Отчет по результатам самообследования - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Отчет по результатам самообследования 10 914.13kb.
Отчет по результатам самообследования 8 1661.19kb.
Отчет по результатам самообследования 12 2102.7kb.
Отчет по результатам самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного 9 1062.81kb.
Отчет по результатам самообследования факультета романо-германской... 11 1943.38kb.
Отчет по результатам самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного 4 371.59kb.
Отчет по результатам самообследования рассмотрено на заседании 9 1939.26kb.
Отчет по результатам самообследования 43 5774.33kb.
Отчет по результатам самообследования 10 1364.68kb.
Отчет по результатам самообследования 17 3814.83kb.
Отчет по результатам самообследования 14 1912.56kb.
Жизнь и учение Иисуса Христа 5 682.78kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Отчет по результатам самообследования - страница №1/7

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ


 
УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого совета

факультета филологии

председатель Ученого совета

_____________________ Е.Н.Пенская

«__» _________ 2013 г. протокол № __

ОТЧЕТ

по результатам самообследования


отдельной профессиональной образовательной программы

высшего профессионального образования

032700.68 «Филология», магистратура

Основание для проведения самообследования:

Приказ ректора от 28 марта 2013 года № 6.18.1-01/2803-07

Москва

2013




СОДЕРЖАНИЕ

отчета по самообследованию

основной профессиональной образовательной программы

высшего профессионального образования



«Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе»

направление подготовки 032700.68 «Филология»
1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности

2. Организация учебно-воспитательного процесса

3. Организация методической и научно-методической работы

4. Организация научно-исследовательской работы

5. Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество

6. Материально-техническая база

7. Информация по устранению недостатков при реализации ООП ВПО, отмеченных в ходе предыдущей аккредитационной экспертизы ООП (если были). Направления и пути совершенствования деятельности по реализации направления подготовки (специальности).

8. Общие выводы и рекомендации

9. Приложения
ОТЧЕТ

о результатах самообследования основной образовательной программы подготовки магистров «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе»

(направления подготовки 032700.68 «Филология»).
На основании приказа ректора от 28 марта 2013 года № 6.18.1-01/2803-07 «О подготовке к государственной аккредитации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и его филиалов»

комиссия под председательством декана факультета филологии, д.ф.н., профессора, Пенской Е.Н. в составе:

Заместитель председателя:

Родина Р.А. Заместитель декана факультета филологии по учебной работе

члены комиссии:

Осповат А.Л. Руководитель направления «Филология», профессор

Земскова Е.Е. Заместитель руководителя направления «Филология», доцент

Немзер А.С. Заместитель декана факультета филологии по научной работе

Лекманов О.А. Профессор факультета филологии

Венедиктова Т.Д. Доктор филологических наук, профессор, зав.кафедрой дискурса

и коммуникаций Филологического факультета МГУ,

Поливанов К.М. Доцент факультета филологии

Абелюк Е.С. Доцент Института развития образования

Максимова С.М. Заместитель директора департамента образовательных программ

секретари:

Баранова О.А. Заведующий учебно-методическим кабинетом

Баландина В.В. Начальник учебной части института развития образования

рассмотрела материалы по самообследованию образовательной программы «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе» по направлению подготовки 030200.68 «Филология» и определила следующее.


1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности

Подготовка магистров по направлению 032700.68 Филология ведется на факультете филологии и в институте образования в соответствии с:

1.1. Лицензией, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки № 0329 от 5 сентября 2012 г.

1.2. Свидетельством о государственной аккредитации № 0203 от 13 сентября 2012 г., серия 90А010000205.

1.3. Учебный процесс, методическая и научная работа ведутся в соответствии с:


  • Конституцией Российской Федерации;

  • Законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании» (ред. от 23.07.2013 г.);

  • Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденным Постановлением правительства РФ № 71 от 14.02.2008 года;

  • Постановлением Правительства Российской Федерации № 1109 от 23.12.2010 «О создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики";

  • Уставом НИУ ВШЭ;

  • Правилами внутреннего распорядка НИУ ВШЭ;

  • Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 032700.68 «Филология»

  • Правилами разработки и реализации магистерских программ от 24.04.2008г.;

  • Положением об организации контроля знаний от 21.12.2012 г.;

  • Положением об итоговой государственной аттестации выпускников НИУ ВШЭ от 30.03.2012 г.;

  • Положением о рейтинговой системе комплексной оценки знаний студентов от 29.04.2011 г.;

  • Положением об организации и проведении практики студентов в НИУ ВШЭ от 18.04.2011 г.;

  • Графиком учебного процесса;

  • Методическими рекомендациями по выполнению курсовых, выпускных квалификационных работ

и другими нормативными документами и локальными актами.

