Паспортизация музеев образовательных учреждений - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Слёт активистов музеев образовательных учреждений, посвященный ратным... 1 102.89kb.
В «Царицыно» состоялась конференция «Роль школьных музеев в воспитательном... 1 44.11kb.
Методические рекомендации по созданию и организации деятельности... 6 1570.45kb.
Санкт-Петербург в детском изобразительном творчестве 1 53.41kb.
Приказ от 24 августа 2000 г. №2488 Об учете библиотечного фонда библиотек... 6 1200.47kb.
Приказ №620 от «19»августа2012 г. Положение о рейтинге образовательных... 1 101.87kb.
Департамент культуры города Москвы Перечень музеев города Москвы... 1 40.22kb.
Решение возможно только при совместной и скоординированной работе... 1 67.4kb.
Справка по итогам плановой выездной комплексной проверки муниципального... 1 144.19kb.
Методические рекомендации по апробации сетевых образовательных программ... 14 1798.34kb.
Учебник для 10 класса образовательных учреждений. М. Просвещение 1 257.88kb.
1. тур. «Определи и соотнеси». Определите хронологическую последовательность... 1 50.64kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Паспортизация музеев образовательных учреждений - страница №2/4

Классификация школьных музеев


Исторические музеи. К их числу относятся военно-исторические, музеи боевой славы, музеи трудовой славы, музеи дружбы народов (интернациональные), истории школы, археологии и этнографии.

Естественнонаучные музеи. К их числу относятся ботанические, зоологические, географические, геологические, музеи охраны природы.

Литературные музеи. Рассказывают об известных писателях и их связях с местным краем, а также писателей-земляков, ярко отобразивших в своих произведениях родной край. В них собраны произведения известных писателей и документы, свидетельствующие об их связях с местным краем.

Различают также сельскохозяйственные, краеведческие, технические, музеи космонавтики и др.

Отдельные профильные группы составляют художественные, музыкальные и театральные музеи.

Связь с несколькими науками определяет существование музеев комплексного профиля. Обычно это комплексные краеведческие музеи, включающие отделы природы, истории и культуры местного края.

Музеи, создаваемые в память о выдающихся событиях или расположенные на месте событий, или в памятном здании, независимо от профиля, называются мемориальными.

В школьной практике иногда совершенно неправомерно музеем называют лишь собрание копий документов, репродукций картин, наглядных пособий, оформленных выставок и уголков. Конечно, подобного рода выставки имеют известную познавательную и воспитательную ценность, но не представляют собой музея в настоящем смысле этого слова. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание темы и соответствовать профилю.

При определении профиля необходимо исходить из реальных возможностей создания музея, комплектования его фонда подлинными памятниками, на которых будет основываться работа музея.

Школьные экспозиции принято подразделять на уголки, комнаты, залы и непосредственно музеи. Разница между этими категориями достаточно ощутима. Уголками принято называть один или несколько оформленных стендов или витрин в учебном классе. При этом для уголка не принципиально содержание подлинных памятников истории и культуры, здесь можно ограничиться только копиями документов. Комната – это классная комната, в которой так же возможно проведение школьных уроков, но экспозиция должна содержать подлинники. Для присвоения статуса комнаты достаточно иметь 20 подлинных музейных предметов. Зал – обычно располагается на открытом пространстве, например в школьной рекреации. Но обязательно в фондах такого музейного комплекса должны быть собраны более 20 подлинных экспонатов. Статус школьного музея присваивается музейному комплексу, прошедшему паспортизацию, который располагается в отдельной комнате (комнат может быть несколько) и содержит не менее 20 подлинных экспонатов.

Школьный музей – живой развивающийся организм. Его фонды постоянно пополняются новыми материалами, оформляются новые разделы и выставки.
Состав музейных фондов

Собрания всех музеев состоят из основного и научно-вспомогательного фондов.

