Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 020801 экология утверждено на заседании Утверждено заседании - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа по специальности «география» 050103... 1 56.79kb.
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... 1 388.24kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф отечественная история... 9 1251.07kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 02. 00. 03 1 53.12kb.
Утверждено на заседании Ученого совета 1 42.18kb.
Утверждено на заседании Ученого Совета 2 705.08kb.
Утверждено на заседании ученого совета университета 1 64.2kb.
Основная образовательная программа по специальности 540100 естественно-научное... 2 472.89kb.
Утверждено на заседании областного экспертного совета 29. 09. 1 78.53kb.
Рабочая программа дисциплины д 2 литература скандинавии и финляндии 1 180.78kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 5 Физика основная... 4 731.58kb.
А ускорения химических реакций Акустические материалы служат для... 1 116.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 020801 экология - страница №1/1

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.Ф.06. Геология

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

020801 ЭКОЛОГИЯ

Утверждено на заседании Утверждено заседании Совета ЕГФ

кафедры географии ЕГФ (протокол № 9 от 17 июня 2010 г.)

(протокол № 13 от 4 мая 2010 г.) Председатель В.А. Подковыров

Зав. кафедрой _________ Г.Ф. Орел


Курс: 2

Семестр: 3

Форма обучения: очная

Количество часов на дисциплину: 100 час.

Количество аудиторных часов: 50 час.

Лекций: 30 час.

Практических занятий: 15 час.

Самостоятельная работа: 55 час.

Итоговый контроль: зачет
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Место дисциплины

Курс геологии является одним из основополагающих и важнейших элементов естественно-географического образования, особенно во время университетской подготовки специалиста в области экологии. Только на основе геологии можно понять строение, состав, происхождение Земли, исследовать динамические экологические процессы, происходившие в прошлом и протекающие в настоящем. Следовательно, главной целью курса является выработка у студентов диалектико-материалистического понимания мира, а главными задачами курса — изучение геологии в качестве основы для понимания таких экологических наук, как геоэкология, охрана природы, геоэкология Иркутской области и др.



Цель: содействовать становлению специальной профессиональной компетентности специалиста на основе овладения содержанием дисциплины «Геология». Научить студентов основам геологических знаний.

Задачи:

  • формирование системы знаний в области геологии;

  • развитие умений анализа природных и техногенных процессов с использованием основных законов геологии;

  • установление взаимосвязи явлений окружающего мира на основе законов геологии;

  • формирование подходов к решению экологических и социально-экономических проблем на основе геологических знаний;

  • применение полученных знаний и методов исследования для изучения природных объектов.


Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Программа курса построена на основе структурно-логического подхода к определению места изучаемого курса в системе экологических и географических дисциплин, с учетом межпредметных связей и выявлением наиболее важных проблем, необходимых для изучения наук естественного цикла, для понимания физико-химических механизмов разнообразных геологических и экологических процессов. Основополагающим фактором является профессиональная направленность.

Отбор материала произведен в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования (М., 2005 г.) по дисциплине «Геология» и примерной учебной программой, рекомендованной УМО по специальностям педагогического образования (М., 2004 г.). Программа строится на принципах:

научности — соответствие содержания образования уровню современной науки;

доступности — соответствие излагаемого материала уровню подготовки студентов;

системности — осознание места изучаемого вопроса в общей системе знаний, его связи со всеми элементами этой системы;

преемственности и согласованности с ранее изученными дисциплинами, а также реализацию межпредметных связей с параллельно изучаемыми географическими и экологическими курсами;

целостности — учет специфики каждого раздела дисциплины и их взаимосвязь;

связи теории с практикой, показывающих важность применения фундаментальных знаний для решения экологических и народнохозяйственных задач;

элективности, заключающейся в обеспечении возможности выбора и индивидуального пути профессионального самостановления;

— модульности — укрупнение дидактических единиц.

Требования к освоению содержания дисциплины

Студент к концу обучения должен знать и уметь:



  1. Называть и (или) показывать на тектонической карте мира:

  • основные кристаллографические элементы строения и симметрии кристаллов;

  • некоторые минералы (наиболее часто встречающиеся, популярные, породообразующие, являющиеся полезными ископаемыми и т. п.);

  • некоторые виды горных пород;

  • виды геологических карт;

  • геологические методы изучения Земли;

  • геосферы и их значение для формирования экологии Земли;

  • основные тектонические структуры континентального и океанического типов, сформировавшиеся в результате байкальской, каледонской, герцинской, мезозойской и альпийской эпох тектогенеза;

  • основные литосферные плиты (10 шт.) и типы их границ (три типа);

  • основные геохронологические и стратиграфические подразделения (акроны, эоны, эры, периоды, эпохи, акротемы, эонотемы, эратемы, системы, отделы);

  • структуры земной коры различных порядков (складчатые и разрывные).

