Петербургская Академия Наук в 18-19 веках - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Гу «межобластная ветеринарная лаборатория», Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ гу... 5 610.27kb.
Национальная академия наук украины украинская академия наук 65 10204.24kb.
Национальная академия наук украины украинская академия наук 65 12219.96kb.
«Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия» 1 367kb.
Тайны созданья, загадки природы Людей волновали, манили всегда 1 26.31kb.
Евгений Перлов Дата и место рождения 1 18.34kb.
Академия наук 1 74.28kb.
Российская академия наук дальневосточное отделение 16 2797.52kb.
Академия ноосферной науки и образования международная академия связи 6 884.51kb.
Отечественная художественная критика ХХ века: вопросы теории, истории... 3 732.62kb.
«О текущем моменте», №4 (64), 2007 г. Российская академия наук против... 13 1540.34kb.
Владимир Афанасьев «Тертлдав Т. Легион Видесса» 16 7550.2kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Петербургская Академия Наук в 18-19 веках - страница №1/1




Петербургская Академия Наук в 18-19 веках

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И. Герцена Кафедра педагогики и психологии факультета начального обучения. Реферат по теме ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК В 18 - 19 ВЕКАХ. студентки IV курса 2 гр. Четвертных Светланы Санкт-Петербург 1998 ПЛАН.Основание Петербургской Академии наук … 3стр.Академия наук в первой половине 18 в.. … 4стр.Академия наук во второй половине 18 в … 8стр.Академия наук в 19 в.. … 10стр.Библиография … 12стр. ОСНОВАНИЕ ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. Эпоха Петра 1 принесла много преобразований в научную и культурнуюжизнь России. Важнейшим мероприятием для развития науки была организацияАкадемии наук. Подготовка к этому делу велась с первых лет правления Петра.Для этого проводились переговоры с крупнейшими представителямизападноевропейской науки и философии. 13 января 1724 г. Петр 1 подписал в Сенате «Определение об Академии»,а 20 января он получил от лейб-медика Блюментроста составленный последним,по-видимому по петровским указаниям, проект организации Академии, который иявился ее первым уставом. На полях этого документа царем были сделанысобственноручные добавления и поправки, после чего 22 января он был зачитанв Сенате и утвержден Петром. «Понеже ныне в России здание к возращению художеств [т. е.практических знаний] и наук учинено быть имеет, - говорилось в «Определенииоб Академии»,- того ради невозможно, что здесь следовать в протчихгосударствах принятому образу; но надлежит смотреть на состояние здешнегогосударства, какв отношении обучающих, так и обучающихся, и такое здание учинить, черезкоторое не токмо слава сего государства для размножения наук нынешнимвременем распространилась, но и чрез обучение и расположение оных польза внароде впредь была».1 Таким образом, перед Академией ставились не толькотеоретические, но и практические цели - разработка и распространениеполезных практических знаний. В то же время петербургская Академия наук вотличие от западноевропейских должна была стать не только научно-исследовательским, но и учебным заведением. Соединение в одном учреждениинаучной и учебной функции «Определение» мотивировало настоятельными нуждамистраны. Для разрешения учебных задач при Академии были учрежденыУниверситет и Гимназия. Как исследовательское учреждение Академия делилась на три класса:математический, физический и гуманитарный. В математический класс входили кафедры: 1) теоретической математики,2) астрономии, географии и навигации, 3) и 4) две кафедры механики, которойПетр придавал большое значение. Физический класс состоял также из четырехкафедр: 1) физики теоретической и экспериментальной, 2) анатомии, 3) химии,4) ботаники. Гуманитарный класс ограничивался тремя кафедрами : 1)красноречия и древностей, 2) истории древней и новой и 3) «права купно сполити-кою и этикою». Программа деятельности Академии не была скопирована с других Академий,а являлась вполне самостоятельной, продиктованной потребностями быстроразвивающейся страны. В отличии от иностранных академий, которые в основномподводили итоги научной работы, выполнявшейся другими учреждениями(университетами, частными кабинетами и лабораториями), в России научнаяработа велась в стенах самой Академии, в ее кабинетах, лабораториях,мастерских. Академия была «повинна все декуверты [открытия] рассматривать и своюапробацию откровенно о том сообщать... 1. верны ли оные изобретения, 2.