Основы формальной логики - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок-коллоквиум Тема: "Основы логики" 1 12.79kb.
"Основы логики, таблицы истинности" 1 40.8kb.
Это наука о формах и способах мышления 1 226.13kb.
Москва 2012 г. Программа курса тема Предмет логики 4 914.34kb.
Программа аттестационного испытания по дисциплине «математика для... 1 49.34kb.
Программа аттестационного испытания по дисциплине «математика для... 1 48.86kb.
Программа аттестационного испытания по дисциплине «математика для... 1 49.34kb.
Алгебра логики и логические основы компьютера Алгебра логики 1 37.92kb.
Кафедра философии 3 564.92kb.
Диалектической 3 469.37kb.
Аристотель (384—322 до н э.) 1 119.75kb.
Патогенетическое обоснование и прогнозирование сочетанной лазеротерапии... 3 1006.67kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Основы формальной логики - страница №1/1




Основы формальной логики (учебно-методическое пособие для студентов вечернего и заочного отделения)

ГРУЗДЕВ Г.В. ОСНОВЫ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ: учебно-методическое пособие для студентов вечернего и заочного отделения. Москва 2000 г. Содержание. ВВЕДЕНИЕ.1. Логика как наука о мышлении.2. Законы формальной логики.3. Понятие как форма мышления4. Логические операции с понятиями.5. Суждения, их виды и отношения между ними.6. Умозаключение: сущность и структура.7. Индуктивные и традуктивные умозаключения.8. Аргументация и доказательство. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ Данное учебно-методическое пособие призвано помочь студентамнаучиться применять в мышлении различные логические операции, научитьсямыслить логически правильно и избегать запутанности аргументов. Студентуважно уметь применять знание логики в нестандартных ситуациях реальнойжизни и выборе правильных решений. 1. ЛОГИКА КАК НАУКА О МЫШЛЕНИИ Язык это знаковая система или средство выражения человеческой мысли.Естественный язык это основа речи и средство общения людей. Искусственныйязык более формализован и однозначен, используется в различных науках. Семиотика как общая теория знаков и знаковых систем изучаетпринципы построения различных языков. Семиотическими категориями логикиявляются: знаки, как материальные предметы и явления, представляющие другиепредметы и служащие для приобретения, хранения, переработки и передачиинформации. Неязыковые знаки это показатели, символы и сигналы. Языковые илиописательные термины используются в целях общения и обозначения имени изначения предмета. Имя это языковое выражение для обозначения предмета. Имяпредмета может быть простым (туризм, рынок), сложным (денежная система),собственным (ЗАО «Мостуризм»), общим (туристическая компания). Каждое имя имеет значение - денотат и смысл имени – концепт. Термином называется слово или словосочетание, которое точно обозначаетопределенный предмет. Значение имени это обозначаемый данным именем предмет(менеджер, турист). Смысл имени это способ обозначения именипредмета, более точная фиксация его содержания. Денотату туризмсоответствует концепт: путешествие с целью отдыха. Предложения этограмматически целостные единицы человеческой речи и оболочки логическихсуждений. Они несут определенную информацию. В формальной логике семиотической категорией является суждение(высказывание) – повествовательное предложение. Предложение высказываетмысль по своему логическому значению истинную или ложную. Для выявления предмета логики важную роль приобретаетформализованное мышление, в рамках которого у изучаемых объектов выявляютсяустойчивые свойства и отношения. Формализация реализуется в естественных иискусственных языках. Использование арифметических знаков и языковпрограммирования привело к возникновению символической или математическойлогики, в рамках которой формальный анализ с опорой на математическиеметоды стал основой решения сложных экономических и технологических задач.Их решение требует:- содержательных способов рассуждений на естественном языке; - выявление наиболее общих свойств и отношений между предметами и явлениями; - фиксации свойств и характеристик самих мыслей и отношении между ними. Отношения между мыслями также изучаются логикой и выражаютсялогическими терминами: суть (есть, являются); все (каждый, ни один);некоторые (если……., то…; и; или) и т.д. В ходе содержательныхрассуждений и оценке конкретных данных, основы наших заключений, наряду сбезусловными дедуктивными выводами используются индуктивные итрадуктивные (по аналогии) умозаключения. Последние, несмотря на свойвероятностный характер, весьма существенны для доказательства иаргументации спорных положений. Логика изучает именно эту рациональную ступень познания имышления, его опосредованную способность перехода от старых знаний кновым, не обращаясь каждый раз к опыту. Для этого используется выводноезнание, полученное путем рассуждений из старых знаний. Если известно, что“где дым, там и огонь. На холме – дым. То вывод: “на холме – огонь” –истинен, если истинно исходное знание и соблюденытребования логики. Студент должен уяснить, что образование выводного знанияподчиняется определенным законам, как и все явления в мире. Поэтому главноеназначение логики заключается в изучении специфических мыслительных законови правил достижения истинного выводного знания. Каким образом делает это логика? Прежде всего, изучая формы,структуру и правила мышления в отвлечении их от конкретного содержания. Приэтом термин “логика” употребляется в двух основных смыслах. Во – первых, для обозначения умения, навыка, искусства ясно, четко,убедительно и последовательно рассуждать, доказывать и опровергатьразличные положения. Например, сюда входят навыки точного употребления слови предложений, что придает речи ясную и понятную форму. Логика показывает,что при правильном рассуждении заключение это логически необходимоеследствие из посылок. Поэтому общая схема данного рассуждения приобретаетформу логического закона. Наконец, логика помогает искусно доказывать иопровергать положения, формулировать и разрешать смысл задачи, видетьсущество ошибок и уловок в споре, избегать софистических ухищрений. Во – вторых, логика это особая наука, которая изучает формымышления с точки зрения их структуры, а также законы и правила получениявыводного знания. При этом логика становится инструментариемпознавательного действия. Определяя границы и сущность предмета логики,следует отметить её значение в рамках критического мышления и рациональнойаргументации для принятия и разработки управленческих решений. Посколькулогику интересует форма построения мыслей, и она отвлекается отконкретного содержания, заключенного в них, данный раздел называетсяформальной логикой. Ее законы, формы и правила мышления рассматриваются вданном учебном пособии. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:1. Каково содержание понятия «язык»? В чем отличие естественного языка от искусственного?2. Что такое имя предмета, его значение и смысл?3. Какие существуют логические формы мышления?4. Назовите основные этапы развития логики. 2. ЗАКОНЫ ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКИ. 1. Понятие логического закона. 2. Содержание и формы логических законов. Для природы и общества характерна взаимосвязь предметов и явлений.