Основная образовательная программа начального общего образования - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа начального общего образования... 41 10602.18kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 30 6378.92kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 7 1380.24kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 52 13711.71kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 54 9994.19kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 29 4159.3kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 14 3101.31kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 50 9889.49kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 51 10389.36kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 14 3772.58kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 25 4978.01kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 19 4002.8kb.
Цели и задачи соревнований 1 201.81kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Основная образовательная программа начального общего образования - страница №1/21



Принята педагогическим советом Утверждаю

МБОУ СОШ № 61

протокол № 4 от 20.02. 2012 г. Приказ № от 21. 02.2012 г.

Директор МБОУ СОШ № 61

_________ / Т. А. Маслова

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание


  1. Целевой раздел. Стр. 3-46.

  1. Пояснительная записка. Стр. 3-14.

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК « Школа России». Стр. 15-31.

  3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Стр. 32-46.

  1. Содержательный раздел. Стр. 47- 172.



  1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК « Школа России». Стр. 47-69.

  2. Программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в УМК « Школа России», курсов внеурочной деятельности. Стр. 70- 115.

  3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК « Школа России».

Стр. 115-140.

  1. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на основе ФГОС и с учетом УМК « Школа России». Стр. 140- 168.

  2. Программа коррекционной работы на основе  принципов деятельности в УМК « Школа России». Стр. 169- 172.

  1. Организационный раздел. Стр. 172- 224.




  1. Учебный план начального общего образования. Стр. 172-181.

  2. План внеурочной деятельности. Стр. 182- 188.

  3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Стр. 189- 224.

Приложение.

Договор о предоставлении общего образования муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 61 с углублённым изучением отдельных предметов. Стр. 225-229.


Основная образовательная программа

начального общего образования

МБОУ СОШ №61 с углублённым изучением отдельных предметов

г. Н. Тагил
Авторы-составители образовательной программы:

Маслова Т. А., директор МБОУ СОШ №61;

Хоботова Е. П., заместитель директора по УВР;

Гизенко Л. В., заместитель директора по ВР;

Квашнина Л. В., заместитель директора по правовому воспитанию;

Петунина Э.З., педагог-психолог и педагоги школы



      1. Целевой раздел

        1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №61 с углублённым изучением отдельных предметов (далее - МБОУ СОШ №61) разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373), на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования, анализа деятельности образовательного учреждения и с учетом возможностей, предоставляемых учебно-методическими комплектами, используемыми в МБОУ СОШ №61.

Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МБОУ СОШ №61.

Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МБОУ СОШ №61 в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании». А именно:


  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Сокращения, используемые в предлагаемой программе: НОО — начальное общее образование; ОУ — образовательное учреждение; ООП — основная образовательная программа; ОПНШ — образовательная программа начальной школы; ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения; РФ – Российская Федерация, БУП — базисный учебный план; БОП - базисный образовательный план, УМК — учебно-методический комплекс.

Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации ОПНШ. Закон РФ «Об образовании», Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009—2012 годы и на плановый период до 2020 года, федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

Адресность программы. Программа адресована педагогическому коллективу ОУ №61, учащимся и их родителям.

В соответствии с требованиями ФГОС и приказа Министерства образования и науки РФ №2357 от 22 сентября 2011 года основная образовательная программа  начального общего образования МБОУ СОШ №61 реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. ООП НОО содержит следующие разделы: целевой, содержательный и организационный.



Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

-  пояснительную записку;

-  планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования,

- программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

- программу формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

- программу коррекционной работы.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

- учебный план начального общего образования как один из основных организационных механизмов реализации основной образовательной программы;

- план внеурочной деятельности как один из основных организационных механизмов реализации основной образовательной программы;

-  систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК « Школа России» и УМК «Перспектива», используемых на начальной ступени образования. 2 первых класса будут заниматься по УМК « Школа России» и 1 – по УМК « Перспектива». Выбор осуществлён исходя из запросов и желания педагогов и родителей, с учётом изменения с 2011-2012 учебного года статуса ОУ.

Целью реализации образовательной программы МБОУ СОШ №61 является:



  • создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

  • достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе учебных программ по предметам на основе используемых УМК.

Задачи программы:

1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.

2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

3. Развивать коммуникативные качества личности школьника.

4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

5. Продолжать создание в ОУ развивающей предметной среды.

