Парламентаризм как политический источник лоббизма: анализ практики США и великобритании - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Международный форум "Демократия Конституция Парламентаризм" 4 598.15kb.
Программа дисциплины «прикладной политический анализ» 1 266.23kb.
Н. А. Антанови ч политический менеджмент в системе государственного... 1 250.43kb.
«сша-канада».–2011.–№1.–С. 99-108. Функциональные роли великобритании... 1 185.49kb.
Краткий сравнительный анализ преимуществ и недостатков инвестиций... 1 39.22kb.
«артуровская легенда» как ключевой текст в культурном диалоге великобритании... 4 760.78kb.
Урок по теме «Выборы в демократическом обществе.» 1 208.49kb.
Политический друг-враг 1 35.84kb.
В. В. Политический анекдот периода перестройки как исторический источник 1 174.07kb.
В США вновь погиб ребенок из России. Источник: Известия 1 175.01kb.
Сравнительный анализ товарных знаков Великобритании и Испании Соколова... 1 32.38kb.
General ciкомитеты и комиссии палат федерального собрания РФ «парламент... 1 166.09kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Парламентаризм как политический источник лоббизма: анализ практики США и великобритании - страница №1/1

«Право и политика».-2010.-№12.-С.2136-2141.
ПАРЛАМЕНТАРИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ЛОББИЗМА:

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Н. Н. Меньшенина
В статье рассматривается лоббизм как явление, зародившееся в недрах парламентских систем. Анализируются особенности механизма формирования и реализации лоббистских коммуникаций в парламентах Великобритании и США. Показано участие крупного капитала в создании больших корпоративных групп в парламентах США и Великобритании. Делается вывод, что в отличии от британской - американская модель происхождения лоббизма более демократична и связана не только с партийными процессами, но, прежде всего, с интересами финансово- промышленных групп.
Ключевые слова: Политология, лоббизм, государство, Парламент, политика, власть, коррупция, законопроект, Великобритания, США
Актуальность понимания происхождения лоб­бизма, как политического явления представля­ется очень важной проблемой для современной России. Решение данной проблемы позволит дать ответ на вопрос о политической сущности этого явления, а значит - не только определить место лоббизма в полити­ческой и правовой системах, но и выработать соответс­твующие объективной реальности правовые средства его регулирования. Все дело в том, что во взглядах на сущность лоббизма расходятся многие теоретики и практики.1 В англо-американской традиции лоббизм признается как политическое явление, имеющее два качества своего проявления в политическом процессе: конструктивную и деструктивную2. Лоббизм в данных странах поставлен под нормативный контроль, цель которого - минимизировать нелегальную, теневую сторону его проявления. В российской традиции до сих пор лоббизм воспринимают как исключительно отрица­тельное для социума явление. Известная в российском парламенте своей активностью по разработке антикор­рупционного закона «группа Лепехина» на протяжении многих лет занималась подготовкой законопроекта о лоббистской деятельности в парламенте России, подго­товила несколько проектов, но ни один из них не был принят российским Парламентом.3 Поэтому, не получив нормативного признания, лоббизм в современной России определяется как нелегальное явлении, соответственно, порождая в нерегулируемом состоянии, действительно опасные для общества коррупцию и рейдерство, Отсюда важно все-таки определиться с его источниками, чтобы понять, может ли лоббизм занять свое достойное мес­то в правовой и политической системах российского общества. 4

Ученые, занимающиеся исследованием лоббизма как явления политического процесса, находят много общих элементов в деятельности его субъектов с характером деятельности самой представительной власти.5 Кроме того, становясь центром политической жизни, парла­менты возникали при прямом участии и воздействии крупного капитала, изначально формируясь как фактор реализации его интересов через большие социальные или государственные корпоративные группы, которые позже получили название «группы по интересам». Выражение интересов корпораций и являлось формой деятельности данных групп, то есть лоббистской де­ятельности, которая может проявляться в различных вариантах, в том числе и в парламентских.

В качестве модели зарождения лоббизма целесооб­разно проанализировать опыт Великобритании, полити­ческой особенностью которой является возникновение парламентаризма в результате активной деятельности сначала аристократических клубов тори и виги, а затем - первых классических политических партий.

