Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения Черновской ср - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа начального общего образования... 41 10602.18kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 11 2196.06kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 23 5660.62kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 30 6378.92kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 61 9864.29kb.
Приложение 1 умк «Школа 2100» 13 2622.95kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 19 3321.84kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 8 1614.07kb.
Основная образовательная программа начального общего образования г. 4 775.74kb.
Г. Гая Оренбургской области 28 7079.7kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 29 6254.98kb.
Пояснительная записка Характеристика образовательного учреждения 13 2477.7kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного - страница №1/20

Согласовано. Утверждаю.

Зав. ИДК: Директор школы:

Стыраневская Р.А. Грязнов Г.И.


Основная образовательная программа

начального общего образования

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

Черновской средней

общеобразовательной школы

Составитель: Заместитель

директора школы по УВР

Осинина Е.А.


с.Черновское

2011 год


  1. Целевой раздел

  Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов



    1. Пояснительная записка.

Черновская средняя общеобразовательная школа зарегистрирована Постановлением Администрации Большеболдинского района №28 от 25.06.1999г., регистрационный номер 24.

Деятельность школы регламентируется Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения Черновской средней общеобразовательной школы (новая редакция) (Постановление главы администрации Большеболдинского района Нижегородской области №398 от 14.12.2011), Лицензией Министерства образования Нижегородской области: серия А №348127, регистрационный № 7394 от 17.05.2010 г., дающей право осуществлять образовательную деятельность по программам начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования, специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, дополнительного образования детей по направленностям: научно-техническая, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Черновской средней общеобразовательной школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения для начальной школы.

Данная программа разработана с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, осуществляемого в МБОУ Черновской СОШ.

Программа рассчитана на четыре года школьной жизни детей (6,5 – 11 лет). Именно на этой ступени образования создаются предпосылки для решения на последующих этапах школьного образования более сложных задач, связанных с обеспечением условий для развития сознания, способностей и личности школьника.

Данная программа начинает реализовываться с 1 сентября 2011-2012 учебного года. По мере накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения.

Основная образовательная программа начального общего образования рассмотрена и принята педагогическим советом.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.



Целями реализации основной образовательной программы начального общего образования являются:

1. Создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

2. Достижение обучающимися начальных классов личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС  на основе УМК «Школа России»;

3. Формирование универсальных учебных действий как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности обучающегося.


Задачи реализации образовательной программы:

- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность обучающихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;

- развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка;

- сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; дать им опыт осуществления различных видов деятельности;

- создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;

- помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной,  технологической);

- дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.



Основные принципы построения программы:

1. Принцип гуманизации: реальное соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленных законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение не приходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие науки, культуры, литературы и искусства.

2. Принцип сотрудничества: построение взаимоотношений в школе на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении учителей, повышающих уровень самооценки учеников, на взаимном уважении и доверии учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами ненасильственного общения.

3. Принцип индивидуализации обучения: предполагает всесторонний учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития обучающихся; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.

4. Принцип дифференциации: предполагает выявление и развитие у обучающихся склонностей и способностей к работе в различных направлениях изучаемых наук.

5. Принцип целостности: предполагает построение деятельности школы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания обучающихся; создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий, содержанию и задачам образования.

6. Принцип вариативности: поскольку одной из задач обучения в школе является комплексное образование, дающее возможность выпускникам поступить в ВУЗы различных профилей, то системой обучения и программами должны быть обеспечены факультативные и специализированные курсы, интегрирован принцип вариативности программ и учебной литературы, подачи материала.

Основная образовательная программа учитывает требования к образованию, которые предъявляют стандарты второго поколения. Принципиальным подходом к формированию ООП начального общего образования стал учет изменения социальной ситуации развития современных детей. Наряду со знаниевым компонентом в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет установить баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения. Определение в программе содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, дает возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, что обеспечивает интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

Основная образовательная программа обеспечивает: гарантию прав обучающихся на образование (доступное и качественное), оптимизацию образовательного процесса (оптимальные способы организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности), эффективное использование современных технологий обучения, обеспечение условий для самореализации, самоопределения личности и сохранения здоровья обучающихся, использование современного материально-технического обеспечения образовательного процесса, информационное и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Основная образовательная программа предусматривает:

- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества

и проектно - исследовательской деятельности;

- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, села) для приобретения опыта реального управления и действия.

Основная образовательная программа начального общего образования содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел содержит:



  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы начального общего образования;

  • систему оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержательный раздел содержит:

  • Программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на первой ступени начального общего образования;

  • программа отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;

  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

  • коррекционная программа.

Организационный раздел содержит:

  • учебный план начального общего образования;

  • план внеурочной деятельности;

  • система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:

• обучающихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

• общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты; в сохранении и развитии традиций школы, села, района, области.

