Осенние праздники Спасы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Главные осенние праздники 1 36.09kb.
Вопросы к викторине Осенние праздники в Великобритании и США день... 1 41.04kb.
Осенние праздники Октябрь 1 21.96kb.
«Праздники и календари» 1 66.23kb.
«Церковные праздники» Православные праздники 1 71.77kb.
Осень. Осенние месяцы. Перелетные птицы 1 19.98kb.
Татарский национальный праздник Сабантуй 1 131.58kb.
«что я должен делать, чтобы сберечь лес» 1 59.41kb.
Осенние костры беда для города и горожан. Медлительной чредой нисходит... 1 39.26kb.
Поурочные планы по изо 5 797.59kb.
Спасы в 2013 году: медовый, яблочный, ореховый… 1 21.42kb.
Медовый Спас 14 августа — первый Спас, Спас медовый 1 61.78kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Осенние праздники Спасы - страница №1/1

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ

(Технический университет)

Кафедра культурологии

ТЕМА:

«Осенние праздники - Спасы»



Работу выполнил студент

группы С-45

Волков А.А.
Научный руководитель

Носова Г.А.


Москва

2009-2010 уч. Год
Оглавление.

Введение....................................................................................................................................................................3Первый Спас – Медовый ....................................................................................................................................4

Второй Спас – Яблочный.....................................................................................................................................6

Третий Спас – Ореховый.....................................................................................................................................8

Заключение............................................................................................................................................................13

Список использованной литературы..........................................................................................................14


Введение.


Спасы - народное название ряда православных праздников, связующих успенский пост. Первым празднуется Медовый или маковый Спас - 14 августа. В этот день освящают воду и мёд нового урожая. Медовый Спас наши предки отмечали скромно, так как он выпадал как раз на полевые работы. Нужно было косить, пахать, сеять. На медовый Спас устраивали «сиротские и вдовьи помочи», когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни.

Самым главным считается Яблочный Спас, 19 августа. Праздник этот пришел к нам из Константинополя, где ежегодно в храме Софии частью креста освящали воду для отвращения болезней, так как именно в августе их количество резко возрастало. Православной церковью праздник установлен в IV веке.


Яблочный Спас приходится на шестой день Успенского поста.

Про Ореховый Спас говорили: «Третий Спас хлеба припас». В этот же день, 29 августа отмечают День Спаса Нерукотворного. На Руси иконы Спаса Нерукотворного известны с XII века. И почитали их особо, считая, что этот иконографический тип восходит к самому древнему и наиболее достоверному изображению Христа.



Первый Спас – Медовый

«Медовый» или «маковый» Спас, также Первый Спас — народное название в России православного праздника в первый день Успенского поста, 1 августа по юлианскому календарю), в честь Происхождения (изнесения) древ Креста Господня.  По преданию, в этот день произошло крещение Руси.



Происхождение в Византии

Греческий часослов 1897 года: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля по старому стилю), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».



В Русской традиции

В Русской Церкви этот праздник в честь Спаса и Богородицы был установлен Андреем Боголюбским в 1164 в ознаменование победы над волжскими булгарами. Также в народном сознании этот праздник наложился на празднование крещения Руси в 988. По традиции, совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком.


Макавей


14 августа, кроме того, день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 г. до Рождества Христова. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно переплелись с языческими обычаями и обрядами: день памяти Маккавеев причудливо слился с древним языческим обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник «Макавей» — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. Возможно, связь мака с Маккавеями чисто звуковая. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко — маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником, на Украине — макитрой, в Белой Руси — макатером.

Съедобный мак был распространённым и любимым продуктом, разнообразно применяемым в народной кухне, обрядовых блюдах восточных и западных славян. Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачёк с мёдом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод».

В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».

«Спас на воде»


«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.

Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье». Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас.


Медовый Спас


Медовым называют первый Спас, потому что соты в ульях к этому времени наполнены до отказа, и пасечникам приступают к сбору. Кроме того, лишь в медовый Спас по традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена — лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

Второй Спас - Яблочный


Этот праздник относится к числу великих, двунадесятых праздников. Отмечается он церковью 19 августа (6 августа по старому стилю).

