Организация работы с одаренными (талантливыми) детьми в учреждении дополнительного образования - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация работы с одаренными (талантливыми) детьми в учреждении... 1 141.65kb.
Программа работы с одаренными детьми по географии в 6 классе 1 133.17kb.
Методические рекомендации по организации работы с одаренными детьми 8 1349.37kb.
Статья «Американская система образования: опыт работы с одарёнными... 1 54.72kb.
Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными... 1 55.29kb.
Организация работы с одаренными детьми 3 494.43kb.
Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей 1 205.97kb.
«Игрушки», рассчитан для работы с детьми 5-7 лет и может быть полезен... 1 61.48kb.
«Работа с одаренными детьми в среднем и старшем звене общеобразовательной... 1 52.8kb.
Программа всероссийского форума «Актуальные проблемы активизации... 1 83.21kb.
Эльвира Юрьевна Аникина Руководитель школьного научного общества... 1 38.89kb.
Щедровицкий П. Г 3 463.46kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Организация работы с одаренными (талантливыми) детьми в учреждении дополнительного - страница №1/1

Организация работы с одаренными (талантливыми) детьми

в учреждении дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества города Белово»
Подорожная Елена Алексеевна, методист, педагог дополнительного образования

 "Человечество движется вперед благодаря избранным"


Альфред Бине (французский психолог)

Качественный скачок в развитии новых технологий привел к востребованности человека, способного нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Это возможно через сохранение и преумножение интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети позволят российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса.

Развитие и поддержка одаренности в настоящее время является актуальной как для учителей общеобразовательных школ, так и для педагогов дополнительного образования. В системе дополнительного образования решение проблемы одаренности имеет свою специфику и должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и творческого роста детей, выявления у них признаков и развития присущих им видов одаренности. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в формировании среды для того, чтобы ребенок мог углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни.

Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. 2

Сегодня одаренными называют детей :



  • с высоким уровнем творческих способностей;

  • с интеллектом выше среднего;

  • достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, танцоры);

  • хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Детская одаренность делится на явную (мы её сразу замечаем), возрастную (исчезает с возрастом), скрытую (не проявленную).

Степень одаренности:

первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч;
вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 23 %;
третья — собственно одаренные (1525 %);
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) .

Типы характеров одаренных детей:

1-й тип подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, речевым с хорошим развитием, лидер, фантазер; 2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий,  застенчивый, пугливый. 2

Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающиеся от сверстников: отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Уже в раннем возрасте они способны прослеживать причинно – следственные связи, обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Чаще всего привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. 1

Но наряду с положительными моментами существуют и проблемы одаренных детей:


  • неприязнь к школе.

  • игровые интересы. 

  • погружение в философские проблемы. 

  • несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. 

Каковы же причины уязвимости одаренных детей :

  • стремление к совершенству;

  • ощущение неуязвимости;

  •  нереалистические цели;

  •  сверхчувствительность;

  •  потребность во внимании взрослых;

  • нетерпимость. 1

Поэтому нами выбраны приоритетные направления работы с одаренными детьми:

-       развитие личности одаренных детей;

-       развитие их творческой самостоятельности;

-       развитие их коммуникативных умений.

Исходя из этого, для себя мы определили следующие цели работы с одаренными детьми:


  • расширение возможностей развития индивидуальных и творческих способностей  каждого ребенка;

  • создание условий для развития обучающихся, одаренных в творческом отношении;

  • улучшение условий социальной адаптации детей;

  • гармонизация отношений в системах «педагог –  одаренный ребенок», «одаренный обучающийся – обучающийся», «одаренный ребенок – родитель».

Эти цели можно достичь через решение педагогических задач:

  • выявлять и развивать возможности одаренных детей в различных областях знаний;

  • выбирать рациональные формы управления деятельностью обучающихся;

  • осуществлять индивидуализацию обучения;

  • реализовывать личностно-ориентированные технологии в практику обучения;

  • формировать системность в знаниях обучающихся в различных областях творчества;

  • повышать квалификацию педагогических работников, осуществляющих работу с одаренными детьми;

  • создавать благоприятную интеллектуальную атмосферу для достижения максимальной самореализации творчески-одаренных детей.

