Пальчиковый игротренинг - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Что такое пальчиковый кукольный театр? 1 44.04kb.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Кукольный пальчиковый... 1 155.45kb.
Из опыта работы «Пальчиковый театр теней» 1 32.84kb.
Рекомендации для родителей "Использование дидактических игр в пропедевтике... 1 49.93kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Пальчиковый игротренинг - страница №1/1

Пальчиковый игротренинг

Пальчиковые игры и упражнения оказывают тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, неизменно вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно – психического напряжения.

Знакомить детей с играми и упражнениями рекомендуется в определенной последовательности: сначала включить в комплекс те из них, которые способствуют формированию умения держать статическое положение кистей и пальцев, а затем игры и упражнения динамического характера. Особое внимание следует обратить на то, чтобы ученики, во-первых, упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук) и, во-вторых, тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук.

Статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук

Флажок

Наклонить кисть руки; все пальцы, кроме большого, вместе, большой палец вытянут вверх.



Стол

Правую руку сжать в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую руку ладонью вниз.

Стул, кресло

Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально, сомкнув пальцы.



Лодочка

Прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их.



Бочонок с водой

Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.



Миска, гнездо

Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу.



Гнездо с яйцами

Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но большие пальцы опустить внутрь.



Ворота, дверь

Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть внутрь.



Башня, крыша, дом

Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой рук.



Чаша, цветок.

Кисти рук в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, раскрыть пальцы и слегка округлить их.



Мост, дорога, дом

Поднять кисти рук вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.



Корни растений

Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.

Улитка с усиками.

Положить правую руку на стол поднять указательный и средний пальцы, расставить их.



Раковина улитки

Правая рука в том же положении, что и в предыдущем упражнении, левую руку положить сверху.



Очки

Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.



Зайчик

Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца.



Деревья

Поднять обе кисти рук ладонями к себе, широко расставить пальцы.



Кошка

Средний и безымянный пальцы правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять кисть правой руки вверх.



Собака

Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки; указательный палец и мизинец, слегка согнув, поднять вверх.



Динамические игровые упражнения для пальцев и кистей рук:

Пальчики здороваются

Кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Те же движения выполняются пальцами левой руки, затем – двумя руками одновременно.

Встретились ладошки Ладони рук соединены, а одноимённые пальцы левой и правой рук по очереди «здороваются» друг с другом – большой с большим, указательный с указательным и т.д.

Осы

Обе руки сжаты в кулаки, выпрямлены только указательные пальцы, которые совершают одновременные вращательные движения.



Человечек

Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, то же повторить другой рукой, а затем – обеими руками одновременно.





Птички летят, машут крыльями

Мизинцы правой и левой рук переплести друг с другом, а пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз.

Игры и упражнения со стихотворным сопровождением:

Апельсин

Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы:

Мы делили апельсин.

Много нас, а он -один.

Эта долька – для кота,

Эта долька – для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну а волку – кожура.

Замок

На двери висит замок.

(Ритмичные быстрые соединения пальцев в замок)

Кто открыть бы его смог?

(Повторение движений)

Потянули…

(Сцепленные в замок руки потянуть в одну, потом в другую сторону)

Покрутили…

(Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя – к себе)

Постучали…

(Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга…)

И открыли!

(Пальцы расцепить, ладони – в стороны)

Дом и ворота

На поляне дом стоит,

(Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноимённых пальцев – это «крыша дома»)

Ну, а к дому путь закрыт.

(Большие пальцы обеих рук – вверх, внутренняя сторона ладоней – к себе, остальные пальцы – в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются)

Мы ворота открываем,

(ладони поворачиваются параллельно друг другу)

В этот домик приглашаем.

(Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноимённых пальцев)

Засолка капусты

Мы капусту рубим,

(Резкие движения кистями с выпрямленными сомкнутыми пальцами вверх, вниз)

Мы морковку трём,

(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим,

(Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмём.

(Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки)

Уф, устали!

(Энергично встряхиваем руками).