1.4. Выводы. Существующая нормативно-правовая база и организационно-правовые документы по организации образовательной деятельности соответствуют требованиям, предъявляемым к образовательным учреждениям. Собственная нормативная и организационно-распорядительная документация соответствует нормативным документам и направлена на реализацию отдельной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования 032700.68 «Филология».


2. Организация учебно-воспитательного процесса

Магистерская программа «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе»
2.1. Обучение студентов по образовательной программе «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе» направления подготовки магистров 032700.68 «Филология» ведется на факультете филологии с сентября 2012 года. Обучение ведется по очной форме. По состоянию на 15 сентября 2013 года на программе обучаются 14 студентов на первом курсе и 12 – на втором.

Наряду с высоким уровнем научного потенциала и профессионализмом профессорско-преподавательского состава качество подготовки магистров во многом зависит от создания устойчивых источников набора хорошо подготовленных, профессионально ориентированных и мотивированных абитуриентов.

В настоящее время факультет филологии не имеет своих выпускников, отбор абитуриентов происходит из числа студентов других ВУЗов.

Прием на магистерскую программу «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе» по направлению 032700.68 «Филология» осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденным Постановлением правительства РФ № 71 от 14.02.2008 года и Правилами приема в НИУ ВШЭ (по программам магистратуры).

Контрольные цифры приема утверждены ученым советом университета.

Ежегодно абитуриенты, поступающие на направление 032700.68 «Филология», образовательную магистерскую программу «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе», сдают следующие вступительные испытания:

* Русская литература (устно);

* Иностранный язык – английский, немецкий, французский (устно).

Программы вступительных испытаний формируются факультетом на основе основной образовательной программы подготовки бакалавра филология. На вступительных испытаниях обеспечивается спокойная и доброжелательная обстановка, поступающим предоставляется возможность наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений.

Каждый абитуриент имеет возможность заранее ознакомиться с ежегодно обновляемыми программами вступительных испытаний и примерными заданиями, (размещены на сайте НИУ ВШЭ по ссылке: http://ma.hse.ru/vstupi_2013), которые содержат требования, предъявляемые к абитуриентам на вступительных испытаниях.

Конкурса на образовательную программу подготовки магистров «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе» направления 0327.00.68 «Филология» пока составляет 1:1 (один человек на место), но имеет тенденцию к увеличению.

Ежегодно значительная часть абитуриентов зачисляется на программу по результатам Олимпиады для студентов и выпускников ВУЗов (около 40 %).

Все студенты обучается на местах, обеспеченных бюджетным финансированием.

Первый выпуск магистерской программы «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе» намечается на 2013-2014 уч.год. (Приложение 1)


Целью магистерской программы «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе» является подготовка высококвалифицированных и востребованных на рынке труда магистров-филологов, имеющих не только высокий уровень фундаментальной подготовки, но и практические компетенции, приобретенные во время учебы. В соответствии с концепцией развития факультета филологии магистерская программа «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе» мыслится разработчиками образовательных программ по направлению «Филология» как фундаментальная научно-исследовательская программа.

Выпускник данной магистерской программы сможет продолжить обучение в аспирантуре и заниматься научными исследованиями в качестве специалиста по литературоведческой и культурологической компаративистике, истории литературы и культуры; будет способен участвовать в современных научных проектах международного уровня. Выпускники программы будут востребованы также в системе высшего профессионального образования в качестве преподавателей широкого спектра дисциплин филологического цикла. Они найдут применение полученным компетенциям в сферах массмедиа и книгоиздания (технологическая и творческая деятельность: разработка концепций, редактирование, корректура и подготовка к публикации). Еще одной важной сферой деятельности для выпускников может стать развитие международных общественных и культурных связей (культурное и социальное проектирование, в том числе в общественных и государственных организациях и учреждения, включая музеи, библиотеки, культурные центры). Профессиональное владение иностранными языками, профессиональные навыки компаративиста дадут возможность нашим выпускникам участвовать в международных проектах, связанных как с гуманитарной, так и с управленческой или экономической тематикой.

