Памятные даты по искусству январь, февраль, март 2014 года январь 7 января 115 лет - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Социально-экономического развития ханты-мансийского района за январь-март 8 1837.01kb.
Знаменательные и памятные даты Кондинского района на 2013 год Январь... 1 60.06kb.
Международные, российские, профессиональные, православные праздники... 1 176.61kb.
Памятные даты по искусству апрель, май, июнь 2014 года Апрель 6 апреля... 1 122.56kb.
Календарь праздников на январь Январь 1 168.87kb.
Календарь знаменательных и памятных дат 5 831.81kb.
Календарь знаменательных и памятных дат 5 832.2kb.
Центральная библиотека центр информации 1 143.13kb.
Социально-экономическое развитие Зайсанского района за январь-март... 1 16.21kb.
Анализ статистических данных о состоянии преступности в стране за... 1 104kb.
Праздники января Татьянин День 1 107.11kb.
Практикумом «Лучшие управленческие решения: чего не умеют наши руководители» 1 18kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Памятные даты по искусству январь, февраль, март 2014 года январь 7 января 115 лет - страница №1/1

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ПО ИСКУССТВУ

ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАРТ 2014 года
ЯНВАРЬ
7 января

115 лет со дня рождения французского композитора, пианиста Франсиса Пуленка (1899 – 1963 гг.).

Ф. Пуленк был одним из членов известного объединения «Шестерка», в который входили известные французские композиторы.

Композитор много сделал для развития оперного искусства во Франции. Им написано 4 оперы, лучшая из которых «Человеческий голос» по монодраме Ж. Кокто.

Он много работал и в других жанрах – от духовной сочинений и балета до инструментальных пьес, камерных ансамблей, музыки к кинофильмам. Создал свыше 160 песен на стихи известных французских поэтов.

В годы Второй мировой войны был участником французского Сопротивления.

Все творчество Ф. Пуленка было пронизано желанием найти новые пути в музыкальном искусстве.

Литература:

Пуленк, Ф. Письма [Текст] / Ф. Пуленк ; ред. Г. Филенко. – Москва : Сов. композитор, 1970. – 310 с.

Пуленк, Ф. Я и мои друзья [Текст] / Ф. Пуленк. – Ленинград : Музыка, 1977. – 158 с.

Медведев, И. Франсис Пуленк [Текст] / И. Медведев. – Москва : Сов. композитор, 1969. – 239 с.


8 января

115 лет со дня рождения композитора, пианиста Александра Николаевича Черепнина (1899 – 1977 гг.).

А. Черепнин сын известного русского композитора и дирижера, ученика М. Римского-Корсакова - Н. Черепнина.

Он был один из самых крупных композиторов русской эмиграции «первой волны». Жил и работал во Франции, США, Китае и Японии. Им написаны концерты для фортепиано с оркестром, 4 симфонии, оперы, балет «Стенька Разин», вокально-симфонические произведения.

Творчество А. Черепнина характеризовалось как продолжение линии «Могучей кучки» в новую эпоху.

Литература:

Корабельникова, Л. Александр Черепнин: долгое странствие [Текст] / Л. Корабельников. – Москва : Языки русской культуры, 1999. – 288 с.


10 января

85 лет со дня рождения хорового дирижера, педагога, общественного деятеля Владимира Николаевича Минина (род. 1929 г.).

В. Минин ученик А. Свешникова и В. Соколова. В разные годы был художественным руководителем молдавской капеллы «Дойна», Ленинградской академической капеллы им. М. И. Глинки.

В 1972 году он организовал Московский академический камерный хор, с которым с большим успехом гастролировал по нашей стране и за рубежом. Хор часто являлся первым исполнителем сочинений крупных современных композиторов Г. Свиридова («Пушкинский венок»), В. Гаврилина («Перезвоны»), Р. Щедрина, В. Рубина и других. У хора обширная дискография.

Преподавал в Новосибирской государственной консерватории, в РАМ им. Гнесиных. Среди его учеников В. Мартынов, Б. Повзнер, В. Небальсин.

В. Минин автор многих публикаций по хоровому искусству.

Литература:

Минин, В. «Там русский дух…» : 30 лет Московскому камерному хору под управлением Владимира Минина [Текст] : [интервью с дирижером В. Мининым] / беседовала И. Зимина // Мелодия. – 2002. – № 3. – С. 2–7.

Минин Владимир Николаевич [Текст] // Кто есть кто в современной культуре : эксклюзивные биографии / ред. С. Семенов. – Москва : Международный объединенный биографический центр, МК-Периодика, 2007. – Вып. 2. – С. 446–448.


14 января

110 лет со дня рождения композитора, педагога Виктора Аркадиевича Белого (1904 – 1983 гг.).

