Основы бизнес-планирования с использованием программы project - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План программы обучения Основы предпринимательской деятельности. 1 81.56kb.
Семинара-тренинга для начинающих предпринимателей «Основы бизнес-планирования»... 1 55.01kb.
Литература Борисевич в и и др Прогнозирование и планирования экономики... 1 123.4kb.
«Бизнес- план в программе Project Expert» в рамках практической части... 1 145.48kb.
Брыжко С. Н., аспирант мгта внутрифирменное планирование в деятельности... 1 173.33kb.
Семинар (руководитель Марон А. И.) "Информационно-аналитическая поддержка... 1 9.22kb.
Беннинга Ш. Финансовое моделирование с использованием Excel 1 42.4kb.
Конспект Оборина Т. П. Video exchange project: That place is best... 1 137.66kb.
Бизнес-аналитик в it проектах 1 78.2kb.
Алгоритмическое обеспечение модели планирования и принятия решений 6 908.55kb.
1. Геометрические характеристики крыла 1 34.17kb.
Бизнес-ангелы 1 37.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Основы бизнес-планирования с использованием программы project - страница №1/1


ШКОЛА ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
11.jpg

Основы бизнес-планирования

с использованием программы Project Expert

Составитель В.Н. Щенникова


МГИУ 2012

ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ PROJECT EXPERT
1. БИЗНЕС-ПЛАН

Бизнес-планирование – процесс разработки бизнес-плана. Представляет собой упорядоченную организационную процедуру, связанную со сбором и обработкой информации, принятием решений, которые осуществляются с целью получения ощутимого результата в виде целостной системы принятых управленческих решений.

Бизнес-план – 1) письменный документ, представляющий собой сводный план развития предпринимательской деятельности; документ, отражающий текущее состояние, цели и стратегию их достижения, предполагаемые потребности и ожидаемые результаты развития бизнеса; 2) основной документ инвестиционного проекта, предоставляемый инвестору, в котором в краткой форме излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффективность проекта; 3) документ, позволяющий лицу, принимающему решение, быстро вынести правильное и обоснованное суждение по проблеме (принять решение).
Основные функции бизнес-плана

  • Разработка стратегии развития бизнеса

  • Внутрифирменные оценка и планирование

  • Привлечение кредитных ресурсов

  • Привлечение институциональных инвесторов

  • Координация и мотивация персонала


Особенности

  • Планирование будущей деятельности компании

  • Ориентация на результат, достижение целей

  • Обоснованное отражение наиболее важных для пользователя фактов

  • Принцип разумной детализации


По длительности бизнес-планы бывают

  • Краткосрочные (до 1 года)

  • Среднесрочные (от 1 до 3-5 лет)

  • Долгосрочные (от 3-5 до 10-20 лет)


Структура бизнес-плана

  • Описание ситуации (проблемы, возможности)

  • Стратегия извлечения прибыли из данной ситуации

  • Подтверждающие расчеты и документы

Бизнес-план составляется под конкретных инвесторов, следовательно, его структура и содержание должны отвечать их интересам.


Что интересует инвесторов

  • Демонстрация инвестиционного потенциала

  • Эффективная управленческая команда, способная обеспечить реализацию потенциала компании

  • Возможность активного мониторинга, влияния и контроля над использованием инвестиций.


Разделы бизнес-плана

  1. Резюме (краткое изложение всех основных вопросов содержания каждой главы)

  2. Описание компании (бизнеса)

  3. Продукты и услуги

  4. Анализ рынка

  5. План маркетинга

  6. План производства

  7. Организационный план

  8. Календарный план

  9. Финансовый план

  10. Оценка рисков

  11. Приложения

Все представленные разделы бизнес-плана носят рекомендательный характер.

Таблица 1

Содержание бизнес-плана

1.

Резюме

2.

Описание бизнеса

2.1. Общее описание компании

2.2. Анализ отрасли

2.3. Цели проекта



3.

Продукты и услуги

4.

Анализ рынка

4.1.Общее описание рынка

4.2.Определение спроса на продукты (услуги)

4.3.Анализ конкурентов



5.

План маркетинга

5.1.План продаж

5.2.Стратегия маркетинга


6.

План производства

6.1.Описание местоположения

6.2.Производственный процесс и его обеспечение

6.3.Инвестиционные затраты

6.4.Производственные затраты

6.5.Операционные конкурентные преимущества



7.

Организационный план

7.1.Организационная структура управления

7.2.Сведения о ключевых менеджерах и владельцах фирмы

7.3.Кадровая политика и развитие персонала



8.

Календарный план

9.

Финансовый план




9.1.Базовые предположения

9.2.План прибылей и убытков

9.3.План денежных потоков

9.4. Прогнозный баланс

9.5.Инвестиционный план и финансирование проекта

9.6.Анализ безубыточности. Оценка эффективности проекта



10.

Оценка рисков

11.

Приложения


Резюме

Резюме должно быть кратким (1-2 страницы), лаконичным и убедительным. В нем следует отразить следующую информацию (табл. 2)

Таблица 2

Структура резюме



1.

Наименование проекта

2.

