Отчет экспертной группы по мониторингу проведения выборов Президента - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Предалагается работа членам экспертной группы в рамках проекта по... 1 13.07kb.
Отчет о работе стратегической сессии экспертной группы по инновационному... 1 328.68kb.
Состав отраслевой экспертной группы «агропромышленный комплекс» 1 79.46kb.
Постановление "Об утверждении Порядка выборов президента Россий­ской... 1 42.75kb.
Отчет межсессионной контактной группы по кумулятивным воздействиям... 5 391.05kb.
15 февраля Тимошенко обжалует результаты выборов в Высшем суде 1 25.18kb.
Заключение группы наблюдателей Межпарламентской Ассамблеи государств... 1 246.57kb.
О персональном составе Экспертной группы по финансовому просвещению... 1 55.46kb.
Отчет экспертной группы 1 83.22kb.
Отчет о ходе подготовки и проведения выборов, проводимых на территории... 1 33.8kb.
А. А. Кубрин «17» октября 2011 г 1 34.41kb.
Кыргызская Республика: форум развития 1 27.15kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Отчет экспертной группы по мониторингу проведения выборов Президента - страница №1/1




ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ
экспертной группы

по мониторингу проведения выборов Президента

Кыргызской Республики

23 июля 2009 года

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………

3

КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА (СПРАВОЧНАЯ

ИНФОРМАЦИЯ) ………………………………………………………



5

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦИК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 23 ИЮЛЯ 2009 Г. …………….……………..………

8

ФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ ВСЕХ УРОВНЕЙ …………………………………………………………

14

СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ …………………

15

ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА ……………………………………………………..

16

ПРОВЕРКА ВЛАДЕНИЯ КАНДИДАТОМ НА ДОЛЖНОСТЬ

ПРЕЗИДЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКОМ…………………………….



19

СБОР ПОДПИСЕЙ В ПОДДЕРЖКУ КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА ………………………………….

20

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ …………………….


21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..

24


ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики 23 июля 2009 г. состоятся выборы Президента Кыргызской Республики.

Согласно распоряжению Председателя Совета Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств С.М.Миронова координатором группы наблюдателей МПА СНГ для мониторинга выборов Президента Кыргызской Республики назначен Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Александр Порфирьевич Торшин. В состав группы войдут депутаты высших законодательных органов власти, представляющие государства – участники МПА СНГ.

Для обеспечения успешной работы международных наблюдателей от МПА СНГ были привлечены эксперты Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ (МИМРД), а также филиала МИМРД, действующего в столице Кыргызской Республики городе Бишкеке. 04 мая 2009 г. МИМРД МПА СНГ создал экспертную группу из числа своих сотрудников, которая приступила к подготовке справочно-аналитических материалов для международных наблюдателей МПА СНГ на выборах Президента Кыргызской Республики 23 июля 2009 г. Одновременно с 04 мая 2009 г. к данной работе приступили эксперты Бишкекского филиала МИМРД.

На этапе предварительного мониторинга проведения эксперты сконцентрировали свои усилия на следующих вопросах:


  • Анализ Кодекса Кыргызской Республики «О выборах в Кыргызской Республике».

  • Рассмотрение и оценка деятельности Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики по организации выборов Президента.

  • Деятельность ЦИК по формированию избирательных комиссий всех уровней

  • Организационно-информационная деятельность ЦИК Кыргызской Республики по организации выборов Президента Кыргызской Республики 23 июля 2009 г.

  • Работа иных органов государственной власти по обеспечению проведения выборов Президента Кыргызской Республики.

  • Условия доступа кандидатов к средствам массовой информации для проведения агитационной кампании.

  • Составление списков избирателей и механизмы составления дополнительных списков избирателей в Кыргызской Республике

  • Регистрация международных наблюдателей для мониторинга выборов Президента Кыргызской Республики 23 июля 2009 г.


КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

справочная информация

Кыргызская Республика расположена на северо-востоке Центральной Азии. Она имеет общую границу с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Китаем. Общая протяженность государственной границы 4508 км. Территория государства составляет 198 500 тыс. кв. км. Протяженность страны с запада на восток 995 км., с севера на юг 454 км. Большую часть территории занимает горная гряда Тянь-Шань, ее высшие точки Пик Победы (7439 м) и Хан-Тенгри (6995м). Около 90% площади страны расположено выше 1500 м над уровнем моря.

Столица Кыргызской Республики – г. Бишкек основан в 1887г., в настоящее время в нем проживает около 900 тыс. жителей. Другие крупные города, являющиеся региональными центрами страны: Ош, Джалал-Абад, Нарын, Каракол. В административно-территориальном отношении Кыргызская Республика делится на 7 областей (Баткенская, Джалал-Абадская, Иссык-Кульская, Нарынская, Ошская, Таласская, Чуйская).

Население Кыргызстана составляет около 5,5 млн. человек. В стране проживают представители более 90 национальностей, в т.ч. кыргызы 64,9 %, узбеки 13,8 %, русские 12,4 %. Сельское население составляет 65,1 %.

Государственный язык – кыргызский. В мае 2000г. принят закон о придании русскому языку статуса официального, а в декабре 2001 г. - закон, закрепляющий этот статус в Конституции страны.

Основные религии в Кыргызской Республике ислам суннитского толка и православное христианство.

Кыргызской государственности насчитывается более 2200 лет. В первой половине XIX века Кыргызстан входил в состав Кокандского ханства. В 50-70 гг. XIX века Кокандское ханство было присоединено к России. С 1918г. территория государства входила в Туркестанскую АССР. 14 октября 1924г. была образована Кара-Киргизская автономная область в составе РСФСР, которая 1 февраля 1926 г. преобразована в Киргизскую АССР, а 5 декабря 1936 г. в Киргизскую ССР. 31 августа 1991 г. Верховный Совет Республики Киргизстан принял Декларацию о государственной независимости страны.

Кыргызская Республика является суверенным, унитарным, демократическим, правовым, светским государством. Глава государства – Президент Кыргызской Республики – избирается на срок в 5 лет. Высший законодательный орган – однопалатный парламент (Жогорку Кенеш). В декабре 2007 г. были проведены досрочные парламентские выборы по партийным спискам. Депутаты избираются сроком на 5 лет. Руководителем парламента является Председатель (Торага) Жогорку Кенеша.

Правительство Кыргызской Республики высший орган исполнительной власти, возглавляется Премьер-министром.

5 мая 1993 г. Верховный Совет Республики Киргизстан принял Конституцию, зафиксировавшую суверенитет и независимый статус страны, заложившую основы государственного строительства. Республика Киргизстан была переименована в Кыргызскую Республику. В последующие годы в Основной закон несколько раз вносились изменения и дополнения. Действующая редакция Основного закона принята на референдуме в октябре 2007 года.

Общественно-политические объединения Кыргызской Республики:

На конец мая 2009 г. в Кыргызской Республике функционирует 105 политических партий, прошедших регистрацию в Министерстве юстиции в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О политических партиях». В их числе три партии, имеющие представительство в нынешнем составе Жогорку Кенеша: «Ак-Жол» («Светлый путь») занимающая по результатам выборов в декабре 2007 г. 71 из 90 депутатских мест в парламенте, Социал-демократическая партия Кыргызстана (CДПК - 11 депутатов) и Партия коммунистов Кыргызстана (ПКК - 8 депутатов).

Кыргызстан является аграрно-индустриальной страной. В сельском хозяйстве создается около 42 % ВВП и занято более половины трудоспособного населения республики (животноводство, производство табака, овощеводство, садоводство, технические культуры, пчеловодство). Основные отрасли промышленности гидроэнергетика, цветная металлургия, добыча золота, ртути, сурьмы, редких металлов, машиностроение, горнорудная, легкая и пищевая промышленность.