6. Повышать уровень образования за счёт более основательного изучения отдельных предметов в соответствии со спецификой школы (школы с углублённым изучением отдельных предметов), интересами учащихся и уровнем их подготовки.

7. Развивать самостоятельность и творческие способности учащихся посредством включения их в проектную и исследовательскую деятельность.


Основные принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №61 действует в соответствии с Уставом МБОУ СОШ №61. Устав МБОУ СОШ № 61 зарегистрирован Межрайонной ИФНС №16 по Свердловской области 07.10.2011 (свидетельство: серия 66 № 006797867, ОГРН 1026601375228).

Лицензирование прошли в 2010 году, получена лицензия. Аттестацию прошли в декабре 2010 года. Изменился статус учреждения. Лицензия выдана Министерством общего и профессионального образования Свердловской области 13.02.2012, серия 66 № 003 147, регистрационный № 15139 (бессрочная).



Тип ОУ: общеобразовательное учреждение.

Вид: средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов.

Аттестацию школа прошла в декабре 2010 года. Свидетельство о государственной аккредитации: серия 66 № 000002 , выдано Министерством общего и профессионального образования Свердловской области, регистрационный №5566 от 20 января 2011 г. свидетельство действительно до 20 января 2016 года. 14 марта 2011 года вышел приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 1168-ал об изменении статуса учреждения. Новое свидетельство о государственной аккредитации на данный момент не получено. Школа поменяла статус на основании постановления Администрации г. Н. Тагил от 15.06.2011 г. № 1183 « О переименовании и внесении изменений в Устав МОУ СОШ №61».



Новый вид образовательного учреждения: средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов.

Актуальность программы. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.



Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:

• учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

• общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений;

• Нижнего Тагила — в сохранении и развитии традиций города.

Образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №61 создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.



Специфика большинства контингента учащихся определяется тем, что они посещают в течение года перед школой курсы адаптации к школьной жизни и имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в любых учебных предметах; владеют умениями решать математические, лингвистические и другие задачи; произвольно регулировать своё поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем; могут использовать эталоны обобщённых способов действий.

Прием учащихся в школу осуществляется по микрорайону. Школа предоставляет широкий спектр образовательных услуг и имеет хорошие показатели по качеству образования, так как наблюдается большой приток детей из других микрорайонов. Комплектование классов в начальной школе проходит с учётом пожеланий родителей будущих первоклассников, во всех классах обучаются учащиеся с разным уровнем интеллектуального развития. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены занятия со школьным психологом и с учителем физической культуры в группе ЛФК.

Краткая характеристика используемого УМК « Школа России»

Главная концептуальная идея УМК: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Её основа — это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, с их исключительной ценностью и значимостью.

В этой связи, для авторского коллектива УМК «Школа России» — учёных, чьи имена известны всем, кто работает в системе начального образования (В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, Л.Ф. Климанова, Л.А Виноградская, В.П. Канакина и др.), в сотрудничестве с издательством «Просвещение», приоритетом в процессе разработки УМК и его системного развития всегда было и остаётся — соответствие запросам времени в сочетании с неразрывной связью образовательного опыта предшествующих периодов.

Ведущая целевая установка, заложенная в основу УМК «Школа России», направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.

УМК «Школа России» построен таким образом, что его предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражённые в ФГОС, учитывают требования к структуре и содержанию рабочих программ и способствуют решению следующих образовательных задач:



I. Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

II. Реализация методологической и методической основы ФГОС — организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода.

III. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться



1. Реализация идеологической основы ФГОС Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в учебно-методическом комплексе «Школа России».

В содержании системы учебников УМК «Школа России» заложен значительный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в системе учебников УМК «Школа России» реализуется различными средствами.

Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России», знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.



Во-вторых, это родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, её прошлого и настоящего, её природы и общественной жизни, её духовного и культурного величия.

В-третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учётом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

В этой связи, важное место в УМК «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

В учебно-методическом комплексе Россия предстаёт перед учеником как часть многообразного и целостного мира, а её граждане — одновременно и как жители Земли, как часть человечества, как участники мирового развития.

Рабочие программы, учебники и учебные пособия построены таким образом, что ребёнок с первых лет обучения в школе постепенно, шаг за шагом открывает свою планету, получая представления о её природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на утверждение в сознании ребёнка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания, на формирование толерантности как важнейшего личностного качества.

