Отражение национального сознания через образы народных сказок - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
С. Маршак «Сказка про козла» (инсценирование) 1 126.69kb.
Внеклассное мероприятие по математике "Путешествие в страну сказок" 1 49.8kb.
Урок №12 Справедливость 1 95.84kb.
Интеграция образовательных областей 1 58.94kb.
Отражение традиций народных праздников в русской живописи 1 269.32kb.
Сказка по мотивам русских народных сказок о животных ярмарк а чуде... 1 100.35kb.
Сказки и загадки мордовское книжное издательство 28 4603.76kb.
Контрольная работа (тестовые задания) по теме «Отражение общественного... 1 24.89kb.
Библиография Катречко С. Л. по трансцендентальной философии : = 1990... 1 76.12kb.
Ивашова Алёна Александровна 1 80.58kb.
Конкурс ученических рефератов 1 179.58kb.
Государственный стандарт союза сср тетраподы для берегозащитных и... 1 86.59kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Отражение национального сознания через образы народных сказок - страница №1/1

МОУ «Краснощековская средняя (полная)

общеобразовательная школа №1»

Отражение национального сознания через образы народных сказок

Исследовательская работа

Автор:

Леонова Екатерина 9 «А» класс

Научный руководитель:

Давыдова Г.М., учитель

русского языка

Краснощеково

2011

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………………3

Глава I. Роль сказки в жизни людей……………………………………………………………...5


  1. О соборности русского народа…………….………………………………………………….…5

  1. Соборность в русской народной сказке «Теремок»……………………....6

  2. Соборность в русской народной сказке «Репка»…………………………….7

  1. Индивидуализм русского народа………………………………………………………………8

  1. Индивидуализм в русской народной сказке «Волк и семеро козлят»………………………………………………………………………………………… ……8

Глава II. Опрос среди учащихся КСШ №1…………………………………………………..10

Глава III. Сопоставление русских сказок с зарубежными……………………………11



    1. Сравнение русской народной сказки «Колобок» и японской сказки «Как заяц море переплыл»………….………………………………11

Заключение…………………………………………………………………………………………………..13

Список использованных источников и литературы…………………………………….14

Приложение………………………………………………………………………………………………….15

Введение

Социологические исследования, проведенные в России в последние несколько лет, показали, что новые экономические и политические условия влияют на национальное сознание, изменяют менталитет русского народа: от традиционной соборности мы отходим в сторону западного индивидуализма. Некоторые московские социологи утверждают, что этот процесс идет в России повсеместно, особенно активно участвуют в нем молодое поколение и что о прежних национальных духовных ценностях, таких как: народное единство, долг перед родиной - скоро придется забыть.

В своей работе я выдвигаю гипотезу, что данное утверждение может быть и то только частично верным для населения столичных городов-мегаполисов, в то время как на большей части территории нашей страны, в так называемой глубинке, подобное заявление преждевременно и ошибочно.

Цель моей работы доказать, используя отношение учащихся нашей школы к русским народным сказкам, ошибочность этого утверждения. Я думаю, что, неосознанно отдавая предпочтение сказкам, где главные герои объединяются, чтобы совместными усилиями добиться успеха, школьники следуют традициям, идее русской соборности, общинности, единства, когда правила «за общее дело стой смело», когда выражение «всем миром» исключает не только возможность, но и саму мысль отказаться от личного участия в деле для пользы родины, без корыстного расчета.

Объектом исследования являются русские народные сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят».

Предметом исследования являются главные действующие лица перечисленных сказок и субъективное отношение к ним молодых россиян, проживающих в селе Краснощеково, Алтайского края, которые находятся далеко на периферии от любого крупного города нашей страны.

Национальное сознание формировалось столетиями и имеет тысячелетнюю историю. Его изменение, безусловно, отразится на государственном устройстве в целом и на жизни каждого гражданина в отдельности. Поэтому задуматься о том, что с нами происходит: сохраняем ли мы в своем сознании то, чем всегда был силен русский народ, или заменяем традиционные ценности напрежде чуждые русским людям, сейчас особенно актуально.

Задача исследования: определить, ушла ли соборность русского народа.

