Основные положения программы стратегического развития рггу на 2012 2016 гг - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Перечень научных командировок работников и аспирантов рггу, финансируемых... 1 93.74kb.
Доклад мандатной комиссии Довыборы в состав ученого совета университета... 2 607.5kb.
Программа "культура аскизского района на 2012 2016 годы" паспорт... 5 729.48kb.
Перечень научных мероприятий рггу, финансируемых из средств Программы... 1 83.24kb.
Предложения в семилетний план стратегического развития оияи в области... 1 115.54kb.
Новости. Пермский край виктор басаргин инициировал создание программы... 1 48.85kb.
Прогноз социально-экономического развития Республики Башкортостан... 1 111.53kb.
Единственная красота, которую я знаю 1 63.02kb.
1 Общие положения гипотезы устойчивого развития 3 20 2034.91kb.
Программа «Развития садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих... 1 228.64kb.
Развитие физической культуры и спорта в системе образования 1 19.48kb.
Миссия и политика университета в области качества образования Миссия 1 76.97kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Основные положения программы стратегического развития рггу на 2012 2016 гг - страница №1/5





ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программы стратегического развития РГГУ на 2012 – 2016 гг.

Миссия РГГУ как ведущего отечественного научно-образовательного центра в области гуманитарных, социальных и информационных наук заключается в осуществлении фундаментальных и прикладных научных исследований мирового уровня в области гуманитарного знания, подготовке высококвалифицированных профессионалов с широкой общекультурной компетентностью, необходимой для созидательной деятельности на благо общества и государства, активном участии в процессах интернационализации и гуманитаризации российского образования, выполнении функций института академической и прикладной гуманитарной экспертизы как социально значимых решений и инициатив федерального уровня, так и проектов, связанных с модернизацией и повышением конкурентоспособности российской экономики, а также – разработке и реализации научно-практических общественных и просветительских программ.



Цели программы, стратегические задачи, мероприятия

Ключевой целью Программы стратегического развития РГГУ является формирование макроконкурентоспособного инновационного вуза гуманитарной направленности, занимающего лидирующие позиции в модернизированном образовательном пространстве.

Достижение данной цели позволит решить следующие стратегические задачи:


  1. Сформировать механизмы стратегического управления университетом как проектно-исследовательским, научно-образовательным и экспертным центром нового поколения, способным удовлетворять запросы работодателей, участвовать в решении задач социально-экономического развития региона и России в целом, вести перспективные научные исследования.

  2. Обеспечить устойчивое развитие научно-образовательной инфраструктуры вуза, кадрового потенциала, способствовать повышению эффективности образовательной, научной и инновационной деятельности университета.

  3. Сформировать условия для повышения конкурентоспособности университета как ведущего гуманитарного вуза в России и международном образовательном пространстве.

  4. Модернизация образовательного процесса посредством внедрения новых гуманитарных технологий обучения, развития материально-технической базы, оптимизации системы управления образовательными программами, исследовательскими проектами и инновационной инфраструктурой.

Показателями успешности реализации Программы могут считаться:

  • достижение значимого уровня в рейтинге 100 ведущих гуманитарных вузов мира;

  • привлечение к сотрудничеству до 15 лауреатов престижных международных премий, в том числе Нобелевской премии;

  • признание дипломов РГГУ в ведущих зарубежных университетах;

  • обретение статуса головного университета в рамках сети международного гуманитарного сотрудничества.

К конкретным задачам Программы относятся:

Задача 1. Обеспечение высокого качества образования, соответствующего международному уровню подготовки профессионалов.

Задача 2. Повышение эффективности проводимых научных исследований и разработок в рамках ряда современных направлений социально-гуманитарных и экономических наук.

Задача 3. Интеграция научных исследований и образовательного процесса на всех этапах подготовки студентов, научно-методическое обеспечение общекультурной и профессиональной подготовки в университете.

Задача 4. Интернационализация гуманитарного образования, развитие международного партнерства и экспорта образовательных услуг.