Эти связи могут быть объективными и субъективным, случайными инеобходимыми, общими и частными. Наиболее объективные, устойчивые,необходимые и существенные связи носят название закона. Законы природыфиксируют то наиболее прочное, повторяемое, что остается в явлении. Человекв своем развитии приобрел способность познавать окружающий мир,субъективный образ которого должен совпадать с реальностью. Для студента это положение методологично, поскольку он долженпонять и объяснить факт содержательного совпадения и формального отличиязаконов природы и законов логики. Во – первых, все законы объективны в том смысле, что отражают однуи ту же реальность и не могут противоречить друг другу. Законы мышления изаконы развития объективной реальности неразрывно связаны друг с другом. Во – вторых, законы мышления это, прежде всего, внутренняя,устойчивая, существенная связь между мыслями. Ведь если человек не способенсвязать и уяснить свои мысли, то он не придет к верному выводу, и его непоймут люди. Законы мышления имеют внеисторический и общечеловеческийхарактер и с успехом применяются в обычных и рассуждениях. Для формальной логики наибольшее значение имеют четыре основныхлогических закона: непротиворечивости, исключенного третьего, тождества идостаточного основания. Содержание и формулировка первых трех законовразвивалась в трудах Платона и Аристотеля. Разработка четвертогопринадлежит Г.Лейбницу. Основные логические законы выделяют важные свойстваправильного мышления: определенность, непротиворечивость, выбор’’или –или”, в некоторых жестких ситуациях, обоснованность. Они носят нормативныйхарактер, поскольку только их соблюдение говорит о правильности мышления.Нарушение законов приводит к логическим противоречиям и невозможностиотличить истину от лжи. Четвертый закон менее нормативен и имеетограниченное применение. Неосновные законы логики включают: правила оперирования с понятиямии суждениями, правила получения истинного вывода в простом категорическомсиллогизме, правила повышения вероятности выводов в индуктивных итрадуктивных умозаключениях. Действуют и законы математической логики. Закон непротиворечивости выражает требование непротиворечивостимышления и отражает качественную определенность объектов. С позиции этогозамечания объект не может обладать взаимоисключающими свойствами, то естьневозможно, одновременно, наличие и отсутствие у предмета какого-либосвойства. Формула закона гласит: неверно, что А и не А одновременно истинны.Так не могут быть одновременно истины суждения: этот человек хорошийспециалист – этот человек плохой специалист. Объективное содержание законав отражении мышлением особых биномерных признаков самой действительности.Эти противоположные признаки, или конструкты, позволяют классифицироватьявления и выделить положительные и отрицательные явления. Не сделав это,нельзя провести различие, с которого начинается умственная деятельность.Логическим источником противоречии являются ошибочная исходная позиция;результат недомыслия и незнания дела; неразвитое, недисциплинированноемышление; невежество и стремление сознательно запутать дело. В то же время противоположные суждения могут быть истинными вследующих случаях:1. Если речь идет о разных признаках одного предмета. Например, отсутствие следа преступления уже след.2. Если речь идет о разных предметах с одним признаком.3. Если речь идет об одном предмете, но рассматривается он в разное время и разных отношениях. Так в диалоге “Государство” Платон обучает спорщиков, как ставитьвопросы: благо ли государство? – и отвечает на них, подчеркивая различноевидение и отношение к благу. Характер суждения может кардинально меняться и во времени. По этомуповоду Аристотель пишет: “Самое достойное из всех начал то, по отношении ккоторому невозможно ошибиться. Оно должно выступать как безусловное. Такоеначало не гипотеза. Что же это за начало? – Невозможно, чтобы одно и тожебыло и не было присуще одному и тому же в одном том же смысле. Это самоедостойное из начал” (МЕТАФИЗИКА). Это положение (((((P)направлено против Гераклита, и против софистов, фактически отрицаяпротиворечие. Для будущих специалистов важно выделить познавательное ипрактическое значение закона. Так проникновение формального противоречия врассуждение или теорию делает их несостоятельными, а их устранениеприближает нас к истине. Опровержение противоречащих фактам следствии, сравнение различныхточек зрения позволяет выявить несовместимость суждений А и не А. Дляэтого можно использовать “метод приведения к абсурду”, где ошибочность ипротиворечивость выводов станут очевидными. В других случаях это обращениек контексту задач разрешения неявных противоречий. Последовательность инепротиворечивость мышления- основа уверенных и принципиальных действийлюбого специалиста. Закон исключенного третьего предъявляет, более сильные требования ксуждениям и требует, не уклоняться от признания истинности одного изпротиворечащих высказываний и не искать между ними нечто третье. “Один изчленов противоречия должен быть истинным”, - отмечал Аристотель. Всимволической форме закон записывается ((((V(): не ложно, не ложно; илиистинно, или ложно. Этот закон и его действие не сводимо к будущему, гдесобытие либо состоится, либо нет. Закон альтернативен в характеристикевещей, гипотез и путей решения проблем, требует выделять различные подходыи определить истинный. Например, следует усилить роль государства в экономике – исохранить либеральный курс. Если одно из них правильно, то другое ложно. Закон исключенного третьего требует ясных, четких с указанием наневозможность решения вопроса в одном и том же смысле: и “да” и “нет”. Егосмысл в том, что истина либо в высказывании, либо в его отрицании поправилам классической двузначной логики. При этом для Аристотеляхарактерно различное толкование закона:- логическое, об истинности одного из высказываний; - онтологическое, о существовании и не существовании объекта; - методологическое, о всей полноте исследования объекта. В последнем случае учитываются неопределенные, переходные ситуациии истинность одного из противоречивых суждении определяется с некоторойстепенью правдоподобия. При анкетировании, голосовании и пр. применениезакона требует учета ситуации и особенностей предметной области. Закон тождества устанавливает требование определенности мышления:употребляя в процессе размышления термин, мы должны понимать под ним нечтоопределенное. Поэтому, в рассуждениях необходимо оставлять понятия исуждения теми же самыми по содержанию и смыслу. Это требование сохраняется,если каждое преобразование аннулируется ему обратным образом (нулевоепреобразование). Например, операция 2+5=7-5=2. Неизменность мысли в ходе рассуждения фиксируется формулой А есть Аили А?