От 22 декабря 2010 года №914 о муниципальной целевой программе «Развитие туризма в Мари-Турекском муниципальном районе на 2011 2016 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
От 1 марта 2011 года №102 о муниципальной целевой программе «Развитие... 4 634.55kb.
От 8 декабря 2010 года №866 о муниципальной целевой программе «Профилактика... 1 243.48kb.
От 13 сентября 2012 года №690 о районной комплексной программе профилактики... 1 246.35kb.
От 19 октября 2012 года №776 о муниципальной целевой программе «Социальное... 1 214.51kb.
Мероприятия районной целевой Программы Профилактика беспризорности... 1 164.17kb.
Пояснительная записка На реализацию в 2012 году отраслевой целевой... 1 78.54kb.
Информационная база районных целевых программ Левокумского муниципального... 1 179.02kb.
От 29 декабря 2012 года №1206 о муниципальной целевой программе 1 152.82kb.
Постановление №530 г. Зерноград 1 398.2kb.
Информация о ходе выполнения муниципальной целевой программы «Совершенствование... 1 32.31kb.
Информация о деятельности управления по делам молодежи 3 569.07kb.
Дубровник 2012г- жемчужина Адриатики !!! Цены на туры при 100% оплате... 1 38.05kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

От 22 декабря 2010 года №914 о муниципальной целевой программе «Развитие туризма - страница №1/1




от 22 декабря 2010 года № 914


О муниципальной целевой программе «Развитие туризма
в Мари-Турекском муниципальном районе


на 2011 - 2016 годы»

Администрация Мари-Турекского муниципального района постановляет:

1. Утвердить прилагаемую муниципальную целевую программу «Развитие туризма в Мари-Турекском муниципальном районе на 2011 - 2016 годы» (далее – Программа).

2. Финансовому отделу Мари-Турекского муниципального района начиная с 2011 года предусматривать в бюджете муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» на соответствующий год выделение денежных средств на реализацию Программы.

Финансирование Программы начиная с 2011 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район» на соответствующий финансовый год.

3.  Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы по экономическому развитию территорий администрации Мари-Турекского муниципального района Ложкину Л.А.

Глава администрации

Мари-Турекского

муниципального района В. Елкин





УТВЕРЖДЕНА

постановлением администрации

Мари-Турекского муниципального района

от 22 декабря 2010 г. № 914





МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В МАРИ-ТУРЕКСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ


НА 2011 - 2016 ГОДЫ»

П А С П О Р Т
муниципальной целевой программы

«Развитие туризма в Мари-Турекском муниципальном районе

на 2011 - 2016 годы»



Наименование -Программы

муниципальная целевая программа «Развитие туризма в Мари-Турекском муниципальном районе на 2011 - 2016 годы»


Основание для -разработки Программы

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года
№ 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2016 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г.


№ 1230-р;

постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. № 214


«Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл»;

постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 апреля 2009 г.


№ 102 «О мероприятиях по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл»


Заказчик
Программы
Разработчик Программы


Администрация Мари-Турекского муниципального района
Администрация Мари-Турекского муниципального района


Основные цели -Программы, важнейшие
целевые
показатели

основными целями Программы являются:

- формирование на территории Мари-Турекского муниципального района современных конкурентоспособных туристско-рекреационных комплексов и туристской инфраструктуры;

- создание качественного и доступного туристского продукта, способного удовлетворить потребности жителей муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район", Республики Марий Эл, российских и иностранных граждан и обеспечить стабильное дальнейшее развитие сферы туризма;

- обеспечение вклада туристской отрасли


в социально-экономическое развитие района за счет увеличения доходной части местных бюджетов, создания новых рабочих мест, повышения качества жизни населения;

-сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного потенциала района;

важнейшие целевые показатели Программы:





-численность российских и иностранных граждан, размещенных в организациях отдыха;

-объем платных туристских услуг, оказанных населению туристскими организациями района;




Основные задачи -Программы

подготовка нормативной правовой базы для развития в Мари-Турекском муниципальном районе системы государственно-частного партнерства в сфере туризма;

создание экономических условий для притока частных инвестиций в туристскую отрасль


и увеличения ее доходности;

развитие и совершенствование базовой


и сопутствующей инфраструктуры туризма;

создание рекреационных зон для развития

сельского, экологического и этнографического

туризма;


создание бренда, формирование узнаваемого конкурентоспособного районного туристского продукта;

продвижение туристских ресурсов района на республиканский, российский туристский рынок.



Сроки и этапы - реализации Программы

2011 - 2016 годы:

первый этап 2011 - 2013 годы -подготовительный, предусматривающий проведение работы по созданию системных условий, необходимых для привлечения инвестиций в сферу туризма;

второй этап 2014 - 2016 годы - формирование конкурентоспособной туристской отрасли в районе посредством реализации инвестиционных проектов и реализации мероприятий, направленных на повышение качества туристского продукта. Продвижение туристского бренда и интеграция туристских ресурсов района в создаваемые межрегиональные туристские кластеры








Перечень основных -мероприятий Программы


формирование современной нормативной правовой базы;

формирование современного туристского комплекса;

мероприятия по формированию
и продвижению туристского продукта района;

развитие системы кадрового и


организационно-методического обеспечения сферы туризма.


