Останкино прошлое и настоящее - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Олимпийские игры: прошлое, настоящее и будущее 1 133.98kb.
Олимпийские игры: прошлое, настоящее и будущее 1 130.82kb.
Усадьба Белкино Прошлое, настоящее и будущее. Прошлое 1 293.06kb.
Не исчезай, родной посёлок 1 65.88kb.
«Прошлое и настоящее Архангельского храма» 1 173.5kb.
Традиционное прикладное искусство глазами молодых: итоги VIII всероссийской... 1 65.53kb.
Прошлое, настоящее, будущее в аспекте номинации и предикации 1 288.42kb.
Теоретизирование и исследования в массовой коммуникации: прошлое... 1 93.75kb.
Прошлое и настоящее центрального парка г. Нью-йорка каракулова Е. 1 47.13kb.
Исследовательская работа Самовар Его прошлое и настоящее Работу 1 268.5kb.
Прошлое, настоящее, будущее. Роль позитивной психологической среды... 1 31.88kb.
Музыкальная культура России XVIII века 1 183.86kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Останкино прошлое и настоящее - страница №1/1




Село Останкино

Экономическая гимназия №1518 при Финансовой Академии. Реферат На тему: «Останкино прошлое и настоящее» исполнитель: ученик 8 класса «А» Дроздов Н. Ю. Москва, 1998г. Что значит название Останкино и каково его происхождение? Об этомсуществует много предположений, но все они являются недостаточноубедительными, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении формы слова иназвания. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкинопроисходит от слова останок (родовой кусок, остаток, имение, полученное внаследство). Эта гипотеза несостоятельна уже потому, что первоначально вXVI веке Останкино имело форму Осташково, который никак не связан со словомостанок. Существует и легенда о том, что село выросло на том месте, гдебыли найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную формуназвание этого селения и является ярким примером так называемый народнойэтимологии. В XV по XVI вв. Подмосковье очень быстро заселялось, появлялись новыесела, особенно деревни, часто получившие названия по имени того, кому онипринадлежали. Вполне возможно, что названием деревни Осташково стало имяникому теперь неизвестного первопоселенца по имени Остан или Осташ. Этотничем не примечательный человек несколько веков тому назад получил заверную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистилпод пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть – Осташковадеревня, или Останкино (от имени Осташек или Останок). Возможно, что напервых порах её называли и так и так, поскольку оба имени – Остап (Останка)и Осташ (Осташок) образованы от одного греческого имени Евстафий. Современем название Осташкова, вероятно, заменилось от Останкино потому, чтоимя Остан воспринималось как более литературное, нежели Осташ. Этомуспособствовал, по видимому, тот факт, что с постройкой церкви деревняпревратилась в село в начале XVII века, тогда же, видимо, и произошлоизменение формы названия деревни Осташково в село Останкино. Останкино – одно из самых интереснейших мест в Москве. Впервые оноупоминается как деревня Осташково в межевой книге по Московскому уезду за1558 год и числится за Алексеем Сатиным, известной личностью за временапразднования Ивана Грозного. Он выступал против внутренней политики Царя,за что и был казнен. После казни Сатина Иван Грозный подарил Осташковосвоей жене, а затем и одному из своих опричников – «немчину» ИвануГригорьевичу Орту. В 1584 году оно под именем сельца «Осташково насуходоле» принадлежало дьяку В. Я. Щелканову, а с 1617 года князю И. Б.Черкасскому. Предок Черкасских черкесский князь Семен Андросович в XVI векеприехал на службу к московским государям, за что он сам и весь его род былибогато одарены земельными владениями под Москвой, получили покровительствоцаря и вошли с ним в родство. В 1646 году в Останкине стояли «двор боярский, двор приказчика и дворпсарный, 37 домов людских, людей в них 39». В 16778 году появился «дворсоколиный», а в нем «15 человек дворовых людей». К тому времени в меле уженасчитывалось 55 дворов, в которых жили 140 человек. В 1678-1683 гг., в селе была построена красивая каменная церковь святойТроицы, в стиле так называемого нарышкинского барокко. Считается, что этодело рук крепостного зодчего Павла Потехина. Колокольня - же была построенав 