«Осенние травы» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Осень. Осенние месяцы. Перелетные птицы 1 19.98kb.
О вреде выжигания сухой травы 1 91.3kb.
Весенний пал прошлогодней травы опасен для жизни 1 10.68kb.
Экономические теории и “энергия травы” Николай Шмелев 1 141.88kb.
«что я должен делать, чтобы сберечь лес» 1 59.41kb.
Осенние костры беда для города и горожан. Медлительной чредой нисходит... 1 39.26kb.
Поурочные планы по изо 5 797.59kb.
Сказка Одна красивенькая девочка была очень глупенькой. Другие коней... 1 19.95kb.
Запиши осенние изменения в неживой природе 1 25.92kb.
Осенние праздники Спасы 1 88.59kb.
На осенние каникулы 2013-2014 учебный год Дата Мероприятие 1 26.91kb.
Закона Тюменской области от 03. 11. 2003 №170 "Об обороте земель... 1 248.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Осенние травы» - страница №1/1

МБОУ ДОД ТДДТ


Блок учебных занятий

по теме: «Осенние травы»


Педагог: Колесникова Людмила Ивановна
ИЗОстудия: группа «Юный художник"

ТАРУСА – 2011



Конспект учебного занятия №1
Педагог: Колесникова Людмила Ивановна
ИЗОстудия: учебная группа «Юный художник»
Состав учебной группы: присутствуют на занятии 12 детей;

из них 2 мальчиков и 10 девочек;

возраст присутствующих 8-13 лет.
Тема учебного занятия: «Осенние травы»

«Сенокос» Аркадия Пластова

Установочный курс; Вид деятельности №7:

«Живописное изображение.

Разработка живописного соотношения цвета.»

Средняя степень сложности.
Цели занятия:
Образовательная цель: освоение знаний о мире изобразительного искусства на примере творчества художника Аркадия Александровича Пластова; овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
Развивающая цель: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Воспитывающая цель: воспитание эмоциональной отзывчивости и куль- туры восприятия произведений профессионального изобразительного искусства, нравственных эстетических чувств, любви к природе, Родине.
Задачи занятия:
-формировать представление о творчестве художника А.А.Пластова;

-научить детей практической работе в технике рисунка;

-научить собранности и четкости в действиях;

-учить анализировать и передавать узнаваемое изображение;

-овладеть приемами рисунка при работе простым карандашом;

-ознакомить детей с принципами пропорционального соотношения элементов растения.


Форма учебного занятия: комбинированное занятие:

I этап – лекция-беседа;

II этап – практическое занятие.
Форма организации работы: I этап – коллективная;

II этап – индивидуальная.


Структура учебного занятия:
1. Вводная, организационная часть – 5 мин.;

2. Основная часть – 75 мин.:

-лекция-беседа о художнике А.А.Пластове и его произведении «Сенокос» - 25 мин.;

-практическое занятие – зарисовка растений с натуры – 50 мин.

3. Заключительная часть – 10 мин.:

-подведение итогов занятия.
Ход занятия:
1.Вводная, организационная часть:

-организовать условия для благоприятного протекания занятия.


2.Основная часть:

-подготовка детей к активному и сознательному усвоению нового материала.


Лекция-беседа о художнике А.А.Пластове.
Аркадий Александрович Пластов.

Полотна Пластова полны жиз- неутверждающей силы. Через цвет и благодаря цвету он на- полняет свои картины живым , трепетным чувством. Художник говорит: «Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее... думаешь, что надо об этом пове- дать людям... Жизнь наша полна и богата, в ней так много потря- сающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать.

Аркадий Александрович Пластов родился 31 января 1893 года в селе Прислониха Симбирской губернии в семье деревенского иконописца. Ро- дители его мечтали, чтобы сын стал священником. По окончании трех классов сельской школы, в 1903 году Аркадия отдали в Симбирское духовное училище. Через пять лет он поступил в Симбирскую духовную семинарию.

Весной того же 1908 года он близко столкнулся с работой артели ико- нописцев, подновлявших церковь в Прислонихе. «Когда начали ставить леса, - пишет художник в своей автобиографии, - тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я сам был не свой и ходил, как зачарован- ный, около приехавших чудодеев». Наблюдая, как на стенах старой, за- копченной церкви рождался новый, невиданный мир образов, мальчик твердо решил: «Быть только живописцем и никем более».

