Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Фундаментальная наука и клиническая медицина 41 6308.33kb.
Г(О)оу дод детский оздоровительно-образовательный центр (спорта и... 3 454.61kb.
Библиотечная система алтайская краевая научная медицинская библиотека... 1 50.45kb.
Программа Численность 1 Логопедическая студия «Говорушки» Ракова... 1 35.19kb.
Игровые методы работы в логопедической практик 8 553.85kb.
Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., 1 1 244.83kb.
Материалы к экзаменационному вопросу. Методика логопедической работы... 1 65.97kb.
Нарушения ритма сердца. Особенности у детей. Морфофункциональные... 1 43.01kb.
Тема Аннотация 1 212.93kb.
Лето добрых дел 1 35.03kb.
Тема : Особенности работы 1 51.12kb.
Развитие внимания детей с 1 59.82kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе - страница №1/1

Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

При ДЦП особенно страдают те мозговые структуры, при помощи которых осуществляются произвольные движения. Поражение этих структур не может не сказаться самым отрицательным образом на формировании речи. В основе имеющих место при детском церебральном параличе нарушений речи лежит не столько нарушение уже готовых речедвигательных механизмов, сколько задержанное или искаженное их развитие. Нарушения речевого развития у детей с церебральным параличом связаны также с недостаточностью их практического опыта и социальных контактов.

При ДЦП взаимосвязь двигательных и речевых расстройств проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры. Нарушения речи у детей с церебральными параличами включают:

  • фонетико-фонематические, проявляющиеся при различных формах дизартрии,

  • специфические особенности усвоения лексической системы языка,

  • нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетико-фонематическими нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс,

  • нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, связанные с общими психическими особенностями детей с
    церебральными параличами,

  • все формы дислексии и дисграфии, что обусловлено несформированностью зрительно-моторных и оптико-пространственных систем.

Логопедическая работа при ДЦП проводится в тесном контакте с психоневрологами, педиатрами, методистами ЛФК, родителями ребенка. Она является сложным составным комплексом в общих лечебных мероприятиях. В задачу учителя-логопеда входит изучение и преодоление не только речевых, но и других нарушений развития. Система логопедической работы с детьми с церебральными параличами включает:

  • развитие и коррекцию слухового восприятия,

  • развитие и коррекцию зрительного восприятия,

  • развитие и коррекцию речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Целью коррекционно-педагогической работы в доречевой период при ДЦП является последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка. Основные направления коррекционно-педагогической работы:

  • нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;

  • развитие зрительного и слухового восприятия;

  • развитие эмоциональных реакций; 

  • развитие движений руки и действий с предметами;

  • формирование подготовительных этапов развития понимания речи.

Логопедическая работа в период речевого развития начинается с обучения манипулированию с предметами (игрушками), что стимулирует лексическую сторону речи. Перед началом занятий детям делают массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастики, активизируют внимание, восприятие и произнесение доступных звуков, их сочетаний, простых слов. При выполнении различных заданий взрослый сначала показывает ребенку, что нужно делать. Это способствует накапливанию речевых впечатлений и развитию способности подражать речи окружающих. Ребенка с церебральным параличом побуждают к речи приемами, которые для него интересны и просты. Логопедические занятия начинают с создания определенной звуковой базы, для чего используют массаж, артикуляционную гимнастику. Далее стимулируют общение ребенка с помощью доступных ему звуковых реакций, аморфных слов-корней, слов-предложений. После этого -занятия на развитие звукоподражания. Для стимуляции речевого развития важны занятия по формированию речевого слуха, звуковысотного, фонематического, слухового внимания, восприятия темпа и ритма речи. Для развития звуковысотного слуха детей учат дифференцировке вариаций голоса взрослого по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи. Этого достигают с помощью выразительного чтения сказок по ролям, узнавания голоса детей и взрослых и т.п. На развитие слухового внимания направлены специальные игры: «Чей голос?», «Угадай, что звучит» и др. Ребенок должен сосредоточить свой взгляд на звучащих игрушках.

В дошкольном возрасте стимуляция речевого развития направлена на расширение словаря и развитие грамматического строя речи. Ежедневно следует знакомить детей с новыми предметами, их словесными обозначениями. Занятия по развитию речи носят поэтапный характер. В их основе – обучение составлению различных видов предложений с постепенным усложнением их синтаксической структуры. Следует максимально использовать наглядность и опираться на совместную предметно-практическую и игровую деятельность логопеда и ребенка. Необходимо специальное обучение детей способам сенсорного обследования предметов с обязательным подключением двигательно-кинестетического анализатора (ощупывание предметов паретичной рукой и их узнавание). В старшем дошкольном возрасте вырабатывают умение более точно подбирать слова, характеризующие особенности и свойства предметов. Для закрепления и активизации словаря используют описание предметов, отгадывание загадок, дидактические игры и повседневное общение с ребенком.
Материал подготовила учитель-логопед Кочева А.Н.




Никто так не раздражает, как человек с меньшим интеллектом и большей смекалкой, чем у нас. Дон Херолд
ещё >>