Патрахина Елена Александровна 2013 г. Тобольск пояснительная записка Данная рабочая программа - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Беляева Елена Сергеевна Учитель истории и обществознания г. 1 249.58kb.
Феоктистова Елена Николаевна учитель истории и обществознания высшей... 4 354.51kb.
Петрова Елена Михайловна, учитель биологии (фио) 2013 год пояснительная... 4 664.6kb.
Пояснительная записка данная рабочая программа составлена на основании 3 486.32kb.
Лазарева Ирина Михайловна пояснительная записка. Данная рабочая программа 4 709.14kb.
Учителя Биттировой Халимат Хамангериевны Ф. И. О с п. п. Звёздный... 1 156.8kb.
Зыкова Екатерина Александровна 2010-2011 учебный год пояснительная... 1 355.41kb.
Донцова Елена Николаевна Предмет Искусство Класс 7 Юдино 2010г пояснительная... 1 124.37kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе 3 521.36kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе 3 423.48kb.
Учебная программа по истории для 5 класса Пояснительная записка Данная... 4 455.93kb.
Программа по географии Курс «География. Землеведение» 5 1346.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Патрахина Елена Александровна 2013 г. Тобольск пояснительная записка Данная рабочая - страница №1/7

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

 

 



Рассмотрено

На заседании

Научно - методического

совета


Протокол №_______

от «___» __________2013 г


_______Т. В. Кривощапова

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

 

МАОУ СОШ № 14



 
________Т.С. Змановская

Утверждено

Приказом директора МАОУ

СОШ № 14

 

от «___» ___________2013 г



  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по предмету « ГЕОГРАФИЯ»

ДЛЯ 6-9 КЛАССА
ОСНОВНОЕ (ОБЩЕЕ) ОБРАЗОВАНИЕ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

 

НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

(6 класс - 34 час, 1час в неделю; 7-9 классы -68 часов, 2 часа в неделю)

                                                                                                                 Составил:



Патрахина Елена Александровна

2013 г.

Тобольск
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования»;

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, разработанного в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании»(ст.7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ№176-р от 29 2001 г.; одобренный решением коллегии Минобразования России Президиума Российской академии образования от23 декабря 2003г. №21/12 утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • приказа Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011г. №2885 г. Москва «ОБ утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год;

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; Программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, 2008 г, Москва, Просвещение);

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень);

  • Программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина, 2008 г, Москва, Просвещение).

Учебники:

класс

учебник




6

География. Природа и люди. 6 класс; учебник для общеобразовательных учреждений / А. И. Алексеев, С. И. Болысов, В.В. Николина и др./; под ред. А.И.Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- 3-е изд. испр. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.: ил. карт.- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).-ISBN 978-5-09-023457-3

Атлас с набором контурных карт; рабочая тетрадь

7

География. Страны и континенты. 7 класс; учебник для общеобразовательных учреждений / А. И. Алексеев, С. И. Болысов, В.В. Николина и др./; под ред. А.И.Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- 3-е изд. испр. - М.: Просвещение, 2010. - 255 с.: ил. карт.- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).-ISBN 978-5-09-023458-0

Атлас с набором контурных карт; рабочая тетрадь

8

География. Россия. 8 класс; учебник для общеобразовательных учреждений / А. И. Алексеев, С. И. Болысов, В.В. Николина и др./; под ред. А.И.Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- 3-е изд. испр. - М.: Просвещение,2011.-240 с.: ил.,карт.- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).-ISBN 978-5-09-023…..

Атлас с набором контурных карт; рабочая тетрадь

9

География. Россия. 9 класс; учебник для общеобразовательных учреждений / А. И. Алексеев, С. И. Болысов, В.В. Николина и др./; под ред. А.И.Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- 3-е изд. испр. - М.: Просвещение,2011.-240 с.: ил.,карт.- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).-ISBN 978-5-09-023665-2

Атлас с набором контурных карт; рабочая тетрадь

Огромное значение приобретает географическое образование, обеспечивающее формирование у школьников географической культуры — одной из важнейшей составляющей общей культуры человека. Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.

Основная задача и побудительный мотив создания программы линии «Полярная звезда» — помочь школе обучить и воспитать географически грамотных граждан, готовых и к осознанному выбору профессии, и к будущей работе на благо своей страны. Не случайно для линии выбрано название «Полярная звезда» (как всеобщий символ верного ориентира, имеющего и географический, и общечеловеческий смысл) и девиз «Ориентируйтесь на Земле и в мире».