В указанном контексте также чрезвычайно важную роль играет курс «Основы религиозных культур и светской этики», и особенно его модуль «Основы мировых религиозных культур».

Исключительно важное значение, в условиях глобализации и «стирания» государственных границ, приобретает владение иностранными языками, благодаря которому чрезвычайно расширяются возможности общения и межкультурной коммуникации. Поэтому в состав комплекта «Школа России» включены учебники для начальных классов по английскому и немецкому языкам. В МОУ СОШ №61 изучается как английский, так и немецкий язык.

«Обогащенная память и подвижная мысль — при мёртвом и слепом сердце — создает ловкого, но чёрствого и злого человека!» — писал И.А. Ильин. В этом контексте, УМК «Школа России» сориентирован, прежде всего, на развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, способности сопереживать, готовности помогать другому. Именно духовно-нравственная доминанта УМК направлена на выполнение культуросозидающей роли образования.

Обращение, в первую очередь, к человеческим качествам развивающейся личности не означает недооценки других составляющих развития ребёнка: психических процессов, творческих способностей, системного включения младшего школьника в учебную деятельность.

Разрабатывая УМК, его авторы принципиальное значение отводят воспитанию ребёнка именно в процессе реализации системно-деятельностного подхода, так как словосочетание «развитие и воспитание» в контексте ФГОС есть суть формирования личности гражданина России.

В этой связи, решение современных задач, выдвигаемых жизнью (включение младших школьников в социально-значимую проектную деятельность, освоение компьютерной грамотности, развитие здоровье сберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности и др.), гармонично сочетается с решением базовых задач начального образования (научить осознанному чтению, письму, правильной речи, началам математики, видению окружающего мира; привить определённые трудовые навыки и др.).



Система проектных заданий (проектов) предусмотрена с 1 по 4 класс в большинстве завершённых предметных линий УМК «Школа России»: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология, информатика и др.

В школе есть опыт организации включения школьников в социально-значимую проектную деятельность: в вариативной части учебного плана начальной школы был представлен учебный предмет « Исследовательская деятельность младших школьников». Учащиеся начальных классов – активные участники школьной и городской научно-практических конференций « Я познаю мир» ( 2009 год – 1 место в городе, 2011 год – 3-е место).

Для эффективного решения указанной задачи, в том числе для её решения, как в урочной, так и во внеурочной деятельности в состав УМК «Школа России» входит завершённая предметная линия учебников «Информатика» авт. А. Л. Семёнов, Т. А. Рудченко.

Концепция УМК «Школа России» учитывает тот факт, что целостное развитие личности ребёнка возможно только при должном внимании ко всем сторонам этого процесса.



Реализация методологической и методической основы ФГОС организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода.

На достижение данной задачи ориентирован весь методический аппарат УМК «Школа России». Его построение направлено на реализацию системно-деятельностного подхода как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС.

В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.

Для этого методическое обеспечение учебников и учебных пособий УМК «Школа России» выстроено с учётом возможности эффективного применения в практике учителя широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:

• ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность;

• значительный воспитательный потенциал;

• преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД);

• проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;

• практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;

• возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

• возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества (что позволяет в старшей школе осуществлять углублённое изучение отдельных предметов).

• возможности для работы с современной информационно-образовательной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски).

• ориентация на здоровьесбережение младших школьников;

• возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.

При всей широте диапазона возможностей методического аппарата УМК «Школа России» ведущая роль отводится проблемно-поисковому методу. Он предусматривает в содержании системы учебников различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций, выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой информации, формулирование доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном, что способствует формированию коммуникативных УУД.

Реализация средствами УМК проблемно-поискового метода усиливает мотивацию обучения, способствует развитию способности ребёнка понимать и принимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её результат, осуществлять рефлексию, формулировать новую учебную задачу, т. е. формирует регулятивные УУД.

Средствами УМК «Школа России» проблемно-поисковый метод позволяет учителю выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. В этой связи в системе учебников УМК заложены большие возможности для применения обширного арсенала методов и приёмов эвристического, исследовательского характера, целенаправленного развития самостоятельности учащихся их познавательной активности при формировании познавательных УУД. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога и полилога, что хорошо согласуется с задачами формирования личностных УУД.