  1. Практически делать, определять:

  • элементы симметрии конкретного кристалла или модели;

  • по определителям отличать минерал от горной породы или фоссилии;

  • правильно оформить геологическую карту;

  • составить и правильно оформить реферат, главу дипломной работы по геологии;

  1. Описывать:

  • некоторые физические свойства минералов и горных пород (цвет, твердость и т. п.);

  • круговорот вещества в земной коре;

  • современные методы изучения тектонических и неотектонических движений (палеотектонических, новейших и современных);

  1. Объяснять и приводить примеры:

  • роль рельефа и горных пород в жизни людей;

  • причины формирования основных структурных элементов земной коры (литосферных плит, материков, океанов, платформ, складчатых областей, орогенов, плит и щитов, синеклиз и антеклиз, впадин, складок и разломов);

  • причины формирования современного рельефа Земли;

  • причины экологических явлений на основе применения геологических понятий: геохронологии, спрединг, коллизия, субдукция, сводообразование, орогенез, землетрясение, оледенение, денудация, абразия, эрозия, и т. п.

  1. Прогнозировать:

  • возможные изменения окружающей среды в результате горнодобывающей деятельности человека.


Виды контроля:

текущий — опросы и решение задач (проблем), проверка и оценка выполнения заданий для самостоятельной работы, оценка проведения лабораторных работ и защиты отчетов;

рубежный — коллоквиумы, система тестирования по основным разделам науки, контрольные и обобщающие индивидуальные работы;

итоговой зачет.
Планирование содержания дисциплины


№ п/п

Название модуля

Аудиторные занятия

СРС

Всего

часов


Лекции

Практические занятия

М 1

Геодинамические системы

10

12

27

49

М 2

Закономерности развития и строения земной коры

20

3

28

51

Всего

30

15

55

100


II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Модуль № 1. Геодинамические системы

Введение


Геология и ее положение в современном естествознании. Вводная лекция посвящена раскрытию предмета геологии, его содержания, положению в современном естествознании, описанию существующих отраслей геологии и ее значению для прогресса науки и общественного производства, значению курса геологии для геоэкологического образования и для специалиста в области экологии. Здесь же дается материал, позволяющий освежить в памяти знания студентов полученные по геологии в средней школе, т. е. напоминаются им общие сведения о внутреннем строении и составе земного шара, даются понятия о минералах и горных породах, земной коре, приводятся общие сведения и понятия о геологических процессах и кругообороте вещества Земли; кратко освещаются вопросы о геологическом времени и истории геологии как науки.

Раздел I. Геодинамические процессы и их образования

Общие сведения о минералах и их классификация; наиболее распространенные и генетически важные минералы


Общие сведения о кристаллическом состоянии вещества и о минералах: кристаллическое и аморфное состояние вещества; понятие о кристаллической структуре, изоморфизм и полиморфизм; кристалл и элементы его ограничения, закон постоянства гранных углов, измерение углов между гранями, симметрия кристаллов и элементы симметрии (плоскость, центр и оси симметрии), формула симметрии, сингонии, простые кристаллографические формы и их комбинации.

Сведения о минералах. Определение минерала, диагностические свойства минералов (удельный вес, твердость, хрупкость, ковкость, спаянность, прозрачность, блеск, цвет), связь физических свойств с особенностями кристаллохимической структуры минералов; морфология минералов и их агрегатов: облик кристаллов, агрегаты, двойники (срастания и прорастания, простые и полисинтетические), зернистые и плотные массы, друзы, конкреции и секреции, оолиты, натечные формы, корки, дендриты, землистые скопления, выцветы; особенности состава; классификации.

Распространенные и практически важные минералы и их онтогенез. Самородные элементы: золото, медь, платина, алмаз, графит, сера. Сульфиды и их аналоги: халькопирит), киноварь, молибденит, пирит. Галогениды: галит, сильвин, флюорит. Оксиды и гидрооксиды: кремния (кварц, халцедон, опал), железа (гематит, магнетит,), алюминия (корунд), марганца (псиломелан, пиролюзит). Соли кислородных кислот: сульфаты (барит, гипс), фосфаты (апатит), карбонаты (кальцит, доломит, малахит), силикаты (калинатровые полевые шпаты: ортоклаз, микроклин; кальциево-натровые — плагиоклазы; слюды: мусковит, биотит, флогопит; амфиболы: обыкновенная роговая обманка, пироксены: гиперстен, диопсид; турмалин, оливин, гранаты, серпентин, тальк), вольфраматы (вольфрамит).

Геодинамические процессы и горные породы


Деление геологических процессов на две группы: эндогенные и экзогенные. Круговорот вещества в природе.

Эндогенные процессы


Магматизм. Магма, ее состав, состояние, условия нахождения; дифференциация магмы; текстура и структура изверженных горных пород как показатель условий их образования; поверхностные (эффузивные) и глубинные (интрузивные) магматические процессы. Интрузивный магматизм: структура и текстура интрузивных пород; формы глубинных интрузий. Эффузивный магматизм: продукты вулканических извержений, структуры и текстуры вулканических пород; трещинные излияния и центральные извержения; формы залегания эффузивных пород, строение вулкана, типы центральных извержений; поствулканические явления. Географическое распространение вулканов.