В 2008 г. валовой внутренний продукт составил порядка 3,7 млрд. долл.

Объем внешнеторгового оборота Кыргызстана 4536 млн. долл. (экспорт 1743 млн. долл., импорт 2793 млн.).

Кыргызской Республикой установлены дипломатические отношения с 96 государствами, дипломатические представительства Кыргызской Республики открыты в 22 странах. Страна является членом более 120 международных и региональных организаций, в т.ч. ООН, СНГ, ОБСЕ, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭс, ВТО, МВФ, МБРР, ЕБРР, Исламского Банка развития, Азиатского банка развития.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦИК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЫБОРОВ

ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

23 июля 2009 г.

20 марта 2009 г. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики принял постановление №1065-IV «О назначении выборов Президента Кыргызской Республики», дав старт кампании по выборам Президента страны.

21 марта 2009 г. ЦИК Кыргызской Республики обнародовал «Обращение к избирателям», в котором содержался призыв к гражданам принять самое активное участие в выборах Президента. Документ также содержал в себе обращения к членам избирательных комиссий всех уровней, которых призывали в своей деятельности соблюдать принципы законности, коллегиальности, гласности, независимости и справедливости.

Кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики ЦИК призвал соблюдать нормы избирательного законодательства, не оказывать давления на избирателей и членов избирательных комиссий, беречь общенациональное согласие и единство страны.

ЦИК также отдельно обратился к представителям органов власти, правоохранительным органам, политическим партиям и общественным организациям с призывом обеспечить правопорядок и законность на выборах. Обращение содержало призыв к средствам массовой информации при проведении предвыборной агитации не допускать злоупотребления свободой средств массовой информации: агитации, возбуждающей социальную, религиозную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывов к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганды войны и иных форм злоупотребления свободой средств массовой информации, запрещенных законами Кыргызской Республики
21 марта 2009 г. ЦИК Кыргызской Республики также утвердил смету расходов на проведение выборов, которые составили 172 424 600 (сто семьдесят два миллиона четыреста двадцать четыре тысяча шестьсот) сом.

С 20 по 28 марта 2009 г. в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Кодекса о выборах и согласно постановлению ЦИК от 21 марта 2009 г. было проведено выдвижение кандидатур от политических партий и собраний избирателей в составы районных и городских избирательных комиссий. В районные и городские комиссии выдвинуты более 500 кандидатур от 12 политических партий Кыргызстана. В случае слишком большого числа кандидатов, отбор в члены городских/районных избирательных комиссий проводился путем жеребьевки.

К 30 марта 2009 г. в Кыргызской Республике были полностью сформированы 56 районных (РИК) и городских (ГИК) комиссий в количестве 483 членов. В состав данных комиссий вошло 142 представителя политических партий.

По своему составу избирательные комиссии на нынешних выборах характеризуются следующими данными:

- 343 члена РИК и ГИК имеют  высшее образование, 95 – среднее образование и 45 - средне специальное образование;

- в общее число входят 303 мужчин и 180 женщин;

- по возрастному составу показатели следующие:: 32 человека в возрасте до 35 лет, 139 – от 36 до 45 лет и 312 членов старше 45 лет.

С 31 марта по 11 апреля 2009 года в целях объективного освещения и информирования избирателей и других участников избирательного процесса в Кыргызской Республике, семью областными избирательными комиссиями, а также Бишкекской и Ошской городской избирательными комиссиями в средствах массовой информации были опубликованы подробные данные о членах городских/районных и областных избирательных комиссий.

12 апреля 2009 г. по приказу ЦИК Кыргызской Республики № 26 была создана Контрольно-ревизионная группа в составе 7 человек, во главе с членом ЦИК Ч. И. Исмаиловым.

Основными задачами контрольно-ревизионной группы являются:

1) осуществление контроля за источниками поступления денежных средств в избирательные фонды кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики, а также за правильностью учета и расходования денежных средств кандидатами;

2) контроль за целевым расходованием и использованием средств, выделенных нижестоящим избирательным комиссиям из республиканского бюджета на финансовое обеспечение выборов.