К основному фонду в музеях или отделах исторического профиля относятся подлинные музейные предметы, документирующие историю и развитие человеческого общества. В их числе: вещественные памятники


  • археологические материалы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок;

  • музейные предметы, относящиеся к феодальной, капиталистической и социалистической общественно-экономической формации, характеризующие экономику, общественные отношения, внутреннюю и внешнюю политику, историю революционного движения, защиту отечества, культуру (орудия труда, образцы продукции, оружие, знамена, обмундирование, предметы быта и одежды, в том числе произведение профессионального декоративно-прикладного искусства и народного творчества), мемориальные предметы, связанные с историческими событиями или выдающимися личностями;

  • нумизматические материалы (монеты, бонистика, ордена, медали), сфрагистики (печати), геральдики и пр.;

изобразительные памятники

  • произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства (живопись, скульптура, графика, в том числе плакат и др.), имеющие документальное, мемориальное или художественное значение;

  • фотографические материалы (дагерротипы, негативы с натуры, позитивы), имеющие документальное, мемориальное и художественное значение;

  • карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями, историей науки, географических открытий и пр.;

письменные памятники

  • рукописные и печатные документы;

  • книги рукописные, старопечатные, с автографами, редкие издания 17 – 20 веков;

киноматериалы

  • документальные и художественные;

фонозаписи речевые и музыкальные, имеющие документальное, мемориальное или художественное значение.

К научно-вспомогательному фонду относятся: различные воспроизведения (фотокопии, слепки, муляжи, макеты, карты, диаграммы, схемы и др.) разработанные или приобретенные в процессе комплектования, изучения и экспонирования музейных коллекций.

Из научно-вспомогательного фонда может быть выделен обменный фонд.
Советы по оформлению экспозиции.

Музейная экспозиция – основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.

Музейная практика показала, что лучше запоминаются и воспринимаются музейные экспозиции:


  1. С четкими смысловыми связями (логическими или хронологическими).

  2. Если экспонаты получают соответствующую художественную интерпретацию: а) объединены единым по цвету и фактуре фоном, б) продумана их художественная подача.

  3. Правильно размещены для осмотра (по часовой стрелке):

а) наиболее важные экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь. Ширина экспозиционного пояса 1.5.м, верхняя его граница проходит на уровне 2.5 -3 м от пола, нижняя 0.8 м от пола;

б) мелкие предметы, документы, требующие детального рассмотрения, размещаются на уровне глаз;

в) не следует перегружать экспозицию большим количеством экспонатов и т.д.

Учет музейных фондов

Учет музейных фондов предусматривает первичную регистрацию и атрибуцию поступивших в музей предметов, имеющую цель их документальную охрану (актирование, краткую запись в книгах учета (Приложения 4,5).

Основными документами учета музейных фондов являются акты приема и выдачи, инвентарные книги (книги основного и научно-вспомогательного фондов).

Акты, инвентарные книги музея должны заполняться разборчиво, четко, без помарок, подчисток, неоговоренных исправлений.

Все поступившие в музей предметы подлежат строгому документальному учету.

Основные сведения по каждому предмету музея заносятся под отдельным номером в инвентарные книги. Порядковый номер, под которым он занесен в книгу, является одновременно его инвентарным номером и проставляется на самом предмете:



  • предметы, состоящие из нескольких съемных частей, заносятся в инвентарь за одним номером, а каждая составная часть нумеруется отдельной литерой. Например, кубок с крышкой – инвентарный номер 1230, кубок 1230/1, крышка 1230/2;

молоток отбойный пневматический – ручка – 1

корпус – 2

рабочая часть с пружиной – 3

кусок резинового шланга – 4



  • в комплектах предметов (например, сервизы, гарнитуры мебели и т.п.) каждый отдельный предмет инвентаризируется за отдельным номером, а принадлежность его к комплекту оговаривается в графе «описание».

  • альбомы рисунков, фотографий и пр. записываются под одним инвентарным номером, а каждый лист получает дробный номер, причем указывается общее количество листов с зарисовками или количество фотографий. Если альбом состоит из произведений разных авторов, инвентаризации подлежит каждый лист в отдельности.