1877-1878 годах по проекту архитектора Н. Султанова. Церковь представляетсобой бесстолпный пятикупольный храм на высоком подклете с двумяприделами. Заканчивается крупными глазами на тонких барабанах. Сложенацерковь из большемерного кирпича с использованием белого камня. Церковьукрашена двумя рядами кокошников, пышными наличниками окон и ордернымиколоннами. В 1743 году деревня Осташково, ставшая селом Останкиным, была отдана вприданое за дочерью князя Черкасского Варварой, вышедшей замуж за сынаграфа Бориса Петровича Шереметева, знатного вельможи и сподвижника ПетраВеликого за воинские заслуги получившего самое высокое звание – генералфельдмаршала. С того времени Шереметевы владели Останкиным до самойОктябрьской революции. Расцвет села Останкино в русской истории с именем графа НиколаяПетровича Шереметева, внука героя петровских времен, птенца «гнездаПетрова». Именно при нем был построен знаменитый Останкинский Дворец. Дворец строился в 1791 по 1799 года, к его строительству на разныхстадиях было привлечено много русских и заграничных зодчих. Проектыперестройки были выполнены архитекторами Франческо Кампорези и ДжакомоКваренги, но они не понравились владельцу и он поручил работу крепостнымзодчим Алексею Миронову, Григорию Дикушину и Павлу Аргунову, которыезавершили работу. Память крепостного П. И. Аргунова, который повседневно был связан состроительством дворца в Останкине в 1966 году была увековечена: 1-йОстанкинский проезд был переименован в Аргуновскую улицу. Впрочем,считается, что таким образом сохранена память о всей семье русскихкрепостных художников Аргуновых: Иване Петровиче и его сыновьях Николае иПавле. Дворец стоит в старинном парке на берегу пруда. Он построен из дерева,но отштукатурен и производит впечатление каменного. П – образное в планездание с парадным двором выдержано в стиле зрелого классицизма. Центральнаячасть акцентирована шести колонным коринфским портиком, стоящем нарустованном выступе первого этажа. Ионические колонны, декорирующие боковыеризалиты, дополняют торжественный облик парадного фасада. Останкинский дом по убранству и роскоши представлял целый музей: массабронзы, гобеленов, художественных статуй, картин, венецианские зеркала,всюду мрамор, мозаика, золото, китайский и японский фарфор, мебель синкрустациями и т.д. Нижний этаж был обитаем, верхний же представлял великолепный театр,окруженный настоящими чертогами. Сад в Останкине делился на английский иперед домом; аллеи лип были подстрижены стенами и кругами, всюду виднелисьмраморные статуи, беседки и т.д. Известно, что создание парка граф поручилангличанину Р. Маннерсу. Перед фасадом усадьбы находился пруд(сохранившийся до наших дней), его окружал лес, который сливался с Марьинойрощей. И только ближайшие к дому аллеи и лужайки носили французскийхарактер. Налево от дворца могучая кедровая роща, по предания, вывезенная изСибири старым владельцем Останкина, князем Черкасским, бывшем сибирскимгубернатором. В этой роще стоит мраморная урна над прахом любимой собакиграфа. Недалеко отсюда была и «Аллея вздохов» из лип. Между деревьямивстречаются вековые дубы, и среди них есть могучий дуб – прародитель всехтамошних дубов, имеющий за собой несколько столетий. Император Павел не раз посещал Останкино. Однажды граф Шереметевприготовил ему однажды следующий сюрприз: когда государь проезжал густуюрощу, которая заслоняла вид на Останкино, то вдруг, как бы по мановениюволшебного жезла, деревья упали, открыв красивую панораму всего Останкина. В ожидании государя сделана была от начала рощи до самого Останкинапросека, у каждого подпиленного дерева стоял человек и, по данному сигналу,сваливал деревья. Император Павел был очень удивлен, любовался декорацией иблагодарил хозяина за доставленное ему удовольствие. Король был удивлен великолепием Шереметевского имения. После роскошногообеда король отправился в театр, на котором крепостные актеры сыграли ужеигранную при Екатерине пьесу «Самнитские браки»; роскошные костюмы, точныеэпохе, были необыкновенно богаты, на артистке, игравшей главную роль, былоожерелье ценой в 100 000 рублей; декорации были написаны Гонзаго. После шел балет, и затем все гости уже танцевали в залах; под конец былпредложен ужин, в зале, в которой ужинали, был устроен