Инициатор проекта

Краткие сведения об инициаторе проекта.

Указываются:

- организационно-правовая форма предприятия,

- юридический и фактический адрес,

- контактная информация


Организационно-правовая форма реализации проекта

3.

3.1. 3.2.


3.3. 3.4.

Сущность проекта:

Цели


Способы их достижения

Бизнес-идея

Тип проекта


Указываются:

- основные цели проекта (объем производства и реализации продукции/услуг; планируемая доля рынка сбыта) и способы их достижения;

- описание бизнес-идеи;

- тип проекта



4.

Результаты проекта:

Приводятся основные показатели проекта:

- объем производства и реализации продукции;

- планируемая доля рынка сбыта;

- выручка от реализации продукции

- чистая прибыль


5.

Общая сумма инвестиций:

Указывается общая сумма инвестиций в проект

6.

6.1.


6.2.
6.3.

6.4.


Оценки эффективности проекта:

Период окупаемости;

Используемая ставка дисконтирования;

Чистый дисконтированный доход;

Внутренняя норма доходности проекта


Приводятся показатели по проекту:

- период окупаемости;

- используемая ставка дисконтирования;

- чистый дисконтированный доход;

- внутренняя норма доходности проекта.


7.

Сумма средств, инвестируемых инициатором проекта:

Указывается сумма собственных средств, вкладываемых инициатором проекта (в т.ч. в %)

8.

8.1.
8.2.

8.3.
8.4.
8.5.


Необходимое финансирование по проекту:

Сумма инвестицион-ного кредита

Процентная ставка

Срок и график кредитования

Срок возврата заемных средств

Гарантии по возврату кредита



Указываются:

- необходимая сумма заемных средств для осуществления проекта (в т.ч. в процентах);

- процентная ставка;

- срок и график предоставления кредита;

- срок возврата суммы и % за кредит;

-гарантии возврата кредита (залог, поручительство)


9.

Сроки осуществления проекта

Указывается дата начала проекта, период планирования.


Типичные ошибки при составлении бизнес-плана

  • Непроработанные структура и объем бизнес-плана – слишком много/мало данных

  • Недостаточность обоснований – наличие ничем не подтвержденных финансовых расчетов, слабая проработка раздела о команде

  • Неточности и ошибки в финансовой модели компании – не учтены особенности проекта и/или неверное использование методик расчета

  • Отсутствие адресности – слишком общий характер БП, не проработан раздел эффективности для инвесторов

  • Неучет временного фактора – несвоевременное получение разрешительной документации, задержки поставок оборудования, несвоевременный ввод в эксплуатацию, на производственной фазе – задержки платежей за продукцию

Недочеты в технической и производственной проработке проекта:

  • Недооценка значимых факторов проекта, в том числе сезонности сбыта и производства

  • Неучет условий закупок и поставок, необходимости формирования страховых запасов продукции и т.д., сроков выхода на проектную мощность

  • Недооценка возможных лимитирующих факторов (нехватки производственных мощностей на растущем рынке)

  • Отсутствие проработанной проектно-сметной документации

  • Использование устаревшей или не соответствующей стандартам технологии

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Показатели эффективности инвестиций позволяют определить эффективность вложения средств в тот или иной проект. При анализе инвестиционных проектов используются дисконтированные и недисконтированные показатели.



Дисконтирование - это приведение всех будущих денежных потоков к текущему моменту времени.

Суть теории денег во времени – доллар сегодня стоит дороже доллара завтра, так как может быть проинвестирован и принести за это время некий доход. Дисконтирование учитывает, что при инвестировании в один проект мы отказывается от альтернативных вложений, и наилучшая из альтернативных доходностей формирует наши альтернативные издержки.



Коэффициент дисконтирования – это фактор, приводящий будущие денежные потоки к текущему моменту, где r – ставка дисконтирования, а n – порядковый номер периода.

Коэффициент дисконтирования рассчитывается по формуле



Ставка дисконтирования:

  • Для проекта – цена привлечения капитала или альтернативная доходность

  • Для инвесторов – средняя доходность, которую они хотят получить от инвестирования в данный проект, с присущим ему уровнем риска.

В случае, если фирма использует и собственный и заемный капитал, ставка дисконтирования рассчитывается по модели средневзвешенной стоимости капитала WACC.


где Vd - объем заемного капитала; Rd - стоимость заемного капитала; T - ставка налога на прибыль; Ve - объем собственного капитала; Re - стоимость собственного капитала.
Основные показатели эффективности:

  1. NPV (Net Present Value) – Чистый дисконтированный доход

где CFt – денежный поток в t-й период; r – ставка дисконтирования; N – горизонт расчета (срок жизни проекта); Investment – начальные инвестиции.

Характеризует абсолютный экономический эффект от принятия проекта с заданной ценой капитала или альтернативными издержками


  1. IRR (Inner Rate of Return) – Внутренняя норма рентабельности

Характеризует максимальную цену капитала или альтернативную доходность, при которой проект не убыточен




  1. PI (Profitability Index) – Индекс прибыльности


Характеризует относительную доходность от проекта – доход на каждый вложенный рубль




  1. DPB (Discounted payback period) – Дисконтированный срок окупаемости

Характеризует период возмещения первоначальных инвестиций за счет чистых текущих денежных потоков – время, за которое будут «отбиты» инвестиции и далее проект будет приносить чистый доход.