Задача 5. Внедрение и распространение инновационных гуманитарных технологий, реализация социально значимых проектов и гуманитарной экспертизы процессов модернизации российской экономики, государственных и общественных институтов.

Задача 6. Создание эффективной инфраструктуры, призванной обеспечить наращивание научно-образовательного и инновационного потенциала университета.

Задача 7. Совершенствование организационной структуры университета, повышение эффективности управления.

В рамках реализации Программы предполагается также достичь следующих качественных результатов:


  • оптимизировать инфраструктуру научно-исследовательской деятельности и управления проектами, что позволит реализовать наиболее перспективные проекты по ряду актуальных направлений гуманитарных, социальных и информационных наук, экономики и управления и повысить результативность научных исследований;

  • трансформировать образовательный процесс в структурном и содержательно-технологическом отношении и добиться существенного повышения качества подготовки с учетом ориентации образовательных программ на актуальные требования работодателей без потери фундаментальности в формировании базовых гуманитарных компетенций;

  • создать на базе РГГУ ресурсный центр по разработке моделей формирования и оценки общекультурных компетенций, методического консультирования и содействия внедрению модели в вузах России;

  • эффективно распространять и внедрять инновационные гуманитарные технологий и передовой международный опыт в области науки, образования, управления, бизнеса и социально-политических практик;

  • поставить на регулярную основу реализацию социально значимых проектов и гуманитарной экспертизы в сфере модернизации российской экономики;

  • повысить эффективность вузовской инфраструктуры в целях наращивания научно-образовательного и инновационного потенциала РГГУ.

Достижение данных значимых результатов и решение задач, предусмотренных Программой, предполагает, в свою очередь, реализацию системы мероприятий, которые университет собирается осуществить в рамках Программы (см. Таблицу 1).

В следующей таблице представлены задачи и мероприятия Программы, а также основные качественные результаты их реализации в сравнении с положением, достигнутым Университетом в 2011 г.:

Таблица 1



Задачи,

мероприятия

Качественное описание результатов в начале и по окончании реализации Программы

2011 г.

2016 г.

Задача 1. Обеспечение высокого качества образования, соответствующего международному уровню подготовки профессионалов.

Мероприятие 1.1 Совершенствование системы обеспечения качества образовательных программ.

Построение системы внутренней экспертизы образовательных программ, охватывающей 100% программ, реализуемых в университете. Экспериментальное внедрение системы, сочетающей внутривузовскую оценку качества программы и ее реализации с внешней экспертизой (5-10% программ).

Введение в практику внешней общественной экспертизы со стороны профессионального и экспертного сообщества (сообществ и ассоциаций работодателей и экспертов в области качества образования, международных экспертных комиссий), образовательных программ университета (не менее 50% программ).

Мероприятие 1.2. Развитие системы непрерывного образования, открытие образовательных программ по актуальным направлениям на основе анализа значимых тенденций на рынке труда; развитие системы дополнительного профессионального образования, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Переход на уровневую систему «бакалавриат-магистратура» по всем направлениям обучения на основе образовательных стандартов третьего поколения. Мониторинг рынка труда и оптимизация факторов трудоустройства выпускников в соответствии с актуальными трендами (76% выпускников, трудоустроенных в соответствии с направлением обучения).

Повышение доли практико-ориентированных образовательных программ бакалавриата (до 50%) и магистратуры (до 30%). Разработка и внедрение междисциплинарных образовательных программ и проектов, ориентированных на подготовку специалистов для государственно-управленческого сектора, а также различных сфер экономики, в которых наблюдается дефицит кадров, обладающих компетенциями в сфере социально-гуманитарной экспертизы, прогнозирования, продвижения проектов и т.п. (порядка 20% образовательных программ университета). Перевод 100% программ ДПО и повышения квалификации на модульный принцип в системе Life Long Learning, предполагающей индивидуальные траектории обучения..