Можно выделить три основные особенности линии:

- в соответствии с требованиями стандарта изучение предмета «География» как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Это особенно заметно при изучении географии России.       

- в связи с уменьшением в базисном учебном плане 6 класса количества часов до 34, в 7 классе расширена тема «Природа Земли». В ней гораздо подробнее, чем в классических курсах для 7 класса, раскрыты общие природные закономерности, и она существенно больше по объему. Напротив, материал по конкретным материкам меньше по объему, чем обычно. Каждый материк рассматривается под углом проявления на нем только что изученных общих природных закономерностей и места в мире расположенной на материке части света (или региона). Изучение материка завершается закреплением материала путем несколько иной формы работы с информацией. Создается образное представление о материке с учетом уже освоенных общих природных закономерностей и их проявления на конкретном материке с помощью своеобразной схемы — «как это сделать».



- все учебники линии содержат очень разнообразный аппарат ориентировки, который в целом задуман как организатор и помощник в учебной деятельности.
       Приоритеты данной программы: обеспечение будущей личностной и социальной успешности сегодняшних школьников; индивидуальный подход к каждому ученику; системное обучение работе с различными видами и стилями информации — текстовой, графической, мультимедийной;  системное обучение работе с географической картой; доступность для детей разных способностей и возможностей; единый подход к содержанию, методике и принципам конструирования курса.

Программа предполагает изучение системы взаимосвязанных между собой курсов:



Класс

Школьный курс географии

Количество часов

6

  География. Природа и люди

34

7

  География. Страны и континенты

68

8

  География. Россия

68

9

  География. Россия

68


Изучение географии направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.



Задачи:

  • Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

  • Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  • Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  • Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

  • Научить использовать различные средства информации для получения дополнительных знаний.

А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

География. Природа и люди. 6 класс

(34 ч; 1 ч в неделю)

Введение(1ч.) Как мы будем изучать географию в 6 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Географические оболочки. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике.

 Тема 1. На какой Земле мы живем (2 ч)

Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Развитие географической науки от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей — ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия: открытия X. Колумба, Ф. Магеллана и их влияние на судьбы мира. Как были открыты и исследованы материки. Современные географические открытия. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей



Пр.р. № 1. Анализ источников географической информации.

Пр.р. № 2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».

 Тема 2. Земля как планета (2 ч)

Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета. Уникальные условия жизни на Земле. Земля — обитаемая планета. Материки и океаны. Формы и размеры Земли. Движение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена сезонов года. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Распределение тепла и света на Земле.


 Пр. р. № 3. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной».

Пр. р. № 4. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

Пр. р. № 5. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».

Тема 3. План и карта (4 ч)

Ориентирование человека в пространстве. Способы ориентирования по компасу, Солнцу, Полярной звезде, местным признакам. Определение азимута. План местности. Особенности изображения Земли на плане. Масштаб. Условные знаки. Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Абсолютная высота. Относительная высота. Чтение плана местности. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности.

  Глобус — модель Земли. Географическая карта. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географическая карта — достижения человечества.

Свойства географической карты. Масштаб. Легенда карты. Градусная сетка. Параллели и меридианы. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт.



Пр. р. № 6.   Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута.

Пр. р. № 7. Топографический диктант.

Пр. р. № 8.  Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений.  

 Тема 4. Человек на Земле (2 ч)

 Расселение людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Языки. Государства на земном шаре.

Пр.р.№9. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц.

Пр.р. № 10. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.



Тема 5. Литосфера (5 ч)

Литосфера — каменная оболочка Земли. Значение литосферы для жизни на Земле. Строение литосферы. Горные породы. Минералы: их свойства, происхождение. Полезные ископаемые. Охрана земных недр.

 Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Литосферные плиты. Землетрясения и их причины. Вулканы, причины их образования. Строение вулкана. Горячие источники. Гейзеры. Сейсмические районы Земли.

 Рельеф Земли. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах.

 Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей.

Выветривание. Овраги, сели. Барханы. Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности.



Пр.р.№11.  Изучение свойств горных пород и минералов.

Пр.р.№12.  Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений.

Пр.р.№13.  Описание по карте равнин и гор по плану. 5. Описание рельефа своей местности.

