Первые шаги в науку - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конкурс учащихся 1-7 классов «Первые шаги в науку» Секция математики... 1 191.99kb.
Конкурс учащихся 1 7-х классов «Первые шаги в науку» Секции "Математика"... 1 211.62kb.
Результаты школьной научно-практической конференции «Первые шаги... 1 36.78kb.
Конкурс художественного чтения «Мой любимый Пушкин» 1 34.89kb.
Iv школьная научно-практическая конференция «первые шаги в науку» 1 306.34kb.
Мероприятия, форма проведения 6 1439.6kb.
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов «Первые шаги... 1 103.25kb.
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»... 3 456.18kb.
Районная научно-исследовательская конференция школьников «Первые... 1 235.86kb.
Каратэ искусство или спорт? 1 131.56kb.
Конкурс учащихся 1-7 классов «Первые шаги в науку» 1 98.64kb.
Исследовательская работа «История развития астрономии» 1 111.35kb.
Сон, сновидения, гипноз 1 228.21kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Первые шаги в науку - страница №1/1


Первые шаги в науку


Психология

Кем мы можем стать?

(Исследования психотипа учащихся для профессиональной ориентации)

Выполнил: Гомбожапов Чимитцырен Владимирович

ученик 10 класса

Шибертуйской средней

общеобразовательной школы

Руководитель: Цыбикова Нимасу Данзановна

учитель математики Шибертуйской СОШ

2009


Введение

В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе, человек вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Незнание содержания профессиональной деятельности и соответственно неудовлетворённость полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой производительности труда, смены трудовой деятельности.

И все же, человек неспроста стремится любыми способами угадать свое предначертание. Возможно, он это делает, чтобы избежать разочарований и не питать ненужных иллюзий. Но, может быть, это ему нужно также и для того, чтобы предупредить какие-то злосчастья и достичь в жизни большего, вовремя "схватив за хвост" госпожу Удачу? Есть основания думать, что человек должен больше верить в себя и надеяться на свои собственные силы. Он сам должен быть творцом собственной судьбы вопреки ее превратностям. Но никто не объясняет, как это сделать. Однако "рецепт" существует. Он в правильном и своевременном распознавании индивидуальных способностей и склонностей, характера и ценностной иерархии человека (типологии). А на основе типологии можно сделать научный прогноз развития психотипа, в том числе и его профессиональной ориентации.

Подводя итог сказанному выше, можно сказать, что изучение типологических особенностей учащихся актуально для решения практических задач выявления ориентиров в будущей профессиональной деятельности, а также актуальность изучения индивидуально-психологических различий диктуется, прежде всего, потребностями практической деятельности психологов, работающих в школах.



Целью данного исследования является изучение индивидуально-типологических различий учащихся и их психотипа для профессионального самоопределения.

Объектом является типология личности, а предметом исследования в данном направлении выступают личностные характеристики субъекта, которые отражают его возможности в освоении той или иной конкретной профессии, в реализации жизненных и профессиональных планов.

Задачи исследования:

1) изучение специальной литературы по теме

2) определение оптимальных методов исследования, адекватных выбранной теме

3) изучение предпочитаемых сфер профессиональной деятельности и профессиональных интересов подростков

4) исследование влияния профориентационного консультирования на выбор подростками профессии

5) Соотнесение профессионального выбора учащихся с их психотипом

Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы:

- теоретические: изучение психологической литературы, инструкций и методических рекомендаций по проблемам исследования;



- эмпирические: анкетирование, интервью, тестирование, беседы

-статистические методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.



Этапы исследования:

- определение типологической принадлежности исследуемых

- исследование познавательных интересов

- исследование профессиональной ориентации в связи с типом личности обучающихся

Практическая значимость работы состоит в том, что: организовано на практике консультирование, направленное на помощь учащимся в самоопределении при выборе профессии, в осознании своих способностей для освоения профессии.