В целях выполнения основных задач Контрольно-ревизионная группа в настоящее время обеспечивает:


  • проверку соблюдения избирательными комиссиями, кандидатами, политическими партиями законодательства Кыргызской Республики, нормативных актов Центральной избирательной комиссии, регулирующих финансирование выборов;

  • сбор и анализ поступивших из отделений Национального банка сведений об источниках формирования и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатами, политическими партиями;

  • проверку финансовых отчетов кандидатов, политических партий, установление их соответствия первичным финансовым документам;

  • проверку целевого использования средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов;

  • проверку финансовых отчетов избирательных комиссий о расходовании средств республиканского бюджета, выделенных на проведение выборов, их соответствие первичным финансовым документам;

  • проведение проверок на предприятиях, в учреждениях и организациях, банках и иных кредитно-финансовых учреждениях, независимо от форм собственности, по вопросам, касающимся финансирования избирательной кампании;

  • участие в разработке актов Центральной избирательной комиссии по вопросам финансирования выборов;

  • подготовку проектов постановлений и других решений Центральной избирательной комиссии по итогам проверок расходования бюджетных средств, а также средств избирательных фондов кандидатов;

  • рассмотрение заявлений и жалоб физических и юридических лиц по вопросам, касающимся финансирования выборов;

  • оказание методической помощи избирательным комиссиям всех уровней по вопросам финансирования выборов, а также кандидатам, политическим партиям по вопросам финансирования их предвыборной агитации.

30 апреля 2009 г. согласно решению ЦИК Кыргызской Республики была создана Рабочая группа по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов. В состав группы вошли 7 человек во главе с С.Н. Борубаевым. Целью создания группы является контроль за соблюдением участниками избирательного процесса и иными лицами положений законодательства в области информационного обеспечения выборов.

Группа наделена следующими полномочиями:

1) сбор и систематизация уведомлений о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь политическим партиям, зарегистрированным кандидатам на выборную должность, а также сведений о размерах и других условиях их оплаты, предоставленных организациями телерадиовещания и редакциями периодических печатных изданий Кыргызской Республики в Центральную избирательную комиссию Кыргызской Республики в порядке, установленном законодательством о выборах;

2) рассмотрение экземпляров печатных агитационных материалов или их копий, экземпляров аудиовизуальных агитационных материалов, фотографий иных агитационных материалов, предоставленных в Центральную избирательную комиссию Кыргызской Республики политическими партиями, кандидатами на выборную должность на предмет их соответствия законодательству Кыргызской Республики, а также подготовка соответствующих заключений.

3) рассмотрение вопросов, касающихся публикации результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Кыргызской Республики, предварительное рассмотрение обращений о нарушениях норм действующего законодательства о выборах, регулирующих информирование избирателей;

4) сбор и систематизация материалов о нарушениях действующего законодательства, регулирующего порядок информирования избирателей и проведения предвыборной агитации, допущенных кандидатами на должность Президента Кыргызской Республики, организациями телерадиовещания, редакциями периодических печатных изданий, иными лицами в процессе избирательной кампаний, подготовка и принятие соответствующих заключений (решений) Рабочей группы;

5) предварительное рассмотрение обращений, заявлений, жалоб и иных документов о нарушениях положений «Кодекса Кыргызской Республики о выборах в Кыргызской Республике», иных законов и нормативных актов, регулирующих информирование избирателей при проведении предвыборной агитации;

6) подготовка проектов представлений, решений Центральной избирательной комиссии Кыргызской Республики о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

Кандидаты на должность Президента Кыргызской Республики в период проведения агитационной кампании имеют право на бесплатное эфирное время на телевизионных каналах и в эфире радиоканалов Кыргызстана, а также на бесплатное место в печатных средствах массовой информации. Помимо этого, кандидаты в Президенты имеют право покупать эфирное время на телевизионных и радиоканалах на основе равных условий для всех кандидатов. В течение марта 2009 г. 90 печатных изданий средств массовой информации (газет и журналов), 24 телевизионных канала и три Интернет-издания опубликовали сведения о размерах оплаты размещенных на их страницах или в эфире агитационных материалов кандидатов.



ФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ ВСЕХ УРОВНЕЙ

Система избирательных комиссий Кыргызской Республики состоит из четырех уровней:

1) Центральная избирательная комиссия;

2) семь областных избирательных комиссий, а также Бишкекская и Ошская городские избирательные комиссии ;

3) 56 районных и городских избирательных комиссий (РИК и ГИК);

4) До 2500 участковых избирательных комиссий (УИК).


Центральная избирательная комиссия, а также областные избирательные комиссии являются постоянно действующими органами избирательной системы, назначаемыми на пятилетний срок.

Председатель ЦИК и шесть членов ЦИК назначаются указом Президента Кыргызской Республики, оставшиеся шесть членов комиссии назначаются Жогорку Кенешем. Избирательные комиссии более низких уровней формируются посредством выдвижения кандидатов политическими партиями и собраниями избирателей, при этом количество членов со стороны политических партий, собраний избирателей, а также государственных и муниципальных служащих не должно превышать одной трети от общего числа членов комиссии соответственно. Ни одна политическая партия, собрание избирателей не могут иметь более одного члена в составе избирательной комиссии.

В срок до 22 июня 2009 г. будут сформированы участковые избирательные комиссии. С учетом требования о численности избирателей на одном участке не более 2500 человек всего в Кыргызской Республике будет открыто не более 2500 избирательных участков.

В срок до 12 июня 2009 г. ЦИК должен завершить формирование избирательных участков за пределами Кыргызской Республики. С учетом сложившейся практики открытия избирательных участков в странах, где временно проживает или находится наибольшее число граждан Кыргызстана, за пределами страны будет открыто около 50 избирательных участков.


СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Кодекс о выборах Кыргызской Республики не требует обнародования списков избирателей путем их размещения на специальных стендах на избирательных участках до дня проведения выборов. Однако он позволяет избирателям ознакомиться с данными списками в помещении избирательной комиссии, обратившись к членам указанной комиссии. В случае, если избиратели не внесены в список избирателей, но имеют право принять участие в голосовании, они должны быть внесены членами участковых избирательных комиссий в дополнительный список избирателей. Для этого избирателю достаточно подать письменное заявление о том, что он не внесен в список, а также предъявить действующий паспорт с соответствующей регистрацией по месту жительства.

Регистрация избирателей на участках для голосования проводится в Кыргызской республике на основании регистрации по месту жительства (прописки).



ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА
В соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о выборах выдвижение кандидатов на должность Президента началось со дня назначения выборов, т.е. с 20 марта 2009 года и закончилось за 65 календарных дней до дня выборов, т.е. 18 мая 2009 года.

Правом выдвижения кандидатов на должность Президента были наделены политические партии, имеющие на день назначения выборов официальную регистрацию в органах юстиции, а также граждане путем самовыдвижения.

Политические партии Кыргызской Республики были вправе выдвинуть только одного кандидата на должность Президента Кыргызской Республики, и не вправе выдвигать кандидатами лиц, являющихся членами иных политических партий.

Выдвижение кандидата на должность Президента в порядке самовыдвижения производилось путем подачи в Центральную избирательную комиссию заявления о намерении баллотироваться кандидатом на должность Президента.

Условия, выполнение которых требуется для выдвижения кандидатом в Президенты Кыргызской Республики, следующие: Президентом может быть избран гражданин Кыргызской Республики не моложе 35 лет и не старше 65 лет, владеющий государственным языком и проживающий в республике в совокупности не менее 15 лет.

Выдвижение кандидатов на должность Президента Кыргызстана завершилось 18 мая 2009 года. Кандидатами на должность Президента Кыргызской Республики были зарегистрированы 22 гражданина:



  1. Абышев Аскарбек Мусаевич, самовыдвижение.

