Отношения молдовы с россией, украиной и румынией - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Столица: Кишинев 1 105.98kb.
Славянский раскол Россия, Украина и Белоруссия в поисках взаимопонимания 1 129.38kb.
Памятка для туриста при поездке в Венгрию 1 40.36kb.
Интервью с Начальником Отдела по связям с Россией и Украиной Управления... 1 110.07kb.
Российско-люксембургские отношения 1 59.58kb.
Российско-мексиканские отношения 1 79.5kb.
Российско южно-африканские отношения 1 81.49kb.
Отчёт по прессе 16 января 32 публикации, 2 печатные, 2 радиосюжета... 1 100.85kb.
Республика Польша Официальное название Респу́блика По́льша (польск. 1 363.13kb.
Перемирие в газовой войне между Россией и Украиной 1 13.7kb.
"Братские отношения между Россией и Венесуэлой и почти десятилетняя... 1 56.23kb.
Перечень стран, входящих в зону 1 1 16.18kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Отношения молдовы с россией, украиной и румынией - страница №1/1

ОТНОШЕНИЯ МОЛДОВЫ С РОССИЕЙ, УКРАИНОЙ И РУМЫНИЕЙ


Отношения с Россией, Украиной и Румынией имеют особое значение для Республики Молдова. Все эти страны входят в число основных внешнеэкономических партнеров Республики Молдова, у них общее историческое прошлое с Республикой Молдова, а две из них – Румыния и Украина – единственные соседи Республики Молдова. Отношения с Россией, Украиной и Румынией в большой степени влияют на положение дел в Республике Молдова и на ее внешние связи.




Отношения с Россией

На сегодняшний день у Республики Молдова и России подписан 161 двусторонний документ1 помимо документов, подписанных по линии Содружества Независимых Государств, членами которого являются оба государства. Хотя дипломатические отношения между двумя странами были установлены в период, непосредственно последовавший за распадом Советского Союза, Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Россией был подписан (в Москве) только 19.11.2001 г. Он был ратифицирован Законом Парламента Республики Молдова №760-XV от 27.12.2001 г. и вступил в силу 13.05.2002². Этот политический документ является основой отношений между двумя странами.


