Перспективы развития туризма дальнего востока - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
биосферноЕ хозяйство сибири и Дальнего Востока: проблемы и перспективы 1 70.82kb.
Освоение и заселение Дальнего Востока в XIX начале ХХ вв 1 155.51kb.
Перспективы развития высокотехнологичных производств на Дальнем Востоке 1 67.25kb.
История корейского населения российского сахалина 3 615.36kb.
Исследования Дальнего Востока русскими и первые сплавы по Амуру в... 1 107.37kb.
Картографирование урожайности сенокосов южной материковой части дальнего... 1 124.92kb.
Транспортный комплекс сибири и дальнего востока 14 3123.42kb.
Историческая справка о политическом значении Хабаровска как столицы... 1 35.88kb.
Программа и предварительные результаты социологического исследования... 1 107.89kb.
Программы дисциплины «История сми сахалинской области и Дальнего... 1 37.86kb.
Международная научная заочная конференция Перспективы научного развития... 1 25.17kb.
Программа по предмету география Класс 10 3 453.27kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Перспективы развития туризма дальнего востока - страница №1/1

вернуться к списку публикаций

А.М.Сазыкин (Владивосток, ДВГУ)



ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Опубликовано: Туризм и устойчивое развитие регионов. Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции.- Тверь: ТвГУ, 2005.- С.188-191.

 

Современный туризм Дальнего Востока (ДВ) характеризуется аномально высоким уровнем развития выездного туризма по сравнению с внутренним и особенно въездным. Приоритетными направлениями для развития экономики региона должны быть наоборот внутренний и въездной. 

Главные особенности рекреационно-географического положения Дальнего Востока следующие. 1. Удаленность от центральных районов страны в сочетании с плохой транспортной доступностью и высокими тарифами. Это автоматически делает ДВ мало привлекательным для большей части населения России и одновременно сильно ограничивает возможность дальневосточников посещать исконные русские территории. Поэтому внутренний  туризм ориентируется преимущественно на собственное население ДВ.

2. Огромные размеры, меридиональность и низкая освоенность территории. Это определяет наличие значительных массивов экологически чистых земель, особенно на территориях севернее БАМа. Меридиональность в сочетании с гористостью и приморским положением определяет разнообразие природных условий (самое большое в России количество природных зон – от степей до горной тундры и арктических пустынь).

3. Приморское положение. Ни один регион России не имеет такую протяженную морскую границу. Значительные территории ДВ (не только островные) доступны исключительно по морю или по воздуху. Приморское положение в туризме используется крайне не достаточно. Необходимо развитие пассажирского рейсового сообщения, в том числе с соседними странами.

4. Выход в Азиатско-Тихоокеанский регион создает прекрасные возможности развития международного туризма. Один из феноменов развития международного туризма в конце ХХ в. – опережающее развития туризма в регионе «Восточная Азия и Тихий океан» (по ВТО). Доля региона в мире выросла с 1960 по 2004 г. в туристских прибытиях с 1% до 19,2%. Убытия из стран региона выросли с 1985 г. по 2002 г. с 9,1% до 17,9%. По прогнозу регион и далее будет развиваться опережающими темпами и к 2020 г. доля региона составит 25-28%. К 2020 г. на все страны Тихоокеанского бассейна будет приходиться более 45% мировых тур. прибытий и доходов, т.е. больше чем в Европе. Таким образом, страны АТР становятся основным туристским регионом мира. Одновременно с этим дешевизна туризма в ряде стран АТР по сравнению с российским и неразвитость туристской инфраструктуры на Дальнем Востоке создает угрозу, что он будет в туристской системе АТР донором. 

5. Протяженная сухопутная граница с Китаем. Наличие такой границы – важнейший фактор взаимных туристских обменов. Доля Китая в международном туризме ДВ превышает 90%, особенно высока в Амурской области и Приморском крае. Российско-китайская граница на ДВ проходит по крупным рекам, что затрудняет организацию переходов и снижает их пропускную способность. Только в Южном Приморье граница проходит по равнинам и низкогорьям, а потому самая высокая плотность пограничных переходов, поэтому в начале 90-х годов поток туристов через Приморский край на Китай составлял более половины общероссийского. В настоящее время доля Приморского края снизилась до 30%.