В графе «описание предмета», также как и в книге поступлений основного фонда, нужно давать наименование предмета, начиная его с главного предметного слова, например: ружье кременевое, костюм мужской, куропатка серая, плакат, рукопись и т.п.

Описание документальных материалов нужно начинать с наименования автора или составителя документа, а при отсутствии определенного автора –

с названия самого документа.

Описание портретных фотографий начинается с фамилии и инициалов заснятого лица, года, к которому относится фотография. Затем указывается тип портрета (погрудный, поясной, в рост и т.д.) Запись фотографий с групповыми изображениями начинается с общего наименования группы, далее перечисляются входящие в нее лица. Описание фотографий, воспроизводящих различные события, производственные процессы, виды местности, предметы, начинается с наименования сюжета.

Размер указывается в сантиметрах (для графики – миллиметрах) следующим образом:

- для прямоугольных предметов – высота и ширина;

- для круглых и эллипсообразных – наибольший диаметр;

- для объемных предметов три измерения – высота, ширина и глубина.

В графу «сохранность» вносятся все имеющиеся дефекты, например: прорывы, трещины, сколы, поломки, вздутия, осыпи красочного слоя, отсутствие какой-либо части или детали предмета и т.п., причем указываются места и размеры особенно значительных повреждений.

Строго запрещается использование инвентарных номеров, освободившихся после исключения выбывших музейных предметов, для записей других предметов.


Шифрование учетных обозначений

Шифровка поступающих в фонды школьных музеев памятников истории и культуры проводятся в целях обеспечения их систематизации внутри музейного собрания.

Обычно шифры состоят из условного обозначения музея (МВЖ – музей военной журналистики, МАББК – Музей археологии и народного Быта Брянского края) и порядкового (инвентарного) номера музейного предмета по инвентарной книге (книге основного или научно-вспомогательного фонда).

Н а п р и м е р:



  1. шифр МСШ 18 Б - 234 НВ может означать, что музейный предмет относится к научно-вспомогательному фонду, принадлежит музею средней школы № 18 г. Брянска, в книге поступлений (научно-вспомогательного фонда - НВ) находится под номером 234 (инвентарный № 234);

  2. шифр БКМ -233 может означать, что музейный предмет относится к основному фонду, принадлежит школьному Белобережскому краеведческому музею (БКМ), 233 – номер поступления по книге поступлений (учета) основного фонда. При шифре предметов основного фонда - ОФ не проставляется.

Неправильно: БКМ - 233 ОФ. Правильно: БКМ - 233.

Одновременно с занесением предметов в книги поступлений (книги учета основного или научно-вспомогательного фонда) на предметах проставляются присвоенные им учетные обозначения: шифр музея (его сокращенное наименование), № по книге поступлений.

В случае невозможности проставить учетные обозначения на самом предмете они проставляются на оформлении предмета (раме, футляре, конверте, паспарту и т.д.), этикетке или ярлычке, который подвешивается к предмету. Большие предметы (например, картины на подрамниках, мебель) могут штамповаться готовым штампом и только шифр и учетные номера проставляются от руки краской или тушью.

Учетные обозначения всегда проставляются на определенном месте (установленном для каждой категории предметов) четко, пригодной для каждого предмета краской, не нарушая его внешнего вида.

На картинах шифр и номера проставляются краской на верхней или нижней планке подрамника, в левом углу. На картинах без подрамников – шифр и номера ставятся на кромке холста с оборотной стороны картины внизу в левом углу. На очень больших картинах учетные обозначения следует проставлять в двух местах: сверху и снизу.

На акварелях, рисунках, гравюрах, плакатном материале, изготовленных из плотной, непросвечивающей бумаги, номера с шифром обозначаются штампом на обороте предмета в одном из углов (в правом или левом). На штампе должно быть обозначено наименование музея, а также оставлено место для шифра и номеров, которые наносятся графитным карандашом. Применение цветных карандашей, чернил и шариковой ручки не допускается.