В период независимости Республики Молдова (с 1991 года по нынешний день) Россия была основным внешнеэкономическим партнером Республики Молдова. В 2005 году экспорт молдавских товаров в Россию составил $347,5 млн. или 98,4% по сравнению с уровнем 2004 года. В 2005 году, как и в предыдущие годы, Россия сохранила лидирующую позицию по экспорту из Республики Молдова.
По импорту в Молдову Россия в 2005 году занимала второе место с объемом поставок в $273,6 млн., что составило 128,9% по сравнению с уровнем 2004 года³.
В январе-сентябре 2006 года Россия также занимала первое место по объему молдавского экспорта, стоимость поставок в эту страну оценивается в $124,3 млн., что составляет, однако, только 54,4% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. По импорту в Республику Молдова Россия заняла второе место с объемом поставок в $273,1 млн., в 1,5 раза выше чем в соответствующий период 2005 года4.
Молдо-российские отношения пережили период быстрого развития после распада Советского Союза и характеризовались относительной стабильностью до 2003 года. С 2001 года, когда к власти в Республике Молдова пришла Партия Коммунистов, наблюдалось даже оживление этих отношений. Именно в первый год правления Партии Коммунистов был подписан и Договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами. Россия выполняет свою роль главного внешнего стратегического партнера Республики Молдова и посредника в процессе урегулирования проблемы Приднестровья (сепаратистский регион, расположенный на востоке Республики Молдова, в котором в 1991-1992 гг. произошел вооруженный конфликт).
В 2003 году произошел ряд событий, которые вскоре сделали отношения между Республикой Молдова и Россией достаточно напряженными. В июле 2003 года Европейский суд по правам человека вынес приговор по делу членов группы Илашку, политических узников приднестровского сепаратистского режима. Решение ЕСПЧ напрямую касалось политики России по отношению к Приднестровью, она была признана страной, способствовавшей возникновению сепаратистского режима на востоке Республики Молдова и его сохранению на протяжении этих лет. После решения ЕСПЧ и накануне саммита ОБСЕ в Маастрихте (Голландия) (на котором должно обсуждаться, в том числе, и выполнение Россией решения ОБСЕ, принятого на Стамбульском саммите в 1999 году), наблюдается активизация молдо-российских отношений. Это оживление приводит к появлению в ноябре 2003 года Меморандума по разрешению приднестровского конфликта путем федерализации Республики Молдова (Меморандум Козака). Данный Меморандум предполагал наличие трех равноправных субъектов федерации: Приднестровье, Гагаузия (автономная область на юге Республики Молдова) и остальная часть страны.
Кишиневские политические обозреватели в то время писали, что России необходимо подписание соответствующего меморандума накануне саммита в Маастрихте, чтобы доказать ОБСЕ, что Москва предпринимает усилия пo выполнению ранее взятых ею международных обязательств. В то время в печати высказывалась и мысль, что Меморандум Козака должен был стать бомбой замедленного действия для государственности Республики Молдова. В соответствии с документом, Приднестровье должно было получить столь широкие полномочия, что Республика Молдова не могла бы принять ни одного важного для своей внешней политики решения без согласия Тирасполя.
Молдо-российские отношения заметно ухудшились после отказа Президента Республики Молдова Владимира Воронина от подписания соответствующего Меморандума по причине наличия в нем целого ряда положений, требующих дополнительного обсуждения и уточнения.
2004 год был отмечен резкими высказываниями, которыми обменялись стороны. В тот период Республика Молдова предприняла ряд демаршей на международной арене, потребовав от России выполнения своих международных обязательств по выводу войск и вооружений из Приднестровья. После парламентских выборов в Республике Молдова, состоявшихся в марте 2005 года и вновь выигранных Партией Коммунистов, молдо-российские отношения стали еще хуже. Они сохраняли напряженность на всем протяжении 2005 года, а к 2006 году стали отрицательно сказываться даже на экономическом сотрудничестве двух стран.
В 2005 году Россия прекращает импорт растениеводческой и мясной продукции из Республики Молдова. В 2006 году следует запрет на импорт молдавских вин, поставивший экономику Республики Молдова в достаточно щекотливое положение. Таким образом, только за первые шесть месяцев 2006 года молдавский экспорт сокращается на 10,6%, во многом из-за введенного Россией эмбарго.

21 апреля 2006 г. Парламент Республики Молдова принимает «Заявление Парламента Республики Молдова по поводу Заявления Государственной Думы Российской Федерации от 19 апреля 2006 года». Этим заявлением «Парламент Республики Молдова выражает свою озабоченность по поводу Заявления Государственной Думы Российской Федерации «О поддержке мер по усилению государственного фито-санитарного контроля продукции, импортируемой в Российскую Федерацию». Вообще-то своим Заявлением Государственная Дума предоставила политическое прикрытие для политики по прекращению импорта молдавских вин. Хотя Парламент Республики Молдова прямо не указал, что в основе прекращения импорта вин лежат политические мотивы, это следовало из Заявления. «В условиях попыток российских властей оспорить качество молдавских вин, они продолжают цениться и признаваться во всем мире», - гласил документ6.


