Первобытная эпоха в исследованиях исторической психологии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса раздел Первобытнообщинный строй в истории человечества... 1 301.62kb.
Первобытная эпоха 3 2 Древняя история 3 1 222.17kb.
«историческая детерминация психологии личности в современном российском... 1 120.13kb.
Автобиографический нарратив в контексте культурно-исторической психологии 1 295.28kb.
Программа семинарских занятий по курсу «Историческая психология» 28. 1 88.5kb.
Наш век есть эпоха Энергетического Мировоззрения 1 153.37kb.
Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста Л. 1 323.25kb.
Как победить плоть 1 63.3kb.
2012 Раздел Методология психологии, предмет и методы психологического... 1 317.78kb.
Книга Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов... 45 9942.61kb.
Программа курса «Методика преподавания психологии» 1 127.2kb.
Уроках истории в 5 классе Использование техники активно-продуктивного... 1 96.02kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Первобытная эпоха в исследованиях исторической психологии - страница №1/1

Раздел 2. Первобытная эпоха в исследованиях исторической психологии

В общепринятой классификации первобытная эпоха человечества (каменный век) включает в себя палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век).

Материалы о каменном веке группируются по так называемым археологическим культурам. Археологическая культура не совпадает с культурой в философском, социологическом, этнографическом понимании. Она обозначает общность материальных памятников, относящихся к одному времени и находящихся на одной территории. Название культуре, как правило, дает наиболее известное или раннее открытое местонахождение.

Фрейд сравнивал психоанализ с археологией – каждый слой психики – определенный этап развития, определенный язык. Общечеловеческие закономерности, вышедшие из позднего каменного века, относятся к самым глубоким пластам человеческого бытия. Архаических мир сейчас воспринимается как синоним бессознательного.

Неандерталец при его открытии во второй половине XIX века был определен как дегенерат и в дальнейшем ученые были склонны подчеркивать атавизм и ущербность этого ископаемого существа. Пещерный предок послужил для разработки древнего подполья психики и скрытой там опасности агрессии и дегенерации. Траглодиты с дубинками стали воплощением опасных наклонностей так называемого цивилизованного человека.

На рубеже среднего и каменного заканчивается эволюция ископаемых гоминид и появляется Homo sapiens: увеличивается многообразие каменных и других орудий, появляются составные изделия: вкладыши, наконечники, сшитая одежда. Главной социальной инновацией нижнего палеолита была экзогамия – исключение из брачных отношений ближайших родственников. Хотя элементы парного брака отмечаются уже у парных приматов (особенно шимпанзе) и, безусловно, сильно окрепли у древнейших ископаемых людей, архантропов и палеантропов. Однако родство по ведущей линии становится основным принципом социальности в позднем палеолите. Запрет инцеста (кровосмешения) требовал общественной регуляции брака, появился род и семья.

Вокальная коммуникация и конкретные представления ископаемых гоминид перешли в членораздельную речь и речевое мышление Homo sapiens в начале позднего палеолита под влиянием антропологических, экологических, технологических и психосоциальных обстоятельств. Возникновение языка и мышления связывают с навыками обработки камня. Внутри этого подхода существуют две точки зрения: В первом случае тезис «труд создал человека» понимается буквально: орудие труда прямо свидетельствует о наличие сознания и культуры, по крайней мере в зачаточных формах. В соответствии со второй точкой зрения употребления орудий труда является общей основой очеловечевания, но к причинам культуры и сознания не относится. Непосредственным признакам и двигателем очеловечевания служит речь. С этой точки зрения ведущим фактором антропогенеза (процесса историческо - эволюционного формирования человека) является коммуникативное взаимодействие, а не труд.

Таким образом, поздний палеолит занимает ключевое место в доистории, так как от него остались свидетельства систематической знаковой деятельности, а это главный признак наличия сознания.

