Основные данные - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Взрывозащита / основные данные 1 57.68kb.
Взрывозащита / основные данные 1 57.67kb.
Механические данные: Электрические данные / : условия установки 1 57.65kb.
Механические данные: Электрические данные / : условия установки 1 57.67kb.
«Назначение основных частей и механизмов, основные тактико-технические... 1 25.68kb.
Основные данные о работе 1 287.73kb.
Администрации Сосновоборского городского округа Ленинградской области В. 12 2419.82kb.
Учебное пособие для практических занятий по курсу «Теория электромеханических... 8 1569.69kb.
1. Основные политико-экономические и исторические данные. 3 Феномен... 1 142.27kb.
Интерфейс пользователя 1 212.4kb.
Первая: Область применения, основные технические характеристики 3 3 544.42kb.
Реферат по теме "Современные направления и школы экономической теории" 1 94.85kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Основные данные - страница №1/1


Основные данные


Направление (специальность)

Экономика

Дисциплина

История экономических учений

Семестр

2

Форма отчетности

Контрольная работа, зачет

ФИО преподавателя

Ягниченко Наталья Владленовна

Степень

К.т.н.

Звание




Кафедра

ЕНиТД

Примечание





Содержание

Введение


Основная часть:

1 Вопросы к зачету

2 Темы контрольных работ

Список литературы


Введение


Цель изучения курса «История экономических учений» - дать представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений, понять сущность экономических теорий и выявить значимость для практики хозяйственной жизни наследия экономистов, способствовавших возникновению и развитию теоретических школ, течений и направлений экономической мысли.
процессе изучения курса «История экономических учений» необходимо решение следующих задач: формирование, углубление и расширение системы знаний о мировой и отечественной экономической мысли, о сущности основных категорий и понятий; сравнение и выявление отличительных признаков методологических подходов и теоретических позиций ведущих представителей различных школ, течений и направлений экономической мысли; вырабатывание системного подхода к анализу влияния историко-экономических ситуаций на формирование теоретических основ хозяйственной жизни; формирование навыков самостоятельных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли и выработки альтернативных вариантов хозяйственной политики;.

В результате изучения дисциплины студент должен:


знать: место истории экономических учений в системе экономических наук; основные этапы развития экономической мысли (начиная с древнейших времен и до современности) и теоретические особенности основных научных школ Х1Х-ХХ вв.; основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной экономической науки.
уметь: свободно ориентироваться в основных концепциях и направлениях современной экономической теории; применять полученные теоретические знания об эволюции экономической мысли и многообразии теоретических подходов к исследованию экономических явлений в процессе самостоятельного творческого поиска при написании научно-исследовательских студенческих работ; использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ.

Основная часть

1. Вопросы к зачету


  1. Экономическая мысль Древнего мира. Экономические взгляды философов Древней Греции и древнего Рима: Аристотель, Платон, Ксенофонт. Экономическая мысль Древнего Китая: конфуцианство.

  2. Экономическая мысль средневековья. Исламский арабский Восток. Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах. Католическая школа канонистов. Экономические учения в работах Фомы Аквинского и Св. Августина.

  3. Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы. Меркантилизм: Т. Мэн, А. Монкретьен, Дж. Ло, Б. Кольбер. Особенности раннего и позднего меркантилизма. Физиократы: Ф. Кенэ, А. Тюрго.

  4. Зарождение классической политэкономии.Общие признаки и этапы развития классической школы. Экономические воззрения У. Петти. Экономическое учение А. Смита. Экономические взгляды Д. Рикардо.

  5. Развитие классической политэкономии в трудах экономистов ХIХ века. Экономические учения Ж.Б. Сэя, Т. Мальтуса и С. Сисмонди.

  6. Завершение классического периода экономической мысли. Дж. С. Милль. К Маркс и марксистская политэкономия.