На скульптуре (дерево, мрамор, металл) номера ставятся сзади слева на нижнем углу плинта, эмалевой или масляной краской. На мелкой скульптуре, которую можно брать в руки, номера и шифр проставляются на поддоне.

На предметах керамических (глина, фарфор, фаянс и т.д.), а также на предметах из дерева и камня номера и шифр проставляются на поддоне масляной краской или тушью с последующим покрытием туши прозрачным лаком. При этом на изделиях керамических, снабженных на поддоне клеймами и марками, нельзя записывать эти марки и клейма. На предметах из металла номер наносится эмалевой краской.

На открывающихся предметах (коробках, табакерках) учетные номера и шифр ставятся внутри. На предметах расписанных и резных (прялки, рубели) номера и шифры проставляются на местах, свободных от росписи и резьбы, по возможности, снизу.

Монеты, медали, геммы, камни, а также мелкие археологические находки шифруются на их монтировке и на индивидуальной упаковке (конверты, футляры, коробки) с присоединением (для драгоценностей – обязательно) фотографического снимка данного предмета.

К особо мелким предметам (серьги, кольца, пуговицы) подвешивается на суровой нитке этикетка с номерами.

На тканях этикетка (со штампом и номерами)из светлой плотной материи (коленкор, полотно) пришивается с изнанки. Если предмет сшитый (например, юбка), этикетка пришивается к нижнему края с изнанки. К не сшитому предмету (ковер, платок, отрез материи) этикетка пришивается к левому углу. Не разрешается прикалывание этикеток металлическими булавками, кнопками и т.п., от которых на ткани может появиться ржавчина, а на ветхих предметах – прорыв. На этикетке номера предварительно должны быть написаны тушью.

На мебели штамп с шифром и номерами (металлический или из твердого картона) прибивается сзади (на рамку предмета, под сиденьем), если это диван, стул, кресло и т.п., у столов – основной раме, под верхней доской сзади, у шкафов – на оборотной стороне левой дверной створки, если она не имеет художественной обработки. В противном случае, номера ставятся на тыльной стороне шкафа. Место для этикетки выбирается по возможности не покрытое лаком, политурой или фанерой. При отсутствии прибивных этикеток, а также в случае особой ценности или хрупкой мебели штамп и номера могут быть воспроизведены от руки эмалевой или масляной краской.

На огнестрельное оружие шифровка наносится на внутренней стороне спусковой планки, на холодном оружии – на черенке или путем подвешивания картонной этикетки на суровой нитке; на оборонительном вооружении (шлемах, щитах и т.п.) – на внутренней стороне.

На металлических предметах шифровка наносится эмалевой краской.

На предметах естественной истории учетные обозначения проставляются: у тушек животных – на специальных подвесных ярлычках, у чучел – на подставках, на препаратах, заключенных в банки или в постоянные футляры, на наружной стороне банки или футляра;

- на гербарных листах – на каждом листе внизу слева; на гербарных листах, смонтированных в альбом, - на первом листе альбома;

- геологических и палеонтологических образцах – непосредственно на предметах;

- на почвенных образцах – на стенке ящиков с монолитами или на банках и коробках с образцами;

- на сыпучих телах – на упаковке.
Хранение музейных ценностей

Задачи музейного хранения состоят в обеспечении сохранности музейных ценностей, защите памятников от разрушения и заболевания, от возможности хищения и порчи, а также создания благоприятных условий для изучения, показа и популяризации. В музейных зданиях допустимо только электрическое освещение. Экспозиционная мебель располагается по отношению к окнам таким образом, чтобы экспонаты не подвергались действию прямых солнечных лучей.

Произведения графики могут экспонироваться в витринах – рамах или в одной окантовке, но обязательно под стеклом и в двойном паспарту из бумаги не содержащей лигнина. Ни в коем случае нельзя для окантовки графики использовать фанеру и доски без бумажных прокладок. Для изготовления паспарту используется чертежная бумага типа ватман, полуватман и белый картон.