В нашем учреждении приняты такие критерии одаренности ребенка:

  • решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;

  • в своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;

  • речь ребенка отличается повышенной выразительностью;

  • показывает стабильные результаты.

Таким образом, одаренным в нашем учреждении мы считаем ребенка, опережающего своих сверстников в развитии, либо выделяющегося среди других детей специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными и т.д.)

Педагогический коллектив Центра детского творчества для себя опередил для использования основные принципы обучения одаренных детей. К ним относятся:



  • принцип развивающего и воспитывающего обучения в соответствии с ним цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств обучающихся;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Цели, содержание и процесс должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности детей. Особенно важно при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой уникальной форме;

  • принцип учета возрастных возможностей. Предполагает соответствие содержание образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных обучающихся на разных возрастных этапах.

Опираясь на Федеральную целевую Программу «Дети России», национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», муниципальную ведомственную программу «Одаренные дети» на 2010-2013 годы, проект программы учреждения «Работа с одаренными детьми», локальные акты,   Центр детского творчества ведет активную работу по развитию системы поддержки одаренных (талантливых) детей. 

Для каждой ступени основного образования дополнительное образование способно предложить свой содержательный модуль, исходя из особенностей целеполагания развития личности в условиях определенного возрастного периода (рассмотрим на примере нашего учреждения):



на этапе дошкольного образования – осуществляется предшкольная подготовка в рамках школы раннего развития «Карусель»;

на этапе начального школьного образования – оказывается помощь в определении склонностей и способностей ребенка через включение в творческие объединения, деятельность которых осуществляется по четырем образовательным направленностям - художественно-эстетическая, социально-педагогическая, военно-патриотическая, научно-техническая. Для успешного развития одаренности, в учреждении создается насыщенная, эмоционально богатая образовательная среда, через мотивацию к различным видам деятельности;

на этапе основного общего образования– осуществляется поддержка процесса самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретение опыта их решения- через вовлечение в проектную деятельность, обучения по специальным образовательным программам с углубленным уровнем(программы для одаренных обучающихся);

на этапе среднего полного общего образования– происходит сопровождение процесса профессионального самоопределения детей, обеспечение и помощь в получении углубленных знаний в выбранном профиле деятельности. В этот период характер образовательной деятельности предполагает выдвижение на первый план творческих и продуктивных знаний, «погружение» в деятельность и  моделирование творческих ситуаций.

Отметим некоторые особенности работы с одаренными детьми в нашем учреждении. Благоприятная окружающая среда и правильное педагогическое руководство способны превратить «природный дар» в выдающийся талант 1. Исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что с одаренностью детей может справиться любой педагог, если он обладает необходимыми знаниями и уровнем предметной подготовки. Поэтому в учреждении большое внимание уделяется повышению квалификации педагогов- ежегодно планируются и проводятся теоретические и практические семинары по проблеме, все педагоги проходят курсы повышения квалификации, посещают разноуровневые мастер-классы и творческие мастерские.



Нами подобраны рекомендации педагогам, работающим с одаренными детьми:

  • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. 

  • Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. 

  • Научите обучающихся прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные в других областях и при изучении других предметов. 

  • Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. 

  • Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. 

  • Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

Выявление и поддержка наиболее одаренных и талантливых детей стала системной и неотъемлемой частью педагогического сопровождения обучающихся нашего учреждения. Каждому ребенку в Центре предоставляется возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их усвоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Образовательную деятельность каждого детского объединения по интересам мы рассматриваем как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей - общих и специальных, личностных качеств и т. д. Это формирует определенные требования к содержанию и методике образовательной и воспитательной работы с детьми.