За год работы магистерская программа «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе» не потеряла ни одного студента, который был бы отчислен за академические задолженности, что говорит о высокой заинтересованности и мотивированности обучающихся, качественном содержании программы и высоком научно-педагогическом потенциале преподавателей, ее реализующих.
2.2. Структура освоения основной образовательной программы, срок и трудоемкость освоения основной образовательной программы.

Магистерская программа «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе»
Учебный процесс по направлению подготовки магистров 032700.68 «Филология» ведется в соответствии с образовательным стандартом Федерального автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 030200.68 «Филология», утвержденным ученым советом университета 24 июня 2011 года (ОрОС).

Базовый учебный план предусматривает изучение следующих учебных циклов и разделов:

- адаптационные дисциплины;

- цикл общих дисциплин направления;

- цикл дисциплин магистерской программы;

- практики и научно-исследовательская работа;

- итоговая государственная аттестация.

В соответствии с ОрОС цикл общих дисциплин направления базового и рабочего учебных планов содержит обязательные дисциплины: «Филология в системе современного гуманитарного знания», «Методы филологических исследований». Трудоемкость цикла составляет 7 зачетных единиц, что соответствует требованиям стандарта.

Трудоемкость цикла дисциплин магистерской программы составляет 49 зачетных единиц, что соответствует ОрОС. Базовая часть цикла содержит дисциплины «Актуальные проблемы компаративистики», «Академическая коммуникация и презентация проектов (на английском языке)», «Сопоставительный анализ научных дискурсов на русском и иностранных языках».

Вариативную часть цикла составляют десять дисциплин, из которых студенту необходимо выбрать пять: «Менеджмент международных проектов в гуманитарной сфере», «Современные системы высшего гуманитарного образования», «Русская литература XVIII-XIX веков в кросс-культурной перспективе», «Русская литература XХ-XXI веков в кросс-культурной перспективе», «Компаративные аспекты истории русской культуры XI-XVII веков», «Анализ и интерпретация текста (на немецком языке)», «Анализ и интерпретация текста (на французском языке)», «Современный книжный рынок и издательский бизнес в России и за рубежом», «Современные подходы к изучению фольклора», «Анализ и интерпретация текста (на английском языке)». Трудоемкость вариативной части цикла дисциплин программы составляет 31 зачетную единицу. Элективные дисциплины составляют 66% от всего количества дисциплин учебного плана.

Программы всех базовых и элективных дисциплин учебного плана первого года обучения, а также программа научно-исследовательской практики размещены на портале НИУ ВШЭ и доступны студентам, преподавателям и администрации факультета. Во всех программах дисциплин четко сформулированы конечные результаты обучения в увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями. (Приложение 2б).

Нормативный срок освоения основной образовательной программы по направлению 032700.68 Филология (магистерская программа «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе») составляет 2 года, что соответствует требованиям ОрОС. Общая трудоёмкость освоения программы составляет 120 зачётных единиц. Трудоемкость 1-го года обучения составляет 60 зачётных единиц, 2-го года обучения – 60 зачетных единиц.

Базовый учебный план магистерской программы «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе» включает в себя 15 дисциплин, из них 5 обязательных и 10 дисциплин по выбору студента. Также студентам предлагаются две адаптационные дисциплины: «Академическое письмо (русский язык)», «История русской литературы», предназначенные для освоения теми студентами, которые получили бакалаврское образование по другим направлениям подготовки и должны быстро включиться в учебный процесс магистратуры по направлению «Филология». Еще 6 зачетных единиц отведены на освоение элективных дисциплин общеуниверситетского пула дисциплин по выбору и дисциплин по выбору из других магистерских программ.

В учебный план включен также ряд факультативных дисциплин: «Литература в кругу других искусств: интермедиальные аспекты», «Перевод научных текстов», «Литературное редактирование». Запланированы и мастер-классы приглашенных ученых.

Важной частью фундаментальной научно-исследовательской программы «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе» является научно-исследовательский семинар (16 зачетных единиц), научно-исследовательская практика (6 зачетных единиц), курсовая работа (6 зачетных единиц). Больгая часть профессиональных компетенций студентов формируются при прохождении ими проектной или научно-педагогической практики (6 зачетных единиц). Общая трудоемкость раздела «Практики и научно-исследовательская работа» составляет 34 зачетные единицы, что соответствует требованиям ОрОС.