Главнейшие магматические горные породы. Минеральный состав и структурно-текстурные особенности магматических горных пород. Классификация магматических горных пород.

Метаморфизм и метаморфические горные породы. Понятие о метаморфизме, основные факторы метаморфизма. Метаморфические горные породы: характерные черты минерального состава, структуры и текстуры, наиболее распространенные метаморфические горные породы.

Экзогенные процессы


Геологическая деятельность атмосферных и подземных вод. Склоновые процессы: обваливание, осыпание и образование коллювия, образование делювия; солифлюкция; деятельность периодических русловых потоков, пролювий; оврагообразование; сели; суффозия; оползни. Генетические типы континентальных покровных отложений. Карст; грунтовые, пластовые и трещинные воды. Геологическая деятельность рек, аллювий. Геологическая деятельность ледников, ледниковые отложения, тиллиты. Геологическая деятельность ветра. Геологическая деятельность моря.

Гипергенез и кора выветривания. Представление о выветривании. Зона гипергенеза. Литогенез и его стадии. Типы литогенеза по Н. М. Страхову. Диагенез осадков, эпигенез, катагенез и метагенез осадочных горных пород.

Осадочные горные породы. Классификация: обломочные породы, их классификация по величине, форме и степени окатанности обломков, наличию или отсутствию цемента (мономинеральные, олигомиктовые, пески, аркозы, граувакки, алевриты и алевролиты, глинистые породы); органогенные и хемогенные горные породы: карбонатные горные породы, их распространение и разделение по минеральному составу (известняки, доломиты, мергели), генезису (хемогенные, биогенные, обломочные), морфологии (оолитовые, плотные, ракушняковые и т. д.); кремнистые породы (опоки, диатомиты, трепелы); галогенные породы (гипсы, ангидриды, сильвинит, каменная соль).

Каустобиолиты: бурые и каменные угли, антрациты, битуминозные сланцы и сапропелевые угли, нефть и газ, проблема происхождения нефти.


Модуль № 2. Раздел II. Закономерности развития и строения земной коры

Современные представления о строении и составе земной коры и мантии. Поверхность Мохо­ровичича; основные типы земной коры; литосфера; астеносфера, тектоно­сфера; мощность, объем, структура и рельеф основных типов земной коры; возникнове­ние и эволюция земной коры; строение и состав мантии и ядра Земли.

Основные структурные элементы строения земной коры: литосферные плиты и их границы, движение литосферных плит и его связь с конвективными течениями в мантии Земли; платформы: строение и стадии формирования; основные структур­ные элементы; краевые прогибы.

Складчатые и разрывные деформации земной коры. Слой и элементы его залегания. Складки: антиклинальные и синклинальные складки и их элементы, морфологические типы складок, флексуры. Разрывные деформации: главнейшие виды элементарных и групповых нарушений, глубинные разломы и рифтовые зоны Земли. Антиклинории и синклинории; горно-складчатые пояса, орогенез, аркогенез. Геотектонические циклы складчатости и горообразования; принципы тектонического районирования земной коры.

Теории глобальной эволюции Земли: контракционная; геосинклинальная; пульсационная; тектоники литосферных плит и новая глобальная геодинамическая модель (современная терминология и понятия тектоники литосферных плит).

Раздел III. Методы анализа и восстановления геолого-географических условий прошлого Земли


Тектонические движения земной коры и методы их анализа: неотектонические и современные. Колебательные (эпейрогенические), их свойства и признаки в недалеком геологическом прошлом, отражение в современном рельефе, трансгрессии и регрессии, связь с процессами развития зон спрединга; методы их анализа; роль в рельефообразовании, изостазия и ее проявления в тектонических движениях.

Палеотектонические движения и методы их анализа. Понятие о фации, их типы: морские, лагунные и континентальные фации. Формации. Анализ фаций и мощностей отложений, анализ перерывов и несогласий.

Палеонтологические методы восстановления истории Земли. Предмет и задачи палеонтологии; фоссилизация и сохранность остатков ископаемых организмов; руководящая фау­на и флора. Геохронология и стратиграфия: основные подразделения геохроноло­гической и стратиграфической шкал и их продолжительность. Установление абсо­лютного возраста геологических образований.

Восстановление физико-географических условий прошлого Земли. Реконструк­ция древних береговых линий, восстановление глубин, химического состава, температурного режима, солености древних морских бассейнов; фации-индикаторы и организмы-индикаторы; реконструкция древней речной сети, озерных бассейнов, методы реконструкции древнего рельефа.

Раздел IV. Основные этапы и общие закономерности геологической истории Земли


Догеологическая история; архейский и протерозойский акроны в истории Земли (продолжительность, расчлененность, магматизм, тектоника, органические остатки и развитие органического мира, климат, полезные ископаемые).

Палеозойская, мезозойская и кайнозойская эры в истории Земли (продолжительность, расчлененность, литостратиграфия, магматизм, тектоника, органические остатки и развитие органического мира, климат, полезные ископаемые).