Летом 1912 года, решив посвятить себя искусству, Аркадий поехал в Москву. Он так описывает свою встречу со столицей: «Сам не свой, я брожу по Москве, как во сне. Кремль, Красная площадь, соборы, потом Третьяковка. Можно ли описать эти сверхъестественные переживания? Это блаженство, от которого я – крепкий, как жила, парень в 19 лет – задыхался, точно я нес на плечах дом в три этажа. Выразишь ли сло- вами клятвы, какие давались перед этими таинственными и мощными созданиями гениев?».

Пластов обучался в Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище в Москве у Ф.Ф.Федоровского. С 1914 года учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурном отделении у С.М.Волнухина. Посещает занятия у А.Е. Архипова, А.М.Васнецова, А.М.Корина, Л.О.Пастернака, А.С.Степанова. После Октябрьской революции в 1917 году почти восемь лет Пластов жил в родной Прислонихе. Тогда художник начал писать этюды, изобра- жая окрестную природу и своих земляков.

Пластов выработал метод самого подробного и тщательного этюди- рования всех частей и деталей картины. Благодаря этому его эскизы об- растали великим множеством рабочих этюдов, рисунков, набросков, в той или иной мере связанных с замыслами будущих картин.

Он идет от сиюминутного к вечному, делая собственно содержание картины, как бы существующим изначально. Конкретные, жизненные сюжеты приобретают у него поистине метафорический смысл: «Празд- ник урожая», «Жатва», «Сенокос», «Весна», «Солнышко», «Лето».

В своем искусстве Аркадий Пластов сделал традиционные образы русской жизни неотъемлемой частью мировой художественной культуры.

В 1946 году картины Аркадия Александровича Пластова «Сенокос» и «Жатва» экспонировались на первой послевоенной Всесоюзной худо- жественной выставке в Государственной Третьяковской галерее. Эти произведения наполнены ощущением мирных будней.

Картина «Сенокос» была написана художником летом 1945 года. Еще страшно болели раны, и время не притупило горечь утрат ушедшей вой- ны. Но страна возвращалась к мирной жизни, тяжело поднимаясь из руин. Последствия войны Пластов незримо выражает в произведении: ряд косарей лишен, выбитых в сражениях, мужиков.


Обсуждение картины А.А.Пластова «Сенокос»:

Я приглашаю вас в «Музей одной картины»: «Сенокос» Аркадия Алек- сандровича Пластова.



  1. Дайте определение слову «картина». Как по-другому можно назвать картину? Что изображено на картине?

  2. Как называется картина, изображающая виды природы?

  3. Как называют художника, рисующего пейзажи?

  4. Мы говорим обычно: «Художник изображает». А как по-другому можно назвать это действие?

  5. Какое время суток изображено на картине?

  6. Кого изобразил автор на картине?

  7. Что мы видим на заднем плане картины?

  8. Опишите изображение первого плана картины.

  9. Какое впечатление оставляет просмотр картины?

После беседы еще раз рассматриваем картину.

«Сенокос» Пластова – это возвышенная ода родной земле. Буйство природных красок придает особый лиризм произведению. Пластов будто волшебник наполняет свое полотно звенящей россыпью летних звуков: с полотна к зрителю словно доносится под мерный ритм косарей тихий шелест листвы берез, гудение мохнатого шмеля и осторожный щебет ранних птиц.

Мы словно слышим, как звучит каждый цветок из этого тысячецветно- го букета и как звенят нежными аккордами сиреневые, голубые, лазоре- вые, бирюзовые, желтые, шафранные, пунцово-багряные, пурпурные и золотые колеры.

В полотне «Сенокос» мудрый художник, рассыпав перед зрителем драгоценную мозаику цветоносного июньского травостоя, дает отдох- нуть глазу, раскинув перед ним волшебный ковер озаренной солнцем поляны...

В холсте мы видим соразмерное чередование темных перелесков, изумрудных лугов, синеющей вдали дубравы. И, наконец, как финал в этом ликующем гимне радости, как заключительный аккорд, как самая торжественная нота в этом созвучии – над всем этим великолепием раскинулось высокое небо.