Анализ генезиса лоббизма в Великобритании пред­полагает исследование структуры парламентской де­ятельности с точки зрения роли, которую играет лобби в принятии законодательных решений. Исторически парламент возник именно как место совещания с ду­ховными и светскими лордами, имея своим прообра­зом Королевский Совет. Палата лордов английского Парламента — один из последних примеров ранее многочисленных наследственных и назначаемых зако­нодательных учреждений. Длительное время обе палаты Парламента были равны в своих законодательных пра­вах. В случае разногласий между собой ни одна из палат не имела преимущества над другой. Выходом из законо­дательного тупика становились только согласительные процедуры. Симметрию между палатами нарушало, обозначившееся еще в Средневековье, преимущество общины в инициировании финансовых законопроектов, а также различные ее функции во время процедуры импичмента.6

Баланс сил был нарушен парламентскими рефор­мами 1832-1884 гг., которые, резко расширив круг из­бирателей, придали Палате общин статус «народного представительства».7 Закономерно возникает вопрос о справедливости и сохранению политического порядка, когда представители многомиллионного народа имеют такие же законодательные права, что и несколько сотен наследственных лордов и церковных иерархов. Эти на­строения вынуждены были учитывать лорды, которые все реже осмеливались отвергать принятые общинами законопроекты. Как следствие, лоббистский потенциал палаты лордов существенно снизился.

Решительно изменил положение верхней палаты, принятый Палатой общин «Акт о Парламенте» 1911 г., дополненный в 1949 году. Произведенные реформы превратили верхнюю палату, Палату лордов, в консуль­тативный орган. Ее реальная роль свелась, во-первых, к шлифовке законопроектов, принятых Палатой общин; во-вторых, к рассмотрению второстепенных биллей, с тем, чтобы разгрузить нижнюю палату, так как Палата лордов сохраняла за собой очень важную политичес­кую функцию: право законодательной инициативы; в-третьих, к преимущественному рассмотрению актов консолидированного законодательства. Верхняя палата британского парламента была мало связана партийной дисциплиной, могла выступать в качестве свободного и компетентного политического клуба, что, фактически может быть легализацией лоббистской деятельности. Так как лорды исторически были советниками монарха, они сохранили архаическое право на индивидуальный доступ к нему, в то время как в нижней палате данным правом обладал только спикер. Со Средневековья тяну­лась традиция осуждения лордов за измену и тяжелые преступления только пэрами -«равными им». Данная практика была отменена в 1948 г. Сохранялось право палаты самостоятельно рассматривать дела, касающиеся притязаний на место в ней.8

Таким образом, современный английский Парламент - это преимущественно Палата общин (House of Commons).9 В настоящее время она насчитывает 650 чле­нов, выбранных по принципу относительного большинс­тва. Выборы проводятся в один тур по мажоритарным округам всеобщим, прямым и равным голосованием, депутатский мандат получает кандидат, набравший в ок­руге относительное большинство голосов. Достоинство такой модели, состоит в том, что она как бы «провоци­рует» создание знаменитой двухпартийной системы, смысл которой заключается в попеременном нахожде­нии у власти двух партий. Основная масса избирателей предпочитает голосовать за крупные традиционные партии, поэтому мелкие политические группы имеют мало шансов выдержать конкуренцию с ними и собрать в округах относительное большинство. Двухпартийная система стала одной из причин стабильности государс­твенного строя и мягкой смены политического курса в этом государстве. Система двух партий настолько привычна для Великобритании, что само расположение скамей в нижней палате приспособлено именно для нее. В Палате общин представлены некоторые маргинальные политические группы - либеральные демократы, социал-демократы, шотландские, валлийские, северо-ирландские религиозные партии. Одна из двух ведущих групп всегда получает в палате абсолютное большинство и формирует правительство.

Таким образом, реальным лоббистским потенциалом в Англии обладают две ведущие классические партии, сформировавшие парламент, и вся игра корпоративных интересов строится вокруг них. Неоднократно предпри­нимавшиеся попытки создать новую партию, способную конкурировать с консерваторами и лейбористами, пока остаются в современной Англии безуспешными.