Основные понятия: основные кристаллографические и кристаллохимические элементы строения и симметрии кристаллов; фоссилия; минерал; горная порода; геосферы: ядро Земли; мантия: нижняя, верхняя, астеносфера; тектоносфера; литосфера; земная кора (континентального, субконтинентального, океанского и субокеанского типов); зоны и этапы тектогенеза: карелиды, байкалиды, каледониды, герциниды, мезозоиды или киммериды, альпиды; структуры земной коры различных порядков (складчатые и разрывные): литосферные плиты, СОХ, платформы (древние и молодые — эпигерцинские и эпикаледонские), глубинные разломы, троги, рифты, щиты, плиты, антеклизы, синеклизы, впадины, складки, разломы, горст, грабен, трещины; типы границ литосферных плит: конвергентные или деструктивные (субдукция, коллизия, абдукция, обдукция), дивергентные или конструктивные (спрединг), трансформные; геохронология и стратиграфия: акроны, эоны, эры, периоды, эпохи, акротемы, эонотемы, эратемы, системы, отделы; сводообразование; орогенез; землетрясение; оледенение; денудация; абразия; эрозия; офиолиты; магматизм: магма, ассимиляция, дифференциация магмы; метаморфизм: региональный, локальный, динамометаморфизм; гранитизация; литогенез: аккумуляция, диагенез, катагенез, метагенез, гипергенез; выветривание; полезные ископаемые.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Карта СРС

Месяц

Учебная

неде


ля

Кол-во

часов


Учебное задание по модулю

Вид

контроля


Форма отчет

ности


Баллы

Модуль № 1

Сентябрь

Сентябрь


1

2


2

Подготовка к входному контролю

Текущий

Письменная работа

4–8

5

Кристаллография: Кристалл и кристаллическое состояние вещества. Элементы симметрии. Простые формы и комбинации. Определение элементов и установление формулы симметрии на моделях кристаллов

Текущий

Модель кристалла с письменной кристаллографической характеристикой

6–12

4

Минералогия: Физико-диагностические свойства минералов; формы нахождения минералов в природе

Текущий

Реферат «Силикаты»

8–16

3

4


4

Петрография: знакомство с диагностическими признаками пород (текстура, структура, цвет, минеральный состав и т. п.)

Текущий

Письменный: Таблицы классификаций и диагностических признаков

4–8

4

Геологические процессы

Текущий

Реферат «Генетические типы вулканов и их распространенность на Земле» и карта

8–16




5

6


4

Знакомство с геологическими (их устройство), литологическими, структурными и другими картами геологического профиля

Текущий

Построение учебной геологической карты со всеми атрибутами

8–16

Итого по модулю

27




50–100

Модуль № 2

Октябрь

7

8


4

Построение геологических разрезов через участок со складчатыми и разрывными дислокациями

Текущий

Один – два геологических разрезов на миллиметровке

6–12

4

Построение и интерпретация (чтение) геологического профиля через участок платформы и складчатой области по геологическим и тектоническим картам

Текущий

Два геологических разрезов на миллиметровке

6–12

4

Подготовка к контрольной работе

Рубежный

Письменная работа

6–12

Ноябрь

9

10


4

Палеонтология: формы сохранности ископаемых организмов. Знакомство с ископаемыми остатками простейших, губок, археоциат, плеченогих, кишечнополостных, червей, членистоногих, иглокожих и моллюсков

Текущий

Письменная работа «Зарисовки основных ископаемых в тетради»

8–16

11

12



5

Построение тектонической карты Мира: нанести докембрийские структуры (платформы, щиты, плиты) на контурную карту Мира

Текущий

Схема структур на контурной карте Мира с устным опросом на знание их расположения

8–16

Декабрь

13

14


4

Построение тектонической карты Мира: нанести области каледонской, герцинской и мезозойской (киммерийской) складчатостей на контурную карту Мира

Текущий

Схема структур на контурной карте Мира с устным опросом на знание их расположения

10–20

15

5

Построение тектонической карты Мира: структуры альпийской складчатости на контурной карте Мира. Показать современные литосферные плиты Земли с вектором направления и скорости дрейфа

Текущий

Схема структур на контурной карте Мира с устным опросом на знание их расположения

10–20

2

Итоговая работа по предмету

Рубежный

Письменная работа

8–16

Итого по модулю

28




50–100

Всего по предмету

55




100–200



IV. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель контроля: диагностика уровня обученности студентов по дисциплине.

Виды контроля: текущий, рубежный.

Итоговой контроль: зачет.
Способ проведения: текущий и рубежный контроль, устное собеседование.

Система оценки:

Выполнение самостоятельной работы студентов оценивается по баллам. При оценивании устных ответов учитывается полнота и самостоятельность ответа, наличие демонстрационного материала, использование самостоятельно подобранной литературы, срок выполнения задания.