Поставленная задача решалась с помощью:


  • Анализа научно-популярной литературы;

  • Социологического опроса школьников;

  • Сравнительного анализа русских народных сказок;

  • Сопоставительного анализа русских народных сказок с зарубежными.



Глава I

Роль сказки в жизни людей.

Сказка – это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир не только детской души, но и взрослого человека.

Все люди делятся на людей, живущих сказкой, и людей, живущих без сказки. И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье по-младенчески вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и по-младенчески внимать ответам его первозданной доисторической философии. Такие люди живут в «ладу» со своей национальной сказкой. Согласно чудесному и мудрому совету Лескова: «Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой! Горе тому, у кого ее не будет под старость!»

Великий психолог Карл Юнг говорил: «Сказка – это кодовый язык, шифр нации. И если она глупит, то нарочно. Потому что должна быть общедоступной».

Сказок было бесчисленное множество. Но до нас дошли лишь те, которые прошли тщательную проверку временем. Если сказка тысячелетиями передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и почти в первозданном виде дошла да нас, людей XXI века, значит, она несет в себе некое глубокое знание.


    1. О соборности русского народа

Соборность — одно из главных духовных условий национального единства и создания мощной державы, какой была Россия.

Запад не сумел создать такого мощного государства, как Россия, объединенного на духовных началах, потому что он не достиг соборности, а для объединения народов вынужден был использовать, прежде всего, насилие. Католические страны, обладали единством без свободы, а протестантские — свободой без единства.

Россия сумела создать органичное сочетание единства и свободы, в условиях которого почти каждый русский был строителем великой державы не за страх, а за совесть. Абсолютные ценности, на любви к которым объединялись русские люди — Бог, Царь, Родина, или, как это звучало в массе, за Бога, Царя и Отечество.

Соборность, одно из главных понятий Святой Руси, имеющее основу в христианском учении о Церкви, которое присутствует в Никейском Символе веры: “Верую во святую, соборную и апостольскую церковь”. Соборность в христианской традиции понимается как церковное единение христиан в любви, вере и жизни.

Таким образом, известная формула “Православие, Самодержавие, Народность” возникла не на пустом месте, а отражала соборные ценности русского народа, возникшие еще в глубокой древности.


  1. Соборность в сказке «Теремок»

По мнению ученых, сказки о животных – наиболее ранний жанр. Каждое животное вызывало у людей свой ряд впечатлений, и это разрабатывалось в вариантах сказки ее разными исполнителями. Каждый зверь получал какую-то особую характеристику. Например: «лягушка-квакушка», «зайчик-побегайчик», «лиса Патрикеевна» или «лисичка-сестричка».

В русских сказках стоит задача выживания не личного, а «кустового». И поэтому герой помогает всем. А затем ему помогают справиться с серьезной проблемой то медведь, то лисица, то лягушка. Это можно проследить и на примере русской народной сказки «Теремок». Нашла мышка домик, поселилась в нем, прискакала к ней лягушка, вместе жить стали и т. д. Вместе жить тесно, а врозь скучно. Всем помогли, только домик не выдержал этой гостепреимчивости и рухнул. Но потом герои всем миром построили новый, лучше прежнего, где всем хватило места.

Как здесь не вспомнить образование Руси, которое относится к 882 году, когда новгородцы завевали Киев, и произошло объединение северной и южной территорий. Киевская Русь объединила полтора десятка племенных союзов (полян, северян, деревлян, вятичей, кривичей, словян и др.), их стали называть русами (а также русичами, росами). Они не были едиными по происхождению, но, сохраняя память о своем «роде-племени», сумели создать сильное государство, способное противостоять набегам кочевников.


  1. Соборность в сказке «Репка»

По мере исторического развития стали появляться сказки с прирученными домашними животными и птицей. Животные, которые повседневно окружали славян, сделались персонажами их сказок: собака, кот, петух, лошадь и т.д. Вскоре в сказки вошел и сам человек, как полноправный участник событий.

Давайте попробуем разобраться в русской народной сказке «Репка». О чем она?

Посадил дед репку. Если вспомнить выражение «сеять разумное, доброе, вечное», то можно сказать, что речь идет о какой-то идее, важной полезной, необходимой многим. Но реализовать задуманное одному не возможно. Требуется помощь всех без исключения, поистине «всем миром». И если про бабку, внучку, Жучку и кошку все понятно: подчиняются главе семьи деду, то о мышке стоит сказать подробнее.