А, или не А есть не А. Объективное основание закона находится вовременном равновесии, покое какого-либо тела или процесса. Даже постоянное движение, изменение позволяет опознавать иидентифицировать объекты. Это объективное свойство вещи, события сохранятьтождественность, одно и то же качество, должно быть отражено мышлением,которое должно схватить постоянство предмета. Закон тождества требует,чтобы понятия и суждения носили однозначный характер, без неопределенностейи двусмысленностей. В разговорах, спорах и дискуссиях, нередко, одно и тоже слово употребляется для выражения различных мыслей, когда родные иблизкие по смыслу понятия выражаются одинаковыми словами илисловосочетаниями. Это ведет к употреблению их в разных значениях, где чтотребование закона нарушается, при допущении следующих ошибок. Амфиболия – двусмысленность языковых выражений или незамеченнаямногозначность. Так в софизме: «Рогатый» – тот, кто не потерял рога, имеетих. Ты не потерял рога, значит, ты имеешь их, значения «имел и не потерял»и «не имел и не потерял» нарушают закон тождества, хотя и создают видимостьправильного рассуждения. Другое значение этой ошибки – подмена тезиса, истуденту важно показать, в каких случаях ее использует недобросовестныйоппонент. Подмена понятия, или эквивокация, показывает, что под видомданного понятия используется одно и то же слово в разных значениях.Например, – каждая война справедлива, интервенция – это война,следовательно, война справедлива. Здесь термин война употребим в разныхзначениях. Студенту важно усвоить, что нормативное требование закона:отражение предмета должно быть устойчивым, прочным в нашей мысли. При этоммысль должна сохранять свое содержание на протяжении всего рассуждения опредмете, ибо, по Аристотелю, невозможно ничего мыслить, если не мыслитькаждый раз что-нибудь одно. Закон достаточного основания требует, чтобы всякая истинная мысльбыла обоснована другими истинными мыслями. Ложные мысли не могут бытьобоснованы. Несмотря на некоторую противоречивость взглядов на природузакона, его общепринятая формула: … если есть следствие В, то его основание– А. Закон выражает необходимость обоснованности мышления, в которомотражена причинно-следственная связь: одно из коренных свойствматериального мира. Только на этой основе всякое положение, которое необходимо считатьдостоверным, должно быть доказано. Для этого должны быть известныдостаточные основания, в силу которых оно считается истинным.Достаточным основанием могут быть: мысль, которая проверена практикой,научные определения и аксиомы, достоверные факты и личный опыт.Студенту важно обобщить знание законов логики и неуклонно применять их напрактике, чтобы результаты мыслительной деятельности были лишеныпротиворечий, истинны, обоснованны и подтверждены опытом человечества,закрепленном в законах науки. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:1. Что такое основной и неосновной формально-логический закон ?2. Кто и как впервые сформулировал эти законы ?3. Какие объективные тенденции отражают законы формальной логики ? Какова сфера их действия ?4. Каково содержание и сфера действия основных законов логики ?5. Какие ошибки в мышлении возможны при неправильном применении законов логики ? 3. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ 1. Сущность и структура понятия. 2. Закон обратного соотношения содержания и объема понятия. 3. Отношения между понятиями. Способность познавать внешний мир посредствам идей, отражающихпредметы в их общих и существенных признаках, создает общезначимуюлогическую форму мышления – понятие. Без понятия нельзя сформулироватьзаконы и выделить предметную сферу науки. Понятие помогает выделитьопределенные классы вещей и отличить их друг от друга. Понятие выступаеткак результат абстрагирования, то есть мысленного выделения существенныхсвойств вещей и их обобщения посредством отличительных признаков. Признаками называются черты сходства или несходства (различия)предметов. Сходные признаки именуются общими, в них находит выражениетождество предметов в некотором отношении. Термин “признак” обозначает то,в чем предметы связаны друг с другом или отличны один от другого. Рольпризнаков выполняют качества, свойства, связи и отношения. Признаки делятсяна простые и сложные, положительные и отрицательные. Положительными иотрицательными являются только простые признаки. Например, простойположительный признак – быть туристом и наоборот – не быть туристом.Понятия делятся на единичные, в которых мыслится один предмет (студентИванов, парламент России), и общие, о множестве однородных предметов содинаковыми признаками (студент, турист, менеджер). Общие понятия делятся на регистрирующие, то есть конечные по объему(студент второго курса, участник тур поездки), перегистрирующие и несобирательные. Анализ признаков и характеристик это первый этап образования понятий. Так, в различных формах власти: монархии, демократии, олигархииесть сходные признаки власти должности и личной власти, как способностьвлиять на кого-то в целях изменения его поведения. Нулевые понятияпредставляют собой классы реально не существующих предметов, напримерчеловек, являющийся туристом и никуда не передвигающийся. Понятиесамопротиворечиво, поскольку ему ничего не соответствует. В мышлении народа понятия образуются благодаря восприятию ипереработке в них существенных свойств объектов. Затем эти широкие инечеткие понятия сводятся к узким и разграниченным. Так из понятия властьобразовались понятия : форма правления, монархия, охлократия. В этом процессе используются логические приемы: абстрагирование,сравнение и обобщение. Например, в ходе сравнения устанавливается мысленноесходство или различие объектов по существенным и несущественным признакам.Так существенные признаки менеджмента позволяют выделить его изсовокупности управленческих операций. Понятие, как логическая форма мышления, имеет свою структуру,которая включает два основных элемента: содержание и объем. Содержаниепонятия это его главная логическая характеристика или мысленное отражениесовокупных признаков, которые отличают предмет или класс предметов. Содержание понятия “валовый национальный продукт’ включает дваосновных признака: - быть общим показателем социально-экономическогоразвития и, второе, отражать конечные результаты деятельности. Содержаниеделится на фактическое и логическое, где первое это реальная совокупностьпредметов, на основе которой идет обобщение и выделение признаков предметовв понятии. Логическое содержание это понятие о несуществующем предмете. Этипонятия абстрактны и служат для развития науки и практика (мировой эфир,термоядерная электростанция, общество всеобщего изобилия). Объем понятияэто отражение класса или множества предметов, обладающих признаками,составляющими содержание понятия. В объеме понятия “туризм” зафиксированывсе виды активного, динамичного отдыха. Содержание и объем понятия находятся в обратном отношение. Еслиувеличивается объем понятия, то соответственно уменьшается его содержание инаоборот. Содержание понятия туризм уже понятий конный туризм, внутреннийтуризм, поскольку содержит меньше признаков. Студенту важно научитьсяболее точно или содержательно выражать мысль, что необходимо при общении склиентами и обработке документов. Отношения между понятиями по их объему хорошо просматриваются посхеме: Понятия: Сравнимые Несравнимые Совместимые Несовместимые Совместимые:Несовместимые1. Равнообъемные: А – Коммерция 1. Соподчинение В - Предпринимательство А – политика В – экономическая политика С – национальная политика2. Перекрещивание А - Инженер 2. Контрарность – В – Изобретательпротивоположность: старый – молодой3. Подчинения А- Турист3.Контрадикторность - В – Пеший туристпротиворечие: знающий - незнающий Взаимосвязь предметов материального мира влияет и на отношенияпонятии. Те понятия у которых нет общих признаков называются несравнимыми. Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.Совместимые понятия имеют полное или частичное совпадение объемов. У нихнет признаков, которые это запрещают. Совместимость включает: - равнообъемность, где мыслится один и тот же предмет. Объемы понятии полностью совпадают: агент, брокер, дилер; - пересечение, где характеризуется частичное совпадение объемов и наличие ряда общих признаков; - отношение подчинения, где объем меньшего, подчиненного понятия входит в состав большего по объему, подчиняющего понятия: доллар – валюта.Несовместимые понятия имеют отношения: соподчинение (координация), где вобщее родовое понятие входят два или более понятий: акции простые, акциипривилегированные;- противоположность (контрарность), где одно из понятий отрицает признаки другого понятия;- противоречия (контрадикторность), где одно из понятий содержит некоторые признаки, а другие их отрицают. Специалисту важно знать, что отношения между понятиямииспользуются во всех сферах знания и деятельности, где требуется предельноточно выразить смысл действия, при обработке документации и составленииобзоров, схем и диаграмм. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:1. Каков смысл понятия как логической формы мышления?2. Каковы соотношения между содержанием и объемом понятия?3. Какие бывают виды понятий? 4. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ. 1. Определение понятий. 2. Деление понятий. 3. Обобщение и ограничение понятий. Определением называется логическая операция, которая позволяетотличить изучаемый предмет от других предметов и установить значение тогоили иного слова или термина. Для раскрытия содержания определения важнопонимать характер логической операции, которая направлена на выполнениеопределенной задачи и фиксирует связь мыслей. В определении главнымявляется раскрытие содержания предмета с помощью уже известных понятий.Например, - акциз это вид косвенного налога на продукты массовогопотребления. При этом определяемое понятие обозначается как дефиниендум, то припомощи чего определяется - дефиниенс. Важность определения подчеркивалСократ, называя это майевтикой, искусством рождения истины в споре. Приэтом определение отвечает на вопрос: что это? В зависимости от того, что определяется, сам предмет или егообозначение, определения бывают реальными и номинальными. Реальные это определения предметов, то есть того, что представляетсобой предмет. Например, туристический комплекс это совокупность зданий ислужб для удовлетворения потребностей туристов. Номинальные – обозначают то или иное слово, или выражение.Номинальные определения более просты и удобны, используют слова“называется”, “называют”. Например, экономикой называют науку о способаххозяйствования. Номинальные определения помогают раскрыть происхождениетерминов. Определения бывают явные, в которых дефиниендум и дефиниенс равны.Наиболее распространенным методом явного определения, известным со временАристотеля, является определение через ближайший род или класс предметов. Кэтому роду относится определяемый нами вид. Такое определение содержитуказание на класс предметов, среди которых требуется выделить нужныйпредмет. Необходим и признак, посредством которого он выделяется из данногокласса. Сущность определения состоит в указании на ближайший род, видомкоторого выступает определяемое нами понятие. Например, кибернетика естьнаука об управлении сложными динамическими системами. Специфическийвидовой признак может быть задан и другими способами. Но он долженсоотносится с ближайшим родом. Так в генетическом определении отличительныйвидовой признак показывает характер происхождения или образования понятия:окружность - замкнутая кривая, образованная движением точки. При работе с понятиями следует иметь в виду правила явногоопределения и возможные ошибки. 1. Определение должно быть соразмерным, то есть дефиниендум и дефиниенс являются равнообъемными. При этом следует избегать ошибки чрезмерно широкого определения, когда объем определяющего понятия шире объема определяемого. Например, ярмарка – это торг. Ошибкой является и узкое определение, когда дфд. меньше дфнс. Например, ярмарка – это временный торг для определенных лиц. 2. Определение не должно содержать круга, тавтологии или фиксации того же, через то же. 3. Определение должно быть четким, ясным и недвусмысленным. Оно должно определятся через известное, не содержать метафор и отрицания. Например, повторенье – мать ученья, и т.д. В науке и практической деятельности широко применяются неявныеопределения. К их видам относятся: - семантическое определение, где определенному обозначению соответствует предмет, через описание его признаков. Например, пеший турист определяется через передвижение, снаряжение и пр.- синтаксическое определение описывает предмет через правилаоперирования с ним: о – число, умноженное на другое число, дает о. - контекстуальное определение выясняет содержание незнакомого слова по смыслу целостного текста или речи. Контекст здесь это рассуждение в целом. - в остенсивных определениях значения слов выясняют путем показа предметов. При использовании определений студенту рекомендуется рассмотретьсферу применения конвенциональных определений, а также описания,характеристики и сравнения. С определением понятий тесно связана операция деления понятий.Если с помощью определения раскрывается содержание понятия, то с делениемболее полно характеризуется его объем. Поскольку объем понятия представляет известный класс предметов, тов ходе деления выясняется из каких подклассов состоит исходный универсум.Деление конкретизирует знание о предметах, соответствующих делимомупонятию. Главное условие: деление должно производится по единому признакуили основанию деления. Объем понятия, который подлежит делению, называетсяобъемом делимого понятия, а результат членами деления. Например, понятиестудент делится на понятие студента гуманитарного и студента техническоговуза. Отношение класса и подкласса, рода и вида понятия фиксируеттаксономическое деление. Таксономия это расположение по порядку. Этосистематизирует отношение понятии, распределяет их на виды по каким-либооснованиям. Таксономическое деление идет: по видовому признаку, дихотомическимпутем и классифицированием. Деление по видовому признаку требует четкого распределения родовогопонятия на виды при соблюдении соразмерности деления, где объем делимогопонятия должен быть равным сумме объемов членов деления. Например; понятиетуризм делится на внутренний и международный. Ошибкой являетсяотсутствие некоторых членов деления или лишние мнения в этом процессе.Деление производится по одному основанию. При двух и более основанияхпроисходит перекрещивание объемов членов деления. Члены деления должны полностью исчерпать объем делимого понятия,быть непрерывными. То есть члены деления должны быть соподчиненнымипонятиями. В рамках дихотомического деления происходит выделение двухпротиворечащих видовых понятий. Оно проводится только по одному основанию,например, предприятия работают убыточно или безубыточно, и применяется принеобходимости установления видовых понятий. Оно всегда соразмерно, такчлены деления исключают друг друга. Классификация является распределением предметов по классам согласно сходству и различию между ними. В отличии от деления,классификация идет только по существенным признакам и служит длясистематизации знаний. В результате каждый объект попадает в точноуказанный класс. Мереологическая классификация позволяет расчленитьсложный объект на его составные части. Например, предприятие делится надиректорат, производственные подразделения и вспомогательную службу. Классификации бывают научными, искусственными и вспомогательными. Операции обобщения и ограничения понятия позволяют существенноуточнить его объем. Логическая операция обобщения понятий это переход отвидового понятия к родовому, с большим объемом, но меньшим содержанием.