Следующим важнейшим вопросом, доказывающим исходность и схожесть деятельности членов парламентов и лоббистских групп является проблема исследования их статусов и традиций. Статусы и традиции защи­щали свободу слова в стенах Парламента, что было законодательно гарантированно еще в Билле о правах человека (1689г.). Речи, произнесенные здесь, не могли являться предметом рассмотрения в каком-либо ином месте. Парламентарии были защищены также от арес­тов по гражданским делам: в этом случае они не могли быть арестованы без согласия палаты. Иммунитет не распространялся на уголовные дела. До 1911 г. все пар­ламентарии выполняли свои обязанности бесплатно, их деятельность рассматривалась как разновидность почетной службы. С 1911 г. труд членов нижней палаты стал оплачиваться: компенсировались накладные рас­ходы, связанные с их деятельностью; по достижении 65 лет они приобретают право на пенсию. Несмотря на профессиональную деятельность парламентариев, в Великобритании сохранилась старинная традиция, позволяющая им иметь дополнительные занятия и за­работки, при этом они обязаны официально объявить о своих финансовых интересах, а также о получаемых подарках. Акты дарения фиксируются в специальных книгах. 10

Ведение дебатов на предпарламентской стадии так­же является прообразом лоббистских коммуникаций. Так как парламент занят преимущественно осущест­влением законодательной программы правительства, эта стадия является чрезвычайно важной для получения дополнительной информации, которая могла бы «ори­ентировать» клиента в нужном направлении. Именно из недр правительства выходят наиболее важные за­конопроекты. Практически все они в итоге становятся законами. Однако данный этап законотворчества явля­ется и самым закрытым для постороннего наблюдателя. Среди многочисленных традиций, на которых до сих пор основывается деятельность государственно-поли­тических институтов Англии, нет традиции открытой правительственной деятельности. Сказывается то, что кабинет исторически был сформирован из Тайного совета, интерпретация названия которого показывает максимальную конфиденциальность характера его деятельности.

К разработке законопроектов привлекаются лидеры большинства в Парламенте, правительственные юристы; их подготовку и прохождение контролирует ряд прави­тельственных комитетов. Вот именно на данной стадии осуществляются контакты с «заинтересованными лица­ми» - лобби. В отличие от США английский лоббизм ме­нее силен, менее урегулирован законодательно и концен­трируется не в Вестминстере, где заседают английские законодатели, а в районе Уайт-холла, где располагаются важнейшие правительственные учреждения.11

На парламентской стадии, после завершения предварительной разработки законопроект вносится в Парламент. Начинается законодательный процесс. Он достаточно традиционен: законодательная инициатива, несколько чтений в палате, включая рассмотрение в комитетах, принятие законопроекта палатой, преодоле­ние разногласий между палатами (если они возникают), принятие законопроекта в окончательном варианте, подписание закона монархом и его опубликование для введения в действие. Законопроекты могут вноситься в любую из палат, но на практике большинство их вносят в нижнюю палату. В Палату лордов передаются мелкие, рутинные вопросы. Задача верхней палаты состоит в освобождении от данных проблем перегруженной Палаты общин.

Великобритания отличается одним из самых ори­гинальных подходов к лоббизму. Недаром Сэм Блэк, анализируя опыт работы консалтинговых фирм в об­ласти связей с общественностью в Великобритании, отмечает особую «полезность лоббирования для ус­корения или, наоборот, противодействия процессам принятия решений парламентом».12 В законодательстве Великобритании предусмотрена ежегодная финансовая поддержка партий из государственных фондов, которая оказывается только тем партиям, от которых по крайне мере два кандидата были избраны на предыдущих всеоб­щих выборах или избран один кандидат, но за него про­голосовали минимум 150 тысяч избирателей.13 Каждое полученное место, по некоторым данным, в парламенте оценивается в 3743 фунта стерлингов плюс 7,48 фунта стерлингов на каждые 200 поданных голосов.