Исполнители -мероприятий Программы

Администрация Мари-Турекского муниципального района;

Министерство физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл(по согласованию);

Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл(по согласованию);

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл(по согласованию);

Министерство культуры, печати
и по делам национальностей Республики Марий Эл(по согласованию);

Министерство образования и науки Республики Марий Эл(по согласованию);

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл(по согласованию);

Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл(по согласованию);

научные учреждения и учебные заведения, готовящие специалистов для сферы туризма (по согласованию);

организации туристской индустрии Республики Марий Эл: общественные организации туристской индустрии


(по согласованию), коллективные средства размещения и туристские фирмы
(по согласованию)







Объемы и источники -финансирования Программы

общий объем финансирования Программы
на 2011 - 2016 годы составляет
300 тыс. рублей, в том числе:

2011 год - 100 тыс. рублей

2012 год - 100 тыс. рублей

2013 год - 100 тыс. рублей

2014 год – финансирование не предусмотрено

2015 год - финансирование не предусмотрено

2016 год - финансирование не предусмотрено


Система -

организации управления и контроля за исполнением Программы



управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет руководитель Программы – Администрация Мари-Турекского муниципального района

Ожидаемые -конечные результаты реализации Программы



в результате реализации Программы


к 2016 году ожидается:

обеспечение устойчивого развития сельских территорий;

увеличение доходов от туристической деятельности в бюджеты всех уровней;

организация мест размещения в 10 сельских домах;

создание 15 новых рабочих мест;

позитивное влияние туризма на работу предприятий всех отраслей экономики района;

привлечение отечественных и иностранных

инвестиций в экономику и социальную сферу района;

улучшение качества жизни населения за счет обеспечения благоприятных условий для активного, разнообразного и полноценного отдыха;



1. Характеристика проблемы и обоснование целесообразности ее решения программно-целевым методом
1.1. Современное состояние и роль туристской отрасли
Туризм на современном этапе развития общества является одним из инструментов оживления экономики и стимулирует развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, торговля, производство сувенирной продукции, связь, общественное питание, сельское хозяйство, строительство. Туризм способен играть важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание рабочих мест и занятость экономически активного населения, способствуя повышению благосостояния нации. Развитие внутреннего туризма является одним из инструментов в решении важной задачи государства по восстановлению работоспособности, поддержанию и укреплению здоровья нации. ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития.

Туризм выступает катализатором развития социально-экономического развития регионов и отдельных территорий.


В Республике Марий Эл туризм признан одним из приоритетных направлений социально-экономического развития на перспективный период. В г. Москве 8 августа 2009 г. подписано Соглашение
о взаимодействии в сфере туризма между Федеральным агентством
по туризму и Правительством Республики Марий Эл. Настоящая Программа является продолжением начатого сотрудничества.

Сфера туризма на современном этапе развития мирового хозяйства является одной из наиболее динамично развивающихся


в международной торговле услугами. Согласно прогнозам Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) количество мировых туристских прибытий в ближайшие годы будет увеличиваться
и к 2020 году составит более 1,5 млрд. человек.

По оценке ЮНВТО, на долю туризма приходится 3,2 процента мирового валового внутреннего продукта (далее - ВВП), а с учетом мультипликативного эффекта - 9,4 процента, при этом в туристской индустрии занято 7,6 процента работающего населения планеты. Доля туризма в ВВП Российской Федерации составляет 2,5 процента, с учетом мультипликативного эффекта - 6,3 процента. При эффективной государственной поддержке и продвижении туристских возможностей доля туризма в ВВП Российской Федерации может существенно вырасти. Уникальные природные ресурсы и богатейшее


историко-культурное наследие Российской Федерации открывают широкие потенциальные возможности для развития различных видов туризма. В 2009 году в рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий Всемирного экономического форума Россия заняла 59 место из 133 стран мира, при этом 5 место - по наличию природных туристских ресурсов мирового значения и 9 место -
по наличию памятников культуры.

Ситуация в Республике Марий Эл повторяет общероссийскую. Несмотря на богатый природный и человеческий потенциал, сфера туризма в республике остается недостаточно развитой и стабильной. Анализ развития сферы туризма в Республике Марий Эл


в 2005 - 2010 годах показал в целом положительную динамику развития отрасли. За период с 2005 по 2008 год туристские потоки
по направлениям выездного, въездного и внутреннего туризма возросли в 2,82 раза, в том числе по направлению внутреннего туризма этот показатель увеличился только по данным туристских фирм и без учета данных коллективных средств размещения в 3,4 раза - с 18 621 человека в 2005 году до 63 213 человек в 2008 году. Если в 2005 году количество направленных за пределы республики туристов и экскурсантов составляло 1/3 часть от общего количества обслуженных туристов
по направлению внутреннего туризма, то в 2008 году количество отправленных за пределы республики туристов составило 1/10 часть,
остальные 9/10 - туристы и экскурсанты, обслуженные в республике. Таким образом, за период с 2005 по 2008 год существенно увеличился показатель въехавших на территорию республики туристов и количество обслуженных туристов и экскурсантов из Республики Марий Эл.
В 2009 году в связи с мировым финансовым кризисом произошла корректировка показателей, в первую очередь за счет снижения туристских потоков по направлению выездного туризма и количества принятых в Республике Марий Эл туристов из Российской Федерации. По данным туристских фирм, по направлению внутреннего туризма было обслужено в 2009 году 49 136 человек, в том числе 1/8 часть направлена за пределы республики. В первом полугодии 2010 г. показатели отрасли вышли на докризисный уровень и наметился рост.