Пример: освободительная война – война. Предел обобщения по объему –философские категории. Ограничение понятия – операция обратная обобщению, где переход отродового понятия к видовому сопровождается дополнением первого родомвидообразующих признаков. Например, летательный аппарат – самолет. Пределограничения единичное понятие. Операции ограничения и обобщения основаны назаконе обратного соотношения между объемом и содержанием понятия. Уяснение студентом понятий и логических операций позволяетправильно отражать и истолковывать явления, содержательно и точносоставлять различную документацию. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:1. Каковы основные виды отношений между понятиями по содержанию и по объемам?2. Какие логические операции проделывают с понятиями?3. Каковы способы явного и неявного определения понятий?4. Каковы возможности ошибки операции определения?5. Каковы правила деления и возможные ошибки? 5. СУЖДЕНИЯ, ИХ ВИДЫ И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ.1. Сущность, структура и виды суждении.2. Распределенность терминов в простых категорических суждениях.3. Отношения между основными видами атрибутивных суждений. Логический квадрат.4. Логические связи в сложных суждениях. Мысль доступна другим людям при её выражении в языковой форме.Формой выражения высказываний являются предложения. Но не всякоепредложение – высказывание /суждение/. Вопрос или просьба не несут в себеутверждения или отрицания чего-либо. Поэтому языковой формой суждения является повествовательноепредложение, в котором утверждается или отрицается связь между предметом иего признаком, отношения между предметами или формой их существования. Суждения атрибутивны, если в них утверждается или отрицается связьмежду предметом или его признаком, отношения предметов или формы ихсуществования. Поэтому суждения либо истинны, либо ложны. Сужденияраскрывают смысл понятий через их связь друг с другом, в качестве элементовцелого. Если в понятии выражается предметный характер мышления, то всуждении реализуется активное отношение человека к окружающей среде. В немфиксируются, в первую очередь, связи и отношения между предметами и ихсвойствами. Выражая отношения между индивидами, суждение реализуеткоммуникативную функцию с целью сообщения и получения новой информации. Дляэтого, по мысли И. Канта, необходимо в познавательном и коммуникативномпроцессах использовать и проявлять силу суждения. Логика выделяет в структуре суждения субъект, предикат, связку иквантор. Субъект это логическое подлежащее или понятие о предмете суждения.Субъект обозначается буквой S, и обозначает новое знание, котороенеобходимо доказать. Предикат суждения это понятие о признаке предмета,которое обозначает известное знание. Обозначается буквой Р. Предикатдолжен быть более известен, чем субъект, менее проблематичен, долженпризнаваться всеми участниками. Например, менеджмент (S) это наука обуправлении персоналом (Р). Связка это отношение между предметом мысли и его свойствами,выражается союзами (есть, суть, неверно: либо, либо) и простымсогласованием слов. Квантор, это слово, которое указывает, относится ли суждение ковсему объему понятия, выражающего субъект, или к его части. Выражаетсясловами: «все», «ни один», «некоторые» и т.д. Например «Все туристическиемаршруты должны быть интересными». Все элементы суждения влияют на качественную и количественнуюхарактеристику суждений и их виды. Они могут, быть простыми и сложными,глубокими и поверхностными, краткими и многосложными. В самом общем смыслесуждения делятся на ассерторические (суждения действительности) – в которыхговорится о наличии (отсутствии) у предмета какого – либо признака. Термин«ассерто» (уверен) указывает, что у предмета А есть свойство В. Сложноеассерторическое суждение состоит из нескольких простых. Аподиктические (суждения необходимости) – отображают признак,необходимый при всех условиях. Юрист должен мыслить логично. Мир познаваем. Проблематические (суждения возможности) – отображают вероятностьналичия или отсутствия у предмета того или иного признака. Последние два вида суждения широко рассматриваются в математическойлогике. В каждом суждении имеется качественная и количественнаяхарактеристика. Термин «качество» употребляется в логике исключительно дляхарактеристики наличия или отсутствия свойств у предмета, например:некоторые студенты изучают логику. По качеству суждения бывают утвердительные или отрицательные. Вутвердительных суждениях говорится о наличии свойства у предмета илипринадлежности предмета субъекту, то есть S есть Р. Например, все туристы путешественники. Отрицательные суждения говорят об отсутствии свойств у предмета,т.е. S не – есть Р, или S есть не – Р. Например, некоторые предприниматели – неинженеры. Количество суждений означает полный или частичный класс предметов,которые мыслятся в суждении. Некоторые фирмы работают прибыльно. По качеству и количеству простые категорические суждения делятся на - Общеутвердительные суждения – общие по количеству и утвердительные по качеству, формулировка суждения: Все S суть Р. Обозначаются буквой А. - Общеотрицательные – общие по количеству и отрицательные по качеству. Формулировка суждения: ни одно S не есть Р. Обозначается буквой Е. - Частноутвердительные – ограниченные по количеству и утвердительные по качеству. Формула: некоторые S есть Р. Обозначаются буквой J. - Частноотрицательные суждения – ограниченные по количеству и отрицательные по качеству. Формула: некоторые S не есть Р. например: некоторые студенты не знают логику. Обозначаются буквой О. Буквы А, Е, J, О обозначая виды суждений, позволяют экономностроить мысль. Чтобы лучше понимать смысл суждений, их преобразовывать и строитьистинные умозаключения и важно знать как относятся субъект и предикатданного суждения. Относятся ли в полном объеме или только некоторой частисвоего объема. Для выражения объемных отношений субъекта и предикатаиспользуется операция распределения терминов в суждении. Термин считается распределенным, если его объем полностью включенили полностью исключен из объема другого термина. Термин нераспределен,если его объем частично включается в объем другого термина или исключаетсяиз него. В суждении «Все инженеры – творцы», субъект распределен, так какобъем понятия «инженер» входит, в объем понятия «творцы». Предикат «творцы»не распределен. Распределенность терминов в суждениях отражена втаблице:| |S |P ||а |+ |- (+) ||E |+ |+ ||J |- |- (+) ||O |- |+ | Соблюдается правило: субъект распределен в общем предикате вотрицательном суждение. Кроме отношения между терминами в одном суждении,следует иметь в виду отношения между различными видами