Часовой эквивалент 1 зачетной единицы равен 36, что также соответствует требованиям стандарта. (Приложение 3б)

На основании анализа базового и рабочих учебных планов, рабочих учебных программ, обеспеченности дисциплин учебно-методическими материалами можно сделать вывод, что структура и содержание подготовки магистров по направлению 032700.68 «Филология» (магистерская программа «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе») соответствует требованиям образовательного стандарта НИУ ВШЭ.

В ходе работы комиссия выявила следующее:



  • образовательный стандарт Федерального автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 032700.68 «Филология» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700.68 «Филология» (квалификация (степень) «магистр»);

  • сроки освоения и общая трудоемкость основной образовательной программы и трудоемкость ее освоения по очной форме обучения за учебный год соответствуют требованиям стандарта;

  • трудоемкость освоения учебных циклов и разделов базового учебного плана соответствует требованиям ОрОС НИУ ВШЭ;

  • требования к общей трудоемкости каждой дисциплины основной образовательной программы выполнены.

  • требования к часовому эквиваленту зачетной единицы выполнены.

2.3. Выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы.



Магистерская программа «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе»
Реализация основной образовательной программы «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе» предполагает широкое использование активных и интерактивных методов обучения, вовлеченность каждого студента в образовательный процесс. Организуются индивидуальная, парная и коллективная работа студентов, значительная часть обучения строится в форме выполнения студентами различных проектов, ролевых игр, практических занятий. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Для решения образовательных задач преподавателями используются следующие интерактивные формы:

  • Case-study (анализ конкретных, практических ситуаций)

  • Круглый стол

  • Мозговой штурм

  • Дебаты

  • Деловые и ролевые игры

  • Учебные групповые дискуссии

  • Тренинги и др.

Самостоятельная работа студентов активизировалась за счет внедрения таких форм, как форум, чат, групповой проект, консультация с помощью электронной почты. Все вышеперечисленные виды работы студентов организованы при помощи специального инструментария Информационной образовательной среды НИУ ВШЭ LMS. Среда обеспечивает хранение всей информации, за счет чего преподаватель имеет возможность контролировать и оценивать качество самостоятельной подготовки студентов. В процессе обучения всем студентам предоставляется возможность использовать учебно-методические материалы, размещенные в LMS. В каждой программе учебной дисциплины прописано ее место в структуре образовательной программы, перечислены курсы, на которых базируется изучение отдельно взятой дисциплины, и в каких курсах могут быть использованы знания, умения и навыки, полученные в процессе освоения данной дисциплины.

Самостоятельная работа студентов реализуется также в традиционной форме подготовки различных видом письменных работ: курсовой работы, эссе, рефератов, домашних заданий, что предполагает знакомство студентов с широким кругом обязательной и дополнительной литературы. Для формирования навыков устного выступления активно применяется такая форма работы, как доклад и его презентация.


В образовательном процессе активно используется практика привлечения студентов к участию в круглых столах и регулярно проводимых научных семинарах направления «Филология», в рамках которых проводятся лекции и мастер-классы приглашенных преподавателей-практиков, выдающихся отечественных и зарубежных исследователей. Основная часть мероприятий реализуются на базе НИУ ВШЭ:

- 13 сентября 2012 г.: доклад М.Я. Вайскопфа (Еврейский университет, Иерусалим). «Эротика русского романтизма и ее идеологическая проблематика»;

- 9 и 23 октября 2012 г.: мастер-классы Р.Д. Тименчика (Еврейский университет, Иерусалим). «Текст и комментарий»;

- 31 октября 2012 г.: доклад А.А. Костина (ИРЛИ РАН, Москва). «Новые сведения о маскараде “Торжествующая Минерва” (1763): вопросы к тексту»;

- 20 ноября 2012 г.: мастер-класс В.М. Живова (Калифорнийский университет). «Грех и спасение в истории русской религиозной культуры».

- 6 декабря 2012 г.: мастер-класс Б.Н. Равдина (Рига) и Г.Г. Суперфина (Бремен). «Уроки архивной практики»;

- 5 февраля 2013 г.: мастер-класс Б.М. Гаспарова (Колумбийский университет). «Феноменология Пушкина»;

- 10 апреля 2013 г.: доклад К.А. Осповата (Берлин). «Трагедия Сумарокова "Гамлет" и поэтика власти в России XVIII века»;

- 17 апреля 2013 г.: доклад Р. Лейбова (Тарту) "Русская окказиональная поэзия: история, прагматика, поэтика";

- 5 июня  2013 г.: мастер-класс профессора Георга Витте (Freie Universität Berlin) Нарративная эмпатия и "разница": экспериментальный рассказ Ф.М. Достоевского "Кроткая";

- 9 сентября 2013 г.: доклад профессора Андреаса Шёнле (Univeristy of London) "Уроки бренности: западная теория руин и русское восприятие распада";

- 12 сентября 2013 г.: доклад профессора Катрин Депретто (Universit é Paris-Sorbonne) "Идеи Виктора Шкловского во Франции: перевод и восприятие".


