П. И. Чайковский и лишь тебе, Искусство, суждено Запечатлеть и действие, и время, Чтобы умерить горестное бремя - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Аллея веры. Часть 1 1 87.15kb.
Князь дмитрий пожарский 1 366.7kb.
П. И. Чайковский первый хор из кантаты «москва» Петр Ильич Чайковский 1 19.42kb.
Тецаве и вели Исход 27,20 30,10; Иезекииль 43,10 – 27 1 23.34kb.
«Российский патриотизм: История и современность» 1 62.85kb.
Приступая к труду, озаботимся, чтобы не обессилить в делании. 14 2001.56kb.
Репертуар театров на ноябрь-декабрь 2011 г. Театр оперы и балета... 1 115.68kb.
Копирайт и копилефт Действие копирайта основано на простом принципе... 1 108.26kb.
М. Таривердиев. Маленький принц. Слова Н. Добронравова. П. Чайковский. 1 77.47kb.
Г. Св. Преп. Отец Николай Угодник (время: 46 – 52) Владыка 1 27.47kb.
11 класс, моу гимназия №2 1 474.93kb.
Франц Шуберт 31. 01. 1797 года Лихтенталь, близ Вены- 19. 11. 1 47.91kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

П. И. Чайковский и лишь тебе, Искусство, суждено Запечатлеть и действие, и время - страница №1/1

Франц Шуберт

(1797-1828)



Что за неисчерпаемое богатство мелодического изобретения было в этом безвременно окончив­шем свою карьеру композиторе! Какая роскошь фантазии и резко очерченная самобытность!

П.И. Чайковский



...И лишь тебе, Искусство, суждено Запечатлеть и действие, и время, Чтобы умерить горестное бремя...

Ф. Шуберт

Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более пре­красные надежды», — эта эпитафия поэта Грильпарцера высечена на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище.

Действительно, до обидного малый срок жизни был отпущен судьбой уникальному в своей гениальной одаренности музыканту — всего три­дцать один год. Но интенсивность его творчества была поистине порази­тельной. «Я сочиняю каждое утро; когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую», — признавался композитор. Он словно торопится, предчувствуя, как мало времени в его распоряжении, он даже ночью не расстается с оч­ками, чтобы, проснувшись от очередной озарившей его музыкальной идеи, тут же записать ее. Свою первую симфонию Шуберт пишет в 16 лет, а затем две — в 18, две — в 19 лет... Гениальная си-минорная симфония, получившая название «Неоконченной», написана им в 25 лет! Для кого-то еще молодость, начало пути, а для него — вершина творческой зрелости. Песни — жанр, в котором композитору в наибольшей степени удалось ска­зать свое, новое слово, слово композитора-романтика, — рождались порой до десятка в день, а всего их у Шуберта свыше 600!

Именно песня, с ее чисто шубертовской чистотой, проникновенной задушевностью, возвышенной простотой, определила своеобразие его творчества в целом, проникла и напитала мир его фортепианных пьес, камерных ансамблей, симфоний и произведений других жанров.

Родился Ф. Шуберт в 1797 г. в предместье Вены — Лихтенталь. Его отец, школьный учитель, был родом из крестьянской семьи, в которой очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. В них при­нимал участие и маленький Франц, исполняя партию альта в струнных квартетах. Природа одарила Франца прекрасным голосом, поэтому, когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, его поместили в конвикт — шко­лу подготовки церковных певчих.

Учась в конвикте, играя в ученическом оркестре, а иногда и исполняя обязанности дирижера, Шуберт много и с большим увлечением сочинял и сам. Его выдающиеся способности обращают на себя внимание знаме­нитого придворного композитора Сальери, с которым Шуберт занимал­ся в течение года.

Желание отца Шуберта сделать из сына своего преемника потерпело неудачу. Прослужив три года помощником учителя начальных классов, мо­лодой музыкант бросил это поприще, скромный, но надежный заработок и всецело посвятил себя творчеству. Полная материальная неустроен­ность, нужда и лишения — ничто не могло остановить его.

Вокруг Шуберта формируется кружок одаренных молодых людей, художников, поэтов, музыкантов, горячо интересующихся искусством, политикой. Иногда эти встречи полностью посвящались музыке Шуберта и потому получили название «шубертиад».

Однако широкого общественного резонанса музыка Шуберта при его жизни не получала, в то время как блестящая и развлекательная музыка И. Штрауса, Ланнера имела огромный успех, ни одна опера Шуберта не была принята к постановке, ни одна из его симфоний не была исполнена оркестром.

