Основы логопедии с практикумом раздел I. Введение в логопедию умк содержание тема 1 Логопедия как научная дисциплина Тема 2 Основные - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема №2. Основы риторики. Культура ораторской речи 1 140.5kb.
Тема II коммуникативный и этический аспекты культуры речи I. 1 85.5kb.
Программа для поступающих в аспирантуру 13. 00. 03 Коррекционная... 1 115.61kb.
Краткое содержание курса Тема 1: Введение в операционные системы... 1 27.35kb.
«Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия... 1 307kb.
Тема Культура речи как образовательная 1 40.28kb.
Вопросы к Государственному экзамену по курсу «Логопедия с методиками... 1 44.78kb.
Обзор законодательных актов. Раздел правила дорожного движения тема... 1 410.4kb.
Тема; Употребление причастий в речи. Цель 1 33.71kb.
1. Крийя-йога. Введение Тема Хатха-йога. Джала нети Тема Асаны. 35 7817.78kb.
Занятие по логопедии в 6 классе. Тема: Антонимы. Подбор антонимов... 1 47.37kb.
Вводится в действие с момента переутверждения вместо ранее утвержденного 14. 4 666.4kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Основы логопедии с практикумом раздел I. Введение в логопедию умк содержание тема - страница №1/10

ГБОУ СПО Педагогический колледж № 4 СПб

«Логопедия с практикумом

по звукопроизношению»

(УМК КИМ)

Преподаватель: Шмакова Л.П.

Санкт-Петербург

2011
ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ С ПРАКТИКУМОМ



Раздел I. Введение в логопедию

УМК
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1 – Логопедия как научная дисциплина

Тема 2 – Основные понятия о речи

Тема 3 – Онтогенез речи детей

Тема 4 – Анатомо-физиологические механизмы речи

Тема 5 – История становления логопедии как научной дисциплины

Тема 6 – Клинико-психолого-педагогическая классификация нарушения речи


Аудиторных часов лекций – 10 часов

Практическая работа – 4 часа

Самостоятельная работа – 6 часов

Всего – 20 часов




Логопедия как наука
План

  1. Определение логопедии как науки

  2. Цели и задачи логопедии

  3. Связь логопедии с другими науками

  4. Методы логопедии

Литература:

Л.С.Волкова «Логопедия» стр. 5-10

Т.Б.Филичева «Основы логопедии» стр. 4-10
Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедия является частью науки



коррекционная педагогика

олигофрения сурдопедагогика ЗПР


тифлопедагогика логопедия

Структура педагогики

дошкольная школьная подростков и взрослых




Предметом логопедии как науки является изучение нарушений речи и процесса обучения и воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности.

Объектом изучения логопедии как науки является человек (индивидуум), страдающий нарушениями речи.

Цель логопедии как науки: разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждение речевых расстройств.

Задачи логопедии как науки:

  1. Изучение закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития;

  2. Определение распространенности и симптоматики нарушений речи у детей дошкольного и школьного возраста;

  3. Исследование структуры речевых нарушений и влияние их на психическое развитие;

  4. Разработка методов педагогической диагностики и типологии речевых расстройств;

  5. Разработка научно обоснованных методов устранения и предупреждение разных форм речевой недостаточности;

  6. Организация логопедической помощи населению

Теоретическое изучение Практическое устранение


Условия, необходимые для решения этих задач:

  • Использование межпредметных связей;

  • Обеспечение взаимосвязи теории и практики;

  • Осуществление принципа раннего выявления;

  • Пропаганда логопедических знаний;

Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.

Основные направления логопедического воздействия: развитие речи; коррекция речи; профилактика.

Связь логопедии с другими науками

внутрисистемные межсистемные

педагогика (различные отрасли) медицина

психология лингвистика

частные методики языкознание



Номер пп

Принципы

Методы

1

2


3
4

5


Системности (речь – целостная функциональная система)
Комплектности (общие и специфические закономерности развития аномальных детей)
Развития (учение Л.С. Выготского)
Онтогенетический (разработка методов коррекционной работы ведется с учетом последовательного появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе)
Общие дидактические принципы

Организационные

Эмпирические


Статистические


Интерпретационные


Проверь себя


  1. Определение науки логопедии?

  2. Цели и задачи?

  3. Методы и принципы?

  4. Что является предметом изучения?