При оценивании письменных заданий учитывается правильность содержания и оформления, полнота раскрытия темы, сроки выполнения. Дополнительные баллы выставляются за публичное выступление по теме (по возможности).

При оценивании самостоятельной деятельности, связанной с педагогической практикой учитываются оценки и характеристика работы студента учителем, качество содержания письменного отчета и его оформления, сроки выполнения.

Для сопоставимости баллов, набираемых студентами по дисциплине (по тестированию, по контрольной работе и т. д.), используется нормировочная формула для перевода баллов (процентов) в качественную оценку, предложенную ЦТПО (Центр тестирования профессионального образования, Москва).



— индивидуальный балл, набранный студентом;

— минимальный результат в группе;

— максимальный результат в группе.
Программа итогового контроля
Цель: контроль качества и глубины усвоения учебного материала.

Задачи:


  • контроль системы теоретических знаний в области геологии;

  • контроль практического применения системы знаний;

  • контроль навыков практической работы;

Требования:

  • обладать системой знаний основ геологии (факты, основные понятия, теории, законы) в объеме программы;

  • владеть понятийным аппаратом курса геологии;

  • уметь применять полученные знания при решении практических задач;

  • владеть простейшими навыками практической работы.

Критерии оценки знаний студентов:

«Отлично» — студент выполнил задание или ответил на вопрос в полном объеме и на высоком теоретическом уровне. Общий уровень ответа - продуктивный.



«Хорошо» — студент выполнил задание или ответил на вопрос полностью, но при этом допускал не принципиальные погрешности. Общий уровень ответа близок к продуктивному.

«Удовлетворительно» — студент выполнил задание или ответил на вопрос, но при этом были допущены принципиальные химические ошибки. Или: при выполнении задания студент обнаружил невысокий уровень владения химическими понятиями или недостаточную развитость основных химических знаний и умений. Общий уровень ответа — репродуктивный.

«Неудовлетворительно» — студент не справился с заданием. Или: задание выполнено, но не соответствует параметрам оценки, приведенным выше. Или: студент отказался отвечать на вопросы. Общий уровень ответа — ниже репродуктивного.

Вопросы к зачету


  1. «Эра» раннего существования земной коры до образования гидросферы (лунная). Архейский акрон в развитии Земли.

  2. Внутреннее строение Земли.

  3. Геохронология и стратиграфия, методы определения возраста геологических образований (радиологические, метод ленточных глин, палеонтологический, стратиграфический, петрографический и др.).

  4. Геохронология, развитие органического мира, климатическая зональность и полезные ископаемые в кайнозое.

  5. Влияние физико-географической обстановки на состав осадков. Группа субаэральных отложений континента. Привести 3–4 примера горных пород.

  6. Дать определение минерала. Охарактеризуйте основные физические свойства минералов и продемонстрируйте примеры свойств на конкретных минералах. Методы определения твердости минералов. Минералы шкалы Мооса.

  7. Метаморфизм и его основные факторы. Динамический (дислокационный) метаморфизм. Примеры горных пород. Бластомилониты.

  8. Геологическая деятельность моря. Древние морские фации. Привести примеры

  9. Земная кора континентального типа и основные структуры в ее пределах.

  10. Земная кора океанического типа и основные структуры в ее пределах.

  11. История Земли в мезозое. Геохронология. Общая характеристика растительного и животного мира. Полезные ископаемые.

  12. Как подразделяются все геологические процессы? Круговорот вещества в природе.

  13. Классификация осадочных пород. Их характеристика (состав, структуры, примеры).

  14. Континентальные фации. Их подразделение. Ледниковые континентальные отложения.

  15. Кора выветривания. Гумидный, аридный, нивальный типы выветривания. Солифлюкция.

  16. Корразия и дефляция.

  17. Литогенез. Стадии литогенеза.

  18. Литосферные плиты Земли и их границы.

  19. Горные породы, их классификация. Магматические породы и их классификация. Показать образцы основных представителей групп.

  20. Назовите древние докембрийские платформы и покажите их границы, щиты и плиты на них и их выраженность в рельефе.

  21. Отложения озер и болот. Паралические и лимнические угли.

  22. Охарактеризуйте лагунные фации.

  23. Подземные воды и их происхождение.

  24. Подразделения геохронологической шкалы и их стратиграфические соответствия.

  25. Продолжительность и стратиграфическая расчлененность докембрия.

  26. Продукты извержения вулканов. Поствулканические процессы и их продукты.

  27. Протерозойский акрон в развитии Земли.

  28. Развитие органического мира в венде.

  29. Региональный метаморфизм. Примеры. Ультраметаморфизм.

  30. Симметрия кристаллов. Основные элементы симметрии. Определить элементы симметрии на 2-х моделях кристаллов.

  31. Созидательная и разрушительная деятельность подземных вод.

  32. Строение вулканов (нарисовать разрез вулкана), и их типы: трубки взрыва, байдайсанский, пелейский, везувианский, гавайский.

  33. Тектонические движения земной коры. Колебательные (эпейрогенические) движения, их свойства и признаки.