В. Белый принадлежал к поколению композиторов, которые участвовали в формирование советской музыкальной культуры.

Композитор был мастером малых вокальных форм, к его лучшим сочинениям принадлежали произведения песенного жанра. Известность ему принесли песни «Орленок» «Баллада о капитане Гастелло», «В защиту мира».

На протяжении многих лет В. Белый интенсивно работал в Союзе композиторов СССР, стоял у истоков создания, ставшего популярным, массового журнала «Музыкальная жизнь».

Литература:

В. А. Белый: очерк жизни и творчества. Статьи. Воспоминания. Материалы [Текст] / сост. и ред. Л. Лебединский. – Москва : Сов. композитор, 256 с.

Мамчур, И. Виктор Белый [Текст] / И. Мамчур. – Москва : Сов. композитор, 1979. – 152 с.

22 января

80 лет первой постановки (1934 г.) оперы Д. Шостаковича «Катерина Измайлова».

Д. Шостакович композитор-классик мировой музыкальной культуры ХХ века. Им написано 15 симфоний, вокально-симфонические сочинения, прелюдии и фуги для фортепиано, камерные произведения, музыка к спектаклям драматических театров, кинофильмов.

Большое место в творчестве Д. Шостаковича занимала опера. В разное время он создал оперы «Нос», «Игроки».

Премьера оперы «Катерина Измайлова» состоялась 22 января 1934 года в Ленинграде, в Малом оперном театре. Либретто оперы было написано Д. Шостаковичем и А. Прейсом по повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», написанной в 1865 году.

В 1963 году была осуществлена ее новая редакция.

Опера поразила первых слушателей яркой оригинальностью музыкальной языка, трактовкой характеров главных героев.

В 1966 году режиссер Михаил Шапиро осуществил экранизацию «Катерины Измайловой». В театре опера воспринимается прекрасно, но и кинофильм был сделан не менее талантливо. Д. Шостакович написал партию Катерины специально для Галины Вишневской. Вместе они сотворили настоящий шедевр.

Фильм получил Почётный диплом на XXI международном кинофестивале в Эдинбурге, Шотландия.

Литература:

Богданова, А. Катерина Измайлова Д. Д. Шостаковича: путеводитель [Текст] / А. Богланова. – Москва : Музыка, 1968. – 85 с.

Богданова, А. Оперы и балеты Шостаковича [Текст] / А. Богданова. – Москва : Сов. композитор, 1979. – 208 с.

Лукьянова, Н. Дмитрий Дмитриевич Шостакович [Текст] / Н. Лукьянова. – Москва : Музыка, 1980. – 175 с.




22 января

110 лет со дня рождения американского хореографа, создателя нового направления классического балета США Джоржа Баланчина (1904 – 1983 гг.). Настоящее имя Баланчивадзе Георгий Мелитонович.

Г. Баланчин сын известного грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе. Окончил Петроградское театральное училище и Петроградскую консерваторию по классу рояля. Он был одним из организаторов и участников группы «Молодой балет».

В 1924 году уехал за границу. Был одним из основателем Балетного общества в Нью-Йорке. Поставил более 100 балетов в Лондоне, Париже, Милане.

Плодотворно сотрудничал со многими видными композиторами П. Хиндемитом, С. Прокофьевым, И. Стравинским и др.

Г. Баланчин автор книги «Подробное описание знаменитых балетов».

Литература:

Корябин, И. «Сапфиры» против «Benois de la Danse»? Или наоборот?.. : «Баланчин и его "Драгоценности"» [Текст] / И. Корябин // Музыка и время. – 2004. – № 1. – С. 9–10.

Живой голос Баланчина: к 100-летию со дня рождения [Текст] // Музыкальная жизнь. – 2004. – № 1. – С. 30–31.

Фирер, А. Мистер Би вновь с нами: [к 100-летию Дж. Баланчина] [Текст] / А. Фирер // Музыкальная жизнь. – 2004. – № 5. – С. 6–8.

Февраль
3 февраля

205 лет со дня рождения немецкого композитора, дирижера, пианиста, педагога Феликса Мендельсона-Бартольди (1809 – 1847 гг.).

Ф. Мендельсон начал выступать на концертной эстраде с 9 лет. К этому же времени относятся его первые сочинения.

Композитор был представителем немецкого музыкального романтизма, основоположником лейпцигской композиторской школы и основателем первой немецкой консерватории.

Много лет Ф. Мендельсон был руководителем симфонических оркестров и неоднократно выступал как дирижер во многих странах Европы.