Объединение завершённых предметных линий в систему учебников УМК «Школа России» (при эффективной поддержке различных учебных, дидактических и методических пособий, включая ЭОР и интернет-поддержку) осуществляется посредством:

— комплекса базовых предметных и межпредметных понятий, заложенных в содержание системы учебников с целью формирования у школьников целостной картины мира;

— системы заданий, учитывающих специфику предметного содержания и направленных на формирование универсальных учебных действий с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

— методического обеспечения реализации системно-деятельностного подхода;

— специальной системы навигации учебников (и учебных пособий), позволяющей ученику как ориентироваться внутри УМК «Школа России», так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.

Таким образом, концептуально выстроенное предметное содержание УМК «Школа России» и система его методического обеспечения разработаны так, чтобы помочь учителю организовать процесс обучения, с одной стороны под цель, направленную на получение предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, с другой стороны — как средство формирования универсальных учебных действий (метапредметных результатов) и личностных качеств (личностных результатов) в соответствии с требованиями ФГОС.

///. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Предметное содержание и методическое обеспечение УМК «Школа России» направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД).

Эффективность указанных результатов достигается за счет особой организации подачи учебного материала в УМК, когда содержание каждого учебника, с учётом особенностей предмета, органично дополняет «работу» на результат.

Достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами УМК «Школа России».

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников УМК «Школа России» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:



1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.

2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Для достижения указанных личностных результатов в системе учебников «Школа России» с 1 по 4 класс предусмотрены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

Статус школы предусматривает осуществлять дифференциацию обучения за счёт максимально полного охвата детей различными образовательными услугами, углублённого изучения отдельных предметов начиная с 5-го или 7, 8-го класса: русского языка и литературы, физики и математики, химии и биологии.

Портрет выпускника начальной школы. Анализ результатов анкетирования учащихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника начальной школы: нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Наш выпускник — доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе.

Образовательная среда МОУ СОШ №61 представляет собой сетевое взаимодействие следующих компонентов:

ООО НПК « Уралвагонзавод», КРЗ…

Библиотеки, ДК имени Окунева, драмтеатр

кинозалы, театры…

ГДТЮ, ДДТЮ, Гор СЮН, …………………..

Музеи г. Н. Тагил и других городов Свердловской обл. облобластиобластиобл.……………………

Дворец водного спорта

« Спутник», лыжная база…

Конкурсы УМК « Школа России»

« Перспектива»…

ОУ

Характеристика контингента учащихся: в начальной школе 12 классов, в которых социально и интеллектуально неоднородный состав учащихся.



Характеристика образовательных потребностей родителей: родители заинтересованы в получении их детьми качественного образования, активно посещают общешкольные и классные родительские собрания, конференции, Дни открытых дверей (проводятся ежегодно для всех параллелей), участвуют в обсуждении школьного публичного доклада.

Режим работы ОУ: школа работает в две смены в режиме шестидневной рабочей недели для учащихся 2-11 классов, в режиме пятидневной рабочей недели для учащихся 1-х классов. Начало занятий первой смены в 8.00, окончание в 13.10. Занятия во второй смене в начальной школе начинаются в 13.30, заканчиваются не позднее 18.00. Обучение 1-ых классов осуществляется в первую смену. Продолжительность уроков не превышает 45 минут; перемены по 10-15 минут. Для питания обучающихся по индивидуальному графику организуются 2 перемены продолжительностью не менее 20 минут. Занятия дополнительного образования детей организованы во второй половине дня через 40 минут после окончания уроков.

Методическим советом школы разработана и апробирована программа «Одаренные дети». Выработаны стратегия, содержание, формы и методы подготовки педагогов для работы с одаренными детьми. Удачными методическими находками в этой работе можно назвать:

1) Интеграцию отдельных предметов (литература, информатика, русский язык; информатика, английский язык; физика, музыка) и синхронизацию предметов гуманитарного и эстетического направления на основе исторической хронологии (история, литература, МХК, музыка, дополнительное образование).

2) Обучение одаренных учащихся по индивидуальному учебному плану.

3) Привлечение учителей-предметников и старшеклассников к работе с одаренными учащимися начальной школы.

4) Введение в учебный план элективного курса « Исследовательская деятельность младших школьников», проведение творческих гостиных «Как осознать свое творческое «Я»; ежегодных круглых столов для творческих учащихся.