Старые фотоснимки экспонируются в витринах или под стеклом, в паспарту, по тем же правилам, что и художественная графика. Допустимый срок их экспонирования – не более года. Для постоянной экспозиции их необходимо заменять точной фотокопией.

Ткани, костюмы, головные уборы, обувь следует выставлять только в застекленных витринах и шкафах.

При экспонировании одежды предпочтительно использовать манекены. Если одежда хранится или экспонируется на плечиках, то на последние необходимо сделать мягкие подкладки.

Коллекции насекомых экспонируются наколотыми на специальные булавки в застекленных ящиках или коробках с торфяным дном, оклеенным внутри белой бумагой. Экспонирование ботанических материалов более одного месяца без герметизации, недопустимо.

Документы, рукописи, редкие книги, мемориальные фотографии, несмотря на меры предосторожности, гибнут при длительном экспонировании. Целесообразна их замена хорошо выполненными копиями.



Категорически запрещается:

- хранить бумажные материалы в открытом виде на столах, полках, стеллажах;

- перегибать такие материалы (кроме карт, имеющих специальные полоски из мягкой материи на сгибе, и архивных материалов, имеющих естественные сгибы);

- скатывать их в трубку;

- прикалывать кнопками и прибивать гвоздями листы произведений графики, загибать авторские поля или обрезать их;

-наклеивать произведения графики сплошь на картон или приклеивать паспарту непосредственно на поля рисунка или гравюры.


Экскурсионная работа в музее
Экскурсией мы называем коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.
Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 минут) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов)



К л а с с и ф и к а ц и я э к с к у р с и й. Экскурсии, проводимые музеем, разнообразны. Они могут рассматриваться в разных аспектах, от которых зависит целенаправленность экскурсии, выбор объектов и приемов показа. Поэтому важное значение не только для теории, но и для практики экскурсионной работы имеет классификация экскурсий. Экскурсии различаются: по месту проведения и объектам показа; характеру тематики; целевому назначению; составу экскурсионных групп.

По месту проведения и объектам показа.

Наиболее распространены экскурсии внутри музейного здания – по экспозициям, выставкам, открытому хранению фондов. Музей также проводит экскурсии вне здания музея по памятникам (архитектуры, истории, культуры), по памятным местам. Практикуются также комплексные экскурсии, сочетающие в разных вариантах эти виды экскурсий. Основой комплексной экскурсии обычно является музейная экспозиция, которая дополняется демонстрацией памятников, находящихся в естественных условиях.



По характеру тематики.

Обзорные экскурсии дают общее представление о музее как о своеобразном учреждении культуры. Темы таких экскурсий могут варьироваться. Это может быть характеристика разнообразных функций музея, для чего экспозиция дает достаточный материал; в обзорную экскурсию может быть включен осмотр отдельных хранилищ, лабораторий музея и др. Более облегченным может быть выборочный показ реликвий, наиболее впечатляющих и интересных памятников как источников для науки, образования, воспитания. В обзорные экскурсии обычно входят и сведения по истории музея.
Экскурсии на темы профильной дисциплины (так называемые тематические).

Сквозные – на темы, охватывающие ряд исторических периодов (или ряд залов, чаще всего соответствующих основным стержневым проблемам экспозиции).В сквозных экскурсиях особенно удачно выявляются закономерности исторического развития.

По отдельным историческим периодам или событиям (узкотематические), дающие характеристику исторического периода, одной из сторон исторического процесса, жизни и деятельности отдельного лица или коллектива, например «Декабристы» и т.д.

Специализированные – используют материал исторических экспозиций для освещения тем и проблем других дисциплин разных профилей. Например: искусствоведческие, литературные экскурсии и др.

Возможно проведение циклов экскурсий, связанных определенной проблематикой и предназначенных для постоянной группы посетителей.



По целевому назначению.

Научно-просветительные (общеобразовательные) экскурсии предназначены для культурного и политического просвещения. Они также являются одной из форм организации культурного досуга широких слоев населения. Они могут быть и обзорными, и сквозными, и узкотематическими. Но в любой экскурсии должен быть обеспечен критический подход к отбору и интерпретации материала.