В мифологическом сознании народов существует связь между мышью и музой. Есть созвучие даже в словах «мусса» и «мюс» - мышь. В Древней Элладе существовал культ Аполлона Мышиного, повелителя мышей. Сравним с Аполлоном Мусагетом – предводителем муз.

Не только у греков, но и у других народов с мышами связано множество верований и примет. Давно заметили, как оживляются мыши перед грозой: они «пляшут» и водят «хороводы». Это дало основание связать их с богом-громовержцем (греков с Зевсом). По поведению мышей предсказывали будущее, ворожили.

С другой стороны мыши живут в подполье, в норках. Следовательно, они дети матери-Земли. «Гора мышь родила»- это выражение когда-то имело буквальный смысл. Но есть и более глубокая связь – с преисподней, с подземным царством. Отсюда мотив оборотничества, который присутствует в народных сказках.

Вот ведь какие удивительные эти мыши. И вещие и зловещие.

Теперь ясно, почему не справились без вмешательства мышки, казалось бы, более сильны персонажи. Как здесь не прийти к выводу, что в любом великом, полезном для народа деле нельзя отказываться от помощи, откуда бы она ни пришла, а ведь иногда эту помощь не иначе как чудом и не назовешь.

Значит, в русском национальном самосознании общее дело получает помощь могучих покровителей, в каком бы образе они ни явились. Соборность народа подтверждается в такой знакомой нам сказке «Репка», о которой можно сказать: «Всем миром помогли».


    1. Индивидуализм русского народа

Русскому народу несвойственен индивидуализм. Еще со времен славянских племен жили общинами, соблюдая строгую иерархию, поэтому каждый мог чувствовать себя в безопасности: друг за друга стояли горой, любую опасность встречали плечом к плечу, любое дело делали всем миром. Поистине, «Один за всех, и все за одного». Поэтому так велико у русского народа значение семьи, дома. Отторжение, враждебность вызывает тот, кто является угрозой жизни, покою и благополучию любого, кто живет честно и правильно, согласно народным традициям.

  1. Индивидуализм в сказке «Волк и семеро козлят»

Врагом домашнего покоя в русских сказках выступает одинокий волк, то есть индивидуалист. Ради собственной выгода он готов пойти на все: подслушать песенку мамы Козы и, надеясь на удачу, пропеть ее своим толстым голосом. Когда не получилось обмануть, готов был пожертвовать своим голосом, перековав его в кузне на тоненький. Опять не получилось. Но Волк любит себя и, если он не достигнет своей цели, значит, он не уважает себя. Поэтому теперь он учит наизусть песенку Козы, поет ее тоненьким голосом и добивается успеха. У других народов на этом месте должен быть конец, но у русских зло в образе волка, не может победить добро в образе «семьи», пусть даже и козы. Вот и уцелел один козленок, чтобы рассказать маме о несчастье, чтобы назвать имя злодея. Что могла сделать коза в этой ситуации? Только плакать и проклинать того, кто погубил ее детей. И что делает волк, услышав эти проклятья? Он всякими способами оправдывается, завлекая козу прогуляться в лес. Мы не знаем, откуда взялась в лесу яма с огнем, не понимаем, почему коза согласилась на эту прогулку, но они пришли к этой яме, и Коза предложила прыгать через нее. Зато мы хорошо понимаем, почему Волк согласился прыгать. Всякий, кто думает только о себе, думает, что он самый-самый умный, сильный, хитрый, ловкий и т.д. вот волк и не сомневался в себе и поплатился за это. А семья воссоединилась и стала жить по-прежнему. Получается, что тот, кто противостоит добру в образе устоявшихся ценностей: семья, общество, традиции - всегда в одиночестве, всегда порицаем людьми. А зло будет наказано. Этому учит русская народная сказка.

Глава II

Опрос среди учащихся КСШ №1.