Основанием для церковного торжества служит евангельское сказание о том, как Христос взял трех ближайших учеников - Петра, Иакова и Иоанна - и «возвел их на гору высокую одних». У евангелистов эта гора не поименована, но древнее предание называет ее горой Фавор. Евангелист Лука указывает, что Христос по восхождении на гору предался молитве, а ученики заснули. Во время молитвы лицо Христа будто бы просияло как солнце, а одежды его сделались белыми как снег. И явились пророки Моисей и Илья, и повели с ним беседу. Апостолы в это время проснулись и услышали го­лос с неба: «Сей есть сын мой воз любленный».

Праздник преображения впервые был установлен христианской церковью в IV в. Он прививался с трудом. На Руси он появился с введением христианства. Второй спас совпадал с началом сбора урожая многих садовых и огородных культур. В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поётся канон, в котором подчеркивается величие Преображения. Цвет богослужебных одежд в этот праздник — белый, символизирующий в этот день божественный нетварный фаворский свет. Праздник всегда приходится на Успенский пост.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрёл по причине того, что, согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая, а там, где его нет — яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой им природы. До праздника православная церковь строжайше запрещала употреблять в пищу яблоки. Запрет на употребление яблок церковники заимствовали из древних языческих культов. В дале­ком прошлом запреты употреблять в пищу некоторые плоды до определенного срока устанавливались для того, чтобы дать возможность плодам созреть. Православная церковь сохранила такие запреты, но придала им религиозную окраску. До праздника преображения есть яблоки считалось грехом. В праздничный день верующие несли в церковь яблоки и другие фрукты. Служитель божий освящал плоды, и только после этого можно было употреблять их в пищу. Вот почему в народе за этим днем укрепилось название яблочно го праздника, или яблочного спаса.


Третий Спас - Ореховый


Третий Спас, Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа — православный праздник, совершаемый Церковью 29 августа (16 августа по старому стилю) в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя.

По церковному преданию, в те давние времена, когда Христос начал проповедовать свое учение, жил в Эдессе (Месопотамия) царь по имени Авгарь, болевший проказой. Когда услышал он рассказы о чудесах, ко торые якобы творил Иисус Христос, захотел и он попытать счастья у чудо творца. Не надеясь заполучить к себе самого Иисуса, царь направил к нему живописца, чтобы тот принес повелителю хотя бы образ Христа. Задача живописцу выпала нелегкая, как ни пытался он схватить на холсте черты Иисуса, ему это никак не удавалось, так как лицо Христа все время чу­десным образом изменялось. И тогда Христос пришел на помощь. Он по просил воды и, умыв лицо свое, вы тер его полотняным полотенцем. И произошло чудо. Простая вода обратилась в краску, и на полотенце от печатался лик Иисуса. Этот образ на полотне и был доставлен Авгарю в Эдессу.

Как утверждают церковники, икона на полотне с изображением Иисуса много лет хранилась в Эдессе. Но когда мусульмане, опустошавшие многие города и страны, разграбили Эдессу, они увезли чудотворную икону. Только в 994 г, византийские императоры выкупили ее. Она была доставлена в Константинополь и передана на хранение крупнейшему храму 29 августа (16 августа по старому стилю),  этот день вошёл в церковный календарь как общецерковный праздник.

По  Уставу, относится к малым праздникам «со славословием», но в русской традиции обычно совершается бдение. Совпадает с первым днём попразднства Успения.



В народном фольклоре.
Народные названия праздника: «Спас на холстах», «Спас на полотне», «орешный» или «ореховый Спас», так как к этому времени созревает лесной орех и разрешается его собирать в лесах, «хлебный Спас» — заканчивается уборка хлеба.

У В.Даля в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, можно найти совершенно оригинальный взгляд, с которым нельзя не согласиться: «Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб.» Возвращаясь к названию третьего Спаса, называемого «хлебным» или «орешным», народ отмечал его как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и слышится в народных пословицах и поговорках: «Третий Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас — на полотне, а хлебушко в гумне!».


Заключение.


В августе отмечаются три праздника, именуемые Спасами и вызывающие ассоциации с золотистым медом, сочными наливными яблоками и веселым хрустом разгрызаемых орехов. Народные названия Спасов: медовый, яблочный и ореховый. Имеются и официальные церковные названия, а сами праздники несут двойную смысловую нагрузку, в данной работе было рассмотрено значение этих праздников как с фольклорной так и с церковной точки зрения.

Список использованной литературы.



  1. Pravoslavie.ru
  2. Wikipedia.org

  3. Patriarchia.ru









Плохо иметь отцом блудного сына. Веслав Брудзиньский
ещё >>