«Сенокос» - симфоническая поэма, гимн родной земле, победонос- ному народу, выстоявшему и победившему в жестокой, кровавой войне. Волшебство этой картины Пластова – в высокой метафоричности языка живописца. Ведь насколько монументален, возвышен должен быть плас- тический словарь произведения, чтобы взяв, казалось, самый древний сюжет из сельской жизни – сенокос, дать почувствовать зрителю гран- диозность этой мирной панорамы, величие этой звучащей тишины.

Буйная поросль трав, ликующий солнечный день, вольные движения косарей, сверкание ярких, насыщенных красок – все в этом произведе- нии радуется наступившему миру.
Практическое занятие: освоение зарисовки растений с натуры.
После лекции-беседы рассматриваем и даем характеристику прине- сенным на занятия растениям:

Художник Аркадий Пластов, прежде, чем написать картину, выполнял множество изображений с натуры к задуманному произведению.





Рисунок – важнейшее средство изучения и отображения действитель- ности, первооснова всего изобразительного искусства. Для художника рисунок – это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть присталь- но вглядываться в окружающий мир, сопоставлять, анализировать, глуб- же воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобрази- тельного мастерства, развитие художнического умения видеть и переда- вать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.

Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания каждого отдельного растения. Именно этот перво- элемент изображения – линия – выступает в рисунке особенно ярко.

Рисунок – самая простая, удобная и оперативная техника изобрази- тельного искусства. Для рисования художники используют очень многие инструменты и материалы. Первый и наиболее распространенный из них – обыкновенный графитный карандаш. Графитный карандаш является «обыкновенным», широко распространенным инструментом, знакомым с самых ранних лет каждому.

Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз. Зарисовка с натуры – краткосрочный рисунок. Его задача заключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характерное, что в свою очередь дает возможность легче запоминать и восстанавливать ви- денное.
Последовательность выполнения задания:

-выбор растения для выполнения задания;

-набросок положения растения и основных его элементов;

-отрисовка каждого элемента растения;

-завершение задания дополнением зарисовки растения более мелкими подробностями, проверяя реальность контура.
Задание побуждает детей к анали- зу изображаемого объекта: выявле- нию пропорциональных особенностей выбранного растения, фиксированно- му вниманию к натуре, сбору визуаль- ной информации об изображаемом объекте, необходимости сравнивать изображение с натурой, выявлению неточности рисунка, поиску решения при исправлении зарисовки.

Во время выполнения практической работы педагог делает целевые обходы:

-контроль организации рабочего места;

-контроль правильности выполнения приемов рисунка;

-оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
Итоги занятия:

-коллективный просмотр и обсуждение выполненных работ:





-заключительное слово педагога:

Сегодня на занятии вы убедились, что, изображая что-либо, можно ограничиться только точными карандашными линиями, которые помогут увидеть их выразительность. В своих работах вы сумели эти приемы отразить.
Содержательные блоки учебного занятия:

-Достойно внимания ознакомление детей с творчеством художника А.А.Пластова, ориентирующее на становление духовного мира детей. Данный блок занятия использует воздействие искусства на растущего человека, формирующего его целостную личность, направлена на при- общение детей к духовному, эмоциональному опыту, заложенному в искусстве.

-Не менее значимо исследование детьми растительных объектов. Изобразительная деятельность детей начинается с линии, в которой закодирован их чувственный опыт. Линия имеет свою семантику и связанные с ней особенности выразительности, содержательности, смысла, символики, эмоционально-психологического воздействия.

Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспи- тательных задач программой предусмотрены наряду с остальными видами деятельности, беседы об изобразительном искусстве и рисова- ние с натуры.


Планируемый результат занятия:

К частным целям относятся формирование интереса к жизни через увлечение искусством и потребности в общении с ним; накопление опыта полноценного художественного творчества.



Конспект учебного занятия №2
Педагог: Колесникова Людмила Ивановна
ИЗОстудия: учебная группа «Юный художник»
Состав учебной группы: присутствуют на занятии 12 детей;

из них 2 мальчиков и 10 девочек;

возраст присутствующих 8-13 лет.
Тема учебного занятия: «Осенние травы»

Игра «На поляне»

Установочный курс; Вид деятельности №7:

«Живописное изображение.