роскошный буфет,уступы которого были уставлены драгоценными сосудами. Большие блюда сдесертами были накрыты хрустальными колпаками, на которых были представленыразные этрусские фигуры. Дорога, по которой поехал в Москву, была всяосвещена горевшими смоляными бочками. Во время коронационных празднеств императора Александра I Останкинопосетил государь – здесь ему был устроен пышный праздник. Государя ссемейством встретили полонезом Козловского, слова Державина «Гром победыраздавайся», с пушечными выстрелами; затем была пропета кантата на денькоронования государя: «Русскими летит странами на златых крылах молва»;после пел еще графский хор известные тогда куплеты: «Александр! Елизавета!Восхищаете вы нас!..» По окончании обеда высокие посетители приглашены были в темную комнату,обращенную окнами на двор, и оттуда смотрели блистательный фейерверк.Блестящая иллюминация, устроенная Шереметевым, от Останкина тянулась напять верст к Москве и стоила ему несколько десятков тысяч рублей. Второв в своих записках говорит, что на всем пути стояли какие-тоизобретенные особые машины, в конструкцию которых входила серебряная ткань.Теперь нельзя представить той роскоши, блеска, которыми отличались почтивсе московские собрания эпохи восшествия на престол Александра I – возможенли теперь, например, маскарад с пятнадцатью тысячами гостей, вроде того,который был устроен в Слободском дворе по случаю коронации императора? Не менее богатый праздник в Останкине дали опекуны молодого графа, вовремя пребывания двора с новобрачными в 1817 году; в это время посетил неимение Шереметевых и прусский король Вильгельм III, отец новобрачной. Приемцарственных особ состоялся утром, в полдень был здесь утренний спектакль,давали русскую пьесу: «Семик или Гулянье в Марьиной роще». Пьеса эта долгоне сходила в то время с репертуара; она была не что иное, как большойдивертисмент из песен и плясок. Но как уже было упомянуто, главным украшением Останкинского, дворца, даи всего Останкина, в то время можно было несомненно считать театр. В концеXVIII века в Москве было 53 крепостных театра, но такого здания с еговеликолепным театральным залом не имел ни один из них. Так же театр вОстанкине был прекрасно оборудован и удивлял современников: полы здесь былитак устроены, что за несколько минут кресла убирались вниз, и театр вместесо сценой превращался в танцевальный зал – «воксал». Это сценическоеоборудование было создано крепостным мастером Ф. И. Пряхиным. Зал владелпрекрасной акустикой, места в нем располагались полукруглым амфитеатром,чтобы каждому зрителю удобней было видеть сцену и друг друга и доставлятьтаким образом «прекрасную картину глазам, когда театр бывает полон», какписал один из создателей театра – дворца Кварнеги. Репертуар театрасодержал более 100 опер и балетов в основном итальянских композиторов. В театре Шереметева выступала крепостная труппа из 200 талантливыхактеров, певцов, музыкантов, танцовщиц и среди них Прасковья ИвановнаКовалева (Параша Жемчугова), обладавшая драматическим талантом, редким покрасоте и выразительности голосом, незаурядными композиторскимиспособностями. Граф Николай Петрович Шереметев когда увидел Парашу был так поражен еёкрасотой и голосом что не мог вымолвить ни единого слова. Граф познакомилсяс этой женщиной поближе. Шереметев встретил в актрисе действительно редкуюи высокую душу, и любовь его скоро сделалась страстью постоянной иединственной. Живя с нею граф с каждым часом совершенствовался и возвышалсяи не мог этого чувствовать. Он расстался с прежними мелкими увлечениями,постепенно бросил охоту, забыл праздную жизнь, предался сценическомуискусству, сделался хорошим хозяином, распространил и усовершенствовалшколу, покровительствовал художникам, много читал и много делал добра. Расстояние между его общественным положением и положением его подругибыло слишком велико для тогдашнего времени: тогда скорее простили быраспутства, не знавшие предела, чем подобную страсть, и вся эта блестящаяобстановка и внешность скрывала только самую глубокую драму, полнуютреволнений, огорчений и прочее. По рассказам старых людей, граф нередко входил в комнаты Параши изаводил с ней беседу, как ему тяжело, что он собирается жениться на равнойему, и нужно им расстаться. Параша не выражала ни упреков, ни жалоб, толькопосле, когда выйдет граф, она плакала и молилась. Все выше описанное происходило в Кускове, но так как ни граф ни еговозлюбленная не могли выдерживать косых взглядов, сплетен и т.