Учебные экскурсии обслуживают в первую очередь учащихся средних и высших учебных заведений в соответствии с их программами с целью углубления и систематизации пройденного материала или для проработки нового материала. Они требуют основательного знакомства с программами, учебниками и учебными пособиями. Особый вид экскурсии – экскурсия-урок. Он проводится в экспозиционном зале обычно под руководством учителя, который использует экскурсионную методику в сочетании с приемами, свойственными школьному уроку (опрос, повторение и пр.)

По составу экскурсионных групп.

Определение характера тематики, целевого назначения экскурсии и конкретного ее содержания зависит от состава экскурсионной группы, ее интересов и пожеланий.

Группы различаются по возрасту, социальному, профессиональному и национальному составу, образовательному цензу, месту жительства.

Экскурсовод должен учитывать особенности психологии взрослого, подростка, дошкольника. Определенные требования выдвигают посещающие музей ветераны войны и труда.



П о д г о т о в к а э к с к у р с и и. Тематика экскурсий формируется с учетом ряда факторов. Большое количество информации, заложенной в экспозиции музея, дает возможность разрабатывать самые разнообразные темы. Круг их зависит от профиля музея, тематик наличных и готовящихся экспозиций и выставок.

Этапы подготовки экскурсий:

1. Определение темы экскурсии, ознакомление с ее содержанием, разработка целевой установки экскурсии.

2. Составление плана экскурсии. Он проходит несколько ступеней, на каждой из которых уточняется и углубляется. На основе первоначального плана в письменном виде составляется развернутый план экскурсии.

М е т о д и к а п р о в е д е н и я э к с к у р с и й.

Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов.



  1. Основной методический прием – сочетание показа с рассказом.

  2. Прием сравнений.

  3. Прием цитирования.

  4. Прием объяснений – освещение внутренних связей объекта.

  5. Прием реконструкций – воспроизведения событий или исторической эпохи путем образного рассказа по несохранившимся деталям (по осколкам посуды и т.д.)

  6. Прием экскурсионной справки – сжатое изложение основного фактического материала.

  7. Прием описаний – последовательное перечисление основных свойств экскурсионного объекта.

Каждая экскурсия состоит из трех частей: вступительная беседа, основная часть экскурсии; заключительная беседа.

Целью вступительной беседы, варианты которой зависят от характера группы, является установление контакта экскурсовода со своей аудиторией. Беседа включает: знакомство с группой – выяснение ее состава, интересов и конкретных запросов, краткие сведения о музее, определение задач, темы экскурсии и порядке ее проведения, указания на правила поведения в музее.

Некоторые рекомендации к проведению основной части экскурсии. Экскурсия делится на элементы, каждый из которых заканчивается выводом. По окончанию экскурсии дается общий вывод. Переход от одной подтемы к другой, от одного экспоната к другому должен быть обоснован логически или эмоционально. При входе в зал, где ведется тематический показ, следует в первую очередь указать на общий облик зала, на привлекающие внимание экспонаты повышенной аттрактивности. Когда естественный интерес к новому, увиденному впервые, будет удовлетворен, нетрудно направить и сосредоточить внимание на отдельных экспозиционных комплексах, экспонатах, на детальном раскрытии поставленной темы.

Экскурсия завершается заключительной беседой, в которой выясняются впечатления группы от только что увиденного и узнанного, даются рекомендации для углубления полученных знаний (где и что еще посмотреть, что прочитать и др.), в каких формах может продолжаться дальнейшая связь с музеем.



Т е х н и к а в е д е н и я э к с к у р с и и.

Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии предъявляются следующие требования:

- знакомство с группой;

- расстановка группы у объекта;

- передвижение экскурсантов;

- место экскурсовода;

- соблюдение времени рассказа;

- ответы на вопросы экскурсантов.