Небольшая граница с КНДР существенной роли в международном туризме не имеет. Значимость границы может измениться в случае если Северная Корея разрешит пропускать южнокорейский пассажирский поток по железной дороге через свою территорию.



6. Транзитное положение Дальнего Востока практически не используется. Единственным важным транзитным центром является Хабаровск и то, как промежуточный пункт пути в центральные районы России из Японии. Небольшой транзитный поток туристов следует из Республики Корея через Краскино в Китай (паломнический тур к г. Пектусан). Наиболее реальный международный транзитный маршрут: Япония – Владивосток (Находка) - КВЖД – Китай. Возможен транзит Северная Америка – Хабаровск (Владивосток) – страны Азии. Реальное использование транзитного положения ДВ возможно только после создание современной транспортной системы мирового уровня, особенно авиатранспорта. 

Анализ рынка международного туризма. В окружении Дальнего Востока России  находятся страны – лидеры выездного туризма мира (2003 г.):

страна

Место в мире

Расходы (млрд. долл.)

США

1

56,9

Япония

4

26,1

Китай

7

15,2

Россия

9

13,2

Сянган (Гонконг)

10

11,2

Канада

12

9,3

Р.Корея

14

6,8

Тайвань

15

6,4

         Все перечисленные страны за исключением США и Китая – имеют отрицательное туристское сальдо, т.е. являются донорами туризма

Китай недооценивается как рынок выездного туризма. Однако темпы развития выездного туризма Китая поражают. В 1992 г. из Китая выехало 2,9 млн. туристов, в 2003г. 20,2 млн. Россия, однако, делает очень мало шагов навстречу рвущемуся к нам потоку туристов, хотя своим географическим положением мы обречены на тесные туристские контакты. Количество китайских туристов, прибывших в Приморье с 1994 г. выросло с 30 тыс. до 178 тыс. человек. Доля России в выездном туристском потоке Китая составляет около 5%, что очень мало для двух стран-гигантов, имеющих одну из самых длинных сухопутных границ в мире и давние культурно-исторические и экономические связи. Первоочередными задачами улучшения туристского потока из Китая является создание автомобильного моста через Амур у Благовещенска и создание качественного транспортного коридора с провинцией Цзилинь. В настоящее время доля провинции Цзилинь во въездном туристском потоке в Приморский край составляет 15-16%, что явно не соответствует возможностям рынка, который близок по размерам провинции Хэйлунцзян.

Япония является одним из мировых лидеров по величине отрицательного туристского сальдо (-23,2 млрд. долл.). В 2000 г. из Японии выехало почти 18 млн. туристов. При этом в настоящее время выездной туризм Японии находится в кризисе в связи с экономическими проблемами страны, валютно-финансовым кризисом АТР 1997-98 гг., терактом в США в 2001г., эпидемиями атипичной пневмонии и куриного гриппа в 2003 г., падением курса доллара. В 1995 г. отрицательное сальдо Японии составляло -33,5 млрд., уступая Германии всего на 0,1 млрд. долл. События в мире последних лет сильно повлияли на выездной туризм Японии в связи с высокой требовательностью японцев к безопасности путешествий. «Спокойный» 2004 г. выявил тенденцию к быстрому восстановлению выездного туризма Японии. Следует отметить существенную перестройку направлений туристских потоков японцев в последние годы. Идет сокращение количества поездок в США, Европу, Ближний Восток, но рост в страны Восточной Азии, особенно в Китай и Республику Корея. Наибольший рост (до 80%) притока туристов из Японии в Приморский край приходился на годы наибольшего сокращения выездного туристского потока из Японии (2001 и 2003 гг.), т.е. Российский ДВ рассматривается японцами как более безопасное туристское направление. Улучшение качества туристкой инфраструктуры, персонифицированное отношение к японскому туристу, изменение негативного имиджа России, как опасной и социально-проблемной страны. Решение политических взаимоотношений двух стран может вызвать значительное увеличение притока туристов из Японии. В настоящее время в Россию из Японии выезжает примерно 0,5% выездного туристского потока страны. Учитывая, что Россия ближайший сосед Японии, цифра мизерна. Японцев на ДВ интересуют европейская культура, культура малых народов, места связанные с деятельностью японцев на ДВ, природа. Среди туристов мира японцы отличаются высоким познавательным интересом, преобладанием делового и активного туризма. Большая часть иностранного рыболовного туризма связана с японскими туристами.  