Таким образом, в 2012/2013 уч. году состоялись мастер-классы (общие для НИУ ВШЭ) по таким актуальным проблемам филологического и, шире, гуманитарного знания как герменевтический подход к тексту и комментирование, в том числе - произведений современной литературы (проф. Борис Гаспаров) (Колумбийский университет) и проф. Роман Тименчик (Еврейский университет в Иерусалиме). Кроме того, внимание магистрантов привлекла публичная лекция проф. С.А. Иванова, прочитанная летом 2013 г. в Парке Горького в рамках Открытого лектория НИУ ВШЭ.

Дисциплина «Методы филологических исследований» для магистрантов 1-го года обучения (рабочий учебный план 2012-2014 уч.г.) читалась всемирно известным филологом, профессором Колумбийского университета Б.М.Гаспаровым.

Доля занятий лекционного типа по отношению к объёму аудиторных занятий составляет менее 30 % (при норме не более 40%).

Удельный вес дисциплин по выбору студентов в составе вариативной части обучения составляет 100%.

Максимальный объём аудиторных учебных занятий в неделю составляет 16 часов (при максимуме 20 академических часов в неделю). Максимальный объём учебной нагрузки, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, составляет 54 часа.

Каникулярное время в учебном году составляет 10 недель, в том числе 2 недели в зимний период. (Приложение 4б)

Расписания занятий студентов магистерской программы «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе» соответствуют рабочим учебным планам и графику учебного процесса по количеству учебных недель, датам начала и окончания учебных модулей, сессий, формам и количеству аттестаций.

Промежуточная аттестация проходит четыре раза в год в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса.

Для аттестации студентов на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям образовательной программы (текущая и промежуточная аттестация) созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Студенты имеют возможность познакомиться с примерными вариантами этих средств, размещенными в программах дисциплин.

Объём аудиторной нагрузки в расписании соответствует требованиям ОрОС. В расписании соблюдается последовательность дисциплин, предусмотренная учебным планом и стандартом.

Анализ рабочих учебных планов магистерской программы «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе» свидетельствует о сбалансированности набора дисциплин, изучаемых на 1-м и 2-м году обучения. На 1-м году обучения студенты осваивают все адаптационные и базовые дисциплины программы, получают компетенции, необходимые для изучения элективных курсов (вариативная часть программы), часть которых они начинают осваивать уже на 1-м году обучения - «Русская литература XVIII-XIX веков в кросс-культурной перспективе», «Русская литература XХ-XXI веков в кросс-культурной перспективе», «Компаративные аспекты истории русской культуры XI-XVII веков», «Анализ и интерпретация текста (на немецком языке)», «Анализ и интерпретация текста (на французском языке)». На 2-м году обучения вводится ряд новых элективных курсов, направленных на формирование прежде всего инструментальных, прикладных компетенций. Это такие курсы как «Менеджмент международных проектов в гуманитарной сфере», «Современные системы высшего гуманитарного образования», «Современный книжный рынок и издательский бизнес в России и за рубежом», «Современные подходы к изучению фольклора», «Анализ и интерпретация текста (на английском языке)». Предлагаемые студентам факультативы равномерно распределены по годам обучения, что не исключает возможности выбрать сразу несколько факультативов на 1-м году обучения, чтобы на 2-м году сосредоточиться на научно-исследовательской работе и на подготовке ВКР магистра.

Учебным планом магистерской программы «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе» на протяжении всего периода обучения предусмотрен научно-исследовательский семинар «Национальный канон в инокультурной традиции». В проведении семинара задействованы преподаватели факультета филологии.