Для того чтобы выяснить преобладает ли среди молодых россиян, проживающих в провинции, идея соборности или уже преобладает индивидуализм, был проведен опрос.1 В ходе опроса учащиеся 5 – 8 классов КСШ №1 отвечали на вопросы. В опросе приняли участие 73 человека

Все участники опроса знакомы с предложенными русскими народными сказками. Одна из них, «Колобок», представляет собой в лице главного героя образец мышления и поведения индивидуалиста, то есть чуждого русскому менталитету. Другая, «Теремок», является примером русской соборности.

Участникам было предложено выбрать без объяснения, понравившуюся им сказку. Исходя, из сделанного выбора можно сделать вывод, какой идее отдает предпочтение респондент.

Также участники отвечали на вопрос: «Какие виды спортивных соревнований Вы предпочитаете смотреть: Командные или индивидуальные?»

Результаты получились следующие.


За «Колобка»


За «Теремок»



За индивидуальные спортивные соревнования

За командные виды спорта


19 учеников


54 ученика


30 учеников


43 ученика



Таким образом, можно сделать вывод, что среди детей, возраст которых 11 – 15 лет преобладает идея соборности, единения, общности.

Глава III

Сопоставление русских сказок с зарубежными.

Русские сказки отличаются от зарубежных.

Иностранный сказочный персонаж отправляется в путь за тем, чтобы состояться в этой жизни: получить профессию или найти клад. Это целеустремленный герой с четким вектором движения. Если кто-то попадается ему на пути, он быстро его побеждает и идет дальше к цели. Западный герой хронометрирован: все его время рассчитано так, чтобы он оказался на вершине славы и богатства. В этих сказках заложен механизм выживания западной нации. Идея личного преуспевания.

Наш же герой отправляется в путь со странными задачами, вроде пойти туда, не знаю куда, чтобы принести то, не знаю что. Либо найти человека глупее себя. Импульс его движения - самосознание. Наш герой всегда отвлекается по пути: то яблоне поможет сбросить плоды, то печи – освободиться от пирогов. Отсутствие целеустремленности при максимальной жалостливости – наша культурная установка. Но как только этот герой начинает думать только о себе, гордиться тем, что он ради себя обидел кого-нибудь, симпатия исчезает и приходит уверенность в бесславном конце пути данного героя.



    1. Сравнение русской народной сказки «Колобок»

и японской народной сказки «Как заяц море переплыл».

В русской народной сказке «Колобок» главному герою – Колобку присуща черта западного индивидуализма. Он сам решает свою судьбу: уйти от бабки и деда, самостоятельно выбирает дорожку, по которой ему катиться, с кем разговаривать, то есть он сам себе хозяин. Он возомнил себя умнее, хитрее и сильнее других, каждому встречному напевал песенку, хвастался, что от дедушки и от бабушки ушел, а от других и подавно уйдет. А сам катился, не зная куда. Поэтому совершенно понятно, что в русской сказке самовлюбленный, эгоистичный индивидуалист должен был встретить подобного себе, только более хитрого и изворотливого. Потому что подобное поведение не свойственно русскому человеку, а значит должно быть наказано. В конце сказки «самостоятельного» Колобка съедают, из-за его большого самомнения. В современном обществе можно проследить ту же ситуацию: тот, кто нарушает традиции ради сиюминутной собственной выгоды, тот, в конце концов, теряет большее.

Для сравнения возьмем японскую народную сказку «Как заяц море переплыл»2 Ради исполнения своего желания, заяц также как и Колобок готов был на обман, притом гордился своей хитростью и ловкостью. Но его высокое самомнение подвело к беде. Огорченному эгоисту был дан шанс на исправление, который в русских сказках не предусмотрен.

Заключение

Выходит, русские народные сказки пропагандируют идею соборности и порицают идею индивидуализма. Глубинный смысл наших сказок такой: только соединившись, можно решить проблему. Это механизм русской соборности: русский обретает свое «я» в чужой судьбе.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая мной, получила подтверждение в ходе исследования сказок и опроса учащихся, проведенных мною исходя из цели моей работы.

Работая над исследованием, я многое открыла для себя, казалось бы, в таких понятных народных сказках. Я узнала, каким образом сказки отражаются на национальном характере общества. Поняла, почему нашему народу присуща идея соборности.



Список используемых источников и литературы

  • Афанасьев А.Н., «Народные русские сказки», изд-во «Художественная литература», 1957 г.