  34. Эволюция атмосферы и гидросферы в докембрии.

  35. Эпигерцинские, эпикаледонские, эпимезозойские платформы (породами какого возраста сложены их фундамент и чехол). Привести примеры.

  36. Эрозионная, аккумулятивная и транспортирующая деятельность рек: горных и равнинных.


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
Основная литература

  1. Барская В. Ф., Рычагов Г. И. Практические работы по общей геологии.– М.: Просве­щение, 1971.– 160 с.

  2. Бодылевский В. И. Малый атлас руководящих ископаемых: Справочное пособие.– 5-е изд. перераб. и доп.– Л.: Недра, 1990.– 263 с.

  3. Бондарев В. П. Основы минералогии и кристаллографии.– М.: Высш. шк., 1978.– 192 с.

  4. Войлошников В. Д. Геология. Методы реконструкции прошлого Земли.– М.: Просвещение, 1979.– 272 с.

  5. Иванова М. Ф. Общая геология с основами исторической геологии.– М.: Высш. шк., 1980.– 440 с.

  6. Иванова М. Ф. Общая геология.– М.: Высш. школа, 1974.– 400 с.

  7. Историческая геология / Г. И. Немков, М. В. Муратов и др.– М.: Недра, 1974.– 319 с.

  8. Историческая геология с основами палеонтологии / Е. В. Владимирская, А. Х. Кагарманов, Н. Я. Спасский и др.– Л.: Недра, 1885.– 423 с.

  9. Коваленко С.Н. Лабораторный определитель минералов, горных пород, ископаемых беспозвоночных и фаций: Учеб.-метод. пособие.– Иркутск, Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2009.– 147 с.

  10. Короновский Н. В., Якушова А. Ф. Основы геологии: Учеб. для географ. спец. вузов.– М.: Высш. шк., 1991.– 416 с.

  11. Кузьмин М. И., Корольков А. Т., Дриль С. И., Коваленко С. Н. Историческая геология с основами тектоники плит и металлогении: Учебно-методическое пособие.– Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2000.– 281 с.

  12. Леонтьев О. К., Рычагов Г. И. Общая геоморфология.– М.: Высш. школа, 1988.

  13. Музафаров В. Г. Определитель минералов, горных пород и окаменелостей.– М.: Недра, 1979.– 327 с.

  14. Павлинов В. Н., Кизевальтер Д. С., Глин Н. Г. Основы геологии.– М.: Недра, 1991.– 270 с.

  15. Панов Д. Г. Общая геоморфология.– М.: Высш. шк., 1966.– 427 с.

  16. Смольянинов Н. А. Практическое руководство по минералогии.– М.: Недра, 1972.– 357 с.

  17. Таблицы «Простые формы кристаллов трех категорий сингоний»


Дополнительная литература

  1. Апродов В. А. Вулканы.– М.: Мысль, 1982.– 367 с.

  2. Атлас Иркутской области.– М.– Иркутск: ГУГК, 1962.–182 с.

  3. Буланов В. А., Белоголов А. А., Сизых А. И. Практическая минералогия с основами кристаллографии.– Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1995.– 248 с.

  4. Буланов В. А., Сизых А. И. Диагностика минералов.– Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991.– 248 с.

  5. Геологический словарь / Под общ. Ред. К. Н. Паффенгольца.— М.: Недра, 1993.– Т. 1.— 488 с.; Т. 2.— 456 с.

  6. Историческая геология / Г. И. Немков, М. В. Муратов и др.– М.: Недра, 1974.

  7. Каменная книга: Летопись доисторической жизни / К. Л. Фентон и М. А. Фентон.– М.: МАИК «Наука», 1997.– 623 с.

  8. Карта полезных ископаемых мира на тектонической основе.

  9. Коваленко С.Н. Палеогеография Иркутской области: Учебное пособие.– Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. гос. академии образования, 2010.– 261 с.

  10. Коробушкин И. М., Углова Т. П. Тектогенез и развитие органического мира: Методические рекомендации.– Иркутск: Изд-во Иркут. пединститута, 1989.– 54 с.

  11. Лазько Е. М. Региональная геология СССР. Том II. Азиатская часть.– Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Недра, 1975.– 464 с.

  12. Николаев С. М. Камни и легенды– Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ние, 1992.– 192 с.

  13. Николаев С. М. Мифы, легенды, суеверия…– Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1995.– 352 с.

  14. Попов Г. М., Шафрановский И. И. Кристаллография.– 3-е изд., испр. и доп.– М.: Госгеолтехиздат, 1955.– 295 с.

  15. Современная геодинамика и гелиогеодинамика: Учебное пособие / К. Г. Леви, С. А. Язев, Н. В. Задонина и др.– Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2002.– 182 с.

  16. Хаин В. Е. Общая геотектоника.– М.: Недра, 1973.– С. 55–169.

  17. Шаскольская М. П. Кристаллы.– 2-е изд., испр.– М.: Наука, 1985.–208 с.