В Палате общин и Палате лордов парламента Великобритании ведется подробный реестр финансо­вых интересов членов парламента, который содержит подробные сведения обо всех договорах, заключенных с консультантами, представителями юридических фирм и лоббистских организаций. Ответственным за ведение этого реестра является парламентский уполномоченный по стандартизации. В его обязанности входит консульти­рование членов парламента по вопросам этики поведе­ния, разъяснение положений Этического кодекса членов парламента, а также всевозможные расследования непо­добающего поведения парламентариев. Члены Палаты общин и Палаты лордов, имеющие финансовую заинте­ресованность в предстоящих дебатах по тому или иному вопросу, должны заявить об этом. Если рассматриваемый вопрос носит явный, непосредственный и личный харак­тер, член парламента не имеет право голосовать по нему. Работа обеих палат британского парламента, за редким исключением, проходит открыто. Заинтересованные лица имеют доступ в здание и могут наблюдать за повседнев­ной деятельностью парламента с галерей, имеющихся в помещениях обеих палат. Свободный доступ заинтере­сованных лиц предусмотрен также как в архив палаты лордов, где хранятся официальные отчеты об участниках дебатов в парламенте, начиная с 1497 года, так и палаты общин — здесь хранятся документы с 1547 года. Известен бюллетень «Хансард» - официальный отчет о дебатах в парламенте, названный так по имени Люка Хансарда (1752-1828), который первым стал печатать такие от­четы, выходившие ежедневно, содержавшие протоколы заседаний и речей членов парламента, а также ответы на парламентские запросы. Наличие данных архивных документов позволяло контролировать соблюдение надлежащей процедуры лоббистских коммуникаций, их соответствие положениям Этического кодекса членов парламента. Многие члены парламента обвинялись в нелегальном лоббизме фактически только на основании архивных данных палаты общин.

В Великобритании действует закон, согласно ко­торому член парламента может официально выступать представителем коммерческих интересов только одной из сторон при заключении сделки. Известны случаи, когда Маргарет Тэтчер представляла интересы не только British Petroleum, что являлось единственной причиной обви­нения ее в политическом лоббизме. Годовой оборот лоб­бистских фирм в Великобритании составляет более 500 миллионов фунтов стерлингов. Услугами самой крупной в Великобритании лоббистской компании «Тайм коммъюникейшенз» пользовалась не только Маргарет Тэтчер, но и крупные газетные и промышленные магнаты, а также иностранные лоббисты - бывшее политическое руководс­тво ЮАР и султан Брунея. Во второй половине 90-х в годы правления консервативной партии Великобритании стали известны случаи теневого лоббирования политиками интересов некоторых фирм. Скандал вызвали, прежде всего, сообщения о том, что бывший депутат Нил Гамильтон в обмен на солидную плату «заботился» о процветании знаменитой сети магазинов «Харродс».14

Анализ модели американского парламентаризма в формировании лоббистских групп в США позволяет выявить важную особенную деталь: американская модель лоббизма более открыта и не только связана с партийными процессами, но в первую очередь нацелена на лоббирование интересов финансово-промышленных групп.15

Для развития лоббизма в США есть несколько пред­посылок в самой парламентской системе США:

а) члены Конгресса независимы от президента в силу того, что между Конгрессом и правительством США не существует таких узаконенных связей, которые могли бы заставить конгрессмена изменить свою позицию, если она не соответствует позиции президента;

б) американская двухпартийная система, сложив­шаяся помимо воли «отцов-основателей» государства, не предполагает жестокой партийной дисциплины. По существу голосование в Конгрессе определяет не партийная принадлежность, а интересы конкретного конгрессмена. Члены Конгресса представляют, прежде всего, свой штат или округ, интересы которого в усло­виях современной рыночной экономики составляют интересы множества крупных и мелких групп, которые могут совпадать или не совпадать;