Разработка живописного соотношения цвета.»

Средняя степень сложности.
Цели занятия:
Образовательная цель: знакомство с понятием «форма»; сравнение по форме различных частей растений; выявление их геометрической осно- вы; использование этого опыта в изображении разных по форме расте- ний; сравнение пропорций растений.
Развивающая цель: способствовать формированию и развитию умения творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фанта- зию в процессе создания изображений, стремиться выражать в работах собственное отношение.
Воспитывающая цель: формировать желание прилагать максимум твор- ческих усилий для успешного выполнения работы, стимулировать моти- вацию детей созданием ситуаций успеха.
Задачи занятия:
-научить детей концентрировать внимание на определенной деятель- ности;

-прививать привычку к анализу предстоящей работы;

-научить измерению пропорциональных соотношений изображаемого объекта;

-уметь обобщать основные изобразительные мотивы;

-применять соотношение цветового распределения;

-научить умению соотносить видимую реальность натуры с получаемым изображением.


Форма учебного занятия: комбинированное занятие:

I этап – занятие-игра;

II этап – практическое занятие.
Форма организации работы: I этап – коллективная;

II этап – индивидуальная.


Структура учебного занятия:
1. Вводная, организационная часть – 5 мин.;

2. Основная часть – 75 мин.:

-занятие-игра «На поляне» – 35 мин.;

-практическое занятие – эскиз работы на тему: «Осенние травы» - 40 мин.

3. Заключительная часть – 10 мин.:

-подведение итогов занятия.
Ход занятия:
1.Вводная, организационная часть:

-организовать условия для благоприятного протекания занятия.


2.Основная часть:

-подготовка детей к активному и сознательному усвоению нового материала.


Занятие-игра «На поляне»
Группа детей делится на две команды и размещается за двумя раз- ными столами. Каждый стол состоит из четырех парт. Между столами находится мольберт с листом бумаги А2. На отдельном столе – емкость с небольшими листками бумаги, содержащими загадки на тему: «Расте- ния».

Дети знакомятся с правилами игры: от каждой команды по очереди выбранный посланец вытягивает из емкости загадку и громко ее зачиты- вает; от команды, первой разгадавшей загадку, выделяется игрок, рису- щий на мольберте разгадку цветными маркерами. Побеждает команда, которая насчитывает на листе-поляне большее количество нарисован- ных растений, но не в ущерб качеству изображения.

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь:

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(василек)
Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

(колокольчики)
Стоит в саду кудряшка –

белая рубашка.

Сердечко золотое, что это такое?

(ромашка)

Золотист он и усат,

В ста карманах - сто ребят.



(колосок)
Не огонь, а жжется.

(крапива)
Голова на ножке, в голове

горошки.

Солнце жжет макушку,

Сделать хочет погремушку.



(мак)
На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.



(одуванчик)
Путник часто ранит ноги,

Вот и лекарь у дороги.



(подорожник)
Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.



(репейник)

Игра продолжается до полного заполнения листа природными моти- вами, после чего выявляется группа-победитель и самые активные мастера изображения.


По окончании игры юные художники рассматривают созданное про- изведение, высказывают свои впечатления о проделанной работе. Обсуждение коллективной работы продолжается по следующим вопро- сам:

-Какие чувства вызывает данная композиция?

-Создается ли впечатление поляны, заросшей разными травами?

-Каким способом можно показать плановость изображения?

-Какое качество привнес бы цветной фон в это произведение?

-Какие предложения возникают по изменению композиции этой работы?

-Есть ли созвучие зрительного образа и душевного восприятия?
Коллективное творчество в игровом оформлении дает свои резуль- таты:

-привлекательность учебного материала использованием приемов педа- гогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;

-принцип сотворчества детей для получения более глубоких знаний и навыков в изображении;

-активизация учебного процесса;

-закрепление навыков соотношения изображения с форматом листа бу- маги;

-использование альтернативных способов рисования для передачи за- мысла;

-совершенствование навыков передачи эмоционального содержания темы изображения;

-совместное взаимодействие по формированию композиции;

-развитие зрительной памяти;

-воспитание чувства сопричастности при создании коллективного произ- ведения.