И президент Владимир Воронин на проведенной 11 июля 2006 года конференции заявил, что исключает политическую сторону винного вопроса. «Трудно усмотреть политическую составляющую и в вопросе экспорта вин, даже если Молдова не получила ни одного официального документа, подтверждающего плохое качество вин», – отметил он.
В то же время, молдавские и зарубежные политические обозреватели не исключали того, что речь идет о российской экономической блокаде Молдовы, цель которой - вернуть последнюю в поле влияния Кремля. Но они же отмечали, что эта экономическая блокада не может заставить Молдову вернуться в поле влияния России.
После провала Меморандума Козака прекратилось любое движение вперед и в процессе переговоров по урегулированию приднестровской проблемы. Более того, позиции Кишинева и Тирасполя еще больше отдалились после того, как на приднестровском участке молдо-украинской границы стала действовать международная мониторинговая миссия, а любой экспорт из Приднестровья без официальных документов, выданных уполномоченными кишиневскими органами, был прекращен.
Таким образом, к середине 2006 года молдо-российские отношения становятся холодными практически в любой сфере – экономического сотрудничества, разрешения приднестровского вопроса и т.д. У Молдовы и России появляется шанс нормализовать двусторонние отношения в августе 2006 года, когда в Москве состоялась встреча президентов Владимира Путина и Владимира Воронина. Кишиневские СМИ по-разному оценили эту встречу.
Газета «Timpul» задала себе вопрос «Не капитулировал ли Воронин перед Москвой?». Издание не исключает того, что молдавский президент попытался наладить отношения с Россией, которые значительно ухудшились после того, как в 2003 году Владимир Воронин отказался подписать Меморандум Козака. «Timpul» сослалась на ежедневную газету «Коммерсант Daily», утверждая, что взамен на восстановление этих отношений Молдова может пойти на такие уступки, как: обязательство дать высокую оценку усилиям России по поддержанию мира в регионе; представление дополнительных гарантий своего невступления в НАТО; предоставление более серьезного статуса русскому языку в Молдове; признание прав собственности российских хозяйствующих субъктов в левобережье Днестра.
Газета «Независимая Молдова» цитировала президентского советника Марка Ткачука, который утверждал, что «оттепель в молдо-российских отношениях началась». По оценке Марка Ткачука, президенты двух стран провели «очень открытый и позитивный диалог» и не избежали ни одной важной темы – от приднестровской проблематики до газового вопроса. Президентский советник полагает, что встреча положила начало новому этапу диалога двух государств10.
Газета «Flux» сообщала, что визит Владимира Воронина в Москву «широко комментировался российскими СМИ и был расценен как провальный: Воронин и Путин не пришли ни к какому соглашению ни по одному из ключевых вопросов двусторонних отношений. Встреча проходила в достаточно холодной обстановке, выражение лица у президента Путина было серьезным и даже холодным»11 .
Всего за несколько дней до встречи двух президентов Парламенту Республики Молдова не удалось прийти к общему знаменателю по вопросу выхода Молдовы из СНГ. Вопрос не был вынесен на голосование, поскольку авторы проекта соответствующего постановления – два депутата от оппозиции – отозвали его в последний момент. Виталия Павличенко (один из разработчиков) сказала, что авторы не желают предоставлять коммунистам возможности для достижения ими своих политических интересов и доказательства лояльности Москве голосованием против постановления12.

Несмотря на состоявшуюся встречу президентов, в дальнейшем не наблюдалось изменения состояния молдо-российских отношений. Продолжился все тот же обмен жесткими высказываниями. Тем более, что тем временем, 17 сентября в Приднестровье состоялся референдум по вопросу будущего региона, на котором население высказалось за его вхождение в состав России.


В начале сентября Россия предприняла новую попытку проведения плана урегулирования приднестровского вопроса. О его существовании сообщил Валерий Кеняйкин, Посол по особым поручениям, специальный представитель по связям со странами СНГ российского МИДа. Однако и об этом плане умалчивают и вскоре о нем забывают.
К концу 2006 года молдо-российские отношения продолжают оставаться достаточно холодными, а предпосылок для их улучшения в ближайшем будущем нет. Президент Владимир Воронин заявил 29 июля 2006 года в Парламенте Республики Молдова, что события, которые произошли в 2006 году, – доказательство того, что «независимость Республики Молдова рождается только сейчас» и что «это – цена, которую Модова должна заплатить за независимость»14. История покажет, основывалось ли ухудшение молдо-российских отношений с 2003 года до сих пор на объективных факторах. Пока в этой связи больше вопросов, чем ответов.

Отношения с Украиной

Украина лидирует по количеству двусторонних документов, подписанных Республикой Молдова с иностранными государствами. Их число составляет 16415. Среди двусторонних молдо-украинских документов наиболее важными являются: Соглашение между Правительствами Республики Молдова и Украины о свободной торговле, подписанное в Кишиневе 29.08.95 г. (ратифицированное 01.02.96 г. и вступившее в силу 27.05.96 г.); Договор о государственной границе, подписанный в Киеве 18.08.99 г. (ратифицированный Постановлением Правительства Республики Молдова № 1022 от 05.11.99 г. и вступивший в силу 18.11.2001 г.); Заявление Премьер-министров Украины и Республики Молдова от 30 декабря 2005 г.