  7. Современная западная мысль: неоклассическая школа, институционализм, кейнсианство. Неоклассическая школа и маржинализм. Общая характеристика маржинализма. Экономические учения: К Менгера, О. Бен-Баверка и Ф. Визера. Экономические взгляды У. Джевонса и Л Вальраса. Неоклассическое направление в учениях А. Маршалла и Дж. Б. Кларка. Институционализм: Веблен, Э. Чемберлин и Дж. Робинсон. Кейнсианство (теория эффективного спроса, теория занятости и безработицы, цена и инфляция).

  8. Неолиберализм: Л. Мизес и Ф. Хаек.

  9. Монетаризм и теория рациональных ожиданий. Локк, Д. Юм, И. Фишер, М. Фридмен.

  10. Русская экономическая мысль. Экономическая мысль периода Древней Руси и на этапе становления централизованного Русского государства. Развитие классического направления и меркантелизма в трудах И.Т Посошкова, Радищева, Пестеля, Герцена, Чернышевского. Экономические воззрения народников: П.Л Лавров, М.А Бакунин, П.Н. Ткачев. Марксизм (Бердяев, Булгаков, М.И. Туган-Барановский). Советская политэкономия: Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов, В. Леонтьев и Контарович.

  11. Жизнь выдающихся ученых в области экономической науки. А. Монкретьен, У. Петти, Ф Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй, Т. Мальтус, А. Маршалл, А. Курно, К. Маркс, Дж. Кейнс, В. Сименс, М. Фридмен.



2 Темы контрольных работ



1 Предмет и метод курса истории экономических учений. Экономическая мысль Др.Индии и Др.Китая.

1 Предмет и метод курса истории экономических учений.

2 Экономическая мысль Др.Индии.

3 Экономическая мысль Др.Китая.


2 Структура курса история экономических учений. Экономическая мысль Вавилона, Др. Китая

1 Структура курса история экономических учений.

2 Экономическая мысль Вавилона.

3 Трактат «Гуань-Цзы».


3 Этапы становления экономической науки. Экономическая мысль Др.Греции

1 Этапы становления экономической науки.

2 Экономическая мысль Др.Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель).
4 Экономические представления античного христианства. Особенности экономического развития Франции в XVII-XVIII вв.

1 Экономическая мысль Др.Рима.

2 Экономическая мысль античного христианства.

3 Классическая политэкономия во взглядах П.Буагильбера.


5 Экономические учения средневековья. Школа физиократов.

1 Фома Аквинский о «справедливой цене» и богатстве.

2 Экономическая мысль Востока в средние века. Учение Ли Гоу.

3 Ф.Кенэ и его концепция «естественного порядка».


6 Экономическая мысль Востока в средние века.

1 Учение Ибн-Хальдуна.

2 Экономическая мысль западноевропейского средневековья.
7 Меркантилизм как первая школа политэкономии. Экономический романтизм.

1 Возникновение и развитие меркантилизма.

2 Ранний и поздний периоды меркантилизма.

3 Экономические взгляды П.Прудона.


8 У.Петти – родоначальник английской классической политэкономии. Экономические взгляды А.Смита.

1 У.Петти – родоначальник английской классической политэкономии.

2 Теория стоимости, рента, процент, заработная плата, деньги и капитал по Петти.

3 «Экономический человек» и «невидимая рука» А.Смита.


9 П.Буагильбер и французская политическая экономия.

1 Социально-экономические зарождения классической политэкономии, ее общие характерные признаки.

2 Теория стоимости, деньги у Буагильбера.

3 Проблема налогообложения, отношение к меркантилизму.


10 Физиократы Ф.Кенэ и министр Тюрго. Немецкая историческая школа.

1.1 «Экономическая таблица» Ф.Кенэ.

1.2 Реформатор А.Тюрго.

1.3 Ф.Лист: наука о национальном хозяйстве.


11 Шотландский мудрец: Адам Смит. Работа А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Закон Сэя.

1.1 Методология Смита. Учение о разделении труда, обмене, деньгах, стоимости, о классах и распределении доходов.