д., Шереметевс Прасковьей переезжает в Останкино. Вся труппа кусковского театра тожепереехала в Останкино вместе со своим хозяином. И вскоре в Останкинскомтеатре проходили все спектакли, которые игрались в кусковском театре. Но нельзя сказать что в высшем обществе Прасковью Ивановну вообще непризнавали. Сам император Павел много раз навещал в Останкине ПрасковьюИвановну как хозяйку дома, признавая этим «совершившийся факт», Еще большелюбил Парашу и уважал за высокие душевные качества московский митрополитПлатон, светило своего времени. Посоветовавшись с добрым своим другом,митрополитом Платоном, «с апробации и благословения его», граф вступил взаконный брак. Бракосочетание в Москве было торжественное в церкви Симеона Столпняка наПоварской 6-го ноября 1801 года. Свидетелями бракосочетания были близкиелюди: К. Ан Щербетов, известный археолог А. Ф. Малиновский и синодскийканцелярист Н. Н. Бем, домашний графа; со стороны же невесты друг ееактриса Т. В. Шлыкова, умершая в 1863 году, 90-та лет. Но ее актриса долгосохранялся в тайне, и бедная жена одного из первых богачей и знатных людейне смела при всех называть вго своим мужем. В последние годы супруги жили вПетербурге на Фонтанке в собственном доме; спальня Прасковьи Ивановнынаходилась близ домовой церкви, и последняя была единственным утешением. 3-го февраля 1803 года у ней родился сын Димитрий, но мать беспрерывноспрашивала о новорожденном, выражала боязнь, чтобы его не похитили;требовала часто е себе и единственно радовалась, заслышав крик его всоседней комнате. Но дни красавицы были сочтены, и 23-го февраля 1803 года она скончалась.Погребена она в Невской лавре; над могильной ей плитой видна следующаяэпитафия: Храм добродетели душа её была, Мир, благочестие и вера в ней жила. В ней чистая любовь, в ней дружба обитала и т.д. Муж заказал портрет лежавшей в гробу графини и надписал девиз покойной:«Наказуя наказа мя, смерти же не предаде мя». Тяжка и мучительна была утрата супруги для графа; до самой кончины го немог вспомнить об ней без слез – память о графине увековечена в Москвепостройкой Странно - приимного дома с больницею и богадельнею, основанногопо мысли её графом Николаем Петровичем Шереметевым. Покойнай графиняотличалась широкою благотворительностью; ежегодно, по завещанию её,выдается значительная сумма сиротам, бедным, убогим ремесленникам, навыкупы за долги и на вклады в церковь. После смерти графини Кусково совсемопустело – граф ещё при жизни её перевел все оттуда в Останкино, - дажезверинец графа оскудел – все ценные его олени были перебраны к столу, аборзые и гончие, как и охотничьи наряды, были проданы разным лицам,славившимся в ту пору охотую. К довершению всего и сам «Крез меньшой», как тогда называли графа Н. П.Шереметева, скончался в Петербурге 2-го января 1809 года, снедаемый тоскойпо любимой супруге. После смерти графа все его имение (в том числе и Останкино) перешло кединственному сыну, графу Дмитрию Николаевичу, которому в то время не былои шести лет от роду. Поэтому всей собственностью юного графа распоряжалисьего опекуны. Но эти «заботливые» опекуны, во время долгой опеки, всесвозили, уничтожали, и продавали даже с аукциона все движимое имение, всепамятники, постройки, здания, сооружения и прочее, прикрываясь недостаткомсредств для штата. Нашествие французов в 1812 году пришлось как раз кстати. Ссылаясь на посещение неприятелей подмосковных имений Шереметева,они списали огромные списки вещей, будто бы расхищенных или уничтоженныхфранцузами. Но на самом деле французы тоже «постарались», благополучно разграбивбольшую часть имения Шереметевых. Солдаты графа де Мильгама прославилисьвандальским разрушением: они разбили мраморные вазы, искалечили скульптуры,изломали мебель, расстреляли из ружей картины, написанные знаменитымихудожниками. Побывав в 30-х гг. в Останкине, А. С. Пушкин отметил в своих заметкахзапустение в пынных некогда усадьбах: «Роговая музыка не гремит в рощахОстанкино и Свирлово (Свиблово)... Плюшки и цветные фонари не освещаютанглийских дорожек, ныне заросших травой, а некогда усаженных миртовыми ипомеранцевыми деревьями, насчитывающими сотни лет своего существования.