Состав испытуемых

Исследование проводилось среди обучающихся Шибертуйской средней общеобразовательной школы в рамках оказания психологической помощи обучающимся в определении дальнейшего образовательного маршрута и в выборе профессии. В исследовании приняло участие 42 человека 14-17 лет, обучающихся в 9 – 11 классах. Из них девочек - 18 человек и мальчиков - 24 человека.



Научная база профориентации

Психологами разработаны инструменты типирования – набор разнообразных тестов. Один из таких тестов я предложил учащимся нашей школы для определения их «психологического портрета» с целью выяснения вопроса «Кем мы можем стать?»

Каждый человек – это сложная смесь, составленная из различных возможных психотипов. Определить свой тип – значит найти главный, доминирующий, и определить, в какой степени присутствуют остальные, то есть, по образному выражению известного психолога определить свою «розу ветров», которая поможет человеку двигаться в нужном направлении более успешно.

Точно также, когда мы говорим о предрасположенности того или иного типа личности к какой-либо профессии, мы вовсе не считаем эту профессию единственно подходящей для данного человека, а наоборот – каждый человек, какому бы типу личности он не принадлежал, не обречен на ту или иную профессию от рождения. Люди всех типов личности в состоянии добиться успеха в любой области. Другое дело, что в одной успехи будут грандиозными, а в другой - так себе.

Впервые в России уральские психологи, занимающиеся вопросами профориентации, решают эту проблему по общепринятым мировым стандартам, адаптировав к условиям нашей страны одну из наиболее эффективных технологий, опирающуюся на революционные открытия в психологии швейцарского психолога Карла Густава Юнга (1875 – 1961). [6. стр. 35]

Для профориентации молодежи создана международная технология кадрового менеджмента. А самое ядро этой технологии – стандартизованная методика Американского Института Типоведения, используемая во многих странах мира. Методику эту адаптировали к условиям российского менталитета и успешно применяют как в государственных, так и в частных корпорациях и фирмах страны.

Вывод Юнга о том, что между психотипом и профессией существует четкая и определенная взаимосвязь, сделало возможным системное описание личности – это и называется типология. А на основе типологии можно сделать научный прогноз развития психотипа, в том числе и его профессиональной ориентации.

Попробуем просто объяснить теорию К.Г.Юнга. Представим мозг человека в виде пункта переработки информации. У этого пункта есть вход и выход. На входе мозг получает информацию, на выходе выдает решение. По восприятию информации люди делятся на две группы: группа S воспринимает только практическую информацию, конкретную информацию, ту, которую можно увидеть и услышать, потрогать; N – воспринимает отвлеченную информацию в виде картин и образов


Рис 1

Решения тоже можно принимать по-разному. И тут Юнг выделил две группы: группа T оценивает информацию объективно, логически (правильно, неправильно) и также принимает решение, и группа F оценивает информацию субъективно, этически (плохо, хорошо) и также принимает решение.

Итак, Юнг выделил 4 основные психические функции: S -конкретность, N - интуиция, T - логика, F- этика, которые явились базовыми.

Но Юнгу было мало четырех психических функций, и он ввел еще два дополнительных параметра человеческой психики: Е – экстраверсия, и I-интроверсия «Экстра» означает наружу, а «интро» означает внутрь.

После Юнга типологией занялись Майерс и Бригтс. Они еще привлекли пару противоположных качеств: рациональность и иррациональность, или проще: определенность (J) и гибкость (P), и получилось у них уже 16 психотипов. [3 стр. 8]

Рис. 2


Исследования психотипа

Проведению исследования предшествовала беседа с целью разъяснения направленности и задач проводимой работы. Особый акцент при этом был сделан на формировании личной заинтересованности учащихся в объективных результатах исследования (через разъяснение возможностей использования полученной в результате диагностики информации в целях выбора профиля обучения, а также для прогноза будущей профессиональной деятельности). Сначала был задан вопрос «Кем ты хочешь стать?» Из 42 опрошенных старшеклассников врачами хотят стать 7.человек, учителем - 3, футболистом - тренером- 3, юристом -4, экономистом -6, артистом -4, и т.д. (приложение 2)

Изучение предпочитаемых сфер профессиональной деятельности и профессиональных интересов подростков показало, что это профессии – врача, экономиста, юриста и артиста.