  2. Айтикеев Акбаралы Ысырайылович, самовыдвижение.

  3. Асылбеков Куттубек Бообекович, выдвинут Крестьянско-фермерской политической партией.

  4. Атамбаев Алмазбек Шаршенович, самовыдвижение.

  5. Бакиев Курманбек Салиевич, действующий Президент Кыргызской Республики, выдвинут партией “Ак-Жол”.

  6. Болтуруков Омурбек Аякбергенович, самовыдвижение.

  7. Боромбаев Мурат Айдарович, самовыдвижение.

  8. Исаков Исмаил Исакович, самовыдвижение.

  9. Истанов Юруслан Истанович, самовыдвижение.

  10. Керимбеков Бакыт Макенович, самовыдвижение.

  11. Мотуев Нурлан Аманканович, самовыдвижение.

  12. Назаралиев Женишбек Болсунбекович, самовыдвижение.

  13. Нышанов Назарбек Айтбекович, самовыдвижение.

  14. Омуркулова Дамира Касымовна, самовыдвижение.

  15. Парманов Алмаз Аттокурович, самовыдвижение.

  16. Сатыбеков Эрлан Саканович, самовыдвижение.

  17. Сариев ТемирАргембаевич, выдвинут партией “Ак-Шумкар”.

  18. Суйналиев Жаныбек Курманканович, самовыдвижение.

  19. Уламаев Азамат Апсаматович , самовыдвижение.

  20. Уметалиева Токтайым Джумакановна, самовыдвижение.

  21. Эстебесова Гулжамила Качкынбаевна, самовыдвижение.

  22. Эшенбаев Кутманбек Саматбекович, самовыдвижение.

Кандидаты на должность Президента Кыргызской республики обладают правом назначить уполномоченных представителей, которые представляют их интересы по вопросам, связанным с участием в выборах, в том числе и по финансовым вопросам.

Количество уполномоченных представителей кандидата на должность Президента не может превышать 50 человек (пункт 3 статьи 62 Кодекс о выборах Кыргызской Республики).

Уполномоченными представителями кандидатов не могут быть:

- депутаты Жогорку Кенеша,

- члены Правительства,

- сотрудники Администрации Президента, аппаратов Правительства, Жогорку Кенеша,

- должностные лица исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления,

- члены избирательных комиссий,

- судьи,

- работники правоохранительных органов,

- военнослужащие,

- иностранные граждане и лица без гражданства.

Результаты назначения уполномоченных представителей кандидатами на должность Президента Кыргызской Республики:

Айтикеев Акбаралы Ысырайылович - 12 уполномоченных представителей.

Асылбеков Куттубек Бообекович - 39 уполномоченных представителей

Атамбаев Алмазбек Шаршенович - 17 уполномоченных представителей

Бакиев Курманбек Салиевич - 50 уполномоченных представителей

Боромбаев Мурат Айдарович - 13 уполномоченных представителей.

Истанов Юруслан Истанович - 2 уполномоченных представителей

Мотуев Нурлан Аманканович - 33 уполномоченных представителей

Назаралиев Женишбек Болсунбекович - 19 уполномоченных представителей

Сариев Темир Аргембаевича - 16 уполномоченных представителей

Уметалиева Токтайым Джумакановна - 7 уполномоченных представителей

Эшенбаев Кутманбек Саматбекович - 14 уполномоченных представителей

Абышев Аскарбек Мусаевич - 15 уполномоченных представителей

Четверо кандидатов в Президенты не воспользовались своим правом назначения уполномоченных представителей.


ПРОВЕРКА ВЛАДЕНИЯ КАНДИДАТОМ НА ДОЛЖНОСТЬ

ПРЕЗИДЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКОМ
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Кодекса о выборах в Кыргызской Республике ЦИК в установленный законом срок сформировал Комиссию по языку для установления владения государственным языком Кыргызской Республики кандидатами на должность Президента Кыргызской Республики.