Барский дом дряхл...» В 1918 году Останкинский дворец был добровольно передан государствупоследним владельцем Останкина графом С. Д. Шереметевым. В 1919 году он былоткрыт для посещения и стал называться Музеем творчества крепостных. Но в настоящее время Останкино ассоциируется, в основном, стелецентром и знаменитой Останкинской башней. А не зря она так знаменита,ведь эта башня видна из любой точки Москвы, она является архитектурнымцентром телевизионного и радио комплекса, который был заложен 22 апреля1964 года. Останкинская башня была возведена всего за три с небольшим года.Тридцать пять научно-исследовательских и проектных институтов разрабатывалиновые рецепты для металла, бетона. Которые использовались на строительнойплощадке. В газете регулярно отмечались контрольные «зарубки»: летом онаподнялась выше Эйфелевой башни, весной 1967 года перегнала американскийнебоскреб «Эмпайр стэйтс билдинг»... Каждая цифра связанная с Останкинской башней впечатляет: высота – около540 метров, 74 сантиметра, масса – 51400 тонн, диаметр основания – башниболее 60 метров, высота её опоры – почти 400 метров. На железобетонномстволе смонтирован конический стальной шпиль из пяти секций общей высотойоколо 150 метров, а на нем укреплены антенны. Высота башни обеспечиваетприем и передачу программ телевидения в радиусе 120 километров. Башню подпирают десять «ног», идущих от фундамента до 62-метровойотметки. Служебные помещения в 13 этажей кольцами опоясывают цилиндр, илистакан, башни. Всего же башня имеет 44 этажа. Около тридцати лет тщательно проверяются бетонный фундамент башни идеформация грунта. Результат один и тот же: оседание значительно меньшерасчетного. Строгая вертикальность гигантского сооружения достигалась тем,что при его возведении в качестве отвеса применялся лазерный луч: онсветился внутри полой конструкции как осевая нить, красный цвет которойподчеркивала строительная пыль. Фундамент и коническое основание ствола содержат 2/3 общего веса башни,который равен 55 тысячам тонн. Внутри стенок ствола проходит более 150стальных канатов, натянутых с усилием 70 тонн каждый. 540-метровая башня(вместе с флагштоком) способна выдержать удар стихии, который можно ожидатьраз в 2200 лет! Во время ураганов 1968 и 1973 годов максимальные отклонениявершины башни составляли 4.5 метра, допустимые же колебания рассчитаны на12 метров. На высоте 328 – 334 метров располагается вращающийся ресторан «Седьмоенебо», откуда посетители, сидя за столиками могут наблюдать панорамугорода. Полный оборот составляет 40 минут. Выше идет смотровая площадка, аниже еще две. Сюда все желающие взглянуть на столицу с уровня птичьегополета поднимаются на скоростных лифтах. Подъем на скоростных лифтах навысоту 337 метров занимает всего 58 секунд. Одновременно на смотровыхплощадках могут находиться 600 человек. Вблизи башни работает Центральная высотная гидрометеорологическаяобсерватория. С высоты от 80 до 500 метров датчики телебашни круглые суткипосылают сигналы приборам, которые фиксируют температуру, скорость инаправление воздушных потоков., влажность, показатели солнечной радиации. Недалеко от исполинской иглы находится здание длиной 415 и ширинойболее 100 метров. Четырехэтажный корпус из сборного железобетона, стекла иалюминия как бы охватывает центральную, 12 – этажную башню. Здесьразмещаются студии и редакции телецентра. Площадь всех его 4 тысячпомещений – 173 тысячи квадратных метров (объем свыше 1 миллиона(!)кубических метров. Рядом, на улице Академика Королева к 1980 году создали новый телерадиокомплекс, который после Олимпийских игр был включен в составТелецентра в Останкине. И еще пару слов об Троицкой церкви: в 1992 году эта старая церковь вновьстала действующей. Список использованной литературы «Северо - Восток родной столицы» А.Б. Драхлер; «Старая Москва» М. И. Пыляев; «Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия»; «Москва от центра до окраин» Ф. Л. Курлат. Иллюстрации. Останкинский Дворец_________________________________________стр.4 Прасковья Ивановна Ковалева-Жемчугова (графиня Шереметева)____стр.8




Глаза у нее довольно красивые для провинциалки. Жан Батист Грессе
ещё >>