Информированность в системе профессий невелика. [1]. В основном в основе выбора профессии лежит совет родителей, совет друзей, учителей, опыт знакомых, престижность, предполагаемая заработная плата, и т.д. Выявлены следующие приоритетные направления в представлении учащихся о своем будущем:

10% от опрошенных учащихся желают жить в своем селе, 5 % хотят свое профессиональное будущее связать с рабочими специальностями, создать свою семью, быть хорошим семьянином хотят 90%. Организовать свое дело желают 100%, получить высшее образование - 95%, занять руководящие должности – 64 % [2]

Чем же руководствовались при выборе профессии респонденты? В основном оценкой своих объективных возможностей (уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи). Свои способности и склонности, востребовательность профессии ставят они ниже вышеперечисленных.

У большинства старшеклассников только в 11 классе происходит изменение учебной мотивации. Они начинают рассматривать учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом, те предметы. Которые будут нужны в дальнейшем, их начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к “ненужным” учебным дисциплинам. У учащихся 9 -10 классов учебная мотивация почти не изменилась, на вопрос «Знание каких предметов вам необходимы для будущей вашей профессии?», хотя и выбрали нужные предметы, но своего отношения к ним не изменили. Конкретность жизненных планов не наблюдается. [4, стр. 89]

Выбирая работу, далеко не все ориентируются на соответствие самого процесса, стиля деятельности собственному психотипу. Для определения психотипа или «психологического портрета» учащихся я предложил опросник, составленный «Фондом Ковпака» (автор психолог И.И.Карнаух) в рамках образовательного проекта «Найди себя». Была определена формула психотипа каждого исследуемого учащегося. Перед опросом я провел беседу «Кем ты можешь стать?»:

Каждый человек должен сначала овладеть профессией, чтобы потом жить достойно, каждому из нас предстоит принять первое в жизни важное решение, связанное с выбором профессии. Кто же должен помочь нам в этом?

Прежде чем принять решение, от которого зависят жизнь или карьера, попробуйте сначала узнать точно «Кто я?». Если выразиться по-научному, узнайте свой психотип. Каждый из нас не такой, как все, в каждом из нас от рождения заложена программа, неизменная, на всю жизнь. Каждый пришел в этот мир уже с определенным типом личности, и никакая среда из нас совершенно новую личность не вылепит.

Выбирать профессию нелегко. Не надо спрашивать подходит ли вам профессия врача, учителя, юриста, а надо спросить себя, какой профессии подходите вы. А годитесь ли вы в бизнесмены? А выйдет ли из тебя экономист? Вот мы и попробуем выяснить какие профессии в максимальной степени отвечают требованиям вашего психотипа. [3, стр. 6]

Результаты исследования представлены в таблице 1 (приложение 1)

Преимущественно в нашей школе учатся энтузиасты (14%), и лирики (14%), политики (12%), хранители (12%), предпринимателей и аналитиков нет, гуманистов, инспекторов, маршалов и критиков по 7%, мастера, посредники и управители составляют всего по 5%, остальные - 1%.

Энтузиаст – активный, оптимистичный, доброжелательный, всего добивается сам, при этом сдержан до поры до времени, эмоционален, долго колеблется при принятии решений.

Лирик мягок и тактичен, часто имеет развитые гуманитарные интересы, склонен к компромиссам, неуверен в себе, работоспособность его имеет ярко выраженные периоды спада и подъема.

Политик – хороший дипломат, наделен коммерческой жилкой, ведет себя уверенно, смел и решителен. При этом консервативен, довольно неорганизован, идет на риск, все взвесив.