  5. Объект изучения?

  6. Почему логопедию относят к педагогике?

  7. Почему логопедия занимается лишь теми дефектами, которые возникают на фоне нормального физического слуха?

  8. Структура логопедии?

  9. История возникновения логопедии как науки?

  10. Какие дефекты речи являются наиболее сложными: органические или функциональные? Почему?

  11. Связь логопедии с другими науками.


Контроль по теме:

  • Устный опрос

  • Письменный опрос (программированный)


Основные понятия о речи.

Онтогенез речи детей.
План

1. Понятие о речи как о целостной функциональной системе.



  1. Речь. Язык, Мышление.

  2. Онтогенез речи детей.

а) Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи;

б) Формирование лексико-грамматической стороны речи;

4. Кризисы в развитии речи детей.

5. Сензитивные периоды в развитии речи.

6. Диагностика разных сторон речи.
Литература:


  1. Л.Л.Касаткин и др. «Русский язык» под ред. профессора Л.Ю.Максимова (I-II ч.) I ч., гл. Введение в науку о языке, стр. 31-36 М., 1989 г.

  2. Детская речь как предмет лингвистического изучения. С-Петербург, 1987 г. М.В. Сборник научных трудов. Ответственный редактор Стелла Наумовна Цейткин.

  3. А.Н.Гвоздев «Вопросы изучения детской речи». М., 1961 г. – 1981 г. Саратовский университет: «От первых слов до первого класса « (на материалах дневника А.Н. Гвоздева).

  4. Л.С. Волкова «Логопедия». Вводная тема.

  5. Т.Б. Филичева «Основы логопедии», стр. 22 – 26.


Речь – представляет собой одну из сложных высших функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой ведущая роль принадлежит головному мозгу. Локализация речевых функций сложна и изменчива. Найти одну какую-то точку речи в коре головного мозга невозможно. Речь – интегрированная работа разных участков головного мозга (И.П. Павлов).

А.Р. Лурия – основой всякой высшей психической деятельности являются не отдельные центры, а сложная функциональная система. Речь – это деятельность людей, использующих средства языка для общения, для передачи определенной информации, побуждения к действию и т.п. Речь служит составной частью познавательной, бытовой, трудовой и иных видов деятельности человека.



Функции речи:

  1. Номинативная или сигнификативная;

  2. Информативная;

  3. Коммуникативная.

Виды речи:

  1. Внешняя:

  1. Устная речь. По механизмам, по способам кодирования устная речь включает в себя:

а). Говорение – т.е. отправление акустических сигналов, несущих информацию.

б). Слушание или аудирование – восприятие и понимание речи.

2. Письменная речь включает в себя письмо, т.е. зашифровку речевых сигналов с помощью графических знаков – букв. Чтение – т.е. расшифровку этих графических знаков и графических комплексов.

II. Внутренняя речь – это языковое оформление мысли без его высказывания устного или письменного. Процесс внутренней мысленной речи протекает с большой скоростью, внутренняя речь менее распространена, фрагментарна, отрывочна, очень динамична, лишена строго грамматической оформленности – у детей возникает с момента овладения фразовой речью.

Устная речь обладает средствами выразительности: точность, ясность, простота, чистота, уместность и т.п. Как речь воспринимается и продуцируется с точки зрения психологии. Способность формирования и оформления мысли посредством языка. Понимание + говорение = психологическая коммуникативная деятельность.



Задачи говорящего:

  1. Отбор слов;

  2. Связь слов в соответствии с нормами языка;

  3. Непосредственно произношение слов. Для произношения слов в головном мозге происходит отбор команд для организации речевых движений, последовательность этих команд носит название артикуляторной программы. Минимальной единицей артикуляционной программы является слог. Слово и предложение рассматривается как последовательность слогов. Эта последовательность постоянно управляется корой головного мозга, в результате реализации артикуляционной программы возникают определенные звуки, и формируется устная или экспрессивная речь.