атрибутивныхсуждений. Для студентов важно по учебной литературе подобрать примеры ихарактеристики сравнимых и несравнимых суждений. Отношения между сравнимымисуждениями хорошо прослеживаются на основе логической схемы (логическогоквадрата): Контрадикторные Операции превращения и обращения связаны с анализом внутреннейструктуры суждения и связи между высказываниями. Непосредственные умозаключения из одной посылки это категорическоесуждение AEJO. Непосредственными умозаключениями являются превращенные иобращенные категорические суждения. Превращения категорического суждения это изменение его качестваодновременно с заменой предиката на противоречащий ему термин. Это А все S суть Р________ J некоторые S суть Р Ни одно S не суть не Р некоторые S не суть не Р Е ни одно S не суть Р О некоторые S не суть Р Все S суть не Р некоторые S суть не Р Некоторые птицы не водоплавающие Некоторые птицы живут не в воде Обращение категорического суждения заключается в перемене местамисубъекта и предиката. А все S суть Р________ обращается сограничением Некоторые Р суть S Все птицы летают Некоторые летающие – птицы J некоторые S суть Р Е ни один S не суть Р Некоторые Р суть S ни один Р не суть S О. Частноотрицательные суждения не обращаются Некоторые S не суть Р некоторые студенты не изучают логику Некоторые Р не суть S КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:1. Что такое суждение как логическая форма мышления?2. Какова структура и виды атрибутивных суждений?3. Как распределены термины в простых атрибутивных суждениях?4. Какие отношения между суждениями выражаются посредством логического квадрата?5. В чем суть логических операций превращения, обращения и противопоставления? 6. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА Все знания о мире делятся на непосредственные (эмпирические) иопосредованные (выводные). В первом случае это результат непосредственногоизучения окружающего мира. Но большая часть знаний получаетсяопосредованно, выводным путем, путем логической обработки опытногоматериала. Например, зная, что все продукты, изготовленные для продажи –товар, а машина – тоже продукт, делаем вывод о ее товарном характере. Выводоб этом свойстве получается путем умозаключения, с помощью которого изсодержания исходных суждений извлекается новое знание. Итак, умозаключение – это форма мышления, посредством которой изодного или нескольких определений, истинность которых доказана, снеобходимостью выводится суждением, несущее новое знание. Структураумозаключения содержит посылки и вывод или заключение. Посылки – это суждения, из которых делается вывод. Они содержатизвестное знание и должны быть истинными. Вывод (заключение) – новоесуждение, полученное из посылок в ходе умозаключающей деятельности. ВИДЫ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ:|По количеству посылок |По характеру посылок и |По направлению мысли || |связок | ||Непосредственные |Категорические |Дедуктивные ||Дедуктивные |Разделительные |Индуктивные ||Индуктивные |Условные |Традуктивные ||Традуктивные (по |Разделительно-категориче| ||аналогии) |ские | || |Условно-категорические | || |Условно-разделительные | | При получении истинного вывода необходимо строго руководствоватьсянормативными требованиями мышления с учетом характера фигур, правилтерминов и посылок умозаключения: Правила терминов: 1. Из двух отрицательных посылок нельзя сделать вывода. 2. Из двух частных посылок нельзя сделать вывода. 3. Если одна из посылок отрицательная, то и заключение отрицательное. 4. Если одна из посылок частная, то заключение частное. Модус, или вид, это качественные и количественные разновидностипосылок и вывода из них. Всего из 256 модусов – 19 правильных. Модусхарактеризует соблюдение правил и истинности вывода.Правильные модусы: 1 фигура: ААА, ЕАЕ, АJJ, EJO. 2 фигура: AEE, AOO, EAE, EJO. 3 фигура: AAJ, EAO, JAJ, OAO, EJO. 4 фигура: AAJ, AEE, JAJ, EAO, EJO. При характеристике сложных, развернутых силлогизмов следуетобратиться к соответствующим разделам учебной литературы. Следует обратитьвнимание на виды полисиллогизма (прогрессивный и регрессивный силлогизм) иего разновидность – сорит. При их характеристике необходимо подчеркнуть,что они способствуют более быстрой переработке информации и решению задач,упрощают процесс оценки обстановки и принятия решения. Энтимема (в уме) – сокращенный категорически силлогизм, в которомпропущена посылка или заключение, когда не требуется высказывать известныеистины. Например: Все студенты должны добросовестно учиться, а ты студент. Пропущено заключение…. Все студенты должны добросовестно учиться. Ты - студент Ты должен добросовестно учиться. При анализе дедуктивной логики, позволяющей получить частный выводна основе одной общей и одной частной посылок, студенту следует обратитьвнимание на требования Аристотеля к структуре и правилам вывода силлогизма.Типичной формой дедукции является простой категорический силлогизм, вкотором из двух категорических суждений (посылок), связанных общимтермином, получается новое суждение – вывод. Все студенты (S) знают логику (Р). Иванов (S) – студент (Р) Иванов (S) – знает логику (Р) Посылки связаны общим термином – студенты (М – медиум, посредник).М. – входит в посылки, но отсутствует в заключении. В выводе предикат(знает логику) шире субъекта по объему. Поэтому предикат вывода – большийтермин, а субъект вывода – меньший термин. Соответственно, посылки вкоторые входят больший и меньший термины, называются большей посылкой именьшей посылкой. В зависимости от положения среднего термина зависиткачественный и количественный характер вывода. Существуют четыре положениясреднего термина, что соответствует четырем фигурам категорическогосиллогизма: I M P II. P M S M S M S – P S – P III. M P IV. P M M S M S S – P S – P Например, во второй фигуре: Ни одна книга (Р) не есть периодическое издание (М). Журнал (S) – периодическое издание (М) Журнал (S) не является книгой(Р). Студенту следует разобрать и запомнить особые правила терминов ипосылок простого категорического силлогизма. Правила фигур включает: I фигура: большая посылка – общая, меньшая утвердительная. II фигура: большая посылка – общая, одна из посылок – отрицательная III фигура: меньшая посылка – утвердительная, заключение частное. IV фигура: общеутвердительного заключения не дает. Более глубокое представление о содержании дедуктивной логики даютпо характеру посылок и выводов дают условные, условно – категорические иразделительные силлогизмы. В условном умозаключении обе посылки и вывод –условные суждения. Его структура: «Если А, то В». Условно – категорическое умозаключение содержит одной из посылокусловное суждение, другой – простое категорическое суждение. Достоверноезаключение, с необходимостью следующее из посылок дает утверждающий иотрицающий модусы. Его схема: Если А, то В. А В Отрицающий модус позволяет строить достоверные умозаключения ототрицания следствия и отрицанию основания. Например: Если А, то В. не В. Не А Если студент знает логику, то он правильно мыслит. Студент неправильно мыслит. Студент не знает логики. Вероятный вывод дают умозаключения, где мысль движется внаправлении обратном утверждающему модусу или обратном отрицающему модусу. В разделительном силлогизме одна из посылок должна бытьразделительным суждением. В умозаключении по утверждающе – отрицающемумодусу производится отрицание последством утверждения. Наука бывает фундаментальной или прикладной. Данная наука - прикладная Следовательно, данная наука не может быть фундаментальной. В разделительном силлогизме по отрицающие – утверждающему модусуутвержение производится путем отрицания. Например А или В. не – А. В Кроме того, студенту следует обратить внимание на условно –разделительное умозаключение, где одна посылка условная, другаяразделительная. Это умозаключение называют лематическим (предположительнослепым). Оно может быть дилеммой, трилеммой и т.д. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:1. Какие бывают виды умозаключений?2. Какие правила вывода действуют в простом категорическом силлогизме?3. Что такое модус простого категорического силлогизма?4. Что такое полисиллогизм, какова его структура и разновидности?5. Какие бывают виды и какова структура сложных силлогизмов? 7. ИНДУКТИВНЫЕ И ТРАДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. Индуктивные умозаключения являются разновидностью выводного знанияпри его движении от фактов к обощениям. Индуктивные умозаключенияобразуются в ходе практической деятельности, при сравнении однородныхявлений и поиске их общей причины. Индукция – это умозаключение от знанияменьшей степени общности к знанию большей степени общности. Схемаиндуктивного мышления. Предметы А,В,С,D имеют признак Р Предметы А, В, С, D принадлежат классу S Следовательно все S есть Р Основанием индуктивного мышления служат объективные, закономерныесвязи и отношения, где предметы должны быть однотипными (одного класса). Виндуктивном умозаключении даже из достоверных посылок, вывод, как правило,вероятностный. Различается полная, неполная и математическая индукция. В рамкахполной индукции вывод о свойствах класса предметов делается на основанииизучения его отдельных частей. Неполная индукция дает знание о классепредметов на основании изучения части предметов данного класса.Схема индуктивного умозаключения: Неполная индукциявключает:А1 имеет признак В1.Популярную (энумеративную)А2 имеет признак В 2.Научную(элиминативную)н 3.СтатистическуюнАн имеет признак ВА1, А2,…..Ан имеют признак В Если в популярной индукции объекты выбираются случайно, то внаучной изучаются планомерно, наиболее типичные, на основе контрольныхпартий и замеров. Это позволяет сделать научное заключение о необходимыхпричинно-следственных связях и законах. Статическая индукция – этоумозаключение от выборки (модели), к совокупности явлений, тенденций. Этоперенос относительной частоты появления признака на более широкий классявлений. Изучение случайных массовых явлений (банкротство), непредсказуемыхв частностях, показывает их наступление в числовых пропорциях целого(вероятность банкротства). Математическая индукция говорит освойствах бесконечно больших множеств без проверки вывода бесконечно многораз. На этой основе установлены законы, формулы арифметической прогрессиии другие. Повышению степени вероятности и истинности индуктивныхумозаключений служит ряд методов. С их помощью индуктивная логикаустанавливает причинно-следственные связи при различных условиях протеканияявлений. К уточненным и классифицированным Д.С. Миллем относятся методы:сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков и др. Методсходства основан на поиски общего фактора исследуемого явления, приразличных условиях его обнаружения. Исключая из этих условий исходныепризнаки можно выявить общий фактор, который и будет причиной данногоявления. Формула метода и сходства гласит, что если:При условии А, В, С возникло явление QПри условии А, К, L возникло явлении QПри условии А, Р, Q возникло явлении QВероятно А есть причина QМетод различия указывает, что если наличие или отсутствие признака вызываетили устраняет явлении, то этот признак причина явления. Так если:При условии А, В, С, D происходит явлении dПри условии А, В, С отсутствует явление dВероятно D есть причина d Метод сопутствующих изменений говорит о соответствии однихизменений и величин других. Изменение предшествующего обстоятельства естьлибо его следствие, либо находится с ним в причинном отношении. При условии А, В,С,D существует явление Q При условии A1,B,C,D существует явление Q1 Следовательно, обстоятельство А есть причина Q Важно знать, что этим методом установлены: величина урожайностив зависимости от климатических изменений, расширение тел от нагревания идр. При характеристике этих и других методов студенту важноизбежать ряда ошибок, наиболее характерных для индуктивных умозаключений. Ктаким ошибкам относятся: поспешность обобщения без достаточного основания,подмена причинной связи некими внешними явлениями, подмена условногобезусловным в форме поспешного обобщения без учета места, времени и прочее. Использование самостоятельно осмысленных и творческипереработанных правил мышления для специалиста основа успеха в практическойдеятельности. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:1. Что такое индукция и каковы ее виды?2. Какова познавательная роль индукции?3. Какие методы используются при установлении причинных связей в индуктивных умозаключениях?4. Какова сущность традукции – умозаключения по аналогии?5. Каковы условия повышения вероятности вывода в традуктивных умозаключениях? 8. АРГУМЕНТАЦИЯ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО Уменние и потребность обоснованно доказывать положения и сужденияв ходе полемики, беседы и других форм общения важный показатель правильногомышления и профессиональной компетентности. При этом студенту важно понять,что содержание логического знания необходимо для овладения искусствааргументации и рационального убеждения. Доказательство – это логический прием обоснованияистинности суждения с помощью других истинных суждений. Содерожаниедоказательства включает в себя тезис, основание (аргументы) и формудоказательства или демонстрацию. Тезис – это суждение или положение,истинность которого требуется доказать. Аргументы (основания) – это способдоказательства, может принимать форму различных умозаключенийц, например,дедуктивных: a l (M-P) а 2 (M-S) T (S-P) Для доказательства используются также индуктивные умозаключения и аналогии, например, a l (А имеет признак КМР) а 2 (В имеет признак КР) Тезис, следствие В, возможно, имеет признак М. По способам доказательство делится на прямое, косвенное игенетическое. Прямое доказательство использует неоспоримые факты, а такжеобоснование аргументами истинности тезиса. Это ответы на экзаменах, научныеспоры, доказательство в суде и другое. В тоже время юридическиедоказательства, с опорой на факты, являются частными суждениями и из нихнельзя получить дедуктивного умозаключения. В косвенном доказательствевначале доказывают антитезис и, убедившись в его ложности, доказываютистинность тезиса. Антитезисом могут выступать одно или несколько суждений.