великой ли пользы суть или малой, 3. известны ли оные прежде сего бывалиили нет»1 . Научно-исследовательская работа велась в Географическомдепартаменте, в Библиотеке, Кунсткамере, в Физическом кабинете,Астрономической обсерватории, Химической лаборатории, Анатомическом театре,в Ботаническом саду. Высшим научным органом являлось Академическоесобрание, или конференция. Кроме научных исследований — «декувертов», —академики обязаны были заниматься и популяризацией науки в виде латинских«систем», т. е. курсов для студентов и ежедневного чтения хотя бы однойлекции. АКАДЕМИЯ НАУК В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 18 ВЕКА. На содержание Академии было назначено Петром Великим 24 912 руб. вгод. Академии предполагалось даровать право выбора пожизненного илисменяемого один или два раза в год президента, а также право присужденияакадемических степеней. Однако эти права наследниками Петра предоставленыАкадемии не были, и за них тщательно боролся впоследствии Ломоносов. Академии было поручено руководство переводческими работами, для чегобыл учрежден Переводческий департамент и были приглашены люди, знающиеиностранные языки: Тарасий Постников, Иван Каргопольский, Иван Горлецкий идр.. Для Академии временно отвели дом Шафирова на Петербургской стороне. С августа 1725 г. стали собираться заседания Академическойконференции. Президентом был назначен ( а не выбран ) лейб-медик Л.Л.Блюментрост, сын врача, приглашенного в Москву при царе Алексее. Фактическое управление академическими делами вскоре перешло кКанцелярии и ее секретарю, изворотливому карьеристу Шумахеру - человекудеспотическому, невежественному в научных вопросах, но умевшемуприслуживаться президентам и находить у них опору. Составленный под еговлиянием в 1747 г. регламент, выработанный без участия академиков, лишьподтвердил их незавидное, зависимое от Канцелярии положение, котороеШумахер широко использовал во вред Академии и ее научной работе. Делавшиесяпопытки опрокинуть власть Шумахера обычно оканчивались его реабилитацией.Некоторые крупные ученые уехали обратно за границу, не выдержавшумахерского режима (среди них знаменитые математики Даниил Бернулли иЛеонард Эйлер). Зато в Академию проникали разные невежественныеавантюристы, пользовавшиеся расположением придворных временщиков. Учительдетей Бирона француз Руа прочел в Академии доклад на тему «О надгробнойнадписи на могиле Адама, предполагаемой на острове Цейлоне». Некоторыеакадемики (Байер, позднее Миллер) с одобрения двора занималисьраспространением клеветнических вымыслов о русском народе и позорили егопрошлое. Все же даже в мрачное время бироновщины внутри Академии шла большаянаучная работа. Академией выполнялись важные работы по изучению природы ипроизводительных сил страны. В Географическом департаменте велосьгеографическое и картографическое дело. В 1735 г. были основаныИсторическое собрание и Российское собрание, поставившее себе цельюизучение и совершенствование русского языка. Научные издания Академии—«Комментарии» и «Новые комментарии» — приобрели мировую известность. В Анатомическом театре велись вскрытия трупов, имевшие большоезначение для успехов анатомии. В Обсерватории проводились астрономическиенаблюдения, которыми интересовался еще Петр 1. С 40-х годов начинается оживление работы Академии, связанное с тем,что в ее стенах развертывает свою работу плеяда крупных русских ученых,среди них математик В. Е. Ададуров, поэт В. К. Тредиаковский, географ С. П.Крашенинников. В эти же годы в Академии начал свою работу великий генийрусской и мировой науки 18 века М. В. Ломоносов. Ломоносов стал главным вдохновителем всей работы Академии наук. Ончетко определил ее основные задачи в деле служения Родине и развитиярусской и национальной культуры. Страстный патриот Ломоносов вел беспощадную борьбу с лжеучеными,вредившими развитию русской науки. Он подверг сокрушительной критикеантипатриотическую нормандскую теорию, показав всю вздорность байеровско-миллеровских филологических домыслов. В противовес клеветническим измышлениям «байеров» и «миллеров»Ломоносов составил «Древнюю российскую историю», в которой, понимаянеразрывность служения истине со служением Родине, поставил задачу показать«благорассудному и справедливому» читателю «праведную славу» отечества. В«Древней российской истории» Ломоносов осветил раннюю историю восточныхславян и происхождение Русского государства, развил мысль об этническомединстве славян и о ценности славянской культуры. Огромное значение в развитии русской национальной культуры Ломоносовпридавал дальнейшему совершенствованию великого русского языка, работая