За период с 2005 года наблюдается рост количества туристских фирм. Согласно мониторингу, проводимому Министерством физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл, количество туристских фирм с 27 в 2005 году увеличилось до 55 в 2010 году


(в том числе для 26 туристских фирм туристская деятельность является основной и учитывается при формировании официальной статистической отчетности). В настоящее время в республике работают 5 туроператоров по внутреннему туризму, включенных в единый федеральный реестр туроператоров. Положительная динамика отмечается также по числу коллективных средств размещения, объему услуг, оказанных коллективными средствами размещения, и количеству обслуженных в них туристов. Только по данным официальной статистики, на конец 2008 года функционировало 53 коллективных средства размещения: 33 санаторно-курортных организации и организации отдыха на 4 455 мест и 20 гостиниц и аналогичных средств размещения на 1 225 мест. По сравнению с 2005 годом рост количества коллективных средств размещения составил 20,4 процента, количества мест - 11,8 процента. Объем услуг, оказанных коллективными средствами размещения (санаторно-курортные услуги и услуги, оказанные гостиницами и аналогичными средствами размещения),
в 2008 году составил 270,5 млн. рублей, количество размещенных в них лиц - 112 301 человек. В 2009 году количество коллективных средств размещения составило 49 единиц, объем услуг - 333,9 млн. рублей,
с ростом 23,4 процента по отношению к 2008 году.

В республике на настоящий момент осуществляют деятельность


2 высших учебных заведения, занимающиеся подготовкой кадров в сфере туризма, и 2 средних специальных учебных заведения, осуществляющие подготовку специалистов для инфраструктуры туризма среднего звена.

Несмотря на положительную динамику и большой потенциал, отрасль туризма в республике на сегодняшний момент не является высокодоходной. Доля туризма в валовом региональном продукте


(далее - ВРП) Республики Марий Эл, учитывая потенциал республики, в настоящее время очень мала и составляет менее 1 процента. Причиной такого положения служит в первую очередь отсутствие в течение долгого времени комплексной республиканской программы поддержки развития туризма, долгая окупаемость инвестиций в туристскую отрасль, и, как следствие, изношенность инфраструктуры, большие издержки и соответственно высокая цена республиканского туристского продукта при недостаточно высоком качестве, а также изолированность республиканского туристского продукта.
1.2. Перспективы развития туризма в Мари-Турекском муниципальном районе
Для определения направления усилий по развитию внутреннего
и въездного туризма в Мари-Турекском муниципальном районе необходимо рассмотреть рекреационные возможности района и проблемы, препятствующие развитию туризма.

Муниципальное образование «Мари-Турекский муниципальный район» представляет собой восточную окраину Республики Марий Эл. На северо-востоке граничит с Кировской областью, юго-восточной частью выходит к Республике Татарстан, а на западе его границы стыкуются с Сернурским, Параньгинским и Моркинским районами Республики Марий Эл. Образовано 28 августа 1924 года. Территория района занимает более 1,5 тыс. кв. км. Площадь земель сельскохозяйственного назначения – 91,9 тыс.га, площадь, покрытая лесом – 45,7 тыс.га, протяженность района с севера на юг – 76 км, с запада на восток – 36 км. В районе 120 населенных пунктов. Районный центр поселок Мари-Турек.

Население района составляет 25,7 тыс. человек. Национальный состав: 50% мари; 23% русские; 19% татары; 6% удмурты; 2% другие национальности.

Окрестные марийцы называют эти места «Эрвел»- утренняя сторона, восток, а коренных жителей – «эрвел мари» восточные мари. Отсюда начинается день в Республике Марий Эл. Климат умеренно-континентальный с уме­ренно суровой, снежной зимой и умеренно теплым летом.

Географическая сеть района представлена рекой Ур­жумкой и ее левобережным притоком р.Ноля и р.Буй, а также их притоками. На юге района берет начало река Шора. В целом район имеет ограниченные водные ресурсы поверх­ностных вод.

Мари-Турекский район относится к числу районов со средней лесистостью – 31,7%. Леса расположены на территории района крупными компактными массивами. В составе лесов преобладают мягколиственные породы: береза, липа, осина. Среди хвойных пород на первом месте ель.