Дружба

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики.

(Пальцы обеих рук ритмично соединяются в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинай считать опять.

(Поочерёдное касание пальцев, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы закончили считать.

(Опустить руки вниз, встряхнуть кистями)

Упражнения для укрепления пальцев стопы

1. Ходьба по канату:

– прямо;

– «елочкой»;

– приставными шагами.

2. Ходьба на носках по кольцам или обручам, лежащим на полу.

3. Ходьба с мешочками на голове. Это упражнение способствует формированию правильной осанки.

простейшие пальчиковые игры

Замок!

Этот детский стишок у нас был любимый. Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.



Ягодки

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Стук

Сидя на полу бить руками поочередно о пол.

Ударяй тихонечко тук-тук-тук и тогда услышишь тихий стук.

Ударяй сильнее тук-тук-тук и тогда услышишь громкий стук.

(повторить 2 раза)

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры (в стихах)



МАЛАHЬЯ

Дети собираются в кружок, выбирают Маланью (можно посчитаться). Маланье повязывают большой яркий платок и провожают ее за дверь. Оставшиеся загадывают какое-нибудь действие, которое можно показать руками (например, вязание). Затем хором зовут: «Маланья!» Маланья, входя: «Что, детушки?» Дети отвечают: «Заходи, Маланьюшка, посиди, Маланьюшка, да погляди, что покажем. Hи за что не разгадаешь!» Далее дети приговаривают с характерными движениями.

У Маланьи, у старушки Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать "избушку").

Семь сыновей, Показать семь пальцев.

Все без бровей, Очертить брови пальцами.

Вот с такими ушами, Растопыренные ладони поднести к ушам.

Вот с такими носами, Показать длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.

Вот с такими усами, Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.

Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой! Показать руками большую окладистую бороду.

Они не пили, не ели, Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".

На Маланью все глядели Держать руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.

И все делали вот так... Дети показывают загаданное действие.



У БАБЫ ФРОСИ

У бабы Фроси Пяток внучат. Выставить вперед правую руку. Растопырить пальцы правой руки.

Все каши просят. Все криком кричат. Поднести руки рупором ко рту. Громко крикнуть: “А-а-а!”ё

Акулька в люльке, Аленка в пеленке, Аринка на перинке, Степан на печке, Иван на крылечке. По очереди сгибать пальцы правой руки к ладони, начиная с мизинца. Отвести большой палец в сторону

Баба тесто месила, кашу варила, молоко топила, внучат кормила. Руки “месят тесто”. Левая рука “помешивает кашу”. Руки “ставят корчагу в печь”. Руки “раздают миски”.

Как каши наелись, молока напились, бабе поклонились, угомонились. Пальцы правой руки легко сгибаются, кланяясь левой руке. Расслабленные руки ложатся на стол.



НА ПОСТОЙ

Ладони сомкнуты. Мизинцы — дети (говорят тоненьким голосом), безымянные пальцы — мама (говорит обычным голосом), средние пальцы — папа (говорит низким голосом), указательные пальцы — солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы — порог избы. Hочь, в избе все спят.

Солдаты: - Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Дети: - Кто там? Мизинцы постукивают друг о друга.

Солдаты: - Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы.

Дети: - Спросим у мамы, Мама! Постукивают мизинцы.

Мама: - Что дети? Постукивают безымянные пальцы.

Дети: - Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы.

Мама: - Спросите у папы! Постукивают безымянные.

Дети: - Папа! Постукивают мизинцы.

Папа: - Что дети? Постукивают средние.

Дети: - Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы.

Папа: - Впустите! Постукивают средние.

Дети: - Входите! Постукивают мизинцы.

Солдаты: - Ах какая благодать, что впустили переночевать! Войдем! Указательные пальцы "пляшут", совершая перекрестные движения. Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней, руки вытягиваются вперед.

