Особенности свадебного обряда сибирских татар - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Комитет по образованию г. Улан-Удэ Муниципальный центр оценки качества... 1 210.59kb.
Справка по истории Новосибирской области с древнейших времен до нашего... 3 507.45kb.
Л. А. Шамсутдинова, г. Тобольск, Сохранение этнической идентичности... 1 109.59kb.
Значение трудов Г. Ф. Миллера для изучения языка сибирских татар... 1 82.96kb.
И. В. Белоцерковская Некоторые черты погребального обряда рязано-окских... 5 935.5kb.
Ххi веке (г. Тобольск, 16-17 мая 2008 г.) Посвящается 70-летию со... 1 147.71kb.
Лексические особенности речи татар, проживающихв кнр 1 145.24kb.
Реконструкция скандинавского обряда обручения молодых людей 1 29.65kb.
Свадьбы видеосъёмка высокой чёткости FullHD; использование систем... 1 13.82kb.
Ассоциация сибирских и дальневосточных городов информационныйобзор 1 175.55kb.
Перечень общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих... 1 23.28kb.
Обычное сватовство к нам в дом явились свàты усаты, бородаты, Носаты... 1 11.47kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Особенности свадебного обряда сибирских татар - страница №1/1

Г.А. Гумерова

НГГУ, г. Нижневартовск
ОСОБЕННОСТИ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА СИБИРСКИХ ТАТАР

Свадьба – один из наиболее сложных и разнообразных комплексов всей обрядовой культуры. Традиционный свадебный комплекс распадается на три больших цикла: предсвадебный, свадебный, послесвадебный, каждый из которых включает ряд церемоний, аналогичных по содержанию у многих народов мира, различных только по выражению. У сибирских татар конца XIX – начала XX вв., как и у большинства других народов того времени, преобладал брак по сватовству.

Собственно свадьба состояла из празднества в доме невесты, церемонии перевода ее в дом мужа, и празднества в его доме. Одна из важных особенностей свадебного ритуала сибирских татар – обилие локальных вариантов, даже в пределах одной деревни практически не было одинаковых свадеб.

В конце XIX – первой трети XX в. у сибирских татар жених и невеста нередко в первый раз друг друга видели на сватовстве, а то и на свадьбе, т.к. родители молодых сами решали судьбу своих детей. Сын не мог противиться воле родителей, иначе его могли лишить доли наследства. Молодые могли познакомиться сами, а потом уже родители принимали решение о женитьбе. Но если родители не были согласны, тогда о свадьбе не было и речи. Вообще жениться и выходить замуж считалось обязательным делом. Холостяки осуждались общественным мнением не меньше, чем засидевшиеся в девках. Семья была показателем богоугодности, уважения к традиционным устоям, стремления к созданию своего хозяйства и продолжению рода. Средний брачный возраст девушек – 16-22 года, но замуж, как правило, успевали выйти до 20 лет. Парни женились обычно после 20 лет.

Первая составляющая свадебного обряда – сватовство сорату. В сватовстве принимали довольно активное участие все близкие и дальние родственники жениха, уважаемые старики деревни. Само сватовство порой принимало характер празднества. После посещения сватов, родители и близкие родственники девушки собирались на совет кинеш для обсуждения партии жениха. После того, как родители невесты давали согласие на брак, назначали сговор ярэшу. Это была встреча мужчин – близких родственников жениха с родителями невесты.

Выкуп мэхэр как таковой не платили, его, как правило, отождествляли с калымом. Размеры калыма каждая семья определяла по-разному. В конце XIX – начале XX в. размеры калыма у сибирских татар были не очень обременительными. Среди них в этот период редко встречались случаи, когда парень ходил в женихах несколько лет из-за того, что не смог своевременно выплатить калым.

Совет кингэш, кингаш являлся следующим этапом после сговора. На нем стороны окончательно договаривались о дне свадьбы и обсуждали детали, связанные с ее проведением. От жениха в этот день привозились подарки, а также вещи общего пользования молодых. Накануне свадьбы проводился девичник кызлар аши, «вечернее чаепитие», «парнишник», кияу табак, на котором участвовали жених с невестой, неженатая молодежь.

Главной особенностью непосредственно свадьбы туй являлось то, что проводилась она отдельно для мужчин и женщин. У сибирских татар мужчины и женщины, как правило, сидели за разными концами одного стола. Обязательным в доме невесты было проведение мусульманского обряда бракосочетания никах. Для этого приглашали муллу, родственников, мужчин. Молодые на данном обряде не присутствовали.

С конца XIX в. на татарских свадьбах все чаще встречалась однорядная гармоника, принесенная в Сибирь татарами Поволжья. Уже с середины XIX в. на свадьбах у сибирских татар исполнялись обрядовые песни казанских татар. От поволжско-приуральских татар сибирские татары переняли такой обычай: «при отправлении жениха к невесте его одевают женатые братья и товарищи: подпоясывая, прячут концы пояса, таким образом проверяя смекалку невесты».

У сибирских татар постель и баню молодым готовила старшая сноха енга. Жених в знак благодарности оставлял для нее подарки. Переезд невесты в дом жениха происходил на одних свадьбах отдельно от жениха, на других они приезжали вместе, привозили с собой приданое в большом сундуке. В этой церемонии участвовал широкий круг родственников и друзей. При проводах невесты в дом жениха ее подруги пели специальную обрядовую песню. В это время невеста должна была плакать за занавеской, а жены ее старших братьев пели вместо нее песню, упрекая родителей, выдававших ее замуж. При приезде невесты в дом жениха, невесту приветствовали родители и родственники жениха, осыпали ее сладостями, подавали масло и мед. У сибирских татар также зафиксирован обряд очищения молодых огнем. При въезде повозки молодоженов в ворота дома жениха, поджигали березовые бревна или солому, а молодые должны были проехать через костер.



Застолье в доме жениха полностью дублировало празднества в доме невесты, но на нем не присутствовали родители невесты. Они праздновали у себя, пригласив соседей и родственников. Так, в общих чертах, проходила традиционная свадьба татар Западной Сибири в XIX – первой трети XX века. Стоит отметить также, что категорически отвергались браки с представителями другой веры и другой национальности.

В современной татарской семье все иначе. Дети женятся, когда хотят, влияние родителей в этой сфере минимально. Межнациональные браки никого не удивляют, а молодежь женится гораздо позже, чем их родители.




История — это наука о том, чего уже нет и не будет. Поль Валери
ещё >>