в) в США не существует государственного финан­сирования выборов, то есть конгрессмену, приходится думать об источниках финансирования предвыборной кампании, которыми могут стать те группы, интересы которых конгрессмен продвигает во время своей деятель­ности в Вашингтоне. Действующий закон о федеральных избирательных кампаниях разрешает корпорациям, про­фсоюзам и другим организациям создавать специальные независимые фонды для сбора добровольных взносов с целью их дальнейшего использования на финансиро­вание кампаний. Эти фонды, получили название «ко­митеты политического действия», оказывают большое влияние на деятельность Конгресса. 16

В 2009 г. в США на оплату деятельности лоббистов было потрачено почти 1,6 миллиардов долларов. Еще 1,1 миллиардов долларов было затрачено на выборы в Конгресс, состоявшиеся в том же году. По правилам лоб­бистские фирмы не обязаны указывать в отчетах заказы с бюджетом менее 20 тысяч долларов, поэтому реальные затраты на лоббизм в США могут быть гораздо выше. Отстаиванием прав безработных в Конгрессе и Сенате США занимались 16 лоббистов (их услуги оплачивали 10 общественных организаций), а защитой прав животных - 134 (58 организаций).

Данные по числу лоббистов в США расходятся. По одним данным только в Сенате и Конгрессе США в 1999 г. действовали 12 133 лоббиста. Примерно 3 тысяч из них действовали в сфере налогообложения, 2 700 - занимались бюджетными вопросами, 2 400 - пытались влиять на сферу здравоохранения, чуть более 2 тыс. специализировались на торговле, 1 890 - занимались вопросами сохранения окружающей среды. Для срав­нения: отстаиванием интересов коренных народов Америки - 305, международными отношениями - 605, вопросами эмиграции - 499. По другим источникам, в 2002 г. в США на всех уровнях власти действовало 18 600 лоббистских фирм.

В 2009 г. лоббистской деятельностью занимались 129 членов Конгресса США - в большинстве своем они представляли интересы крупных корпораций. Согласно закону, экс - конгрессмен может заниматься лоббизмом через год, после того как перестал заниматься законо­дательной деятельностью.

Анализируя специфику американского лоббизма, следует отметить некоторые характерные черты его раз­вития. Работа лоббиста включает в себя три важнейших аспекта. Во-первых, - это «лоббизм взаимоотношений», например, работа с конгрессменами и донесение до них нужной информации. Во-вторых, - это «технический лоббизм», требующий понимания и правильного тол­кования законов и нормативных актов, а также умения использовать их. Третий, и самый важный аспект,- это работа с людьми и донесение их мнения до органов власти.

Специфика лоббизма в США, по оценкам экспертов, определена особенностями политической, в первую оче­редь, избирательной системы и специфики прохождения и принятия решений Конгрессом. В США существует определенное требование к участникам избирательной системы. В других странах гражданин автоматически регистрируется для участия в голосовании, потому что он проживает на территории этой страны. Американцы же должны предпринять определенные шаги, чтобы зарегистрироваться в качестве избирателя. Только 60-65% американцев, имеющих право голоса, регистрируются как избиратели. И лишь половина этих людей приходят на избирательные участки. Таким образом, реально в выборах участвуют не более 35% избирателей. 17

Влияющим на генезис лоббизма в США является также и то обстоятельство, что в условиях стран, име­ющих традиции развития лоббизма и устоявшуюся систему лоббистского взаимодействия, на процесс начинают воздействовать тенденции саморазвития этих структур внутри парламентов. Сами структуры, конкурирующие и договаривающиеся, эффективно действующие и малопрофессиональные, влияют на процесс развития лоббизма. Самым авторитетным и профессионально организованным является лоббизм американского государства. Именно поэтому большинс­тво стран мира стремятся отстаивать свои интересы в коридорах власти Вашингтона и оплачивают работу их лоббистов. К примеру, Польша выделила из государс­твенного бюджета 10 млн. долларов на лоббистскую поддержку своих усилий по вступлению в НАТО. Свои интересы в коридорах власти в Вашингтоне лоббируют многие крупные российские, украинские, казахстанские компании, связанные с экспортом энергоносителей, стали, леса. Ежегодно американские общественные организации тратят миллиарды долларов на поддержку политиков и превращение своих идей в законодательные акты.18 Физические лица могут без ограничений жерт­вовать свои деньги группам особых интересов. Группы особых интересов собирают информацию по интересу­ющему их вопросу и передают ее представителям СМИ. Задача - привлечь внимание общественности и сфор­мировать определенное общественное мнение. СМИ информируют общество о политических кампаниях и мнениях конкурирующих политиков и организациях. Группы анализируют деятельность политиков, чтобы определить - кто из них может оказаться союзником, а кто - противником, формируют особые «комитеты политических действий», чтобы получить возможность легально собирать и жертвовать деньги на политические и избирательные кампании.

