Основная образовательная программа Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Гимназии №1504 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа Государственного бюджетного образовательного... 38 7556.81kb.
Приложение 1 умк «Школа 2100» 13 2622.95kb.
Образовательная программа государственного бюджетного образовательного... 10 1467.55kb.
Образовательная программа Государственного бюджетного образовательного... 10 2081.1kb.
Самообследование Государственного бюджетного образовательного учреждения... 6 1513.62kb.
Самообследование по направлениям деятельности Государственного бюджетного... 4 833.01kb.
Принято: на заседании Управляющего Совета 1 260.68kb.
Самообследование государственного бюджетного образовательного учреждения... 10 1337.73kb.
Приказ № от 2012 г. Положение государственного бюджетного образовательного... 1 55.39kb.
Публичный доклад государственного бюджетного образовательного учреждения... 3 617.2kb.
1. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного... 7 1093kb.
Сведения о количестве обращений граждан, рассмотренных 1 15.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Основная образовательная программа Государственного бюджетного образовательного учреждения - страница №1/4

Основная образовательная программа Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Гимназии № 1504

Директор ГБОУ Гимназии № 1504

Шарай Надежда Андреевна




Утверждена

на заседании педагогического совета

09 ноября 2012 года

2012 год


Содержание

Раздел I. ЦЕЛЕВОЙ





1.1.

Пояснительная записка.




3




- Нормативные документы, регламентирующие введение ФГОС




3




- Результаты SWOT – анализа потенциала развития гимназии




6

1.2.

Планируемые результаты освоения ООП




20




- План действий по достижению результатов




26




- Реализация проекта «Наша новая школа»




34




- План реализации проекта «Личность»




35




- План реализации проекта «Эффективное воздействие»




37




- План реализации проекта «Профессионал»




39

1.3.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.




43

Раздел II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ








2.1.

Программа развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков)




44




- Модульная программа формирования общеучебных умений и навыков




45




- Состав и структура учебных действий




73

РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ

1.1 Пояснительная записка

Переход общеобразовательного учреждения на ФГОС нового поколения предполагает организацию целостного пространства духовно-нравственного развития учащихся, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированный в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельности обучающегося и его родителей. При этом образовательное учреждение должно создавать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс в гимназии на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Нормативные документы, регламентирующие введение ФГОС

1. Конституция Российской Федерации, ст. 43. п.5.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Федеральный закон «Об образовании» с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, вступивших в силу с 1 января 2005 года и от 21.07.2007 N 194-Ф3, вступивших в силу с 1 сентября 2007 года и № 309, вступивших в силу с 01.12.2007 года.

4. «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» (постановление Правительства РФ № 196 от 19.03. 01 года, «Собрание законодательства РФ», 26 марта 2001 года, № 13 , стр. 1252).

5. Приказ Минобрнауки России № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России № 17785 22 декабря 2009 года)..

6. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".

7. Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373".

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".

9. Приказ Минобрнауки РФ от 17.11.2010 г. №1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".

10. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

11. Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. №1241 "О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования...".

12. Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011 – 2012 учебный год».

13. Приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010г №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10….».

15. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №761н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".

16. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2011 г. №448н "О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

17. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 07-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта начального общего образования".

18. Письмо Минобрнауки РФ от 14.07.2011 № 03-455 с выпиской из протокола заседания Координационного совета.

19. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год.

20. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (начальная школа).

21. Письмо Минобрнауки РФ от 25.02.2011 г. № 03-114 «О мониторинге ФГОС общего образования».

Настоящая программа предусматривает цели и задачи гимназии, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения образовательных программ обучающимися 5-х классов и в соответствии с мониторинговыми исследованиями образовательной и социокультурной ситуации в гимназии и возможностями социально-культурного пространства в микрорайоне.

Результаты SWOT-анализа потенциала развития гимназии


  1. Оценка актуального состояния внутреннего потенциалы школы

Сильная сторона:

1. Положительный имидж образовательного учреждения у родителей обучающихся.

2. Высокий уровень квалификации педагогических работников.

3. Готовность педагогического коллектива к освоению ФГОС.

4. Применение в учебном процессе информационных технологий.

5. Преемственность в обучении начального и среднего образования.

6. Готовность педагогического коллектива к внедрению инновационных технологий и методов в образовательный процесс.

Слабая сторона:

1. Недостаток техники нового поколения и другого оборудования, учебно-методических комплексов, направленных на освоение ФГОС.

2. Снижение мотивации всех участников образовательного процесса к самостоятельной, исследовательской деятельности.