Особое внимание следует уделить воспитанию культуры речи экскурсовода, не просто хорошей дикции и грамматической правильности, но и выразительности и даже артистичности, умению варьировать ее темп, использовать паузы. Слово в экскурсии сочетается с мимикой, с жестом руки, обычно вооруженной указкой. Организованное с помощью жеста зрительное восприятие может сократить словесное описание предмета. Вместе с тем экскурсовод должен владеть и художественным словом, используемым при словесной реконструкции исторического события, биографии исторической личности.

Музейная терминология

В современном понимании музей (в перев. с греческого – место, посвященное музам, храм муз) – культурно-просветительное и научное учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, учет, изучение и популяризацию памятников истории и объектов природы. Школьный музей – это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории или природы родного края. Он как и государственный, выполняет социальные функции документирования и образовательно-воспитательные. Для их осуществления он должен проводить комплектование, хранение и учет, изучение и использование в учебной и внеклассной работе.



Актив школьного музея – коллектив учащихся, педагогов, родителей, попечителей, участвующих в реализации социальных функций школьного музея.

Военно-исторические музеи – музеи исторического профиля, собрания которых документируют военную историю, развитие военного искусства, оружия, военной техники и снаряжения. К военно-историческим музеям могут быть отнесены школьные музеи, посвященные боевой славе земляков, в т.ч. мемориальные, военные события на территории края, истории воинских подразделений и др.

Инвентарный номер – порядковый номер учета музейного предмета по инвентарной книге. И.Н. проставляется на предмет и составляет часть учетного обозначения (шифра музейного предмета).

Мемориальный музей – музей, созданный в память о выдающемся событии или лице, расположенный на памятном месте или в памятном здании (музей-усадьба, дом-музей, класс-музей). Профиль мемориального музея определяется содержанием события или характером деятельности человека, которому он посвящен.

Экспозиция (от латинского Axposition – выставленное на показ, изложение) – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

Предметы музейного значения – памятники, выявленные в процессе комплектования, представляющие интерес для музея и могущие войти в его собрание, но находящиеся в своей среде бытования, функционирующие в жизни или хранящиеся у владельцев.

Музейный предмет – памятник, изъятый из среды бытования и включенный в состав музейного собрания после его научной обработки.

Экспонат – музейный предмет, выставленный для обозрения. Он является структурной единицей экспозиции.

Экспозиционные материалы – совокупность подлинных музейных предметов, их воспроизведений, моделей, научно-вспомогательных материалов, включенных в музейную экспозицию.

Экспозиционный комплекс – структурная единица тематической экспозиции: группа предметов, объединенных по содержанию и создающих единый композиционный образ. Может быть этнографический комплекс, типологический, мемориальный и другие. Для монтажа используется какой-либо элемент экспозиционного оборудования (витрина, стенд, подиум, турникет) или их сочетание.

Раздел экспозиции – структурное членение экспозиционной темы. В исторических музеях соответствует хронологическому периоду.

Экспонат ведущий – музейный предмет в экспозиции, несущий наиболее полную смысловую и образную нагрузку, используется для создания акцента в экспозиции. В экспозиционном комплексе композиционно выделяется среди других предметов.

Этикетка – текст в экспозиции, представляющий собой аннотации к отдельному экспонату: его название, внешние и выходные данные, дополнительные сведения, соответствующие профилю музея.

Экспозиционное оборудование – вспомогательные конструкции и приспособления: витрины, подставки, подиумы, стенды, указатели и т.п.

Научно-вспомогательные материалы – карты, схемы, таблицы, планы, графики, диаграммы, другие материалы, которые дополняют выставленные экспонаты, помогают раскрыть их содержание, но сами не являются музейными предметами.

«Скрытый план» - часть экспозиционных материалов, скрытая в турникетах, кассетных стендах и т.д., позволяет более полно использовать собрание, не перегружая экспозиционную площадь.

Макет – объемное художественное воспроизведение подлинника, обычно меньшее по размеру и допускающее некоторую условность в показе.

Модель – возможно точное и в масштабе воспроизведение объемного подлинника, сохраняющее конструкцию и фактуру подлинника или его части (модель первых пароходов, ракет и т.д.)