надэтим как филолог и как поэт. В посвящении к «Российской грамматике» онвосславил великий русский язык, в котором находил «великолепие ишпанского,живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх тогобогатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинскогоязыка»1. Общественно-политическое и культурное значение этого «гимнарусскому языку» было исключительно велико. В области естественных наук Ломоносов развернул многостороннююдеятельность: он был и химиком, и физиком, и астрономом, и географом, иминерологом, и геологом. В его гениальных трудах ясно выступают те черты,которые стали лучшими традициями прогрессивной русской науки. Замечательныйэкспериментатор и техник, Ломоносов обладал и широким философским подходомк научным вопросам; он смело возводил данные естествознания в стройнуюнатурфилософскую материалистическую систему. Ученый-материалист Ломоносовстремился свои теоретические изыскания связать с практикой: итогилабораторных исследований в области химии стекла он спешил перенести впроизводство. О практических задачах наук он неустанно твердил в прозе истихах. Ломоносов стремился к освоению природных богатств севера, развивалширокие планы будущих экспедиций по освоению севера, северного хода в Ост-Индию, которым интересовался в свое время и Петр1. «Войну с океаном»Ломоносов признавал «благодеятельнее международных войн». По глубине и точности своих исследований Ломоносов далеко опережаетсвоих современников как в России, так и на Западе. Все величайшие открытия Ломоносова в области естествознания, такобогатившие мировую науку XVIII в., были сделаны и Петербурге.Атомистическая теория была положена Ломоносовым в основу объяснениямироздания. Тем самым открывалась новая эпоха в развитии физических ихимических наук. Им был впервые открыт «всеобщий естественный законприроды» - закон сохранения материи и движения. Ломоносовым был нанесен сокрушающий удар теории так называемоготеплорода, по которому состояние тепла объяснялось количеством находящегосяв телах особого вещества теплорода. Этой «теории» Ломоносов противопоставилмолекулярно-кинетическую, подлинно научную теорию теплоты, по которойпричины теплоты объясняются движением мельчайших частиц - молекул. Движениемельчайших частиц клал Ломоносов и в основу объяснения явленийэлектричества и света. Величайшим открытием Ломоносова, сделанным задолгодо Лавуазье, явился закон сохранения веса вещества при химических реакциях.Это открытие легло в основу изучения всех химических реакций, поднялохимическое знание на уровень подлинной науки. Ломоносов разработал теориюатмосферного электричества. Ломоносов предвидел, что использованиеэлектричества откроет «великую надежду благополучию человеческому». Великизаслуги Ломоносова в области изучения света, фотометрии, астрофизики,научной теории цветоведения. Не меньшие заслуги принадлежат Ломоносову в области разработки научныхоснов минералогии, геологии, горного дела, металлургии. С именем Ломоносовасвязано появление новых научных дисциплин, играющих в нашей современностиогромную роль, как физической химии, физической оптики и др.. В то же время он никогда не замыкался в области так называемой «чистойнауки», а всегда стремился связать свои теоретические изыскания спотребностями экономического развития страны. С его именем связанаразработка научного приборостроения, техники горного дела, металлургии,стекольного и керамического производства. Вокруг Ломоносова объединялись передовые деятели русской наукисередины XVIII в.. Петербургская Академия наук стала научным центроммирового значения. Успехам развития естественных наук в Академии способствовало созданиепри ней первоклассных для своего времени научных учреждений: Обсерватории,Физического кабинета, Химической лаборатории и др.. Обсерватория обладалапрекрасным инструментарием. Леонард Эйлер писал из Берлина по этому поводу:«Мы здесь лучшего образца показать не умеем». При Обсерватории шло обучениегеодезистов, присылавшихся из Московской академии: составлялись Академиейнаук и инструкции для астрономических наблюдений. АКАДЕМИЯ НАУК ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 18 ВЕКА. Центр научной жизни Петербурга - Академия наук, в эпоху Ломоносоваигравшая крупнейшую роль в развитии национальной русской культуры, вовторой половине XVIII в., с возникновением новых, не связанных с Академиейцентров культурной жизни, постепенно утрачивает свое руководящее значение внаучной жизни страны. Екатерина 11, стремясь показать себя продолжательницей дела Петра 1 идорожа своей заграничной репутацией, обнаружила внешнюю заботу обучреждении, считавшемся петровским детищем и имевшем связи с ЗападнойЕвропой. 