Электронно-программные средства

№ п/п

Наименование источника информации (компьютерные программы, базы данных, банки данных и знаний, справочно-информационные, экспертные системы

С какого года применяется в учебном процессе?

Технология использования

1

Лазерный диск программы «Энциклопедия катастроф»

1996

Обучающее практическое занятие с использованием компьютера

2

Лазерный диск «История жизни на Земле»

1996

Обучающее практическое занятие с использованием компьютера

3

Тестовая компьютерная программа по минералогии и петрографии

1995

Контролирующее практическое занятие с использованием компьютера

Сайты геологического содержания в Интернете

  1. http://info.geol.msu.ru/ — «Все о геологии» является неофициальным сайтом геологического ф-та МГУ. Сайт содержит разнообразные учебные, научные и справочные материалы по геологии и смежным областям (горному делу, добыче полезных ископаемых, океанологии, вулканологии, планетологии и др.) Навигация по сайту осуществляется с помощью тематического и жанрового рубрикаторов, поисковой системы и системы динамических ссылок. На сайте имеется также тематический каталог геологических Интернет-ресурсов с полнотекстовым поиском по ним.




  1. http://www.geo.web.ru/ — Геология: Аннотации книг, анонсы предстоящих конференций. Биографии ученых. Тексты дипломных работ, диссертаций, книг, курсов лекций, научных и обзорных статей, популярных заметок, рефератов, словарей и тезисов. Таблицы и фотографии. О проекте. Правила публикации статей. Каталог тематических ресурсов.

  2. Федеральная система географических данных США (info.er.usgs.gov) — это справочник геологической службы США, в котором приводятся све­дения по текущим геологическим событиям: землетрясениям, извержениям вулканов и др.


Аудиовизуальные средства

Презентации по темам:

Современное аэровизуальное и спутниковое обеспечение полевых геолого-географических работ и их значение для построения геологических карт, 2006.

Принципы составления современных геологических карт с использованием материалов спутниковой съемки высокого разрешения, 2006.

Мультипликационный фильм и презентация движения плит в неогее.



Мультимедийные кинофильмы:

Землетрясения, 2005.

Вулканы и вулканические извержения современности, 2003.

Ядро Земли, 2006.

Супервулкан, 2006.

Силы природы, 2006.

Первобытная Америка, 2006.

Жизнь до динозавров, 2006.

Прогулки с пещерным человеком, 2006.

Слайд-фильмы:

Минералы, 2003.

Породы, 2003.

Плакаты и объемные модели:

Строение складок, 2003.

Строение Земли, 2003.

Строение вулкана, 2003.

Геохронологическая таблица, 1998 г.
Составитель: канд. геол.-минерал. наук, доцент кафедры географии, природопользования и туризма Коваленко Сергей Николаевич

Рекомендовано

на заседании кафедры_____________

Протокол №______от_______200___г.

Зав. кафедрой____________________

( )


Одобрено

на заседании УМК факультета___

Протокол№_____от_______200__ г.

Председатель УМК____________

( )
Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в учебной программе дисциплины на 200_/ 200_ учебный год.

В учебную программу дисциплины вносятся следующие изменения:

1.

2.

3.



Учебная программа дисциплины обсуждена и рекомендована на заседании кафедры _________________________

протокол № __ от ____________ 200_г.

Заведующий кафедрой _____________

( )


Внесенные изменения одобрены на заседании УМК факультета _________________________________

протокол № __ от ____________ 200_г.

Председатель УМК ______

( )

Внесенные изменения утверждены на заседании совета факультета _____________________________
протокол № __ от_________200_г.

Председатель совета___________

( )
Приложение 2
Протокол согласования учебной программы дисциплины с другими дисциплинами направления (специальности)

на 200_/ 200_ учебный год

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях (в пропорциях материала, порядка изложения и т. д.)

Решение кафедры

(протокол № , дата)

























































































V. Учебная карта дисциплины (для очной формы обучения)

Для специалистов экологов

Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия:

45




Лекции

30




практические занятия

15




Самостоятельная работа студента

55




Всего часов

100




Текущий контроль

Тестирование, контр. раб, устные отчеты, конспекты, решенные задачи




Рубежный контроль

Контрольная работа




Виды итогового контроля

Зачет – 3 сем.





Приложение 3

VI. Технологическая карта обучения

п/п


Название модуля

Формы организации учебного процесса




Лекции

Семинарские

Практические

Лабораторные

СРС

М 1.

Геодинамические системы

Вводная, проблемная, лекция вдвоем и др.

Коллоквиум, позиционная дискуссия и др.

Доклады,

тренинг по определению минералов, пород и др.




Ознакомительная, экспериментальная, проблемно-поисковая

Тестирование, рефераты конспекты, презентации

М 2.

Закономерности развития и строения земной коры

Вводная, проблемная, лекция вдвоем и др.

Коллоквиум, позиционная дискуссия и др.

Доклады,

тренинг по созданию геологических карт схем и разрезов и др.