Мероприятие 1.3. Трансформация образовательного процесса, направленная на увеличение роли самостоятельной работы студентов, увеличение доли интерактивных форм проведения занятий, индивидуализацию траекторий освоения образовательных программ.

Переработка 100% учебных планов и учебно-методических комплексов образовательных программ в связи с ростом доли самостоятельной работы студентов и практико-ориентированной подготовки, снижением доли занятий репродуктивного типа и возрастанием числа интерактивных, практико-ориентированных занятий.

Создание системы электронной поддержки учебного процесса в целях организации и обеспечения прозрачности процедур оценки самостоятельной работы студентов. Материальное поощрение преподавателей, создающих собственные сетевые научно-образовательные ресурсы (охват до 50% курсов единой сетевой интерактивной информационно-образовательной средой, основанной на удаленном доступе к образовательным ресурсам).

Мероприятие 1.4. Совершенствование системы контроля качества освоения студентами образовательных программ университета.

Переход 100% образовательных программ на систему зачетных единиц и инновационную версию балльно-рейтинговой системы.

Введение и апробация единой системы контроля подготовки студентов (от входного контроля до итоговой государственной аттестации), подразумевающей создание и использование единой системы тестирования в рамках входного контроля, контроля остаточных знаний и итогового государственного экзамена (100% образовательных программ). Разработка и внедрение в не менее чем 40% образовательных программ принципов междисциплинарного контроля компетенций. Повышение показателей качества освоения дисциплин (до 93% студентов, подтвердивших уровень освоения программ в рамках контроля остаточных знаний).

Мероприятие 1.5. Внедрение в учебный процесс инновационных технологий формирования и оценки общекультурных и профессиональных компетенций посредством системы консультирования преподавателей.

Обучение и консультирование преподавателей (до 30%) по разработке и использованию новых образовательных технологий и методов оценки компетенций.


Обучение и консультирование преподавателей (100%) по разработке и использованию новых образовательных технологий. Создание по 100% образовательных программ наддисциплинарных курсов, знакомящих студентов с технологиями компетентностного обучения и системой оценки в рамках образовательной программы. Обеспечение не менее чем 50% курсов учебно-методическими комплектами с дистанционной поддержкой.

Задача 2. Повышение эффективности проводимых научных исследований и разработок в рамках ряда современных направлений социально-гуманитарных и экономических наук.

Мероприятие 2.1. Развитие научных исследований коллективами научно-образовательных проектных центров.

5 научно-образовательных центров и около полутора десятков временных трудовых коллективов в составе РГГУ выполняют исследования высокого уровня с привлечением внешних, в том числе зарубежных источников финансирования по направлениям: психология и когнитивные науки, социальная антропология, макроэкономические исследования, изучение средств массовой коммуникации, американистика и зарубежная русистика, изучение древних письменных цивилизаций Старого и Нового Света, историография отечественной истории, переводоведение.

Создание на базе РГГУ сети научно-образовательных проектных центров, финансируемых не менее чем на 80% из внешних источников и проводящих исследования мирового уровня по не менее чем 30 направлениям исследований в области гуманитарных и социальных наук.


Мероприятие 2.2. Стимулирование результативности научно-исследовательской работы.


Общеуниверситетская программа конкурсной поддержки научно-образовательных проектов, включающая конкурсы на финансовую поддержку проведения научных конференций, научных командировок сотрудников, осуществление научно-исследовательских и научно-прикладных проектов, подготовку монографий, докторских и кандидатских диссертаций.

100%-ный охват научно-педагогических работников университета системой стимулирования НИР, включающей премирования за публикации в ведущих российских и зарубежных научных журналах, подготовку монографических исследований и диссертаций.

Задача 3. Интеграция научных исследований и образовательного процесса на всех этапах подготовки студентов, научно-методическое обеспечение общекультурной и профессиональной подготовки в университете.

Мероприятие 3.1. Стимулирование вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу.