Симфоническая музыка, созданная Ф. Мендельсоном включает 5 симфоний, несколько увертюр (среди них «Рюи Блаз»). Им написано более 20 камерно-инструментальных ансамблей, пьес для различных инструментов (в том числе знаменитый скрипичный концерт и фортепианные «Песни без слов»). Он автор свыше 80 песен, хоровых произведений.

Одно из лучших его произведений стала увертюра к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь», а знаменитый ее фрагмент «Свадебный марш» до сегодняшнего дня является мировым музыкальным бестселлером.

Литература:

Ворбс, Г. Феликс Мендельсон-Бартольди: жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников [Текст] / Г. Ворбс. – Москва : Музыка, 1966. – 317 с.

Курцман, А. Феликс Мендельсон [Текст] / А. Курцман. – Москва : Музыка, 1967. – 206 с.

Мейлих, Е. Феликс Мендельсон-Бартольди. 1809 – 1847: краткий очерк жизни и творчества [Текст] / Е. Мейлих. – Ленинград : Музыка, 1973. – 104 с.




7 февраля

Открытие Зимней Олимпиады в Сочи

Спорт и музыка! Для многих видов спорта музыка стала не простым сопровождением, а составной частью. Важнейшие состязания, как Олимпиады, чемпионаты Мира, Европы открываются большими праздничными парадами, которые превращаются в красочные зрелища и музыка играет в них главную роль.

Фигуристы, гимнасты, акробаты используют в своих выступлениях самую разнообразную музыку – от классической и народной, до джазовой и танцевальной.

Но есть один жанр, в котором тесно пересекаются пути музыки и спорта – это песня о спорте.

Уже много десятков лет звучат над стадионами «Футбольный марш» М. Блантера, «Спортивный марш» И. Дунаевского, «Закаляйся» В. Соловьева-Седого, а так же «спортивные песни» А. Новикова, П. Аедоницкого, Д. Кабалевского, С. Туликова, В. Добрынина, Д. Тухманова и др.

Но особое место в этом жанре занимает композитор Александра Николаевна Пахмутова (в этом году она отметит свой 85-летний юбилей). Перу А. Пахмутовой принадлежат песни «Герои спорта», «Трус не играет в хоккей», (Гимн отечественных хоккеистов), «Команда молодости нашей», «Темп» и многие другие. На закрытии Московской летней Олимпиады 1980 года впервые прозвучала песня «До свидания, Москва», которая для многих, до сих пор, ассоциируется со спортом, Москвой, Россией.

Литература:

Винокуров, В. Под нашим спортивным знаменем: ритм и голос спорта – в песне [Ноты] / В. Винокуров, И. Ромащук. – Москва : Музыка, 1979. – 176 с.

Пахмутова, А. Любовь моя – спорт [Ноты] : новые песни на слова Н. Добронравова / А. Пахмутова. – Москва : Сов. композитор, 1980. – 40 с.

Спорт, спорт, спорт [Ноты] : песенник / сост. О. Очаковская. – Москва : Сов. композитор, 1980. – 64 с.



9 февраля

140 лет со дня рождения театрального режиссера, актера Всеволода Михайловича Мейерхольда (1874 – 1940 гг.).

В. Мейерхольд был актером Московского Художественного театра, работал как режиссер, в 1920 году возглавил драматический театр в Москве.

В. Мейерхольд придавал большое значение музыкальной стороне драматического спектакля. Привлекал к сотрудничеству композиторов А. Глазунова, В. Шебалина, Д. Шостаковича и других.

Выступал как режиссер и в музыкальном театре. Он поставил оперы Вагнера «Тристан и Изольда», Глюка «Орфей и Эвридика», Даргомыжского «Каменный гость». Осуществил постановку оперы Чайковского «Пиковая дама», в которой максимально приблизил спектакль к литературному первоисточнику.

Литература:

Коробков, С. «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность…» [Текст] : «Пиковая дама» Всеволода Мейерхольда / С. Коробков // Музыкальное обозрение. – 1995. – № 4–5. – С. 104–110.

Платек, Я. Против течения [Текст] : Всеволод Мейерхольд как постановщик оперы / Я. Платек // Музыкальная жизнь. – 2003. – № 3. – С. 30–33 ; 2003. – № 4. – С. 31–34.


13 февраля

245 лет со дня рождения поэта-баснописца и драматурга Ивана Андреевича Крылова (1769 – 1844 гг.).

И. Крылов как никто другой из русских писателей был близок к музыке и сохранил любовь к музыкальному искусству до конца жизни. Он был музыкально богато одаренный, прекрасно играл на скрипке. Выступал в любительских концертах, исполняя партии скрипки в произведениях Гайдна, Моцарта, Бетховена.

