Память развивающие игры и упражнения - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Развивающие двигательные комплексы: упражнения на ползание 1 35.45kb.
Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие 1 27.63kb.
Книга включает несколько рубрик, в которых представлены игры, развивающие... 14 692.64kb.
Игры на развитие памяти и наблюдательности 1 17.2kb.
Конкурс рисунков на асфальте. Выставка рисунков на асфальте. 1 47.02kb.
Для развития коммуникативных навыков младших школьников можно применить... 1 44.21kb.
Метр и дециметр 1 91.51kb.
Урок по математике 9 класс «Арифметическая и геометрическая прогрессии» 1 78.4kb.
Урок в 5 классе Цель урока Приобщить школьников к духовным и культурным... 1 73.91kb.
Общественных организаций 1 66.97kb.
Олимпиада в ограниченном пространстве 1 85.25kb.
Социальный проект 1 113.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Память развивающие игры и упражнения - страница №1/1




















Память

развивающие игры и упражнения

пособие для родителей и педагогов


























Что такое память

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, то воспринималось, переживание или делалось ранее.

Память связывает прошлое человека с его настоящим. Человеку надо много знать и помнить, причем с каждым годом жизни все больше и больше.

Все виды памяти можно условно разделить на три группы:

1) Что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, смысловую и образную память.

Двигательная память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, человеку всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность.

Эмоциональная память помогает помнить наши чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях.

Смысловая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок.

Образная память связана с нашими органами чувств, благодаря которым человек воспринимает окружающий мир. Соответственно различают слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную память.

2) Как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память.

Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить, которую ставит человек и прилагает волевые усилия.

Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или припомнить тот или иной материал, случай, явление, он запоминается как бы сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий.

3) Как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная память.

Они отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает. Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность – несколько секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только то произошедших событий, воспринятых предметов и явлений.



Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важны установка запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их значимость для человека.

Оперативная память предполагает запоминание каких-то сведений на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности.

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют между собой.

В процессе школьного обучения ребенку нужны все виды памяти. Поэтому важно знать, какая память у ребенка слабее, чтобы развить ее.

Основные процессы памяти – запоминание, воспроизведение, сохранение, забывание.



Запоминание – это процесс, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего воспроизведения.

Воспроизведение – процесс восстановления, актуализации запомненного материала.

Сохранение и забывание – это две стороны единого процесса удержания воспринятой информации. Сохранение – удержание в памяти. Забывание – исчезновение, выпадение из памяти заученного.

Для учащихся умение запоминать необходимый учебный материал является очень важным. Поэтому необходимо его развивать, проводя различные упражнения.

Далее представлены различные упражнения, которые могут способствовать развитию памяти.

Задания, упражнения, игры, направленные

на развитие памяти

Упражнение «Осознание визуального материала»

На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Ребенку предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 секунд попросите его закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем нужно сравнить, насколько его рисунки соответствуют рисункам образца. Далее переходите к следующей строке.



Упражнение «Пробуждение «чувства деталей»

Предложите ребенку четыре абстрактные фигуры. Каждую из них он должен рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросите ребенка мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.




Игра «Зоопарк»

В игре участвуют несколько человек. Каждый из участников придумывает, какого животного он будет изображать с помощью жестов, все по кругу называют свое животное и показывают его с помощью пантомимы. Задача для всех – запомнить, кто какой животное выбрал и как его изобразил. Дальше игра проходит без слов. Первое «животное» показывает себя и того «животного», к которому хочет обратиться. Тот, чей знак был показан, изображает себя и следующее «животное», которому хочет передать эстафету и так далее.


Упражнение «Свиристель»

Ребенку зачитывается рассказ о птице и после этого дается ее контурное изображение. Он должен выслушать и запомнить содержание рассказа, после этого – раскрасить птичку точно так, как она была описана в тексте. Раскрашенный рисунок сравнивается с описанием, ошибки обсуждаются.

Рассказ: «В густом лесу живет небольшая птичка свиристель». На теле у нее перышки красновато-коричневые, на голове рыжеватый хохолок. Края крылышек и хвостика желтенькие, а под клювиком у свиристели черное пятнышко, как будто галстук на шее.

Когда появляются птенчики, мама кормит их комарами. Птенчики проглотят еду и опять просят есть – пищат.

Но вот придет зима, исчезнут комары, ягоды, свиристели соберутся в стайки, улетят на юг в теплые края.

Но почему птичку зовут свиристель? Дело в том, что, когда она поет, кажется, будто кто-то играет на старинной дудочке: «Сви-ри-сте-ли!» Вот почему и назвали так птичку – свиристель.





Упражнение «Цветное»

На столе выкладывается 5-6 карандашей или фломастеров разных цветов. Ребенка просят в течение 10 секунд внимательно рассмотреть и запомнить последовательность их расположения. После этого предъявленные цвета накрываются и ребенка просят нарисовать или записать, как располагаются цвета. Правильность выполнения проверяется. Постепенно количество предъявляемых цветов увеличивается.


Упражнение на развитие произвольной памяти

Это упражнение не требует специальной подготовки. Ребенку называются поручения, которые он должен запомнить и выполнить именно в той последовательности, в которой они назывались.

Например, можно дать следующие поручения: открыть книгу, прочитать стихотворение, полить цветы, почесать правой рукой затылок, открыть форточку, вытереть пыль.
Упражнение «Животные»

Перед проведением ребенку дается следующая инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем представлены названия животных. Вообрази себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумай историю, связывающую их между собой».

Затем рисунок закрывается, и ребенок должен на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах.


Упражнение «Калькулятор»

Участвуют несколько человек. Участники игры имитируют работу калькулятора. Все садятся в круг, и первый называет любое целое однозначное число от 1 до 5; следующий по кругу участник называет арифметический знак: «+» или «­–». Следующий участник опять называет любое число, сидящий за ним называет результат арифметической операции. Далее с названным в результате числом по кругу повторяется та же процедура.


Упражнение на развитие тактильной памяти

Нескольким участникам раздаются карточки с названиями предметов (металлическая ручка на двери, оконное стекло, деревянный стол, шерсть котенка и т.п.) и предлагается вспомнить свои ощущения при прикосновении к этим предметам. После этого каждый участник должен рассказать, что чувствуют его руки, прикасаясь к доставшемуся ему предмету, не называя его. Все остальные должны угадать, о чем он рассказывает.


Упражнение «Двойная стимуляция памяти»

Перед ребенком раскладывается 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например: яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.). Ребенку говорят: «Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону». Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и так далее. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.



Литература:


  1. Андреев, О.А., Хромов, Л.Н. Тренируйте память: Техника быстрого чтения. Шк. О. Андреева: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – 208 с.

  2. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось-89», 2006. – 272 с. (Практическая психология)

  3. Истратова, О.Н., Эксакусто, Т.В. Справочник психолога начальной школы (2-е изд.)/Серия «Справочники».–Ростов н/Д: «Феникс», 2004.–448с.

  4. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя/ И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.

  5. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. ВУЗов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

  6. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1. – 480 с.

  7. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд.4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 314 с.





Россия производит впечатление великой державы. Но больше она ничего не производит. Акрам Муртазаев
ещё >>