  1. Оценка перспектив развития школы в соответствии с изменениями внешнего окружения

Благоприятные возможности:

1. Расширение сферы влияния образовательного учреждения: общественность микрорайона, привлечение контингента обучающихся за счёт организации ТОК.

2. Повышение качества обучения за счёт ротации в рамках ТОК.

3. Совершенствование образовательной информационной среды школы, включение дополнительных ресурсов информатизации.

4. Высокий уровень квалификации педагогических работников.

5. Расширение возможностей школьной образовательной среды, переход на новую стратегию развития образовательного процесса.

6. Интеграция предметных областей, расширение новых методик освоения учебной дисциплины.

7. Выделение в педагогической среде учителей, курирующих вопросы самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся, стимулирование деятельности администрацией школы.

8. Формирование системы внутреннего школьного мониторинга, с включением вопросов востребованности образовательных услуг.

Риски:

1. Низкий рейтинг отдельных предметов и образовательных услуг.

2. Стремительный естественный процесс «Смена поколения педагогов».

3. Отсутствие ключевых компетенций в области информатизации образовательной среды у ряда педагогических работников.

4. Невостребованность платных дополнительных услуг .

5. Ригидность, стереотипность мышления отдельных педагогов может служить угрозой инновационному процессу в гимназии.

6. Угроза регресса исследовательской работы как у учителей, так и у учащихся.

Принципы и подходы к формированию ООП

Цель работы образовательного учреждения ГБОУ Гимназия № 1504 – создание возможностей для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей свободно ориентироваться в условиях рыночной экономики и гражданского общества, способной к творчеству, самореализации в условиях социально-полезной деятельности.



Миссия (основное предназначение) нашего образовательного учреждения: «Во-первых, через созданную продуктивную образовательную систему  содействовать обеспечению эффективного будущего потенциала нашей страны – личностного, научного и производственного. Во-вторых, помочь сегодняшним школьникам вырасти максимально подготовленными к сложной современной жизни; научить их не выживать, а стать личностями, раскрывая свои способности, реализуя свои возможности, занять достойное место в обществе».

Чтобы стать успешными в жизни, наши выпускники должны обладать качествами в соответствии с моделью выпускника.



Выпускник начальной школы:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться (в соответствии с программой УУД);

  • способный к организации собственной учебной деятельности;

  • любящий родной край и свою страну;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;

  • уважающий чужое мнение и умеющий высказывать своё;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Выпускник школы:

  • освоивший на уровне требований государственного стандарта к уровню подготовки выпускников средней школы все общеобразовательные программы по предметам школьного учебного плана;

  • убежденный в необходимости ведения здорового образа жизни;

  • владеющий навыками саморазвития и самообразования;

  • знакомый с механизмами адаптации к жизни в обществе;

  • действенно-практический и коммуникабельный;

  • умеющий строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты.

В качестве педагогического инструментария, который позволит педагогическому коллективу образовательного учреждения достигнуть поставленных задач и выполнить свою миссию, выбраны и реализуются методологические основы трудов Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского, П.П. Блонского и П.Ф. Каптерева, нашедшие свое продолжение в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили, А.Н. и А.А. Леонтьевых, Д.И. Фельдштейна, А.Г. Асмолова, С.К. Бондыревой и многих ученых. К ним добавился опыт и авторские методики учителей, сумевших достичь значительных успехов в своей профессиональной деятельности, те ценные научные и исследовательские разработки, которые по определенным идеологическим и конъюнктурным причинам не могли быть внедрены в свое время.

Три кардинальные и принципиальные позиции ОП.

1. Системность. Дети с 3-х лет (в связи с вхождением дошкольных учреждений в состав ТОК) и до окончания школы учатся эффективно пользоваться своими знаниями и умениями по  целостной образовательной системе, посредством которой максимально раскрываются способности ребенка, на доступном языке даются ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?». Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.

2. Непрерывность.   Совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих в ходе их решения постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся на каждом из последовательных временных отрезков.

3. Преемственность. Под преемственностью понимается непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – старшая школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение, то есть, в конечном счете единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

Система принципов Образовательной программы:

а) Личностно ориентированные принципы

Принцип адаптивности. Развивающая парадигма образования предполагает совершенно определенный тип школы. Это такая (адаптивная) школа, которая «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды» (Е.А.Ямбург). Не ребенок для школы, а школа для ребенка! Она должна быть предельно гибкой системой, чтобы в ней нашли себе место и дети, по тем или иным причинам оказавшиеся позади основной массы сверстников, и одаренные дети, и дети с разной подготовленностью и разными интересами.