В своей литературной деятельности он боролся за утверждение русской национальной музыки против засилья итальянской. Он сотрудничал с композитором Фоминым, Кавосом.

На тексты басен И. Крылова были написаны оперы «Музыканты», «Лисица и виноград» «Стрекоза и муравей», а так же вокальные произведения Гречанинова, Кюи, Ребикова, А. Рубинштейна, Шостаковича.

Литература:

Гольденштейн, М. Загадка И. А. Крылова [Текст] / М. Гольденштейн // Музыка в школе. – 1984. – № 1. – С. 35–41.

Дроздов, В. Басни дедушки Крылова [Текст] : уроки театральной школы : музыкальные спектакли-миниатюры по мотивам басен И. А. Крылова / В. Дроздов // Искусство в школе. – 2011. – № 3. – С. 37–45.

Самойлов, С. За подписью «К» [Текст] : Крылов и музыка / С. Самойлов // Музыкальная жизнь. – 1983. – № 8. – на обл.



19 февраля

75 лет со дня рождения оперного певца, Народного артиста СССР Владимира Андреевича Атлантова (род. 1939 г.).

В. Атлантов окончил Ленинградскую консерваторию. Несколько лет был солистом Мариинского театра, стажером театра Ла Скала, солистом Большого театра. Он обладатель Первой премии на Международном конкурсе им. Чайковского (1966 г.).

Постоянно выступал на сценах ведущих оперных театров Европы и Америки, а так же с концертными программами, в которых большое внимание уделял русскому классическому романсу.

В. Атлантов завоевал большую популярность как исполнитель партий: Германа в «Пиковой даме» Чайковского, Хозе в «Кармен» Бизе, Каварадосси в «Тоске» Пуччини,

С 1988 года живет за рубежом.

Литература:

Коткина, И. Атлантов в Большом театре[Текст] : судьба певца и движение оперного стиля / И. Коткина. – Москва : АГРАФ, 2002. – 336 с.

Сологус, А. Владимир Атлантов [Текст] / А. Сологус // Певцы Большого театра СССР : одиннадцать портретов / сост. Д. Сергеева. – Москва : Музыка, 1978. – С. 20–35.



25 февраля

100 лет со дня рождения композитора, пианиста, Заслуженного деятеля искусств РФ Аркадия Ильича Островского (1914 – 1967 гг.).

А. Островский музыкальную подготовку получил в Ленинградском музыкальном техникуме, работал как пианист, работал в Джаз-оркестре под руководством Леонида Утесова.

Свою композиторскую деятельность начал в годы Великой Отечественной войны. Всенародную известность принесли ему песни «Песня остается с человеком», «Как провожают пароходы», песенный цикл «А у нас во дворе», «Голос земли» и др.

Среди песен, написанных для детей – «Спят усталые игрушки», и всемирно популярная «Пусть всегда будет солнце».

Наряду с песнями писал музыку к кинофильмам и радиопостановкам.

Литература:

Аркадий Островский [Текст] : очерк жизни и творчества, воспоминания, статьи / сост. И. Олинская. – Москва : Сов. композитор, 1985. – 160 с.

Петров, А. Островский Аркадий Ильич [Текст] / А. Петров // Эстрада в России. ХХ век. Лексикон / ред. Е. Уварова. – Москва : РОССПЭН, 2000. – С. 420.

Нестьева, М. Аркадий Островский [Текст] / М. Нестьева. – Москва : Сов. композитор, 1970. – 95 с.

Соболева, Г. Жизнь в песне. Аркадий Островский [Текст] / Г. Соболева. – Москва : Музыка, 1975. –80 с.



27 февраля

105 лет со дня рождения композитора Бориса Андреевича Мокроусова (1909 – 1968 гг.).

Б. Мокроусов научился играть на балалайке, гитаре в школьной самодеятельности, работал тапером, иллюстрируя немые фильмы. Учился в Московской консерватории по классу композиции у Н. Мясковского.

Сочинять начал еще будучи студентом. Его лучшие песни родились в годы Великой Отечественной войны и послевоенное десятилетие. Он создал знаменитую балладу «Заветный камень», написал популярные и в наши дни «Осенние листья», «Одинокую гармонь», «Вологду».

Б. Мокроусов написал музыку к кинофильмам «Весна на Заречной улице», «Свадьба с приданным», «Поддубенские частушки». Он автор симфонических и камерных произведений, оперы «Чапаев», оперетты «Роза ветров».

Литература:

Борис Андреевич Мокроусов – незабвенный лирик песни ХХ века [Текст] / Музыка в школе. – 2008. – № 5. – С. 3–30.

Бубенникова, Л. Мокроусов Борис Андреевич [Текст] / Л. Бубенников // Эстрада в России. ХХ век. Лексикон / ред. Е. Уварова. – Москва : РОССПЭН, 2000. – С. 364–365.