В состав комиссии вошли:



  1. Абдувалиев Ибраим - доктор филологических наук, профессор Жалалабатского Государственного Университета;

  2. Акматалиев Абдылдажан Амантурович - директор Института языка и литературы Национальной Академии Наук Кыргызской Республики, доктор филологических наук;

  3. Дербишова Замира Касымбековна - заведующая кафедрой кыргызского языка Кыргызско-Турецкого Университета «Манас», доктор филологических наук, профессор;

  4. Жумагулов Ташбоо Рахманбердиевич - председатель Национальной комиссии по Государственному языку при Президенте Кыргызской Республики;

  5. Исаков Каныбек Абдуваситович – ректор Ошского Педагогического Института, доктор филологических наук.

  6. Искендерова Суусар – проректор по науке Бишкекского Гуманитарного Университета, доктор филологических наук;

  7. Култаева Умут Баймуратовна - проректор по Государственному языку КНУ имени Ж. Баласагына, кандидат филологических наук, профессор;

  8. Маразыков Турусбек Сейдакматович - доктор филологических наук, профессор КНУ имени Ж. Баласагына;

  9. Саматов Кубатбек Саматович - заведующий кафедрой кыргызского языка Чуйского Университета, доктор филологических наук, профессор;

Постановлением ЦИК Кыргызской Республики от 18 мая 2009 г. был утвержден график проведения заседаний Комиссии по определению владения государственным языком кандидатами на должность Президента Кыргызской Республики. Кандидаты проходили испытания с 20 мая по 06 июня 2009 г. Каждый из кандидатов на должность Президента Кыргызской Республики в ходе проверки должен выполнить три задания:



    1. изложить свою предвыборную программу в письменном виде на киргизском языке. Объем сочинения не должен быть меньше 100 слов, в которых можно допустить не более 12 ошибок.

    2. изложить предвыборную программу на киргизском языке также в устном виде.

    3. прочитать вслух текст из художественной литературы. Комиссия при этом учитывает словарный запас кандидата, дикцию и наличие акцента.

По итогам проведения проверки комиссия давала лишь одну оценку: владеет или не владеет кандидат в Президенты государственным языком. В результате ее проведения девять кандидатов успешно прошли испытания, двое кандидатов не смогли пройти проверку и им было отказано в регистрации на этом основании. Оставшиеся кандидаты не проходили проверку, так как прекратили свою предвыборную кампанию до проведения проверки.

СБОР ПОДПИСЕЙ В ПОДДЕРЖКУ КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА

Согласно Кодекса о выборах в Кыргызской Республике (пункт 1 статья 62) кандидат на должность Президента должен быть поддержан не менее чем 50 тысячами подписей избирателей. При этом на каждую область, города Бишкек и Ош должно приходиться не менее 3 процентов от требуемого общего числа подписей.

На сегоднящний день процедуру проверки подписей проходят семь кандидатов:


  1. Айтикеев Акбаралы Ысырайылович

  2. Атамбаев Алмазбек Шаршенович

  3. Бакиев Курманбек Салиевич

  4. Мотуев Нурлан Аманканович

  5. Назаралиев Женишбек Болсунбекович

  6. Сариев ТемирАргембаевич

  7. Уметалиева Токтайым Джумакановна



МЕЖДУНАРОДНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
14 апреля 2009 г. ЦИК Кыргызской Республики утвердил Положение «О порядке деятельности, статусе и полномочиях международных (иностранных) наблюдателей на выборах в Кыргызской Республике», которое определяет права и обязанности, порядок работы и взаимоотношения с органами избирательной системы Кыргызской Республики международных наблюдателей при проведении выборов Президента страны, осуществляющих наблюдение индивидуально, в составе группы наблюдателей, а также в составе международной миссии по наблюдению.