6 октября 1766 года был издан правительственный указ, признавший«великое нестроение и совершенный упадок» Петербургской Академии наук иобъявивший, что императрица принимает ее в «собственное ведомство» в целяхпривести в цветущее состояние. Однако далее широковещательных заявленийдело не пошло: существенных изменений в организации Академии не былопроведено, нового устава Академия не получила. Реальною мерой длярасширения научной деятельности явилось только значительное пополнениеакадемических кадров. Желая придать блеск принятому на свое личное попечение научномуучреждению, императрица пригласила из-за границы ученых, среди которых быликрупные представители европейской науки. Математик Л. Эйлер, в первые годысвоей деятельности уже работавший в Петербургской Академии, но вскорепокинувший ее, занял кафедру математики, а сыну его И. Эйлеру былапредоставлена кафедра физики. Были также приглашены натуралисты П. С.Паллас и К. Ф. Вольф, ботаники С. Г. Гмелин, И. Гертнер, астроном Г.М.Ловиц, физик Л.Ю. Крафт, химик И.И. Георги и некоторые другие. Значительно выросли ко второй половине XVIII в. кадры академиков. Впервые 25 лет существования Петербургской Академии наук в нее вступило 6русских ученых: В. Е. Ададуров, Г. Н. Теплов, М. В. Ломоносов, В. К.Тредиаковский, С.П. Крашенников, Н.И. Попов, в следующие 25 лет (до 1775г.) - 8 человек: А. П. Протасов, С. К. Котельников, С. Я. Румовский, М.Софронов, Г. В. Козицкий, И. И. Лепехин, П. Б. Иноходцев и И. И. Исленьев,а с 1776 по 1800 г. поступило еще 10 русских ученых: М.Е. Головин, Н.Я.Озерцовский, В. Ф. Зуев, Ф. П. Моисеенков, Н. П. Соколов, А. К.Кононов, В. М. Севергин, Я. Д. Захаров, С. Е. Гурьев, А. Ф. Севастьянов. ВАкадемии так же работал талантливейший русский конструктор и изобретательИ.П. Кулибин. В последней четверти XVIII в. все отрасли научных знанийимели уже русских представителей. Среди русских академиков были крупные талантливые ученые, такиекак: натуралист Иван Иванович Лепехин, именем которого были названынекоторые растения, С.Я. Румовский, заведовавший академическойобсерваторией, представитель новой для того времени специальности -минералогии - Василий Михайлович Севергин, отличавшийся точностьюнаблюдений. Деятельность русских ученых была многогранна и в значительной меревыводила их за рамки их специальности. Так, например, ученик Эйлераматематик Степан Кириллович Котельников заведовал Кунсткамерой иБиблиотекой, читал публичные лекции по математике и физике, был членомРоссийской Академии, готовившей толковый словарь русского языка. НатуралистНиколай Яковлевич Озерцовский преподавал русскую словесность, был членомРоссийской Академии и Вольного экономического общества, а также медицинскойколлегии. И. И. Лепехин заведовал Ботаническим садом Академии наук, былсекретарем Российской Академии. Многие академики писали учебники,занимались переводами, редактировали академические издания, работали вкалендарях и т. д.. Но если в области математических и естественных наук ПетербургскаяАкадемия наук безусловно сохранила ведущее место в стране, то развитиеобщественных наук, философии и литературы шло в основном уже вне стенАкадемии и вне прямого руководства со стороны правительства. Только вобласти филологии правительство пыталось при содействии Академии сохранитьза собой руководство, хотя и не всегда удачно. Широко развернутая в эпоху Ломоносова работа над словарем играмматикой русского языка была продолжена и во второй половине 18 векакрупными деятелями русской литературы. АКАДЕМИЯ НАУК В 19 ВЕКЕ. В 19 веке Академия наук, являвшаяся важным центром естествознания, вусловиях крепостнического государства не могла играть руководящей роли вразвитии передовой общественной науки. Хотя в Академии в 1841 году, помимо естественного, было образовано 2новых отделения - отделение русского языка и словесности, а также отделениеистории и политических наук, - Академия наук не была тогда ни единым, нинаиболее авторитетным центром в области истории и филологических наук. В связи с известным расширением научных сил и поля научногоисследования в университете и в других высших учебных заведениях Петербургапродолжало несколько снижаться в истории русской науки значение Академиинаук. «Первенствующее ученое сословие» России далеко уже по занимало тогопочти монопольного положения в русской науке, к которому обязывал его устави которое принадлежало ему еще в первой четверти XIX в. Общественный подъем и успехи русской науки в 60-х годах сравнительномало затронули Академию наук, возглавляемую тогда одним из высших вельможниколаевской монархии Д. Н. Блудовым (1855—1864). Академия наук почти забыла о своей обязанности готовить новую сменуисследователей, но занималась просветительной деятельностью. Ее книжнаяпродукция нередко сводилась к узко специальным монографиям и бюллетеням,часто на французском и немецком языках. Замечательные русские исследователи Тимирязев и Столетов оставалисьвне Академии. На выборах в действительные члены были забаллотированывеликие русские ученые Д.