Михайловская, Н. Борис Мокроусов [Текст] / Н. Михайловская // Мастера советской песни / сост. В. Зак. – Москва : Сов. композитор, 1977. – С. 6–56.


28 февраля

105 лет со дня рождения пианиста, педагога Павла Алексеевича Серебрякова (1909 – 1977 гг.).

П. Серебряков окончил Ленинградскую консерваторию. В конце 20-х годов прошлого века начал свою концертную деятельность, которая продолжалась около 50 лет. В репертуаре пианиста основное место занимала русская фортепианная классика – произведения Чайковского, Рахманинова, Мусоргского, Скрябина. Из зарубежных композиторов отдавал предпочтения творчеству Баха, Бетховена, Шопена, Листа.

Он был первым исполнителем произведений современных композиторов Уствольской, Успенского, Глуха и др.

Выступления на эстраде совмещал с педагогической работой. Долгие годы возглавлял Ленинградскую консерваторию. Среди его воспитанников немало лауреатов Международных конкурсов.

Литература:

Растопчина, И. Павел Алексеевич Серебряков [Текст] : очерк жизни и деятельности / И. Растопчина. – Ленинград : Музыка. 1970. – С. 55 с.

Растопчина, И. Павел Серебряков [Текст] : творческий портрет / И. Растопчина. – Москва : Музыка, 1978. – 24 с.
28 февраля

125 лет со дня рождения хореографа, танцовщика, участника «Русских сезонов» С. Дягилева Вацлава Фомича Нижинского (1889 – 1950 гг.).

В. Нижинский окончил Петроградское театральное училище. Еще воспитанником училища участвовал в постановках Фокина и был принят в Мариинский театр.

В 1911 году уехал за границу и стал премьером «Русских сезонов» Дягилева. Завоевал мировую славу как танцовщик. Выступал как балетмейстер («Послеполуденный отдых Фавна», «Весна священная»).

Литература:

Майниеце, В. Многоликий Бог танца [Текст] : Вацлаву Нижинскому -100 лет / В. Майниеце // Музыкальная жизнь. – 1990. – № 11. – С. 1– 3.

Нижинский Вацлав Фомич [Текст] // 100 великих русских эмигранта . – Москва : ВЕЧЕ, 2012. – С. 240–243.




Март

1 марта

215 лет со дня рождения композитора, пианиста, театрального деятеля, представителя романтизма в русской музыке Алексея Николаевича Верстовского (1799 – 1862 гг.).

А. Верстовский более 30 лет занимал руководящие должности в Дирекции московских императорских театров.

Перу Верстовского принадлежит большое количество музыкально-сценических произведений. Им написано 6 опер (наиболее известная «Аскольдова могила»), мелодрамы, кантаты, баллад, романсов (среди самый популярный популярным «Черная шаль»).

Он один из основоположников русского водевиля (свыше 30).

Литература:

Доброхотов, Б. А. Н. Верстовский и его опера «Аскольдова могила» [Текст] / Б. Доброхотов. – Москва : Музгиз, 1962. – 87 с.

Доброхотов, Б. А. Н. Верстовский: жизнь, театральная деятельность, оперное творчество [Текст] / Б. Доброхотов. – Москва ; Ленинград : Музгиз, 1949. – 125 с.

1 марта

110 лет со дня рождения американского дирижера, джазового композитора, аранжировщика Гленна Миллера (1904 – 1944 гг.).

Г. Миллер в 1938 году создал джаз-оркестр. Музыканты оркестра приняли участие в создании, ставшего всемирно популярным фильмом «Серенада солнечной долины», для которого Г. Миллер написал музыку.

В 1942 году организовал оркестр военно-воздушных сил, с которым выступал на фронте.

В 1944 году погиб в авиационной катастрофе.

Литература:

Фейертаг, В. Миллер Гленн [Текст] / В. Фейертаг // Джаз. ХХ век. Энциклопедический справочник. – Санкт-Петербург : Скифия, 20-1. – С. 295–296.

Цалер, И. Глен Миллер: пропавший над Ла-Маншем [Текст] / И. Цалер // Великие джазовые музыканты. 100 историй о музыке, покорившей мир / Цалер И. – Москва : Центрполиграф, 2011. – С. 276–280.

2 марта

75 лет со дня рождения оперной певицы, педагога, Народной артистки СССР Ирины Петровны Богачевой (род. 1939 г.).

И. Богачева училась в Ленинградской консерватории, с 1965 года солистка Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. Стажировалась в Миланском театре «Ла Скала».