Проведение конкурсов, стимулирующих научно-исследовательскую активность студентов («Третьекурсник-исследователь», конкурс выпускных квалификационных работ). Деятельность Совета молодых ученых. Организация студенческих научных конференций, семинаров, круглых столов, включение студентов в оргкомитеты проводимых научных мероприятий.

Вовлечение не менее 30% студентов бакалавриата, 70% магистрантов и 100% аспирантов в научно-исследовательские и научно-прикладные проекты, реализуемые коллективами кафедр и научно-образовательных проектных центров, с оплатой труда из внешних источников, в том числе на договорной основе с будущими работодателями выпускников.


Мероприятие 3.2. Развитие магистратуры и совершенствование магистерских программ.


Открытие целого спектра новых магистерских программ; развитие сектора международной магистерской подготовки, совместных программ и программ двойных дипломов. Привлечение магистрантов к научной деятельности в рамках университетских, межвузовских и международных научных проектов и мероприятий.

Создание магистерских программ по актуальным направлениям, ориентированных на обеспечение кадрами модернизационных процессов российского общества. Позиционирование прикладных магистерских программ РГГУ в том числе как площадки повышения квалификации преподавателей средней и высшей школы, госслужащих, работников частных компаний. Расширение приема в магистратуру выпускников других вузов (до 30%). Увеличение удельного веса магистрантов в приведенном контингенте студентов (24%).

Задача 4. Интернационализация гуманитарного образования, развитие международного партнерства и экспорта образовательных услуг.

Мероприятие 4.1. Развитие сети международных учебно-научных центров, ориентированных на изучение языка, истории, культуры, литературы, общественной жизни зарубежных стран и регионов. Создание центров-представительств РГГУ в зарубежных университетах-партнерах.

В РГГУ функционируют 14 международных учебно-научных центров. Созданы центры-представительства РГГУ в университетах-партнерах (Центр русского языка и культуры в Пекинском университете международной экономики и бизнеса (Китай), Центр Ю. Кнорозова в Шкарете (Мексика) и др.).

Создание эффективной сети зарубежных культурных центров-представительств РГГУ в университетах-партнерах, входящих в «первую сотню» ведущих гуманитарных вузов мира с целью сопровождения совместных программ, обеспечения признания дипломов, продвижения российских образовательных услуг.

Мероприятие 4.2. Открытие международных программ академического сотрудничества и программ, предполагающих вручение двойных дипломов.

Действующие договоры с зарубежными университетами-партнерами (более 150), предполагающие академическую мобильность студентов и преподавателей и реализацию совместных научных проектов. Открытие международных программ, предусматривающих выдачу двойного диплома (6 программ).

Качественное развитие партнерства и сотрудничества в сфере гуманитарного образования. Создание под эгидой РГГУ региональных и международных консорциумов ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов в рамках СНГ, евразийского и северо-американского пространства). Открытие новых международных образовательных программ (15 программ). Проведение международной аккредитации и сертификации образовательных программ с университетами-партнерами.

Мероприятие 4.3. Стимулирование академической мобильности студентов.

Введение нормативной базы, обеспечивающей признание периодов обучения, проведенных за рубежом. Развитие студенческого обмена в рамках международных образовательных программ.

Введение в регулярную практику обязательных студенческих учебно-научных стажировок в рамках международных образовательных программ, а также механизмов, дающих возможность студентам проводить определенные периоды обучения в странах изучаемого языка.

Задача 5. Внедрению и распространение инновационных гуманитарных технологий, реализация социально значимых проектов и гуманитарной экспертизы процессов модернизации российской экономики, государственных и общественных институтов.

Мероприятие 5.1. Разработка системы проведения гуманитарной экспертизы модернизационных процессов в современной России и создание на базе РГГУ экспертно-исследовательского и ресурсного центров для ведущих учреждений сферы образования, науки и культуры России и стран с русскоязычным компонентом в образовании

Двусторонние договоры с большим количеством российских и зарубежных образовательных и научных учреждений, деятельность международных образовательных центров в структуре РГГУ, организация мероприятий по пропаганде русского языка и культуры в различных странах мира. Создание площадки по разработке и экспериментальному внедрению новых образовательных технологий формирования и оценки общекультурных компетенций.