Хранитель – обязателен, пунктуален, хорошо разбирается в отношениях между людьми, хороший экономист, не любит неопределенность, частых перемен, постоянен в своих привычках. [3, стр. 14]

Соотнесение профессионального выбора учащихся с их психотипом показало, что только 20% опрошенных выбрали профессию в соответствии со своим «психологическим портретом».

Выбирая работу, чаще всего соизмеряет предполагаемую заработную плату, уровень ее престижности со своими запросами и притязаниями.

Для проверки выбора оптимального метода определения соответствия психотипа личности с их выбранной профессией я исследовал взрослое население села по данной методике. Исследования показали, что из 27 опрошенных, психотипы 75% успешно работающих респондентов, соответствуют выбранной профессии. Что дает мне право утверждать, что выбранная мною методика определения психотипа учащихся школы подходит для моих исследований.



Заключение

В ходе исследований нами были изучены: психотипы учащихся; их информированность о мире профессий; наличие и сформированность профессионального плана; осознанность выбора профессии и ведущие мотивы; интересы и склонности; профессиональные предпочтения; уровень притязаний.

Исследования соответствия психотипа обучающихся выбранным профессиям показали, что большинство остановили свой выбор на профессиях, не соответствующих их психотипам. Только у 20% учащихся их выбор совпал с предложенным списком профессий по психотипу. Это говорит о том, что нужно активизировать работу по профориентации в школе, а практическим психологам организовать более адекватное, а потому - эффективное социально-психологическое сопровождение указанного процесса.

Анализ ответов показывает, что выбор профессии в некоторых случаях связан с образом конкретных людей и их профессиональной биографией, из ответов можно наблюдать, что информированность о существовании разных профессий отсутствует. Не смотря, на то что, нет востребованности таких профессий как экономист, юрист, учащиеся считают их престижными, потому что эти профессии нужны для организации своего дела, для предпринимательства.

В некоторой степени «идеальный образ профессионала» заменен «идеальным образом жизни». Неопределенность ценностных представлений о самой профессии сменила ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни, при этом профессия уже выступает средством достижения этого образа жизни, а не его существенной частью.

Далеко не все ориентируются на соответствие самого процесса, стиля деятельности собственным индивидуальным характеристикам

При выборе профессии не последнее место занимает материальное положение семьи, список доступных учебных заведений и опыт знакомых.
Использованная литература


  1. Джим Барретт. Карьера: способности и выбор. М., АСТ. Астрель., 2007.

  2. Карелина А.А. Психологические тесты. М., Гуманит.изд. центр. ВЛАДОС, 2003.

  3. Карнаух И.И. , Танаев В.М. Найди себя, или делай то, для чего ты рожден! Екатеринбург, 2000.

  4. Меттус Е.В. Учимся выбирать профиль обучения. СПб.: КАРО, 2006.

  5. Орлов А.Б. Склонность и профессия. М., «Знание», 1981.

  6. Потемкина О.Ф. Психология личности, или как полюбить себя и других. М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005

  7. Прошинская Е.Н. Выбирайте профессию. М, Просвещение, 1991.

  8. Интернет. www. еffecton.ru.

Приложение 1

Таблица 1. Результаты тестирования

Наименование психотипа

Кол-во

Формула психотипа

Маршал

3

ESTP

Политик

5

ESFP

Искатель

1

ENTP

Советчик

1

ENFP

Управитель

2

ETSJ

Предприниматель




ETNJ

Энтузиаст

6

EFSJ

Наставник

1

EFNJ

Мастер

2

ISTP

Посредник

2

ISFP

Критик

3

INTP

Лирик

6

INFP

Инспектор

3

ITSJ

Аналитик




ITNJ

Хранитель

5

IFSJ

Гуманист

3

IFNJ

Приложение 2


Результаты опроса «Кем я хочу стать?»