Пела в операх Верди, Бизе, а так же современных отечественных композиторов Холминова, Дзержинского. Выступала с концертными программами в нашей стране и за рубежом.

Лауреат многих Международных и Всесоюзных конкурсов вокалистов. Имеет Правительственные награды нашей страны.

Преподавала в Ленинградской консерватории.

Литература:

Поплавский, Г. Ирина Богачева [Текст] : буклет / Г. Поплавский. – Ленинград : Музыка, 1984. – 32 с.

Смирнова, М. Ирина Богачева [Текст] : творческий портрет / М. Смирнова. – Ленинград : Музыка, 1985. – 32 с.


2 марта

190 лет со дня рождения чешского композитора, дирижера, пианиста, музыкального деятеля Бедржих Сметана (1824 – 1884 гг.).

Б. Сметана начал систематические занятия музыки в 20 лет, хотя его музыкальное дарование проявилось очень рано. Окончив частную музыкальную школу, он был уже автором 50 произведений.

Несколько лет жил в Швеции. Вернувший на Родину, он возглавил движение за национальное самобытное развитие чешской музыкальной культуры.

В 1866 году впервые прозвучала его знаменитая опера «Проданная невеста», которая стала основой чешского реалистического оперного искусства. Композитор много концертировал как пианист и дирижер.

Б. Сметана автор симфонических поэм (одна из которых «Моя Родина»), струнных квартетов, хоровых произведений, сочинений для фортепиано.

В истории музыки Б. Сметану называют «чешским Глинкой».

Литература:

Гулиновская, З. Бедржих Сметана [Текст] / З. Гулиновская. – Москва : Музыка, 1968. – 192 с.

Крунтяева, Т. Бедржих Сметана: популярная монография [Текст] / Т. Крунтяева. – Ленинград : Музыка, 1988. – 80 с.

Мартынов, И. Бедржих Сметана: очерк жизни и творчества [Текст] / И. Мартынов. – Москва : Музгиз, 1963. – 494 с.



8 марта

85 лет основания Государственного эстрадного оркестра РФ под руководством Л. О. Утесова (1929 г.).

Первые джазовые оркестры в нашей стране появились в начале 20-х годов прошлого века.

Новой формой джаза на эстраде стал «Теа-джаз», созданный в 1929 году в Ленинграде Леонидом Утесовым. Его первые программы становились частью представлений мюзик-холла. Всеобщую популярность «Теа-джазу» принес фильм Александрова «Веселые ребята».

В годы Великой Отечественной войны оркестр выступал на фронтах и тылу с эстрадными обозрениями военно-патриотической тематики, создавая «песенную летопись» Отечественной войны. В исполнении оркестра звучали песни «Одессит Мишка», «Заветный камень», «Дорога не Берлин», «О чем ты тоскуешь товарищ моряк» и другие. Прозвучали они и 9 мая 1945 года в Москве на Красной площади.

В 1948 году «Теа-джаз» стал Эстрадным оркестром РСФСР, основой выступлений которого стали эстрадно-песенные программы («И в шутку, и всерьез», «Серебряная свадьба» и другие). В репертуаре оркестра звучат песни Дунаевского, Сольвьева-Седого, Фрадкина, Мокроусова, Фельцмана и многих других.

С оркестром выступали певцы, имена которых затем становились всенародно-популярными. С оркестром выступала и дочь Леонида Утесова – Эдит.

Литература:

Утёсов, Л. Спасибо за сердце!: воспоминания, встречи, раздумья [Текст] / Л. Утесов. – Москва : Всероссийское театральное общество, 1976. – 477 с.

Джаз на эстраде: [об Л. Утёсове] [Текст] // Русская советская эстрада, 1946 – 1977 : очерки истории / отв. ред. Е. Уварова. – Москва : Искусство, 1981. – С. 328–365.

Уварова, Е. Утёсов Леонид Осипович [Текст] / Е. Уварова // Эстрада России. ХХ век. Лексикон / отв. ред. Е. Уварова. – Москва : РОССПЭН, 2000. – С. 609–611.


9 марта

200 лет со дня рождения украинского поэта Тараса Григорьевича Шевченко (1814 – 1861 гг.).

Т. Шевченко был музыкально одаренным человеком, любил и знал народную музыку. Среди классических произведений отдавал предпочтения Моцарту, Глинки, Гайдну, Шопену. В письмах поэта содержалось много высказываний о музыке.

Еще при жизни поэта появились песни на его слова, которые очень часто становились народными. На сюжеты произведений Т. Шевченко написаны оперы «Катерина», «Назар Стодоля», «Наймычка», хоры Белого, Бирюкова, романсы Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, Шамо.

Около 100 произведений на тексты поэта написал Николай Лысенко.