Украина – один из основных внешнеэкономических партнеров Республики Молдова. В 2005 году она занимала четвертое место в структуре молдавского экспорта с объемом поставок в $99,7 млн., что составляет 154% по отношению к уровню 2004 года. Украина продолжает оставаться страной, из которой Молдова осуществляет наибольшее количество импортных поставок, – в 2005 году их уровень достиг $491,4 млн. или 112,6% по сравнению с уровнем 2004 года.
В январе-сентябре 2006 г. Украина занимала уже третье место в молдавском экспорте, на ее долю пришлось $87,6 млн., что составляет 126,9% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. В то же время она сохранила первенство по импорту в Республику Молдова с объемом поставок в $370,2 млн., то есть 105% по сравнению с уровнем соответствующего периода 2005 года16.
В целом, после распада Советского Союза молдо-украинские отношения были хорошими. На протяжении этих лет, единственными щекотливыми темами обсуждений для сторон были: признание молдавских объектов собственности, оставшихся на территории Украины после развала СССР; разделение государственной границы; соглашение о свободной торговле и исключение из данного режима некоторых товаров. Однако и эти вопросы большей частью были решены в период 2001-2003 гг.
Отношения двух стран начинают заметно улучшаться после вступления Виктора Ющенко в должность Президента Украины. Вслед за этим сразу же наблюдается активизация роли Украины в процессе урегулирования приднестровского вопроса, а Виктор Ющенко выдвигает конкретный план урегулирования, получивший название «План Ющенко». Молдова начинает видеть в Украине надежного союзника и рассчитывает на ее поддержку в разрешении приднестровской проблемы. Парламент Республики Молдова дает высокую оценку усилиям Президента Украины и принимает Заявление от 10 июня 2005 г., в котором выступает за решение приднестровского вопроса на основе этого плана17. Однако впоследствии, из-за отсутствия переговоров в процессе урегулирования приднестровского конфликта, усилия украинского президента сводятся к нулю.
2005-й год был практически самым «урожайным» для молдо-украинских отношений. Так, 30 декабря 2005 г., премьеры Василе Тарлев и Юрий Ехануров подписывают в Киеве Заявление, предусматривающее введение совместного контроля на приднестровском участке молдо-украинской границы. На основании данного заявления берутся под строгий контроль импортно-экспортные операции из приднестровского региона, внешнеторговые операции проходят на основании таможенных документов, выданных кишиневскими органами. В последствии, по просьбе президентов двух стран, Европейский Союз учреждает миссию по мониторингу приднестровского участка границы.
Хотя контрабанда из приднестровского региона ощутимо сокращается, Украина несет некоторые финансовые убытки из-за этого совместного контроля, и в печати начинают высказываться предположения, что Киев склонен пересмотреть свою позицию. Положение проясняется после того, как 26 июня 2006 г. Министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк встречается с Председателем Парламента Республики Молдова Марианом Лупу и заявляет на встрече, что, хотя новый режим на приднестровском участке и нанес Украине некоторые убытки, она от него не откажется18.

Украина и Молдова достаточно плодотворно сотрудничали и в части изменения железнодорожных рейсов, после того, как приднестровские власти захватили объекты Молдавской железной дороги, расположенные на территории региона. После этого поезда стали объезжать территорию Приднестровья, при этом кишиневские власти заявили, что не могут обеспечить безопасность железнодорожных перевозок по территории сепаратистского режима. Украина сознательно пошла навстречу Молдове, даже несмотря на то, что в течение нескольких месяцев, прошедших с момента изменения маршрутов поездов, понесла около $10 млн. потерь19.

Некоторое усложнение отношений между двумя странами наблюдается после прихода на должность премьера Украины Виктора Януковича. В последовавший за этим период возникли некоторые «технические» проблемы с новым режимом движения поездов, а Молдове дали понять, что хорошо бы вернуться к движению через Приднестровье. «Сложно предположить, каким будет дальнейшее развитие событий, поскольку политика нового киевского правительства прямо противоположна политике предыдущего. Остается лишь надеяться, что ответственные лица в Кишиневе найдут нужные аргументы, чтобы убедить украинцев в том, что ранее найденный путь единственно верный и что по нему следует идти и в дальнейшем», – писала в то время газета «Curierul Vamal».20



Во второй половине 2006 года некоторые кишиневские СМИ начали подозревать Украину в том, что она – «слабое звено ГУАМа».21 В 2006 году Молдова, Грузия и Украина стали уделять повышенное внимание ГУАМу, который может стать региональным инструментом, возможно более эффективным даже чем СНГ, и способным снизить российское влияние на бывшие советские государства, расположенные в данном регионе Европы. Таким образом, возникает подозрение, что Украина, возможно, не относится к ГУАМу достаточно серьезно, и это может сорвать отношения, которые другие государства связывают с данной организацией.
Все больше политических аналитиков склонны полагать, что у Молдовы и Украины нет иной альтернативы, кроме сохранения хороших отношений. Украинский фактор для Молдовы имеет первостепенное значение. От Украины решающим образом зависят торговые отношения Молдовы с востоком Европы, урегулирование приднестровского вопроса, региональное сотрудничество, обеспечение энергетической безопасности и, в большой степени, вступление в Европейский Союз и НАТО.