Практическое занятие: эскиз работы на тему «Осенние травы».
Эскиз – пробное, подготовительное произведение, выражающее общую идею композиции, ее принципиальное решение. Эскиз может быть соз- дан средствами рисунка и живописи – от быстрого наброска до более подробной зарисовки. Художник отыскивает будущую композицию про- изведения в рисунке-эскизе. Эскиз может быть выполнен в различной технике.
1 этап: разработка эскиза композиции в линейном варианте.

Линию, безусловно, можно рассматривать как одно из основных средств изобразитель- ного искусства в целом. Линией пользуются и в эскизах композиций. Контурная линия заклю- чает форму раститель- ного мотива. Несмотря на то, что на плоскости проведены только ли- нии, создается впечат- ление, что внутри конту- ра тон изображаемого мотива темнее или светлее, чем окружающий его фон плоскости. Более того, линейный рисунок может передать впечат- ление объема растения. Это достигается, во-первых, тем, что линия из- меняется по своей толщине, а, следовательно, и по силе звучания. Даже незаконченная, она способна выполнять одновременно несколько функ- ций: отграничивать форму, компоновать изображение, определять харак- тер и движение всей формы, ее пропорции и т.д. Плавность, текучесть и направленность линии при нанесении контура позволяют выявить плас- тические качества формы.

Практическую работу над композицией чаще всего начинают с линей- ного рисунка. В нем находят отражение и последующие, более прорабо- танные эскизы композиции.

2 этап: эскиз цветовой разработки композиции.

Назовем еще один тип построения композици- онного пространства изображения – постро- ение пространства цве- том. Цвет является важ- нейшим средством изо- бражения. Одновремен- но он выступает как сильное композицион- ное средство. Взаимо- действие основных ка- честв цвета: цветового тона, светлоты, яркости и насыщенности, создает новое, композиционное свойство цвета. Цвет также содействует созданию пространственных планов. Нередко функ- ция в построении композиционного пространства настолько велика, что цвет становится решающим средством композиции, т.е. строит всю ком- позицию: и растения, и фон, и пространство, и связи между ними.

Задание побуждает детей к анализу изображаемой композиции. Эс- киз, как способ поиска композиции, снимает напряженность при выполне- нии задания. Эскизы редко носят законченный характер. Поскольку эски- зы делаются в основном на скорую руку, то они часто незакончены или вообще схематичны.

Во время выполнения практической работы педагог делает целевые обходы:

-контроль организации рабочего места;

-контроль правильности выполнения эскизов к будущей композиции;

-оказание помощи детям, испытывающим затруднения.
Итоги занятия:

-коллективный просмотр и обсуждение выполненных эскизов;

-заключительное слово педагога:

Вы познакомились сегодня с понятием «эскиз» - это предваритель- ный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения. Эскизы могут быть самыми разнообразными: практически самостоятельными художественными произведениями и иметь довольно внушительные размеры, а могут быть маленькими, и носить характер наброска. Так что эскиз – это не просто так: по-быстрому наляпал и гото- во! Над ним думать надо, работать.


Содержательные блоки учебного занятия:

-Достоин внимания метод организации групповой формы деятельности детей на занятиях, как одна из технологий развивающего обучения. Дан- ный блок занятия позволяет расширить объем материала для рассмот- рения в рамках одного занятия, максимально активизировать работу всех детей, направлен на развитие аналитических способностей, творческого потенциала.

-Не мнее значимо создание эскизов, предваряющих работу по заданной теме. Они помогают научиться постепенно отбрасывать все лишнее, уточняя композицию, добиваться выразительности всего изображения и каждого отдельного мотива.

Для наиболее успешного выполнения поставленных учебно-воспита- тельных задач программой, широкие знания и профессиональная терми- нология с самого раннего возраста входят в понятие детей не в навязан- ной форме запоминания, а в процессе всей работы на занятии.



Планируемый результат занятия:

Широкое разнообразие вариантов внутри одной темы поможет избавить- ся от штампов и стереотипов и откроет простор для творческого самовы- ражения детей.




Лучшее украшение девушки — скромность и прозрачное платьице. Евгений Шварц
ещё >>