1.2 Теория «невидимой руки» и политика «laissez faire».

1.3 Суть «закона Сэя».


12 «Начала политической экономии и налогового обложения» Д.Рикардо. Теория трех факторов производства Сэя.

1 Работа Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения».

2 Суть концепции распределения доходов у Д.Рикардо.

3 Теория трех факторов производства Сэя.


13 Влияние учения Смита и Рикардо в Англии и Франции.

1 Давид Рикардо – экономист эпохи промышленного переворота.

2 Гений из Сити: Давид Рикардо.

3 Вклад Смита и Рикардо в развитие классической политэкономии.


14 С.Сисмонди и П.Прудон – первые критики постмануфактурного периода. Экономическая теория благосостояния (А.Пигу).

1 Экономические взгляды С.Сисмонди.

2 Экономические взгляды П.Прудона.

3 Экономическая теория благосостояния (А.Пигу).


15 Работа Г.Мальтуса «Опыт о законе народонаселения». Экономическая теория Н.Сениора.

1 Работа Г.Мальтуса «Опыт о законе народонаселения».

2 Экономическая теория Н.Сениора.
16 Школа Ж.Сэя. Теория услуг и экономических гармоний Ф.Бастиа.

1 Закон Сэя и классическая денежная теория.

2 Теория услуг и экономических гармоний Ф.Бастиа.
17 Особенности экономической теории в США (Ч.Кэри). Вклад А.Курно.

1 Особенности экономической теории в США.

2 Вклад А.Курно в экономическую науку.
18 Историческая школа в Германии (Ф.Лист, К.Книсс, Г.Шмоллер, М.Вебер, В.Зомбарт).

1 Политическая экономия с позиций исторического метода (В.Рошер, К.Книсс, Б.Гильдебрант).

2 Новая историческая школа (Г.Шмоллер, М.Вебер, В.Зомбарт).
19 Теория предельных величин. Австрийская школа (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк). Английский вариант теории предельной полезности (У.Джевонс).

1 Австрийская школа (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк).

2 Английский вариант теории предельной полезности (У.Джевонс).
20 Кембриджская школа. Проблема равновесности (А.Маршалла). Американская школа. Экономическое учение Дж.Б.Кларка.

1 Кембриджская школа. Проблема равновесности (А.Маршалла).

2 Американская школа. Экономическое учение Дж.Б.Кларка.
21 Теория предельной производительности (Дж.Б.Кларк). Спор кардиналистов и ординалистов. Экономическая теория благосостояния (А.Пигу).

1 Экономическое учение Дж.Б.Кларка.

2 Спор кардиналистов и ординалистов.

3 Экономическая теория благосостояния А.Пигу.


22 Неолиберализм в ФРГ (В.Ойкен). Теория социального рыночного хозяйства (Л.Эрхард).

1 Неолиберализм в ФРГ (В.Ойкен).

2 Экономическая реформа Л.Эрхарда.
23 Американский монетаризм (М.Фридмен). Два периода развития меркантилизма.

1 М.Фридмен: монетаристские рецепты оздоровления экономики.

2 Монетарное правило.

3Два периода развития меркантилизма – первой школы политэкономии.


24 Экономическая теория предложения (А.Лаффер, Г.Стейн).

1 Экономические взгляды А.Лаффер.

2 Экономические взгляды Г.Стейн.
25 Теория рациональных ожиданий (Р.Лукас, Дж.Мут, Н.Уоллес).

1 Экономические взгляды Р.Лукаса.

2 Экономические взгляды Дж.Мут.

3 Экономические взгляды Н.Уоллеса.


26 «Общая теория занятости, процента и денег» Дж.М.Кейнса – основа развития макроэкономической теории.

1 Исторические условия возникновения кейнсианства.

2 Работа Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».

3 «Эффективный спрос» и мультипликатор Кейнса.