Муляж – объемное воспроизведение внешнего вида музейного предмета, точно передающего его форму, размер и цвет. Выполняется по специальному заказу художественными мастерскими. В экспозициях школьных музеев ордена, медали, предметы из драгоценных металлов могут быть представлены только муляжами.

Раритет – редкий , уникальный предмет. Нередко в школах допускаются ошибки, собирая раритеты без сопровождающих их документов и других научно-вспомогательных материалов.

Реликвия – музейный предмет, особо чтимый как память об исторически значимом событии или выдающемся человеке.

Новодел – точная копия памятника материальной культуры, выполненного в материале и в размере оригинала.

Тексты в экспозиции, представляющие собой целостную и систематически организованную совокупность заголовков к разделам и темам, аннотаций, этикеток, указателей, то есть тех надписей, которые не являются экспонатами, а выступают в служебной функции.

Экскурсия – сумма знаний в специфической форме, сообщаемых группе людей и определенная система действий по их передаче.
ПРИМЕРЫ АННОТАЦИЙ

Фотографии:

И.И.Фокин (1889 – 1919) – член РСДРП с 1906 г., руководитель брянских большевиков, организатор борьбы за установление и упрочение Советской власти на Брянщине. Фото 1918 г.


Члены Брянского комитета РСДРП(б)

Слева направо сидят: М.М.Кульков, И.И.Фокин, Г.К. Крапивницкий, стоит В. Голосов, лежит К.К. Балод. Фото 1918 г.


А.Б. Иванов (1907 – 1943) – уроженец г. Брянска, Герой Советского Союза (1943). Фото января 1942 г. На обороте надпись: «Дорогой и любимой маме. Гоним врага от Москвы»
М. Н. Плоткин (1912 – 1942) – уроженец с. Ардонь Клинцовского района. За бомбардировку Берлина в ночь с 7 на 8 августа 1941 г. удостоен звания Героя Советского Союза. Фото 1941 г.

Партизаны брянских лесов на приеме у Председателя Президиума Верховного Совета СССР М. Ю. Калинина. Москва. 1942 г.

1 ряд – сидят Герой Советского Союза (слева направо):

С. А. Ковпак, М. И. Дука, М. И. Калинин, Д. В. Емлютин, А. Н. Сабуров,

М. П. Ромашин

2 ряд – стоят (слева направо): Г.Ф. Покровский, И.В. Дымников, Е.С. Козлов, И. С. Сенченко, И. А. Гудзенко


Совещание командиров партизанских отрядов в Клетнянских лесах по вопросу выхода из вражеской блокады

Январь 1942 г.


Документов:

Обращение Трубчевского райкома ВКП(б) к населению Трубчевского района 1 февраля 1942 г.


Газета «Партизанская правда» - орган Орловского обкома ВКП(б) и областного Совета депутатов трудящихся 27 апреля 1942 г.
Книг:

Т.К. Дандыкин

«Во имя павших и живых. Партизанская борьба на Брянщине 1941 – 1943 гг.»

Издательство «Придесенье», Брянск 2000 г.

С дарственной надписью автора Брянскому областному краеведческому музею
Предметов:

Праздничная одежда крестьянки

Орловская губерния, Карачевский уезд, середина 19 в.
Прялка. Изготовлена и расписана мастером А.И. Парамоновым в 1901 г.

Орловская губерния, Брянский уезд, с. Домашово


Портфель И.И.Фокина с надписью на внутренней стороне крышки:

«На память И.И.Фокину от комитета РСДРП(б) г. Брянска

10 сентября 1917 г.»
Печатный станок Дятьковского подпольного РК ВКП(б) 1941 -1943 гг.
Личные вещи М.Н.Плоткина
Бюст М.И. Дука (1909 – 1976) – Герой Советского Союза,

Командир партизанской бригады им. Кравцова,

Почетный гражданин г. Брянска

Скульптор Н.Н. Козлова


Награды М. И. Дуки


<< предыдущая страница   следующая страница >>



Ревность всем верит и никому не доверяет. Владислав Гжещик
ещё >>