Площадь покрытая лесом – 45,7 тыс.га. В центральной и юго-западных частях района распространены березовые, осиновые, еловые и черноольховые леса. Около 90 % лесов естественного происхождения. Ресурсы дикорастущих лекарственных, промышленно-технических и плодово-ягодных растений наиболее значительны в центральной и юго-западной частях района, лекарственные растения: брусника, зверобой, лапчатка, ландыш, можжевельник. Промышленно-технические растения: луговолокнистые: липа, крапива двудомная. Дубильные растения: дуб, ива, ель, береза, пихта. В северной части района целесообразно искусственное разведение ив для получения дубильного сырья и защитного облесения оврагов и берегов рек. Эфирно -масляничные растения: пихта сибирская, ландыш, можжевельник. Плодово-ягодные растения: черника, брусника, рябина, ежевика.

Исходя из имеющихся природных ресурсов, а также в силу своего географического положения и развития Мари-Турекский муниципальный район - одна из благополучных в экологическом отношении территория Республики Марий Эл с хорошо сохранившейся природой и традиционной культурой местного населения. Благодаря этому в районе имеются большие перспективы для развития этнографического, сельского, экологического, оздоровительного и рекреационного туризма.

Марийцы до сегодняшнего дня сохранили и трепетно берегут свои традиционные религиозные верования и обряды. И как в старину, проводят свои моления под руководством картов в кюсото, их вера наполнена любовью к матери-природе, своим предкам, уважением к старшим и стремлением к доброте и жизнеутверждению. Священные марийские рощи, или «мольбища», располагаются в наиболее живописных местах, традиционно в березняках и осинниках. Многие из них также посещают православные храмы, считая, что они по-разному поклоняются одному Богу. В районе старые церкви, строятся новые и становятся не только местом проведения богослужения, но и украшения сел и деревень района.

Развитие этнографического туризма возможно на большей части территории района. Этому благоприятствует проживание на территории района мари, русских, татар удмуртов и других народов. Перспективной является организация туров, позволяющих сравнить быт, культуру, традиционную архитектуру и обычаи этих народов. По согласованию


с местными религиозными общинами возможно посещение религиозных церемоний марийцев-язычников, проводимых в священных рощах района. Интерес представляют сохранившиеся в ряде мест традиционные занятия населения - лозоплетение, производство мочала и изделий из него, ткачество, национальная вышивка и другие.

Большое место в крестьянском хозяйстве марийцев занимала береста. У марийского народа береза считается символом чистоты, красоты и здоровья. Из нее изготавливали люльки-колыбельки, берестяные ведра, туеса, для хранения воды, кваса и молока. Берестой украшали сундуки, шкатулки и другие изделия. Простые предметы быта, не теряя практичности, часто превращались в произведения народного искусства, порой уникальные.

Ткачество, одно из самобытных ремесел марийского народа, и по сей день живет в деревне. В давние времена, когда девушка выходила замуж, она получала приданое из конопляного холста. Марийские женщины были очень искусны в своем деле, на одном и том же стане они могли ткать до 12 сортов холста. Самый лучший сорт шел на изготовление холстов для женских головных уборов и праздничной одежды.

Распространен так же корзиночный промысел. Разнообразные корзины и плетеные изделия из белого очищенного, колотого и струганного, плоского, цельного круглого, неочищенного зеленого прута будут лучшим сувениром из Марийского края.

Многообразна и удивительна культура марийцев: костюм, украшенный вышивкой – историей рода, музыка, танцы. На протяжении многих веков марийские женщины украшали вышивкой одежду. В прошлом вышивать умела каждая женщина, о ее способностях и трудолюбии судили по вышивке. Каждая девушка должна была приготовить в приданное полный комплект вышитой одежды для одаривания близких родственников жениха, и после свадьбы поменять в новом доме все занавески и полотенца. Таким образом, невестка демонстрировала свое мастерство. По вышивке на праздничной и повседневной одежде, форме головного убора можно было судить о принадлежности мастерицы к тому или иному району республики. Издавна умение марийских вышивальщиц поражало разнообразием техники исполнения, изобретательностью, фантазией.

Веками сохраняемые праздники и сегодня современны: Шорыкйол (Новый год, рождество), Уарня (масленица), Пеледыш пайрем (праздник цветов), Индеш кугарня (Девятая пятница) их невозможно описать, их нужно смотреть, в них нужно участвовать. Только в марийской деревне можно попробовать многослойные блины Коман мелна, медовуху, подкоголь, научиться вышивать, ковать, плести из лозы и бересты, прокатиться верхом на лошади, побродить по лесу.

Одним из хранителей этнографической культуры марийского народа является Мари-Турекский краеведческий музей имени первого марийского академика В.П.Мосолова. Отделы этнографии и истории советского периода знакомят с историей и культурой марийского народа, выставочный зал демонстрирует предметы прикладного искусства народных умельцев района, картинная галерея представляет картины художников республики, работы учащихся детской школы искусств, а в гостиной проходят вечера встреч, вечера отдыха трудовых коллективов и посиделки.