НА БЛИНЫ

Стала Маша гостей собирать. Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

— И Иван приди, и Степан приди, да и Андрей приди, да и Матвей приди. Кончик полусогнутого пальца правой руки зацепляет по очереди кончики полусогнутых пальцев левой руки, начиная с большого, и мягко покачивает их.

А Митрошечка — ну, пожалуйста! Указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой.

Стала Маша гостей угощать. Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

— И Ивану блин, и Степану блин, и Андрею блин, да и Матвею блин, Левая рука ладонью вверх, большой палец правой нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого, как бы кладя блин.

А Митрошечке — мятный пряничек! Большой палец правой руки нажимает на мизинец четыре раза.

Стала Маша гостей провожать. Хлопки в ладоши (то правая, то левая рука сверху).

— Прощевай, Иван! Прощевай, Степан! Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей! Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого.

А ты, Митрошечка, моя крошечка, да ты побудь со мной еще немножечко! Три первых пальца правой руки ласково поглаживают мизинец левой руки сверху донизу.

При повторении игры руки меняются ролями.

БРАТЦЫ

Засиделись в избушке братцы. Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.

Захотел меньшой прогуляться. Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2—3 секунды.

Да скучно ему одному. Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.

Зовет он братца вдвоем прогуляться. Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца — мизинец и безымянный, задержать на 2—3 секунды.

Да скучно им гулять двоим. Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются на исходную позицию.

Зовут братца втроем прогуляться. Отвести вбок мизинец, безымянный и средний пальцы. Задержать на 2—3 секунды.

Грустно старшим сидеть в избе. Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.

Зовут они братцев домой к себе. Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.

При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.



ГОСТИ

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.

— Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.

— Что, что, что? Три раза постукивают указательные пальцы.

— Гости едут! Постукивают мизинцы.

— Hу и что? Постукивают указательные.

— Здрасьте, здрасьте! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.

— Чмок-чмок-чмок! Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

Последние слова и движения (Здрасьте, здрасьте! Чмок-чмок-чмок!) повторяются дважды

УТРЕЧКО

Солнце встало, утречко настало. Ладони скрещены, пальцы растопырены, как бы образуя солнышко с лучиками.

— Эй, братец Федя, разбуди соседей! Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения.

Вставай, Большак! Щелчок указательным пальцем правой руки по большому пальцу левой руки.

Вставай, Указка! Щелчок по указательному пальцу.

Вставай, Середка! Щелчок по среднему пальцу.

Вставай, Сиротка! Щелчок по безымянному.

И Крошка-Митрошка! Щелчок по мизинцу.

Привет, ладошка! Щелчок в центр ладони.

Все потянулись и проснулись. Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.



ПРИЖМИ БОЛЬШАК

Играют двое. Правые руки играющих сцеплены, большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого соперника начинает «охотиться» за большим пальцем другого, стараясь прижать его сверху.

Вариант игры: сцепляются и правые и левые руки соперников. Одновременно «охотятся» и правые и левые большие пальцы.

ГОСТИ

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.

— Мама, мама!

Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.

— Что, что, что?

Постукивают друг о друга указательные пальцы.

— Гости едут!

Постукивают мизинцы.

— Ну и что?

Постукивают указательные пальцы.

— Здрасьте! Здрасьте!

Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.

— Чмок, чмок, чмок!

Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки (гости целуются). Последние слова и движения («Здрасьте! Здрасьте!», «Чмок, чмок, чмок») повторяются дважды.



КОСИ, КОСА!

Дети встают в две линии лицами друг к другу (обычно мальчики против девочек). Вытянув правые руки вперед, они сжимают кулаки, захватывая при этом в свой кулак большой палец правого соседа. Все качают из стороны в сторону сжатыми кулаками, играющие первой линии при этом приговаривают: «Коси, коса, пока роса!»

Затем все одновременно разжимают кулаки и, быстро развернув каждую руку, перехватив мизинец соседа, продолжают ритмичное движение в такт словам играющих второй линии: «Роса долой, и мы домой!»