Организация семинара построена по следующему принципу. Занятия начинаются со знакомства всех студентов с классическими работами по истории литературы, в которых в том или ином аспекте применен компаративный анализ (перечень работ см. в программе НИС на сайте факультета). В ходе 2 и отчасти 3 модуля первого года обучения эти работы реферируются студентами (каждый выбирает одну статью/часть монографии) и в дискуссионной форме обсуждаются на семинарах. Таким образом студенты определяют наиболее интересующий их и адекватный для занимающего их материала (сбор и обработка которого ведется с начала учебного года) подход к компаративному анализу, в результате чего формулируется тема курсовой работы первого года.

На следующем этапе эта тема обсуждается и утверждается, после чего студенты приступают к составлению библиографии и выработке структуры работы.

На финальном этапе проводится обсуждение проектов и (предварительных) результатов исследований студентов. Предполагается, что каждый студент делает две презентации: 1 - представление общей концепции работы, обзор источников и литературы; 2 – показ и защите предварительных результатов исследования. Цель первой презентации – помощь в выборе оптимальной стратегии работы над темой и прояснение теоретико-методологических и инструментально-практических проблем, с которыми сталкивается студент в процессе работы. Цель второй презентации – помощь в доработке и оптимизации первоначального текста.

НИС второго года обучения в первом же модуле определяет тематику ВКР для каждого студента. Далее обсуждаются и утверждаются конкретные темы. В течение учебного года каждый обучающийся делает две презентации по пропедевтической схеме, описанной выше применительно к первому году обучения.

Для студентов являются обязательными защита курсовой работы на научно-исследовательском семинаре к концу первого года обучения с участием как преподавателей, ведущих НИС, так и научных руководителей всех курсовых работ, и обсуждение магистерской диссертации на научно-исследовательском семинаре, в качестве обязательного условия допуска к защите.

Для студентов являются обязательными защита курсовой работы на научно-исследовательском семинаре к концу первого года обучения с участием научного руководителя и обсуждение магистерской диссертации на научно-исследовательском семинаре, в качестве обязательного условия допуска к защите.

Научно-исследовательская практика (1-й год обучения, 2 недели в зимний период, 2 недели в весенне-летний период, общая продолжительность 4 недели), а также проектная или научно-педагогическая практика (2-й год обучения, весенний период, продолжительность 4 недели) являются составной частью основной образовательной программы и входят в состав цикла «Практики и научно-исследовательская работа». По согласованию с руководством факультета студент может пройти практику в другие сроки.

Целью научно-исследовательской практики является закрепление и развитие профессиональных навыков в области филологической и библиографической эвристики, отработка умения ориентироваться в справочных данных и соотносить конкретные кейсы, связанные с изучением творчества того или иного литератора, с ходом литературного процесса. Студент проводит научно-исследовательскую работу по сбору, анализу и обобщению научного и практического материала, который в дальнейшем может быть использован для подготовки магистерской диссертации.

Цель проектной практики – отшлифовка умений находить и отбирать источники информации в разных диапазонах для подготовки, запуска и модерирования проекта в одной из востребованных сфер (Интернет-ресурс; выставочная, презентационная деятельность; организация научных семинаров, круглых столов, конференций и т.п.).

Научно-педагогическая практика, программа которой находится в стадии формирования, предполагает первичное применение полученных умений и навыков филологической работы к процессу обучения и включает ассистирование ППС в подготовке учебных материалов, проверке письменных работ студентов бакалавриата, а также участие в деятельности Школы юного филолога.

Основу всех видов практики составляют знания, полученные при освоении дисциплин программы.

Для успешного прохождения практики студент должен владеть методами обнаружения, сортировки, верификации, анализа и синтеза информации различного типа, в том числе берущейся из источников личного происхождения (а также служебных документов, периодической печати, литературных и литературно-критических текстов); навыками академического письма, использования программных средств и Интернет-ресурсов. Студенту необходимо также ставить и решать задачи коммуникационного типа, неизбежно возникающие как при работе с информацией и в особенности при сведéнии данных разного типа, в том числе заведомо лакунарных или искаженных, в непротиворечивый текст, так и при коллегиальной работе с представителями других гуманитарных специальностей, контакте (письменном и устном) с ближайшими и удаленными коллегами.

Основу всех видов практики составляют знания, полученные при освоении дисциплин программы.

Компетенции, закрепленные или приобретенные в ходе практики, отражаются в отчете по практике и необходимы для подготовки ВКР магистра.

В ходе практики происходит закрепление и углубление теоретической подготовки студента, приобретение и совершенствование практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной научно-исследовательской работы и проектной работы.

