Петербург Достоевского - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Творческое слово» Ф. М. Достоевского герой, текст интертекст [Dosztojevszkij... 1 180.32kb.
Н. В. Кашина в книге «Человек в творчестве Достоевского» исследует... 1 244.52kb.
«Петербург Ф. М. Достоевского» (по роману «Преступление и наказание») 1 71.49kb.
В чем своеобразие художественной манеры Ф. М. Достоевского? 1 26.22kb.
Достоевский ф м. Женские образы в произведениях ф м. достоевского 1 59.3kb.
Ф. М. Достоевского Третий Форум достоеведов в Ярославле 1 52.59kb.
Мир Достоевского 1 97.71kb.
Стоимость проезда в электропоездах повышенной комфортности «Ласточка»... 1 19.24kb.
Рождество у Ф. М. Достоевского в доме-музее писателя до 31 января... 1 46.78kb.
Xiv symposium Internazionale Dostoevskij xivth International Dostoevsky... 1 179.77kb.
Европейский русский альянс eu russian-speakers Alliance в италии... 1 77.3kb.
Русская литература второй половины 19 в. 1 10.17kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Петербург Достоевского - страница №1/1

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Молодогвардейский профессиональный строительный лицей



Методическая разработка

по мировой литературе

на тему: «Петербург Достоевского»

Выполнила:

преподаватель

мировой литературы

Сенина О. С.

2013 г.

Тема: Петербург Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»

«Город полусумасшедших». Петербург Достоевского



Цель:

  • Актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX в.;

  • показать особенности города «униженных и оскорблённых» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения;

  • подвести к осмыслению главного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;

  • совершенствовать умения и навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение; воспитывать самостоятельно мыслящую и глубоко чувствующую личность.

Оборудование: учебник, текст романа, ОС* (на доске), иллюстрации к роману.

Форма проведения: Урок-исследование.

ХОД УРОКА



I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание 2–3-х творческих работ

2. «мозговой штурм» (в парах)

Задание. Используя опорную схему (на доске), дать аргументированный развёрнутый ответ на вопрос: «Каковы зарождение и развитие теории Раскольникова и причины её крушения?»



III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки «под самой кровлей высокого пятиэтажного дома» выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Уже в самом начале произведения автор показывает нам гнетущую обстановку, которая будет окружать героев на протяжении всего действия. Действие романа погружено в эпоху, прозванную «железным веком». И не случайно Петербург у писателя становится олицетворением этой эпохи. Существуют два Петербурга. Один — город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург — символ величия и расцвета постпетровской России, поражающий нас своим великолепием и по сей день. Но был и другой, далёкий и неизвестный нам, живущим в XXI в., Петербург — город, в котором люди живут в «клетушках», в жёлтых грязных домах с грязными тёмными лестницами, проводят время в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и большинство знакомых нам героев Ф. Достоевского.

IV. Работа над темой урока

1. Чтение учителем описаний Невского проспекта в Петербурге А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя

У. Послушайте описание города разными авторами, назовите произведения, из которых взяты описания, и их авторов.

…Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё чем не блестит эта улица

Красавица нашей столицы!.. здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург… Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга… всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянья Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нём следы свои!..

С самого раннего утра… Невский проспект пуст… По улицам плетётся нужный народ… В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернёры всех наций…Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия…

В три часа — новая перемена. На Невском проспекте вдруг настаёт весна: он весь покрывается чиновниками в зелёных вицмундирах…

Но как только сумерки упадут на дома и улицы… тогда Невский проспект начинает шевелиться и оживает, тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет…

О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!.. Всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект.

(Н. В. Гоголь «Невский проспект»)

По оживлённым берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся; В гранит оделась Нева; мосты повисли над водами; тёмно-зелёными садами её покрылись острова <…>. люблю <…>

Невы державное теченье, Береговой её гранит, твоих оград узор чугунный, твоих задумчивых ночей. Прозрачный сумрак, блеск безлунный… (А. С. Пушкин «Медный всадник»)

У. Каков Петербург у каждого автора? Какую роль сыграл город в судьбе героев известных вам произведений?

2. Постановка и решение проблемного вопроса

У. Каков же Петербург у Ф. Достоевского? Какую роль сыграл он в романе и как повлиял на судьбы героев?

3. Подготовительная беседа перед выполнением исследовательской работы «Петербург

Ф. М. Достоевского»

(в группах)

У. Что нового открыл вам роман? Какие чувства пробудил? О чём заставил задуматься?

У. Н. К. Михайловский, современник Ф. М. Достоевского, назвал талант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением?

У. Какими вы видите улицы Петербурга, которыми бродил раскольников?

У. Расскажите о внешнем облике людей, встречающихся на «серединных» улицах? Какое впечатление они производят на вас?

Какими звуками «наполнен» Петербург? Что слышим мы на улицах города?

Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих в «серединных» улицах Петербурга?

Для чего писатель использует столь подробное описание города? только ли в качестве характеристики действия?

4. исследовательская работа (в группах)

Задание для 1-й группы. Охарактеризуйте пейзажи в романе (ч. 1, гл. 1; ч. 2 гл. 2, 6; ч. 4, гл. 5–6).

Задание для 2-й группы. Сопоставьте сцены уличной жизни (ч. 1, гл. 1; ч. 2, гл. 2, 6; ч. 5, гл. 5).

Задание для 3-й группы. Составьте описания интерьеров (ч. 1 каморка Раскольникова; ч. 1, гл. 2 описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; ч. 1, гл. 2 и ч. 2, гл. 7 угол Мармеладовых; ч. 4, гл. 2 трактир, где исповедуется Свидригайлов; ч. 4, гл. 4 комната Сони).

5. Презентация результатов исследовательской работы представителями групп



6. Обобщающее слово учителя

Если верить, что всё на Земле получает энергию из Космоса, тогда то, как распределил себя Петербург между своими обитателями, нельзя сравнить даже с тем, как делится добычей лев с гиенами. Петербург трущоб как будто выжат весь в пользу Петербурга дворцов. И это та цена, которую должен заплатить город за своё видимое процветание. Читая роман Достоевского, необходимо быть предельно внимательным и духовно зрячим, чтобы увидеть в конце ту свечу, которую держит Ф. М. Достоевский.




Хороший врач спасет если не от болезни, то хотя бы от плохого врача. Жан Поль
ещё >>