И. Менделеев и П. М. Сеченов. В 60-70 годы в эпоху особенно сильного роста естествознания, техники ивсей науки в России, Академия наук стала очень похожей на многиезападноевропейские академии с их кастовостью, замкнутостью и малойэффективностью. Неудивительно, что авторитет Академии наук в кругах передовойинтеллигенции был поколеблен. Передовое общественное мнение настраивалосьвсе более и более враждебно к Академии - ведь самые видные деятели наукиблистали в ней отсутствием. Такая Академия не могла служить показателемдвижения науки в стране. Не раз с сатирическими заметками по адресуАкадемии выступал Салтыков-Щедрин. Первый взрыв негодования произошел в 1880 г., когда на выборах вАкадемию был намеренно забаллотирован Д. П. Менделеев и в то же времяизбран иностранец, даже не знавший русского языка. В ответ последовало демонстративное избрание Менделеева почетнымчленом научных обществ. 14 членов Московского университета выразили своеосуждение действиям Академии. Они негодовали поповоду того, что голос людей науки подавляется противодействием темных сил,которые ревниво закрывают двери Академии перед русскими талантами. Большую известность получила гневная статья А. М. Бутлерова «Русскаяили только императорская Академия наук в Петербурге?», которую великийученый написал в ответ на циничное заявление одного из академиков-иностранцев о том, что Академия наук принадлежит не России, а царю.Бутлеров, сам академик, был вполне беспристрастен, когда давал резкую, носовершенно обоснованную оценку роли Академии наук в тот период. Он писал,что последствия нынешнего положения Академии очевидны: интерес к деламАкадемии и симпатии к нее самой совсем исчезли в русском обществе; почин внаучных предприятиях сравнительно редко принадлежит Академии, асосредотачивается большей частью в различных учебных обществах, на ученыхмеждународных конгрессах представителями русской науки являются нередко неакадемики, а ученые, к Академии не принадлежащие; русские ученые трудыминуют издания Академии. Борьба прогрессивных деятелей русской науки против рутины и реакции,которые воплощались в «немецкой партии» в Академии, не прекращались. Толькок концу 19 века «немецкая партия», которой покровительствовало и черезкоторую осуществляло на Академию свое влияние правительство, постепеннотеряет свое значение. Однако и тогда Академия все еще не вернула себеположение центра национальной науки. В отношении многих естественных наукАкадемия занимала часто даже подчиненное положение но сравнению суниверситетом. Академик Бутлеров, например, был более связан суниверситетской, чем с академической лабораторией. Следует, однако,признать, что и в высших учебных заведениях экспериментаторы не находилиподдержки со стороны чиновничества. Даже в столичном университетеоборудование химической лаборатории нередко считалось частным деломвозглавлявшего ее ученого. В Академии продолжалась работа по изучению фольклора и быта русскогонарода В.В. Стасовым, Н.И. Костомаровым и др.. Над историей академии наук ,а также над научной биографией М.В. Ломоносова работали в 80-90 годах П.П.Пекарский, П.С Билярский, М.И. Сухомлинов. Академия, собственно Отделение русского языка и словесности, сталаважнейшим сосредоточением изучения древнерусской словесности и языка. Надэтим работали И.И. Срезневский, В.И. Ламанский, М.И. Сухомлинов. БИБЛИОГРАФИЯ.1. Копелевич Ю.Х.. Основание Петербургской Академии наук. Л., 1977г..2. Курмачева М.Д.. Петербургская Академия наук и М.В. Ломоносов. М., 1975г..3. Лихоткин Г.А.. Ломоносов в Петербурге. Л., 1981 г..4. Очерки истории Ленинграда. Том 1. М.-Л., 1955 г..5. Очерки истории Ленинграда. Том 2. М.-Л., 1957 г..6. Радовский М.И.. М.В. Ломоносов и Петербургская Академия наук. М.-Л., 1961 г..7. Станюкович Т.В.. Кунсткамера Петербургской Академии наук. М.-Л., 1953 г..1 Материалы для истории Академии наук, том 1. СПб., 1885, стр. 15.1 Там же.1 М.В. Ломоносов, Полн. Собр. Соч., т. 7, Изд. Акад. наук СССР, 1950, стр.391.




Труднее всего предсказать чье-либо прошлое. Станислав Ежи Лец
ещё >>