Образовательная программа начального общего образования создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

В настоящее время школа насчитывает 105 обучающихся, объединенных в 10 классов- комплектов.

Численность детей в школе по ступеням образования:



  • начальная школа (1-4 классы) – 42 обучающихся;

  • основная школа (5-9 классы) – 57 обучающихся;

  • средняя школа (10-11 классы) – 6 обучающихся.

Обучение организовано в одну смену при шестидневной рабочей неделе (в первом классе – пятидневная). Продолжительность уроков в 1-4-м классах – 35 минут, в 5-11-х классах – 45 минут. Учитывая характерные для младшего школьника возрастные особенности адаптационного периода, в 1 классе применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки: в сентябре – октябре 3 урока по 35 минут каждый. Со второй четверти 4 урока по 35 минут. Остальное время у обучающихся первого класса заполняется целевыми прогулками, физкультурными занятиями, развивающими играми. Обучение в 1 классе организовано без отметок и без домашних заданий.

Продолжительность учебного года:



  • 1 класс – 33 учебные недели, вводятся дополнительные учебные каникулы в середине третьей четверти;

  • 2-11 классы продолжительность учебного года – 34 учебные недели.

Продолжительность каникул: в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 календарных недель.

В начальной школе работает группа продленного дня (далее ГПД) для обучающихся 1-4 классов. Время работы ГПД: с 11.00 до 15.00. Для детей, посещающих ГПД, организовано горячее питание, предусмотрены прогулки и подвижные игры на воздухе. В расписании работы кружков школы учитывается требования к режиму работы ГПД.



Характеристика кадрового состава.

В 2010-2011 учебном году в школе работает 14 педагогов: из них 11 имеют высшее образование, 3 - среднее специальное педагогическое образование. 10 учителей имеют первую квалификационную категорию, 2 учителя – вторую квалификационную категорию, 1 – не имеет категории.

Для осуществления перехода школы на ФГОС НОО, реализации инициативы «Наша новая школа» и на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 16.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» реализовался план-график повышения квалификации учителей начальных классов в связи с введением новых Стандартов. Прошли курсы повышения квалификации по работе по новым ФГОС следующие учителя начальных классов: Комакова И.В., Осинина М.А., Тарасова Е.Н., учитель английского языка Шилина В.В., заместитель директора по УВР Осинина Е.А.

Своей профессиональной задачей, коллектив школы считает поддерживать уровень преподавания, который бы соответствовал современным требованиям.

Для реализации основных образовательных стандартов начального общего образования в школе имеются следующие материально-технические ресурсы

- 3 учебных кабинета начальных классов;

- 1 компьютерный класс

- столовая на 30 посадочных мест;

- актовый зал;

- спортивный зал;

- библиотека;

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет)

- центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени

образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память,

произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-

символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

- развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований

познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления обучающихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребёнка младшего школьного возраста являются: словесно-логическое мышление; произвольно-смысловая память; произвольное внимание; письменная речь; произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации; интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), и также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.

Реализация этих целей предполагает:



  • побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;

  • поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;

  • расширение опыта самостоятельного выбора;

  • формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе – за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство).

Реализация ООП начальной ступени общего образования осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:

  • учебном сотрудничестве (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная дискуссия, групповая работа);

  • индивидуальной учебной деятельности (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

  • творческой и проектной деятельностях (художественное, конструирование);

  • учебно–исследовательской деятельности;

  • трудовой деятельности (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

  • спортивной деятельности (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Черновской СОШ учитывает требования к образованию, которые предъявляют стандарты второго поколения. Принципиальным походом к формированию ООП начального общего образования стал учёт изменения социальной ситуации развития современных детей.

Наряду со знаниевым компонентом в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет установить баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения. Определение в программе содержание тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, что обеспечивает интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

ООП НОО построена с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

· личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Разработанная образовательная программа начального общего образования МБОУ Черновской СОШ предусматривает:

·достижение планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

·выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

·организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; ·участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

·использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

·возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

·включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.
Основная образовательная программа начального общего образования предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития школьника младшего возраста, нацелена на:

- развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию обучающихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.

- формирование ключевых компетентностей обучающегося: в решении задач и проблем, информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;

- овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом);

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности обучающихся, обеспечение их эмоционального благополучия.

- подготовку обучающихся к обучению в основной школе;

Достижение этих целей предполагает использование современных образовательных технологий развивающего и проблемного обучения:

- проектный метод обучения,

- исследовательский метод

- технология творческих мастерских;

- информационные технологии;

- игровые технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Выбор современных образовательных технологий продиктован новыми требованиями ФГОС.



следующая страница >>



Фанатики готовы уничтожить мир, чтобы спасти его от того, чего они не понимают. Мариан Добросельский
ещё >>