  • Афанасьев А.Н., «Поэтические воззрения славян на природу», изд-во «Индрик», 1994 г.

  • Бидерман Г., «Энциклопедия символов», изд-во «Республика», 1996 г.

  • Грачева И., ««Курочка Ряба», или Родом из сказки», изд-во «Просвещение», 2000 г.

  • Зуева Т., «Русь – Россия – русские сказки», изд-во «Просвещение», 1993 г.

  • Ильин И., «Духовный смысл сказки», изд-во «Просвещение», 1992 г.

  • Кузина С., «Дуракам везет. Это не сказки!», Комсомольская правда, с.12, 14 июля, 2010 г.

  • «Мифологический словарь», под редакцией Мелетинского Е.М., изд-во «Советская энциклопедия», 1991 г.

  • Серия «Любимые книги детства», Сказки, изд-во «Самовар», 2010 г.

  • www.hrono.info/organ/ukazatel/sobornost.php





Приложения

Приложение 1.

Опрос


  1. Какие русские народные сказки вам нравятся больше всего: «Колобок» или «Теремок» («Репка»)?

_____________________________________

  1. Когда вы смотрите спортивные соревнования, вы предпочитаете индивидуальные соревнования или командные виды спорота?

_____________________________________

Приложение 2.

Японская народная сказка «Как заяц море переплыл»

Жил на свете заяц, и было у него заветное желание - море переплыть, на далеком морском острове побывать. Но плавать зайчишка не умел, и лодки у него не было.

Думал-думал заяц и придумал. Гулял он как-то раз по берегу моря, увидел акулу и спрашивает:

- Как думаешь, акула, у кого больше друзей - у тебя или у меня?

- Тут и думать нечего, у меня, конечно, - сказала акула. - Все акулы в морях и океанах - мои друзья.

- И сколько же у тебя друзей?

- Не знаю, - задумалась акула, - много, очень много, но, сколько именно - откуда мне знать! Я их не считала.

- А давай посчитаем, - предложил заяц.

- Да как же мы их посчитаем? - удивилась акула.

- А ты подзови акул к нашему берегу, - предложил заяц. - Раз они твои друзья, обязательно приплыть должны. Лягут акулы на волны бок о бок друг к другу, как раз до того вон острова вытянутся. Вот я их и пересчитаю.

"Ай да заяц!"- удивилась акула.

Позвала она на следующее утро всех своих друзей, легли акулы бок о бок в одну линию от берега до самого острова.

- Ну, начинай! Попробуй-ка сосчитать моих подруг! - крикнула зайцу акула.

Взобрался заяц на спину акуле, постоял, подумал, а потом с одной акульей спины на другую стал перескакивать и громко считать:

- Одна, две, три, четыре...

Так и считал, пока не добрался до заветного острова. А там спрыгнул на землю да как закричит:

- Здорово я вас одурачил, глупые акулы! Очень мне нужно знать, сколько у акулы друзей! Я на остров попасть хотел! А вы-то и поверили!

Рассердились акулы, ринулись к острову, да заяц давно уж на земле стоит, попробуй достать его. Правда, одной акуле все же удалось схватить зайца за хвост и вырвать клок шерсти.

Уплыли акулы. Сидит заяц на камне, лапой оборванный хвост поглаживает. "Вот так дела! - думает. - Как же я теперь домой попаду? Как через море переберусь?"

А уж темнеет, страшно зайцу на незнакомом острове.

Услышал дух, хозяин острова, как горько плачет заяц, и подошел к нему:

- Что ты, заяц, слезы льешь? Акул обмануть надумал? А что же вышло? Разве можно так! Попросил бы акулу, она бы тебя и так по морю прокатила! Ложись-ка спать, завтра утром что-нибудь придумаем.

Наутро дух и говорит:

- Обещаешь мне никого больше не обманывать? Перед акулой повинишься?

- Да, - молвил заяц.

- Бери мою лодку, - сказал дух, хозяин острова, - и возвращайся домой.



Вернулся заяц домой, перед акулой повинился и с тех пор никого больше не обманывал.

1 См. приложение 2

2 См. приложение 2





Мы за равенство только с теми, кто нас превосходит. Анри Бек
ещё >>