Задачи слушающего:

  1. Восприятие речи;

  2. Понимание высказанной мысли;

  3. Ответная реакция;

Человек воспринимает обращенную речь как отдельные элементы звучания, комбинирующиеся в определенном порядке и последовательности. Эти элементы составляют слова, из слов формируются предложения. Такими элементами считаются фонемы – т.е. обращенные образцы звука (в русской языке 42 фонемы). Человек воспринимает колоссальное количество звуков. Часть звуков складывается в систему фонематических признаков – вычленение фонем осуществляется слуховым анализатором при участии речедвигательного, тем самым обеспечивается различение фонем, далее происходит более высокий уровень анализа и синтеза смысловых значений элемента, т.е. уровень понимания. Слово имеет сигнальное значение. Для приема мысли, заключенной в речи, необходимо не только понимание слов, но и отношений между словами. Уровень понимания речи тесно связан с интеллектуальной деятельностью.

Речь тесным образом связана с мышлением. Л.С. Выготский: «Речь неотделима от мысли – речь есть процесс превращения мысли в слово». Н.И. Жинкин: «Речь – это канал развития интеллекта». Чем раньше будет освоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания «кто ясно мыслит, тот четко излагает».

Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности. Опосредованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений.

Язык – система знаков или звуковая деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между людьми. Язык – явление физическое, материальное. Не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира. Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни и очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром слова. Задача взрослых помочь правильному развитию речевых функций ребенка. Для этого необходимо знать онтогенез речи детей. Развитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Вопросами изучения детской речи занимались и занимаются многие ученые: А.Н. Гвоздев «Вопросы изучения детской речи», М. Кольцова, В.К. Орфонская, К.Ив. Чуковский и др., психологи Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.Р. Лурия, Г.Л. Розенгард-Пулко и др. Выделяют два периода в развитии речи: I период – подготовительный от 0 до 2 лет. II период – оформление речи. В акте речи присутствует два компонента:

а. Говорение

б. Понимание

Импрессивная речь, или понимание, - восприятие речи строится на хорошем эмоциональном фоне.



  • 1 месяц – ребенок отвечает сосательными движениями на речь окружающих (как будто что-то хочет сказать), ребенку нравится, что с ним разговаривают.

  • 2 месяц жизни – ребенок успокаивается, услышав колыбельную песенку, узнает голос мамы (слышит внутриутробно с 20 недель беременности).

  • 3 месяца – «комплекс оживления» - реагирует на говорящего, поворачивает голову в сторону говорящего, реагирует на свое имя. Перестает плакать, выражает радость, восторг, слыша речь взрослых (к концу третьего месяца жизни заканчивается формирование слуховых функций, формирование мозговых структур, которые отвечают за слуховую функцию). Первые три месяца жизни очень важны для формирования понимания речи и возникновения связной речи.

  • К 6 месяцев – ребенок понимает информацию, обращенную к нему – словесные инструкции типа: «иди ко мне», «закрой глазки» и т.п. Тянет руки к взрослому, понимает обращенную к нему фразу и соответственно реагирует на речь взрослых.

  • 8-9 месяцев – понимает и может выполнять действия по заданию взрослого – точно координирует движения, понимает 10-12 слов.

  • 1 год - 1 год 6 месяцев – проявляет активный интерес к окружающему миру, огромный интерес к речи взрослых, много понимает, но мало говорит. Пассивный словарь богаче активного словаря. Огромный скачок в плане интеллектуального развития – интенсивно развивается кора большого полушария мозга.

  • 1 год 6 месяцев – 1 год 8 месяцев – огромный интерес к художественной литературе, любит слушать сказки, «читать». Адекватно реагирует на героев, сопереживает, увлекается мелодикой стихотворения, живо реагирует на интонацию, выразительность, красочность речи, не всегда понимая содержание произведения. Различает на слух звуки родного языка, различает слова, отличающиеся одной фонемой (уши – усы – покажи, где? Суп – зуб – где, покажи?).


Этапы развития экспрессивной речи

  • Первые дни жизни – предречевые вокализации произнесения гласных, пение, вскрики, гуканье и т.п., чаще произносит заднеязычные звуки к – к’, х –х’, г – г’.

  • 2 месяц жизни – гукает, гулит.

  • 3 месяц жизни – произносит большое количество звуков, звуковых комплексов (закончилось формирование слуховых функций).

  • 4 месяц жизни – перекликается со взрослым.

  • 5-6 месяц жизни – появляется оформленный слоговый лепет, поет цепочки слогов, играет с ними (па-ка-на, да-дя), бесконечно повторяет отдельные звуки, может произнести неосознанно слово. Лепет не является отражением речи, формируется не по подражанию и практически не имеет социальной сущности (слогоподобные комплексы).