Вновь происходит перехват, и игра повторяется до тех пор, пока одна из команд не замешкается и не собьется. Выигравшие назначают фант проигравшим.



ЛАСТОЧКА, ЛАСТОЧКА, ПЕРЕПЕЛОЧКА

(игра для самых маленьких)

Правая ладонь малыша ложится на левую ладонь взрослого. Тихо, ласково и медленно взрослый произносит: «Ласточка». Одновременно пальцами правой руки он проводит по большому пальцу малыша от основания до кончика; затем, произнося это же слово, поглаживает другой палец ребенка. Перебрав несколько пальцев малыша таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: «Перепелочка». Задача малыша — быть бдительным и как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: «Поймал, поймал!» После того как перепелка «была поймана» или «улетела», игра продолжается с другой рукой ребенка. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит «перепелку» — палец взрослого.

ВОРОБЕЙ В ГНЕЗДЕ

Первый играющий крепко сжимает руку в кулак (прячет воробья). Второй указательным либо большим пальцем пытается раскрыть кулак — «выпустить воробья из гнезда».



ЦАП!

Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее: выпрямленная ладонь направлена вниз. Играющие приставляют указательные пальцы к его ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:

Кто под крышей?

Кошки, мыши,

волки, зайцы,

прячьте пальцы.

Папа, мама, жаба: цап!

Услышав слово ЦАП, нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося.



ПАЛЬЦЕВЫЕ ПРЯТКИ

Обе руки сжаты в кулак. Одновременно происходят два движения: большой палец правой руки поднимается вверх, а мизинец левой руки вытягивается вниз.

Затем, опять же одновременно, большой палец правой руки прячется внутрь кулака, правый мизинец вытягивается вниз, а левая рука прячет мизинец и поднимает большой палец вверх.

В КОПНУ

Играющие ставят на стол копну кулаков: каждый по очереди насаживает свой кулак на оттопыренный большой палец предыдущего игрока. Тот, чей кулак оказался вторым сверху, спрашивает: «Чья копна на моей копне?» Обладатель верхнего кулака отвечает: «Моя!» и тотчас слышит: «Ветром сдует, огнем сожжет!» — и задавший первый вопрос резко дует на верхний кулак. Тот, чья рука была верхней, быстро убирает ее. Игра продолжается так, пока на столе не останется один кулак. Тут все играющие указывают на него указательными пальцами и спрашивают: «Чья копна в поле одна?» — «Моя!» — «Убирай долой, поезжай домой!» — и дети ловят большой палец последнего игрока. Кто зазевается, не успеет вовремя убрать кулак или не в очередь задаст свой вопрос — проигрывает.



ПОКЛОНЫ

Руки согнуты в локтях, пальцы направлены вверх, ладони развернуты друг к другу. Суть этой игры-забавы в том, что разные пальцы правой и левой рук попарно кланяются друг другу, трижды сгибаясь и выпрямляясь, затем те же движения повторяются зеркально.



ВИЛКА И РОЗЕТКА

Современная игра-забава, по типу движений очень похожая на предыдущую. Одна рука представляет собой электрическую розетку (указательный палец и мизинец вытянуты, средний и безымянный прижаты к ладони, придерживаются большим). Другая рука — вилка (поджаты к ладони указательный и мизинец, вытянуты средний и безымянный). Руки сближаются, вилка «втыкается в розетку».

Затем одновременно руки меняются ролями, превращая вилку в розетку, а розетку — в вилку. Превращения повторяются многократно, пока играющий не собьется.

МОСТИКИ

Двигательная головоломка: нужно поочередно поднять пять спичек, зажимая их концы кончиками пальцев разных рук (соответственно большим и большим, указательным и указательным и т.д.). Получается пять мостиков. Чьи мостики дольше не сломаются?



ЛЕТЕЛА КОРОВА

Играющие образуют круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по одному слову из стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — «т», следующий — вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

ЛЕТЕЛИ ДРАКОНЧИКИ

Играют двое. Стоя лицом к лицу, дети вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. По очереди дети произносят по слову стиха, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

Летели дракончики,

ели пончики.