Перспективным туристским рынком для Приморского края является Республика Корея. Выезд из Южной Кореи с 1990 по 2003 г. вырос с 1,6  до 7 млн. туристов. Доля России в выездном потоке составляет всего 0,8%. Практически отсутствует въезд на ДВ России из Тайваня и Сянгана, хотя в остальных странах Восточной и Юго-Восточной Азии доля туристов с этих территорий значительна. Привлечение их в Россию наиболее реальна на начальном этапе через деловой туризм. Канада, хотя и является одним из ведущих в мире рынков выездного туризма, для Российского Дальнего Востока мало перспективна в силу сходства природных условий. Поток канадских туристов с целью отдыха направлен преимущественно (80%) в теплые штаты США и страны Карибского бассейна. Больших перспектив не имеет использование самого крупного туристского рынка мира – США. Основные направления туризма американского направления на ДВ – деловой, научный, экологический.



Анализ рекреационных ресурсов. ДВ беден культурно-историческими рекреационными ресурсами, большинство памятников истории и культуры интересны только местному населению. Относительный интерес для иностранных туристов представляют культура малых народов ДВ, археологические находки (Сикачи-Алянь под Хабаровском, памятники культур Бохай и чжурчженей), военные укрепления (особенно Владивостокская крепость – единственный объект мирового уровня), места связанные с деятельностью на ДВ японцев, корейцев, китайцев, немцев, французов. Главным, хотя и не бросающимся в глаза ресурсом ДВ является распространение европейской (русской) культуры. Для стран Восточной Азии российский ДВ это самая близкая территория – носитель экзотичной  для них европейской культуры. На контрасте культур разных народов основана разработка туристского проекта под эгидой ВТО «Туманган». Практически не используется известность одного из самых крупных в мире технических сооружений, являющегося символом России и Владивостока – Транссибирская магистраль. Организация тура в комфортабельном туристском поезде через многие исторические центры по таинственной Сибири (еще одна ассоциация иностранцев со словом Россия, при чем ДВ у них тоже Сибирь). Интерес представляет железнодорожный туристский маршрут Владивосток – КВЖД – Байкал – Москва.

Природные рекреационные ресурсы – главный элемент туристского потенциала ДВ. Исходя из опыта Канады, находящейся в аналогичной природной обстановке и имеющей такую же асимметрию освоенности, природный туризм может иметь огромное значение в экономике страны. В России  выделяются в природном отношении четыре района, имеющие максимальную привлекательность для внутренних и иностранных туристов – Кавказ, Байкал, Алтай-Саяны и Камчатка, при этом последний по ресурсам наиболее привлекателен и наименее освоен. Это единственная территория России, где иностранные туристы преобладают над российскими из других районов. Наряду с традиционными для Камчатки видами иностранного туризма - экологическим, научным, рыболовным, охотничьим и спортивно-маршрутным (рафтинг, альпинизм, треккинг), необходимо развивать горнолыжный. Он обладает наибольшей массовостью, очень высока потребность в нем со стороны японских туристов, это единственный вид туризма, который может привлечь много туристов в мертвый сезон. Обилие нетронутых склонов и особая структура снега приокеанических гор создает прекрасные условия для фрирайда – наиболее дорогого вида горнолыжного туризма. Широкие возможности для развития горнолыжного туризма имеют также Магаданская и Сахалинская область.

Южные Курильские  острова интересны тем, что на малой площади изобилие природных достопримечательностей (вулканы, термальные минеральные источники, обрывающиеся в море водопады, береговые скалы). Плохая транспортная доступность существенно ограничивает использование этой территории в туристских целях.  

Главный ресурс Приморского края теплое море, что определяет. специализацию Приморского края - купально-пляжный туризм для жителей северных и внутриконтинентальных районов ДВ и Восточной Сибири. Морские виды туризма для иностранных туристов не могут быть привлекательны из-за невозможности конкурировать с прибрежными и островными территориями Восточной и Юго-Восточной Азии и могут рассматриваться только как вариант диверсификации отдыха.