  • 8-9 месяц жизни – может по подражанию произносить отдельные слова, простые фонетические – ляля, дядя, мама, папа, тетя и т.п., может специально по просьбе не говорить.

  • 12 месяц жизни – самостоятельно произносит 10-12 слов, количество может быть и большим (исследования Правдиной О.).

  • 1 год жизни – происходит огромный скачок в развитии экспрессивной речи с одного года до двух лет. Словарь увеличивается во много раз (20-30 раз) – 200-300 слов к двум годам.

  • 2 года описательная речь, может делиться впечатлениям при помощи слов. Есть все гласные и большинство согласных звуков, но у каждого ребенка индивидуальное развитие. Есть план появления звуков родного языка в онтогенезе, составлен Богородицким – (п, б, м, д, т, н, к, г, х, с, з, в, л’, ф, ц, ш, ж, ч, щ, л, р) – большинство согласных звуков звучит смягченно, что является нормальным явлением в развитии речи ребенка двух лет. Вопросами развития фонематического восприятия занимался Н.Хр. Швачкин. Выделяет следующие стадии, которые проходит ребенок в овладении фонетической стороной речи в возрасте от 11 месяцев до 1 года 10 месяцев.

I стадия. Гласные – отличает гласный а от остальных, и-у, э, о, , у, иэ, уо.

II стадия. Предварительное различие сонорных и артикулируемых шумных (м-б, р-д, п-г) – в. Различение твердых и мягких согласных б-б’, д-д’, п-п’, м-м’.

III стадия. Различение назальных плавных и йотированных м-л, м-р, н-л, н-р, н-j, м-j.

IV стадия – шумные согласные, губные, язычные. б-в, в-з, ф-х, в-ж; переднеязычные – д-г, ш-х; заднеязычные – с-х; глухие и звонкие – б-п, д-т, к-г; шипящие-свистящие – ж-з, с-ш.



  1. В дошкольном возрасте формируются следующие функции (по данным В.К. Орфинской).

  1. Функция слухо-произносительная дифференциация фонем.

  2. Формирование фонематического анализа (простых и сложных форм), фонематического синтеза и фонематических представлений (развивается поздно, с 2-х лет знают буквы, но не читают).

  3. Функция смысло-различительная (крыша-крыса, мышка-миска и т.п.)

  1. Формирование лексико-грамматической стороны речи. К 2 годам синтезирует слова в предложения, сначала по подражанию (до этого от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев – период грамматической неоформленности). Предложения состоят из слов-корней. С 1 года 10 месяцев до 3 лет – период практического овладения правильным построением предложения. Следующая последовательность в овладении предложениями:

  1. Простые нераспространенные предложения.

  2. Простые распространенные предложения.

  3. Сложные бессоюзные предложения.

  4. Сложные с союзами, сложносочиненные предложения.

  5. Сложноподчиненные с причинно-следственными и временными отношениями.

Усвоение служебных частей речи формируется с 3-х лет. 3 года – предлог «в», 4 года предлог «на», 4 года 6 месяцев – предлог «над», 6 лет – все служебные части речи. В 4 года формируется система словоизменений (детское словотворчество). С 4-х до 8 лет усваивается система словообразования (ранее усвоенные уменьшительно-ласкательные суффиксы), в 5-6 лет типы склонений, спряжения, к момента поступления ребенка в школу, речь у него должна быть сформирована полностью и грамматически оформлена в соответствии с нормами родного языка (примеры детского словотворчества «От двух до пяти» К.И. Чуковского).

Психологическая периодизация, предложенная А.К. Марковой «Психология усвоения языка как средства общения».

  1. Младший возраст – до 1 года доинтеллектуальная стадия. Устанавливается и поддерживается эмоциональный контакт со взрослым, развивается импрессивная речь, в конце первого периода проявления номинативной функции, первые акты общения, т.е. социальная функция.

  2. Ранний возраст – од 1 года до 3-х лет. Усвоение символической и обобщающей роли слова. Слово становится не только средством общения, но и познания, в коммуникативной функции речь связывается с практической деятельностью. Усвоение слогового состава слов, затем их звукового состава. В 2 года от 30 до 100 слов, в 3 года – от 300 до 1000 слов. С двух лет идет грамматическое оформление слов.