Сельский туризм в современном его понимании - это комплексный продукт, включающий различные направления туризма с проживанием по маршрутам в современных гостевых домах в сельской местности. Данный вид туризма имеет большие перспективы для развития в 2011 - 2016 годах в Мари-Турекском районе, так как на первоначальном этапе требует относительно небольших затрат, имеет меньший срок окупаемости по сравнению с другими видами туризма, при этом использует потенциал района и имеет значительную социальную значимость. Развитие сельского туризма способно частично решить проблему занятости на селе и стимулировать развитие сопутствующей туризму индустрии - такой, как производство сувенирной продукции, сбор ягод и грибов для последующей реализации туристам, решить вопрос сбыта части сельскохозяйственной продукции. Сельский туризм может быть одним из внутренних источников инвестиций для развития сельскохозяйственного производства.

В настоящей Программе ставится задача создания кластера сельского туризма, объединяющего в себе агро-, рекреационный, активный, этнографический туризм. Все объекты соответствуют принципам многофункциональности и ориентированы на круглогодичное использование.

Экологический туризм - один из перспективных видов туризма на территории района. Возрастающая популярность экологического туризма и принимаемые Правительством Российской Федерации меры к стимулированию развития данного вида туризма позволяют надеяться на использование экологического потенциала района для привлечения экологически ориентированных туристов из регионов России и зарубежных стран.

Спортивный туризм - одно из новых для района перспективных направлений развития туризма. В 2011 году в п.Мари-Турек планируется ввести в эксплуатацию современное спортивное сооружение
Ледовый дворец..

Развитие культурно-познавательного туризма в районе не имеет больших перспектив в качестве отдельного вида туризма. Это связано с историей края и с глубинным географическим положением района вдали от основных линий экономической жизни в прошлом, соответственно с отсутствием на территории в большом количестве значительных памятников истории, культуры и архитектуры федерального и республиканского значения. Развитие данного вида туризма


в районе должно рассматриваться в качестве составной части других видов туризма или в качестве составной части объединительных межрайонных туристских продуктов, предполагающих краткосрочное пребывание на территории района с культурно-познавательными целями.

Таким образом, на территории Мари-Турекского муниципального района имеются предпосылки для успешного развития нескольких видов туризма.




1.3. Проблемы развития туризма в Мари-Турекском муниципальном районе и обоснование необходимости их решения
программно-целевыми методами

Имеющиеся в районе туристские и рекреационные ресурсы, включающие в себя природные, исторические, социально-культурные объекты, являются важной составляющей для развития внутреннего и въездного туризма. Однако данные ресурсы не являются единственным достаточным условием для успешного развития въездного и внутреннего туризма.

Несмотря на потенциал внутреннего туризма в районе и имеющиеся преимущества для развития некоторых видов туризма, существует комплекс проблем, сдерживающих развитие отрасли туризма в районе.

К основным факторам относится несовершенство нормативной правовой базы туризма, отсутствие единого туристского бренда и действующих туристских маршрутов, отсутствие комплексной рекламной кампании туристских возможностей.

Существенной проблемой, сдерживающей развитие отрасли, является отсутствие качественных средств размещения туристского класса, моральный и физический износ существующей инфраструктуры туризма. Необходимо привлечение частных инвесторов в сферу туризма путем создания благоприятного инвестиционного климата и снижения сроков окупаемости туристских объектов, составляющих в настоящее время по оценке специалистов в среднем 7 - 10 лет, тогда как вложения


в строительство офисов и жилья окупаются через 2 года, а также участие государства на основе государственно-частного партнерства в создании и развитии в районе современной инфраструктуры туризма.

Проблему представляют также низкая культура туризма, отсутствие четкого представления всех участников рынка о стандартах безопасности, качества и честной конкурентной цене, когда потребитель получает туристский продукт соответствующего качества


за соответствующую стоимость. Решение данного вопроса связано
с добровольной сертификацией и стандартизацией туристских услуг.

Таким образом, для создания на территории района современной конкурентоспособной туристской отрасли необходимо решить комплекс проблем. Современные требования, предъявляемые туристом, предполагают создание качественного туристского продукта, включающего проживание в комфортных условиях, разнообразие


и доступность услуг, качественное обслуживание, безопасность туризма, конкурентоспособную цену. Создание такого туристского продукта требует проведения последовательной политики и координирующего участия со стороны государства, комплексного решения проблем туризма на основе государственно-частного партнерства, предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов власти, общественных и научных организаций и бизнеса. Целесообразность такого подхода подтверждена положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах от 25 мая 2009 г., зафиксировавшего доминирующую роль программно-целевых методов бюджетного планирования в среднесрочной перспективе.

Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Программа является инструментом реализации Стратегии долгосрочного


социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл
от 31 августа 2007 г. № 214, и мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики
Марий Эл от 28 апреля 2009 г. № 102, в части развития туризма
в Республике Марий Эл.