Приложение 3

Классификация психотипов по К.Юнгу с последующими дополнениями по Майерс-Бригтс




Формула психотипа

Наименование психотипа

1

ESTP

Маршал

2

ESFP

Политик

3

ENTP

Искатель

4

ENFP

Советчик

5

ETSJ

Управитель

6

ETNJ

Предприниматель

7

EFSJ

Энтузиаст

8

EFNJ

Наставник

9

ISTP

Мастер

10

ISFP

Посредник

11

INTP

Критик

12

INFP

Лирик

13

ITSJ

Инспектор

14

ITNJ

Аналитик

15

IFSJ

Хранитель

16

IFNJ

Гуманист

(Латинскими буквами дано международное обозначение психотипов)

Приложение 4 Опросник






(а)

(б)

1

«Заряжаюсь энергией» при общении с другими людьми (люблю бывать в компаниях)

«Заряжаюсь энергией» в спокойной обстановке (люблю близкий круг друзей)


2

Доверяю тому, что надежно

Доверяю вдохновению и игре ума

3

Решаю проблемы с помощью объективного анализа

При анализе больше учитываю «людской фактор»

4

Предпочитаю принимать решения однозначно

Предпочитаю оставлять за собой выбор

5

Обычно говорю громко и решительно

Говорю сдержанно и нерешительно

6

Одобряю новые идеи только в тех случаях, если они могут реально использоваться

Одобряю новые идеи только потому, что они новые

7

Ценю логику, справедливость и честность; предъявляю одинаковые требовании ко всем и ко всему

Ценю сопереживание и гармонию в отношениях; считаю, что правила, не всегда нужно жестко соблюдать

8

Ставлю перед собой цель и стремлюсь достичь ее в заданные строки

Изменяю свою цель по мере получения новой информации

9

Более открыт для окружающих

О себе рассказываю немногим избранным

10

Исхожу из фактов

Исхожу из возможностей и перспектив

11

Сразу вижу недостатки и резко критикую их

С готовностью выражаю свое одобрение; не обижаю других попусту

12

Распорядок дня организует мою работу, нравится составлять рабочие графики

Свобода от жестких планов мне необходима, т.к. Позволяет достичь большего

13

Больше говорю чем молчу(в семье)

Больше говорю, чем слушаю (в семье)

14

Если были бы определенные условия, посветил бы жизнь освоению одной профессии

Люблю осваивать новые профессии, достигнув определенного мастерства

15

Могу производить впечатления «жесткого человека»

Могу производить впечатления «мягкого человека»

16

Мои усилия распределяются равномерно

Могу сначала запустить, а потом наверстать упущенное

17

Открыто выражаю свои эмоции

Держу свои восторги при себе

18

Говорю конкретно и детально

Моя речь чаще смысловая; пользуюсь сравнениями, аналогиями

19

Считаю что правда важнее такта

Считаю что правда и такта важны одинаково

20

В повседневной рутине успокаиваюсь

В рутине повседневности вижу скуку

21

Скор на ответ: люблю быстрый темп

Не спешу с ответом

22

Если ничего не ясно скрупулезно собираю сведения

Если ничего не ясно полагаюсь на профессиональную интуицию

23

Считаю, что можно руководствоваться чувствами только тогда когда они логичны

Считаю чувства ценны амии по себе, не зависимо от того, имеют они смысл или нет

24

Плохо себя чувствоваю, когда вокруг неразбериха

Спокойно лавирую между противоположностями

25

Предпочитаю широту обхвата дел(дела выполняются параллельно)

Предпочитаю глубину обхвата дел(дела выполняются последовательно)

26

Я практичен

Я изобретателен

27

Доказать могу быстрее

Уговорить могу быстрее

28

Мое настроение стабильное и ровное

Мое настроение импульсивное и гибкое





С возрастом женщины все больше полагаются на косметику, а мужчины — на свое чувство юмора. Джордж Джин Нейтан
ещё >>