3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РИСКОВ

Для анализа и оценки рисков, связанных с проектом, рекомендуется использовать следующую процедуру:

1. Определить перечень рисков, которым в большей мере может быть подвержен проект.

2. Определить вероятность возникновения каждого риска из представленного перечня. Для этого все риски по степени их значимости разбиваются на группы (по стадиям проекта, по источникам возникновения или по содержанию рисков). Оценка рисков с использованием ранжирования или балльных оценок осуществляется группой экспертов.

3. В дополнение можно использовать и другие методы количественной оценки риска (расчет точки безубыточности, проведение анализа чувствительности и др.).

4. Разработать программу мер по предотвращению рисков и минимизации возможных потерь.

Существует 4 способа внесения поправки на риск при расчете инвестиционных показателей проекта:


  • использование более высокой ставки дисконтирования для рискованных активов,

  • сокращение неопределенных ожидаемых денежных потоков,

  • применение дисконта к полученной оценке,

  • учет того, как рынок оценивает проекты, характеризующиеся аналогичным риском.




  1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА PROJECT EXPERT

Планирование развития предприятия требует применения современных методик и инструментов, снижающих временные затраты. Эффективным, адекватным решаемым задачам методом является метод имитационного моделирования. Имитационные модели позволяют проигрывать различные варианты развития предприятия, состояния внешнего экономического окружения. Они дают возможность проверить различные идеи, гипотезы и предположения относительно развития бизнеса, проанализировать последствия их реализации.

Аналитическая система Project Expert базируется на методике оценки инвестиционных проектов UNIDO. Последовательно моделируя в системе планируемую деятельность нового или действующего предприятия и изменения в экономической среде, можно вести инвестиционное проектирование и финансовое планирование, создавать бизнес-планы, удовлетворяющие международным требованиям, а также оценивать эффективность реализации проекта. Project Expert позволяет проанализировать альтернативные варианты и выбрать оптимальный путь развития предприятия, определить потребность предприятия в денежных средствах, подобрать оптимальную схему финансирования, выбрать варианты закупок, производства и сбыта. Система не требует ни глубокого знания математики, ни умения программировать – необходимо только хорошо знать описываемый бизнес.

Работа с системой Project Expert на разных стадиях разработки и реализации инвестиционного проекта может быть описана в виде следующих этапов:



  1. Построение модели компании и ее экономического окружения

  2. Определение потребности в финансировании проекта

  3. Разработка стратегии финансирования

  4. Анализ прогнозируемых финансовых результатов

  5. Создание бизнес-плана

  6. Анализ данных о текущем состоянии проекта в процессе его реализации

Последовательность работы со вкладками Project Expert представлена в таблице 3.

Таблица 3

Порядок работы с разделами программы Project Expert

Этап

Вкладка

Описание

1

Проект

«Заголовок»

Формирование файла *.pex

Ввод название проекта, даты начала, горизонта расчета, списка продуктов/услуг

«Отображение данных» - «масштаб» (выбор интервалов планирования)

«Настройка расчета» - «детализация»: включить все


2

Компания

Окружение



Ввод необходимой информации, характеризующей финансово-экономическое состояние предприятия на момент начала проекта

3

Инвестиционный план

«Календарный план» - введение плана мероприятий (приобретения /создания активов, прочие затраты) и логических взаимосвязей между этапами.

Описание всех активов, создаваемых/приобретаемых в рамках проекта

«Производство» - возможность установления опции «привязать дату начала продаж к дате начала производства»


4

Операционный план

Описание цепочек издержек по каждому продукту/услуге и компании в целом

Порядок работы:



  1. План сбыта

  2. Материалы и комплектующие

  3. План производства

  4. План по персоналу и общие издержки

5

Проведение расчета

Чтобы изменения вступили в силу (нашли отражение в прогнозных финансовых документах) требуется произвести расчет

«Результаты» - Прибыли/убытки, Кэш-фло, Баланс, Детализация результатов

«Анализ проекта» - доходы подразделений


6

Анализ и проверка модели

Основа для проверки модели – анализ данных, содержащихся в таблице «Кеш-фло». Дополнительную информацию можно посмотреть в «Детализации результатов».

7

Финансовый план и специальные виды анализа

Составление финансового плана – описание различных схем и инструментов финансирования через раздел «Финансирование» (в т.ч. опираясь на данные из таблицы Кэш-фло)

Все подготовленные в программе Project Expert выходные результаты вместе с пояснительным текстом вносятся в итоговый документ – бизнес-план проекта.



Рекомендуемая литература:

  1. Алиев В.С., Чистов Д.В. Бизнес-планирование с использованием программы Prolect Expert (полный курс): Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 432 с. – (Высшее образование)

  2. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»)





Слишком гладко причесанный стиль лысеет. Мартин Гарсо
ещё >>