2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основными целями Программы являются:

- формирование на территории Мари-Турекского муниципального района современных конкурентоспособных туристско-рекреационных комплексов и туристской инфраструктуры;

- создание качественного и доступного туристского продукта, способного удовлетворить потребности жителей муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район", Республики Марий Эл, российских и иностранных граждан и обеспечить стабильное дальнейшее развитие сферы туризма;

- обеспечение вклада туристской отрасли


в социально-экономическое развитие района за счет увеличения доходной части местных бюджетов, создания новых рабочих мест, повышения качества жизни населения;

-сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного потенциала района;

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих комплексных задач:

подготовка нормативной правовой базы для развития в Мари-Турекском муниципальном районе системы государственно-частного партнерства в сфере туризма;

создание экономических условий для притока частных инвестиций в туристскую отрасль и увеличения ее доходности;

развитие и совершенствование базовой и сопутствующей инфраструктуры туризма;

создание рекреационных зон для развития сельского, экологического и этнографического туризма;

создание бренда, формирование узнаваемого конкурентоспособного районного туристского продукта;

продвижение туристских ресурсов района на республиканский, российский и мировой туристский рынок.


Цели и задачи Программы подчинены долгосрочным стратегическим приоритетам и направлены на встраивание стратегических проектов и инициатив в систему программных мероприятий. При этом цели и задачи Программы приведены
в соответствие со стратегическими целями и задачами Правительства Российской Федерации, определенными в отношении туристской отрасли в Стратегии развития туризма в Российской Федерации
на период до 2015 года, утвержденной приказом Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 г. № 51, и в Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма
в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)» (далее - Концепция).
В соответствии с Концепцией развитие инфраструктуры отдыха
и туризма, а также обеспечение качества, доступности
и конкурентоспособности туристских услуг являются одними из условий улучшения качества жизни российских граждан и соответственно перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.

Программа предполагает достижение основных целей к 2016 году формирование на территории Мари-Турекского муниципального района современных конкурентоспособных туристско-рекреационных комплексов и туристской инфраструктуры;

- создание качественного и доступного туристского продукта, способного удовлетворить потребности жителей муниципального образования "Мари-Турекский муниципальный район", Республики Марий Эл, российских и иностранных граждан и обеспечить стабильное дальнейшее развитие сферы туризма;

- обеспечение вклада туристской отрасли


в социально-экономическое развитие района за счет увеличения доходной части местных бюджетов, создания новых рабочих мест, повышения качества жизни населения;

-сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного потенциала района;

Показателями достижения целей Программы являются:

-численность российских и иностранных граждан, размещенных в организациях отдыха;

-объем платных туристских услуг, оказанных населению туристскими организациями района.

Заявленный срок реализации Программы является необходимым


и достаточным для получения ощутимых, общественно значимых результатов предусмотренных Программой мероприятий.

В рамках Программы предполагается выделение 2 этапов:

первый этап 2011 - 2013 годы - подготовительный, предусматривающий проведение работы по созданию системных условий, необходимых для привлечения инвестиций в сферу туризма. На этом этапе предполагается сбор дополнительной информации и изучение перспектив развития видов туризма в Мари-Турекском муниципальном районе, совершенствование нормативных правовых актов в сфере туризма, создание условий для государственно-частного партнерства в туристской отрасли. Одновременно задачей этапа является поиск инвесторов и начало реализации ряда инвестиционных проектов по созданию в районе современных туристских комплексов;

второй этап 2014 - 2016 годы - формирование конкурентоспособной туристской отрасли в районе посредством реализации инвестиционных проектов и реализации мероприятий, направленных на повышение качества туристского продукта. Продвижение туристского бренда и интеграция туристских ресурсов района в создаваемые межрайонные туристские кластеры.


3. Система программных мероприятий

Достижение поставленных целей и решение комплексных задач Программы определяет необходимость реализации системы программных мероприятий, отраженных в приложении № 2 к настоящей Программе.

Система программных мероприятий представляет собой
4 раздела, объединяющих мероприятия, сходные по своей направленности.

1. Формирование современной нормативной правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности.

Мероприятия данного раздела включают:

- разработку законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих сферу туризма на районном уровне;

- реализацию мероприятий, направленных на защиту прав потребителей и повышение качества туристских услуг;

- содействие организациям туристской индустрии в реализации инвестиционных проектов;

- отбор инвестиционных проектов для включения в перечень мероприятий развития сферы туризма к реализации на втором этапе Программы.

2. Формирование современного туристского комплекса.

Раздел представляет собой перечень мер, способствующих становлению в районе современной туристской инфраструктуры:

- содействие в выделении земельных участков под строительство туристских объектов;

- создание сельского туристического центра «Эрвел» в Мари-Турекском муниципальном районе;

- развитие сети предприятий общественного питания, специализирующихся на выпуске национальных блюд;

- благоустройство въездов в туристские центры района и озеленение туристских зон.

3. Мероприятия по формированию и продвижению туристского продукта Республики Марий Эл.

Перечень мер по этому направлению:

- организация мероприятий, направленных на развитие и совершенствование туристского предложения;

- разработка маршрутов по территории района с максимальным использованием туристских ресурсов района;

- широкое использование традиционных праздников народа мари


и событий культурной, спортивной и общественной жизни
в продвижении туристских возможностей района;

- продвижение туристского продукта района путем участия


в туристских выставках, конференциях, форумах, семинарах, проводимых на территории Республики Марий Эл и за ее пределами;

4. Развитие системы кадрового и организационно-методического обеспечения в сфере туризма:



- повышение квалификации специалистов туристской индустрии, проведение семинаров;

- организация обмена опытом и стажировок специалистов сферы туризма.