  3. Дошкольный возраст – от 3 до 6 лет. Наряду с функцией общения активно развивается познавательная функция, функция обобщения. К 4-5 годам появляется планирующая, регулирующая функция, идет активное накопления языковых средств. В 4 года – 4 тысячи слов, в 6 лет – до 7 тысяч слов и выше.

Кризисы в развитии речи

  1. Само появление ребенка на свет, т.е. натальный период.

  2. 1 год – интенсивное корковое развитие, физическое развитие, интеллектуальный скачок.

  3. 3 года – формирование связной речи – появление внутренней речи.

  4. 6-7 лет – наслоение письменной речи на устную.


Анатомо-физиологические основы речи
План

  1. Понятие о речи как о целостной функциональной системе. История изучения вопроса.

  2. Строение речевого аппарата.

а. Центрально-речевой аппарат;

б. Периферический речевой аппарат



3. Деятельность речевой функциональной системы (по А.Р. Лурия).
Литература:

  1. Л.С. Выготский. Мышление и речь. Собрание сочинений 1982 г., Т.2.

  2. Н.Ив. Жинкин. Речь как проводник информации. М., 1982 г. «Язык и сознание» – 1979 г. «Механизмы речи».

  3. А.Р. Лурия. Основы нейропсихологии. М., 1973 г.

  4. Р.Е. Левина Основы теории и практики логопеда. М., 1968 г., с. 7-30.

  5. О.В. Правдина. Логопедия. М., 1973 г., с. 5-8.

  6. М.Е. Хватцев. Логопедия. М., 1959, переизд. 1996 г.

  7. Л.С. Волкова Логопедия. М., 1989 г., с.7-9.

  8. Т.Гэ. Филичева и др. основы логопедии. 1989 г., с. 19-21.

  9. А.Р. Лурия. Высшие корковые функции человека. 1979 г.


Речь – является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Сложнейшая система языка является продуктом длительного общественно-исторического развития, и усваивается ребенком в сравнительно короткое время. Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организацией речевого процесса о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности. Для понимания механизмов речевых нарушений и выявления закономерностей коррекционного процесса важными являются знания о динамической локализации высших психических функций, о мозговой организации речи. Как учение о механизмах речи складывалось исторически? Вопрос непростой. Окончательно не можем поставить точки. Речь сама по себе не простая функция, не может быть сведена к элементарным вещам.

Гиппократ, V век до н.э. – речь – функция головного мозга.

Немецкий ученый Майер 1779 г. разные умственные способности могут быть локализованы в разных участках головного мозга.

Жан Батист Буйе 1825 г. – разные участки головного мозга отвечают за отдельные психологические качества человека (центр памяти, лжи, агрессии и т.д.), что являлось ошибкой, но это учение вошло в историю.

Сельский врач Марк Дакс 1836 г. – сделал доклад, в котором доказывал, что речь контролируется левым полушарием (40 случаев афазии у пациентов поражение в левом полушарии, к сожалению, это глобальное открытие осталось незамеченным).

Поль Брока – доклад на заседании антропологического общества 1861-1864 гг. – все поражения у неговорящих пациентов, которых он лечил, оперировал, находились в задней части третьей лобной извилины левого полушария, т.е. там находятся двигательные центры речи.

Карл Вернике 1874 г. – центр речеслуховой в задней третьей верхней височной извилине, - эта теория локализации центров речи была поддержана учеными того времени. 1881 г. исследования центра письменной речи в теменно-затылочной области.

Ученый Гайлер – разные части головного мозга могут иметь отношение к разным функциям, но в то же время мозг является единым органом, трансформирующим впечатления и психические процессы (он был не прав в том, что части головного мозга равнозначны).

Джон Хьюлекс Джексон – английский ученый, при очаговом поражении мозга наблюдается неполное выпадение функций.

Учения И.П. Павлова о динамической локализации функций – функция формируется, при этом участвуют разные участки головного мозга. У разных людей эта локализация может быть разной (при норме и у левшей и у правшей речевая функция находится в левой части головного мозга, при поражении левой части может быть в правой, происходит компенсация).

Учения П.Анохина, Бернштейна и др. – речевая функциональная система основана на деятельности многих структур мозга, каждая из которых выполняет определенную операцию речевой деятельности.