Отношения с Румынией
Республика Молдова и Румыния подписали в общей сложности 82 двусторонних документа.22 До сих пор данные государства не подписали Базовый политический договор, хотя этот вопрос неоднократно поднимался. В числе важнейших двусторонних молдо-румынских документов – Соглашение о свободной торговле от 15.02.94 г., действующее с 17.11.94 г. На основании данного соглашения, сейчас осуществляется торгово-экономическое сотрудничество, однако после вступления Румынии в ЕС, документ утратит юридическую силу.
В структуре молдавского экспорта Румыния занимала в 2005 году третью позицию с объемом поставок в $111,7 млн., что составляет 112% по сравнению с уровнем 2004 года. Румыния занимает также третье место по импорту в Республику Молдова – за 2005 год – поставки из этой страны составили $257,4 млн., то есть 156,8% по сравнению с 2004 годом. В январе-сентябре 2006 г. Румыния заняла второе место в структуре молдавского экспорта, поставки на этот рынок составили $105,1 млн. или 128,5% по сравнению с январем-сентябрем 2005 г. За тот же период объем импорта из Румынии в Молдову оценивался в $240,9 млн. или 136,6% по сравнению с январем-сентябрем 2005 года.23
После того, как Республика Молдова завоевала свою независимость, молдо-румынские отношения прошли несколько этапов развития. На первом этапе (во время первого президентского срока Иона Илиеску в Румынии и в период президентства Мирчи Снегура в Республике Моддова) эти связи динамично развивались, при этом не наблюдалось каких-либо значимых сбоев. Во время президентства Петра Лучинского в Республике Молдова и Емила Константинеску в Румынии молдо-румынские отношения вступают в период относительного затишья. Политические аналитики не считают их ни хорошими, ни плохими. Некоторое ухудшение этих отношений отмечается после прихода к власти в Республике Молдова Партии Коммунистов в 2001 году. Именно в этот период в Европейском суде по правам человека начинается обсуждение дела о Бессарабской митрополии (религиозной организации, канонически подчиняющейся Румынской патриархии и долгое время официально не признававшейся властями Республики Молдова). Во время слушаний Министр юстиции Республики Молдова Ион Морей обвинил Румынию в поддержке данной митрополии и во вмешательстве во внутренние дела Республики Молдова. После этого заявления молдо-румынские отношения вступили в этап враждебности, которую удалось преодолеть лишь к концу 2004-началу 2005 года после избрания Траяна Бэсеску на должность Президента Румынии.
Однако после короткого периода спокойствия в молдо-румынских отношениях снова возникает напряженность к середине 2006 года. Вообще, многие политические аналитики неоднократно отмечали, что у Молдовы и Румынии слишком много больных спорных вопросов для того, чтобы хорошие отношения между странами отличались постоянством. В сентябре 2006 года молдавский спикер Мариан Лупу признался в интервью радиостанции „Radio Румыния”, что «у нас есть некоторые очень больные темы, которые ставят нас на прямопротивоположные позиции – язык, нация, история и другие вопросы». Председатель Сената Румынии Николае Вэкэрою, посетивший Республику Молдова в сентябре 2006 года, также признался что «у визита была четкая цель – восстановить двусторонние парламентские отношения, которые до сих пор не оправдывали ожиданий»24.
Причиной нового витка напряженности в молдо-румынских отношениях в 2006 году стали желание Румынии помочь Республике Молдова в процессе европейской интеграции и возможности, которые видятся стране в этой связи. Траян Бэсеску выступил с рядом заявлений по данному вопросу. На конференции «Румыния европейская, Румыния атлантическая, Румыния в сфере международных отношений», проходившей в июне 2006 года, он заявил о том, что Республика Молдова – приоритет внешней политики и о наличии желания интегрировать эту страну в волну расширения ЕС, которая охватывает Западные Балканы.25
Однако ранее румынский президент выступил и с другим заявлением о том, что якобы предложил своему кишиневскому коллеге Владимиру Воронину интеграцию Республики Молдова в ЕС вместе с Румынией. Данное заявление вызвало ряд широкомасштабных действий в Кишиневе. В первую очередь, в Кишиневе был создан Комитет в поддержку заявления Президента Румынии Траяна Бэсеску о совместной интеграции Республики Молдова и Румынии в Европейский Союз.26
Комитет заявил, что «лозунги кишиневских властей о том, что Республика Молдова сама интегрируется в Европейский Союз в качестве независимого и самостоятельного государства – просто спекуляции, призванные ввести в заблуждение электорат и мировую общественность». «Со всей ответственностью и со знанием дела заявляем, что это государство несостоятельно и неплатежеспособно по всем статьям, не может существовать самостоятельно и, тем более, само интегрироваться в европейские и евро-атлантические структуры. Интеграция Республики Молдова в Европейский Союз возможна только в том случае, если данная территория станет (вновь) составной частью Единого Румынского Государства», – говорится в Заявлении, принятом Комитетом на своем учредительном заседании.27