Местом проведения научно-исследовательской практики студентов, обучающихся по магистерской программе «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе» является Некоммерческое партнерство по содействию завершению подготовки словаря «Русские писатели: 1800-1917» (Москва).

Организация и координация практик на факультете филологии осуществляются направлением подготовки «Филология» (руководитель и зам. руководителя направления, совет образовательной программы). Формируется банк данных об учреждениях и организациях, в которых студенты могут максимально эффективно использовать время, отведенное для прохождения практики, а также определяются руководители практик от факультета из числа представителей профессорско-преподавательского состава. (Приложение 5)

Общая трудоемкость научно-исследовательской и проектной или научно-педагогической практики составляет 12 зачетных единиц, что соответствует ОрОС направления 0327.00.68 «Филология».

Для аттестации по практике студенту необходимо предоставить заполненный Дневник практики (с записями, отметками и отзывом руководителя практики от организации), а также Отчет о практике с анализом деятельности организации и работы студента в организации. Оба документа заверяются подписью руководителя практики от организации и печатью организации. Защита Отчета по практике проходит в устной форме: по итогам практики первого курса – в июне текущего учебного года, по итогам практики второго курса – в мае-июне текущего учебного года. По результатам защиты выставляется дифференцированная оценка по десятибалльной шкале, принятой в НИУ ВШЭ.

Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям образовательного стандарта.

Итоговая государственная аттестация выпускника программы «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе» включает защиту выпускной квалификационной работы магистра. Выпускная квалификационная работа выполняется в соответствии с ОрОС в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную логически завершенную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида деятельности, к которой готовится магистр.

Примерная тематика выпускных квалификационных работ (проблемных полей) разрабатывается преподавателями направление «Филология», утверждается ученым советом факультета и доводится до сведения студентов путем публикации на сайте факультета и информационных стендах. Качество подготовки и проведения диссертационного исследования оценивается на занятиях научно-исследовательского семинара и в ходе проведения практики, по результатам предзащиты и на публичной защите выпускной квалификационной работе магистра. Предусматривается обязательный отзыв научного руководителя о ВКР магистра, внешнее или внутреннее рецензирование магистерской диссертации преподавателями факультета и/или представителями учреждений и организаций (в случае выполнения ВКР магистра в форме проекта).

В ходе работы по самообследованию магистерской программы «Компаративистика: русская словесность в кросс-культурной перспективе» комиссия выявила следующее:

- требования к проценту занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, выполнены;

- требования к максимальному объему аудиторных учебных занятий в неделю и к объему учебных занятий в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы по освоению ООП, выполнены;

- общий объем каникулярного времени на протяжении всего времени обучения составляет 20 недель, что соответствует стандарту;

- требования по наличию практических занятий по дисциплинам базовой части циклов выполнены;

- расписания занятий полностью соответствуют рабочему учебному плану и утвержденному графику учебного процесса, составлено с учетом рационального использования аудиторного фонда, технических средств обучения и телекоммуникационных средств и соответствует рабочим учебным планам;;

- аудиторная нагрузка в неделю не превышает максимума, установленного ОрОС НИУ ВШЭ по направлению подготовки 032700.68 «Филология»;

- учебные дисциплины в соответствии с базовым и рабочими учебными планами изучаются логично и последовательно, хорошо продуманы формы текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплинам;

- качество организации самостоятельной работы студентов признано удовлетворительным;

- в учебном процессе применяются результаты сотрудничества с организациями, научными учреждениями, зарубежными партнерами;

- общая трудоемкость практик составляет 12 зачетных единиц и 8 недель, что соответствует требованиям ОрОС НИУ ВШЭ;

- представленная программа научно-исследовательской практики, дневники и отчеты студентов о прохождении научно-исследовательской практики свидетельствуют о соответствии целей и содержания практики концепции образовательной программы подготовки магистров; заключен договор с организацией о проведении научно-исследовательской практики, активно применяются современные информационные технологии в организации практики; программа научно-педагогической практики не представлена;

- количество баз практики (научных учреждений, организаций) необходимо увеличить, активнее использовать собственную базу для организации практик;

- программа итоговой государственной аттестации отсутствует.
2.4. Внедрение новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов; уровень ориентации учебно-научного процесса на практическую деятельность, использование новых информационных технологий и компьютерной техники в учебном процессе


следующая страница >>



Когда нет ничего надежного, нет ничего невозможного. Маргарет Драббл
ещё >>