Памяти Т. Шевченко посвящены произведения Губаренко, Мейтуса, Майбороды, Данкевича и других.

Литература:

Мительман, Е. За строкой Шевченковской повести [Текст] / Е. Мительман // Музыкальная жизнь. – 1989. – № 18. – С. 12–13.

Правдюк, А. С любовью к поэзии Шевченко [Текст] / А. Правдюк // Звезда моя вечерняя : сборник песен на слова Тараса Шевченко : для детей среднего и старшего школьного возраста [Ноты] / сост. К. Войтех, В. Горбатюк. – Киев : Муз. Украина, 1980. – С. 8–10.


18 марта

170 лет со дня рождения композитора, дирижера, педагога, создателя петербургской композиторской школы, член объединения «Могучая кучка» Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844 – 1908 гг.).

М. Римский-Корсаков образование получил в Петербургском Морском корпусе. Музыкальные способности у него проявились рано. Композитор занимался музыкой под руководством Балакирева, который привел его в творческое содружество «Могучая кучка».

Творческое наследие композитора огромно. Им создано 15 опер («Садко», «Снегурочка невеста», «Золотой петушок» др.). Он автор 3 симфоний, симфонических произведений («Шехеразада», «Испанское каприччио»), около 80 романсов. Ему принадлежат обработки народных песен, которые вошли в сборник «100 русских народных песен».

Н. Римский-Корсаков преподавал в Петербургской консерватории, профессором которой состоял до конца своей жизни. Он воспитал более 200 крупных музыкантов, среди которых Глазунов, Аренский, Стравинский, Мясковский, Прокофьев, Спендиаров, Баланчивадзе и другие. Большое значение до сих пор имеют его научно-педагогические труды «Практический учебник гармонии», «Основы оркестровки».

В течение ряда лет был инспектором военных оркестров флота, директором Бесплатной музыкальной школы, активно участвовал в общественной музыкальной жизни.

Творчество композитора яркий пример стремления к процветанию национальной культуры.

Литература:

Римский-Корсаков, Н. Летопись моей музыкальной жизни [Текст] / Н. Римский-Корсаков. – Москва : Музыка, 1982. – 440 с.

Кунин, И. Николай Андреевич Римский-Корсаков [Текст] / И. Кунин. – Москва : Музыка, 1983. – 131 с.

Мусский, С. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) [Текст] / С. Мусский // Самые знаменитые композиторы России / С. Мусский. – Москва : ВЕЧЕ, 2003. – С. 127–136.

Николай Андреевич Римский-Корсаков [Текст] // Русские композиторы : история отечественной музыки в биографиях ее творцов / сост. Л. Серебрякова. – Урал : ЛТД, 2001. – С. 160–168.

Оперы Н. А. Римского-Корсакова [Текст] : путеводитель / ред. И. Уварова – Москва : Музыка, 1986. – 477 с.

Соловцов, А. Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова [Текст] / А. Соловцов. – Москва : Музыка, 1964. – 687 с.
20 марта

145 лет со дня рождения музыковеда-этнографа, Народный артист Казахской ССР Александра Викторовича Затаевича (1869 – 1936 гг.).

А. Затаевич родился в городе Болхове Орловской губернии. Учился в Орле.

Музыкой начал заниматься самостоятельно - изучал теорию музыки и игру на фортепиано.

Жил в Варшаве, Москве, Петрограде, с 1920 года – в Оренбурге. С этого времени началась его деятельность в качестве этнографа, собирателя и исследователя Киргизской и Казахской народной музыки (записал около 3 000 напевов и инструментальных мелодий).

А. Затаевич автор более 1000 статей и рецензий о творчестве польских, русских и западно-европейских композиторов. Он автор многих произведений для фортепиано, оркестра, обработок вокальных произведений, струнных квартетов.

Литература:

Бернандт, Г. Затаевич Александр Викторович [Текст] / Г. Бернандт // Советские композиторы и музыковеды : справочник в трех томах / Бернандт, Г., Ямпольский, И. – Москва : Сов. композитор, 1978. – Т. 1. – С. 247–248.

Ерзакович, Б. Выдающийся собиратель Казахских песен и кюйев [Затаевич Александр Викторович] [Текст] : [уроженец г. Болхова] / Б. Ерзакович // Музыкальная культура Казахстана : сборник статей и материалов / сост. П. Аравин, Б. Ерзакович. – Алма-Ата : Казгосиздат, 1955. – С. 123–133.

Сизов, П. Выдающийся музыковед-этнограф [Затаевич Александр Викторович] [Текст] / П. Сизов // Музыкальная Орловщина / Сизов, П. – Тула : Приок. кн. изд-во, 1980. – С. 171–178.
21 марта

175 лет со дня рождения композитора, члена объединения «Могучая кучка» Модеста Петровича Мусоргского (1839 – 1881 гг.).