Заявление румынского президента спровоцировало и оппозицию Республики Молдова, предложившую, чтобы президент Владимир Воронин представил в парламенте информацию о предложении, которое получил ранее от своего румынского коллеги Траяна Бэсеску по поводу ускорения вступления Республики Молдова в Европейский Союз.28 Оппозиция начинает подозревать президента Владимира Воронина в отклонении предложения Румынии и требует объяснений.
Очевидно, что на фоне данных событий происходит охлаждение молдо-румынских отношений. Тем более, что после этого руководители двух стран выступают и с другими заявлениями по другим больным вопросам, также свидетельствующими о не слишком хорошем состоянии молдо-румынских отношений. Так, газета «Timpul» пишет, что 26 октября 2006 г. на церемонии открытия нефтеналивного терминала в Джурджулештах, президент Владимир Воронин «возвращается к своей традиционной антирумынской риторике». Глава государства коснулся вопроса об исторических территориях, потерянных Молдовой. Он не уточнил, какие страны имеет в виду, назвав их соседними. Президент заявил: «Если перелистать страницы истории и посмотреть на карту Молдовы середины прошлого тысячелетия, видим, что Молдова была страной, территориально, географически расположенной в середине Европы, с площадью гораздо большей по сравнению со многими другими странами, расположенными сегодня вокруг нас».29
Румыния также нашла причины, чтобы критиковать положение дел в Республике Молдова. Так, бухарестские власти выразили свое неудовлетворение тем, что с 1 сентября 2006 года в школах Республики Молдова предмет «История румын» был заменен на «Интегрированную историю». Президент Траян Бэсеску заявил, что разочарован и что год назад он надеялся, что учебники «Интегрированной истории» – информация, а не факт.30
И все же политические аналитики отмечают, что хотя молдо-румынские отношения не так хороши, все же они развиваются на цивилизованной основе и преодолели период, отмечавшийся в 2001 году. И Молдова, и Румыния заинтересованы в наличии добрых двусторонних отношений. Они не только позволяют решить существующие двусторонние проблемы, но и создают предпосылки для будущего плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества. Молдове нужна поддержка Румынии в процессе вступления в Европейский Союз, а также для решения целого ряда экономических проблем.
Таким образом, в скором времени вопросы двустороннего торгового сотрудничества двух стран могут получить первостепенное значение. Есть опасения, что вступление Румынии в ЕС отрицательно скажется на внешней торговле Молдовы, поскольку в отношениях двух государств не будет больше двустороннего соглашения, а будут действовать правила ЕС. Однако, по мнению официальных лиц в Кишиневе, вступление Румынии в ЕС не будет иметь тяжелых последствий для внешней торговли Республики Молдова. В последние годы Румыния устойчиво занимала третье место в структуре внешней торговли Молдовы, а ее доля в импорте и экспорте составляла примерно 10%. После вступления Румынии в ЕС, Соглашение о свободной торговле между Молдовой и Румынией будет отменено. И все же последствия его отмены будут минимальными, поскольку в двусторонних отношениях начнут действовать правила Европейского Союза, предусматривающие свободный доступ на рынок ЕС целого ряда внешних товаров. С 1 января 2006 года Молдова пользуется системой преференций в торговле с ЕС GSP+. Данная система позволит Молдове экспортировать в режиме свободной торговли в Румынию после вступления этой страны в ЕС около 75% товаров, вывозимых сегодня. GSP+ охватит и 52% импортных поставок, осуществляемых сегодня Молдовой из Румынии в режиме свободной торговли. Кроме того, существуют категории товаров, импортируемых сейчас по нулевой ставке. Таким образом, в целом от вступления Румынии в ЕС может пострадать лишь 1/3 сегодняшнего импорта Молдовы из Румынии.31
Специалисты отмечают, что по сравнению с объемами, наблюдавшимися до подписания Соглашения, товарообмен с Румынией, по разным оценкам, возрос к 2003 году на 5-13%. При этом объем экспорта из Республики Молдова в Румынию сократился наполовину, а экспорт из Румынии в Республику Молдова удвоился. Это позволяет нам сделать вывод, что в целом Соглашение о свободной торговле не способствовало росту доли молдавских товаров на румынском рынке, а значит, его отмена не создаст серьезных проблем.32