Принцип развития. В нашем представлении основная задача школы – это развитие школьника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию. Развивающее образование в исконном, прямом смысле этого слова ориентировано на то, чтобы создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя и не только свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и способности, но именно личность.

Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника атмосферы. В-третьих, принцип комфортности требует опоры на внутренние мотивы и, в частности, на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперед.

б) Культурно ориентированные принципы

Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.

Принцип целостности содержания образования. Мы учим нашего школьника так, как если бы его голова была устроена по образцу приложения к школьному аттестату зрелости, – разделена на отдельные графы или клеточки. Но ум его един, как едино и сердце. Отсюда важнейшая особенность содержания образования, - оно изначально едино.

Принцип систематичности. Совершенно ненормально, когда единый, непрерывный учебный процесс распадается на плохо прилаженные друг к другу куски. С самого начала образование должно быть едино и систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования. В частности, начальная школа – не подготовка к будущей «настоящей» школе, а ее органичная часть. С другой стороны, школьное образование должно логично и последовательно «вытекать» из дошкольного образования и «перетекать» в высшее. Непрерывность и систематичность обучения требуют на разных этапах развития школьника различной группировки содержания, вычленения различных предметов.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя. Образ мира – это одновременно и образ нашего переживания мира, нашего отношения к миру. Мы пристрастны в нашем видении мира, оно всегда окрашено нашим переживанием. Мировоззрение – не отстраненное «воззрение на мир», а видение его через нашу личность, через мотивы и установки, ценности и убеждения, в свете нашего индивидуального опыта – не только познавательного, но и эмоционально-смыслового. А значит, важнейшей особенностью целостного развертывающегося знания является его ориентированность не только на сознание ученика, но и на его личность, выработка в процессе учения не только знаний, но и отношения к этим знаниям.

Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание школьного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Не надо смешивать общее образование с профессиональным. Задача общего образования – помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности. Поэтому форма представления знаний в учебном процессе должна быть понятной учащимися и принимаемой ими. Вторая сторона этой же, в сущности, проблемы: будучи частью научной картины мира (или, по крайней мере, стремясь к ней как к математическому пределу), знания обязаны отражать в процессе обучения язык и структуру научного знания.

Принцип овладения культурой. В самом первом приближении культура – это способность человека ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом. Культура есть функция, но не субстанция: человек как социальный субъект «ведет себя» каким-то общепринятым и целесообразным способом, который может и должен быть описан в терминах культуры. Выражаясь метафорически, культура – своего рода указатель оптимального и в то же время нормативного способа действий в мире и понимания мира, а также границ и факторов, определяющих выбор такого оптимального способа среди нормативных.

в) Деятельностно-ориентированные принципы

Принцип обучения деятельности. Мы учим деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Мы должны научить школьников предметно-практическим действиям (простейшим трудовым процессам, счету, чтению и письму, хотя бы элементарному практическому общению на иностранном языке и пр.). С другой стороны, у них должны быть сформированы способы и приемы чисто учебной деятельности (вроде правильной записи условий задачи или техники синтаксического разбора) и деятельности познавательной (например, способы работы со справочной литературой). Должны быть сформированы умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учащийся должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения.

Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Обеспечить такой переход необходимо потому, что основная цель общего образования – сделать ученика готовым к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни. Эта задача связана с переходом от «сиюминутной», ситуативной ориентировки к поиску и использованию внеситуативных ориентиров, к использованию системы знаний как «универсальной» ориентировочной основы.

Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика. Обучение деятельности, вообще процесс обучения, предполагает на определенном этапе совместную учебно-познавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя. Знаменитое понятие зоны ближайшего развития, выдвинутое Л.С. Выготским, как раз соотнесено с этой идеей. Зона ближайшего развития – это то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен выполнить самостоятельно. То, что сначала выступает в форме коллективной деятельности учащихся, затем, в результате процесса интериоризации, начинает существовать как внутренний способ мышления ребенка.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие. Особенно актуален такой подход для обучения грамоте, родному языку, иностранному языку. Дело в том, что у ребенка к моменту начала школьного обучения уже сформирована система так называемых психолингвистических единиц и имеется первоначальное осознание (рефлексия) родного языка, сложились основы языкового чутья (языковой интуиции).

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее в школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что-то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.


следующая страница >>



Когда-то экономистов спрашивали: «Если вы такие умные, то почему вы такие бедные?» А теперь мы можем спросить: «Оказалось, вы не такие уж умные. Почему же вы такие богатые?» Эдгар Фидлер
ещё >>