Творческие достижения учеников. Ежегодно учащиеся школы результативно участвуют в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, конкурсах защиты проектов в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала», исследовательских проектах младших школьников « Я познаю мир».

Количество призовых мест достаточно стабильно:



  • Результат

  • 2007 – 2008 учебный год

  • 2008-2009
    учебный год

  • 2009-2010
    учебный год

2010-2011
учебный год

Призовые места, Россия







1




Призовые места, область

-

1

1




Участие, область

3

2

-

1

Призовые места, округ

6

3

1

-

Участие, округ

8

4

3

1

Призовые места, город

18

14

13

11

Участие, город

58

60

65

74

Достаточно стабильно количество призовых мест учащихся школы по результатам конкурса защиты исследовательских проектов:

2007 – 2008 учебный год – 4 призовых места;

2008- 2009 учебный год - отмечено 5 человек;

2009 – 2010 учебный год - 2 призовых места.

2010-2011 учебный год - 4 призовых места в начальной школе и 2 - в старшей.

Проекты по математике, физике и биологии высоко оцениваются экспертными комиссиями за социальную значимость, глубину исследования и хорошую защиту.

Учащиеся ОУ результативно участвуют в творческих конкурсах различного уровня: городской литературный конкурс « О городе лирической строкой» (1 призёр- 1 место, 2007 год), городской литературный конкурс « Серебряное пёрышко» (2 лауреата, 6 дипломантов), областной литературный конкурс «Серебряное перышко» (1 призёр- 2 место, 2007 год), литературный конкурс, посвященный творчеству Д.Н. Мамина – Сибиряка,- «Серая шейка» (1 лауреат, 2010 год), игра – конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» (2 победителя, 2 призера), математический конкурс «Кенгуру» (4 призера).

За последние три учебных года учащиеся школы под руководством педагогов завоевали более 50 призовых мест в городских эколого – биологических конкурсах.



Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребёнка, связанный с основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста:

  • сменой ведущей деятельности, переходом от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей, на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетентности);

  • формированием системы учебных и познавательных мотивов, умением принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

  • выносливостью и упорством, позволяющим осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;

  • эмоциональностью, впечатлительностью, отзывчивостью и уравновешенностью (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

  • приобретением опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

  • усилением роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы и должны проявляться, прежде всего, в работе класса или внеклассной учебной общности.

Традиции ОУ. Коллектив школы имеет сложившиеся традиции, которые бережно сохраняются и развиваются. Среди них - ежегодные школьные мероприятия и коллективные творческие дела: День знаний, День Учителя, День рождения школы, праздник, посвященный Дню матери, новогодняя кампания, праздник открытия школьной выставки детского творчества, неделя школьной моды, школьный фестиваль талантов, праздник последнего звонка.

В качестве системообразующего фактора построения процесса воспитания младших школьников выступает познавательно – краеведческая деятельность в рамках городской игры – путешествия «Я – тагильчанин». Основные формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, экскурсия, беседа, представление результатов творческой деятельности. Основными формами организации воспитательного процесса являются коллективные творческие дела, интеллектуальные, краеведческие игры, соревнования по формированию навыков безопасного поведения, праздники, фестивали, выставки. При подготовке и проведении мероприятий используются приемы актуализации субъективного опыта учащихся, создания ситуации успеха, коллективной и индивидуальной рефлексии процесса и результатов деятельности.



Образовательная программа, разработанная ОУ №61, предусматривает:

- достижение планируемых результатов освоения Образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания, повышенного уровня образования за счёт более основательного изучения отдельных предметов в соответствии со спецификой школы;

- выявление и развитие способностей обучающихся, включая одарённых детей, через систему дополнительного образования, организацию общественно полезной деятельности;

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

- участие обучающихся, их родителей, педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;

- включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города и района для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.

В ходе реализации ООП НОО школа в обязательном порядке обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса с Уставом ОУ, локальными актами и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса, с их правами и обязанностями в части формирования и реализации программы, установленными законодательством РФ и Уставом ОУ №61.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми ООП НОО, закрепляются в заключённом между ними и ОУ договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.





http://www.prosv.ru/images/d-t.gif



2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.

В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,

гражданской идентичности;


метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия

(познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.



Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования отражают:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;



10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

следующая страница >>



Судя по количеству людей, уезжающих в США, у них там еще не все штаты заполнены. Евгений Микунов
ещё >>