Ясно, что нынешнее состояние молдо-румынских отношений совершенно иное, чем 15 лет назад. Больше не делается упор на объединение двух стран. Тем более, что некоторые специалисты даже посчитали цену возможного объединения. По некоторым оценкам, объединение Румынии с Республикой Молдова будет стоить бухарестским властям в первые пять лет 30-35 млрд. евро.33 Сейчас ставится акцент на решение экономических вопросов и перспективы сотрудничества в Европе. Конечно, есть мелкие проблемы и заявления (возможно даже резкие) еще будут. Но это неизбежно, поскольку многие вопросы являются (и еще долго будут являться) больными.


Игорь Волницкий
Игорь Волницкий – политический обозреватель Агентства «ИНФОТАГ», заместитель редактора журнала «Профит», председатель Ассоциации за демократию, образование и реформы

1 www.mfa.md

² www.mfa.md



³ Национальное бюро статистики Республики Молдова.

4 Национальное бюро статистики Республики Молдова.

 Доклад Премьер-министра Василия Тарлева, представленный Парламенту Республики Молдова 27 июля 2006 г.

6 Цитаты и ссылки на «Заявление Парламента Республики Молдова по поводу Заявления Государственной Думы Российской Федерации от 19 апреля 2006 года» от 21.04.2006.

 Газета «Flux» от 13 июля 2006 г.

 Газета «Независимая Молдова» от 25 октября 2006 г.

 Газета «Timpul» от 9 августа 2006 г.

10 Газета «Независимая Молдова» от 9 августа 2006 г.

11 Газета «Flux» от 10 августа 2006 г.

12 Агентство «ИНФОТАГ», 6 июля 2006 г.

14 Заявление Президента Владимира Воронина от 29 июля 2006 г.

15 www.mfa.md

16 Национальное бюро статистики Республики Молдова

17 Заявление Парламента Республики Молдова от 10 июня 2005 г.

18 Газета «Flux» от 27 июня 2006 г.

19 Газета «Curierul Vamal» от 4 сентября 2006 г.

20 Газета «Curierul Vamal» от 4 сентября 2006 г.

21 Газета «Flux» от 17 октября 2006 г.

22 www.mfa.md

23 Национальное бюро статистики Республики Молдова.

24 Газета «Timpul» от 26 сентября 2006 г.

25 Газета «Flux» от 28 июня.

26 Агентство «ИНФОТАГ» , 12 июля 2006 г.

27 Агентство «ИНФОТАГ» , 12 июля 2006 г.

28 Агентство «ИНФОТАГ», 6 июля 2006 г.

29 Газета «Timpul» от 30 октября 2006 г.

30 Газета «Timpul» от 3 ноября 2006 г.

31 «Парламентский вестник», май 2006 г.

32 Журнал «Профит» за январь-февраль 2006 г.

33 Румынская газета «Cotidianul» от 2 октября 2006 г.





Я не слышал, чтобы он когда-нибудь ругался; не думаю, что он выпил хотя бы рюмку за всю свою жизнь, — ясно, что он совершенно не похож на христианина. Шон О’Кейси
ещё >>