Лоббистские фирмы действуют на всех уровнях власти в США. Согласно определению, данному Lobbying Disclosure Act, принятому в 1995 г. лоббис­том считается человек, который тратит не менее 20% своего времени на лоббистскую деятельность, имеет многочисленные контакты с членами законодательных и исполнительных органов власти, получил за свои услуги от своих клиентов не менее 5 тысяч долларов в течение 6 месяцев. Лоббисты и лоббистские фирмы обязаны регистрироваться в органах власти, при которых они действуют. 19

Каждые полгода лоббистские фирмы обязаны пред­ставлять детальный отчет в органы власти, при кото­рых они аккредитованы, где указываются их клиенты, лоббируемые проблемы и суммы, полученные от этих клиентов. Лоббистские коммуникации в парламентах выстраиваются обычно по следующим каналам: а) информируют группы особых интересов о ситуации, сложившейся в законодательных органах власти и ре­комендуют стратегию и тактику работы с ними, иногда проводят рекламные и пропагандистские кампании; б) контактируют с местными комитетами политических партий, чтобы донести до них требования групп особых интересов, включить эти требования в программы пар­тий, а также договориться о поддержке определенных кандидатов; в) связываются с законодателями, доносят до них точку зрения групп постоянных интересов, помо­гают готовить тексты законодательных актов, привлека­ют экспертов; г) организовывают распределение средств, полученных от жертвователей; д) проводят социологи­ческие исследования и опросы общественного мнения по проблемам лоббистских взаимодействий. Физические лица могут жертвовать не более 20 тысяч долларов в год на поддержку партийных комитетов и не более 1 тысяч долларов на поддержку одного кандидата.



Таким образом, анализ парламентских систем США и Великобритании дает основания для проведения аналогий формирования американского и британского лоббизма:

      1. лоббизм возникает с появлением корпоративных групп и становится инструментом их реализации, парламентская де­ятельность является не столько фактором возникновения лоббизма, сколько полем его реализации;

      2. если британская модель в силу исторических предпосылок своего развития более проецирована на партийное посредничество и его заказчик «спрятан», то американская модель в силу легитимности лоббизма более открыта и не камуфлирует своих заказчиков, которыми выступают как финансово-промышленные группы, так и этнические, конфессиональные и обще­ственные объединения;

      3. в ходе своего развития лоббистские структуры трансформируются из инструмента в заказчика и ста­новятся сетевыми структурами и развитыми группами влияния самих парламентских систем.


Библиография:
1. Меньшенина Н.Н. Становление лоббизма в по­литическом процессе современной России // Н.Н. Меньшенина. Политическая наука и государс­твенная власть в Российской Федерации и новых независимых государствах. Екатеринбург. 2004, с.287-296.

        1. Бинецкий А.Э. Лоббизм в современном мире / А.Э. Бинецкий. - М.: ТЕИС, 2004.-247с.

        2. Зяблюк Н.Г. США: лоббизм и политика. М.: Мысль. 1976, 207с.

        3. Дюверже М. Партийная политика и группы дав­ления / М.Дюверже. //Социально - гуманитарные знания, 2000, №4, с.261-272.

        4. Лепехин В. Лоббизм. М. Изд-во: Российский юри­дический издательский дом, 1995.116 с.

        5. Любимов А.П. Парламент и лобби. СПб.: изд-во Р.Арсланова "Юридический центр пресс", 2005.

        6. Перегудов С. Корпорации, общество, государство. Эволюция отношений. М.: Наука, 2003, 352с.