  1. Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем финансирования Программы на 2011 - 2016 годы из местного бюджета составляет 300 тыс. рублей, в том числе:

2011 год - 100 тыс. рублей

2012 год - 100 тыс. рублей

2013 год - 100 тыс. рублей

2014 год – финансирование не предусмотрено

2015 год - финансирование не предусмотрено

2016 год - финансирование не предусмотрено;

Объемы и источники финансирования Программы
и поэтапного финансирования программных мероприятий приведены
в приложении № 2.

В ходе реализации Программы объемы финансирования могут ежегодно уточняться исходя из возможностей бюджетов всех уровней


и внебюджетных источников.


  1. Механизм реализации Программы

Реализация мероприятий Программы представляет скоординированные по срокам и направлениям действия разработчика и исполнителей Программы на всех этапах ее реализации с учетом меняющихся социально-экономических условий, ведущих к достижению поставленных целей.

В основу механизма реализации Программы заложены следующие принципы, обеспечивающие обоснованный выбор программных мероприятий:

комплексный подход к решению первоочередных задач;

консолидация средств для реализации приоритетных направлений развития туризма в районе;

привлечение частных инвестиций для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства;

эффективное целевое использование финансовых средств для достижения целевых показателей Программы.

Ответственным за формирование и реализацию Программы является администрация Мари-Турекского муниципального района .

Государственным заказчиком Программы является администрация Мари-Турекского муниципального района, которая обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, согласованность действий по ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет общий контроль за реализацией Программы.

6. Организация управления Программой, контроль за ходом
и оценка эффективности ее реализации

Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет государственный заказчик - администрация Мари-Турекского муниципального района.

Администрация Мари-Турекского муниципального района уточняет затраты на реализацию Программы. При необходимости руководитель Программы вносит в установленном порядке предложения об изменении или о продлении сроков реализации отдельных мероприятий.

Координация выполнения программных мероприятий включает в себя:

проведение ежеквартального мониторинга показателей текущей деятельности исполнителей программных мероприятий;

проведение оценки заявленных показателей и фактически достигнутых результатов реализации программных мероприятий;

направление информации о ходе реализации Программы в Министерство экономики и торговли Республики Марий Эл, Министерство физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл.

В целях формирования отчета Администрация Мари-Турекского муниципального района обеспечивает получение необходимых отчетных данных о ходе реализации Программы от исполнителей ее мероприятий.

Оценка эффективности реализации программных мероприятий проводится на основании следующих показателей:



численность российских и иностранных граждан, размещенных
в коллективных средствах размещения республики;

количество койко-мест в коллективных средствах размещения;

объем платных туристских услуг, оказанных населению туристскими организациями республики.


Эффективность реализации Программы определяется уровнем достижения показателей.

______








ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к муниципальной целевой программе

«Развитие туризма в Мари-Турекском муниципальном районе

на 2011 - 2016 годы»





С И С Т Е М А

программных мероприятий




Наименование мероприятия


Объем финансирования мероприятия - всего,

тыс. рублей

Ответственные исполнители


Срок исполнения

(годы)

Ожидаемые эффекты

от мероприятия





1

2

3

4

5

6



1. Формирование современной нормативной правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности


1.1.

Разработка законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих сферу туризма на районном уровне




Отдел культуры, физической культуры и спорта,

отдел по экономическому развитию территорий,

отдел организационно-правовой работы и делопроизводства администрации Мари-Турекского муниципального района


2011 - 2016

совершенствование нормативной правовой базы


1.2.

Реализация мероприятий, направленных на защиту прав потребителей и повышение качества туристских услуг





Отдел по экономическому развитию территорий администрации

Мари-Турекского муниципального района при содействии Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл




2011 - 2016

повышение качества оказания туристских услуг

1.3.

Содействие организациям туристской индустрии в реализации инвестиционных проектов




Минэкономразвития Республики
Марий Эл,
Минспорт Республики Марий Эл, (по согласованию)

администрация Мари-Турекского муниципального района



2011 - 2016

содействие развитию современной инфраструктуры туризма в районе, создание новых рабочих, мест и увеличение платежей в бюджеты всех уровней


1.4.

Отбор инвестиционных проектов для включения в перечень мероприятий развития сферы туризма к реализации на втором этапе Программы




Минспорт Республики
Марий Эл (по согласованию),
администрация Мари-Турекского муниципального района

2011 - 2013

реализация перспективных проектов в рамках настоящей Программы и участие инвестиционных проектов в отборе для включения в перечень мероприятий республиканской и федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)»



2. Формирование современного туристского комплекса


2.1.

Содействие в выделении земельных участков под строительство туристских объектов




Минлесхоз Республики Марий Эл
(по согласованию),

Комитет по оперативному управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Мари-Турекского муниципального района



2011 - 2016

строительство современных объектов туристской инфраструктуры


2.2.