Сколько пончиков

съели дракончики?

Тот, на кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например три. Партнер начинает отсчет: «Один!» (хлопок) — «Два!» (ответный хлопок) — «Три!» При назывании последнего числа тот, чья рука на данный момент оказалась «под ударом», должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.

Еще вариант –

Летели дракончики.

Играющие встают в круг лицом в центр, руки они расставляют в стороны так, чтоб раскрытая правая ладонь каждого оказалась прижата своей наружной стороной к внутренней стороне левой ладони соседа справа. Затем один из играющих произносит первое слово простой считалки, хлопая при этом своей правой ладонью по правой ладони своего соседа слева, как бы зажимая его руку в своих ладонях. Сосед слева говорит второе слово, хлопая по ладони своего соседа слева и так далее. Текст считалки следующий:

- Летели дракончики, ели пончики, сколько пончиков съели дракончики?

Тот, до кого к этому моменту дошла эстафета, говорит, хлопая своей ладонью ладонь соседа, какое-нибудь разумное (то есть в пределах 20, примерно), натуральное число, затем считалка продолжается:

ЗИМНЯЯ РАЗОГРЕВАЛОЧКА

Если замерзают руки

Начинаем их тереть, Быстро мы сумеем руки, Как на печке, разогреть. Медленно-медленно растирать одну ладонь о другую.

Сначала ладошки

Совсем как ледышки, Потом как лягушки, Потом как подушки. Но вот понемножку Согрелись ладошки, Горят, и взаправду, А не понарошку. Растирать ладони все быстрее и быстрее.

Я горю, как от огня.

Вот, потрогайте меня. Протянуть вперед раскрытые горячие ладони, предлагая всем потрогать их.

ВЕРТОЛЕТЫ

Два пилота вертолета

Приготовились к полету. - Я готов! - И я готов! Отойдите от винтов. Поставить кулачки на стол, большие пальцы поднять вверх.

Пошевелить большим пальцем левой руки, затем — правой.

Мы взлетаем выше, выше,

Там, внизу деревья, крыши, И дороги, и поля — Вся огромная земля. И туда, куда хотим, Мы летим, летим, летим! Описывая круги большими пальцами, жужжа, плавно поднимать руки вверх.

Крутить пальцами все быстрее и быстрее. По желанию ребенка можно побегать по комнате.

Мы заходим на посадку.

Рейс окончен. Все в порядке. Замедляя движения пальцев, понемногу опускать руки. Вновь поставить кулачки на стол.

Пальчиковые игры 2

БРАТЦЫ

русская игра

Засиделись в избушке братцы.

Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты

Захотел меньшой прогуляться.

Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды

Да скучно ему гулять одному.

Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию

Зовет он братца вдвоем прогуляться

Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца - мизинец и безымянный, задержать на 2-3 секунды

Да скучно им гулять двоим.

Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются на исходную позицию

Зовут братца втроем прогуляться.

Отвести вбок мизинец, безымянный и средний пальцы. Задержать на 2-3 секунды

Грустно старшим сидеть в избе.

Большой и указательный пальцы 4 раза соединяются кончиками

Зовут они братцев домой к себе.

Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется

При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.

ГОСТИ

Russian game

Мама, мама!

Ладони сомкнуты.Мизинчики стучат друг о друга четыре раза.

Что, что, что?

Указательные пальцы стучат друг о друга три раза

Гости едут!

Мизинчики стучат друг о друга четыре раза.

Ну и что?

Указательные пальцы стучат друг о друга три раза.

Здравствуй! Здравствуй!

Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с одноимёнными пальцами другой руки - справа и слева

Чмок!Чмок!Чмок!

Средний и безымянный пальцы постукивают друг о друга (гости целуются).

Последние слова и движения повторяются дважды.