И все же в Вене узнали и полюбили музыку Шуберта. Большую роль в этом сыграл выдающийся певец Иоганн Михаэль Фогль, который пре­красно исполнял песни Шуберта под аккомпанемент самого компози­тора. Трижды совершили они концертные поездки по городам Австрии, и их выступлениям неизменно сопутствовал большой интерес слушателей.

В 1828 г. незадолго до смерти Шуберта состоялся единственный при его жизни концерт, в программу которого вошли произведения различных жанров. Концерт был организован стараниями друзей Шуберта и имел ог­ромный успех, который окрылил композитора, наполнил его радужными надеждами. Но этим прекрасным надеждам не суждено было сбыться.


Произведения Ф.Шуберта:

  • Песни, симфонии;

  • «Ave Maria»;

  • «Серенада»;

  • «Бурный поток»;

  • Песни на стихи Гейне из «Книги песен»;

  • «Двойник»;

  • Симфония си минор («Неоконченная»).

Фридерик Шопен

(1810-1849)

Он есть и будет самый смелый и гордый творче­ский дух нашего времени.

Роберт Шуман



Шопен! нежный гений гармонии! Какое сердце, его полюбившее, какая душа, с ним сроднившаяся, не дрогнет, услышав его имя, как при воспоми­нании о каком-то высшем существе, с которым посчастливилось встретиться!

Ференц Лист



Опять Шопен не ищет выгод,

Но, окрыляясь на лету,

Один прокладывает выход

Из вероятья в правоту...

Борис Пастернак

Пожалуй, нет другого композитора, заслуженно получившего ти­тул великого, гениального и создавшего при этом произведения почти исключительно для одного инструмента — для фортепиано. Соединив в лице Шопена дар композитора и пианиста-исполнителя, судьба словно предназначила ему раскрыть душу этого инструмента, его неисчерпаемые выразительные возможности, вызвать к жизни новые, неведомые прежде, истинно романтические жанры фортепианной музыки: баллады, ноктюр­ны, скерцо, экспромты.

Питая свое творчество из истоков народной польской музыки, Шопен возвышает простые незатейливые народные танцы (мазурки, полонезы) до масштаба романтических поэм, насыщает их драматизмом, высокой трагедийностью.

Творчество Шопена — это гениальное, совершенное воплощение в му­зыке драматической судьбы его родины — Польши, ее трагической борьбы за свою независимость, и трагедии собственной, личной жизни, прожи­той в разлуке с родиной, с родными и близкими.

Фридерик Шопен родился в 1810 г. недалеко от Варшавы, в местечке Желязова Воля, где отец его служил домашним учителем в имении графа Скарбека. Мальчик рос в окружении музыки: отец играл на скрипке и флей-1 те, мать хорошо пела и играла на фортепиано.

Музыкальные способности Фридерика проявились очень рано. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему ис­полнилось семь лет. В это же время было издано одно из первых его сочинений — полонез для фортепиано соль минор. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам.

Окончив лицей, Шопен поступил в Высшую школу музыки. Его заня­тиями руководил известный педагог и композитор Иосиф Эльснер. Со­хранилась его краткая характеристика, данная юному музыканты: «Изу­мительные способности. Музыкальный гений».

В 1830 г. двадцатилетний музыкант отправляется в зарубежную кон­цертную поездку. Однако временное расставание с родиной обернулось разлукой на всю жизнь. Разгром польского восстания и последовавшие за этим преследования и репрессии отрезали Шопену путь к возвращению. Свое горе, гнев, возмущение он излил в музыке. Так родилось одно из ве­личайших его творений — этюд до минор, получивший название «Рево­люционного».

С 1831 г. и до конца своей жизни Шопен прожил в Париже. Но Франция не стала второй родиной композитора. И в своих привязанностях, и в сво­ем творчестве Шопен оставался поляком.



Умирая, Шопен завещал родине свое сердце. Это завещание было вы­полнено его близкими. Но замурованное в костеле с. Креста в Варшаве сердце Шопена, вечно живое, трепетное и гордое, бьется в его музыке, в его Прелюдиях, Этюдах, Вальсах, Концертах.
Произведения Ф. Шопена:

  • Мазурки, полонезы;

  • Сочинения № 24, № 2, № 53;

  • Ноктюрны, фантазии, экспромты;

  • Этюд № 12 «Революционный»;

  • Сочинение № 10, ноктюрн № 6.





То, что говорится прямо, понимается хуже, чем намек. Александр Перлюк
ещё >>