Создание сельского туристического центра «Эрвел» в Мари-Турекском муниципальном районе





Минспорт Республики
Марий Эл,
Минсельхоз Республики
Марий Эл, организации туристской индустрии (по согласованию)

администрация

Мари-Турекского муниципального района


2011 - 2016

строительство современных гостевых домов в сельской местности, создание нового туристского продукта, сочетающего различные виды отдыха при максимальном использовании потенциала района, создание новых рабочих мест в сельской местности, частичное решение вопроса сбыта сельскохозяй-

ственной продукции, улучшение инфраструктуры сельских поселений, увеличение поступлений в местные бюджеты



2.3.

Развитие сети предприятий общественного питания,

специализирующихся на выпуске национальных блюд






администрация

Мари-Турекского муниципального района, предприятия общественного питания (по согласованию)



2011 - 2016

развитие инфраструктуры туризма и увеличение количества туристских прибытий по направлению этнографического туризма


2.4.

Благоустройство въездов в туристские центры района и озеленение туристских зон

300,0

администрации городского и сельских поселений

2011 - 2016

эстетическое восприятие района как преуспевающего региона, благоприятного для туризма и для инвестирования в сферу туризма, повышение качества туристского продукта


3. Мероприятия по формированию и продвижению туристского продукта


3.1.

Организация мероприятий, направленных на развитие и совершенствование туристского предложения




Администрация Мари-Турекского муниципального района ,

Отдел культуры, физической культуры и спорта




2011 - 2016

увеличение спроса на туристский продукт

3.2.

Разработка маршрутов по территории района с максимальным использованием туристских ресурсов района




Отдел культуры, физической культуры и спорта, организации

туристской индустрии (по согласованию)




2011 - 2016

увеличение туристских потоков


3.3.

Широкое использование традиционных праздников народа мари и других народов, проживающих на территории района событий культурной, спортивной и общественной жизни в продвижении туристских возможностей района




Отдел образования и по делам молодежи,

отдел культуры, физической культуры и спорта



2011 - 2016

насыщение районного туристского продукта,

обеспечение разнообразия

туристского предложения, способствующее увеличению потока туристов в район


3.4.

Продвижение туристского продукта района путем участия в туристских выставках, конференциях, форумах, семинарах, проводимых на территории Республики Марий Эл и за ее пределами




Минспорт Республики
Марий Эл, организации туристской индустрии

республики


(по согласованию)

2011 - 2016

приобретение положительно-го опыта других регионов, формирование имиджа

района как привлекательного для туризма региона, привлечение к сотрудничест-ву туристских компаний, привлечение туристов и

повышение доходности

туристской отрасли




4. Развитие системы кадрового и организационно-методического обеспечения сферы туризма


4.1.

Повышение квалификации специалистов туристской

индустрии, проведение семинаров






Администрация Мари-Турекского муниципального района , Минспорт Республики

Марий Эл,

(по согласованию)


2011 - 2016

повышение качества создаваемого туристского продукта, качества обслуживания специалис-тами сферы туризма

повышение качества подготовки специалистов сферы туризма, приобретение положительного опыта, повышение качества экскурсионного обслужива-ния и конкурентоспособности районного туристского продукта



4.2.

Организация обмена опытом и стажировок специалистов сферы туризма





Минспорт Республики
Марий Эл, организации

туристской индустрии


(по согласованию),

отдел культуры, физической культуры,

спорта


2012 - 2016

Общий объем финансирования, предусмотренный по Программе за весь период реализации


300,0

















ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к республиканской целевой программе

«Развитие туризма в Республике
Марий Эл на 2011 - 2016 годы»




ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ

финансирования республиканской целевой программы
«Развитие туризма в Республике Марий Эл на 2011 - 2016 годы»

(тыс. рублей, в ценах 2010 года)




Источники и направления финансирования

Общий объем финансирования, предусмотренный по Программе на весь период реализации

В том числе по годам

2011

2012

2013

2014

2015

2016




1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

300,0

100,0

100,0

100,0

0

0

0

в том числе:


местный бюджет

300,0

100,0

100,0

100,0

0

0

0














ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

к муниципальной целевой программе

«Развитие туризма в Мари-Турекском
муниципальном районе на 2011 - 2016 годы»



ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ

эффективности реализации мероприятий муниципальной целевой программы

«Развитие туризма в Мари-Турекском муниципальном районе на 2011 - 2016 годы»




Индикаторы



Единица

измерения



До реализации Программы -

2010 год


После реализации мероприятий Программы

(по годам)



2011

2012

2013

2014

2015

2016

1.


Численность российских
и иностранных граждан,
размещенных в организациях отдыха

тыс.

человек


0

0

0

0

0,17

0,2

0,25

2.

Объем платных туристских услуг, оказанных населению туристскими организациями района

тыс. руб.


0

0

0

0

425,0

750,0

1000,0


__________________




Светская женщина: женщина, которая никогда не испытывает ни чувства жары, ни чувства холода, и никогда не бывает голодной или усталой. Герцогиня де Сабан
ещё >>