Вывод. В начале XX века была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И.П. Павлов дал новое направление этому, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна. Но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией».

В настоящее время благодаря исследованиям П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различный ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения, люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов. Для того, чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем, эти движения должны быть автоматизированы, т.е. осуществлялись без специальных произвольных усилий. Обычно говорящий следит только за течением мысли, а не задумывается о механизме произнесения речи.

Для понимания действия механизма речи, необходимо знать строение речевого аппарата.

Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга, каждая из которых выполняет специфически определенную операцию речевой деятельности.

А.Р. Лурия выделяет 3 функциональных блока в деятельности мозга.

Первый блок – включает подкорковые образования (образование верхнего ствола и лимбической области). Он обеспечивает нормальный тонус коры и ее бодрственное состояние.

Второй блок – включает кору задних отделов больших полушарий, осуществляет прием, переработку и хранение чувственной информации, получаемой из внешнего мира, является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные (гностические) процессы. В его структуре выделяются первичные, вторичные и третичные зоны. Первичные зоны – это проекционные зоны коры. В них происходит прием чувственной информации от определенных органов чувств.

Над аппаратами первичных зон коры надстроены вторичные зоны, которые осуществляют анализ возбуждений, получаемых первичными зонами. Вторичные зоны, как и первичные, сохраняют свою специфическую модальность (зрительные, слуховые и другие зоны). Первичные и вторичные зоны представляют собой корковый отдел того или иного анализатора (зрительного, слухового и др.).



Третичные зоны – это перекрытия анализаторов. Теменно-височная, затылочная зоны обеспечивают интеграцию чувственной информации различных модальностей, за счет работы третичной зоны происходит ориентировка в пространстве и во времени, при этом каждое полушарие работает по-разному. Третичная зона – лобный полюс – это наиболее позднее филогенетическое образование (созревает к 12 годам) – ведает разработкой и реализацией сложных произвольных программ.

Третий блок (двигательный – кора передних отделов головного мозга – блок программирования, регуляции и контроля – это двигательная зона). I первичная центральная извилина, II зона – премоторная – управляет сериями движений (один из участков центра П. Брока). III зона – разработка и реализация сложных произвольных программ.

Речевая деятельность – совместная работа всех блоков.



Центральный речевой аппарат состоит из коры головного мозга, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам. Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи – это лобная, височная, теменная, затылочная доли преимущественно левого полушария. Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр П. Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью. Куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике) – осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие букв при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых. Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи. Проводящие пути. Кора больших полушарий мозга связана с органами периферического речевого аппарата двумя видами нервных путей: центробежными (двигательные нервные пути) соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока. От периферии к центру коры головного мозга идут центростремительные пути, центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная система.

Барорецепторы находятся в глотке, возбуждаются при изменениях давления на них. Когда мы говорим, происходит разделение проприорецепторов и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга. Центростремительный путь играет большую роль в регуляции всей деятельности речевых органов.
Контрольные вопросы: задания


  1. Каковы функции центрального речевого аппарата и его отделов? (механизмы по А.Р. Лурии)

  2. Какие органы артикуляционного аппарата являются подвижными, а какие – неподвижными?

  3. Каковы функции периферического речевого аппарата?

  4. Какую роль играют слух и зрение в развитии речи у детей?

  5. Какие дефекты речи являются наиболее сложными: органические или функциональные? Обоснуйте вывод.

Домашнее задание – зарисовать речевые профили центрального речевого аппарата и периферического (с аннотациями) в рабочей тетради.

Проверочная работа: (немые профили)

Устный опрос.


Периферический речевой аппарат
Все органы периферического речевого аппарата иннервируются черепно-мозговыми нервами. Главные из них - тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный. Черепно-мозговые нервы берут начало в ядрах ствола. Тройничный нерв – иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть. Лицевой нерв – мимическую мускулатуру лица. Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба. Кроме этого языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий нерв иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений. Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы. Этот путь от центрального речевого аппарата к периферии, составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи – от периферии к центру.
Строение периферического (исполнительного) речевого аппарата

Три отдела:



  1. Дыхательный отдел – грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной – газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от дыхания, когда человек молчит (выдох немного длиннее вдоха). Кроме этого в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании. Объем выдыхаемого воздуха в момент речи выше в 3 раза. Выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц) – это это обеспечивает наибольшую длительность и глубину вдоха, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звуковая речь.