В зависимости от этой структуры антитезиса косвенные доказательства делятсяна : апагогические ( от противного) и разделительные. В первом случае путем опровержения антитезиса доказываетсяистинность тезиса. Этот путь часто используется в математике, когда втеореме о непересекаемости двух перпендикуляров к одной прямой допускаетсяих пересечение. Антитезис показывает возможность опущения из одной точки напрямую двух перпендикуляров, что противоречит аксиоме об одномперпендикуляре на прямую из одной точки. Антитезис ложен, следовательно,истинен тезис. Разделительное доказательство основано на установлении истинноститезиса путем последовательного исключения всех элементов разделительногосуждения или гипотез, кроме одного, достаточного аргумента. А есть или В, или С, или D – применяется отрицающе утверждающий. А не есть В модус разделительно-категорического силлогизма. А не есть С А есть D На практике это сужает круг лиц какого-либо происшествия илиситуаций, ведущих к нему. Генетическое доказательство применяется при установлениипроисхождения и развития термина концепции в научных и историческихисследованиях. Для практики особенно важно убедиться в их истинности наоснове подлинных источников. При этом для студента важно понять, что нормойдоказательства являются: - умение применять все виды доказательства - использовать только истинные тезис и аргументы - опираться на подлинные факты, имеющие отношение к тезису - не применять неясных, двусмысленных и противоречивых тезисов и аргументов - способы доказательства должны соответствовать законам логики, чтобы не появились возможные ошибки К логическим ошибкам, вследствие неправильного использованияправил доказательства и опровержения относятся паралогизмы, софизмы ипарадоксы. Паралогизм, или неправильное рассуждение, появляется вследствиенеправильного вывода, незнания предмета или законов логики. Софизм – это преднамеренная ошибка, сознательное нарушениеправил логики, рассчитанное на ввод противника в заблуждение, стремлениевыдать ложь за истину. Это «кривая речь» или «мнимая мудрость» Еслипаралогизмы возникают случайно, то софизмы это нарушение правил исознательное отвлечение внимания от главного утверждения. Софизм: «Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего, есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего» скрывает истинное значениепонятия «приобретение». Парадокс – это необычное явление или высказывание, которое резкорасходится с действительностью. Они возникают из-за неясности, противоречийисходных принципов и норм познания. Таков классический парадокс «Что яговорю – ложно». Решение парадокса требует выхода за уровень данной системырассмотрения объекта. В то же время парадоксы приводят к глубиннымоткрытиям. Это создание теории иррациональных чисел, парадоксы теориимножеств и многое другое. В ходе общения важно не только умение отстаивать свои положения,но и опровергать позицию собеседника. Этому служит логический приемопровержения или разрушения доказательства путем установления ложностиранее выдвинутого тезиса. Структура опровержения включает: - Тезис опровержения; суждение, которое необходимо опровергнуть - Аргументы опровержения, суждения, при помощи которых опровергается тезис - Демонстрацию – логическую форму построения опровержения По аналогии с предыдущим материалом студент усваивает и рассматривает основные виды опровержений. Для этого, опираясь на дополнительную учебную литературу, студент подбирает примеры критики тезиса с помощью опровержения фактами, сведения к абсурду и доказательство антитезиса. Использование формулы сведения к абсурду показывает: Если А есть В, то С есть D Ложность следствия ведет к Но С не есть D ложности исходного тезиса. Следовательно А не есть В При доказательстве антитезиса ( опровержения от противного) установление его ложности по закону исключенного третьего указывает на истинность тезиса. При раскрытии приема критики аргументов следует обратить внимание на их прямое (косвенное) опровержение с помощью опыта и фактов или же через закон достаточного основания. То есть аргументы, требующие доказательства, не являются достаточными основаниями. На ложность аргументов указывает их сомнительный источник. Критика демонстрации говорит об ошибках в доказательстве, отсутствии логической связи между доказываемым тезисом и аргументами. При опровержении следует внимательно следить за соблюдением правил умозаключения. Истинности опровержения служит соблюдение ряда нормативных правил: - Противоположные положения не опровергаются без тщательного рассмотрения - Необходимо учитывать возможные ошибки наших аргументов - Следует сочетать прямые и косвенные методы опровержения Кроме того, следует строго соблюдать правила по отношению ктезисам, аргументам и демонстрации. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:1. В чем специфика и отличие доказательства от умозаключения?2. Каковы структура и виды доказательств?3. Каковы способы опровержения аргументов?4. Каковы наиболее общие ошибки в доказательстве и опровержении?5. Каково содержание паралогизмов, софизмов и логических парадоксов? ЗАКЛЮЧЕНИЕ В предложенном кратком учебном пособии сделана попытка ввестистудентов в мир логики, что позволит получить начальные знания о культуремышления и использовать их в практической деятельности. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА ПО ЛОГИКЕ1. Каковы предпосылки возникновения логики?2. Что собой представляет логическая форма мысли Как она появилась?3. Что изучает формальная логика?4. Каково практическое и теоретическое значение логики?5. Каковы основные принципы диалектической логики?6. Что обозначают законы формальной логики?7. Что такое понятие. Каждое ли общее имя обозначает понятие?8. Каковы основные виды признаков предмета?9. Содержание и объем понятия, соотношение между ними?10. По каким признакам понятия делятся на виды?11. Каковы основные виды отношений между понятиями по содержанию и объему?12. Каковы способы явного и неявного определения понятий?13. Каково значение операции деления и классификации понятий?14. Что такое суждение как логическая форма мышления?15. Какова структура суждения?16. Какие существуют виды суждений?17. Как распределены термины в простых атрибутивных суждениях?18. В чем сущность сложных суждений и их виды?19. Как определяются отношения между сложным высказываниями?20. Каковы виды сложных суждений?21. Что представляет собой дедуктивное умозаключение?22. Что представляет собой индуктивное умозаключение?23. Что такое дедукция?24. Что такое простой категорический силлогизм и какова его структура?25. Правила терминов и их влияния на характер вывода?26. Правила фигур и их влияние на характер вывода из них?27. Что такое модусы простого категорического силлогизма?28. Полисиллогизм, его сущность и структура?29. Сорит и его виды?30. Энтимема, ее основные черты?31. Что такое индукция и в чем ее отличие от дедукции?32. Каковы виды индукции?33. Какова роль умозаключения по аналогии?34. Роль аналогии в познавательной и практической деятельности?35. Понятие, состав и виды аргументации и критика?36. Что такое доказательство и какова его структура?37. Прямое и косвенное доказательство и способы его осуществления?38. Каковы основные ошибки в доказательстве и опровержении?39. В чем смысл софизмов и логических парадоксов?40. Каковы уловки в споре и способы их нейтрализации? ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики.- М.,1999.2. Гетманова А.Д. Логика. - М.,1995.3. Григорьев Б.В. Классическая логика. - М.,1996.4. Ивлев Ю.В. Логика. - М.,1997.5. Ивин А.А. Логика. - М.,1999.6. Кир




Можно было подумать, что в его голове несколько мозжечков. Станислав Ежи Лец
ещё >>