Создание на базе РГГУ ряда экспертно-исследовательских и ресурсных центров федерального уровня, финансируемых не менее, чем на 80% из внешних источников, работающий по следующим направлениям деятельности:

- разработка методов и технологий внедрения модели формирования общекультурных компетенций специалистов различных областей в системе российского образования на федеральном уровне; создание проектных площадок в вузах, оказание услуг по экспертизе и сертификации;

- разработка моделей гуманитарных и социальных последствий административных и технологических решений по заказу государственных органов и частных компаний;

- разработка инновационных решений федерального и регионального уровня и подготовка специалистов в области системного анализа гуманитарных, социальных и культурных аспектов актуальных экономических и технологических процессов.



Мероприятие 5.2. Координация деятельности гуманитарных вузов России по проектированию образовательных программ, проведение экспертизы качества и консультирование проектных коллективов по основным гуманитарным направлениям подготовки.

Создание на базе РГГУ ассоциаций профессионального образования по ряду направлений подготовки гуманитариев (документоведение и архивоведение, культурология, музеология, история и др.). Реализация научно-просветительского проекта «РГГУ – школе».

Осуществление экспертно-консалтинговых и сертификационных услуг в области разработки, реализации и оценки качества образовательных программ для вузов, открывающих подготовку по соответствующим направлениям гуманитаристики. Создание ассоциациями прообразов профессиональных стандартов по гуманитарным направлениям подготовки, сочетающих требования федеральных государственных образовательных стандартов и запросов реального работодателя. Создание постоянно действующей системы федерального уровня «РГГУ – школе». Система повышения квалификации учителей по гуманитарным дисциплинам.

Мероприятие 5.3. Реализация гуманитарных проектов в области социальной толерантности, пропаганды здорового образа жизни, борьбы с наркоманией.

Реализация студенческого общественного проекта «РГГУ – против наркотиков!» Создание системы спортивных команд, участие РГГУ во всероссийских и международных соревнованиях. Создание Интернет-портала «Спорт в РГГУ». Организация и проведение открытых лекций по проблемам толерантности, включение обязательных курсов по толерантности в образовательные программы.

Развитие студенческой активности в области пропаганды вреда наркотиков в молодежной среде столицы: проведение серии конкурсов на лучший социальный проект, направленный на борьбу с наркоманией, конкурсов социальной рекламы и др. Охват до 80% обучающихся в РГГУ просветительскими инициативами, связанными с воспитанием культуры толерантности.

Задача 6. Создание эффективной инфраструктуры, призванной обеспечить наращивание научно-образовательного потенциала университета.

Мероприятие 6.1. Обеспечение университета достаточным количеством площадей, необходимых для ведения научно-образовательной деятельности.

Урегулирование вопросов долговременного размещения университета на всех территориях (особенно в части зданий на ул. Никольская и ул. Забелина). Разработка проектов и начало реализации работ по реконструкции ряда корпусов университета на Миусской пл., д. 6 с целью увеличения полезных площадей, используемых РГГУ, и создания более современной инфраструк-туры вуза на территории его основного кампуса

Сокращение площадей, сдаваемых университетом в аренду, на 80% к 2016 г. по сравнению с уровнем 2011 г. в целях их ввода в учебный и производственный процесс. Обеспечение замещения выпадающих арендных источников поступлениями от образовательных и иных профильных для университета услуг.

Мероприятие 6.2. Создание и развитие фонда целевого капитала (эндаумента) и эффективной инфраструктуры в сфере фандрайзинга.

Регистрация фонда целевого капитала, который является первым эндаументов среди государственных вузов России, учрежденных непосредственно вузом, а не частными физическими или третьими юридическими лицами.

Взаимодействие с пулами крупнейших отечественных некоммерческих организаций, работающих в рамках проблематики корпоративной социальной ответственности (КСО), частно-государственного партнерства, благотворительности и т.д. Доходы, поступающие от созданного эндаумента, будут играть заметную роль в проектном финансировании деятельности РГГУ.