В соответствии с пунктом 6 статьи 18 Кодекса о выборах международные наблюдатели аккредитуются Центральной избирательной комиссией при наличии приглашения, направленного после официального опубликования решения о назначении выборов:



  1. Президентом Кыргызской Республики,

  2. Жогорку Кенешем Кыргызской Республики,

  3. Правительством и Центральной избирательной комиссией Кыргызской Республики.

В то же время, запросы о направлении приглашений могут быть поданы международными и национальными некоммерческими организациями, имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека.

Согласно указанному Положению ЦИК, аккредитация иностранных наблюдателей была начата за 60 дней до дня голосования и будет закончена за 5 дней до дня выборов Президента Кыргызской Республики.

ЦИК Кыргызской Республики направил Министерству Иностранных Дел Кыргызской Республики письма с просьбой отправить приглашения принять участие в наблюдении за ходом подготовки и проведения выборов Президента Кыргызской Республики в качестве международных (иностранных) наблюдателей следующим организациям:

- международным организациям, специализирующимся по вопросам избирательного законодательства и выборов с пожеланиями к численности:

(до 150 наблюдателей от каждой организации)

1. Межпарламентская Ассамблея СНГ

2. Парламентская Ассамблея ОБСЕ

3. Исполнительный комитет СНГ

4. БДИПЧ ОБСЕ
- межгосударственным и региональным организациям с пожеланиями к численности:

(до 50 наблюдателей от каждой организации)

1. Шанхайская организация сотрудничества,

2. ЕврАзЭС,

3. ОДКБ
- избирательным органам иностранных государств с пожеланиями к численности:

(до 10 наблюдателей от каждой организации)

1. Центральная избирательная комиссия Азербайджанской Республики,

2. Центральная избирательная комиссия Республики Армения,

3. Центральная избирательная комиссия Республики Беларусь,

4. Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан,

5. Центральная избирательная комиссия Республики Молдова.

6. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации,

7. Центральная избирательная комиссия Республики Таджикистан,

8. Центральная избирательная комиссия Туркмении,

9. Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан,
- посольствам, представительствам международных организаций с пожеланиями к численности:

(до 10 наблюдателей от каждой организации)

1. Центр ОБСЕ в Бишкеке

2. Посольство Российской Федерации в Кыргызской Республике

3. Посольство США в Кыргызской Республике

4. Посольство Республики Беларусь в Кыргызской Республике

5. Посольство Республики Казахстан в Кыргызской Республике

6. Посольство Республики Узбекистан в Кыргызской Республике

7. Посольство Республики Таджикистан в Кыргызской Республике

8. Посольство Японии в Кыргызской Республике

9. Посольство Монголии в Кыргызской Республике

10. Посольство Великобритании,

11. Посольство Австрии

12. Посольство Канады

13. Посольство Ирана в Кыргызской Республике

14. Посольство Республики Молдова в Кыргызской Республике

15. Посольство Украины в Кыргызской Республике

16. Посольство Эстонии в Кыргызской Республике

17. Национальный демократический институт

18. Международный республиканский институт

19. Международная группа по предотвращению кризиса

20. Норвежский Хельсинский комитет

21. Программа Развития ООН Elections & Democracy,

22. Европейская сеть наблюдателей ЭНЕМО

23. Международная организация по наблюдению за выборами CIS-EMO

24. Международный фонд избирательных систем.



25. Российский общественный институт избирательного права (РОИИП).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании промежуточного мониторинга подготовки к проведению выборов Президента Кыргызской Республики, реализованного Экспертной группой МИМРД МПА СНГ и Бишкекским филиалом данного института, можно сделать вывод о том, что на данном этапе предвыборная кампания проходит в спокойной и конструктивной обстановке в соответствии с международными стандартами проведения выборов и национальным законодательством Кыргызской Республики. Институтами организации выборов и органами власти Кыргызской Республики созданы необходимые условия для свободного волеизъявления граждан при выборах Президента Кыргызской Республики.







Чем меньше лес, тем больше кажется заяц. «Пшекруй»
ещё >>