В эту эпоху человечество вдобавок к биологическому, видовому единообразию приобретает культуру. Культура рождается в конце древнего каменного века как целостная система, тогда как в антропогенезе можно говорить лишь об отдельных зонах культурного поведения. Наиболее яркий след от культур верхнего палеолита – пещерная живопись. До этого изобразительное искусство (а следовательно и образное мышление) развивалось фрагментарно: археологи обнаруживают, относящиеся к среднему палеолиту (неандертальцы): отпечатки рук на краске, так называемые меандры – борозды, проведенные пальцами по влажной пещерной глине. Из меандровых линий выписываются контурные рисунки, сначала их наносят пальцами, затем какими –то орудиями. Маленькие женские статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня. Изображения человека редки, при этом много знаков женского пола. Вершиной всего палеолитического искусства была пещерная живопись мадленцев. Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтеспан.

Живопись палеолита – первый полноценный художественный текст – свидетельство появления символического, т.е. собственно культурного, взгляда на мир. В изобразительной деятельности палеолетического человека мы сталкиваемся с «фотографическим» запечатлением образа. Он рисует то, что действительно видит в определенный момент и при вполне определенном взгляде на предмет.

Психологическая организация Homo sapiens, которая возникла в нижнем палеолите и проявилась в языке, родовом устройстве, ритуалах, изобразительной деятельности, тесно связана с определенным культурным типом – охотничьей цивилизацией. Этот тип определяется не только тем, что преобладает охота как производственная активность и способ хозяйствования, но и в смысле мироотношения, психологического склада, эстетической традиции. Порождением охотничьего мира можно назвать магию – первую знаково – культурную организацию психики.

В первобытном обществе ряд социальных задач решался посредством магии. Магия – это социально – ритуальная, частично познавательная практика взаимодействия с окружающим миром. Одной из первых форм взаимодействия и влияния на окружающий мир с помощью магических действий является, так называемая охотничья магия. Суть охотничьих магических ритуалов сводилась к репетиции появления добычи и овладения ею. С помощью магических действий создавалась «вторая реальность», которая могла определить успех и удачу в охоте. К числу первых аксессуаров такого ритуала можно отнести настенные рисунки эпохи палеолита.

Можно говорить об исторических разновидностях магии: предрелигии, первобытном знании, чернокнижности, оккультных науках, целительстве современных экстрасенсов и т.д. Но в самом начале стоит охотничья магия.

У всех первобытных народов, известных этнографии ритуал так или иначе связан с мифом. Миф можно рассматривать как объяснение, сценарий ритуального действия. В период появления пещерной живописи, навыки рассуждающего (дискурсивного) мышления и сюжетосложения были еще слабыми. Пещерные изображения и символы – это заготовки из которых потом сложилась связанная, сюжетно и логически упорядоченная картина мира. В первобытном обществе миф – это образное отражение мира.

Итак, психологическое значение первобытной эпохи заключается в том, что она закладывает основы человеческой психики. Эта психика, адаптация которой происходит за счет культурно знаковых средств.

Первобытное сознание создает свои символы в очень неспокойной обстановке. Окружающий мир полон угрожающих знаков, поэтому суть этой эпохи – магико – мифическое сознание, обеспечивающее адаптацию к окружающей среде.



Первобытная картина мира представляет все природные явления результатом чьих-то действий. Каждый человек может вызвать ужасный катаклизм по неведению или злонамеренному умыслу. Природа состоит не из причин и следствий, а из персонажей, с которыми люди находятся во взаимоотношениях. В этом мире все одушевлено и наделяется человеческими стремлениями. Весь мир – большая община сородичей и соседей.
Задание для самостоятельной работы

Прочитать работу Фрейда «Тотем и табу» и сделать на основе этой работы и любых дополнительных материалов конспект по двум темам:

- Тотем первобытных обществ

- Табу в первобытных обществах




Отдели смятение от его причины, смотри на само дело — и ты убедишься, что в любом из них нет ничего страшного, кроме самого страха. Сенека
ещё >>