тестирование

экспериментальная, проблемно-поисковая

Тестирование, рефераты конспекты, презентации, рефераты


Приложение 4

Карта ресурсов дисциплины


№ п/п

наименование

количество

Вид

Форма доступа

Рекомендуемая литература

1.

Барская В. Ф., Рычагов Г. И. Практические работы по общей геологии.– М.: Просве­щение, 1971.– 160 с.

15

печатный

библиотека

2.

Бодылевский В. И. Малый атлас руководящих ископаемых: Справочное пособие.– 5-е изд. перераб. и доп.– Л.: Недра, 1990.– 263 с.

10

печатный

Библиотека


3.

Войлошников В. Д. Геология. Методы реконструкции прошлого Земли.– М.: Просвещение, 1979.– 272 с.

30

Печатный

Библиотека

4.

Иванова М. Ф. Общая геология с основами исторической геологии.– М.: Высш. шк., 1980.– 440 с.

50

Печатный

Библиотека

5.

Историческая геология / Г. И. Немков, М. В. Муратов и др.– М.: Недра, 1974.– 319 с.

20

Печатный

Библиотека

6.

Короновский Н. В., Якушова А. Ф. Основы геологии: Учеб. для географ. спец. вузов.– М.: Высш. шк., 1991.– 416 с.

20

Печатный

Библиотека

7.

Кузьмин М. И., Корольков А. Т., Дриль С. И., Коваленко С. Н. Историческая геология с основами тектоники плит и металлогении: Учебно-методическое пособие.– Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2000.– 281 с.

50

Печатный

Библиотека

8.

Перельман А.И., Касимов Н.С. Геохимия ландшафта. М., 1999.

2

Печатный

Библиотека

9.

Смольянинов Н. А. Практическое руководство по минералогии.– М.: Недра, 1972.– 357 с.

11

Печатный

Библиотека

Дополнительная литература

1.

Апродов В. А. Вулканы.– М.: Мысль, 1982.– 367 с.

1

Печатный

Центр ресурсов кафедры

2.

Буланов В. А., Белоголов А. А., Сизых А. И. Практическая минералогия с основами кристаллографии.– Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1995.– 248 с.

20

Печатный

Центр ресурсов кафедры

3.

Геологический словарь / Под общ. Ред. К. Н. Паффенгольца.— М.: Недра, 1993.– Т. 1.— 488 с.; Т. 2.— 456 с.

2

Печатный

Библиотека Центр ресурсов кафедры

4.

Карта полезных ископаемых мира на тектонической основе.

2

Печатный

Центр ресурсов кафедры

5.

Коваленко С. Н., Носкова Ю. С. Палеогеография Иркутской области: Учебное пособие.– Иркутск: Изд-во Иркут. госпедуниверситета, 2002.– 168 с.

1

Рукописный

Центр ресурсов кафедры

6.

Николаев С. М. Мифы, легенды, суеверия…– Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1995.– 352 с.

1

Печатный

Центр ресурсов кафедры

7.

Современная геодинамика и гелиогеодинамика: Учебное пособие / К. Г. Леви, С. А. Язев, Н. В. Задонина и др.– Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2002.– 182 с.

1

Печатный

Центр ресурсов кафедры

8.

Хаин В. Е. Общая геотектоника.– М.: Недра, 1973.– С. 55–169.

1

Печатный

Центр ресурсов кафедры

9.

Каменная книга: Летопись доисторической жизни / К. Л. Фентон и М. А. Фентон.– М.: МАИК «Наука», 1997.– 623 с.

1

Печатный

Библиотека

10.

Сочава В.Б. Введение в учение о геосистемах. Новосибирск, 1978

1

Печатный

Центр ресурсов кафедры

II. Электронно-программные средства

1

Контрольно-измерительные материалы по геологии




Электронный

Центр ресурсов кафедры.

Интернет


2

Лазерный диск программы «Энциклопедия катастроф»

1

Электронный

Центр ресурсов кафедры, библиотека

3

Лазерный диск программы, тесты «Тектоническая карта Мира»

2

CD ROM

Центр ресурсов кафедры, библиотека

4

Лазерный диск «История жизни на Земле»

1

CD ROM

Центр ресурсов кафедры

5

http://info.geol.msu.ru/ — «Все о геологии»




Электронный

Интернет

6

http://www.geo.web.ru/ — Геология




Электронный

Интернет

7

Лабораторный определитель минералов, пород, фоссилий и фаций




Электронный

ОДО ИГПУ

III. Аудиовизуальные средства

1

Презентации к лекциям

5

Электронный

Центр ресурсов кафедры

2

Мультипликационный фильм и презентация движения плит в неогее

1

Электронный

Центр ресурсов кафедры

3

Мультимедийные кинофильмы

8

CD ROM

Центр ресурсов кафедры

4

Слайд-фильмы

2

Слайды

Центр ресурсов кафедры

5

Плакаты и объемные модели

4

Модели и настенные карты

Центр ресурсов кафедры








Все сходится, кроме баланса. «Пшекруй»
ещё >>