  2. Голосовой отдел: гортань и голосовые складки.




  1. Артикуляционный отдел: язык, губы, челюсти нижняя и верхняя, твердое и мягкое небо, альвеолы. Подвижные органы – язык, нижняя челюсть, мягкое небо. Остальные неподвижные. Язык – массивный орган, занимающий всю ротовую полость при сомкнутых челюстях. Передняя часть языка подвижна (задняя – корень языка – зафиксирована), в передней части языка кончик языка, передний край (лезвие) боковые края и стенки языка. Язык – сложная мышечная структура – большая возможность изменений при артикуляции – участвует в образовании всех гласных и согласных, кроме губных.

Громкость и отчетливость речи создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе. Надставная труба – это все, что расположено выше гортани: глотка, рот и носовая полость.

Для осуществления речевого акта необходим контроль

  1. слуховой;

  2. через кинестетические ощущения (кинестетические ощущения идут в коре больших полушарий мозга от речевых органов – помогают исправить ошибку в речи).

Обратные импульсы идут от речевых органов к центру, где контролируются, при каком положении органов произошла ошибка в речи. Затем из центра посылается импульс, который вызывает точную артикуляцию. И снова возникает обратный импульс о достигнутом результате, так происходит, пока не будет достигнута согласованность между артикуляционным и слуховым контролем. От центра к периферии от периферии к центру.


Практическая работа №1
Тема: Онтогенез речи детей

Речевая функциональная система.


Участие в деловой игре №1

Цель: определить связь речевого развития с развитием психических познавательных процессов.

Игра проводится фронтально и по подгруппам. Студентам необходимо коллективно составить описательный рассказ по игрушке или предмету.

Ответы индивидуальные, должна быть отражена связь в развитии познавательных психических процессов и речи.

Оценивается – активное участие в игре

полные развернутые ответы.
Деловая игра №2

Психологическая эмоциональная разминка.



Цель: определить связь речевого развития с развитием мышечных качеств и эмоционально-волевой сферы ребенка. Ответы индивидуальные по карточкам индивидуального опроса.

Оценивается - активное участие в игре

полный ответ.
Практическая работа №3

Тема: Анатомо-физиологические механизмы речи.

Графический тест с использованием речевых профилей




Контроль знаний по разделу «Введение в логопедию»
Самостоятельная работа №1

Составление и защита опорного конспекта на тему «История становления логопедии» (Защита хронологической таблицы)


Самостоятельная работа №2

Тема: Онтогенез речи детей раннего возраста

Графическое оформление достижений раннего возраста детей.

а) Этапы развития импрессивной речи

б) Этапы развития экспрессивной речи

(Схемы, таблица, рисунок, графическое оформление по выбору студента).
Самостоятельная работа №3

Оформление и защита материала по теме «Анатомо-физиологические механизмы речи».

Строение периферического речевого аппарата (профиль речевого аппарата) с условными обозначениями.

БЛОК-СХЕМА


Практическая работа
Оформление таблицы фонем русского языка

Гласные звуки

Согласные звуки

Графический тест-опрос по таблицам.




Терминологический диктант по тематике I раздела «Введение в логопедию. Основные понятия о речи»


  1. Развитие речи

  2. Экспрессивная речь

  3. Импрессивная речь

  4. Чтение

  5. Письмо

  6. Фонема

  7. Фонематический слух

  8. Недоразвитие речи

  9. Общее недоразвитие речи

  10. Задержка раннего речевого развития

  11. Номинативная функция речи

  12. Коммуникативная функция речи

  13. Информативная функция речи

  14. Онтогенез речи

  15. Дизонтогенез речи


ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Дополнительная подготовка в области логопедии.
2011 г.

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 050710 «Специальное дошкольное образование».



код наименование специальности (профессии)
Организация-разработчик: ГОУ СПО Педагогический колледж № 4 СПб.
Разработчики:
Шмакова Людмила Петровна
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

_________________________________________________



Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,

_________________________________________________



Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г.



номер


©

©

©

©

©


следующая страница >>



Мужчины были бы гораздо смелее, если бы знали, что на уме у женщин; а женщины были бы гораздо кокетливее, если бы знали мужчин поближе. Альфонс Карр
ещё >>