27 Неокейнсианство. Две тенденции в послевоенной эволюции кейнсианства. Теории и модели экономического роста.

1 Неокейнсианство. Две тенденции в послевоенной эволюции кейнсианства.

2 Теории и модели экономического роста. Модель Р.Харрода, Е.Домара.

3 «Неоклассический синтез» (Д.Хикс, Э.Хансен, П.Самуэльсон).


28 Левое кейнсианство. Кембриджская школа. Теория монополистической конкуренции.

1 Левое кейнсианство.

2 Кембриджская школа.

3 Теория монополистической конкуренции.


29 Эволюция кейнсианства в современных условиях. Политика «laissez faire» А.Смита.

1 Эволюция кейнсианства в современных условиях.

2 Посткейнсианство.

3 Политика «laissez faire» А.Смита.


30 Возникновение американского институционализма и его эволюция.

1 Возникновение институционального течения в экономической науке. Социально-психологический институционализм (Т.Веблен).

2 Социально-правовой институционализм (Дж.Коммонс).

3 Коньюнктурно-статистический институционализм (У.Митчелл).


31 Развитие институционально-социального направления в послевоенный период (50-80 годы).

1 Развитие институционально-социального направления в послевоенный период (50-80 годы).

2 Вклад институционализма в развитие экономической науки.
32 Неоинституционализм.

1 Теория техноструктуры Дж.Гэлбрейта.

2 Новая институциональная теория.

3 Вклад неоинституционализма в развитие экономической теории.


33 Возникновение и развитие утопического социализма.

1 Предпосылки возникновения утопического социализма (Т.Мор, Т.Кампанелла).

2 Утопический социализм в Западной Европе в начале 19 века (А.Сен-Симон, Р.Оуэн, Ш.Фурье).

3 Влияние взглядов социалистов-утопистов на историю экономики.


34 Современные теории социализма.

1 Главный представитель социализма – Й.Шумпетер. Его работа «Капитализм, социализм, демократия».

2 Социализм на стадии зрелости.
35 Особенности номадизма. «Капитал» К.Маркса.

1 Понятие номадизма.

2 Сущность номадизма.

3 Структура «Капитала» К.Маркса.


36 Экономические взгляды М.И.Туган-Барановского. Экономические взгляды Н.Д.Кондратьева и А.В.Чаянова.

1 Экономические взгляды М.И.Туган-Барановского.

2 «Длинные волны» Кондратьева.

3 Экономические взгляды Чаянова.


37 Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина. Теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон.

1 Теория монополистической конкуренции Э.Чемберлина.

2 Теория несовершенной конкуренции Дж.Робинсон.
38 К.Маркс и Дж.Милль – завершители классической политэкономии.

1 Экономические взгляды К.Маркса.

2 Экономические учения Дж.Милля.

3 Вклад Ленина в развитие экономической науки.



3 Методические указания для выполнения контрольных работ

Студенты заочной формы обучения в соответствии с требованиями программы по «Истории экономических учений» обязаны выполнить контрольную работу.

Целевая функция контрольных работ заключается в том, чтобы дать представления об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений в экономическую теорию и выявить значимость для практики хозяйственной жизни творческого наследия видных экономистов, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли.

Выполнение контрольной работы является одной из важных форм учебного процесса при изучении дисциплины «История экономических учений».

Выбор темы контрольных работ определяется по последней цифре зачетной книжки.

Этапы выполнения контрольной работы:


  1. Выбор темы;

  2. Подбор литературы и ее проработка;

  3. Составление плана работы;

  4. Изложение содержание вопросов плана.

После выбора темы подбирается необходимая литература.

Успешному выполнению контрольной работы будет способствовать широкое использование учебной литературы. Облегчит поиск литературы тематический каталог в библиотеках.

Задание может содержать вопросы нескольких тем курса. Необходимо рассмотреть все предложенные вопросы. При затруднении в составлении плана и подбора литературы студенты-заочники могут обратиться за консультацией на кафедру СЭиГД и к преподавателю указанной дисциплины.