М. Мусоргский систематического музыкального образования не получил, хотя в детские годы обучался игре на фортепиано. Знакомство с Даргомыжским и Балакиревым позволило ему стать членом творческого объединения композиторов «Могучая кучка».

Наиболее полно его талант раскрылся в монументальных народных музыкальных драмах «Борис Годунов» и «Хованщина».

К лучшим сочинениям М. Мусоргского относится вокальный цикл «Детская», «Песни и пляски смерти», «Ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки» для фортепиано он создал психологически музыкальные портреты в песнях «Калистрат», «Сиротка», «Колыбельная Еремушке», «Песня о блохе» и другие.

Литература:

Головинский, Г. Модест Петрович Мусоргский [Текст] / Г. Головинский, М. Сабинина. – Москва : Музыка, 1998. – 730 с.

Модест Петрович Мусоргский [Текст] // Русские композиторы : история отечественной музыки в биографиях ее творцов / сост. Л. Серебрякова. – Урал : ЛТД, 2001. – С.142–150 .

Мусский, С. Модест Петрович Мусоргский (1839–1881) [Текст] / С. Мусский // Самые знаменитые композиторы России / С. Мусский. – Москва : ВЕЧЕ, 2003. – С. 105–114.

Оперы М. П. Мусоргского [Текст] : путеводитель / ред. И. Уварова. – Москва : Музыка, 1980. – 174 с.

Хубов, Г. Мусоргский [Текст] / Г. Хубов. – Москва : Музыка, 1969. – 802 с.

Щлифштейн, С. Мусоргский. Художник. Время. Судьба [Текст] / С. Шлифштейн. – Москва : Музыка, 1975. – 335 с.
21 марта

125 лет со дня рождения артиста эстрады, поэта, композитора Александра Николаевича Вертинского (1889 – 1957 гг.).

А. Вертинский прославился как автор-исполнитель собственных сочинений. Свою артистическую деятельность начал как пародист, исполнитель юмористических рассказов и куплетов. В годы Первой мировой войны работал в санитарных поездах. Вернувшись с фронта начал ежедневные выступления на эстраде.

С 1919 года начал концертировать по югу России, Украине и осенью 1920 года оказался за рубежом. Выступал в Румынии, Польше, Германии, Франции, США, Китае. Пел старинные романсы, цыганские песни и свои знаменитые «Желтый ангел», «Прощальный ужин» «Танго «Магнолия» и другие. Писал песни на стихи Блока, Ахматовой, Гумилева.

В 1943 году А. Вертинский вернулся в СССР. Началась интенсивная концертная деятельность (он дал более 3 000 концертов). Он снимался в кино «Анна на шее», «Заговор обреченных».

С конца 70-х годов прошлого века начинает выходить мемуары, сборники его стихов и нот.

Литература:

Вертинский, А. Дорогой длинною… [Текст] / А. Вертинский ; сост. Ю. Томашевский. – Москва : Правда, 1991. – 576 с.

Вертинский, А. За кулисами [Текст] : песни, рассказы, заметки, интервью, воспоминания / А. Вертинский ; сост. Ю. Томашевский. – Москва : Сов. фонд культуры, 1991. – 304 с.

Макаров, А. Александр Вертинский [Текст] : портрет на фоне времени / А. Макаров. – Москва : Астрель, 2009. – 413 с.

23 марта

75 лет со дня рождения композитора, пианиста Бориса Ивановича Тищенко (1939 – 2010 гг.).

Б. Тищенко окончил Ленинградскую консерваторию и курс аспирантуры под руководством Шостаковича. С 1965 года преподавал в консерватории.

Творчество Б. Тищенко многогранно. Среди его сочинений – балеты («Двенадцать», «Ярославна»), 7 симфоний, камерно-инструментальная музыка, произведения для фортепиано, «Реквием» (на стихи А. Ахматовой), музыка к спектаклям драматических театров, киномузыка.

Особое место в творчестве Б. Тищенко занимала оркестровка ряда сочинений других композиторов, среди них произведения Шостаковича, Прокофьева, Грига, Малера.

Литература:

Борис Иванович Тищенко [Текст] // Русские композиторы : история отечественной музыки в биографиях ее творцов / сост. Л. Серебрякова. – Урал : ЛТД, 2001. – С.464–471 .



Кац, Б. О музыке Бориса Тищенко [Текст] : опыт критического исследования / Б. Кац. – Ленинград : Сов. композитор, 1986. – 167 с.










Старых пьяниц встречаешь чаще, чем старых врачей. Франсуа Рабле
ещё >>