Изюминкой Приморского края является максимальное для России разнообразие растительного и животного мира и обилие краснокнижных представителей. Это важный ресурс для научного, образовательного, экологического, познавательного туризма как внутреннего, так и иностранного. Однако, это представляет интерес главным образом для специалистов или людей любознательных, которых в потоке туристов, к сожалению, не очень много. Соседние территории Китая (Маньчжурия), Кореи и Японии имеют аналогичное смешение северных и южных видов, а субтропическая растительность более южных территорий разнообразнее и пышнее. Недостатком Приморской тайги являются энцефалитоопасность, низкая обзорность местности (из-за лесистости и небольшой высоты гор), труднопроходимость (обилие лиан, подроста, колючих растений). Природный туризм в Приморском должен ориентироваться преимущественно на внутреннего регионального туриста. Не следует ожидать в природном иностранном туризме значительные потоки туристов. Наряду с этим следует подчеркнуть, что создание качественной инфраструктуры для природного туризма сделает более привлекательным даже городской иностранный туризм, так как позволит разнообразить отдых. 

Ограничивающим фактором развития природного туризма на ДВ является отсутствие национальных парков. Привлекательность территории только за счет появления статуса национального парка значительно повысится в глазах иностранных туристов. Туристы высокоразвитых стран, часто не имеющих возможность увидеть уникальные объекты и естественную природу вне национальных парков, ассоциируют природный туризм только с ними.

Приморский край отличается на ДВ наибольшей привлекательностью для круизного туризма. Это обусловлено тем, что здесь расположен самый крупный город-порт на побережье ДВ с наилучшими культурно-историческими ресурсами. География мировых круизных маршрутов непрерывно расширяется, все чаще их начинают совершать в Восточно-Азиатском регионе. Посещение стран с различной культурой (Япония, Корея, Китай, Россия) за один маршрут делает их привлекательными. Увеличение количества круизов в регионе связано еще с тем, что японцы, длительное время игнорирующие этот вид туризма, начинают тоже много путешествовать. Развитие круизного туризма требует решения ряда погранично-таможенных и технических вопросов. Перспективны круизы и вдоль мало освоенных побережий (Камчатка, Курилы, Шантарские острова и др.) по примеру маршрутов у берегов Норвегии, Аляски, Канады

В плане развития природного туризма Хабаровский край имеет более благоприятные условия по сравнению с Приморским. Он имеет наилучшее сочетание хороших природных рекреационных ресурсов с транспортной доступностью. Край характеризуется значительными территориями нетронутых земель, высокой гористостью (в том числе наличие гор альпийского типа), прекрасными ресурсами речного рыболовного и охотничьего туризма. Горные ландшафты характеризуются высокой обзорностью, много живописных объектов. По природным рекреационным ресурсам Хабаровский край в значительной степени аналогичен большей части Якутии и Магаданской области, но выигрывает по комфортности климата и транспортной доступности. Лучшим районом на ДВ по сочетанию качеств «транспортная доступность - природа» является Буреинского нагорье.

Речные круизы по Амуру привлекают и российских и иностранных туристов. Рост привлекательности речных круизов могут сделать только заходы в китайские порты, возможно продление маршрута в Китай по Сунгари.

 Амурская область уступает по природным рекреационным ресурсам Приморскому и Хабаровскому краю. Наряду с необходимостью развития материальной базы природного туризма, ориентированной в большей степени на внутреннего туриста, следует обратить внимание на лечебно-оздоровительные ресурсы. Область отличается наиболее комфортным климатом на ДВ особенно в летнее время. Имеются значительные запасы почти не используемых минеральных вод и массивы сосновых лесов. В настоящее время это единственная территория ДВ, не имеющая курортов.



Саха-Якутия и Магаданская область отличаются наибольшими на ДВ массивами нетронутых земель. Это определяет, что основной вид иностранного туризма и уже неплохо развитого – природный туризм, преимущественно речной рыболовный. Для иностранных туристов интерес представляют этнические ресурсы и история сталинских лагерей. Чукотке в ближайшей перспективе следует продолжать развивать добрососедские отношения с Аляской и обыгрывать идею «Берингийского моста» - природного и культурно-исторического родства с прилегающей Америкой. Удаленность и плохая транспортная инфраструктура не позволит рассчитывать на привлечение туристов из других регионов еще длительное время.

вернуться к списку публикаций




Машины должны работать. Люди должны думать. Девиз компании «IBM»
ещё >>