Мероприятие 6.3. Разработка системы поддержки создания, регистрации и коммерческой реализации интеллектуальной собственности, создаваемой в университете.

Система заключения трудовых соглашений с сотрудниками, выполняющими работы по проектам-победителям конкурсов, проводимых в РГГУ, и договорам со сторонними организациями (контрактам и грантам).

Создание эффективной системы поддержки оформления интеллектуальной собственности разных типов (патенты, лицензионные соглашения, ноу-хау и т.п.) на научную продукцию, создаваемую в РГГУ. Создание общедоступного реестра интеллектуальной собственности РГГУ и механизмов ее использования на возмездной основе третьими лицами.

Мероприятие 6.4. Совершенствование материальной и инфраструктурной базы развивающей образовательной среды университета.

Создано музейное пространство РГГУ, которое используется в учебных и воспитательных целях: на постоянной основе проводятся выставки, презентации, культурные события. Издательский центр РГГУ – одно из самых заметных университетских гуманитарных издательств в стране. Уровень научной библиотеки удовлетворяет потребности студентов в учебной и научной литературе, соответствует всем современным требованиям. Создана инфраструктура, обеспечивающая привлечение студентов к занятиям спортом, здоровому образу жизни (созданы спортивные команды и секции, портал «Спорт в РГГУ» и т.д.).

Развитие музейного комплекса университета. Создание полноформатной Электронной библиотеки РГГУ, оцифровка 100% изданий, являющихся частью национального библиотечного фонда Российской Федерации. Создание спортивного комплекса. Строительство второй очереди студенческого общежития. Создание рекреационной инфраструктуры.

Мероприятие 6.5. Развитие инновационной инфраструктуры РГГУ, поддержка бизнес-инициатив студентов и работников университета.

Создание Инновационного центра и Бизнес-Инкубатора, направленных на развитие предпринимательской культуры вуза.

Создание системы, обеспечивающей приобретение студентами, аспирантами, преподавателями РГГУ и другими участниками программы практических навыков создания и развития инновационного бизнеса ранних стадий на основе их участия в реальных бизнес-процессах. Формирование сети организаций партнеров в лице малых инновационных компаний, посевных и венчурных фондов, сетей бизнес-ангелов, корпораций, консалтинговых и других организаций, предоставляющих возможность прохождения в них стажировки участникам программы.

Задача 7. Совершенствование организационной структуры университета, повышение эффективности управления.

Мероприятие 7.1. Трансформация существующей системы управления в системную модель, ориентированную на инновации.

При сохранении в целом сложившейся в 1990-ые годы модели управления в университете проходят апробацию отдельные элементы разработанных в 2010-2011 гг. концепций формирования ориентированного на инновации управленческого ядра, расширенной периферии развития университета, системы стимулирования к инновациям академических подразделений и интегрированной инновационной организационной культуры.

Обеспечение трансформации существующей традиционной модели управления в ориентированную на инновации управленческую среду, характеризующейся наличием ориентированного на инновации основного управленческого ядра; расширенной периферии развития; инновационно стимулируемых базовых академических структур; диверсифицированных источников внешнего финансирования; инновационной организационной культуры университета.

Мероприятие 7.2. Оптимизация организационной структуры университета.

В университете разработаны и начинают реализовываться интегративная концепция оптимизации структуры и численности управленческих и вспомогательных подразделений в сочетании с реорганизацией структуры базовых учебных подразделений (институтов, факультетов, кафедр, центров), направленная на соответствие структуры университета принципам реформы образования с учетом зарубежного опыта. Одновременно начата оптимизация системы филиалов университета.

Формирование максимально функциональной и эффективной организационной структуры университета, существующего в модернизированной системы российского образования.

следующая страница >>



Каждая женщина считает себя незаменимой и полагает, что могла бы легко заменить любую другую. Питигрилли
ещё >>