В обучении одаренных детей в Центре детского творчества приоритетной формой работы является общение ребенка с педагогом, поэтому занятия строятся не в традиционной форме, а виде работы творческих групп, микроколлективов, что дает хорошую возможность каждому ребенку реализовать себя, имея максимум внимания со стороны педагога.



Ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, исследовательские, проектные, в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Ведущим принципом работы с одаренными детьми сегодня в нашем учреждении является принцип предоставления возможностей для предметной творческой деятельности и диагностики собственно одаренности по конечному результату этой деятельности, за определенный период. Предоставление таких возможностей реализуется через конструирование разнообразных форм воспитательно-образовательной деятельности (групповые и индивидуальные занятия, научно-практические конференции, олимпиады, выставки, фестивали, конкурсы и др.)

На занятиях используются  технологии обучения и их элементы:

        • индивидуальное и деференцированное обучение;

  • интегративный подход;

  • технологии кооперативного обучения и творческих мастерских;

  • проектное обучение;

  • модульная технология;

  • технология полного усвоения;

  • инновационные компьютерные технологии.

Для одаренных и талантливых детей разрабатываются специальные образовательные программы для раскрытия и реализации их способностей, в которых проектируется маршрут деятельности педагога дополнительного образования, ориентированный на реальное развитие потенциала личности ребенка, следовательно, на развитие одаренности с реальными результатами. Основные подходы к разработке содержания таких образовательных программ: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация.

Среди форм и методов работы широкими возможностями выявления и развития одаренных обучающихся обладают различные выставки, мастер- классы, конкурсы и т.д. Для систематизации и отслеживания результатов и достижений обучающихся используется метод Портфолио на уровне творческого объединения.

Результативность работы с одаренными детьми

для учреждения

  • Повышение востребованности нашего учреждения у населения и образовательных учреждений поселка и соответственно престижа Центра.

  • Увеличение количество квалифицированных кадров.

  • Создание новых современных образовательных программ, в том числе интегрированных.

  • Формирование единого воспитательного пространства, за счет непрерывности образования.

  • Формирование команды единомышленников, и как следствие улучшение психологического микроклимата в учреждении.

для педагогов

  • Постоянных поиск, повышение квалификации.

  • Сохранность контингента объединений по интересам, заинтересованность детей в успехе.

  • Престиж работы педагога и учреждения в целом.

  • Формирование «субъект-субъектных» отношений между членами педагогического коллектива, педагогами и детьми.

  • Изменилось отношение обучающихся к изучаемой области знания в лучшую сторону.

для детей

  • Обучающиеся стали активнее на занятиях, развились умения работать самостоятельно и ответственное отношение к обучению в Центре.

  • Окрепло умение работать в коллективе и отвечать за успех общего результата.

  • Развиваются творческие способности, признаками которых являются творческие работы, исследовательские и проектные работы, победы в конкурсах и олимпиадах.

  • Повышается положительная мотивация к изучаемой образовательной области знаний.

  • Создается программа поведения в неопределенных проблемных ситуациях.

Для систематизации работы по этой проблеме, в Центре детского творчества создается банк информационно-методических материалов (памятки, диагностики, методическая продукция по проблеме и т.п.) в помощь педагогам, детям и их родителям. Формируются банк данных «Одаренные дети», отражающий достижения обучающихся в разноуровневых конкурсах и соревнованиях, технических олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности. Ведется работа по формированию «Портфолио» успешности одаренного обучающегося.

Такая система работы с детьми дает свои положительные результаты, что подтверждает повышение результативности участия наших обучающихся в разноуровневых конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях.



Хочется закончить словами В.А. Сухомлинского: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Список использованной литературы

  1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.Текст: / Е.П. Ильин.- СПб: Питер, 2009.-264 с.

  2. Матюшкин А.А. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренныхТекст: / А.А. Матюшкин– Москва: Эксмо, 2005. -144 с.





Пенсионер: человек, который думал, что семь раз в неделю будет удить рыбу, а на самом деле три раза в день собственноручно моет посуду.
ещё >>