Тема 6. Гидросфера (7 ч)

 Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы.

 Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения океанских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Стихийные явления в Океане. Правила обеспечения личной безопасности на воде.

 Воды суши. Реки — артерии Земли. Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек.

 Озера. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища. Хозяйственное значение озер и болот.

 Подземные воды. Их происхождение, возможности использования человеком. Минеральные воды.


 Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.

Пр.р. № 14.   Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира.  Пр.р. № 15. Описание реки и озера по плану.

Пр.р. № 16. Описание реки и озера по плану.  На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли.

 Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.




Тема 7. Атмосфера (4 ч)

 Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав воздуха. Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды. Части атмосферы

 Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Термометр. Суточный ход температуры воздуха. Средняя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры воздуха (суточная, годовая).

Атмосферное давление. Изменения атмосферного давления. Барометр. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон.

 Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облачность. Облака и их виды. Осадкомер.

Погода. Элементы погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; их свойства.

Климат и климатические факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.

Пр.р.№17.  Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. Пр.р.№18  Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра.

Пр.р.№19.  Построение и анализ розы ветров.

Пр.р.20. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Пр.р.21.  Анализ погоды на ближайшие два-три дня.



Тема 8. Биосфера (3 ч)

Биосфера. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле.

Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы.

 Почва как особое природное образование. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Свойства почвы. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблюдение за почвенным покровом своей местности. Описание почвы.

 Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.

Пр.р.№22.Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.

Пр.р.№23.    Описание одного растения или животного своей местности.

 Тема 9. Географическая оболочка Земли (4 ч)

Понятие «географическая оболочка». Состав и строение географической оболочки. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки. Природные зоны Земли — зональные природные комплексы. Карта природных зон Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Ландшафт — природный, промышленный, сельскохозяйственный. Культурные ландшафты. Природное наследие.

Пр.р.№24. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах».

Пр.р.№25.  Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «География. Природа и люди» ученик должен:
      1) знает / понимает:
      значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;
      результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий;
      основные источники географической информации, методы изучения Земли;
      географические следствия движений Земли вокруг своей оси, Солнца;
      различия между планом местности, картой, глобусом, современные способы создания карт;
      как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы; состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них  изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности;
географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом;
      2) умеет:
      показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте; давать описание существенных признаков географических объектов и явлений;
  находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, статистических материалов, справочников, научно-популярной литературы, Интернета;
      приводить примеры: развития представлений человека о Земле; крупнейших по площади и населению стран; крупнейших рас и народов мира; крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности; адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияния природы на формирование культуры людей; источников загрязнения сфер Земли; использования и охраны природных ресурсов; составлять: простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи; описание образа природных объектов; описание природных объектов по типовому плану; описание природных явлений и процессов (погода, климат, течение, природные зоны, тепловые пояса, ветры, природно-культурные и социально-экономические явления) по картам, наблюдениям, статистическим показателям; определять: на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в коллекции);

 применять: приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;


      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: статистических, картографических,

      3) оценивает:


      роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично;
      универсальное значение природы.


Учебно-тематический план 6 класс




раздела


Наименование разделов

Всего часов

Практические работы


тест

Контрольная работа

1

Введение.

1










2

На какой земле мы живем

2

2




1

3

Земля как планета


2

3







4

План и карта



4

3







5

Человек на земле

2

2







6

Литосфера – твердая оболочка Земли

5

3



1

7

Гидросфера - водная оболочка Земли

7

3

1




8

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

4

5







9

Биосфера – живая оболочка Земли

3

2

1




10

Географическая оболочка Земли

4

2







всего

34

25

2

2

География. Страны и континенты. 7 класс

(68 ч; 2 ч в неделю)

      Введение (3 ч)

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике.

Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.



Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Анализ фотографий, рисунков, картин.

Пр .р .№ 1. Описание одного из видов особо охраняемых территорий (по выбору) по плану: а) название; б) географическое положение; в) год создания; г) объект охраны (кто или что находится под охраной); д) уникальность объекта или вида; д) меры, принимаемые заповедником (заказником) для сохранения объекта или вида.

Пр.р.№2.  Анализ карт географического атласа.




следующая страница >>



Мнение, будто опера нынче не та, — ошибочно. Она как раз та, что раньше, вот что плохо. Ноуэл Ковард
ещё >>