В введении необходимо указать цель работы, основные задачи, взаимосвязь рассматриваемых тем.

Следующим этапом работы над контрольной является изложение темы в соответствии с планом. Здесь должны быть подготовлены из избранной литературы, графики, таблицы и собственные конспекты источников. Излагаемые разделы работы должны быть озаглавлены в соответствии с вопросами плана работы. В заключении кратко изложить вклад данных школ и концепций в развитие экономической науки.

Контрольная работа должна быть написана на 11-15 страницах печатного текста.

Контрольная работа должна содержать ряд ключевых вопросов, обязательных к рассмотрению. Структурно контрольная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников (не менее 7).

Работа должна оформляться в соответствии с предъявленными требованиями и согласно срокам предоставляется в учебную часть для регистрации и рецензирования. После успешной защиты студент допускается к зачету по курсу “История экономических учений”.



Список литературы





1

Агапова И.И. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Юрист, 2001. – 285 с.

2

Аникин А.В. Путь исканий: социально-экономические идеи

России до марксизма. – М.: Политиздат, 1990. – 415 с.



3

Аникин А.В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей –

экономистов до Маркса. – 3-е изд. – М.: Политиздат, 1979. – 367 с.: ил.



4

Аникин А.В. Адам Смит. – М.: Молодая гвардия, 1968 – 255 с. – (Жизнь замечательных людей).

5

Антология экономической классики/ Предисл. И.А.Столярова.

– М.: «Эконов» - «Ключ», 1993. – 486 с.



6

Бартенев С.А. Экономические теории и школы: (История и

современность): Курс лекций. - М., 1996. – 337 с.



7

Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник. – М.:

Юристъ, 2000. – 455 с.



8

Бартенев С.А. История экономических учений: в вопросах и

ответах. – М.: Юристъ, 1998. – 187 с.



9

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе/ Пер. с англ.

Буклемишева О.В. - 4-е изд. – М ., 1994. – 687 с.



10

Гусейнов Р.М. и др. История экономических учений: Учеб.

Пособие / Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. – М.: ИНФРА-М, Новосибирск: Сибир. отделение, 2000. – 255 с.



11

История экономических учений: Учеб. пособие для экон. спец. Вузов: В 2-х ч. / Василевский и др.; Под ред. В.А. Жамина, Е.Г. Василевского. – М. Ч.1. – 1989. – 366 с.

12

История экономических учений: Конспект лекций. – М.:

ПРИОР. 2001. – 80 с.



13

Каратаев Н.К., Рындина М.Н. История экономических учений (от возникновения марксизма до Великой Октябрьской революции): Курс лекций. – М.: Соцэкгиз, 1961. – 743 с.

14

Костюк В.Н. История экономических учений: Учеб. пособие. – М .: Центр, 1998. – 223 с.

15

Реуэль А.Л. История экономических учений: (от древних

мыслителей до К.Маркса и Ф.Энгельса): Учеб.пособие. – М.: Высшая школа, 1972. – 422 с.



16

Титова Н.Е. История экономических учений.: Курс лекций. –

М.: ВЛАДОС, 1997. – 287 с.



17

Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. – М.: Инфра – М, 1997. – 282 с.

18

Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для

вузов. М.: Экономика, 1996. – 249 с.



19

К.Менгер, Ф.Визер. Австрийская школа в политической

экономии: Учеб пособие. – М.: Высшая школа, 1992. – 120 с.



20

Бациев С. Социально-философские трактаты Ибн-Хальдуна.:

Учебник. - М .: Инфра – М, 1995. – 232 с.



21

Бейсембаев К. Очерки истории общественно-политической и

философской мысли Казахстана. Алматы: Китаб, 1976. – 265 с.



22

Вебер М. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1990. – 150 с.






Кто умеет, делает. Кто не умеет, учит. Кто не умеет учить, становится деканом. Томас Л. Мартин
ещё >>