        7. House of commons - UK Parliament. http://www.parlia- ment.UK./mps-lords-and-offices.

        8. Блэк С. Паблик рилэйшнз / С.Блэк - М.: Сирин, 2003 -201с.

        9. Иванов Н.Б Современные тенденции развития лоб­бизма в США / Н.Б. Иванов. Дисс. канд.полит, наук: 23.00.02. М.,1999, 181с.

        10. Куме К. Лоббизм и его регулирование: советы бри­танского эксперта/ К.Куме.// Бизнес и политика, №1. С.34-39.

        11. США. Законы о регулировании лоббизма // Бизнес и политика. - 1996.№9. - с.65-68.

        12. Федеральный закон «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государствен­ной власти: проект// Государство и право, 1998, №1, С.106- 111.

        13. Шуровский М. Законодательное регулирование лоб­бистской деятельности в органах представительной власти США. / М. Шуровский. //Бизнес и политика, 1995. №3(4) - с.40-42.

    1. Grant, Wyn. Pressure politics: the changing world of pressure groups / Wyn Grant. // Parliamentary affairs - New York, 2004. - ¹1(57).- P.408-419.

    2. Васильева Т.В Лоббизм как форма политической деятельности /Т.В.Васильева // Вестник МГУ, сер. 12. Политические науки. - 2004. №4. - С.26-34.

1Меньшенина Н.Н. Становление лоббизма в политическом процессе современной России // Политическая наука и госу­дарственная власть в Российской Федерации и новых незави­симых государствах. Екатеринбург. 2004, с.287-296.

2Бинецкий А.Э. Лоббизм в современном мире / А.Э.Бинецкий. - М.: ТЕИС, 2004.-247с.

3Федеральный закон «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти: проект/Государство и право. 1998, №1, С. 106-111.

4Зяблюк Н.Г. США: лоббизм и политика. М.: Мысль. 1976, 207с.

5См. например Дюверже М. Партийная политика и группы давления // Социально - гуманитарные знания, 2000, №4, с.261-272; Любимов А.П. Парламент и лобби. СПб.: изд-во Р.Арсланова "Юридический центр пресс", 2005.; Перегудов С. Корпорации, общество, государство. Эволюция отношений. М.: Наука, 2003, 352с.

6House of commons - UK Parliament http://. www.parliament. UK../mps-lords-and -offices/

7Любимов А.П. Парламент и лобби. СПб.: изд-во Р.Арсланова "Юридический центр пресс", 2005.

8House of commons - UK Parliament, http:/ www.parliament.UK./ mps-lords-and-offices.

9Там же.

10House of commons - UK Parliament. http:// www.parliament. UK./mps-lords-and-offices.

11Куме К. Лоббизм и его регулирование: советы британского эксперта// К.Куме. Бизнес и политика, 1994. №1. С.34-39

12Блэк С. Паблик рилэйшнз / С.Блэк - М.: Сирин, 2003 -201с.

13House of commons - UK Parliament. http:// www.parliament. UK./ mps-lords-and-offices.

14Кумс К. Лоббизм и его регулирование: советы британского эксперта// К.Кумс. Бизнес и политика, 1994. №1. С.34-39

15Иванов Н.Б Современные тенденции развития лоббизма в США / Н.Б.Иванов. Дисс. канд. полит, наук: 23.00.02. М.,1999, 181с.

16Шуровский М. Законодательное регулирование лоббист­ской деятельности в органах представительной власти США. //Бизнес и политика, 1995. №3(4) - с.40-42.

17США. Законы о регулировании лоббизма // Бизнес и полити­ка. - 1996.№9. - с.65-68.

18Grant, Wyn. Pressure politics: the changing world of pressure groups / Wyn Grant. // Parliamentary affairs - New York, 2004. - №1(57).- P.408-419.

19См. США. Законы о регулировании лоббизма // Бизнес и политика. - 1996.№9. - с.65-68; Васильева Т.В Лоббизм как форма политической деятельности // Вестник МГУ, сер. 12. Политические науки. - 2004. №4. - С.26-34





Святость — тоже соблазн. Жан Ануй
ещё >>