ЛАСТОЧКА, ПЕРЕПЕЛОЧКА

русская игра для самых маленьких

Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно, тихо и ласково взрослый произносит: "ласточка" - и одновременно пальцами правой руки проводит по большому пальцу малыша от основания до кончика. Затем с тем же словом поглаживает второй палец малыша. Перебрав несколько пальцев ребенка таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: "Перепелочка". Задача ребенка - как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: "Поймал, поймал!" После того как "перепелка" "была поймана" или "улетела", игра продолжается с другой рукой малыша. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит "перепелку" - палец взрослого.

ПАЛЬЦЕВЫЕ ПРЯТКИ

Обе руки сжаты в кулак. Одновременно происходят два движения: большой палец правой руки поднимается вверх, а мизинец левой руки вытягивается вниз. Затем, опять же одновременно, большой палец правой руки прячется внутрь кулака, правый мизинец вытягивается вниз, а левая рука прячет мизинец и поднимает большой палец вверх.



МОСТИКИ

Двигательная головоломка: нужно поочередно поднять пять спичек, зажимая их концы кончиками одноименных пальцев рук. Получается пять мостиков. Чьи мостики дольше не сломаются?



ВОРОБЕЙ В ГНЕЗДЕ

русская игра

Первый играющий крепко сжимает руку в кулак (прячет воробья). Второй - указательным либо большим пальцем пытается раскрыть кулак - "выпустить воробья из гнезда".

РОЖКИ ДА НОЖКИ

литовская игра

"Рожки": средний и безымянный пальцы согнуты, придерживаются сверху большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты; рука поднята вверх. "Ножки": вытянуты указательный и средний пальцы, безымянный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим; рука опущена вниз. Одна рука показывает "рожки", вторая - "ножки". Затем руки одновременно меняются ролями. Кто быстрее?

ЦАП!

русская игра

Водящий слегка поднимает руку и вытягивает ее; выпрямленная ладонь направлена вниз. Играющие приставляют пальцы к его ладони, а сами движутся по кругу под слова водящего:

Кто под крышей?

Кошки, мыши,

Волки, зайцы,

Прячьте пальцы.

Папа, мама, жаба:

цап!

По слову ЦАП нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося



ЛЕТЕЛА КОРОВА

русская игра

Играющие образуют круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, "трава". Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова - "т", следующий - вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка



ПРИЖМИ БОЛЬШАК

русская и татарская игра

Играют двое. Правые руки играющих сцеплены, большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого соперника начинает "охотиться" за большим пальцем другого, стараясь прижать его сверху. Вариант игры: сцепляются и правые, и левые руки соперников. Одновременно "охотятся" и правые, и левые большие пальцы

ЛАДОШКИ

ненецкая игра

Несколько человек (шесть или больше) считалкой или жребием выбирают водящего. Остальные встают в кружок, складывают ладони стопкой. Две руки одного игрока обязательно должны быть разделены хотя бы одной чужой рукой. Водящий хлопает в ладоши, сначала медленно, потом все быстрее. С каждым хлопком рука, лежащая в самом низу стопки, "перепрыгивает" на ее вершину, остальные руки остаются на месте. Кто ошибся, не в очередь вытянул ладонь или, напротив, зазевался - убирает руку. В этой игре нет одного победителя, выигрывают все, кроме троих, выбывших первыми. Они - зеваки.

ЛОВЕЦ

татарская игра



Первый игрок вытягивает вперед руку, в которой зажат небольшой камень. Второй кладет выпрямленную ладонь правой руки на его кулак сверху. Первый некоторое время ждет, затем, улучив момент, роняет камень. Задача второго - поймать камень правой рукой на лету. Так можно научиться чувствовать не только самые легкие движения партнера-соперника, но и его намерения. Навострившись, можно научиться ловить камень и левой рукой. Интересно то, что подобная игра есть и у североамериканских индейцев, и среди подготовительных тренировочных упражнений русского кулачного боя.




Мужчина должен иметь голову на плечах, а женщина — лицо. Вячеслав Верховский
ещё >>