Отчет психодиагностика педагогических работников - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Разьяснения об организации аттестации педагогических работников 1 234.88kb.
Положение о повышении квалификации педагогических работников гбоу... 1 78.68kb.
Программа городского конкурса 23-27 января 2012 года 1 42.47kb.
Конкурс «Педагогический дебют 2013» 1 165.43kb.
График проведения экспертизы результатов профессиональной деятельности... 23 3906.41kb.
Информация о персональной деятельности научного работника (фио, должность) 1 33.79kb.
Информация о персональном составе педагогических (научно-педагогических) 1 136.01kb.
Отчет базовой площадки Муниципальное автономное дошкольное образовательное... 1 50.65kb.
«Организация и проведение конкурсов в образовательной и научно-исследовательской... 6 455.87kb.
Программа обучения педагогических кадров «Подходы к презентации педагогического... 1 160.58kb.
Конкурса лучших педагогических работников краевых государственных... 5 968.67kb.
Инстиут психоанализа 1 363.84kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Отчет психодиагностика педагогических работников - страница №1/6



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ



ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ И МОНИТОРИНГА

 Шукова Г.В.



НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ

ПСИХОДИАГНОСТИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ

Москва – 2011



Автор

Шукова Г.В. 




ПСИХОДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. Научный отчет. – ИНИМ РАО, Москва. 2011 – 2,9 п.л.

В отчете проанализировано современное состояние психодиагностики педагогических работников, в основном - школьных учителей. Показано, что в диагностической работе по выявлению психологических личностного и профессионального статусов современного учителя наиболее обоснованным является применение методов, позволяющих дать интегрированную (комплексную) оценку психических феноменов в их естественной форме с применением достаточно разработанного аппарата тестирования, ориентированного на выявление взаимосвязей между различными структурами, качествами и свойствами личности человека.

Намечены перспективные направления развития методов психодиагностики педагогов, отвечающих как запросам модернизации современной российской образовательной системы, так и информационным, межкультурным и морально-нравственным реалиям современного российского общества.

Отчет состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, содержит 5 таблиц.



Ключевые слова: психодиагностика, педагог/учитель, педагогические способности, педагогическая направленность, личностные свойства, синдром психического/эмоционального выгорания

©ИНИМ РАО

© Шукова Г.В.

СОДЕРЖАНИЕ


ПСИХОДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. 6

ВВЕДЕНИЕ 6

ЦЕЛИ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ 8

Предмет психодиагностики педагогических кадров 8

Диагностика педагогической компетентности 13

Диагностика педагогической направленности личности 15

Диагностика стиля педагогической деятельности 16

Диагностика коммуникативных педагогических способностей (коммуникативной компетентности) 18

Диагностика педагогической гибкости/ригидности 23

Диагностика уровня развития профессионального самосознания педагога 26

Диагностика профессиональных педагогических установок, педагогической позиции 27

Диагностика личностно-профессионального развития педагога 30

Проблемы и психодиагностика психологического здоровья учителей 31

Диагностика стрессоустойчивости (эмоциональной гибкости) учителя 34

Диагностика уровня эффективности реагирования в рискосодержащих педагогических ситуациях 35

Диагностика профессиональных педагогических деформаций 36

Перспективы развития психодиагностики педагогических работников 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

ЛИТЕРАТУРА 50



ПСИХОДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы психодиагностики педагогических работников весьма популярны в современной психологической науке и психолого-педагогической практике. Это объясняется активным запросом общества на обновление, совершенствование российского учительского корпуса в силу определенной неудовлетворенности его наличным состоянием. Общество – от родителей учащихся до руководителей государства – открыто выражает свою нужду в повышении профессиональной и личностной зрелости учителя, что выражается, с одной стороны, в критике современного педагога, а с другой – в предложении радикально новых критериев и средств достижения востребованных уровней его профессиональной подготовки и профессиональной компетентности.

В данном контексте проблем психодиагностика учителя как раз и является одним из эффективных средств оптимизации его профессионального статуса, поскольку выступает в роли инструмента психологического сопровождения профессионального и личностного развития педагогических работников. Иными словами, психодиагностика педагога является не самодостаточной процедурой с целью контроля и фиксации параметров психической реальности, а этапом программы психологического сопровождения профессионального и личностного развития, позволяющим определиться с векторами коррекции/развития обследуемых профессионалов и тем самым оптимизировать их профессиональную деятельность.

В случае педагогической профессии нельзя забывать о том, что оптимизация психического и профессионального статуса педагога, как основного, определяющего звена образовательной системы, решающим образом сказывается на учащихся, заботой о которых, как известно, продиктованы все модернизационные усилия управляющих образованием государственных органов.

Итак, актуальность и социальная востребованность проблематики развития и совершенствования методов психологической диагностики учителя несомненны.

Психодиагностика – это, во-первых, «область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» /Психология, 1990, с. 304/, и во-вторых, - область психологической практики, использующая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности с целью определения характеристик ее психологического статуса. В этом последнем контексте и применительно к педагогической профессии авторами Российской педагогической энциклопедии психодиагностика трактуется как «процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза)» /Российская педагогическая энциклопедия, 1993-1999, c. 62/.

Психологическая диагностика педагогических работников, таким образом, – это процесс выявления индивидуально-психологических особенностей личности педагога, как необходимых для соответствия требованиям педагогической деятельности и обеспечивающих достижение в ней высоких результатов, так и препятствующих оптимальной профессионализации. Уровень и характеристики интеллектуального, эмоционального, коммуникативного и личностного развития, свойства характера и темперамента, особенности психических состояний, педагогические способности, педагогические умения, педагогическое мастерство, педагогические профессиональные деформации, типологические свойства учителей, их диагностические компетенции по отношению к учащимся – все это (и многое другое – список можно продолжать бесконечно!) является предметом психодиагностики учителя.

В силу фактической неисчерпаемости вопросов и тем психодиагностики педагогов, в данном отчете не ставится цели охвата и систематизации всей указанной предметной области. Целью отчета является анализ современной психологической литературы по исследованию особенностей представителей педагогической профессии и выявление наиболее значимых для современного российского психолого-педагогического сообщества характеристик учителя, изучение, диагностика и развитие/коррекция которых воспринимается как значимый фактор модернизации учительского корпуса России.



следующая страница >>



Если погода плохая, количество избирателей, пришедших на выборы, уменьшается. Если погода хорошая, количество избирателей, пришедших на выборы, уменьшается. «Правило преподобного Чичест
ещё >>