Кем мне стать ? / Г. П. Шалаева. - М. : СЛОВО : ЭКСМО, 2004. - 190 с. - (Большая книга профессий).

* * *


  1. Асташкина, Е. Три цвета времени : [интервью] / записала Т. Шохина ; фот. В. Новосадовой // Крестьянка. – 2006. - N 5. - С. 38-41. - (Личный успех).

  2. Верлин, Е. Креатив + образование? / Евгений Верлин, Елена Пашкевич // Карьера. – 2005. - N 6. - С. 76-79. - (Образование Профессия).

  3. Где работать гуманитарию? // Абитуриент. – 2005. - N 7. - С. 8-12. - (Мир профессий).

  4. Иванов, А. Что такое профессия дизайнера, и где ей можно научиться / А. Иванов // Юный художник. – 2006. - N 8. - С. 48. - (Куда пойти учиться).

  5. Исаев, В. «Конструктор» или «дизайнер»? / Вячеслав Исаев // Техника-молодежи. - 2005. - N 12. - С. 8 - 12. - (Беседы о дизайне).

  6. Конышева, Н. М. Дизайнерское образование в начальной школе / Н. М. Конышева // Начальная школа. – 2006. - N 5. - С. 57-59. - (Воспитание и обучение).

  7. Криуля, Л. Сделайте мне красиво! : укротитель пространства / Людмила Криуля // Штучка. - 2006. - N 1. - С. 18-19.

  8. Кротков, А. П. Создатель райских садов, или как стать ландшафтным дизайнером / А. П. Кротков // Обучение и карьера. - 2006. - N 15. - С. 76-78.

  9. Лунина, Л. «Господа оформители» / Людмила Лунина // Карьера. – 1999. – N 1. - С. 62-64.

  10. Морозов, Д. «Господин оформитель» / Денис Морозов // Карьера. – 2000. – N 11. – С. 46-49.

  11. Свининникова, С. Ландшафтный дизайн души / С. Свининникова // Абитуриент. - 2004. – N 7. - С. 7-10.

  12. Старченко, О. Специалист, делающий мечту реальностью / Ольга Старченко // Обучение и карьера. - 2005. - N 13. - C. 84-85.

  13. Храбрых, А. «На игле» / Алла Храбрых // Карьера. – 2000. – N 2.- С. 60 - 64.

  14. Цветова, А. Художники от-кутюр : как стать профессионалом в мире моды? / Ася Цветова // Обучение и карьера. - 2005. - N 5. - С. 14-16.

  15. Яковлев, М. Поступаем на факультет дизайна / М. Яковлев // Обучение и карьера. - 2005. - N 41. - С. 18-20.

Приложение 1
Адреса учебных заведений.
Технологический лицей:

185003, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Александра Невского,57

Телефон: (8142) 57-40-08,56-31-85

E-mail: sfera888@onega.ru

Карельский государственный педагогический университет (КГПУ):

185680, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская,17

Тел./факс: (8142) 78-30-29

E-mail: rector@kspu.karelia.ru

Петрозаводский филиал Международного славянского института:

185026, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Балтийская, 41

Тел./факс: (8142) 53-46-63

E-mail: clavonic@onego.ru









Самые непослушные из управляемых становятся самыми суровыми правителями. Ален (Эмиль-Огюст Шартье)
ещё >>